Феномен Потанина | Вестник Томского государственного университета. 1998. № 266.

Феномен Потанина

The phenomenon Potanin.pdf В г. Н. Потанине Сибирь впервые обрела свою душу. Заканчивалось освоение новой Родины, становление общесибирского самосознания. Время и место требовали появление личностей ренессансного типа. В их череде первое место по праву принадлежит Григорию Николаевичу Потанину. Давно позади пора малоосмысленного умиления “сибирским де-дущкой”, закончились годы умолчания и лжи. Обращаясь к личности Потанина, мы убеждаемся, что его феномен несводим к простой сумме 20 содеянного Потаниным - публицистом, этнографом, политиком, путешественником. Есть некий парадокс в естественности всех его ликов, в гармоничности прозрений и ошибок, всегда значительных и весомых. Быть может, “загадкой” он стал для нас - утративших представления о цельности и устремлённости человека, его ответственности перед собой. Энциклопедизм Потанина никогда не был “академическим”, он питался неистощимым интересом к человеку: от природных условий его обитания до политических институтов завтрашнего дня. Кропотливые и многотрудные мелочи, на которые “разменивался” Потанин, есть потребность первопроходца-одиночки, вникающего во все подробности бытия, ищущего точки соприкосновения в истории и политике. Его социальные идеалы нельзя считать наивными заблуждениями провинциала, они созвучны научным - на первый взгляд, далёким от жизни - построениям Потанина. Крах областничества был неизбежен в условиях террора и войны, но история областной идеи отнюдь не закончена. В новых условиях мечты Потанина о свободном, самодеятельном развитии сибирского общества вновь становятся притягательными и неожиданно актуальными. Находясь всегда в гуще событий, в окружении единомышленников, Потанин всю жизнь оставался одиночкой. У него не было учителей в науке, он не оставил учеников. Открыв миру цивилизацию Центральной Азии, он чутко уловил самоценность восточных культур. В годы безраздельного господства европоцентристских настроений Потанин прозревает культурно-историческое единство Востока и Запада. Для восстановления справедливости он бросает на восточную чашу весов весь свой труд и талант и, в пику западникам, утверждает приоритет Востока. Он не был понят современниками. Этот скромный и застенчивый человек был великим упрямцем, а его готовность к компромиссу никогда не переходила определённых границ. Всю жизнь он был чужим - и для официальной России, и для академической науки, для одних - подозрительный вольнодумец, для других - самоучка и фантазёр. Тем удивительней любовь к Потанину народа Сибири, всегда с благодарностью приемлющего заботу и слово, свободные от назидательного официоза. Долгое кочевье Потанина по городам Сибири и просторам Азии завершилось в Томске. Горькой была его посмертная судьба в этом городе, обязанном славой “Сибирских Афин” Потанину и его сподвижникам. Томск - весь переименованный и во многом обезличенный - всё ещё живёт на проценты со старого капитала, хотя возлагает цветы к новым памятникам. В подлинной истории Сибири Потанин, конечно, займёт подобающее ему место, но сначала нам предстоит понять масштабы этой личности - без снисходительного превосходства “многознающих” потомков, без ложного пиетета и унылой однозначности классового подхода.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сагалаев Андрей МарковичТомский государственный педагогический университетдоктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории исторического факультета
Всего: 1

Ссылки

 Феномен Потанина | Вестник Томского государственного университета. 1998. № 266.

Феномен Потанина | Вестник Томского государственного университета. 1998. № 266.

Полнотекстовая версия