Двигательная активность студенческой молодежи
Программа по физическому воспитанию в вузе не в состоянии полностью устранить отрицательные последствия гипокинезии студентов, поскольку занимает небольшой процент времени. Занятия в рамках учебного времени не должны быть единственным способом реализации потребности в движении. Увеличение объема двигательной активности в режиме дня, учебы и отдыха должно стать для них жизненной необходимостью, способной формировать в их сознании стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни.
Students' physical activity.pdf В современном мире молодежь является не только объектом воспитания, образования и социализации, но и основным потенциалом инновационного экономического развития общества [1]. Поэтому в данном контексте студенческая молодежь заслуживает особого внимания. Во-первых, студенты представляют не только потенциал трудовых ресурсов общества, но и его высококвалифицированный компонент, в значительной мере управленческий. Во-вторых, молодежь является популяционным ресурсом, плохое состояние здоровья которого отрицательно отразится на последующих поколениях [2]. Ретроспективный анализ исследований состояния здоровья студентов, представленный И. В. Журавлевой с соавторами в монографии «Здоровье студентов: социологический анализ» (2012), свидетельствует о неуклонном его ухудшении. Показано, что снижение уровня здоровья студентов от младших курсов к старшим происходит за счет увеличения числа лиц с хроническими заболеваниями [3]. По данным А.Н. Приходько (2011), большая часть студентов (около 70%) страдает функциональными и соматическими болезнями. За годы обучения в вузе число здоровых студентов уменьшается на 25,9%, а хронически больных увеличивается на 20% [4]. Авторами отмечено, что неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья студентов связаны с дефицитом ночного сна, чрезмерной продолжительностью самоподготовки, низким уровнем двигательной активности (гипокинезией), нарушениями режима питания [2-5]. Стоит отметить, что снижение двигательной активности занимает одну из лидирующих позиций в причинно-следственной цепочке факторов, приводящих к росту заболеваемости, значительному снижению показателей здоровья, диагностируемых у абитуриентов и студентов вузов [6]. В связи актуальностью вышеуказанной проблемы целью нашего исследования явилось изучение особенностей двигательной активности студентов Томского государственного университета. В социологическом исследовании участвовали студенты (N = 300, 17-20 лет) гуманитарных, физико-технических и математических факультетов университета. Респондентам была предложена анкета, содержащая вопросы, касающиеся повседневной двигательной активности и отношения к ней. Для получения дополнительной информации был проведен анализ распределения студентов по группам здоровья и пр. Статистическая обработка результатов была проведена с помощью программы STATISTICA 8.0 и включала сравнительный анализ долей качественных данных с использованием критерия х2. За статистически значимое различие принимали p < 0,05. Под термином «двигательная активность» понимается сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни на организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. Важным является определение «оптимального» уровня двигательной активности, который компенсировал бы затраты энергии и способствовал дальнейшему совершенствованию личности [7]. В рекомендациях Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры (1983) отмечают необходимость в 10-14 ч в неделю двигательной активности для студентов. По мнению Н.М. Амосова (1985), недельная нагрузка должна быть большей - 16-18 ч. В работах М.Т. Кобзы (2002) рекомендована нагрузка 6-8 ч в неделю, что в 2 раза меньше норм 1983-1985 гг. В 2010 г. были опубликованы рекомендации по физической активности Всемирной организации здравоохранения - от 2,5-5 ч в неделю (причем не менее 150 мин должны занимать занятия аэробикой средней интенсивности) [8]. В докладе рабочей группы Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта (март 2014 г.) отмечено, что объем недельной двигательной активности для студентов должен быть не менее 11 ч [9]. В связи с представленными рекомендациями становится очевидным, что программа по физическому воспитанию в вузе не может полностью компенсировать потребность в движении. Согласно образовательному стандарту на дисциплину «Физическая культура» отведено 68 ч в семестр, что составляет 4 ч в неделю, или 1/3 «оптимального» уровня двигательной активности. Важно отметить, что занятия по физической культуре в рамках учебного времени не должны быть для студентов единственным способом реализации потребности в движении. К занятиям физической культурой в Томском государственном университете ежегодно приступает более 3,5 тыс. студентов 1-3-х курсов (из них около 0,1% не приступает к занятиям за учебный год по различным причинам). Перед началом учебно-тренировочных занятий проходит распределение студентов по группам здоровья - основная и специальная медицинские группы, а с 2010 г. и группа лечебной физической культуры. В 2014/15 уч. г. 70% студентов были отнесены к основной медицинской группе, 9% - к специальной и 21% - к группе лечебной физической культуры (в 2012/13 уч. г. - 74, 18 и 8% соответственно), полностью освобожденными от занятий ежегодно признаются около 0,07%. При сравнении с аналогичным распределением трехлетней давности стоит отметить уменьшение числа студентов основной медицинской группы на 4%, в 2 раза снизилось количество студентов специальной медицинской группы (р < 0,05) при увеличении практически в 4 раза группы лечебной физической культуры (р < 0,05). Таким образом, ежегодно у трети студентов выявляют различные отклонения в состоянии здоровья, являющиеся основанием для отнесения их в специальную медицинскую группу и группу лечебной физической культуры (в 1996 г. такие отклонения были зарегистрированы только у 1/5 студентов). Процесс физического воспитания для студентов основной медицинской группы осуществляется на основе традиционного подхода (общая физическая подготовка) и с использованием технологий лич-ностно-ориентированного содержания избранных видов физкультурно-спортивной деятельности (аэробика, баскетбол, бодибилдинг, волейбол, каратэ, лыжные гонки, плавание, футбол, фитнес, шахматы). Преимущества использования педагогических технологий личностно-ориентированной направленности в процессе физического воспитания студентов убедительно показаны в работах В.Г. Шилько [10-12]. В 2014/15 уч. г. 20% студентов, отнесенных к основной медицинской группе, посещают занятия по общей физической подготовке, большинство распределены по группам избранных видов физкультурно-спортивной деятельности. Традиционно популярными среди женщин остаются занятия аэробикой (37%) и фитнесом (26%), среди мужчин - бодибилдингом (32%). Сравнение показателей за последние десять лет свидетельствует о незначительном изменении процентного соотношения в пределах ±5% (р < 0,05). 120 ю „ о к 'S н ч ° Её § л Й и S «I * =§ § ц й и 100 9 10 11 12 Осенний семестр Учебный год, мес. Рис. 1. Изменение объема недельной двигательной активности студентов в течение учебного года (по результатам собственных исследований): * - 2 недели зимних каникул; | - снижение объема до 60% от минимального объема; J4 - снижение до 40% от минимального объема SO I 60 40 20 На уровень двигательной активности влияет как образовательный процесс, так и индивидуальное отношение студентов [13]. Около 45% первокурсников ранее занимались спортом и 16% из них имеют спортивные разряды. Практически все респонденты отмечают положительное отношение к занятиям физической культурой в вузе, а 38% дополнительно посещают занятия в спортивных центрах. Практически все опрошенные мужчины и 62% женщин предпочитают активный отдых, но, к сожалению, они отмечают дефицит свободного времени. До 50% респондентов ежедневно бывает на свежем воздухе 1,5-2 ч и лишь 10% -более 2 ч (гигиеническая норма 2 ч в день), «менее 30 минут в день» отметили 10% студентов. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что примерно у 1/3 студентов обоего пола недельная двигательная активность выше минимально необходимого уровня (около 10 ч в неделю). Эти данные можно соотнести с результатами, полученными С.М. Футор-ным (2013): недельный, минимально необходимый объем специально организованной двигательной активности (8-10 ч в неделю), соблюдают только 32,39% девушек и 38,46% юношей [14]. Уровень двигательной активности претерпевает определенные изменения в течение учебного года (рис. 1). Из рисунка видно, что на протяжении большей части учебного года (около 10 мес.) отмечается недостаточный уровень двигательной активности (дефицит 40-60%). Двигательная активность во время каникул соответствует минимальному уровню или его превышает. В течение учебных семестров, а тем более в период экзаменационных сессий, отмечается снижение двигательной активности. Программа по физическому воспитанию в вузе не в состоянии полностью устранить отрицательные последствия гипокинезии студентов, поскольку у большинства обучающихся занятия по физическому воспитанию занимают лишь небольшой процент времени. Увеличение объема двигательной активности в режиме дня, учебы и отдыха должно стать для них жизненной необходимостью, способной формировать в их сознании стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни.
Ключевые слова
студенты,
физическое воспитание,
физическая культура,
анкетирование,
двигательная активность,
гипокинезия,
здоровье,
students,
physical education,
questionnaires,
physical activity,
hypokinesia,
healthАвторы
Кабачкова Анастасия Владимировна | Томский государственный университет | канд. биол. наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины | avkabachkova@gmail.com |
Фомченко Виктория Витальевна | Томский государственный университет | студентка факультета физической культуры | fomchenko_viktoriya@sibmail.com |
Фролова Юлия Сергеевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины | julia.s.frolova@gmail.com |
Всего: 3
Ссылки
Симаков А.В. Трудовой потенциал молодежи // Проблемы развития территории. 2012. № 2 (58). С. 55-61.
Сюпова М.С., Халикова С.С. Здоровье студентов как фактор сохранения трудового потенциала региона // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т. 4, № 4. С. 204-209.
Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. М., 2012. 252 с.
Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психология здоровья студенческой молодежи. Томск : Том. гос. ун-т, 2012. 144 с.
Васенков Н.В., ФазлееваЕ.В. Гипокинезия как одна из причин ухудшения здоровья студентов // Вестник НЦБЖД. 2013. № 1 (15). С. 50-54.
Ильиных И.С., Надюк Н.В. Здоровье и физическое здоровье студентов в вузе // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровье студентов вузов» (31 марта 2008 г.). СПб. : Изд-во СПбГУП, 2008. С. 49.
Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь. М. : Гардарики, 2007. 366 с.
Global recommendations on physical activity for health. World Health Organization, 2010. 60 p.
Доклад о развитии массового спорта и физического воспитания населения (март 2014 г.). 2014. 182 с.
Шилько В.Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283. С. 205-210.
Радаева С.В., Шилько В.Г. Учебная и внеучебная формы физического воспитания студентов с использованием спортивноориентированных технологий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300-3. С. 75-77.
Гусева Н.Л., Шилько В.Г. Оптимизация двигательной активности студентов на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 26-28.
Третьяков А.А., Дрогомерецкий В.В., Агошков В.В. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 279.
Футорный С.М. Проблема дефицита двигательной активности студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2013. № 3. С. 75-79.