Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики

Представлен краткий обзор развития и реализации политики Республики Корея в области создания инновационной экономики, ее современное состояние, стратегические цели и задачи на ближайшую перспективу и инструменты ее реализации

Policy of the Republic of Korea in the development of innovative economy.pdf Научно-техническая политика Республики Кореяисследовательские мощности. В 1982 г. стартовала(РК) начала формироваться в начале - середине 60-х гг.Первая национальная программа в области исследова-XX в. как продолжение и составная часть промышлен-ний и разработок. Государственные приоритеты былиной политики. В 1962 г. был принят первый пятилет-смещены от промышленной и прикладной науки вний план экономического развития, и только в 1967 г.фундаментальную область. Исследовательские инсти-создано Министерство науки и технологий Кореи, за-туты были реструктурированы с учетом решения но-дачами которого стали разработка и реализация госу-вых задач. Возросла роль государственного финанси-дарственной научно-технической политики, был при-рования науки. Получила развитие система подготовкинят закон о поддержке науки и техники [1]. Промыш-высококвалифицированных исследователей и инжене-ленная политика этого периода была направлена наров, основанная на привлечении иностранных препода-создание базы для индустриализации страны за счетвателей и специалистов и на обучении за рубежом.развития импортозамещающих технологий и отраслейВ это же время был создан научный городок Даэдеоклегкой промышленности, в том числе экспортно-(Daedeok Science Town), прототипом которому послу-ориентированных. Технологическая политика опреде-жил в том числе и Академгородок в Новосибирске [4].лялась, прежде всего, поддержкой ввоза и адаптацииНаучный городок был создан для того, чтобы на не-зарубежных технологий и построением внутреннейбольшой территории предоставить помещения учеб-технологической базы. В это же время (в 1966 г.) былным и исследовательским институтам, как финанси-создан первый финансируемый государством исследо-руемым государством, так и частным, высокотехноло-вательский институт - Корейский институт науки игичным и венчурным фирмам, и содействовать их со-технологии - Korean Institute of Science and Technologyвместным исследованиям. Еще одной особенностью(KIST), задачей которого стало содействие промыш-этого периода становится значительное внутреннееленности в применении, изучении, адаптации и улуч-инвестирование компаний в исследования и разработ-шении иностранных технологий [2].ки. 1990-е гг. стали следующим этапом в развитии на-С середины 1970-х гг. начался следующий этап вучно-технической политики РК. Перед экономикойразвитии промышленной и научно-технической поли-страны была поставлена задача войти в группу техно-тики. Было положено начало целевой поддержке стра-логически развитых государств. Для решения этой за-тегических отраслей промышленности. Государствен-дачи Министерство науки и технологий инициируетную поддержку получили более капиталоемкие и тех-принятие специального закона о научных и технологи-нологически интенсивные отрасли, такие как машино-ческих инновациях, формирует пятилетний план науч-строение, судостроение, химическая промышленность,ных и технологических инноваций (на 1997-2002 гг.),электроника и электроэнергетика. В области техноло-разрабатывает проект Highly Advanced National Projectгий было продолжено укрепление технологического(HAN), Творческую исследовательскую инициативу ипотенциала, строились новые мощности в стратегиче-ряд других программ. Они становятся инструментамиских отраслях. На базе Корейского института науки иреализации государственной политики в научно-технологии создавались новые, финансируемые госу-технической сфере. Развитию малого и среднего пред-дарством исследовательские институты, специализи-принимательства (МСП) в Южной Корее придаетсярующиеся на исследованиях в стратегических отрас-большое значение, исходя из приоритетности созданиялях, задачей которых оставались ассимиляция и улуч-новых рабочих мест и обеспечения устойчивого эконо-шение иностранных технологий для внутреннего ис-мического роста.пользования. Развивалась система подготовки исследо-По данным Администрации малого и среднего биз-вательских и инженерных кадров. Тогда же создава-неса РК, в стране насчитывается около 3 млн МСП, чтолись и высшие учебные заведения соответствующейсоставляет 99,5% всех компаний (по данным 2005 г.)направленности, например Korean Advances Institute of[5]. В том числе доля малых компаний составляет 97%.Science and Technology (KAIST), ставшие инструмен-Малые и средние компании в Южной Корее являютсятом реализации государственной политики в областиважнейшим источником трудоустройства, поскольку вуправления развитием людских ресурсов и подготовкиних занято 87% экономически активного населениякадров [3].страны (свыше 10 млн чел.). На долю МСП приходитсяВ начале 1980-х гг. наступил третий этап в развитииполовина производства ВВП страны (около 240 млрди реализации научной политики. Она была ориентиро-долл. США) и 43% экспорта (по данным 2005 г.) [6].вана на исправление диспропорций, возникших в ре-Благодаря политике социально-экономических реформ,зультате преимущественной концентрации инвестицийпредусматривающей развитие инновационного и экс-в выбранных стратегических отраслях, была проведенапортного потенциала страны, Южная Корея в течениелиберализация в области финансирования, инвестиро-последних 30 лет продемонстрировала очень высокие ивания и таможенного регулирования, строились новыестабильные среднегодовые темпы роста экономики на78уровне 8,6%. Этому в значительной мере способство-вала государственная политика всесторонней поддерж-ки МСП, разрабатываемая «Президентской комиссией по МСП», в которую входят заместители министров профильных министерств и эксперты. Характерной чертой государственной политики поддержки МСП в последние годы является обеспечение низких процент-ных ставок по заемному капиталу и расширение про-грамм банковского кредитования МСП. В целях усиле-ния рыночного компонента в деятельности малого биз-неса, правительство намерено активизировать под-держку наиболее конкурентоспособных компаний. Ме-ры дерегуляции внутреннего рынка имеют цель созда-ния широкой сети венчурных компаний. В этих целях правительством создано специальное рейтинговое агентство для оценки кредитных рисков. Важным ша-гом стало принятие в 1997 г. «Специального Акта по развитию венчурного бизнеса», призванного система-тизировать поддержку венчурных компаний. В Южной Корее зарегистрировано 13 тыс. венчурных компаний (по данным за 2005 г.). Из них по типу деятельности 72% связаны с внедрением новых технологий, 13% - с венчурным капиталом и 15% занимаются научно-технологическими разработками. Большая часть вен-чурных компаний работает в сфере производства (65%), информации и услуг - 27%, лишь 0,2% - в сель-ском хозяйстве [6].В Южной Корее существует ряд государственных и частных организаций, оказывающих поддержку МСП. Законодательную базу и регулирующие функции обес-печивает государственная Администрация малого и среднего бизнеса (АМСБ). Основным исполнительным органом является подведомственная АМСБ Корпора-ция малого бизнеса, которая реализует государствен-ную политику развития МСП. Неправительственная Федерация малого и среднего бизнеса Кореи объединя-ет отраслевые и региональные кооперативы, тем самым способствуя более эффективной защите прав и интере-сов МСП [7]. Действующим законодательством преду-смотрены различные стимулирующие меры начинаю-щим венчурным компаниям (которым не более 2 лет), включая бизнес-инкубаторы и налоговые преференции. В частности, они на 50% освобождены от уплаты кор-поративного и подоходного налогов в течение одного года с момента создания, полностью освобождены от уплаты налога на регистрацию имущества, приобре-тенного в течение двух лет после создания фирмы, а также от уплаты налога за приобретение имущества в указанный период. Специальные налоговые преферен-ции предусмотрены для компаний с участием венчур-ного капитала и ограниченной ответственностью. Кор-поративный налог не уплачивается в случае транс-фертных платежей и доходов, полученных в виде ди-видендов в результате инвестирования в компанию венчурного капитала. Подоходный налог не уплачива-ется, если то или иное юридическое лицо приобретает ценные бумаги или другие активы компании с венчур-ным капиталом посредством прямого инвестирования в неё.Расширяется финансовая поддержка отечественным экспортерам при переходе к мировым стандартам каче-ства. План реформирования системы национальныхстандартов включает в себя активное участие государ-ственных структур, обучение 3 тыс. специалистов, уве-личение бюджетных расходов на проведение исследо-вательских работ на 5%. Больше всего соответствия европейским стандартам требуют такие отрасли эко-номики, как телекоммуникации, биоинженерия и элек-троника. Одной из эффективных форм поддержки МСП в Корее является размещение государственных заказов в малых и средних компаниях. Так, объем гос-заказов в МСП вырос с 28 млрд долл. США в 2000 г. до 35 млрд долл. США в 2003 г., что составляет 65% об-щего объема государственных закупок.В 2003 г. совокупный объем предоставленных зай-мов МСП составил около 1,4 млрд долл. США или 42% от общего объема кредитования. Объем полученных МСП кредитных гарантий составил 418 млн долл. США, а число корейских фирм, получивших их, -357 тыс. Государственные средства в основном расхо-дуются по трем направлениям: 1) предоставление льготных кредитов (сроком до 8 лет и процентной ставкой ниже на 2,5-3%, чем в банке); 2) на разработку и внедрение новых технологий; 3) пополнение оборот-ных средств. Корейская корпорация малого бизнеса (КМБ) осуществляет следующие программы финанси-рования МСП [8]: 1) долгосрочные займы на корпора-тивную реструктуризацию (расширение основных фондов, приобретение оборудования и недвижимости);2)стабилизирующие займы (управление производст-вом, системой продаж и технологического развития);3)торговые займы (выделяются малым предприятиям,которые испытывают трудности с получением креди-тов в коммерческих банках из-за низких показателейтоварооборота); 4) займы на коммерциализациюНИОКР (выделяются компаниям в течение 3 лет с мо-мента получения патента на изобретение, получениятрансферта технологии от местных исследовательскихлабораторий или определены КМБ как инновационнаякомпания); 5) займы на развитие межкорейского эко-номического сотрудничества (только в случае совмест-ного предприятия с партнерами из КНДР); 6) займы наразвитие МСП в провинциях; 7) займы на развитие ин-дустриальных парков в сельской местности (финансо-вая поддержка, помощь в приобретении оборудования,тренинговые программы для местных жителей, налого-вые льготы); 8) проведение мгновенных лотерей в под-держку МСП; 9) займы для начинающих венчурныхкомпаний (через Корейский фонд гарантирования кре-дитов и технологий); 10) прямые инвестиции КМБ(осуществляются через два государственных фонда«Кукмин» для компаний, которые имеют передовыетехнологии, но ограничены в капитале); 11) созданиеотраслевых бизнес-инкубаторов (КМБ создано 9 инку-баторов в Корее); 12) индустриальные парки для МСП(небольшие промышленные зоны в городах).Для получения льготных кредитов (с процентной ставкой в пределах 5%) один из главных критериев -чтобы компания работала в области промышленного производства и услуг, а также в сфере интеллектуальных технологий (информационные и телекоммуникационные технологии, компьютерный сервис, электроника и т.п.). В то же время не предоставляются кредиты компаниям, производственная площадь которых меньше 500 м2, а79также тем фирмам, которые прибегают к забастовкам или останавливают производство.Обычные кредиты предоставляются Корпорацией малого бизнеса на 3-5 лет через коммерческие банки на приобретение сырья и комплектующих, совершен-ствование управления и технологических линий, вне-дрение новых технологий, освоение новых рынков. Годовая процентная ставка варьируется в пределах 7-9%. В целях развития МСП в регионах, большие нало-говые льготы предоставляются компаниям, располо-женным в провинциях, нежели в столице. Стимулиро-вание передислокации МСП в провинции обусловлено тем, что там издержки на производство значительно ниже, чем в столице.Предусмотрена поддержка венчурных компаний, разработавших технологии и планирующих их внедре-ние в производство. В этом случае кредиты предостав-ляются на оплату расходов, связанных с привлечением экспертов из консалтинговых фирм, осуществлением дизайна товара и упаковки, приобретением сырья и комплектующих, издержками на маркетинговые иссле-дования и рекламу, проведение тестов и получение сертификатов качества и т.д. Такие кредиты выдаются сроком на 5 лет с процентной ставкой 6,5%. Для того чтобы получить средства на разработку технологий компании, необходимо иметь конкретный проект.Реализацию государственной политики в отноше-нии МСП осуществляет «Администрация малого и среднего бизнеса», которая исполняет функции секре-тариата при «Президентской комиссии по МСП» и од-новременно является структурным подразделением «Министерства торговли, промышленности и энерге-тики». К решению вопросов по развитию экспортного и инновационного потенциала сектора МСП, наряду с MCIE и SMBA, привлекаются «Министерство ино-странных дел и внешней торговли» и «Министерство науки и технологии». SMBA координирует деятель-ность всей системы государственной поддержки и раз-вития МСП, которая включает 35 программ финансо-вой помощи и 8 крупных программ технической под-держки (строительство объектов недвижимости; кон-сультационные службы и обучение; стажировка спе-циалистов за рубежом; организация выставок; инфор-матизация; сертификация производств, продуктов и услуг по требованиям ISO; посредничество в торговых переговорах, представительство в других странах и на международных рынках; развитие международной кооперации и многое др.). Наряду с SMBA в стране действует ряд других крупных правительственных, общественных и частных организации, поддерживаю-щих развитие МСП и уделяющих особое внимание раз-витию экспорта, в их числе: «Корпорация малого биз-неса» (SBC), «Корейская федерация малого бизнеса» (KFSB), «Корейское торгово-инвестиционное агентст-во» (KOTRA), Информационная служба «Корейский рынок», «Корейская международная торговая ассоциа-ция» (KITA) [9].SBC является правительственным агентством, обес-печивающим развитие инфраструктуры поддержки МСП и оказывающим техническую, финансовую и ор-ганизационную помощь малым и средним предприяти-ям. SBC реализует 12 программ кредитования МСП на80общую сумму 2,3 млрд долл. США, что позволяет ока-зывать финансовую поддержку примерно 6500 пред-приятиям ежегодно. Размеры кредитов от 0,42 млн долл. США до 2,5 млн долл. США и выдаются на срок от 3 до 10 лет, в зависимости от цели использо-вания. Экспортные кредиты не превышают 1,3 млн долл. США и выдаются на срок до 6 месяцев. Для ком-мерциализации инновационных разработок и реализа-ции НИОКР предоставляются кредиты на срок до 5 лет, минимальный размер кредита составляет 0,42 млн долл. США, однако его величина может быть увеличена, в зависимости от перспективности рыноч-ной реализации разработки. Венчурные компании (предприятия с высоким риском внедрения новых раз-работок) играют важную роль в развитии экспортного потенциала МСП путём расширенного использования и тиражировании новейших научно-технических разра-боток. Для финансовой поддержки таких компаний в SBC создан венчурный фонд с капиталом 250 млн долл. США, который предоставляет кредиты размером до 0,8 млн долл. США на срок от 3 до 5 лет. Наряду с финансовой поддержкой, SBC придаёт боль-шое значение распространению в МСП прогрессивных технологий и передового опыта, почерпнутого из прак-тики наиболее успешных зарубежных компаний. Для этого созданы два технологических центра и множест-во консультационных пунктов, в которых ежегодно приглашаются для работы 350 иностранных консуль-тантов и 250 инженеров.Федерация KFSB является неправительственной общественной организацией, представляющей интере-сы 2,8 млн малых предприятий (имеет 12 региональных отделений, 1 исследовательский институт и 3 учебных центра). KFSB защищает права и интересы МСП на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, подготавливает рекомендации для правитель-ства по вопросам совершенствования поддержки МСП, проводит научные исследования, занимается образова-тельной и консультационной деятельностью, создает фонды взаимопомощи и тесно взаимодействует со множеством общественных, отраслевых и профессио-нальных предпринимательских организаций.Государственное торгово-инвестиционное агентст-во KOTRA имеет 104 представительства в 74 странах, которые способствуют развитию международных тор-говых отношений, акцентируя особое внимание на расширении корейского экспорта и привлечении ино-странных инвестиций в развитие национальной эконо-мики. С помощью KOTRA и других национальных ин-вестиционных компаний в 2002 г. было привлечено в корейские МСП около 8,7 млрд долл. (т.е. 21,3% от всех зарубежных инвестиций в корейскую экономику). KOTRA способствует проникновению корейских ком-паний на новые зарубежные рынки и оказывает особую помощь предприятиям сектора МСП в представлении их товаров и услуг на зарубежных выставках и рынках, а так же в проведении торговых переговоров и в поиске возможных партнёров. Это агентство организует меж-дународные выставки и ярмарки с участием многих тысяч корейских предпринимателей, собирает инфор-мацию о потребностях зарубежных рынков, составляет рекомендации для корейских предпринимателей и изы-скивает возможности наиболее эффективных инвести-промышленными фирмами. Биотехнологический кла-ций за рубежом. Кроме того, большое значениестер Долины Даедук, к примеру, консолидируется во-KOTRA уделяет организации ежегодных зарубежныхкруг холдинга ИнБиоНет, который в 1996 г. отпочко-стажировок предпринимателей (на срок 4-6 месяцев) свался от крупного государственного института - биз-целью их ознакомления с особенностями коммерче-нес-инкубатора. Он включает 14 компаний, специали-ской и производственной деятельности в странах, на-зирующихся на различных направлениях биотехноло-мечаемых для расширенной экспансии корейских това-гий, и отличается необычайно высокой эффективно-ров и услуг. Государственная информационная службастью: так, всего за 7 лет со дня основания холдинг но-«Корейский рынок», созданная при содействии SMBAвого типа с 40 занятыми разработал более 40 техноло-и SBC представляет покупателям на международном игий и получил 17 патентов на изобретения. Одновре-внутреннем рынках информацию о всём многообразиеменно с участием в сети Долины Даедук он участвует впродуктов и услуг, производимых корейскими МСП. В8 других инновационных сетях.онлайновом режиме предлагается 21 тыс. сайтов раз-Чеболи приняли стратегию проникновения на но-личных корейских предприятий и 130 тыс. электрон-вые рыночные ниши при помощи корпоративных ис-ных каталогов на различные виды товаров и услуг.следовательских центров и активного сетевого взаимо-Кроме того, эта служба позволяет осуществлять быст-действия с НИИ, университетами, другими чеболями ирый поиск возможных партнеров во всем мире, что вмалыми компаниями. Они также преуспели в созданиизначительной мере способствует развитию экспортныхнаукоемких региональных агломераций, таких каквозможностей МСП.электронный комплекс Куми и автомобильный и судо-Одной из влиятельнейших экономических ассоциа-строительный центр Вулсан. Также происходит рест-ций, объединяющей более 80 тыс. предприятий, явля-руктуризация корпоративной системы НИОКР в чебо-ется KITA. Деятельность этой ассоциации связана слях: наряду с корпоративными центрами НИОКР поя-маркетинговыми исследованиями зарубежных рынков,вились венчурные компании, объединенные в некиес развитием международной торговой кооперации ивенчурные «клубы» материнских фирм. Так, в 1998-проведением экономических исследований, на основе2001 гг. число венчурных компаний увеличилось с 2 докоторых делаются предложения для правительства11 тысяч, а число исследовательских центров на базестраны по совершенствованию экономической и про-крупных корпораций - с 2 до 9 тысяч. Увеличиваетсямышленной политики. Ассоциация также реализуетдоля НИОКР, осуществляемых малыми и среднимиряд программ по оказанию услуг (информационных,фирмами в кооперации с другими участниками иннова-консультационных, образовательных, посредническихционного процесса. Как правило, они пытаются взаимо-и юридических) как отечественным, так и иностраннымдействовать с другими инновационными институтами впредпринимателям.среднетехнологических нишах (текстильная, обувнаяВследствие работы всех вышеперечисленных орга-промышленность, часто тоже в рамках агломераций) илинизаций в Южной Корее возникает устойчивое разви-как специализированные субпоставщики крупных кор-тие инновационной экономики. Инновационные сетипораций. Партнерами малых инновационных фирм яв-возникли преимущественно в высокотехнологическихляются университеты (38.9% проектов), государствен-отраслях, таких как биотехнология, информация иные лаборатории (20%), национальные корпорациисвязь. Они отличаются высокой специализацией, под-(35,2%) и иностранные фирмы (5,9%). Новым явлениемдерживают тесные связи с высшей школой, государст-стали альянсы крупных корпораций и малых технологи-венными НИИ и другими частными фирмами. Как пра-ческих фирм: первые заинтересованы в новых бизнесахвило, они склонны к географической консолидации ипри сохранении специализации основной компании;действуют в рамках региональных агломераций. При-вторые получают доступ к инвестиционным и маркетин-мером могут быть Долина Даедук, Технопарк Поханг иговым ресурсам крупных корпораций.Долина Тегеран вокруг Сеула. Так, наукоград ДолинаТаким образом, суть всех институциональных инно-Даедук строится по принципу Силиконовой долины, поваций в Южной Корее состоит в активной поддержкесути своей является региональной инновационной сис-технологического и бизнес сотрудничества традиционныхтемой со всеми присущими ей элементами: института-и новых институтов, их сетевого взаимодействия на но-ми разной природы, инфраструктурой, технологиче-вой основе, открытости и использовании мультипликаци-ским бизнес-инкубатором и высокотехнологическимионного эффекта региональной кластеризации.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

history of technological development, innovation and economic development, policy of the Republic of Korea, история технологического развития, инновационное экономическое развитие, политика Республики Корея

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рязанова Анастасия НиколаевнаТомский государственный университетаспиранткаkisekin@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Корейская федерация малого бизнеса (Korea Federation of Small Business (KFSB). URL: <http://www.kfsb.or.kr/english/>
Korea Federation of Small Business (KFSB). URL: http//kfsb.or.kr/English/
Корейская корпорация малого бизнеса (Small Business Corporation (SBC)). Официальный сайт: <http://www.sbc.or.kr/>
<http://www.kfsb.or.kr/english/>.
The Small and Medium Business Administration (SMBA), <http://www.smba.go.kr/main/english/>.
Small Business Corporation (SBC), <http://www.sbc.or.kr/>.
По данным Администрации малого и среднего бизнеса ЮК на 2005 г.
«Администрация малого и среднего бизнеса» Южной Кореи. URL: <http://www.smba.go.kr/main/english/>
Korean Advances Institute of Science and Technology. URL: <http://www.kist.re.kr>
Daedeok Science Town. URL: <http://www.dtv21.co.kr>
Министерство науки и технологии РК. URL: <http://was.most.go.kr/most/english>
Korean Institute of Science and Technology (KIST). URL: http//www.kist.re.kr/en <http://www.kist.re.kr/en>
 Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Полнотекстовая версия