Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника
Рассматриваются особенности развития личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей, роль этих образовательных учреждений в формировании гражданских качеств подрастающего поколения; основные составляющие образовательного процесса, характерные для школ и учреждений дополнительного образования и анализируется специфика воспитательно-образовательной системы дополнительного образования.
THE ROLE OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS IN FORMING THE PERSONALITY OF SCHOOLCHILDREN..pdf Государство всегда использовало воспитательныйгражданина, она способствует формированию взгля-потенциал внешкольного (дополнительного) образова-дов, суждений, оценок, навыков поведения. В разно-ния. В своем многообразии внешкольное воспитаниесторонней деятельности происходит накопление опыта,эффективно реализовывало потребности государства вприобщение ребёнка к культурным, материальным,сфере становления, формирования подрастающего по-духовным, историческим ценностям, овладение содер-коления. Комплексная воспитательно-образовательнаяжанием и способами, необходимыми ему для созданиясистема учреждений дополнительного образованияличных ценностей. А.В. Мудрик подчеркивал, что «от-(УДО) детей призвана удовлетворять интересом и по-ношения со средой выполняют очень важную функциютребностям школьников в личностном и гражданскомв накоплении социального опыта подростками: онистановлении.дают им опыт отношения к общению с окружающимиВоспитательная система дополнительного образо-как к своеобразному средству социального контроля»вания имеет социокультурную направленность, инди-[2. С. 25].видуально-личностную основу деятельности, котораяВоспитательная работа в учреждениях дополнитель-формирует потребность ребёнка в творческом воспри-ного образования имеет определённую специфику, ко-ятии мира, осмысления самого себя в этом мире, в со-торая связана с особенностями функций этих учрежде-вершенствовании всех сторон человеческого «Я». Осо-ний в системе работы по формированию разностороннебенно важным в ситуации свободного выбора являетсяразвитой личности гражданина России. И если среднеестремление школьника обрести интеллектуальные иобразование все дети получают в одинаковом объёме,нравственные ценности. Содержание работы в учреж-который определяется государственным стандартом, тодениях дополнительного образования «диктуется зада-дополнительное образование реализуется индивидуаль-чами духовно-нравственного, интеллектуального и фи-но в силу его многообразия и вариативности.зического развития, т.е. задачами формирования всего,В таблице представлены сложившиеся, традицион-что объединяется понятием «мир человека» [1. С. 6].но реализуемые формы организации образовательногоОткрытая социально-воспитательная система учре-процесса в школах и учреждениях дополнительногождений дополнительного образования способствуетобразования.созданию своеобразного психолого-педагогическогоМы не ставили перед собой цель сравнить образо-пространства, в котором происходит совместная дея-вательный процесс школы и учреждений дополнитель-тельность педагогов и воспитанников, связанная сного образования, в таблице отражены основные пока-формированием ценностных представлений у детей озатели, характерные для этих образовательных учреж-гражданственности. Приобретается опыт добросовест-дений. В школе и учреждении дополнительного обра-ного участия в социально значимой деятельности, не-зования детей есть свои особенности, которые обу-укоснительного соблюдения правил и норм поведениясловлены основными целями и задачами, поставлен-на улице, в школе, в семье, уважительного отношения кными перед ними государством. Важными являютсяпедагогам, родителям, старшему поколению, оказанияпроцессы дополнения и компенсации тех или иныхбескорыстной помощи нуждающимся.особенностей и возможностей, реальное взаимодейст-Занятия в объединениях помогают выработать у под-вие, сотрудничество и интеграция этих типов образова-ростков устойчивую гражданскую позицию через вклю-тельных учреждений для решения единой цели - «на-чение их в самоуправление, активную общественно-ши дети должны быть успешны и благополучны» [3].полезную, социально значимую деятельность. Деятель-Анализ деятельности учреждений дополнительногоность - важнейший элемент гражданских отношений,образования детей позволил выявить характерные чер-выражающий их практическую сущность, реальнуюты этого вида образования. К ним мы отнесли:ценность. Деятельность школьника является главной1) ресурсное обеспечение; 2) организационное обеспе-формой проявления его внутренних качеств, сильнымчение; 3) психолого-педагогическое сопровождение;174средством развития и совершенствования подростка как4) деятельностный характер.Ресурсное обеспечение - это кадры, материальная база, программно-методическое обеспечение.Кадры. Специфика педагогических кадров систе-мы дополнительного образования детей заключается в том, что в УДО работают педагоги разных профессий, специальностей, не всегда имеющие педагогическое образование, среди них офицеры запаса, спасатели, музыканты, инженеры, спортсмены и другие специа-листы. Эти педагоги имеют большой практический опыт, обладают творческим потенциалом. Дети с удо-вольствием общаются со взрослыми, которые переда-ют им практические знания. За последние годы в уч-реждениях дополнительного образования средний возраст педагогов снизился на 13 лет, кроме того, бо-лее 40% педагогических работников УДО составляют мужчины [3].Организация образовательного процесса в школе и учреждениях дополнительного образования детейШкола Учреждение дополнительного образования детейГосударственным образовательным стандартом для школ установ-лены требования для основных образовательных программ. Нали-чие государственного стандарта и инвариативного учебного плана подразумевает реализацию определённых учебных предметов.Отсутствие государственного образовательного стандарта для про-грамм дополнительного образования детей позволяет проявлять творчество и инициативу как по содержанию, так и по формам и методам реализации программ. Варьировать содержание и темпы освоения программы обучающимися.Существует основательная законодательная база, регламентирую-щая деятельность школ, содержание образования т.д.Деятельность учреждений дополнительного образования детей не сопровождается большим объёмом законодательных и нормативных документов.Классно-урочная система предусматривает проведение урока, ко-торый, как правило, ограничен стенами кабинета и регламентиро-ван временными рамками.Разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, встречи с интересными людьми, работа в музеях, походы и т.д.Отметочная система знаний подразумевает, прежде всего, умение ребёнка учиться и оценивает его знания, умения и навыки, усвое-ние материала по предмету.Отсутствует отметочная система, что позволяет ребёнку вести себя более естественно, раскрывая свой внутренний потенциал.Отношения учителя и ученика предполагают передачу знаний от взрослого ребёнку, где последний осваивает материал. Такие от-ношения носят формальный характер и определяют пассивность школьника в усвоении предложенного материала.Отношения между педагогом дополнительного образования и обу-чающимся выстраиваются по форме субъект-субъект, где отношения выстраиваются, в основном, на равных и процессе совместной дея-тельности происходит усвоение знаний, ориентированных, прежде всего, на интерес ребёнка.Обеспечивается преимущественно теоретическая направленность обучения. В связи с главной задачей школы - дать ребёнку общее образование - содержание образования предусматривает усвоение учениками большого количества знаний, теоретических по методам обучения и содержанию. Школа даёт знания.Обеспечивается практическая направленность программ дополни-тельного образования. Как правило, более 60% содержания про-граммы - это практические занятия на природе, в спортивном, хо-реографическом залах, теплицах, зооуголках, музеях и т.д. Учреждения дополнительного образования развивают, прежде всего, умения и навыки.В силу того что за небольшой промежуток времени учителю необ-ходимо донести до детей большой объём информации, то методы обучения, как правило, репродуктивные и объяснительно-иллюстративные.Методы обучения, как правило, частично-поисковый, исследова-тельский, проблемный. Педагоги и дополнительного образования реализуются разнообразные методы обучения, в связи с тем что посещение ребёнком объединения является добровольным.Гендерная специфика: большинство учителей школ - женщины.Гендерная специфика: большое количество мужчин - педагогов дополнительного образования (в зависимости от направленности программ).В классе учатся дети одного возраста.Разновозрастной состав объединений (разница в возрасте может составлять 3-4 года).Определён учебный год.Круглогодичная работа с детьми. Для детей есть возможность летом выехать на соревнования, учебно-тренировочные сборы, полевые практики, экспедиции, слёты и т.д.Наполняемость класса - 25 человек, мешает личностно-ориентированному подходу работы с детьми.Наполняемость группы может варьироваться от 8-10 человек и вы-ше, в зависимости от года обучения, направленности программы проводятся индивидуальные занятия.Применение новых технологий в школе: мультимедийные проекто-ры, доски, компьютерные классы и т.п. Учебно-методический ком-плекс для школ полнее, разнообразнее и доступнее.В учреждениях дополнительного образования позднее, чем в школах начинают применяться новые технологии. Методические материалы, программное обеспечение распространяются немногочисленным тиражом, ограничены географией распространения или, в зависимо-сти от направления деятельности, отсутствуют или устарели.Активное взаимодействие школы с родителямиРодители посещают учреждения дополнительного образования го-раздо реже, чем школу. Как правило, это происходит при зачислении школьника в УДО, если ребёнок собирается в поход, на соревнова-ния, многодневные сборы и т.д.Материальная база. Реализовывать образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования позволяет материальная база, которая создавалась десяти-летиями и отвечает специфике УДО. В распоряжении обучающихся находятся специальное снаряжение (спор-тивное, туристское, альпинистское, хореографическое и т.д.), специализированные залы, помещения, сооружения (спортивные, хореографические и другие залы, скалодро-мы, ледовые вышки, опытные участки, теплицы и т.д.). Некоторые учреждения дополнительного образованиярасполагают загородными туристскими базами, спортив-ными полигонами, лагерями. Материальное обеспечение практической деятельности обучающихся во многом оп-ределяет интерес школьников к занятиям в объединениях дополнительного образования.Характеризуя программно-методическое обеспече-ние учреждений дополнительного образования, можно выделить два аспекта.1. Система дополнительного образования обладает уникальной литературой по краеведению, прикладному175творчеству, туризму, спортивному ориентированию иреализации календаря массовых дел может служитьдр. Разработаны и реализуются типовые дополнитель-Государственная программа «Патриотическое воспита-ные образовательные программы, рекомендованныение граждан Российской Федерации на 2006-2010 го-Министерством образования и науки, Министерствомды», в которую включены традиционные мероприятия,спорта, туризма и молодёжной политики, Министерст-проводимые учреждениями дополнительного образо-вом культуры Российской Федерации. В распоряжениивания («Юный спасатель», «Школа безопасности»).педагогов дополнительного образования имеются ме-Кроме того, по данным, озвученным И.В. Калиш натодические материалы (пособия, разработки, рекомен-Всероссийском семинаре-совещании по вопросам раз-дации и т.д.), помогающие осуществлять образователь-вития системы дополнительного образования детей вный процесс.декабре 2006 г., среди одарённых детей, представлен-2. Уровень программно-методического обеспеченияных к премии Президента Российской Федерации всистемы дополнительного образования требует серьёз-рамках проекта «Государственная поддержка талант-ных преобразований. Большинство типовых программливой молодежи», более 50% учащихся - обучающиесябыло издано давно и не отражает современный уровеньучреждений дополнительного образования.развития образования, кроме того, типовые программыМежведомственное взаимодействие. Учрежденияразработаны не по всем направлениям дополнительно-дополнительного образования детей объединяют во-го образования. Решение проблемы программно-круг себя образовательные учреждения, государствен-методического обеспечения учреждений дополнитель-ные и общественные организации и социальные струк-ного образования изложено в Аналитической ведомст-туры, решая общие педагогические проблемы. Сам ре-венной целевой программе Минобрнауки РФ, принятойбёнок не может вступить в прямой контакт с государ-в 2007 г.ственными учреждениями, государственными структу-Организационное обеспечение включает профиль-рами, учреждениями культуры. Для этого ему нуженность, систему мероприятий, межведомственное взаи-посредник, помощник, который сделает это общение немодействие.формальным, а действенным, конструктивным, приПрофильность учреждений дополнительного обра-котором будет возможен диалог школьника со взрос-зования способствует самореализации, выявлению раз-лыми, способными оказать педагогическое воздействиеносторонних наклонностей ребёнка, раннему самооп-на подрастающую личность. Таким помощником, про-ределению школьников. Обучающиеся не только рас-водником в мир взрослых становится учреждение до-крывают свои таланты, но и получают поддержку, при-полнительного образования.знание и уважение сверстников и взрослых. УвлечениеС.О. Серополко называл такое взаимодействиетехническим творчеством, хореографией, краеведени-«принципом общественности» [4. С. 76]. На созданиеем, туризмом позволяет школьникам осваивать разно-условий по формированию «духовно богатой, физиче-образные по форме и содержанию виды деятельности,ски здоровой, социально активной творческой лично-приобретать новые знания, совершенствовать умения исти ребёнка» направлена Межведомственная програм-навыки, проявлять творчество, переходя от базовогома развития системы дополнительного образованияуровня к среднему и далее, поднимаясь на более высо-детей до 2010 г. Вокруг ребёнка создаётся единое обра-кую ступень мастерства в спорте, исследовательскойзовательное пространство, предоставляется возмож-деятельности, прикладном творчестве и т.д.ность общаться и сотрудничать с людьми разных воз-В процессе деятельности учреждений дополнитель-растов, жизненного опыта, представителями различныхного образования сложилась система массовых меро-профессий, учреждений, организаций. Опыт подобногоприятий обучающихся. Календарь традиционных мас-сотрудничества способствует развитию мотивации ксовых мероприятий есть у юных туристов, техников,самообразованию, адаптации школьника в обществе,натуралистов и т.д. К ним относятся конференции, со-формированию толерантности.ревнования, походы, олимпиады, слёты, чемпионаты,Психолого-педагогическое сопровождение. В учре-первенства и др. Участие в мероприятиях позволяетждениях дополнительного образования общение междуучащимся увидеть связь между теорией и практикой,ребёнком и взрослым носит неформальный, субъект-приобрести жизненный опыт, в практической деятель-субъектный характер. Участие в со-управлении, актив-ности в полной мере реализуется сочетание знания -ной общественной деятельности, максимально прибли-умения - навыки, проявляется детское творчество иженной к жизни, со-творчество и партнёрство со взрос-инициатива. Мероприятия дополнительного образова-лыми способствуют формированию активной жизнен-ния носят открытый и гибкий характер. Так, обучаясьной позиции, социализации ребёнка. ВУДО на первыйпо программе туристско-краеведческой направленно-план выходят собственные, значимые для школьникасти, школьник может принять участие в краеведческойинтересы, цели, задачи, которые ему помогают решать иконференции с исследовательской работой, соревнова-воплощать в жизнь педагоги, друзья, единомышленни-ниях по туризму и спортивному ориентированию, статьки. Отношения между учащимися и педагогом способ-участником конкурса фотографий. Подобные меро-ствуют плодотворной, конструктивной деятельности. Вприятия могут быть как поэтапными (городские - об-процессе участия в этой деятельности школьник решаетластные - межрегиональные - всероссийские), так исвои актуальные задачи: достижение спортивных ре-предусматривать участие сразу на областном или все-зультатов, профессиональное самоопределение и подго-российском уровнях. Это позволяет ребёнку всесто-товка к будущей профессии, расширение и разнообразиеронне раскрыться, проявить творческие способности,круга общения. Участие в деятельности объединенияповысить свою самооценку. Примером эффективностипомогает решать и психологические проблемы: преодо-176ление трудностей общения, самореализации, личностно-динамичной и открытой, что помогает учреждениямго становления. Обучающийся по своему желанию вы-дополнительного образования сохранять свои тради-бирает круг общения, коллективный или индивидуаль-ции, воспитательный и образовательный потенциал,ный вид деятельности. Жизненный опыт, приобретён-значимость и востребованность. Благодаря многогран-ный в учреждении дополнительного образования, помо-ности, разносторонности сферы деятельности, в объе-гает вхождению учащегося во взрослую жизнь.динениях УДО дети участвуют в поиске путей реали-Деятельностный характер системы дополни-зации своих возможностей в социально значимой дея-тельного образования. Необходимо отметить значи-тельности, что помогает формировать и развивать умую роль детских объединений дополнительного обра-подрастающего поколения гражданское сознание. За-зования по включению школьников в трудовую дея-нятия в УДО выступают компенсирующим фактором,тельность. В рамках общественной деятельности, инте-создают дополнительные возможности для педагогиче-ресных, увлекательных и востребованных детьми меро-ски управляемого развития личности ребёнка, регули-приятий формируются социально значимые качестваруемой социализации подростков. Различные видыличности будущего гражданина, такие как ответствен-совместной деятельности в объединениях УДО, гденость, организованность, терпимость, отзывчивость.самоорганизация, самоопределение, самоуправление,В учреждениях дополнительного образования соз-социально значимая деятельность дают возможностьданы условия для обеспечения и реализации вариатив-естественного вхождения в систему открытых граж-ной составляющей общего образования. Нестандарт-данских отношений, где вырабатываются необходимыеность, вариативность воспитательно-образовательногонавыки социального взаимодействия, есть способ фор-процесса позволяют сохранить главные составляющиемирования гражданских качеств личности. Ведь поми-системы дополнительного образования - возможностьмо школьного пространства существует «пространствовыбора и желание детей обучаться. Дополнительноежизни, в котором дети не будущие, а реально дейст-образование направленно на развитие личности ребён-вующие, имеющие немало настоящих проблем, ре-ка, его творческого потенциала, становление индиви-шающие нередко совсем не детские задачи, вступаю-дуальности в комфортных для ребёнка условиях, прак-щие в отношения, далёкие от имитационно-игровыхтическое применение знаний и способностей.или воспитывающее целесообразных» [5. С. 123].Таким образом, особенности системы дополнитель-Именно в этом пространстве они приобретают первыйного образования детей позволяют ей быть мобильной,жизненный, а не учебный опыт.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 324
Ключевые слова
ресурсы учреждения дополнительного образования, формирование гражданственности, воспитательно-образовательная система дополнительного образования детей, resources of institutions of additional education of children, characteristic features of institutions of additional education of children, role of additional education in education and upbringing of young RussiansАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Козлова Наталья Юрьевна | Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий»;Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово) | заместитель директора;аспирант кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования | ngovor@mail.ru |
Ссылки
Кирпичник А.Г. Скрытые возможности // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде: В 2 ч. М., 2000. Ч. 1. 240 с.
Чеков М.О. С.О. Серополко о внешкольном образовании // Педагогика. 2008. № 3. С. 73-79.
Фурсенко А.А. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления, посвящённого развитию дошкольного, общего и внешкольного образования. URL: http://mon.gov.ru/press/news/4486,print
Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. 40 с.
Бруднов А.К. Аналитическая записка «Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» // Вестник детско-юношеского туризма в России. М.: ЦДЮТ, 1994. № 11. С. 5-7.
