2004 - год Жорж Санд во Франции | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

2004 - год Жорж Санд во Франции

В статье дается информация о праздновании 200-летия со дня рождения Жорж Сайд во Франции. Перечисляются культурно-массовые мероприятия, посвященные этому событию, публичные лекции, выставки, фестивали, круглые столы. Особое внимание уделяется международным коллоквиумам, приуроченным к юбилейной дате: подробно рассказывается об одном из них, состоявшемся 4-7 февраля 2004 г в Университете Блеза Паскаля (Клермон Фсрран) на тему: «Цветы и сады в творчестве Жорж Сайд». В числе участников и докладчиков этого форума литературоведов была и автор данного сообщения.

2004 - George Sandc's year in France.pdf I июля 1804 г. в Париже родилась Амандин-Орор-Люсиль Дюпен, вошедшая впоследствии в историюмировой литературы под псевдонимом Жорж Санд. Внынешнем году, таким образом, исполняется 200 летсо дня рождения знаменитой французской писательни-цы. По этому случаю 2004 г. провозглашен «годомЖорж Санд» во Франции. Торжества открылись 3 фев-раля в Национальной Ассамблее спектаклем, состоя-щим из отрывков политических текстов, написанныхЖорж Санд в разное время.В рамках празднования этого юбилея были преду-смотрены многочисленные культурно-просветитель-ские. научные и туристические мероприятия. Посколь-ку Санд была художником богато одаренным, глубокочувствующим и понимающим искусство (особенно му-зыку и живопись), проявившим себя в разных сферахобщественной, литературной и театральной жизни, еетворчество и личность продолжают привлекать внима-ние не только специатистов .^гитературоведов, культу-рологов, искусствоведов, но и самую широкую публику.11оэтому и предлагаемые мероприятия, многие из кото-рых поддерживаются Министерством Культуры иКоммуникации, имеют столь разнообразный характер.В Музее Романтической Жизни (Musee de la VieRomantique) в Париже с 29 июня по 14 ноября 2004 г.откроется специальная экспозиция «Жорж Санд. при-рода артиста».В столичных театрах Франции будут показаныспектакли по произведениям писательницы. Так. в те-атре-кафе «Чертово болото» (это название самой попу-лярной повести Сацд «La Mare au (liable») уже с декаб-ря 2003 г. идет инсценировка Ф. Лазарини по жоржеан-довскому роману «Прекрасные господа из Буа-Доре»(«Les Beaux Messieurs de Bois-Dore)». A 21 марта этотже театр предлагает чтение «Луны и сабо», биографииЖорж Санд, написанной Бушардо (Bouchardeau).Французская почта приняла решение о выпуске но-вой марки с изображением Жорж Санд, которая посту-пит в продажу 22 марта 2004 г.19 декабря 2003 г. состоялась продажа с аукционатетрадей рисунков и собственноручных рукописей ЖоржСанд, в основном относящихся к театральным пьесам.Конечно, книжные издательства постарались выпу-стить к юбилейной дате переиздания произведений пи-сательницы, а также новые научные исследования еежизни и творчества. Особо нужно отметить изданиедесятитомной «Истории моей жизни» («Histoire de mavie», ed. Christian Pirot), а также выпуск прекрасно ил-люстрированных альбомов «Мир Жорж Санд» («LeMonde de George Sand») и «По следам Жорж Санд»(«Sur les pas de George Sand»). Из монографий истори-ко-литературоведческого характера следует назвать:- Крыстоф Поль. Жорж Санд и Иисус, неутомимыйдуховный поиск (Christophe P. George Sand el Jesus, uneinlassable recherche spirituelle / Ed. du С erf P., 2003. 214 p.);- Перро Жан. Секрет Пиноккио, Жорж Санд и Кар-ло Коллоди (Perrot J. Le secret de Pinocchio, GeorgeSand et Carlo Collodi. P., 2003. 242 p.);-Делэгь-Муэн Сшьви. Вы читали Жорж Санд? (Delaigue-Moins S. Avez-vous lu George Sand? P. / Ed. LancosmeMultimedia, 2004. 300 p.);- Пернир Дшшэ.чь. Берри, терри тория Жорж Санд.Антология. (Bernard D. Le Berry, pays de George Sand /Ed. Alan Sutton. 160 p.).Для демонстрации внимания соотечественников к юби-лею Жорж Санд достаточно привести перечень мероприя-тий, проведение которых в Париже Министерство культу-ры и коммуникации спланировало в марте 2004 г.Понедельник 8 марта в 10 ч. Жорж Санд: речь ноповоду двухсотлетия. Заседание по случаю открытияколлоквиума Женщины и власть, организованного в Се-нате Комитетом парламентской истории. Сенат.Пятница 19 марта в 12 ч. Торжественный вечер па-мяти Жорж Санд. Слезы свободы: представлениефрагмента хореографического спектакля Карин Сапор-та. Показ фильма Мишель Розье: «Жорж кто?» (1973).Фес гиваль женских фильмов.Воскресенье 21 марта с 10 до 12 ч. Жорж Санд: вопросязыка. Круглый стоп, организованный французскими про-фессорами-лингвистами и писателями. Салон книги.Воскресенье 21 марта с 15 ч 30 мин до 17 ч 30 мин.Жорж Санд, профессор естественной истории? Круг-лый стол, организованный профессорами истории воглаве с Анри Бонне, генеральным инспектором нацио-нального образования. Музыкальное заключение в ис-полнении мастеров волынки. В рамках недели фран-цузского языка. Центр наук.Пятница 20 и воскресенье 21 марта с 10 до 18 ч. Вы-пуск марки с изображением Жорж Санд. Почта организу-ет предварительную продажу марки с изображениемЖорж Санд в исторической библиотеке Парижа и в име-нии Жорж Санд Ноан. Марка будет продаваться во всехпочтовых отделениях начиная с 22 марта 2004 г. Почта.Среда 24 марта с 11 до 13 ч. Танец слов: приятное раз-влечение вокруг Жорж Санд. Анриет Вальтер, лингвист,предлагает игровое и лингвистическое путешествие наматериале двух отрывков из «Маленькой Фадепы» в ис-полнении Дельфин Бюрези: смысл слов, игра слов. В рам-ках недети французского языка. Салон книги.Франция попыталась воздать Жорж Сацц почести, вкоторых ей было отказано при жизни. Современникиписательницы, в том числе и в России, немало рассуж-дали о том, что ей не удалось получить ни одной из двухглавных наград своей родины. Ее не наградили ОрденомПочетного легиона и не провели во Французскую ака-демию. При баллотировке Жорж Санд в пантеон «бес-смертных» только два академика подали голоса в еепользу: П. Мериме и Ш.О. Сент-Бев. В середине XIX в.стереотипное сознание не могло официально уравнятьженщину в правах на литературное и общественноепризнание с мужчинами. Но время расставило свои ак-центы: многие признанные при жизни «бессмертными»(как, например, Жюль Сандо) перешли в разряд писате-лей «второго ряда», в то время как Жорж Санд прочновошла в пантеон лучших авторов, составляющих гор-дость и славу французской литературы.Самым интересным в программе юбилейных меро-приятий для филолога является чтение публичных лек-ций и проведение международных коллоквиумов. На-зовем самые значительные из них.Три публичные лекции прочитала Мишель Эке (Нес-quet), профессор Университета Лилля и автор одной изсамых значительных монографий о Жорж Санд, поя-вившихся в последнее время («Poctique de la parabole.Les romans socialistes de George Sand. 1840-1845. P.,1992). Тематика: 10 января 2004 г.: История моей жиз-ни-, 7 февраля: Переписка; 13 марта: Консуэло.Мишель Перро (Perrot), выпустившая уже приведен-ное выше исследование о Жорж Санд. организоваладве публичные лекции: 12 января 2004 г.: «Жорж Санди идея прогресса»; 30 января: «Жорж Санд и женскаяэмансипация».Две лекции подготовила и прочитала Бернадет Шов-лон (Chovelon): 15 января 2004 г.: «Жорж Санд, жен-щина нашего времени»; 22 января: «ПутешествиеЖорж Санд в Венецию».Франсуаз Женеврэ (Genevray) 8 марта 2004 г. вы-ступила с докладом «Жорж Санд, женщина своего ве-ка» в Центре Жорж Санд в Баку ( Азербайджан).Перечисление тем публичных лекций и докладов даетпредставление о многообразии импульсов, исходящих оттворчества и самой личности писательницы. Жорж Санддает богатую пищу как для чисто литературоведческихисследований, гак и для очень актуальной в настоящеевремя гендерной и феминистской проблематикиЕще более широкий спектр интересов концентриру-ют намеченные на 2004 г. международные коллоквиу-мы, собирающие, как правило, ученых из разных странЕвропы и США:- 4-7 февраля в Клермон-Ферране: «Цветы и садыв творчестве Жорж Санд». Организатор: профессор уни-верситета Блеза Паскаля Симон Бернар-Грифитс (Bernard-Griffiths);- 16 и 17 июня в Тренобле: «Жоржсандовский и ро-мантический трактат по поэтике: прочитать заново Пись-ма путешественника». Ответственные: профессора Уни-верситета Стендаля (Гренобль III ) Дамьен Занон иКристин Планте;- 1-8 июля в Серизи-ля-Саль: Письмо Жорж Сайд:осуществление на практике и в воображении;- 5-11 сентября в Париже, Ноане и Арсе: «ЖоржСанд, музыка и театр»;- 9-10 декабря в Париже: «Жорж Санд и политика».Коллоквиумы, посвященные изучению разных ас-пектов творчества Жорж Санд, пройду г и в других стра-нах мира: Японии, Канаде, США, Германии. В Россиипредполагается проведение международной конферен-ции по поводу юбилея французской писательницы вИнституте мировой литературы РАН (Москва)Полагаю, что российским ученым и деятелям куль-туры можно было бы поучиться у французов умениючествовать своих великих писателей. Размах празднова-ния юбилея Жорж Санд напомнил мне 1999-й «годПушкина» в России Но ведь у нас есть Достоевский,Л. Толстой, Тургенев, Гончаров, Чехов.. Наверное,следовало бы отмечать юбилейные даты наших вели-ких соотечественников как национальный праздник.Во Франции мне удалось принять учааие в между-народном коллоквиуме «Цветы и сады в творчестве ЖоржСанд», прошедшем в Клермон-Ферране в начале февраля.Решиться на этот шаг было непросто по ряду причин. Во-первых, я оказалась единственной представительницейРоссии из 35 докладчиков в числе 10 иностранных участ-ников. По регламенту доклад должен читаться на француз-ском языке и рассчитан на 30 минут. Вполне понятно моеволнение, связанное с подготовкой выступления на стольпредставительном форуме (где у меня, к шму же. не былони одного знакомого) Пугало также и преодоление рас-стояния в 6,5 тыс. км: авиаперелеты Томск-Москва, Моск-ва-Париж, а потом путешествие на поезде до неизвестногомне Клермон-Феррана (который, как оказалось, находитсяв 320 км к югу от столицы Франции).Но самое весомое препятствие отсутствие финанси-рования згой поездки. Пришлось пожертвовать, по край-ней мере, тремя месячными зарплатами профессора чтобыпозволить себе удовольствие познакомиться с ведущимиспециалистами Европы и США по творчеству Жорж Санд,а также и себя показать как представительницу России иТомского университета. Решиться на поездку заставил, по-видимому, профессионатизм: очень грустно почли 20 летзаниматься русской рецепцией Жорж Санд и не приниматьникакого участия в международных научных контактах,открывающих совершенно новые подходы к изучениюличности и творчества этой писательницы Хотя надо за-метить, что французские профессора так и не смогли по-нять моего альтруизма, зарабатывая в среднем 4000 евро вмесяц, они считают безумием потратить 600 евро ради уча-стия в престижной российской конференции и пользуютсязаранее предусмотренными и полностью оплаченнымистажировками в России. Меня скорее поймут отечествен-ные (и особенно сибирские) ученые, которые в системефинансирования науки по остаточному принципу, утвер-дившемуся в течение последних 15 лет, уже привыклиездить в Петербург, Москву и другие города России засвой, весьма скудный счет. Не может быть плодотворногонаучного развития без научного обмена знакомства с но-выми исследованиями, апробирующими иногда неожи-данные методологические принципы и приемы.Итак, что же представлял собой коллоквиум вКлермон-Ферране? Стоил ли он моральных и матери-альных жертв? Я думаю, что стоил. В его организациии проведении активное участие принимал Центр ро-мантических и революционных исследований (Centrede Recherches Revolutionnaires et Komantiques) во главес его директором - очаровательной молодой и талант-ливой женщиной Паскаль Орэкс-Жонсьер (Auraix-Jonciere).На мой взгляд, получился серьезный представи-тельный съезд ученых разных стран, объединенныхкак интересом к личности и творчеству Жорж Санд,гак и к самому процессу развития ли Гературоведческо-ю анализа, обогащающемуся за счет комплексногоиспользования широкого культурологического контек-ста. мифопоэтическою и семиотического способов про-чтения текста Тема коллоквиума отвечает методоло-гии изучения садовых стилей как проявления художе-ственного сознашгя той или иной эпохи, той или инойс фаны и конкретной авторской индивидуальное ш. Вомногих докпадах фактически речь шла о соотношенииискусств на почве общих стилевых тенденций стиляв широком искусствоведческом понимании этого сло-ва. Такой широкий культуроло! ический подход к изу-чению садово-паркового искусства одним из первыхпредложит академик Д.С. Лихачев в своей книге, пере-веденной на многие языки. «Поэзия садов. К семантикесадово-парковых стилей. Сад как текст».В программе были предусмотрены отдельные засе-дания, носящие не строго научные, а скорее поэтиче-ские названия, соответствующие тематике изучения «са-дов и цветов»: «Прогулки». «Языки», «От ботаники ксимволике». «Символика», «Вокруг растения политика,попика», «Мифологии сада». «Проселочные дорогивместо заюпочеггия». Каждое из заседаний включало5-6 доклачов Председатель представлял докладчиков.При этом все присутствующие слушали всех выступа-ющих. заседания выс граивагись не параллельно, а после-довательно одно за друтим (по два в день), начинаясь, какправило, в 8 ч 30 мин vipa и заканчиваясь только к 6 чвечера. Таким образом, участие в этом форуме оказа-лось напряженным, но интересным делом.С информацией о «годе Жорж Санд» от Министерст-ва культуры и коммуникации выступила мадам Рэн Прат,которая рассказала о много'шеленпых центрах изучениянаследия писательницы Как выяснилось, общества«Друзей Жорж Санд» существуют в США (его президентАнабель Pea приехата на коллоквиум), Канаде, Японии,Азербайджане. Но самой серьезной культурно-просве-тительской организацией такого рода является француз-ская ассоциация «Друзья Жорж Санд». созданная в 1975 г.и издающая при поддержке Национатьного филологиче-ского центра ежегодный одноимешгый журнаг. в кото-ром публикутотся французские и зарубежные исследова-ния, а также дается исчерпывающая информация о новыхизданиях, диссертациях, научно-культурных мероприя-тиях. посвященных Жорж Санд и романтизму. На колло-квиуме присутствовал Мишель Баумгартнер (Baumgartner),член административного совета, а также его суп-руга. Мари-Терез Баумгартнер, секретарь общества. Я,как и многие учаептики коллоквиума, не устояла передискушением получать регулярные сведения по интере-сующей меня проблеме и вступила в ряды «друзей», хотямне и пришлось заплатить непомерно большой для рос-сийского профессора членский взнос за год - 20 евро.Высокий статус форума ог^ределил и широкий интер-национальный состав участников: из 35 докладчиков 6 при-ехали из США, 1 - из Испании, I - из Швеции, 1 - из Гол-ландии, и я единственная представляла Россию. Коллокви-ум собрал и маститых литературоведов Франции, таких,например, как заслуженный профессор Университета Руа-на Жозеф Марк Байбе (Baibe) или заслуженный профессорУниверситета Гренобля I I I Симон Вьерн (Vierne).Ж.М. Байбе, сочетающий в своих исследованияхпрофессионализм музыковеда и филолога, автор книг оБерлиозе, Ж. Жанене, Ж. де Нервале, а также доктор-ской диссертации «Роман и музыка во Франции в эпо-ху Июльской монархии» («Le Roman et la musique enFrance sous la Monarchie de Juillet». P., 1970. 446 p.),сделал доклад на тему: «От садов Италии к берришон-ским садам в воображении Жорж Санд».А Симон Вьерн, известная во Франции и за ее пре-делами изучением творчества Жюля Верна и ЖоржСанд, рассказала о «Поэзии ботаники». Исследова-тельница выпустила к началу работы коллоквиумасвою новую монографию: «Жорж Санд, женщина, пи-савшая по ночам» («George Sand, la femme qui ecrivaitla nuit». Clermond-Ferrand, 2004. 325 p.).Можно было бы долго рассказывать об интересныхдокладах, идеях, новом прочтении сюжетов, мотивов, об-разов жоржсандовских произведений. Но главную мысль,по моему мнению, выразила американский литературо-вед Эв Суриан (Sourian): в художественном мире ЖоржСанд сады и цветы выполняют ту же функцию, какую втворчестве Бальзака играют описания улиц, кварталов,домов и всего вещного мира. Два писателя-современниканашли разные средства характеристики человека, еговнутреннего мира, темперамента, духовного развития. Ес-ли для Бальзака был важен интерьер, то для Жорж Санд -природа, предпочитаемая или преобразованная согласновкусу и эстетическим потребностям героя. Отсюда еевнимание к описанию садов, парков, павильонов, бесе-док, а также сознательное или бессознательное использо-вание символики деревьев, растений, цветов.Что касается моего доклада, то я оттолкнулась отсюжета, предложенного в свое время еще Б.В. Тома-шевским, который назвал свою статью «"Дубровский"и социальный роман Жорж Санд» [ 1 ]. Отмеченное ав-торитетным ученым сходство отдельных сцен, моти-вов, деталей в произведениях Пушкина и Санд моглопоказаться случайным и не очень убедительным, еслибы не наметившееся в последнее время в нашем лите-ратуроведении внимание к усадебному роману, куль-туре русской усадьбы [2]. Свой расцвет этот жанр по-лучил в творчестве Тургенева, Гончарова, а у истоковего, по-видимому, была Жорж Санд. В ее романе «Ва-лентина» («Valentine», 1832), к анализу которого и при-бегнул Томашевский, уже содержатся все главные при-знаки усадебного хронотопа, предопределяющего основ-ные структурные элементы усадебного романа. Поэто-му я и назвала свой доклад «Романтический сад в творче-стве Жорж Санд и русская усадебная культура». Встре-чен он был с интересом, который был обращен и к рус-ской литературе, и к российской литературоведческойкомпаративистике, устанавливающей тесные связи и кон-такты между художниками Франции и России.Сам университет Блеза Паскаля представляет собойкрупный научный центр, в котором есть отделение славян-ских исследований, а следовательно, и студенты, изучаю-щие русский язык и русскую литературу. Есть в нем и за-мечательный гфофесгорско-преподавательский состав,заинтересованный в культурных связях с Россией. Еже-годно для повышения результативности преподавания вТОтермон-Ферран приглашаются для чтения лекций про-фессора из российских инстигутов, а французские студен-ты отправляются на обязательную месячную стажировку внаши вузы. Я могу только надеяться, что когда-нибудь вбудущем и Томский университет получит возможностьфинансировать своих профессоров для участия в крупныхнаучных международных форумах, а студентов-фило-логов, изучающих французский язык и литературу Фран-ции, оправлять для прохождения стажировки на родинуЖорж Санд.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кафанова Ольа БодовнаТомский государственный университетпрофессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой романо-германской филологии филологического факультетаdva@ic.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

 2004 - год Жорж Санд во Франции | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

2004 - год Жорж Санд во Франции | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

Полнотекстовая версия