Family fire and home fire cult in the Folklore of indigenous people in Siberia
Based on the material of various genres of folklore (myth, epos, ritual poetry), the paper considers the significance of the image of the Mother of Fire and of the related family ceremonies in the traditional culture of the indigenous peoples of Siberia.
Download file
Counter downloads: 495
Keywords
folklore of Siberian indigenous peoples, traditional culture, fire cult, Animism, фольклор коренных народов Сибири, традиционная культура, культ огня, анимизмAuthors
Name | Organization | |
Dmitriyeva Larisa Valeryevna | ffch@mail.ru |
References
Тучкова Н.А. Селькупы: Мировоззрение, мифология, культ // Народы Западной Сибири. М., 2005. C. 368–377.
Хвостов В.А. Ранний комплекс могильника Окунево V, VII в связи с погребальным обрядом индоариев // Археологические микрорайоны Западной Сибири. Материалы научной конференции. Омск, 1998. C. 72–75.
Храбрый Содани-богатырь // Эвенкийские героические сказания. Новосибирск, 1990. C. 126–237.
Токарев С.А. Символика огня в истории культуры // Этнографическое обозрение. 1999. № 5. С. 36–41.
Тихонова М.В. Энцы // Народы Западной Сибири. М., 2005. C. 486–544.
Семенова Л.Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. СПб., 2006.
Студзицкая С.В. Искусство Восточного Урала и Западной Сибири в эпоху бронзы // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР / Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1987. C. 318–327.
Рапопорт Ю.А. Религия Древнего Хорезма: Некоторые итоги исследований // Этнографическое обозрение. 1996. № 6. С. 53–92.
Сем Т.Ю. Культ света в ритуальной практике тунгусов Байкало-Амурского региона // «Homo Eurasicus» у врат искусства: Сб. научных трудов. СПб., 2009. С. 288–298.
Могучий Эр Соготох. Новосибирск, 1996.
Неркаги А. Анико из рода Ного: Повесть // Современная уральская повесть. Свердловск, 1987. Т. 5. С. 391–489.
Попова Г.С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха). СПб., 2010.
Поцелуй на скаку: Памятники сибирского фольклора в записях XVIII – XX вв. М., 2001.
Матющенко В.И., Синицына Г.В. Могильник у деревни Ростовка вблизи Омска. Томск, 1988.
Лопуленко Н.А. Нганасаны: Мировоззрение и культы // Народы Западной Сибири. М., 2005. C. 608–618.
Жаронкин В.Н. О некоторых зороастрийских чертах в тагарской культуре // Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов к XXXVI РАСК. Иркутск, 1996. Ч. 2. С. 74–77.
Достопримечательности Алтая: Легенды, мифы, сказки Алтая. Горно-Алтайск, 2010.
Дыренкова Н.П. Культ огня у алтайцев и телеут // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1927. Т. VI. С. 63–78.
Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург, 2004. Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой-разукрашенной одежде // Эвенкийские героические сказания. Новосибирск, 1990. C. 239–370.
Алексеенко Е.А. Кеты: Мировоззрение, культы, ритуалы // Народы Западной Сибири. М., 2005. C. 706–719.
Боктук-Кириш, Бора-Шэлей // Тувинские героические сказания. Новосибирск, 1997. C. 298–529.
