Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики
Представлен краткий обзор развития и реализации политики Республики Корея в области создания инновационной экономики, ее современное состояние, стратегические цели и задачи на ближайшую перспективу и инструменты ее реализации
Policy of the Republic of Korea in the development of innovative economy.pdf Научно-техническая политика Республики Кореяисследовательские мощности. В 1982 г. стартовала(РК) начала формироваться в начале - середине 60-х гг.Первая национальная программа в области исследова-XX в. как продолжение и составная часть промышлен-ний и разработок. Государственные приоритеты былиной политики. В 1962 г. был принят первый пятилет-смещены от промышленной и прикладной науки вний план экономического развития, и только в 1967 г.фундаментальную область. Исследовательские инсти-создано Министерство науки и технологий Кореи, за-туты были реструктурированы с учетом решения но-дачами которого стали разработка и реализация госу-вых задач. Возросла роль государственного финанси-дарственной научно-технической политики, был при-рования науки. Получила развитие система подготовкинят закон о поддержке науки и техники [1]. Промыш-высококвалифицированных исследователей и инжене-ленная политика этого периода была направлена наров, основанная на привлечении иностранных препода-создание базы для индустриализации страны за счетвателей и специалистов и на обучении за рубежом.развития импортозамещающих технологий и отраслейВ это же время был создан научный городок Даэдеоклегкой промышленности, в том числе экспортно-(Daedeok Science Town), прототипом которому послу-ориентированных. Технологическая политика опреде-жил в том числе и Академгородок в Новосибирске [4].лялась, прежде всего, поддержкой ввоза и адаптацииНаучный городок был создан для того, чтобы на не-зарубежных технологий и построением внутреннейбольшой территории предоставить помещения учеб-технологической базы. В это же время (в 1966 г.) былным и исследовательским институтам, как финанси-создан первый финансируемый государством исследо-руемым государством, так и частным, высокотехноло-вательский институт - Корейский институт науки игичным и венчурным фирмам, и содействовать их со-технологии - Korean Institute of Science and Technologyвместным исследованиям. Еще одной особенностью(KIST), задачей которого стало содействие промыш-этого периода становится значительное внутреннееленности в применении, изучении, адаптации и улуч-инвестирование компаний в исследования и разработ-шении иностранных технологий [2].ки. 1990-е гг. стали следующим этапом в развитии на-С середины 1970-х гг. начался следующий этап вучно-технической политики РК. Перед экономикойразвитии промышленной и научно-технической поли-страны была поставлена задача войти в группу техно-тики. Было положено начало целевой поддержке стра-логически развитых государств. Для решения этой за-тегических отраслей промышленности. Государствен-дачи Министерство науки и технологий инициируетную поддержку получили более капиталоемкие и тех-принятие специального закона о научных и технологи-нологически интенсивные отрасли, такие как машино-ческих инновациях, формирует пятилетний план науч-строение, судостроение, химическая промышленность,ных и технологических инноваций (на 1997-2002 гг.),электроника и электроэнергетика. В области техноло-разрабатывает проект Highly Advanced National Projectгий было продолжено укрепление технологического(HAN), Творческую исследовательскую инициативу ипотенциала, строились новые мощности в стратегиче-ряд других программ. Они становятся инструментамиских отраслях. На базе Корейского института науки иреализации государственной политики в научно-технологии создавались новые, финансируемые госу-технической сфере. Развитию малого и среднего пред-дарством исследовательские институты, специализи-принимательства (МСП) в Южной Корее придаетсярующиеся на исследованиях в стратегических отрас-большое значение, исходя из приоритетности созданиялях, задачей которых оставались ассимиляция и улуч-новых рабочих мест и обеспечения устойчивого эконо-шение иностранных технологий для внутреннего ис-мического роста.пользования. Развивалась система подготовки исследо-По данным Администрации малого и среднего биз-вательских и инженерных кадров. Тогда же создава-неса РК, в стране насчитывается около 3 млн МСП, чтолись и высшие учебные заведения соответствующейсоставляет 99,5% всех компаний (по данным 2005 г.)направленности, например Korean Advances Institute of[5]. В том числе доля малых компаний составляет 97%.Science and Technology (KAIST), ставшие инструмен-Малые и средние компании в Южной Корее являютсятом реализации государственной политики в областиважнейшим источником трудоустройства, поскольку вуправления развитием людских ресурсов и подготовкиних занято 87% экономически активного населениякадров [3].страны (свыше 10 млн чел.). На долю МСП приходитсяВ начале 1980-х гг. наступил третий этап в развитииполовина производства ВВП страны (около 240 млрди реализации научной политики. Она была ориентиро-долл. США) и 43% экспорта (по данным 2005 г.) [6].вана на исправление диспропорций, возникших в ре-Благодаря политике социально-экономических реформ,зультате преимущественной концентрации инвестицийпредусматривающей развитие инновационного и экс-в выбранных стратегических отраслях, была проведенапортного потенциала страны, Южная Корея в течениелиберализация в области финансирования, инвестиро-последних 30 лет продемонстрировала очень высокие ивания и таможенного регулирования, строились новыестабильные среднегодовые темпы роста экономики на78уровне 8,6%. Этому в значительной мере способство-вала государственная политика всесторонней поддерж-ки МСП, разрабатываемая «Президентской комиссией по МСП», в которую входят заместители министров профильных министерств и эксперты. Характерной чертой государственной политики поддержки МСП в последние годы является обеспечение низких процент-ных ставок по заемному капиталу и расширение про-грамм банковского кредитования МСП. В целях усиле-ния рыночного компонента в деятельности малого биз-неса, правительство намерено активизировать под-держку наиболее конкурентоспособных компаний. Ме-ры дерегуляции внутреннего рынка имеют цель созда-ния широкой сети венчурных компаний. В этих целях правительством создано специальное рейтинговое агентство для оценки кредитных рисков. Важным ша-гом стало принятие в 1997 г. «Специального Акта по развитию венчурного бизнеса», призванного система-тизировать поддержку венчурных компаний. В Южной Корее зарегистрировано 13 тыс. венчурных компаний (по данным за 2005 г.). Из них по типу деятельности 72% связаны с внедрением новых технологий, 13% - с венчурным капиталом и 15% занимаются научно-технологическими разработками. Большая часть вен-чурных компаний работает в сфере производства (65%), информации и услуг - 27%, лишь 0,2% - в сель-ском хозяйстве [6].В Южной Корее существует ряд государственных и частных организаций, оказывающих поддержку МСП. Законодательную базу и регулирующие функции обес-печивает государственная Администрация малого и среднего бизнеса (АМСБ). Основным исполнительным органом является подведомственная АМСБ Корпора-ция малого бизнеса, которая реализует государствен-ную политику развития МСП. Неправительственная Федерация малого и среднего бизнеса Кореи объединя-ет отраслевые и региональные кооперативы, тем самым способствуя более эффективной защите прав и интере-сов МСП [7]. Действующим законодательством преду-смотрены различные стимулирующие меры начинаю-щим венчурным компаниям (которым не более 2 лет), включая бизнес-инкубаторы и налоговые преференции. В частности, они на 50% освобождены от уплаты кор-поративного и подоходного налогов в течение одного года с момента создания, полностью освобождены от уплаты налога на регистрацию имущества, приобре-тенного в течение двух лет после создания фирмы, а также от уплаты налога за приобретение имущества в указанный период. Специальные налоговые преферен-ции предусмотрены для компаний с участием венчур-ного капитала и ограниченной ответственностью. Кор-поративный налог не уплачивается в случае транс-фертных платежей и доходов, полученных в виде ди-видендов в результате инвестирования в компанию венчурного капитала. Подоходный налог не уплачива-ется, если то или иное юридическое лицо приобретает ценные бумаги или другие активы компании с венчур-ным капиталом посредством прямого инвестирования в неё.Расширяется финансовая поддержка отечественным экспортерам при переходе к мировым стандартам каче-ства. План реформирования системы национальныхстандартов включает в себя активное участие государ-ственных структур, обучение 3 тыс. специалистов, уве-личение бюджетных расходов на проведение исследо-вательских работ на 5%. Больше всего соответствия европейским стандартам требуют такие отрасли эко-номики, как телекоммуникации, биоинженерия и элек-троника. Одной из эффективных форм поддержки МСП в Корее является размещение государственных заказов в малых и средних компаниях. Так, объем гос-заказов в МСП вырос с 28 млрд долл. США в 2000 г. до 35 млрд долл. США в 2003 г., что составляет 65% об-щего объема государственных закупок.В 2003 г. совокупный объем предоставленных зай-мов МСП составил около 1,4 млрд долл. США или 42% от общего объема кредитования. Объем полученных МСП кредитных гарантий составил 418 млн долл. США, а число корейских фирм, получивших их, -357 тыс. Государственные средства в основном расхо-дуются по трем направлениям: 1) предоставление льготных кредитов (сроком до 8 лет и процентной ставкой ниже на 2,5-3%, чем в банке); 2) на разработку и внедрение новых технологий; 3) пополнение оборот-ных средств. Корейская корпорация малого бизнеса (КМБ) осуществляет следующие программы финанси-рования МСП [8]: 1) долгосрочные займы на корпора-тивную реструктуризацию (расширение основных фондов, приобретение оборудования и недвижимости);2)стабилизирующие займы (управление производст-вом, системой продаж и технологического развития);3)торговые займы (выделяются малым предприятиям,которые испытывают трудности с получением креди-тов в коммерческих банках из-за низких показателейтоварооборота); 4) займы на коммерциализациюНИОКР (выделяются компаниям в течение 3 лет с мо-мента получения патента на изобретение, получениятрансферта технологии от местных исследовательскихлабораторий или определены КМБ как инновационнаякомпания); 5) займы на развитие межкорейского эко-номического сотрудничества (только в случае совмест-ного предприятия с партнерами из КНДР); 6) займы наразвитие МСП в провинциях; 7) займы на развитие ин-дустриальных парков в сельской местности (финансо-вая поддержка, помощь в приобретении оборудования,тренинговые программы для местных жителей, налого-вые льготы); 8) проведение мгновенных лотерей в под-держку МСП; 9) займы для начинающих венчурныхкомпаний (через Корейский фонд гарантирования кре-дитов и технологий); 10) прямые инвестиции КМБ(осуществляются через два государственных фонда«Кукмин» для компаний, которые имеют передовыетехнологии, но ограничены в капитале); 11) созданиеотраслевых бизнес-инкубаторов (КМБ создано 9 инку-баторов в Корее); 12) индустриальные парки для МСП(небольшие промышленные зоны в городах).Для получения льготных кредитов (с процентной ставкой в пределах 5%) один из главных критериев -чтобы компания работала в области промышленного производства и услуг, а также в сфере интеллектуальных технологий (информационные и телекоммуникационные технологии, компьютерный сервис, электроника и т.п.). В то же время не предоставляются кредиты компаниям, производственная площадь которых меньше 500 м2, а79также тем фирмам, которые прибегают к забастовкам или останавливают производство.Обычные кредиты предоставляются Корпорацией малого бизнеса на 3-5 лет через коммерческие банки на приобретение сырья и комплектующих, совершен-ствование управления и технологических линий, вне-дрение новых технологий, освоение новых рынков. Годовая процентная ставка варьируется в пределах 7-9%. В целях развития МСП в регионах, большие нало-говые льготы предоставляются компаниям, располо-женным в провинциях, нежели в столице. Стимулиро-вание передислокации МСП в провинции обусловлено тем, что там издержки на производство значительно ниже, чем в столице.Предусмотрена поддержка венчурных компаний, разработавших технологии и планирующих их внедре-ние в производство. В этом случае кредиты предостав-ляются на оплату расходов, связанных с привлечением экспертов из консалтинговых фирм, осуществлением дизайна товара и упаковки, приобретением сырья и комплектующих, издержками на маркетинговые иссле-дования и рекламу, проведение тестов и получение сертификатов качества и т.д. Такие кредиты выдаются сроком на 5 лет с процентной ставкой 6,5%. Для того чтобы получить средства на разработку технологий компании, необходимо иметь конкретный проект.Реализацию государственной политики в отноше-нии МСП осуществляет «Администрация малого и среднего бизнеса», которая исполняет функции секре-тариата при «Президентской комиссии по МСП» и од-новременно является структурным подразделением «Министерства торговли, промышленности и энерге-тики». К решению вопросов по развитию экспортного и инновационного потенциала сектора МСП, наряду с MCIE и SMBA, привлекаются «Министерство ино-странных дел и внешней торговли» и «Министерство науки и технологии». SMBA координирует деятель-ность всей системы государственной поддержки и раз-вития МСП, которая включает 35 программ финансо-вой помощи и 8 крупных программ технической под-держки (строительство объектов недвижимости; кон-сультационные службы и обучение; стажировка спе-циалистов за рубежом; организация выставок; инфор-матизация; сертификация производств, продуктов и услуг по требованиям ISO; посредничество в торговых переговорах, представительство в других странах и на международных рынках; развитие международной кооперации и многое др.). Наряду с SMBA в стране действует ряд других крупных правительственных, общественных и частных организации, поддерживаю-щих развитие МСП и уделяющих особое внимание раз-витию экспорта, в их числе: «Корпорация малого биз-неса» (SBC), «Корейская федерация малого бизнеса» (KFSB), «Корейское торгово-инвестиционное агентст-во» (KOTRA), Информационная служба «Корейский рынок», «Корейская международная торговая ассоциа-ция» (KITA) [9].SBC является правительственным агентством, обес-печивающим развитие инфраструктуры поддержки МСП и оказывающим техническую, финансовую и ор-ганизационную помощь малым и средним предприяти-ям. SBC реализует 12 программ кредитования МСП на80общую сумму 2,3 млрд долл. США, что позволяет ока-зывать финансовую поддержку примерно 6500 пред-приятиям ежегодно. Размеры кредитов от 0,42 млн долл. США до 2,5 млн долл. США и выдаются на срок от 3 до 10 лет, в зависимости от цели использо-вания. Экспортные кредиты не превышают 1,3 млн долл. США и выдаются на срок до 6 месяцев. Для ком-мерциализации инновационных разработок и реализа-ции НИОКР предоставляются кредиты на срок до 5 лет, минимальный размер кредита составляет 0,42 млн долл. США, однако его величина может быть увеличена, в зависимости от перспективности рыноч-ной реализации разработки. Венчурные компании (предприятия с высоким риском внедрения новых раз-работок) играют важную роль в развитии экспортного потенциала МСП путём расширенного использования и тиражировании новейших научно-технических разра-боток. Для финансовой поддержки таких компаний в SBC создан венчурный фонд с капиталом 250 млн долл. США, который предоставляет кредиты размером до 0,8 млн долл. США на срок от 3 до 5 лет. Наряду с финансовой поддержкой, SBC придаёт боль-шое значение распространению в МСП прогрессивных технологий и передового опыта, почерпнутого из прак-тики наиболее успешных зарубежных компаний. Для этого созданы два технологических центра и множест-во консультационных пунктов, в которых ежегодно приглашаются для работы 350 иностранных консуль-тантов и 250 инженеров.Федерация KFSB является неправительственной общественной организацией, представляющей интере-сы 2,8 млн малых предприятий (имеет 12 региональных отделений, 1 исследовательский институт и 3 учебных центра). KFSB защищает права и интересы МСП на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, подготавливает рекомендации для правитель-ства по вопросам совершенствования поддержки МСП, проводит научные исследования, занимается образова-тельной и консультационной деятельностью, создает фонды взаимопомощи и тесно взаимодействует со множеством общественных, отраслевых и профессио-нальных предпринимательских организаций.Государственное торгово-инвестиционное агентст-во KOTRA имеет 104 представительства в 74 странах, которые способствуют развитию международных тор-говых отношений, акцентируя особое внимание на расширении корейского экспорта и привлечении ино-странных инвестиций в развитие национальной эконо-мики. С помощью KOTRA и других национальных ин-вестиционных компаний в 2002 г. было привлечено в корейские МСП около 8,7 млрд долл. (т.е. 21,3% от всех зарубежных инвестиций в корейскую экономику). KOTRA способствует проникновению корейских ком-паний на новые зарубежные рынки и оказывает особую помощь предприятиям сектора МСП в представлении их товаров и услуг на зарубежных выставках и рынках, а так же в проведении торговых переговоров и в поиске возможных партнёров. Это агентство организует меж-дународные выставки и ярмарки с участием многих тысяч корейских предпринимателей, собирает инфор-мацию о потребностях зарубежных рынков, составляет рекомендации для корейских предпринимателей и изы-скивает возможности наиболее эффективных инвести-промышленными фирмами. Биотехнологический кла-ций за рубежом. Кроме того, большое значениестер Долины Даедук, к примеру, консолидируется во-KOTRA уделяет организации ежегодных зарубежныхкруг холдинга ИнБиоНет, который в 1996 г. отпочко-стажировок предпринимателей (на срок 4-6 месяцев) свался от крупного государственного института - биз-целью их ознакомления с особенностями коммерче-нес-инкубатора. Он включает 14 компаний, специали-ской и производственной деятельности в странах, на-зирующихся на различных направлениях биотехноло-мечаемых для расширенной экспансии корейских това-гий, и отличается необычайно высокой эффективно-ров и услуг. Государственная информационная службастью: так, всего за 7 лет со дня основания холдинг но-«Корейский рынок», созданная при содействии SMBAвого типа с 40 занятыми разработал более 40 техноло-и SBC представляет покупателям на международном игий и получил 17 патентов на изобретения. Одновре-внутреннем рынках информацию о всём многообразиеменно с участием в сети Долины Даедук он участвует впродуктов и услуг, производимых корейскими МСП. В8 других инновационных сетях.онлайновом режиме предлагается 21 тыс. сайтов раз-Чеболи приняли стратегию проникновения на но-личных корейских предприятий и 130 тыс. электрон-вые рыночные ниши при помощи корпоративных ис-ных каталогов на различные виды товаров и услуг.следовательских центров и активного сетевого взаимо-Кроме того, эта служба позволяет осуществлять быст-действия с НИИ, университетами, другими чеболями ирый поиск возможных партнеров во всем мире, что вмалыми компаниями. Они также преуспели в созданиизначительной мере способствует развитию экспортныхнаукоемких региональных агломераций, таких каквозможностей МСП.электронный комплекс Куми и автомобильный и судо-Одной из влиятельнейших экономических ассоциа-строительный центр Вулсан. Также происходит рест-ций, объединяющей более 80 тыс. предприятий, явля-руктуризация корпоративной системы НИОКР в чебо-ется KITA. Деятельность этой ассоциации связана слях: наряду с корпоративными центрами НИОКР поя-маркетинговыми исследованиями зарубежных рынков,вились венчурные компании, объединенные в некиес развитием международной торговой кооперации ивенчурные «клубы» материнских фирм. Так, в 1998-проведением экономических исследований, на основе2001 гг. число венчурных компаний увеличилось с 2 докоторых делаются предложения для правительства11 тысяч, а число исследовательских центров на базестраны по совершенствованию экономической и про-крупных корпораций - с 2 до 9 тысяч. Увеличиваетсямышленной политики. Ассоциация также реализуетдоля НИОКР, осуществляемых малыми и среднимиряд программ по оказанию услуг (информационных,фирмами в кооперации с другими участниками иннова-консультационных, образовательных, посредническихционного процесса. Как правило, они пытаются взаимо-и юридических) как отечественным, так и иностраннымдействовать с другими инновационными институтами впредпринимателям.среднетехнологических нишах (текстильная, обувнаяВследствие работы всех вышеперечисленных орга-промышленность, часто тоже в рамках агломераций) илинизаций в Южной Корее возникает устойчивое разви-как специализированные субпоставщики крупных кор-тие инновационной экономики. Инновационные сетипораций. Партнерами малых инновационных фирм яв-возникли преимущественно в высокотехнологическихляются университеты (38.9% проектов), государствен-отраслях, таких как биотехнология, информация иные лаборатории (20%), национальные корпорациисвязь. Они отличаются высокой специализацией, под-(35,2%) и иностранные фирмы (5,9%). Новым явлениемдерживают тесные связи с высшей школой, государст-стали альянсы крупных корпораций и малых технологи-венными НИИ и другими частными фирмами. Как пра-ческих фирм: первые заинтересованы в новых бизнесахвило, они склонны к географической консолидации ипри сохранении специализации основной компании;действуют в рамках региональных агломераций. При-вторые получают доступ к инвестиционным и маркетин-мером могут быть Долина Даедук, Технопарк Поханг иговым ресурсам крупных корпораций.Долина Тегеран вокруг Сеула. Так, наукоград ДолинаТаким образом, суть всех институциональных инно-Даедук строится по принципу Силиконовой долины, поваций в Южной Корее состоит в активной поддержкесути своей является региональной инновационной сис-технологического и бизнес сотрудничества традиционныхтемой со всеми присущими ей элементами: института-и новых институтов, их сетевого взаимодействия на но-ми разной природы, инфраструктурой, технологиче-вой основе, открытости и использовании мультипликаци-ским бизнес-инкубатором и высокотехнологическимионного эффекта региональной кластеризации.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 445
Ключевые слова
history of technological development, innovation and economic development, policy of the Republic of Korea, история технологического развития, инновационное экономическое развитие, политика Республики КореяАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Рязанова Анастасия Николаевна | Томский государственный университет | аспирантка | kisekin@yandex.ru |
Ссылки
Корейская федерация малого бизнеса (Korea Federation of Small Business (KFSB). URL: <http://www.kfsb.or.kr/english/>
Korea Federation of Small Business (KFSB). URL: http//kfsb.or.kr/English/
Корейская корпорация малого бизнеса (Small Business Corporation (SBC)). Официальный сайт: <http://www.sbc.or.kr/>
<http://www.kfsb.or.kr/english/>.
The Small and Medium Business Administration (SMBA), <http://www.smba.go.kr/main/english/>.
Small Business Corporation (SBC), <http://www.sbc.or.kr/>.
По данным Администрации малого и среднего бизнеса ЮК на 2005 г.
«Администрация малого и среднего бизнеса» Южной Кореи. URL: <http://www.smba.go.kr/main/english/>
Korean Advances Institute of Science and Technology. URL: <http://www.kist.re.kr>
Daedeok Science Town. URL: <http://www.dtv21.co.kr>
Министерство науки и технологии РК. URL: <http://was.most.go.kr/most/english>
Korean Institute of Science and Technology (KIST). URL: http//www.kist.re.kr/en <http://www.kist.re.kr/en>
