«Demonological» plot in V. Rasputin’s story «Live and Remember»
The paper deals with the analysis of the archetypical plot about a human’s pact with a devil. The pact is the structural core of the novel. The text is organized as the story of a betrayal, unfolding on the background of the hard war times. The story about a particular event is inscribed in the eternity, it is framed with scenes of the national mythology and history. Nastyona and her husband Andrey Guskov, who has become a deserter, undergo a severe moral trial by demonic machinations. The main motives of the «eternal» plot are reflected in each destiny like in a mirror. The woman’s image is illuminated by the authority of the Virgin, it is assimilated to Sophia-bride and to the fornicatress (Sofia fallen), the image of the deserter is referred to the motives of the beast-werewolf and Judah. A significant sense load in this novel falls on «St. George’s Complex», traditional for the V. Rasputin’s poetics. War is seen as an existential situation, the fight with the barbarians, similar to Baptism, the resolution of which is given at the mercy of everyone, requires personal self-identity.
Keywords
V. Rasputin,
«Live and Remember»,
pact with the devil,
werewolf,
St. George’s ComplexAuthors
Всего: 1
References
Агранович С. З., Саморукова И. В. Двойничество: Моногр. Самара, 2001.
Миф как объект и / или инструмент интерпретации: Сб. науч. ст. / Сост. и общ. ред. И. В. Саморуковой. Самара: Медиа-Книга, 2014. (Книга-перевертыш).
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. Т. 1. 800 с.
Бахтина В. А. Борис Соколов и его неизвестный труд о русском духовном стихе // Б. М. Соколов. Большой стих о Егории Храбром: Исследование и материалы. М., 1995. С. 15-21.
Бочаров А. И нет ему прощенья! // Октябрь. 1975. № 6. С. 216-219.
Вайскопф М. Птица тройка и колесница души: Работы 1978-2003 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 576 с.
Геллер Л. Утопия звериности или репрезентации животных в русской культуре // Труды Лозанского симпозиума 2005 / Под ред. Л. Геллера. Лозанна; Дрогобыч: Коло, 2007.
Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. 234 с.
Ковтун Н. В. «Никольский» и «георгиевский» комплексы в повестях В. Г. Распутина (канон, народно-поэтическая интерпретация, историософия автора) // Универсалии культуры. Вып. IV: Эстетическая и массовая коммуникация: вопросы теории и практики: Моногр. / Под ред. Н. Ковтун, Е. Анисимовой. Красноярск: Сиб. федеральный ун-т, 2012. С. 64-93.
Лепахин В. Летопись как икона всемирной истории (по «Повести временных лет») // Вестн. рус. христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1995. № 171. С. 30-42.
Лотман Ю. М., Успенский Б. А. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода // Труды по знаковым системам. XV: Типология культуры. Взаимное воздействие культур. Тарту, 1982. Вып. 576. С. 110-121.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. СПб.: Тип. Майкова, 1869.
Мартазанов А. М. Идеология и художественный мир «деревенской прозы» (В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев): Дис. … д-ра фил. наук. СПб., 2006. 192 с.
Маркова Е. И. Творчество Николая Клюева в системе национальной культуры. («Георгиевский комплекс») // Николай Клюев: образ мира и судьба: Материалы Всерос. конф. «Николай Клюев: национальный образ мира и судьба наследия». Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 36-45.
Маркова Е. Н. Зеленый Юрий и пламенный Егорий («Георгиевский комплекс» в поэме Н. Клюева и романе Б. Пастернака) // Николай Клюев: образ мира и судьба: Сб. ст. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 18-34.
Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука, 1984. 223 с.
Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура мистических сект. М.: ОГИ, 2002. 544 с.
Распутин В. Г. Собрание сочинений: В 4 т. Иркутск: Сапронов, 2007. Т. 3: Живи и помни. Повесть. Рассказы. 440 с.; т. 4: В ту же землю: Повесть, рассказы. 440 с. Северные сказки: Сборник Н. Е. Ончукова // Записки Имп. Рус. географического о-ва. СПб., 1908. Т. 34.
Соколов Б. М. Большой стих о Егории Храбром: Исследование и материалы. М., 1995.
Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс: Гнозис, 1991. 192 с.
Цветов Г. Изыди, сатана (мотив запродажи души дьяволу в повести В. Распутина «Живи и помни») // Цветов Г. О близком в далеке: Избранное. Сеул, 1998. С. 103-112.
Эпштейн М. «Природа, мир, тайник Вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
Jones E. Le Cauchemar (On the Nightmare 1931). Paris, 2002.