Ценовая политика российских предприятий в современных условиях (на примере Томской области)
Рассматриваются особенности ценообразования на томских предприятиях в условиях либерализации экономики. В период высокой инфляции, дефицита товаров и услуг предприятия формировали цены на основе опыта и интуиции. Высокие цены покрывали высокие издержки и обеспечивали максимальные прибыли. Но с 1994 г. начинается усложнение ценовой политики. Предприятия делают более глубокую ценовую дифференциацию, учитывая поведение потребителя и конкурента, используя опыт западных стран.
Price policy of the Russian enterprises under the present conditions (Tomsk Enterprises experience).pdf Либерализация экономических отношений кардинально изменила поведение российских предприятий. Если в конце 80-х гг. рыночные принципы формирования ценовой политики проявлялись у отдельных предприятий (кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности), то в 90-х гг. подавляющая часть предприятий стала функционировать на основе конкурентного ценообразования. Резкая смена экономической модели потребовала от коллективов быстрой реакции в решении вопросов: кто формирует цены? какие цели они должны реализовывать? каким образом определить систему цен? и т.д. Осознание рыночного ценообразования приходило через практическую деятельность коллективов. Прежде всего, изменялись функции субъектов ценовой политики. В период социализма весь ценовой процесс осуществлялся под контролем вышестоящих органов власти. Ценовые отношения с поставщиками и потребителями определялись сверху и планировались на долгосрочную перспективу. То же самое относилось и к методам расчета цен на основе нормативных, плановых, фактических затрат. Стабильные внешние отношения предприятий реализовывались в относительно стабильном ценовом процессе. Предприятиям в этой системе отводилась в основном роль исполнителей. Либерализация экономической системы не только перенесла всю ответственность за ценообразование на предприятия, но и изменила внешнюю среду их функционирования. Она все более становилась конкурентной, непредсказуемой. Государство взяло на себя определение границ, в которых могут функционировать субъекты: фирмы н домашние хозяйства. В этих условиях формировались особенности поведения бывших государственных и вновь возникающих частных коммерческих предприятий. Первым пришлось ориентировать свое ценообразование на функционирование в условиях падающих объемов реализации продукции, быстро растущих цеи, исчезающей опоры в государственных органах власти. Отсутствие теоретической подготовки и практического опыта привадило к принятию решений по ценам на основе метода проб и ошибок, интуиции руководителей. Однако высокие темпы инфляции 1992-1993 гг. позволяли нередко окупать увеличивающиеся затраты, получать прибыль. Частные предприятия сразу формировали конкурентное ценообразование, они не проходили стадию смены модели ценовой политики. Большинство предприятий возникало в торговом секторе. Работа в условиях дефицита (1992-1993 гг.), высокая инфляция позволяли им получать высокие прибыли, формируя затраты по принципу "шгла". Именно в этот период времени торговля в основу своей деятельности положила принцип поиска нового товара (за рубежом или в России), получения за счет высокой цены сверхприбыли, а также принцип ориентации на конкурента. Главным вершителем судьбы цены на предприятии являлся руководитель. И бывшие государственные, и вновь формирующиеся коммерческие предприятия особое внимание обращали на дифференциацию цен. Уже тогда этот принцип ценообразования оформил свою суть: дифференциация цен определяется как разные цены на разное качество продукции. Дифференциация цен стала пронизывать всю деятельность предприятия. Это отношения с поставщиками (выбор ресурсов на основе количества, качества и цены), организация производства продукции, реализация ее потребителю (оптом или в розницу, через свои каналы сбыта или при привлечении самостоятельных посредников). Дифференциация цен очень быстро оформилась с учетом выхода предприятий на рынки западных стран, СНГ и внутренний российский рынок (например, деятельность "Ролтом"). Особую роль в системе ценообразования начинают играть льготные, привилегированные отношения между партнерами, которые проявлялись в определении специфической системы скидок с цены, надбавок на пес, предоставлении индивидуальных услуг. Это относилось прежде всего к постоянным поставщикам и потребителям. По мнению руководителей томских предприятий, именно дифференциацию цен на ресурсы, на готовую продукцию сформировать достаточно трудно, так как на ее основе в дальнейшем определяется доход предприятия, его возможность развиваться. К середине 1992 г. (еще в условиях дефицита и высокой инфляции) предприятия начинают широко использовать скидки с цены: скидки за оплату наличными и скидки на количество. Это была не единственная форма ценовой конкуренции. Некоторые торговые и производственные предприятия использовали в качестве метода конкуренции изменение цены вверх или вниз, а также стабилизацию цены на определенное время в условиях инфляции. В условиях высокой инфляции 1992-1993 гг. предприятия, не имея опыта и квалифицированных кадров, формировали рыночные основы ценовой политики. Руководители взяли на себя весь груз этой непростой задачи. Вся система организация предприятия, начиная с поставщиков ресурсов и заканчивая потребителями, просматривалась через призму цен: цены закупок-зат-раты-цены на готовую продукцию. Формировались индивидуальные отношения между партнерами. Однако в условиях высокой инфляции соотношение "качество -цена" во многом нарушалось вследствие игры предприятий на дефиците, из-за монопольного положения одного из партнеров и т.д. Снижение темпов инфляции, определенная стабилизация экономической системы заставили российские предприятия внести коррективы в систему ценообразования. Выявились предприятия, способные в той или иной степени влиять на рыночные цены. Потребитель поставил вопрос о качестве покупаемой продукции. Государственные органы власти (статистики, таможенный комитет и другие) стали отслеживать уровень рыночных цен с целью анализа ценовой политики предприятий. Эти внешние факторы поставили задачу выживания предприятий уже с точки зрения стратегии и тактики ценовой политики. Первая должна обеспечить прибыльную долгосрочную деятельность, поступательное развитие предприятия. Вторая - получение прибыли от как можно большего количества краткосрочных операций. Такое раздвоение ценообразования требует от руководителя не просто быстрого приспособления к внешней среде, как в 1992-1993 гг., но и планомерного формирования отношений с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. Это ставит проблему определения стратегической и тактической дифференциации цен. Долгосрочная дифференциация цен предполагает определение соотношения "качество - цена" без спекулятивных элементов (игра на дефиците и т.д.). Если на первом этапе либерализации предприятия в основном обращали внимание на внутреннюю структуру товара ("Томскмясо", "Томскмолоко") или его упаковку ("Красная звезда"), то в дальнейшем понимание качества начинает усложняться. Это связано, по нашему мнению, не только с изменениями, происходящими в России, но и с влиянием западных партнеров, их образа деятельности. По мнению западных экономистов, можно выделить четыре главных вида дифференциации продукта. Во-первых, производители могут выбрать более удобное местоположение завода или магазина (с точки зрения времени поездки и/или транспортных издержек), чем конкуренты. Во-вторых, существуют физические различия в качестве продукта. В-третьих, фирмы могут предлагать исключительно хорошее (или плохое) обслуживание. Наконец, продукты различаются с точки зрения субъективного имиджа, который они создают в голове потребителя. [1, с. 565] Понимание качества усложняется и тем, что в его определении участвуют не только фирма, рынок (потребители, конкуренты), но и государство с его системой стандартизации и сертификации продукции. Ставится вопрос выявления эталонной продукции на каждом отдельном рынке. Для предприятия, производящего широкий ассортимент товаров, это может привести к критическим ситуациям. Тотальное качество продукции, которое охватывает как сам товар, так и совокупность услуг, сопровождающих его, ведет к тому, что цена должна соответствовать именно этому качеству. Кошурен-тоспособность фирмы в развитой рыночной экономике оценивается через данное соотношение. Однако положение предприятий осложняется тем, что повышение качества не должно автоматически вести к росту цен. Современная западная экономика часто сталкивается с ситуациями, когда повышение качества не сопровождается ростом цен, а может осуществляться на основе стабильных или снижающихся цен (затрат). Примером может служить деятельность японских или южнокорейских компаний. Российские предприятия примерно с 1994 г. столкнулись с новой парадигмой: тотальное качество и экономия затрат. Это уже неценовая конкуренция. Обращает на себя внимание в связи с этим функционирование предприятий на основе дилерских отношений н договоров коммерческой концессии (франчайза). Эти юридически самостоятельные предприятия формируют ценовую полигику под руководством крупной западной компании, имеющей свое представительство в Москве. Цена учитывает имидж фирмы - производителя, гарантийное обслуживание, жизненный цикл товара, продажу на заказ, местоположение и оформление фирмы-торговца, например, "Стэк", "Комплекс про" и др. Выражается цена по западному образцу - прейскурантным листом, имеющим определенный срок действия. Другие российские предприятия также корректировали систему ценообразования по двум направлениям: постепенно расширяли понимание качества продукции и болезненно решали проблемы экономии затрат. Государство усиливало значение сертификации продукции и не разрешало ее продавать по цене ниже себестоимости, при этом ограничивая денежное обращение. Можно отметить изменения, происходящие в местоположении и оформлении торговых точек, офисов, повышение квалификации работающего персонала и появляющихся на прилавках товаров или услуг. Экономия затрат, прежде всего, связана с оплатой труда работающих, особенно наемного персонала. Предприятия снижают затраты на тепло, энергию (введение счетчиков, строительство собственных котельных и т.д.). Они формируют также собственную экономичную систему реализации продукции (фирменные магазины, представительства и др.). Повышается квалификация персонала, совершенствуется организация производства. Томские предприятия ("Красная звезда", "Томскмясо" и др.) усложняют дифференциацию цен на основе увеличения количества выпускаемых видов изделий. Многообразие последних требовало более четкого расчета цен за счет включаемых затрат. Качество упаковки по-прежнему является важной характеристикой товара. Эти позитивные процессы осуществляются в условиях полунатурального обмена. Именно он деформирует цены предприятий, вносит элемент спекуляции, экономического шантажа в их формирование. Это снова нарушает соотношение "качество - цена". Дальнейшее участие в неценовой конкуренции ставит проблему реконструкции предприятий как фактора снижения затрат и повышения качества продукции, т.е. определения стратегии ценообразования. Таким образом, анализ функционирования томских предприятий показывает, что при всей сложности внешних и внутренних отношений они медленно, последовательно углубляют конкурентное ценообразование. Этот процесс осуществляется на основе использования теоретических знаний, практического опыта работников предприятий.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 235
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Петиненко Ирина Александровна | Томский государственный университет | доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультета |
Ссылки
