Содержание и форма организации инвестиционной деятельности регионов
Раскрываются основные термины и понятия, используемые в процессе регулирования инвестиционной деятельности в регионе, анализируются взгляды ряда отечественных и зарубежных авторов на ее сущность н организацию, показываются основные составляющие инвестиционной привлекательности регионов.
The contents and form of the regional investment activity organization.pdf Для анализа состояния инвестиционной деятельности в конкретных регионах, для разработки инвестиционной полигики и создания привлекательного инвестиционного климата необходимо раскрыть состав, целевые ориентиры и формы организации этой деятельности в регионах. Организуя инвестиционную деятельность, в первую очередь следует определиться с основными дефинициями. Наиболее широким понятием является "инвестиционная деятельность", вбирающая в себя привлечение и накопление средств, разные формы их вложения и различные методы и механизмы получения прибыли В БЭС инвестиционная деятельность определена как "вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций" [1, с. 130]. По нашему мнению, это очень неточное определение. Что скрывается за словами «совокупность практических действий по реализации инвестиций»? В определении ничего не сказано о ключевом моменте инвестиционной деятельности - получении прибыли Поскольку все другие определения также не отличаются четностью и детальностью, определим инвестиционную деятельность как совокупность организационных, экономических и нормотворческих действий по формированию необходимых инвестиционных ресурсов, их эффективному вложению в проекты, обеспечению долговременного и гарантированного получения дохода на уровне, соответствующем действующим нормам. Нам представляется, что такое определение распространяется на всех участников инвестиционной деятельности- инвесторов, подрядчиков, органы государственной власти и местного самоуправления, на объекты инвестиционной и рыночной инфраструктуры (банковские, страховые, проектные, консалтинговые и посреднические организации, инвестиционные биржи и фонды и т.п.). При этом каждый субъект инвестиционной деятельности имеет свою "нишу", свой круг задач и функций. Для обеспечения интегрального успеха этой деятельности они должны действовать слаженно. На основе этого общего определения легко развернуть и совокупность других необходимых для исследования дефиниций. Для регулирования инвестиционной деятельности важным является понятие инвестиционной политики: это структурное звено государственной экономической политики, представляющее собой систему действий и мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в целом, а также на установление приоритетных направлений инвестирования и всемерное привлечение средств для их обеспечения. Таким образом, инвестиционная политика - это деятельность только органов власти. Главная ее цель - обеспечение благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности территории. Кроме того, они должны заботиться о наиболее рациональном для территории использовании ее инвестиционных ресурсов, определяя направления их вложений, объемы и структуру, льготы и преференции. Инвестиционный климат территории - более неопределенная категория. Хотя ее сущностная основа всеми понимается примерно одинаково, существует несколько различных определений. Например: "Инвестиционный климат - совокупность политических, социаль- неэкономических, финансовых, социально-культурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране и привлекающих или отталкивающих инвесторов" [2, с. 138]. Это самое простое определение, состоящее из перечня факторов, не ранжируемых по значимости и не затрагивающих субъективную сторону - органы власти и пр. Другое определение связывает инвестиционный климат с воспроизводственным процессом: "В наиболее обобщенном виде инвестиционный климат в регионе можно определить как совокупность нормативно-правовых, социальных, экономических и экологических условий, определяющих тип и динамику воспроизводственного процесса в регионе" [3, с. 109]. Авторы, рассматривая тип регионального воспроизводства как некий обобщающий критерий инвестиционного климата, надеется получить конструктивную базу для выявления основных факторов инвестиционного климата и механизмов управления ими. Это чрезмерно расширительное определение. Тип и динамика воспроизводственного процесса определяются множеством факторов, среди которых инвестиционный климат не стоит на первом месте. От условий инвестирования до динамики производства - слишком длинная дистанция, чтобы увидеть основные факторы инвестиционного климата. Еще одно определение рассматриваемой категории дала ведущий научный сотрудник Института экономики РАН кандидат экономических наук К. Гусева: "Региональный инвестиционный климат представляет собой систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро- и собственно региональном уровнях управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций" [4, с. 91]. Это наиболее удачное определение. Оно не отяжелено перечнем конкретных факторов и свойств территории, а оперирует социально-экономическими отношениями, результирующими их воздействие. Правда, следующие слова автора вызывают возражение и зарождают сомнение в безупречном понимании им сущности данной категории. К. Гусева пишет: "Поскольку процесс инвестирования носит долговременный характер, инвестиционному климату присуща определенная статичность, он инерционен по отношению ко многим общеэкономическим процессам и не подвержен быстрым изменениям в отличие от финансового положения предприятий, состояния промышленного производства, уровня жизни населения и т.д.". Нельзя, во-первых, ставить в один ряд стабильность финансового положения предприятия и состояние всего промышленного производства, это некорректно. Состояние промышленности стабильно ухудшается на протяжении всего периода реформ, а положение конкретного предприятия меняется несколько раз в квартал. То же относится и к уровню жизни населения. Во-вторых, инвестиционный климат как система социально-экономических отношений просто по определению не может быть инерционным на этапе перехода к рынку и более консервативным, чем состояние производства. Причиной такого утверждения является, по-видимому, уверенность в том, что на всем протяжении процесса инвестирования его климат не меняется. К сожалению, это заблуждение и его можно рассматривать как благое пожелание. Итак, инвестиционный климат региона - совокупность условий как присущих данной территории в силу объективных причин (например, географическое положение), так н сознательно созданных органами власти федерального и регионального уровней, предпринимателями и общественностью, определяющих мотивы инвестирования. По нашему мнению, это определение выигрывает тем, что, не содержа длинного перечня факторов и условий, впервые указывает на источник этих условий -субъекты инвестиционной деятельности. Это необходимо для дальнейшего исследования, так как позволит указать адресатов рекомендаций по совершенствованию региональной инвестиционной деятельности, более конкретно выявить недостатки и просчеты Говоря об инвестиционном климате, следует уточнить еще одно обстоятельство: есть ли различия между климатом всей страны и отдельного региона? По мнению автора - безусловно есть. Несмотря на то, что федеральные законы и условия создают общий базис для всех регионов, органы власти и общественность каждой территории имеют возможность выстроить на этом базисе неповторимую конструкцию из местных нормативов, традиций, преференций для инвесторов. Такое понимание инвестиционного климата позволяет на основе исследования особенностей и достижений разных регионов разработать более или менее стандартную систему действий администрации, обеспечивающую всемерное поощрение инвестиционной активности. На практике используются различные методики количественной оценки инвестиционного климата. Например, В. Харитонова [5, с. 13-17] предлагает рассчитать инвестиционный рейтинг региона по пяти факторам. 1. Социально-экономический потенциал региона, который характеризует наличие объективных предпосылок освоения инвестиций. Его составляющие: уровень экономического развития, включающий 2 компонента: а - производственный потенциал; б - трудовой потенциал: наличие "точек роста", уровень жизни населения, уровень рыночных преобразований. 2. Собственный инвестиционный потенциал региона, складывающийся из финансового потенциала предприятий, инвестиционного потенциала населения и инвестиционного потенциала бюд жета региона. 3. Приток внешних инвестиций. 4. Нормативно-правовая база привлечения инвестиций. 5. Уровень развития региональной рыночной инфраструктуры Оценка и анализ формирования инвестиционного климата в регионе состоит из 4-х этапов. I. Определение рейтинга региона по динамике объема и эффективности инвестиций. II. Определение частных рейтингов отдельно по каждому из пяти основных факторов инвестиционного климата. III. Построение сводного рейтинга региона по всем пяти факторам с учетом их веса, определенного на основе опроса экспертов. IV. Определение направлений улучшения инвестиционного климата. В качестве замечания необходимо отметить, что автор не разграничивает понятия "инвестиционный климат", "инвестиционный потенциал", "инвестиционные ресурсы". Хотя они близки и взаимосвязаны, различать их нужно, поскольку за каждым стоит своя сфера деятельности, свой круг задач и исполнителей. Все это необходимо для формирования инвестиционной программы региона, для совершенствования организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности. Очень близким к инвестиционному климату понятием является инвестиционная привлекательность. Многие авторы их отождествляют, а некоторые считают, что первое понятие включает второе. Например, А. Шахназаров и И. Ройзман пишут: "...инвестиционный климат включает и инвестиционную привлекательность, и инвестиционную активность..."[6, с. 8-10]. Думается, с этим нельзя согласиться. Инвестиционная привлекательность региона является следствием сформировавшегося инвестиционного климата. Регион становится более привлекательным для инвесторов, если в нем установится благоприятный для них климат. Тем более нельзя утверждать, что этот климат включает в себя инвестиционную активность. Даже при благоприятном климате активность может быть минимальной, если нет свободных средств. Количественно инвестиционную привлекательность проще измерить темпом прироста инвестиций, темпом роста числа осуществляемых проектов, количества инвесторов как местных, так и сторонних Поскольку мы уже упомянули такое понятие, как инвестиционный потенциал, остановимся на его определении. В самом общем виде под инвестиционным потенциалом региона следует понимать возможность мобилизации ресурсов для инвестирования. Источниками ресурсов могут быть юридические лица в регионе, его население, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Особо следует выделить банковский капитал. Региональный инвестиционный капитал включает и возможности привлечения средств со стороны (из других регионов, из федерального центра, из-за рубежа и т.д.), т.е. это все средства, которые регион может привлечь для осуществления своих проектов. Отсюда ясно, что чем благоприятнее климат инвесторов, чем выше инвестиционная привлекательность, чем, в конце концов, выше инвестиционный рейтинг региона, тем больше его инвестиционный потенциал. Этот потенциал обратно пропорционален инвестиционному ристу и прямо зависит от успешности социально-экономического развития региона, от потенциала его экономики. Так как источников инвестиций много, следует выделять и элементы (составные части) инвестиционного потенциала - потенциал частных инвестиций, потенциал иностранных инвестиций и т.д. Это позволит конкретизировать программу действий по его формированию. Количественно точно измерить инвестиционный потенциал невозможно, применимы лишь вероятностные и экспертные оценки. В качестве индикатора можно использовать количество соглашений о намерениях, договоров о сотрудничестве, инвестиционных заявок и прочих подобного рода документов, подписанных администрацией региона. В отличие от потенциала инвестиционные ресурсы -это реально имеющиеся средства из тех же источников, которые можно вложить в проекты. Ресурсы складываются из чистой прибыли и амортизационных отчислений предприятий, из средств населения на счетах в банках и в прочих кредитных организациях, вложенных в ценные бумаги, из бюджетов развития местных администраций, из зарубежных инвестиций, поступающих по договорам и контрактам и т.д. Конечно, граница между потенциалом и ресурсами очень подвижная: при ухудшении инвестиционного климата ресурсы уходят в потенциал и наоборот. Поэтому нет и не может быть твердой связи ресурсов с потенциалом (например, ресурсы равны 60 % потенциала), не опосредованной изменениями инвестиционного климата. В течение года соотношение между этими показателями в регионе может измениться в несколько раз, если администрация меняет условия инвестирования. С понятием "инвестиционные ресурсы" тесно связана категория "инвестиционная активность". По нашему мнению, это интенсивность инвестирования, определяемая, например, размером инвестиций на одного жителя региона или долей инвестиций в валовом региональном продукте. Об активности инвесторов можно судить и по показателю веса инвестиционных ресурсов в инвестиционном потенциале региона. Также вполне реально использовать показатель числа инвесторов в расчете на 1000 жителей. Инвестиционная привлекательность и активность прямо зависят от степени инвестиционного риска в данном регионе. Региональный инвестиционный риск -сложная категория, суммирующая общегосударственные и местные риски, интегрирующая влияние политических, экономических, организационных, климатических, экологических и прочих факторов. Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует вкладывать средства в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Различают следующие виды инвестиционного риска: экономический, политический, социальный, экологический, криминальный (в т.ч. коррумпированность чиновников), законодательный и др. В отношении иностранных инвестиций следует учитывать дополнительные риски: риск экспроприации, риск запрещения вывоза дохода или продукции, валютный риск. Неоднократно предпринимались попытки разработать методику оценки интегрального регионального риска, но дальше отфеделения некоего "фонового риска" в виде средневзвешенной экспертной оценки числа частных рисков они не заходили [7, с. 31-34]. Представляется, что и не надо пытаться очень точно вымерить такую сложную вероятностную категорию, как риск. Затраты на разработку методики и сбор информации для расчета его значения не окупятся результатами. Для инвестора важна не сама интегральная величина риска, а сравнение регионов (ранжирование) по рискованности инвестирования. Для этой цели вполне достаточно определять по единой методике размеры нескольких, принятых за наиболее важные, частных видов риска, вычислять их средневзвешенную величину и по ней сравнивать регионы. Оценка риска является важнейшей составляющей инвестиционного рейтинга региона. Рейтинг - обобщающая оценка инвестиционной деятельности в регионе. Для его определения необходима модель, интегрирующая все рассмотренные выше характеристики регионального инвестирования. В России не существует каких-либо типовых правил осуществления инвестиционной деятельности в регионах. Вполне понятно, что они и не могли сформироваться в эпоху непрерывных перемен в условиях значительной региональной дифференциации. Каждый регион разрабатывает собственную инвестиционную стратегию и тактику, собственное законодательство, формы и методы деятельности. Поэтому очень важным является их анализ, обобщение и подготовка рекомендаций, учитывающих передовой опыт. Чтобы избежать недоразумений, уточним, что мы различаем понятия "региональная инвестиционная политика" и "инвестиционная политика региона". Первое относится к федеральному уровню - это политика всего государства по отношению к регионам, выражающаяся в предоставлении средств для инвестирования приоритетных для страны проектов. Вторая - политика самого региона, направляющего средства и создающего благоприятные возможности для инвестирования важных для него сфер деятельности. Объектами инвестиционной деятельности в регионах являются: вновь создаваемые, приобретаемые, реконструируемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях экономики; ценные бумаги (акции, облигации и др.); целевые денежные вклады; научно-техническая продукция и другие объекты собственности; имущественные права и права на интеллектуальную собственность. В состав инвестиционной сферы региона включаются секторы: - капитального строительства, в котором происходит непосредственное перевоплощение инвестиционных ресурсов и инвестиционных товаров в основные и оборотные фонды; - обращения финансового капитала, в котором происходит формирование инвестиционных ресурсов, мобилизация и аккумулирование средств различных инвесторов, распределение полученного дохода; - инновационный, в котором разрабатываются инвестиционные проекты, создается и реализуется научно-техническая и интеллектуальная продукция; - эксплуатации созданных и приобретенных фондов, реализации произведенной продукции, в котором рабочая сила соединяется с созданными фондами, производительный капитал приобретает товарную форму, появляется прибавочная стоимость. Ради справедливости следует отметить, что последний сектор включается в инвестиционную сферу региона только в той мере, в которой в нем реализуется созданная посредством инвестиций прибавочная стоимость. Такое мнение разделяется не всеми, многие ученые не включают в инвестиционную сферу эксплуатацию созданных или приобретенных фондов, реализацию произведенной продукции. Мы считаем, что так делать нельзя, поскольку в этом случае разрывается кругооборот инвестированного капитала, вложение средств отрывается от распределения полученной прибыли (которое включается в инвестиционную сферу), а это чревато неполучением запланированного дохода. В российских условиях успех инвестиционного проекта зависит от того, насколько хорошо будет реализована созданная продукция. Поэтому, разрабатывая систему регулирования инвестиционной деятельности в регионе, следует обязательно предусмотреть рычаги воздействия на процесс эксплуатации созданных мощностей, на количество и качество про- изводимой продукции, на сбыт этой продукции и своевременное получение выручки. Только такой комплексный подход к регулированию инвестиционной деятельности позволит получить достаточный эффект от вложенных средств. Формы и методы инвестирования в регионах стандартны, но способы привлечения ресурсов, подходы к формированию инвестиционного климата отличаются большим разнообразием. Конституция РФ предоставляет регионам широкие права по законодательному, экономическому, организационному регулирова-нию этой деятельности. Организационными формами привлечения инвестиций в регионы являются: ярмарки, выставки проектов и производимой в регионе продукции; презентации региона в других субъектах РФ и зарубежных странах; размещение рекламной информации о регионе в СМИ, в системе Интернет; установление экономических, научных, культурных и пр. связей с другими регионами и странами; участие в российских и международных программах; учреждение инвестиционных фондов, бирж, банков, компаний. С помощью этих и подобных им форм регион заявляет о себе и привлекает к себе внимание инвесторов. Для получения инвестиций используются более активные методы - предоставление льгот и различных преференций. Основными их видами являются: инвестиционный кредит; освобождение (отсрочка) от уплаты части ставок налогов; предоставление оборудования, технологий, товаров; соглашение о разделе продукции; совместное осуществление проекта на долевых началах; продажа доли собственности региона; снижение или полное освобождение от арендной платы, от платежей за пользование недрами; предоставление бюджетных субсидий инвесторам, строителям, эксплуатационникам и пр. В процессе осуществления инвестиционных проектов власти регионов обычно продолжают оказывать поддержку инвесторам, снижают уровень региональных рисков. Итак, под инвестиционной деятельностью в регионе понимается совокупность организационных, экономических и нормотворческих действий органов власти, хозяйствующих субъектов и физических лиц по формированию необходимых инвестиционных ресурсов, их эффективному использованию в инвестиционных проектах, обеспечению долговременного и гарантированного получения дохода на уровне, соответствующем принятым в регионе нормам. В случае совпадения этой деятельности с региональными приоритетами, она в преимущественном порядке обеспечивается льготами и преференциями.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 219
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Шушарин Александр Леонидович | Томский государственный университет | профессор, доктор экономических наук, зав. кафедрой государственного регулирования национальной экономики экономического факультета |
Ссылки
Унтура Г. В помощь инвестору: региональные риски // Финансы Сибири. 1996. № 9.
Шахназаров А., Ройзман И. Инвестиционная привлекательность регионов и региональные особенности государственной инвестиционной политики // Инвестиции в России. 1996. № 9.
Харитонова В. Как "измерить" инвестиционный климат? // Финансы в Сибири. 1998. № 3.
Гусева К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата//Вопросы экономики. 1996. № 6.
Гузнер С.С., Харитонова В Л., Вижина И А. Внутрирегиональная дифференциация инвестиционного климата: рейтинговая оценка // Регион: экономика и социология. 1997. № 2.
Статистические словарь / Гл. ред. Ю.А. Юрков. Гос. ном. РФ по статистике. Финстатнифори, 1996. 479 о.
Большое экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. 864 с.
