Прагматическая функция эмотивного компонента в коммуникативном поле побуждения
Рассматриваются особенности функционирования эмотивного компонента в побудительном высказывании. Прагматическими доминантами выступают эмоционально-маркированная ситуация общения; система эмотивных средств, транслирующих эмоциональное значение; эмоциональная позиция адресата, связанная с интерпретацией и реагированием на эмоциональную информацию
Pragmatic function of an emotive component in the communicative field of persuasion.pdf Прагматика как отрасль языкознания ориентирова-ние; 3) эмоционально воздействовать на слушающегона на выбор языковых средств «…для наилучшего вы-[2-4]. Три типа эмоциональной информации различа-ражения мыслей, чувств, выражения более точного,ются степенью спонтанности проявления эмоций, ха-или наиболее красивого, или наиболее соответствую-рактеризуются разными целями и осуществляются вщего обстоятельствам, иными словами, для наилучше-разных ситуациях. Для первого типа - эмоциональногого воздействия на слушающего или читающего - с це-выражения - определяющим является внутренняя по-лью убедить его, взволновать и растрогать, или рас-требность говорящего в необходимости самовыраже-смешить, или ввести в заблуждение…» [1. С. 184], т.е.ния «…нетождественности того, что и каков он есть,для достижения коммуникативной цели высказываниятому, чем и каким он должен быть» [5. С. 16]. Канони-и получения запланированного результата (состоятель-ческой речевой ситуацией является ситуация внутрен-ности перлокутивного эффекта). Основополагающим вней речи (единственный адресат - это сам адресант).понимании иллокуции (выражения коммуникативногоНапример:намерения) является интенция адресанта, который вы-- О Господе Иисусе! (Устинова) - удивление, ис-ступает центральной категорией прагматики в коорди-пуг.натах речевого акта на оси «отправитель - высказыва-- Черт! И где его носит? (Устинова) - возмуще-ние - получатель». Адресат, в свою очередь, долженние, гнев.интерпретировать интенцию и «правильно» (в рамкахВ данных высказываниях говорящий испытываетзапланированного результата) на нее отреагировать.эмоции и выражает их, чтобы получить психологиче-Поэтому на выбор речевой единицы в фазе иллокуциискую разрядку.влияет целый ряд экстралингвистических факторов,Стимулом для выражения эмоционально-оценочногоопределяющих ситуацию общения. Во-первых, соци-отношения «…становится ощущение несоответствияальная информация, включающая широкий спектр зна-наличного должному не в личностном, а в общественномний об участниках коммуникации (пол, возраст, образо-гомеостазе» [4. С. 55]. Ситуация их употребления - сферавание, культура, социальное положение). Во-вторых, ихвнутренней речи и внешней. Например:психологические свойства - черты характера, темпера-Она баюкала кисть другой рукой и твердила самамент. В-третьих, ситуативные характеристики - ролевыесебе:позиции коммуникантов, связанные со степенью их зна-- Вот гады… Какие же гады! Господи, ну какиекомства, официальным или неформальным характеромже гады! (Устинова).общения, местом, временем и т.д. Соответственно гово-- Ваш начальник идиот! И фирма у вас идиот-рящему для согласованности действий при отправленииская! (Устинова).высказывания необходимо учитывать эти аспекты и вы-Говорящий интерпретирует действительность со-бирать приемлемые для ситуации общения стратегии игласно субъективному представлению и выражает эмо-тактики вербализации интенции. Таким образом, субъ-тивно-оценочное отношение к компонентам сложив-ективное содержание высказывания, в котором находятшейся ситуации.выражение чувства и оценки говорящего относительноЭмоциональное воздействие характеризуетсясообщаемого и компонентов речевой ситуации, высту-«…адресностью и ориентировано на эмоциональнуюпает организующим принципом коммуникации. Каксферу партнера, связано с апелляцией к чувствам иотмечает В.И. Шаховский, «…эмоциональный компо-эмоциональному опыту слушающего» [3]. Для этогонент регулирует соотношение всех других компонентовтипа стандартной является речевая ситуация общения ввысказывания с человеческим фактором коммуникан-координатах «я» - «ты». Например:тов: их общим эмоциональным индексом, их взаимоот-- Сашенька, у меня тревожные новости! Ты дол-ношениями, их психическим состоянием в момент об-жен мне помочь! (Т. Гармаш-Роффе).щения и пр.» [2. С. 190].Адресант воздействует на эмоциональную сферуСодержательный аспект эмоциональной информа-адресата, моделируя эмоциональную ситуацию (ситуа-ции в высказывании исследователи классифицируютцию тревоги). В силу психофизиологической универ-по принципу доминирующей эмоциональной целеуста-сальности таких состояний их языковая реализацияновки говорящего: 1) выразить свое эмоциональноеобладает большой эмотивной силой, т.е. является сти-состояние; 2) выразить свое эмоциональное отноше-мулом для возникновения эмоций у адресата на основе19закона «эмоционального заражения»1 (эмпатии). На-нально маркированная ситуация2, основанная на эмо-пример:циональной интенции адресанта; эмотивный компо-- Спрашивайте, что хотите, и уходите отсюда,нент, представленный эмотивными единицами3; эмо-ради Христа! (Устинова).циональная позиция адресата в момент общения, егоАдресанту необходимо, чтобы его оставили одноголичные интересы и его эмоциональный индекс [2].(просит адресата уйти), поэтому он, воздействуя на егоЭмоциональность речевой ситуации побужденияэмоциональную сферу (ради Христа), программирует вопределяется намерением адресанта оказать на адресатанем сочувствие и сострадание и тем самым воплощаеттакое воздействие, которое могло бы побудить послед-цель побуждения.него к совершению определенного действия (физическо-Таким образом, эмотивность, реализованная в вы-го, речевого или психического), т.е. повлиять на его по-сказывании, характеризуется с точки зрения направ-ведение. Для того чтобы побудить адресата к запланиро-ленности: 1) предстает в «чистом» виде - ненаправлен-ванным действиям, адресант вступает с адресатом воная эмоция (эмоциональное выражение и эмоциональ-взаимодействие, вербализует интенцию побужденияное отношение) - и воплощается как «собственно эмо-(фаза локуции и иллокуции). В свою очередь адресаттивная функция» [2. С. 210]; 2) определяется намере-должен не просто декодировать прагматическое содер-нием воздействовать на адресата (эмоциональное воз-жание высказывания, но и отреагировать на него своимдействие) с отбором соответствующего знака в рамкахповедением в рамках запланированной коммуникатив-ситуации общения, согласно коммуникативной цели, иной установки адресанта. Таким образом, успешностьреализуется как экспрессивная функция [2].побудительного высказывания достигается воплощени-Так как реальная коммуникация «…представляет со-ем не одного, а двух условий. Поэтому, чтобы добитьсябой динамическую систему взаимодействующих факто-выполнения не только первого (восприятия и интерпре-ров объективного и субъективного плана…» [4. С. 71], втации), но и второго условия (реализации побуждения),координатах речевой ситуации эмоциональное выраже-отправителю при выражении своего намерения важноние и эмоциональное отношение, будучи ориентированыпринять во внимание большое количество экстралин-еще и на конкретного получателя (адресата), приобрета-гвистических факторов. Например, проинформироватьют функцию эмоционального воздействия. Таким обра-слушающего не только о том, что он собирается побу-зом, «…владея параметрами конкретного адресата, мож-дить его к исполнению какого-либо действия, но и оно добиться многого в речевом влиянии на него. Другимитом, каким образом он оценивает ситуацию общения,словами, можно прогнозировать его реакции на тот илихарактер своих отношений с адресатом, намерения са-иной стимул - устный или письменный» [2. С. 217].мого адресата и т.д. Соответственно роль эмоциональ-Синтез эмоционального и рационального в структуреной информации в речевой ситуации побуждения нельзявысказывания проявляется в том, что их содержательнаярасценивать как исключительно второстепенную. Про-сторона представлена двумя семантическими блоками,анализировав ряд примеров, можно отметить, что эмо-один из которых соотносится с эмоциональной сферой,тивный компонент выступает в качестве интенсифика-другой - с рациональной: «…каждое высказываниетора иллокутивной силы и ориентирует на результатстроится для того, чтобы реализовать определеннуюпобуждения - перлокутивный эффект. Например:комбинацию коммуникативных целей с помощью эле--Умоляю, умоляю, расскажите! (Булгаков). - Ср.:ментов и выборов, представляемых данным языком.Расскажите. Применительно к предложениям, называемым тра-- Ну, говори же! Ну! Ну! (Булгаков). - Ср.: Говори!диционно восклицательными, задача состоит в опреде-- Ради Бога, не мучьте его! (Булгаков). - Ср.: Нелении соотношения эмоционального и интеллектуально-мучьте его.го» [6. С. 13]. Можно говорить о многообразии высказы-При сравнении эмоционально маркированной си-ваний, структура которых включает эмотивный компо-туации побуждения с нейтральной видно, что эмоции,нент, «..как о коммуникативном поле эмотивности, пе-отраженные в речи (повтор перформативного глаголаресекающемся с другими коммуникативными полями»умоляю, частицы ну, же, фразеологизм ради Бога), за-[6. С. 14]. Как отмечает Л.А. Пиотровская, при анализедают общению определенное звучание. Характеристи-таких гибридных образований необходимо разграничитьку эмоционального компонента можно представитьих иллокутивную цель (выражение различных эмоцио-следующим образом. Адресант испытывает потреб-нальных проявлений) и перлокутивный эффект (опреде-ность повлиять определенным образом на адресата,ленное воздействие на адресата).чтобы тот совершил каузируемое действие, выражен-Поскольку высказывания, реализующие побуди-ное императивом. Необходимость реализации интен-тельное значение, главным образом направлены на ре-ции отражается в эмоциональном состоянии адресанта,гулирование поведения и оказание воздействия в планевозникающем как реакция на стимул4. В рамках рече-волеизъявления, представляется интересным исследо-вой ситуации формируется эмоциональное отношениевать взаимодействие побудительности (как рациональ-к компонентам ситуации и оценивается возможностьного блока) и эмотивности (как эмоционального) вмежличностного взаимодействия для реализации ком-рамках эмоционально маркированной ситуации побуж-муникативной цели. Таким образом, прагматика эмо-дения и определить прагматическую функцию эмо-тивных компонентов в побуждении сводится к стрем-тивного компонента в аспекте взаимодействия илло-лению воздействовать на эмоциональную сферу адре-кутивной и перлокутивной составляющих.сата (направленность на стимуляцию ответной пове-Как отмечает В.И. Шаховский, наиболее важнымиденческой реакции [2], в том числе и эмоциональной) сдля прагматики эмотивного текста выступают эмоцио-целью решения перлокутивной задачи.20Результативность побуждения зависит от выбора ад-Прагматическая функция эмотивного компонента вресантом средств воздействия на адресата: «…онпобудительном высказывании характеризуется стрем-должен так построить свою речь, чтобы в решающиелением адресанта интенсивнее воздействовать на адре-моменты выбрать слово, имеющее сильное и прочносата с тем, чтобы избежать коммуникативной неудачи,установившее предрасположение. Без надлежащих об-и проявляется в зависимости иллокутивной силы по-стоятельств слово не окажет воздействия, но без надле-буждения от выбора эмотивных знаков. Именно подборжащего слова обстоятельства могут ничего не дать. Вотсоответствующих эмотивных единиц выражает эмо-почему важно изучать эмотивное значение. Желаем лициональную насыщенность высказывания и, соответст-мы пользоваться эмотивными словами или хотим ихвенно, степень интенсивности побуждения.избежать, в любом случае необходимо понимать, какойИллокутивная сила высказывания будет зависеть несильный эффект они способны произвести» [9. С. 142].только от выбора эмотивного средства создания эмо-Присутствуя в побудительном высказывании, эмоции,ционального зачина, но и от того, найдет ли свое вы-порожденные человеческим сознанием и отраженные вражение эмоция адресанта в финале общения. В этомречи, подготавливают нервную систему адресата к оп-случае можно говорить об «эмоциональной концовке»ределенной деятельности, обозначенной интенцией по-[4] высказывания. Например:буждения, и программируют перлокутивный эффект, т.е.- Боже, что ты говоришь? Какая к черту собака?!эмоции отмечают собой начало и конец волевого акта,В этом доме никогда не было этих твоих собак! Бо-когда адресант стремится заинтересовать адресата и по-же мой, я схожу с ума! (Устинова).влиять на его поведение. Подобное обрамление выска-Эмотивные знаки, помещенные в начале и в концезывания эмотивными знаками, усиливающими эффект,высказывания, создают сильный воздействующий эф-носит название эмоциональной рамки высказывания5.фект. Как отмечает И.В. Труфанова, подобное распо-Сильная эмоциональная маркированность достигаетсяложение эмотивных знаков направлено на отвлечениевключением в структуру высказывания маркеров эмо-внимания от общей информации и актуализации выра-ций. Уникальность эмотивных средств проявляется в ихжаемых эмоций, которые заряжают высказывание -лексическом, фразеологическом многообразии, специ-создают эффект эмоцональной напряженности [4].фике фонетического исполнения, особых синтаксиче-Интенсивность и насыщенность побудительного вы-ских конструкциях. Процесс восприятия эмоциональнойсказывания эмотивными элементами расставляют ак-информации состоит в декодировании эмотивных зна-центы в соотношении положений, которые занимаютков, что входит в сферу языковой компетенции носителяэмотивный компонент и компонент побуждения. Так, вязыка. Например:представленной иллюстрации нет языковых средств,- Эй, мы так не договаривались! Гони половину де-сигнализирующих о выражении волеизъявления. Однаконег! (Устинова).элемент побуждения имплицитно заложен в высказыва-Эмотив (междометие ей), стоящий в начале выска-нии и может быть легко понят из контекста (= оставьтезывания, выражает эмоциональное состояние адресантаменя в покое). Адресант использует косвенный способ(недовольство сложившимся положением дел). Меж-выражения интенции, т.к. не может потребовать от адре-дометие выступает как «эмоциональный зачин» [4] исата исполнения определенного действия в силу различ-выполняет прагматическую функцию: сигнализирует оных обстоятельств. Эксплицируя свое неудовлетвори-возникновении эмоций. Для говорящего очевидно:тельное психическое состояние с целью устранения егочтобы коммуникативная цель была достигнута, необ-причины, адресант осуществляет механизм скрытогоходимо эмоционально маркировать волеизъявление. Ввоздействия для достижения перлокутивного эффекта.ситуации, где адресант может потребовать верни день-Прагматический эффект функционирования эмо-ги, он предпочитает эмоциональное воздействие гони,тивного компонента в структуре побуждения в наи-т.к. такой способ выражения интенции дает большуюбольшей степени определяется просодией. «Эмоции вгарантию на решение перлокутивной задачи.речи обязательно сопровождаются падением или подъ-Эмоциональный зачин может быть представлен це-емом интонации, замедлением темпа, снижением илилым комплексом эмотивных элементов, позволяющихповышением громкости, а также появлением пауз пе-привлечь внимание адресата, указать на ту эмоцио-ред использованием эмотивного компонента» [8.нальную волну, на которой будет происходить взаимо-С. 132]. Так, побудительные высказывания, состоящиедействие коммуникантов. Например:из одинакового набора слов, могут иметь разное праг-- Какой чудесный праздник ты нам устроила!матическое содержание в зависимости от их мелодиче-Сколько радости, сколько огня! Какой задор! Ты неской составляющей, т.е. с помощью повышения и по-просто умница - ты талантище! Таня, я не прошу, янижения основного тона голоса адресант выражаеттребую, чтобы ты возглавила рекламный отдел в мо-коммуникативное намерение. В письменном текстеей фирме (Устинова).указание на эмоциональный характер произнесения иАдресант затрагивает «личную» сферу адресата, т.к.адекватная интерпретация интенции, как правило,считает, что слушающему небезразлично, как к немуосуществляется при помощи соответствующих харак-относятся, как он будет оценен со стороны; прежде чемтеризующих слов и выражений. Например:выразить побуждение, адресант осуществляет воздей-- Молчите! - резко произнес Аркадий. - Хватитствие на эмоциональную сферу адресата с целью смо-бездельничать! Все за работу! (Устинова). Энергич-делировать ситуацию «эмоционального заражения»6ное, краткое произнесение (о чем свидетельствует ав-[7], т.е. ситуацию, в которой адресат будет испытыватьторский комментарий резко) позволяет интерпретиро-эмоции, запланированные адресантом.вать интенцию требования.21- Не надо затевать ссору. Лучше молчите, -кутивной задачи, т.е. реализации прагматической целиснисходительно проговорила Татьяна Анатольевна, -и программирования ответных реакций адресата.это в ваших же интересах (Устинова). СпокойноеЭмоциональная позиция адресата связана с пра-произнесение с понижением голоса (авторское снисхо-вильным прочтением эмоционального содержания,дительно) указывает на интенцию совета.принятием или отторжением его смыслов на основании- Как я вас всех ненавижу… Молчи-и-те! А не тособственных субъективных представлений. Поэтомуза себя не отвечаю! - не отдавая себе отчета, кри-эмотивное пространство высказывания связывается счал Сергей (Устинова). Продление ударного гласногогносеологическим уровнем его анализа (определениев сочетании с восхождением голосового тона (на чтоего места в системе ценностей человека) [2]. Так какуказывает интерпретирующий контекст кричал, не от-«…язык является средством накопления социальногодавая себе отчета) выражает интенцию угрозы.опыта, а эмоции представляют собой часть этого опы-Высотно-качественной характеристикой голоса, до-та» [2. С. 204], то «эмотивность как языковая категорияполняющей мелодический компонент, являет тембр.является отражением обобщенных, типичных для дан-Он определяется изменениями в высоте и качестве зву-ной культуры эмоциональных ситуаций» [3. С. 16]. Какков, образуя широкий спектр тембральных оттенков.отмечает С.В. Ионова, эмотивность выражается систе-Адресант для эмоционального воздействия на адресатамой знаний об эмоциональном мире человека как объ-при передаче определенной интенции побужденияективно существующей реальности, эти знания форми-прибегает к изменению тембра голоса. Например:руются в виде стереотипов, группируются по предмет-- Солнышко, - сладким голосом пропела Таню-ным областям и воплощаются в представлениях о лич-ша, - давай поедем завтра на дачу (Устинова). Интер-ностно значимых для индивида ситуациях, которыепретирующий контекст сладким голосом пропела ука-затрагивают важные, актуальные для него сферы жиз-зывает на интенцию просьбы: результат побуждениянедеятельности [3]. Именно социологизированное вос-зависит от слушающего и направлен в пользу говоря-приятие «…создает в картине мира презираемое, пори-щего, поэтому в фазе иллокуции выбор тембральнойцаемое, уничижаемое или, наоборот, такие свойства,окраски сладким голосом пропела направлен на реали-которыми восхищаются, умиляются и т.д.» [12. С. 60].зацию коммуникативной цели.Преобразование фрагмента эмоционального опыта в- Я тебя убью, - прохрипел Егор. - Ты понял?!эмотивное содержание связано с существованием ме-Убью!!! (Устинова). Авторское указание прохрипелханизма перекодировки частной ситуации, послужив-соответствует речевой ситуации угрозы. В этом случаешей эмоциональным стимулом другой, более общей итембральная окраска выполняет роль устрашающегораспространенной [13. С. 336]. Восприятие (перекоди-фактора: предупреждение о желании говорящего осу-ровка) адресатом эмотивного содержания осуществляет-ществить нежелательное действие для слушающего.ся через определение ряда тем, маркированных по шкале- Быстро домой!!! Прямо сейчас!!! - протрубилаценностей знаком «плюс» - «минус», которые получилиИнна. (Устинова). В данном высказывании выражаетсяназвание эмотем7. Адресат воспринимает эмотему, свя-приказ, который звучит очень категорично, т.к. ролевойзывает транслируемые эмоции с социальным компонен-статус адресанта позволяет ему прямолинейно экспли-том картины мира и переводит в разряд ценностей, ква-цировать интенцию. В фазе иллокуции тембральная ок-лифицируемых как общечеловеческие, национальные ираска, интерпретируемая как протрубила, соответствуетт.д., или соотносит с личным жизненным опытом. В си-прагматическим координатам общения и также выпол-лу психофизиологической универсальности таких со-няет эмоционально-воздействующую функцию. Такимстояний их языковая реализация обладает большой эмо-образом, тембральная окраска, акцентирующая внима-тивной силой, т.е. является стимулом для возникновенияние на прагматической базе, способствует правильномуэмоций адресата на основе закона эмоционального за-истолкованию побудительной интенции.ражения, или эмпатии. В зависимости от коммуникатив-В качестве важной особенности языковых средствной установки адресант продуцирует воздействие навыражения эмоций отмечается их системный характер:эмоционально-чувственный компонент сознания адреса-«…ни одно из средств выражения внутреннего пере-та с целью побудить к совершению каких-либо дейст-живания не обладает самодостаточностью, и тольковий. Например:разные их комбинации в высказывании и тексте с раз-1. - Молодой человек, еще раз Вам повторяю - у насной полнотой и определенностью передают содержа-горе! Мы потеряли ребенка… А Ваши расспросы какние эмоционального состояния личности» [11. С. 112].соль на рану! Следствие может обойтись и без пока-Близкие по своему эмоциональному характеру средствазаний моей жены! (Устинова).притягивают друг друга, образуя целые комплексы вДанная иллюстрация выступает примером косвен-составе текстового фрагмента и определяя высокуюного побуждения: адресант осуществляет эмоциональ-плотность эмотивной ткани [8], которая в побудитель-ное воздействие на базе общечеловеческих ценностей:ном высказывании определяется коммуникативнымиуниверсальность понятия «горе» и связанные с нимцелями и варьирует от скопления эмотивных единиц,отрицательные эмоции являются мощным эмоциональ-представленных на разных уровнях языка, до присут-ным стимулом, способным вызвать соответствующуюствия одного - двух средств, занимающих в высказы-дублирующую реакцию у адресата и реализовать цельвании инициальную или финальную позицию. Присут-побуждения не допрашивать жену.ствие эмотивных единиц в побуждении способствует2. - Папа, мне не десять лет, чтобы я ездила на ку-актуализации директивной интенции путем интенси-рорты с родителями! Может человек побыть один?фикации иллокутивной силы с целью решения перло-Ты до конца жизни будешь меня попрекать, да?! Ну и22уйду я от вас, живите как хотите, только я тоже4. Таня в очередной раз слушала запись на автоот-человек, я тоже хочу жить свободно! (Устинова).ветчике и размышляла над словами подруги: «Танюша,В данном примере также представлено эмоциональ-я знаю, что тебе сейчас не до меня, ты потеряла ра-ное воздействие с актуализацией ценностных приори-боту… нет денег… Но я могу тебе помочь, у меня жеус-втетов. Адресант маскирует свое стремление открытосвязи… Короче, Танька, хватит дуться! Услуга за употребовать изменения существующего положения деллугу, а? Сделай то, о чем я тебя просила, и все будет(жить отдельно от родителей), поэтому хочет воз-шоколаде! Целую, подруга!» (Устинова).действовать на эмоции адресата, выбрав орудием сво-Побуждение адресанта основано на эмоциональномего влияния социально-политическую тему современ-воздействии за счет обращения к личной жизненнойности «Человек, его права и свобода».ситуации адресата (отсутствие работы, денег) и мани-3. - Да, милая, а ты как думала?! Все сразу получишь -пулирования его действиями путем решения проблемшубку, машинку, квартирку?! Нет, так не бывает! Пом-(гарантия трудоустройства). Тема безработицы оцени-нишь ли ты, как в общежитии жили, да в коммуналке,вается адресантом как эмоционально значимая для ад-как мы с отцом на заводе горбатились, чтоб квартируресата, а потому при экспликации побуждения направ-получить?! Как в девяностые копейки считали, чтоб залена на актуализацию интенции и интенсификациюсвет заплатить, да на хлеб осталось? Как в мороз и сту-иллокутивной силы высказывания.жу я на рынке стояла с колготками и носками, чтобы васСоответственно, при реализации интенции побуж-с братом одеть, обуть, накормить?! Заслужила я этодения, подкрепленной эмоциональным воздействием,богатство, своим горбом заработала! (Устинова).адресант учитывает субъективную позицию адресата иНаправленность эмоций на адресата имплицируетпрограммирует планируемое поведение набором эмо-побуждение (хочешь что-то получить - работай).тем.Эмоциональное воздействие осуществляется за счет ак-Итак, эмотивный компонент в побудительном вы-туализации моментов прошлой жизни (советское времясказывании связывается с личностью адресанта, егои время новой России), реалии которой хорошо знакомыкоммуникативной целью, оценочным отношением кжителям постсоветского пространства и несут в себекомпонентам ситуации общения, проявляется в эмо-определенную эмоциональную нагрузку (социальнаяциональном воздействии на адресата, функционируеттема), способную вызвать ответное эмоциональное реа-как интенсификатор иллокутивной силы побуждения игирование у представителя данной общности.программирует перлокутивный эффект.ПРИМЕЧАНИЯ1Эмоциональное заражение - целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу слушающего с целью возбуждения запланированнойэмоциональной реакции [7].2Эмоционально маркированные ситуации - личностно значимые для индивида ситуации, которые затрагивают важные, актуальные для негосферы жизнедеятельности [3].3Эмотивность представляет собой «имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих единиц эмоциональностькак факт психики, отраженные в семантике языковых единиц социальные и индивидуальные эмоции» [8. С. 24].4В качестве стимула могут выступать предметы, факты, события, ситуации, имеющие ценность для адресанта [10].5«Эмоциональная рамка высказывания - это синтаксическая конструкция, включающая эмотивные знаки, которые обрамляют высказывание исигнализируют о присутствии в нем определенных эмоций» [4. С. 69].6Эмоциональное заражение - целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу слушающего с целью возбуждения запланированнойэмоциональной реакции [7].7Эмотема - «отрезок текста (от слова до всего текста), смысл которого или форма выражения содержания являются источником эмоциональ-ного воздействия» [14. С. 18].
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 396
Ключевые слова
perlocutionary effect, emotional impact, speech strategy, emotive category, перлокутивный эффект, эмоциональное воздействие, эмотивностьАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Маслова Алина Юрьевна | Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва | доктор филологических наук | al_mas@mail.ru |
Кадыркова Юлия Викторовна | Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва | аспирант | al_mas@mail.ru |
Ссылки
Болотов В.И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариативности. Основы эмотивной стилистики текста. Ташкент: Фан, 1981.
Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1981. Т. 40, № 4. С. 356-367.
Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д: РГУ, 1993.
Телия В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая организация // Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 5-36.
Графова Т.А. Смысловая структура эмотивных предикатов // Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 67-99.
Стивенсон Ч. Некоторые прагматические аспекты значения // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. С. 129-154.
Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987.
Пиотровская Л.А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического изучения. СПб.: СПбГУ, 1994.
Мягкова Е.Ю. Когнитивная теория эмоций и исследование эмоциональной лексики. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1991.
Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1975.
Труфанова И.В. Эмоциональная рамка высказывания // Эмотивный код языка и его реализация. Волгоград: Перемена, 2003. С. 64-71.
Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008.
Ионова С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1998.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
