Судьи губернских судов общей подсудности в Западной Сибири в первой половине XIX в.: формально-качественные характеристики | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 480. DOI: 10.17223/15617793/480/12

Судьи губернских судов общей подсудности в Западной Сибири в первой половине XIX в.: формально-качественные характеристики

Исследован комплекс документов 1807-1851 гг., позволяющий оценить результаты управления кадрами в судах Западной Сибири в первой половине XIX в. Проанализированы изменения в составе судей судов губернского звена Тобольской и Томской губерний, сделаны выводы об итогах развития данной группы представителей дореформенной судебной бюрократии.

Judges of provincial general jurisdiction courts in Western Siberia in the first half of the 19th century: Formal qualit.pdf «В судах была Россия черна неправдой черной». Эти слова поэта, прежде всего, приходят на память, когда заходит речь о так называемом старом суде, -более столетия назад их записал в качестве вступления в своем очерке И.В. Гессен [1. С. 1]. Историографическую традицию критики дореформенных судов продолжают современные авторы. При этом состояние и направленность эволюции судейских кадров остаются в числе малоизученных в науке вопросов. Взращивание юридических кадров в России требовало времени и планомерной реализации государственной кадровой политики. Региональный аспект проблемы становления и развития российской имперской бюрократии сделался самостоятельным направлением историко-социологических и историко-юридических исследований. Установлено, что ситуация с кадровым обеспечением на окраинах Российской империи существенно отличалась от ее центральной части. Губернии и области Сибири относились к числу тех, которые постоянно нуждались в повышенном внимании верховной власти [2. С. 84-90]. В Западной Сибири к середине XIX в. удалось преодолеть острый дефицит кадров и сформировать устойчивый состав судей окружных судов, поддерживать надлежащий уровень их компетентности за счет привлечения чиновников из центральной части России, стажирования в органах центральной или губернской администрации и назначения бывших работников образования. Местных судей закономерно отличали разнообразие сословного происхождения, предварительного стажа государственной гражданской службы [3. С. 124-131]. Однако высшую ответственность за качество осуществления правосудия на местах несли судьи судов губернского звена, замещение должностей которых предполагало максимальные усилия при исполнении требований общеимперского законодательства. Цель статьи - проанализировать формальнокачественные характеристики данной группы судей Западной Сибири на основе их персональных формулярных списков. Следует заметить, что в современной науке утвердилось мнение о ценности формулярных списков как источника [4. С. 30-39]. Обращение автора к анализу ключевых документов учета судейских кадров составляет новизну исследования. В 1802-1821 гг. в Западной Сибири роль судов второго звена исполняли уголовная и гражданская палаты в Тобольске и гражданский и уголовный суд в Томске. В связи с отсутствием органов сословного самоуправления, наделенных правом замещать должности дворянских заседателей, последних в судах заменяли асессоры [5. Собр. I. Т. XLIV. Ч. 2. К № 24985. VII. Доп. 14]. В 1822 г. в ходе реформы местного управления в Тобольске и Томске учредили губернские суды в составе председателя и 4 советников, в Омске - областной суд [5. Собр. I. Т. XXXVIII. № 29125. § 54, 353], закрытый после ликвидации области в 1838 г. В 1829-1830 гг. Сенат и Комитет министров признали необходимым увеличить состав губернских судов в Тобольске и Томске на одного советника в целях обеспечения срочности рассмотрения и разрешения дел [5. Собр. II. Т . IV. № 2655; Т . V. № 3503]. В 1836 г. в судах губернского звена была введена должность товарища, т.е. заместителя, председателя [5. Собр. II. Т. XII. № 10185. П. 2]. Штаты 1837 г. зафиксировали в составе Тобольского и Томского губернских судов по 6 судей. По мнению автора, формулярные списки свидетельствуют об основательном отборе судейских кадров для Западной Сибири. Документы позволяют судить о том, что должности доверялись чиновникам, чьи деловые и нравственные качества не вызывали сомнений в органах управления. Вакансии асессоров - младших членов судейских коллегий, замещались при непосредственном участии местного руководства. Среди 12 лиц, чьи данные удалось выявить [6. Д. 311. Л. 43 об.-49; 7. Оп. 4. Д. 94. Л. 145 об.-154; Д. 111. Л. 65 об.-69, 84 об.-88; Д. 163. Л. 150 об.-162; Д. 177. Л. 161 об.-172; 8. Д. 1. Л. 22 об.-26; Д. 2. Л. 34 об.-35, 73-75], исполнявших обязанности асессоров в первой четверти XIX в., числились 3 титулярных советника, 7 коллежских асессоров и 2 надворных советника. 6 начали карьеру в армии, 2 являлись участниками боевых действий. При этом титулярный советник В.В. Петров, в 1784-1791 гг. работник Санкт-Петербургского почтамта, сообщал не только об участии в военных действиях на территории Польши, Прибалтики и Голландии, но и исполнении обязанностей аудитора, т.е. прокурора в военном суде. Три офицера получили после отставки опыт гражданского управления. Надворный советник И.А. Гуляев проходил военную службу в Сибири, успешно исполнял поручения по устройству мигрантов («по абацкой и барабинской степям у разселения поселен-цов приходчиком и расходчиком денежной казны, провианта, семеннаго хлеба и железных хлебопахотных инструментов»), затем обязанности смотрителя деревень. После отставки Гуляев с 1784 г. добросовестно служил заседателем нижнего земского суда, с 1785 г. - капитаном-исправником в разных уездах, с 1804 г. - городничим в Томске, получал официальные поощрения («неоднократные похвалы и аттестаты»), особую благодарность - во время неурожая 1787 г. («в разсуждении расторопности в прокормлении поселян»). В ходатайстве о присвоении ему в 1800 г. чина коллежского асессора сообщалось: «за расторопность и точное исполнение возложенной должности», в 1804 г. чина надворного советника: «за особенное усердие». С 1806 г. он работал советником казенной палаты, с сентября 1807 г. - младшим членом Томского гражданского и уголовного суда, регулярно командировался в составы комиссий (по разграничению губерний, заготовлению соли, для учета сельских запасных магазинов и др.) [7. Оп. 4. Д. 94. Л. 145 об.-151; Д. 177. Л. 161 об.-172]. В Сибири чин прапорщика выслужил С. П. Голощапов, принятый после увольнения из армии на работу в Иркутское губернское правление. В июле 1802 -марте 1804 г. Голощапов осуществлял правосудие в качестве заседателя Иркутского уездного суда, затем исполнял обязанности асессора в казенной палате, в феврале 1805 г. был переведен в уголовную палату, в феврале 1806 г. возглавил Тюменский уездный суд, наконец, в августе 1811 г. его включили в состав коллегии Тобольской уголовной палаты [7. Оп. 4. Д. 111. Л. 84 об.-88]. Карьера бывших канцелярских работников проходила в разных ведомствах, однако только один из них до назначения судьей не стажировался в судах -И. Я. Соколов, обладатель безупречного послужного списка, составленного в органах управления государственными имуществами: в 1790-1807 гг. чиновник трудился в Смоленской казенной палате, затем («по изъявленному желанию») в Верховном Грузинском правительстве в должности протоколиста казенной экспедиции; в августе 1808 г. ему поручили открыть казначейство в Анакуре, где он выявил неучтенные доходы на сумму около 1 350 руб. серебром и сдал в аренду сады, находившиеся в государственной собственности («за выгодную для казны цену»); в 1810 г. его перевели в Тобольск асессором казенной палаты, в июне 1813 г. включили в состав гражданской [7. Оп. 4. Д. 111. Л. 65 об.-67]. Еще 5 судей имели за плечами основательный опыт судебного делопроизводства, из них 4 - руководства канцеляриями судов, кроме того, 2 осуществляли правосудие в уездных судах. В частности, Н.И. Гарбовский был командирован в Тобольскую уголовную палату в 1817 г., прослужив в Оренбургской губернии с 1797 г. в уездном казначействе, с 1802 г. в уездном суде, с 1808 г. при военном губернаторе, с 1809 г. в должности заседателя нижнего земского суда, с 1812 г. - уездного судьи [6. Д. 311. Л. 46 об.-49]. Замечательные отзывы начальства имел В.А. Данилов, в 1782-1789 гг. канцелярский служитель Тобольской верхней расправы, затем - казенной палаты, с 1804 г. - уездный стряпчий, с 1812 г. - секретарь уголовной палаты, с 1816 г. ее асессор. В период работы в верхней расправе Данилову временно поручили обязанности уездного стряпчего, за исполнение которых губернский прокурор официально выразил ему благодарность. В ходатайстве о присвоении Данилову очередного чина в 1792 г. было записано: «за особливую прилежность искуство и успех в порученных делах доброе поведение». В декабре 1807 г. «за справедливость и деятельное отправление должности» он вновь был «отмечен похвалою пред всеми по губернии служащими уездными стряпчими с тем, дабы и они служили и отправляли должности свои подобно Данилову». В 1816-1820 гг. Данилову наряду с иными членами судейской коллегии выражалась благодарность императора («монаршее благоволение»), при этом в декабре 1817 г. председатель уголовной палаты ходатайствовал о выдаче ему премии в размере годового жалованья за труды не только при осуществлении правосудия, но и при восстановлении порядка в судебных архивах. В 1821 г. Данилову поручили провести ревизию дел в окружных и волостных органах управления и суда Курганского, Тюменского и Ялуторовского округов [6. Д. 311. Л. 43 об.-46; 7. Оп. 4. Д. 111. Л. 88 об.-94; Д. 163. Л. 131 об.-148]. Ф.Р. Соколов в 1784-1792 гг. работал в Тобольских верхней расправе и нижнем надворном суде, затем столоначальником в казенной палате, с 1794 г. -секретарем в верхнем надворном суде, откуда в мае 1797 г. его перевели в Тобольский уездный суд, наконец, в марте 1802 г. был отобран на конкурсной основе в должность начальника канцелярии Тобольской гражданской палаты, в декабре 1809 г. назначен асессором. С 1811 г. Соколова отправляли в многомесячные поездки по отдаленным районам Тобольского и Березовского уездов, где он проверял работу частных комиссаров и волостных администраций, ясачные сборы, вел предварительное следствие. В 1814 г. его включили в состав комиссии по установлению границ Тобольской и Оренбургской губерний, в 1816 г. ему поручили вести следствие по жалобам на должностных лиц в Омске [7. Оп. 4. Д. 111. Л. 67 об.-69; Д. 163. Л. 150 об.-162]. Квалифицированные чиновники находились на должностях советников - старших членов судейских коллегий. Из 6 лиц, чьи данные удалось выявить, числились 4 надворных и 2 коллежских советника. 3 ранее служили в армии, из которых А. Я. Каргапольцев в период 1805-1809 гг. успешно поработал городничим в Омске и Тобольске [7. Оп. 4. Д. 111. Л. 64 об.-65; 8. Д. 2. Л. 71 об.-72 об.], Ф.П. Непряхин в 1797-1809 гг. - заседателем нижнего земского и совестного судов, а также асессором уголовной палаты [8. Д. 2. Л. 28-30]. Судейский стаж третьего чиновника, советника Тобольской гражданской палаты с 1802 г., уже в 1807 г. составлял 12 лет [8. Д. 1. Л. 21-22]. Г. В. Борисов был принят на государственную горную службу в 1782 г. в чине унтер-шихтмейстера, но с 1793 г. исполнял обязанности стряпчего в губернском магистрате, т.е. судебного надзора, позднее служил заседателем в нижнем земском суде, уездным стряпчим, с 1806 г. - заседателем в уездном суде, с 1801 г. - уездным судьей, с 1814 г. - асессором уголовной палаты [6. Ф. 2. Оп. 1. Д. 311. Л. 41-43]. Двое бывших канцелярских служителей также имели опыт работы в сфере юстиции: о признании деловых качеств В.Я. Яковлева свидетельствовало его назначение в 1796 г. начальником канцелярии уездного, в 1797 г. - нижнего земского суда, с 1799 г. он работал в департаментах Сената и Министерства юстиции, в 1804 г. был направлен в Томск. Очередной документ о службе Яковлева был составлен в 1814 г. в Томском гражданском и уголовном суде [7. Ф. 1349. Оп. 4. Д. 94. Л. 142 об.-146]. Наконец, И.П. Ананьин с 1792 г. находился в канцелярии Колыванского губернского магистрата, откуда в 1795 г. был прикомандирован к генерал-губернатору, через год возглавил канцелярию городового магистрата, затем стол в Томском губернском правлении, в 1803 г. - канцелярию Тобольского уездного суда, в 1806 г. - казенной палаты, в 1807 г. - генерал-губернатора. Ананьину дважды выдавались премии («особливые денежные награды») в виде поощрения («за отличные труды и успехи во время служения при генерал-губернаторе») и был вручен орден Св. Анны 2-й степени [7. Оп. 4. Д. 111. Л. 81 об.-85]. В процессе реорганизации местного государственного аппарата был проведен очередной отбор судейских чиновников. Из 8 судей 4 являлись бывшими военными, однако все лица имели опыт гражданской службы. В осуществлении правосудия ранее не участвовали 3 советника. В Тобольске в состав коллегии судей губернского суда вошли вышеупомянутые А.Я. Каргопольцов, В. А. Данилов, переведенный из губернского правления, где он руководил приказом о ссыльных, Ф. Р. Соколов, а также В. Д. Корпильев - первый из лиц, ранее не участвовавших в осуществлении правосудия, чиновник Департамента Министерства юстиции в 18121818 и 1821 гг., награжденный за усердную службу по представлению министра перстнем с бриллиантом, в 1819-1820 гг. секретарь канцелярии астраханского губернатора [7. Оп. 4. Д. 163. Л. 127 об.-162]. В Томском губернском суде на должности советников в 1823-1825 гг. назначили вышеназванного И.А. Гуляева, которому присвоили чин статского советника и вручили орден Св. Владимира, а также новых в местном «обществе» лиц - Д.И. Державина, В.А. Стратиновича и А.П. Сергеева. Державин, второй из лиц, ранее не участвовавших в осуществлении правосудия, начал службу в канцелярии армейского обер-священника, в 1815-1821 гг. работал в Государственной экспедиции для ревизии счетов и Исполнительном департаменте Министерства полиции, был прикомандирован к делам сибирского генерал-губернатора, в 1823-1824 гг. успешно руководил Омской областью («неусыпными трудами и способами весьма много содействовал при первоначальном учреждении области введением в делах части гражданской порядка, как в областном правлении, равно и во всех подведомых оному окружающих местах»). При этом генерал-губернатор П.М. Капцевич аргументировал свой выбор именно способностями, которые чиновник проявил в юридической сфере («зная лично способности его Державина к правоведению, коим он занимался и в канцелярии Главного управления Западной Сибири, а также устойчивость его за законы, что он показал на опыте в областном совете, упредив кривое дело по чановским озерам своим особым и основательным мнением» [7. Оп. 4. Д. 177. Л. 161 об.-180]. Стратинович, ветеран русско-турецких войн, вернулся на государственную службу в 1814 г. в качестве асессора казенной экспедиции, с 1818 г. работал заседателем, затем председателем совестного суда. Наконец, Сергеев во время службы в армии в 1803-1806 гг. исполнял обязанности аудитора, после перехода на гражданскую службу работал в губернских органах, занимаясь вопросами обеспечения продовольствием, обустройства переселенцев, в приказе общественного призрения. Должности председателей судов губернского звена замещали преимущественно коллежские и статские советники, имевшие различные свидетельства официальной благодарности за многолетнюю службу. Из 7 руководителей, чьи списки были выявлены в фондах государственных архивов, 3 прошли службу в армии, 6 приехали из центральной части России, из которых 3 перевелись из центральных государственных органов. И только 2 из председателей предварительно получили опыт судопроизводства. В армии началась карьера И.Ф. Введенского, работавшего после отставки в канцелярии Ярославского наместнического правления, затем уездным стряпчим, в удельном ведомстве и губернским казначеем, в 1807 г. -председателем Тобольской уголовной палаты [8. Д. 1. Л. 11-13 об.]. В сентябре 1810 г. палату возглавил А.К. Копшаров, бывший делопроизводитель Экспедиции о государственных доходах, в 1802-1809 гг. работавший при начальнике Пермских, Гороблагодатских и Камских заводов, произведенный в коллежские асессоры за активное участие в составлении проекта Горного положения, исполнявший «особенные поручения» в Санкт-Петербурге и Ижевске, самостоятельно распорядившись 65 тысячами руб. В апреле 1810 г. Копшарова включили в штат канцелярии сибирского генерал-губернатора, в мае произвели в надворные советники [7. Оп. 4. Д. 111. Л. 78 об.-81; 8. Д. 1. Д. 2. Л. 26-28]. П. Я. Резанов прослужил в системе управления Сибирью от должности копииста воеводской канцелярии до члена Сибирского приказа, в 1782 г. был назначен губернским стряпчим казенных дел, в 1792 г. - советником Тобольской гражданской палаты, в 1801 г. - ее председателем. В декабре 1808 г. его сменил Л.П. Коллет - выходец из Священной Римской империи. С 1793 г. Коллет проходил службу на Кавказе, с 1796 г. - в должности флигель-адъютанта, с 1798 г. работал в Московском и Санкт-Петербургском почтамтах, где осуществлял цензуру «иностранных периодических сочинений и газет», в 1806 г. его включили в штат канцелярии сибирского генерал-губернатора. Коллет успешно выполнял ответственные поручения и проявил инициативу о введении новых пошлин на государственной границе («с выписей даваемых на вымененных в пограничных таможнях азиатских пленников»), что позволило ежегодно собирать более 1,5 тыс. руб. В 1809 г. чиновника произвели в коллежские советники и наделили 1 000 десятинами земли в Сибири. В апреле-декабре 1810 г. гражданская палата разрешила около 1 000 уголовных дел. В 1811 г. Коллет получил благодарность за проведение 3 рекрутских наборов [7. Оп. 4. Д. 111. Л. 61-64; 8. Д. 2. Л. 69-71]. В 1823 г. Тобольский губернский суд возглавил С. И. Кукуранов, бывший канцелярский работник губернских органов, затем Первого департамента Сената, где сделался столоначальником, продолживший карьеру в провинции с 1803 г. секретарем канцелярии оренбургского военного губернатора, с 1806 г. - асессором Пограничной комиссии, награжденный за организационную помощь («ревностное содействие к охранению порядка») при избрании хана Младшего казахского жуза. В 1818 г. Кукуранова перевели в Тобольскую казенную палату [7. Оп. 4. Д. 163. Л. 123 об.-127]. Томским гражданским и уголовным судом в 1814 г . руководил А . С . Бабаев, обладатель ордена Св. Иоанна Иерусалимского - высшей военной награды Российской империи, выслуживший чин V класса в военно-морском флоте [7. Оп. 4. Д. 94. Л. 135-142]. С 1818 г. Томский гражданский и уголовный, затем, соответственно, губернский суд возглавлял Х. П. Сухих, наиболее подготовленный для руководства высшей судейской коллегией среди перечисленных председателей. С 1791 г. Сухих работал учителем и инспектором в Иркутской духовной семинарии, в 17941803 гг. - в канцелярии губернского правления, заседателем нижнего земского суда, секретарем губернского правления, с мая 1804 г. - уездным судьей, с октября того же года - асессором уголовной палаты [7. Оп. 4. Д. 177. Л. 158 об.-161 об.]. Несомненно, чиновники желали избавиться от упоминаний в деловых документах о нарушениях, допущенных ими во время службы, стремились уточнить в формулярном списке, если их обвинение было официально признано необоснованным. Записи свидетельствуют, что взыскания некоторых государственных служащих являлись мелкими и были связаны с их деятельностью до назначения на должности судей, т. е. не могли рассматриваться начальством как основание для выражения им недоверия. Так, например, А.Я. Каргапольцев в бытность тобольским городничим получил два выговора за «задержание в градской думе градскаго головы и прочих членов» и «причинение при своей должности коллежскому асессору Цытовичу обиде». Ф.Р. Соколов получил два предупреждения во время работы начальником канцелярии Тобольского уездного суда за выявленные ошибки в делопроизводстве («строжайшее подтверждение чтобы впредь был осмотрительнее и никаких сомнительных видов на себя не обращал», «подтвержден чтоб деятельность свою отправлял с деятельною расторопностию под опасением строгаго взыскания»). В третьем случае «по невнимательности» Соколов «от дела учинен свободным». Необходимо помнить, что на реализацию кадровой политики в Сибири существенное влияние оказывала нехватка государственных служащих. При замещении должностей сибирское руководство прежде всего учитывало ранги чиновников, порой «манкируя» распоряжения из столицы. Так, в 1807 г. Сенат уволил с должности тарского земского исправника И. А. Гуляева «за безпечность и нерадение», запретив впредь принимать его на работу в органы полицейского управления («по полиции в службу не определять»), однако еще до вынесения Сенатом решения генерал-губернатор утвердил Гуляева в должности асессора Томского гражданского и уголовного суда «по усердию сего чиновника к службе и недостаточному состоянию», пояснив министру юстиции, «что он достоин внимания». Случай с Гуляевым вызвал принятие 3 марта 1814 г. Комитетом министров положения, разъяснившего, «чтобы впредь все местныя начальства не делали представлений об определении к должностям таких чиновников, кои суду преданы и по оному еще не оправданы». Ходатайство генерал-губернатора и министра юстиции в отношении надворного советника Гуляева Комитет министров удовлетворил [5. Собр. I. Т. XXXII. № 25548]. В формулярном списке Гуляева от 1825 г. о случае 1807 г. не вспомнили. Следует сказать, что оценить морально-нравственные качества отдельных лиц помогают альтернативные источники, в том числе личного происхождения. Так, в круг недоброжелателей тобольского губернатора Д. Н. Бантыш-Каменского входили советник Главного управления Коллет и председатель губернского суда Кукуранов, охарактеризованный Бан-тыш-Каменским как человек «глупый, упрямый, решающий дела по произволу или, лучше сказать, по карманным связям, кривящий душою и законами» [9. С. 253-267; 10. С. 766], что не согласуется с его отличным формулярным списком. Критическую оценку, данную Бантыш-Каменским, уволенным с должности губернатора вследствие интриг, подтверждают факты дальнейшей деятельности Кукуранова. В 1829 г. Сенат объявил ему строгий выговор за нарушения, выявленные в работе суда («с подтверждением, что если впредь будет поступать подобным образом, а кольми паче дозволит себе какия-либо личности ко вреду службы, то подвергнет себя за то суждению по всей строгости законов») [10. С. 772]. В 1830-х гг. в губернском суде фиксировалась медленность производства уголовных дел. В июле 1836 г. Совет Главного управления вновь рассмотрел замечания губернатора в отношении судей губернского суда и нашел их обоснованными: предложения правителя, направленные на поддержание качества правосудия, игнорировались, в ответ судьи злоупотребляли перепиской, требуя от него просмотра в порядке надзора решений до истечения установленных сроков, а также по делам, уже возвращенным суду или не поступившим в губернскую канцелярию. Кукуранова, ранее подвергавшегося взысканиям («за разные беспорядки и упущения по службе»), опенировали на 125 руб., советникам объявили строгий выговор («за произвольные и с обязанностями службы несовместимые поступки губернского суда») [9. С. 233, 252-253]. Система государственной службы способствовала преимущественному продвижению на высшие посты представителей потомственного дворянства, а также лиц обер-офицерского и духовного происхождения. В Западной Сибири состав чиновников стабильно оставался более разнородным, чем в губерниях европейской части России. К господствующему сословию принадлежали 3 асессора (25%), 4 советника (40%) и 2 председателя (28,6%), к обер-офицерским сыновьям - 2 асессора (16,7%), 2 советника и 1 председатель (14,3%), к выходцам из семей духовенства - 3 асессора (25%), 1 советник (16,7%) и 2 председателя. Потомственными гражданскими служащими являлись 3 асессора (15%) и 1 председатель. Оставшиеся лица происходили из семей нижних воинских чинов и купцов, один был иностранцем. Общая образованность государственных служащих оставалась низкой. Из 29 вышеназванных судей один сообщил о том, что обучался в семинарии, двое получили среднее образование: А.С. Бабаев являлся выпускником престижного Морского кадетского корпуса, Х.П. Сухих - Александро-Невской семинарии. Сухих обстоятельно записал в формулярном списке, что после Иркутской семинарии, где «обучался первым основам латинскаго языка, поезии, риторики, философии и части богословия», он продолжил свое образование в Санкт-Петербурге, «где происходил красноречие, философию, богословие, часть математики географию и первые основания греческаго языка». Материальное положение членов губернских судов зависело от жалованья. Из 12 асессоров 3 сообщили о владении крепостными людьми: 6, 5 и 3, из 10 советников также 3: 3, 10 и 70. Последние принадлежали В.Д. Корпильеву, купеческому сыну, и находились при стекольном заводе. Из 7 председателей крепостные были у 5: 3-5, 7 и 17 человек. При этом последние принадлежали П.Я. Резанову - потомственному приказному служителю. Л.П. Коллет указывал в собственности 1 000 десятин земли в Сибири. Судейские кадры эволюционировали. Списки членов Томского губернского суда середины 1830-х гг., извлеченные из фондов государственного архива Томской области, проанализировала Е.Н. Туманик. Автор обратил внимание «на высокий профессиональный и образовательный уровень чиновников» и предположил, что губернский суд представлял «собой скорее исключение, чем правило», в ряду местных судов [11. С. 277-278]. О качественных изменениях, происходивших в составе судейского корпуса в царствование Николая I, свидетельствуют списки членов Тобольского и Томского губернских судов начала 1850-х гг. [7. Оп. 5. Д. 6306. Л. 1-56 об., 125; 12. Л. 483-532]. На 11 судей приходились уже 9 аттестатов, из которых 1 - о высшем и 4 - о среднем образовании. Вероятно, И.И. Фон-Шиллинг, член Русского географического общества, не сообщивший в документе о месте своего обучения, имел домашнее образование. В середине века учебная подготовка рассматривалась как преимущественный критерий при отборе лиц в классные должности. Только один из судей являлся профессиональным военным. В то же время никто из них не стажировался в судебной канцелярии. Опыт осуществления правосудия до назначения в состав губернского суда приобрели 3 чиновника. Однако все они указывали на свидетельства своей добросовестности, большинство удостаивались государственных и «правительственных» наград - орденов, знаков отличия беспорочной службы, денежных премий, ценных подарков. Знаки отличия за 15 лет службы имели 10 из 11 судей, затем за 20 лет - 3, за 25 - 2, за 30 - 1. Председатели судейских коллегий находились в чинах V и VI классов, советники - от V до IX классов. При этом из 5 губернских судей в Тобольске приезжими являлись 4, из 6 в Томске - 3: из Санкт-Петербурга, Архангельской, Виленской, Костромской и Полтавской губерний. В 1850 г. в Тобольском губернском суде должности председателя и его товарища заняли лица, ранее не принимавшие участия в осуществлении правосудия, их выбор обусловили замечательные достижения в карьере. Коллежский советник И.И. Фон-Шиллинг, член-корреспондент Статистического отделения Совета МВД, с 1822 г. служил в Санкт-Петербурге: в департаментах различных министерств, регулярно поощрялся «за отлично-усердную службу», назначенный в августе 1844 г. ишимским окружным начальником, уже с октября работал чиновником особых поручений при Главном управлении, с мая 1845 г. -советником, представляя Министерство юстиции. В июне 1850 г. последовало его назначение руководителем губернского суда. Его заместитель, надворный советник А.А. Безсонов, выпускник местной гимназии и бывший учитель, с 1835 г. служил в канцеляриях Общего губернского управления и Главного управления, участвовал в ревизиях, проводившихся генерал-губернатором и Главным управлением, расследовал преступления чиновников в Области сибирских киргизов, получал награды и благодарности и был назначен в феврале 1850 г. советником, в октябре того же года - товарищем председателя Тобольского губернского суда. О личных качествах статского советника Бутакова, выпускника семинарии, позволяют судить награды не только за добросовестный труд, но и мужество, проявленное при спасении людей во время пожара. В августе 1831 г. его назначили советником Омского областного суда, в январе 1849 г. перевели на работу в губернский суд, в Омске ему временно перепоручали обязанности областного прокурора и советника областного правления. Статский советник И.М. Поме-ранцов и А.Д. Генбачев (?), младший член коллегии губернского суда, выпускники семинарии и училища, с 1809 и 1820 гг. работали в местных органах Министерства финансов, в 1830 и 1825 гг. переехали в Сибирь, были причислены к штату Омского общего окружного управления. Померанцеву поручали обязанности следователя и уже в апреле 1831 г. признали достойным должности председателя Омского окружного суда, в феврале 1832 г. перевели в Семипалатинский окружной суд, в ноябре 1834 - феврале 1835 г. временно командировали в Тобольский губернский суд, поощряли официальными благодарностями, а также выплатой денежного вознаграждения в размере годового оклада жалованья. С июня 1836 г. Померанцев работал в должности советника Экспедиции о ссыльных, в декабре 1840 г. его включили в состав коллегии губернского суда. Генбачев с ноября 1828 г. служил окружным стряпчим в Усть-Каменогорске, с октября 1836 г. - окружным судьей, имел благодарность генерал-губернатора «за отлично-усердную службу», с июля 1838 г. работал городничим в Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Тюмени и в июле 1847 г. вошел в состав коллегии губернского суда. Генбачев был единственным из судей, в списке которого упоминалось дисциплинарное взыскание в виде выговора, объявленное в 1845 г. за наказание двух обывателей, задержанных во время ночного обхода Тюмени, признанное необоснованным. Председатель Томского губернского суда статский советник И.И. Нечаев выделялся среди коллег образованием: он являлся кандидатом этико-политических наук, бывшим преподавателем Института благородных девиц. В 1839-1847 гг. Нечаев работал в Министерстве юстиции, с 1841 г. - чиновником для особых поручений министра, позднее - товарищем герольдмейстера, в феврале 1848 г. принял предложение переехать в Томск. Товарищ председателя, надворный советник Д.Д. Гуляев, а также еще двое из советников были назначены на должности из штата губернского правления в период 1843-1847 гг., пятый член губернского суда, ветеран Русско-турецкой войны 1828-1829 гг., обладатель ордена Св. Анны 3-й степени, на гражданской службе находился с 1835 г., работал городничим и окружным начальником и был включен в состав судейской коллегии в июне 1846 г. Наиболее опытным в Томском губернском суде представлялся коллежский асессор В.Ф. Клюловский, выпускник гимназии, в 1826-1830, 1837-1840 гг. работавший межевым судьей и заседателем уездного суда в Виленской губернии, награжденный по представлению военного губернатора брильянтовым перстнем. Именно ему принадлежал знак отличия беспорочной службы за 30 лет. Сословное происхождение губернских судей оставалось разнородным: 5 по рождению принадлежали к дворянам, 2 - к духовенству, по 1 - к сыновьям обер-офицера, канцелярского работника, купеческим. Еще один не уточнил своего происхождения, записавшись воспитанником государственного учреждения, где, очень вероятно, получил начальное образование. ФонШиллинг был лютеранином, Клюловский - католиком. В графе об имущественном положении судьи ограничились сообщением о размере своего жалованья: от 2 000 руб. до 906 руб. 45 коп. серебром, выплачиваемого согласно должностным окладам. Таким образом, можно заключить, что в первой половине XIX в. в Западной Сибири государственная политика обеспечивала поддержание и повышение качества кадров в судах губернского звена. Согласно спискам 1825 г., 5 губернских судей из 10 приехали в Сибирь ради продолжения карьеры из европейской части России, 1850 г. - 7 из 11. География предыдущего проживания кадров оставалась чрезвычайно широкой: от Архангельска до Полтавы. В 1822 г. статус судей в Тобольске и Томске был индивидуально повышен за счет замены асессоров советниками, должность которых считалась старше на класс. Из-за общей нехватки квалифицированных лиц в период реформы на должности губернских судей допустили трех титулярных советников (1 в Тобольске и 2 в Томске), однако в 1850 г. среди них числились 2 чиновника V класса, 1 - VI, по 2 - VII и VIII и 1 - IX (титулярный советник Л.И. Савостин). Должности председателей в 1850 г. замещали высококлассные государственные служащие: коллежский советник в Тобольске и статский советник в Томске. В 1850 г. все чиновники имели официальные награды и благодарности, 10 из 11 - знаки отличия беспорочной службы, исключая отставного офицера, владевшего орденом Св. Анны 3-й степени за боевые заслуги. Уровень общей образованности судей во второй четверти XIX в. объективно вырос. Из списков 1807-1814 гг. 50% асессоров и 50% советников службу начали в армии, из числа первых только половина до назначения в губернский суд успели пройти иные гражданские должности. В целом 7 из 18 чиновников предварительно приобрели опыт участия в осуществлении правосудия. Однако 7 из 8 бывших канцелярских работников имели опыт судебного делопроизводства, 6 возглавляли судебные канцелярии. Девятый чиновник, изначально совершавший карьеру на гражданской службе (Г.В. Борисов), в 1793-1795 гг. работал стряпчим в губернском магистрате, в 1805 г. - уездным стряпчим, надзор которого обязательно распространялся на сферу правосудия. Из 7 председателей в армии служили 3, из которых опыт работы в гражданской сфере не имел только 1 (А. С. Бабаев), опыт осуществления правосудия приобрели 2, наконец, 1 (И.Ф. Введенский) около 3 лет исполнял обязанности уездного стряпчего. В 1850 г. среди судей губернских судов оказался только 1 отставной офицер с 15-летним стажем гражданской службы. При этом сроки участия в осуществлении правосудия составляли у председателей 1,5 и 3 года, у товарищей - 2 и 8 лет, у советников - от 4 до 6,5 в 4 случаях, более 14 и более 21 года в 2 случаях (статские советники Н.И. Бутаков и И.М. Померанцев). Выходцы из семей природных и личных дворян, гражданских служащих и духовенства закономерно преобладали среди губернских судей, составляя вместе 83% от их общего числа в формулярных списках 1807-1825 гг. и 82 % в списках 1850-1851 гг. Имущественное положение подавляющей массы государственных гражданских служащих, работавших судьями, формально целиком зависело от размера выплачиваемого им жалованья.

Ключевые слова

Российская империя, государственная кадровая политика, формулярные списки, судейские чиновники

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воропанов Виталий АлександровичЧелябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерацииканд. ист. наук, зав. кафедрой государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службыvvoropanov@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Гессен И.В. Судебная реформа. СПб., 1905.
Воропанов В.А. Развитие системы отбора и подготовки кадров государственной гражданской службы в Российской империи в первой поло вине XIX в. // Социум и власть. 2013. № 6. С. 84-90.
Воропанов В.А. Состав коллегий окружных судов в Тобольской и Томской губерниях во второй четверти XIX в.: итоги развития «региональ ной» группы дореформенной судебной бюрократии // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 124-131. doi: 10.17223/15617793/438/16
Иванов В.А. О достоверности сведений формулярных списков служащих местных государственных учреждений Российской империи // Вестник архивиста. 2012. № 4. С. 30-39.
Полное собрание законов Российской империи.
Исторический архив Омской области. Ф. 2. Оп. 1.
Российский государственный исторический архив. Ф. 1349.
Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 329. Оп. 19.
Выдающиеся Тобольские и Сибирские губернаторы / сост. С. Пархимович, С. Туров. Тюмень, 2000.
Шемякин суд в XIX столетии. Записки Д.Н. Бантыш-Каменского. 1825-1834 гг. // Русская старина. 1873. № 6. С. 735-784.
Туманик Е.Н. Кадровый состав Томского губернского суда в середине 1830-х гг. // От Средневековья к Новому времени: этносоциальные процессы в Сибири XVII - начала XX вв. Новосибирск, 2005. С. 256-278.
Государственный архив Томской области. Ф. 3. Оп. 2. Д. 498.
 Судьи губернских судов общей подсудности в Западной Сибири в первой половине XIX в.: формально-качественные характеристики | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 480. DOI: 10.17223/15617793/480/12

Судьи губернских судов общей подсудности в Западной Сибири в первой половине XIX в.: формально-качественные характеристики | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 480. DOI: 10.17223/15617793/480/12