Реализация интеллектуально-личностной направленности обучения иностранному языку в курсе по выбору «Германия и Россия в глобальной перспективе» | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/21

Реализация интеллектуально-личностной направленности обучения иностранному языку в курсе по выбору «Германия и Россия в глобальной перспективе»

Описана реализация интеллектуально-личностного потенциала языкового образования на основе иноязычного курса по выбору. Концепция курса опирается на интеллектосообразное понимание целей и принципов языкового образования, дополняется концепцией глобального образования и основывается на личностно ориентированной методике профильного обучения иностранным языкам. Описаны система целей, подходов и принципов, положенных в основу проектирования курса. Представлены некоторые технологические особенности организации учебного процесса, даны рекомендации относительно форм и приемов обучения, разработано тематическое планирование курса с использованием модульной системы. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

учащийся как социально-коммуникативная личность, учащийся как поликультурный субьект, курс по выбору, курс внеурочной деятельности, интеллектуально-личностное обучение иностранному языку

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Колесников Андрей АлександровичМосковский городской педагогический университетд-р пед. наук, профессор кафедры германистики и лингводидактикиkolesnikov@mgpu.ru
Всего: 1

Ссылки

Hanvey R.G. An attainable global perspective // Theory Into Practice. 1982. Vol. 21, Is. 3. P. 162-167.
Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу / О.В. Афанасьева, К.М. Баранова, Н.В. Барышников [и др.]. М.: ООО "Издательский дом ВКН", 2021. 328 с.
Hallet W. Die komplexe Kompetenzaufgabe // Der fremdsprachliche Unterricht Englisch. 2013. Vol. 47, 124. P. 2-9.
Esteve O. Was fur eine explizite Spracharbeit erfordert die Kompetenzorientierung? Konkretisierung des (noch nicht ganz sichtbaren) Sprachkonzepts im GER // Fremdsprachen in Lehre und Forschung. Der Gemeinsame Europaische Referenzrahmen fur Sprachen und seine Adaption im Hochschulkontext. Ertrage des 6. Bremer Symposions / A. Brandt, A. Buschmann-Gobels, Cl. Harsch (Hg.). Bochum: AKS-Verlag, 2018. P. 35-51.
Брыксина И.Е., Деркач А.К. Использование кейс-метода для развития лексических компетенций студентов медицинских специальностей в курсе "Иностранный (французский) язык в профессиональной сфере" // Языки культура. 2023. № 62. С. 183-198.
Ариян М.А., Гатаурова Е.М. Иноязычный коммуникативный тренинг как средство социального развития личности старшеклассника в условиях современного информационного общества // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 454. С. 182-189.
Данилин М.В., Милованова Л. А. Обучение старшеклассников аудированию в условиях англоязычной мультимодальной коммуникации посредством обучающей программы на базе MOODLE // Открытое образование. 2022. Г. 26, № 3. С. 46-55.
Добривская М.С., Гамбовкина Г.Ю. Интеграция россиеведческого компонента в обучение иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. № 3. С. 83-89.
Языкова Н.В., Луткова Е.С. Элементарная лингвокультурологическая компетенция как цель обучения в рамках филологически ориентированного элективного курса в профильной школе // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 15-1. С. 211-214.
Рубцова Ю.Ю. Предпосылки обучения экспрессивной устной и письменной речи на английском языке на 1-2 курсах языкового вуза // Современная наука: акгуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 9-2. С. 117-121.
Куновски М.Н., Диневич И. А., Майерс Г.Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура. 2021. № 54. С. 224-242.
Салосина И.В., Гриценко Л.М., Демидова Г.А. Педагогический дизайн электронного курса по письму для иностранных учащихся инженерного профиля // Язык и культура. 2020. № 50. С. 242-257.
Краснощекова Г.А., Лозовой А.Ю., Грач А.С. Методические основы разработки и реализация онлайн-курса Business writing and e-mailing в рамках формирования цифровой образовательной среды университета // Язык и культура. 2021. № 55. С. 250-262.
Сысоев П.В., Белоусов А.С. Разработка методики профориентационного обучения иностранному языку обучающихся гуманитарного профильного класса на основе интегрированного подхода // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 247-263.
Протасова Н.В. Особенности создания элективных курсов по иностранному языку с учетом межпредметных связей в средней общеобразовательной школе // Наука и образование. 2023. Г. 6, № 2.
Тарева Е.Г., Тарев Б.В., Савкина Е.А. Полиподходность и междисциплинарность - perpetum mobile развития лингводидактики // Язык и культура. 2022. № 57. С. 274-291.
Красильникова В.Г., Донскова Ю.В., Красильникова П.Ю. Английский язык для медицинских целей: в поисках оптимального формата обучения // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 185-204.
Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школах: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2007. 168 с.
Развитие самостоятельности учащихся на занятиях по немецкому и русскому языкам как иностранным. От теории к практическим решениям / А. А. Колесников, Л. А. Алексанова, У. Бер [и др.]. Bad Berka: Thuringer Institut fur Lehrerfortbildung, Lehrplanentwicklung und Medien. Faszination Media+Event GmbH, 2021. 132 c.
Образование для будущего в глобальной перспективе / Я.М. Колкер, В.А. Крючков, А.П. Лиферов [и др.]. М.: Азбуковник, 2005. 364 с.
Организация обучения речевому взаимодействию на занятиях по немецкому и русскому языкам как иностранным. Интеракция и медиация: Двуязычное научно-методическое издание / У. Бер, А. А. Колесников, Л. А. Алексанова [и др.]; под общ. ред. У. Бер, А. А. Колесникова. Bad Berka: Thuringer Institut fur Lehrerfortbildung, Lehrplanentwicklung und Meiden. Gutenberg Druckerei GmbH Weimar, 2014. 160 c.
Тарева Е.Г. Обучение языку и культуре: инструмент "мягкой силы"? // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. № 3 (23). С. 94-101.
Колесников А. А. Принципы интеллектуально ориентированного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2023. № 2. С. 7-16.
Федеральная рабочая программа среднего общего образования. Иностранный (немецкий) язык (углубленный уровень). Для 10-11 классов образовательных организаций. М.: ИСРО, 2023. 96 с. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/09/frp-nemeczkij-yazyk_10-11_ugl.pdf (дата обращения: 06.07.2024).
Сысоев П.В. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку: тематика методических работ за 2023 год и перспективы дальнейших исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29, № 2. С. 294-308.
Тарева Е.Г. Языковое образование в эпоху постмодернизма: кризис системности или новая системность? // Язык и культура. 2021. № 53. С. 270-289. 10.17223/19996195/53/17 202.
Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России / Т.Н. Бокова, В.Г. Малахова, Е.Г. Тарева [и др.]. М.: Языки Народов Мира, 2020. 224 с.
Колесников А.А. Интеллектуально ориентированное направление развития языкового образования // Иностранные языки в школе. 2023. № 1. С. 6-14.
 Реализация интеллектуально-личностной направленности обучения иностранному языку в курсе по выбору «Германия и Россия в глобальной перспективе» | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/21

Реализация интеллектуально-личностной направленности обучения иностранному языку в курсе по выбору «Германия и Россия в глобальной перспективе» | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/21