Представлен обзор исторических и культурных предпосылок формирования образовательного пространства ТГУ; исследуется связь этого учебного заведения с общим ходом российского просвещения и его соотношение с традиционным представлением о классическом университете.
TSU: the forming of educational space in the context of university educational system .pdf История университетов - это не просто описание учреждений наряду с другими организациями городского пейзажа. Изучение университетской темы неизбежно затрагивает еще целый спектр имманентно связанных с ней вопросов и проблем. "Характер системы образования самым непосредственным образом связан с соответствующим типом культуры и меняется вместе с ним", - пишет В.А. Лекторский. Историю образования, в том числе университетского, следует изучать не изолированно, а на обширном историческом фоне, учитывая тесную связь и взаимовлияние целей образования и целей жизни данного общества.Университеты - явление западноевропейской культурной жизни. Но пути их формирования в Западной Европе и в России различны. В Европе университет возник естественным путем, вырастая на традициях прошлого в кругу единомыслящих школяров и магистров. В России же саму идею и воплощение приходилось формировать государству во времена Петра I и по его именно указу [4]. Западноевропейский образец был задан властью, и готовая форма со временем заполнялась содержанием, соответствующим уже реалиям русской жизни. Не среда подготовила университет, а он сам, возникнув по воли власти, быстро стал формировать среду [1. С. 15]. В связи с противоположной траекторией развития путь создания российской университетской системы был тернист. Необходимо было разрушить общественные стереотипы по отношению к знанию и людям, чьей профессиональной деятельностью стала наука, а также создать социальные и культурные условия, в которых наука только и может развиваться.Положение Томского государственного университета в момент создания, а потом и дальнейшего существования было неоднозначным.С одной стороны, был оставлен отпечаток эпохи -характер политики царского правительства в области образования. Показателен тот факт, что от заявления о необходимости создания университета в Сибири до его основания потребовались длительное время (75 лет) и колоссальные усилия передовой общественности (обсуждение университетского вопроса в Сибири вышло даже за пределы России). Также не способствовали развитию попечители, губернаторы и другие местные чиновники, действия которых лишь расшатывали и тормозили становление первого сибирского университета.С другой стороны, к открытию университета в Сибири был накоплен опыт организации высших учебных заведений в других городах России. Главные принципы, регулирующие учебную деятельность Томского университета, определялись целевой установкой устава 1884 г. [5]; эти требования предъявлялись ко всем российским университетам. Учебный процесс регламенти-ровался, как и во всех других вузах, по планам, разработанным Министерством просвещения.По оценкам исследователей данной проблематики, ТГУ к своему открытию имел первоклассную по тому времени научную и учебную базу. С момента основания и во время строительства Томский университет получал коллекции минералов, млекопитающих, сибирских древностей и т.д., чтобы к открытию был накоплен необходимый для развития наук потенциал. Университет получал в книжные фонды личные библиотеки и книжные собрания академиков, поэтов и всех, кто осознавал важность значения литературных источников для просвещения.Бесспорно, что профессорско-преподавательскому составу принадлежит ведущая роль в формировании образовательного пространства Университета. Именно он готовил квалифицированных специалистов и способствовал росту научного знания. Состав преподавателей был неоднороден: среди них встречались как видные ученые, так и молодые люди, увлеченные наукой. Молодых преподавателей привлекала возможность быстрого пути от приват-доцента до профессора, многие в дальнейшем стали известными учеными, академиками. Но не всех ученых устраивали условия их деятельности в Томском университете, и часть преподавателей, спустя время, покинула стены ТГУ, продолжив свое профессиональное становление в других учебных заведениях страны. Часть же, не взирая на трудности, продолжала готовить специалистов и творить в Томском университете десятки лет.Формирование образовательного пространства в рамках классического университета предполагает развитие и передачу научного знания путем приобщения к науке, понимания ее ценности и значения для культурного человека в процессе преподавания. С момента открытия процесс обучения находился на высоком уровне. Среди обеспечивающих качество образования факторов можно выделить следующие:- многие преподаватели вели интенсивную исследовательскую работу, на основе которой проводились лекции и практические занятия;- существовала практика чтения пробных лекций перед представителями профессорской курии, после их одобрения преподаватель получал право читать курс студентам;- небольшая учебная нагрузка способствовала тщательной подготовке лекторов к каждой лекции;- была развита практика стенографирования лекций и их издание на правах рукописей.Среди преподавателей были и плохие лекторы, которых студенты не раз критиковали и осмеивали в прессе.Развитие различных сфер в образовательном пространстве Томского университета, так же как и в дру-41гих учебных заведениях страны, было неоднородным. Естественные науки, их важность для изучения и освоения Сибири всегда преобладали над циклом гуманитарных наук. На протяжении всей истории российского просвещения именно невмешательство в политическую и религиозную сферы обеспечивало успех естественных дисциплин. По-другому обстояли дела с науками нравственными и политическими. Здесь исследователю приходится сталкиваться с целым рядом вопросов, не всегда признаваемых общим уровнем среды, церковными и политическими соображениями [2. С. 178]. Томский университет не стал исключением.Но, несмотря на все трудности, Томский университет прочно занял свое место среди других высших учебных заведений России, выполнив все возлагаемые на него надежды и задачи, а именно: ...подготовку квалифицированных, культурных специалистов для поднятия экономики Сибири, политического и культурного уровня ее населения, систематического изучения природы Сибири, растительного и животного мира, ее богатейших недр, истории и этнографии, разнообразной культурно-просветительской деятельности [3. С. 190].Немаловажной была и та роль, которую Томский университет выполнял в культурной среде города и за его пределами. С момента открытия университет не только наращивал научный потенциал в сугубо корпора-тивном кругу, но и стремился нести свет просвещения в массы. Эту задачу университет выполнял весьма активно и продуктивно в довольно крупных масштабах. По выходным и праздничным дням видные профессора читали лекции и доклады, вели беседы по актуальным для населения города вопросам. Также участники научных экспедиций знакомили жителей других городов и сел Сибири с историей и последними достижениями томских ученых в различных областях знаний.Постепенно шло развитие среднего образовательного звена - школ и гимназий. Университет в процессе плодотворного взаимодействия со школьными учреждениями давал уже готовые педагогические кадры и совершенствовал образовательный уровень учителей, вовлекая их в научную деятельность, повышая тем самым методологическую культуру педагогов. Другими формами культурно-массовой работы с населением были медицинские осмотры в отдаленных от города районах, юридическая помощь, становление и развитие издательского дела и т.д. Таким образом, участие сотрудников университета в культурной и бытовой сторонах жизни сибиряков было исторически необходимым этапом становления Томска. Другими словами, университет действительно стал для города и за его пределами центром Просвещения, в который стремилась молодежь с большим желанием учиться.
Бубенова Галина Игоревна | Институт искусств и культуры Томского государственного университета | аспирант кафедры теории и истории культуры | kulturtsu@yandex.ru |
Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М.: Русское слово, 1997. 352 с.
Иконников В. Русские университеты в связи с ходом общественного образования // Вестник Европы. 1876. № 9. С. 161-206.
Зайченко П.А. ТГУ им. В.В. Куйбышева. Очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1880-1955). Томск: ТГУ, 1960. 478 с.
Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 49-64.
Томский университет. 1880-1980. Томск: ТГУ, 1980. 431 с.