Исследуются традиционные китайские диаспоры в США и Канаде, их структура и численность. Рассматривается политика властей Канады и США по отношению к китайской диаспоре. Выявляется степень влияния «новой» китайской миграции на китайские диаспоры данных стран, а также изменения, произошедшие в данных диаспорах в период «новой» китайской миграции. Отмечается изменение состава китайской диаспоры и ее поведения под влиянием повышения уровня ее образования и конкурентоспособности в индустриальном мире. Рассматривается политика Пекина по поддержанию лояльности и патриотизма в среде зарубежных китайцев.
Chinese Diasporas of the USA and Canada and new Chinese migration.pdf Зарубежная китайская диаспора является самоймногочисленной в мире. Согласно статистическимданным Тайваньской комиссии по делам зарубежныхкитайцев, в 2009 г. китайское население двух конти-нентов Америки составляло около 7,29 млн человек, изних 75,5%, или 5,51 млн человек, приходится на СШАи Канаду [1. С. 11]. Первые китайцы появились в СШАв XVII-XVIII вв. Однако массовый наплыв китайскихмигрантов, привлеченных на золотодобычу и строи-тельство как в США, так и в Канаду приходится на се-редину XIX в. В 1880 г. в США насчитывалось более100 тысяч китайцев [2]. Резкий всплеск численностикитайского населения привел к принятию мер, ограни-чивающих въезд китайских граждан в эти страны.В 1882 г. подобные ограничения вводятся в США, апосле 1885 г. - в Канаде, где, в частности, для китайцевбыл введен миграционный налог, размер которого ре-гулярно увеличивался. В 1923 г. был введен закон окитайской иммиграции, запретивший въезд на терри-торию Канады этническим китайцам, за исключениемофициальных лиц, предпринимателей и студентов.Данные меры резко снизили поток китайской мигра-ции. Только после их отмены в 1940-е гг. китайскаямиграция в США и Канаду вновь начала расти. В 1950 г.в США насчитывалось около 118 тыс. китайцев, основ-ную массу из которых составляли потомки первых ми-грантов, а также контрактованные рабочие и военные,прибывшие в США в период Второй мировой войны[2]. Дальнейшая либерализация иммиграционной поли-тики и упрощение процедуры въезда привели к резко-му росту численности этнических китайцев в США.Отмена антикитайского законодательства позволилаэтническим китайцам подавать заявление на получениегражданства США. К 1964 г. 37 тыс. китайцев получи-ли американское гражданство [3. С. 271].Несмотря на то что США воспринимаются как стра-на, где китайская диаспора является одной из «старых»(помимо стран Юго-Восточной Азии), основная доляэтой диаспоры появилась в США после 1980 г. Ростчисленности этнических китайцев в США приходится напериод «новой» миграции - 1990-е и 2000-е гг. Если в1980 г. численность китайской диаспоры в США рав-нялась 800 тыс. человек, то к 2009 г. она увеличиласьдо 4,18 млн человек [2]. Похожие процессы происхо-дили и в Канаде. Начиная с 1960-х гг. Канада отменилаограничения и пересмотрела иммиграционные крите-рии, что привело к постепенному росту китайской ми-грации в Канаду. За период 1958-2008 гг. 1,15 млн эт-нических китайцев из Гонконга, КНР и Тайваня полу-чили вид на постоянное жительство в Канаде [4]. Од-нако, в отличие от США, Канада начала отводить пер-востепенное место финансовому благополучию иуровню квалификации мигрантов, что создало предпо-сылки к изменению структуры китайского населенияКанады.Так же как и в США, основной период роста чис-ленности китайской миграции в Канаду пришелся на1980-1990 гг. Если в 1980 г. численность китайцев вКанаде составляла 239 тыс. человек, то к 2000 г. онавыросла до 1,1 млн человек [4]. В 1990-х гг. большуюроль в китайской миграции играли выходцы из Гон-конга, бежавшие из опасений в преддверии присоеди-нения Гонконга к КНР. После 1998 г. размер миграциив Канаду снизился в 2 раза по сравнению с 1996 г. [Тамже]. Однако, в отличие от США, рост численности ки-тайцев в Канаде в 2000-е гг. заметно приостановился ик концу 2000-х гг. численность китайской диаспоры вКанаде увеличилась всего на 200 тыс. человек по срав-нению с 2000 г. [Там же]. Приостановка роста числен-ности этнических китайцев в Канаде связана со структу-рой китайской миграции в Канаду. Если в США основ-ную долю китайской миграции составляют студенты, тов Канаде - это предприниматели и технические специа-листы (54%) [5. С. 14]. В условиях экономического бу-ма они оказались в полной мере востребованы в КНР.Кроме того, повышение уровня жизни в КНР, Гонконгеи Тайване также сказалось на снижении китайской ми-грации в Канаду.Одновременно в США и Канаде растет доля «хуаи»(этнические китайцы, рожденные и выросшие за рубе-жом) в общей численности китайцев. Доля «хуаи» в Ка-наде составляет около 30% [4], в США в 1991 г. она со-ставляла 30%, а в 2008 г. - уже 42% [2]. Основная массаиз них - это этнические китайцы во втором (64%) итретьем поколениях (28%), доля китайцев в четвертом ипятом поколениях составляет не более 7% от общей чис-ленности «хуаи» [6. С. 17]. Таким образом, многие изданных «хуаи» являются потомками «новых» мигран-тов. Проживая в течение долгого времени в США и Ка-наде, «хуаи» второго, третьего и дальнейших поколенийактивно интегрируются в местное общество. Распро-страняются межэтнические браки. Доля смешанной кро-ви в китайской диаспоре в Канаде составляет 15,7% [4]от общей ее численности, в США - 14%, причем от по-коления к поколению она значительно возрастает: есливо втором поколении она составляет около 27%, то вчетвертом - уже 75% [6. С. 17-20].В США и Канаде, как и в других странах, проявилсяпереход от традиционных сфер деятельности китайцев -прачечных, мест общественного питания и магазинов -к более широкому кругу деятельности. Китайские ком-пании появились в производстве (пищевое, химическоепроизводство, электроника, оборудование и др.),строительстве, транспорте, недвижимости, страхованиии других сферах. Этнические китайцы активно инве-стируют в банковскую сферу, являясь учредителямиряда крупных банков (Американский калифорнийскийбанк, Американский азиатский банк и др.) и имея долив ряде других банков (например, Национальный банкДжорджии). Видную роль в этом сыграл капитал ки-тайцев из Юго-Восточной Азии, Гонконга и Тайваня.Вместе с тем традиционные сферы занятости (торговляи общественное питание) сохраняют значительнуюдолю, а абсолютная численность этих предприятийпродолжает расти: происходят качественные измене-ния, увеличиваются размеры бизнеса. Существенноизменилась, пожалуй, лишь судьба предприятий в сфе-ре прачечных услуг. Распространение стиральных ма-шин заставило китайцев менять профиль своего бизне-са и привело к снижению занятого в этой сфере китай-ского населения. Те, кто остались в этом бизнесе, пе-решли на новый уровень - произвели автоматизациюпроцесса и значительно расширили спектр предостав-ляемых услуг. В настоящее время основная масса ки-тайцев в Канаде заняты в промышленности - 14,2%,оптовой и розничной торговле - 16,7%, науке - 10,6%,гостиничном и ресторанном бизнесе - 11,3%, медицин-ских и социальных услугах - 7,5%, финансах, страхо-вании, недвижимости - 9,2%, остальные - в секторахкультуры, телекоммуникации, образования и т.д. [4].Новая волна китайской миграции очень разнообраз-на по географии выхода, социально-экономическимхарактеристикам. «Новые» мигранты, более образо-ванные и обеспеченные материально, начали менятьлицо зарубежных китайских диаспор. Вырос уровеньвысшего образования среди китайского населенияСША и Канады. Китайцы стали известны как хорошиепрограммисты, студенты и ученые, бизнесмены.В США увеличилась доля китайцев, работавших инже-нерами, специалистами, офисными служащими с 20% в1940 г. до 50% к 1980 г. [3. С. 270]. Например, более400 «новых» китайских мигрантов работает в чикагскомофисе «Моторола», более 2 тыс. работают на детройт-ском автомобильном предприятии, компании «новых»китайских мигрантов открыты в американской «Сили-коновой долине» [7]. Продолжается рост количестваполучивших магистерскую и докторскую степени этни-ческих китайцев, проживающих в США и Канаде. Этонапрямую связано с «новой» миграцией, которая даетосновную массу магистрантов и докторантов.По профессиональной структуре в настоящее время24,9% китайцев в Канаде являются продавцами и об-служивающим персоналом, 19,9% - финансовыми иадминистративными специалистами, 13,1% - научно-исследовательскими работниками, 9,7% - управляю-щими [4]. Можно констатировать, что основная массакитайцев в США и Канаде представляют средний класссо средним уровнем дохода. По моделям расселенияэтнических китайцев США и Канада похожи друг надруга. Однако Канада демонстрирует более концентри-рованную модель расселения. 80% этнических китай-цев в Канаде сконцентрированы в двух регионах - Он-тарио и Британской Колумбии, составляя 5,3% и 10,6%их населения соответственно [4], хотя чайна-тауныесть и в других районах Канады - городах Монреале,Калгари, Эдмонтоне.В США китайцы проживают во всех частях страны,однако основными районами их проживания являютсяКалифорния - 43%, Нью-Йорк - 13% и Техас - 7%.Причем в Калифорнии проживает около 55% тайвань-ской диаспоры в США, а в Нью-Йорке - около 20% вы-ходцев из КНР [6. С. 12]. Значительная концентрацияэтнических китайцев в Калифорнии обусловлена сфор-мировавшейся еще в период золотой лихорадки китай-ской диаспорой в этом регионе, она стала плацдармомдля приезжавших в последующие периоды в США ки-тайцев. В настоящее время все крупнейшие городаСША имеют свои чайна-тауны. Наиболее многочис-ленные чайна-тауны располагаются в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Чикаго и Бостоне. Пер-вично формировавшиеся с целью объединения усилийв выживании в незнакомом обществе с незнакомойкультурой и языком, в настоящее время они играютроль посредника при адаптации вновь приезжающихмигрантов, а также помогают сохранять китайскуюкультуру в чужой стране.Ранее большинство китайских организаций и ассо-циаций также создавалось на базе чайна-таунов, однакопод влиянием «новой» миграции они потеряли даннуюфункцию. Помимо всего прочего во многих городахчайна-тауны являются туристическими достопримеча-тельностями, чему способствует традиционная китай-ская архитектура. Необходимо отметить, что не всегдаони в архитектурном плане столь разительно выделя-лись на фоне остального города. В ранний период сво-его существования чайна-тауны представляли собойсреднестатистические американские улицы с большойконцентрацией китайских граждан. В 1906 г. во времяземлетрясения в Сан-Франциско местный чайна-таунбыл полностью разрушен. Во время его восстановлениягородское руководство постановило, чтобы чайна-таунбыл отстроен в восточном стиле и традиционных ки-тайских цветах. В последующем примеру Сан-Фран-циско последовали и другие чайна-тауны США, внесянациональную китайскую специфику в архитектуру истав, таким образом, туристическими центрами.В последние десятилетия структура расселения иработы китайцев в США и Канаде стала меняться. Тра-диционно китайские сообщества создавали чайна-тауны, которые были местом притяжения прежде всегонаименее обеспеченных мигрантов низкого социально-го статуса. Чайна-тауны обеспечивали функцию взаи-мопомощи. Низкоквалифицированные «новые» ми-гранты, прибывающие в чайна-тауны в больших коли-чествах, привели к своего рода давлению на локальныйрынок труда и снижению заработных плат. В этих ус-ловиях часть местных зарубежных китайцев и «новых»мигрантов была вынуждена искать работу за предела-ми чайна-таунов, что было редкостью ранее. «Новые»мигранты предпочитают жить в пригородах большихгородов с хорошей инфраструктурой, школами и мага-зинами. Фактически «новые» мигранты выбирают мес-та проживания исходя из социально-экономических ха-рактеристик, а не из национальной принадлежности.Очевидно, что «новые» мигранты оказываются сущест-венно более интегрированы в общества проживания.В то же время они поддерживают более крепкие связи сКитаем. Учитывая увеличившуюся мобильность в миреи появление современных средств коммуникации, ониактивнее и чаще взаимодействуют с коллегами, друзья-ми, родственниками в Китае.Так, если ранее китайцы поддерживали идентич-ность, сохраняя культуру в рамках узкого диаспораль-ного сообщества, то теперь они это делают путем ак-тивных контактов с родиной, чему с другой стороныактивно содействует правительство Китая. В отличиеот прежних времен, когда патриотизм и лояльность вотношении исторической родины были во многом ло-кализованы конкретными «цяосян» (например, районЧанлэ провинции Чжэцзян), огромная масса «новых»мигрантов, покинувших Китай после 1978 г., сформи-ровала лояльность к Китаю как государству и к китай-цам как нации, создав таким образом основу для воз-рождения китайского национализма. Патриотизм зару-бежных китайцев активно подкрепляется экономиче-скими успехами Китая, вызывая значительный подъемне только культурной, но и политической и экономиче-ской лояльности к родине (чего не было в предыдущийпериод до 1978 г.). Правительство Китая также активнопредпринимает меры для поддержания и усиления ло-яльности зарубежных китайцев.В настоящее время политика в отношении зарубеж-ных китайцев проводится под лозунгом «консолидиро-вать сердца, объединять умы, развивать возможностидля возрождения великой китайской нации» [8]. Дан-ный пункт подчеркивает необходимость более активноразвивать работу по объединению зарубежных китай-цев в различных формах и усилению патриотическоговоспитания. Пекин активно проводит патриотическоевоспитание молодого поколения зарубежных китайцев.Для развития родственных чувств к Китаю у детей за-рубежных китайцев, в особенности тех, кто родился заграницей, правительство Китая регулярно организуетспециальные туристические поездки под лозунгом«Приобщение к китайским корням». В 2006 г. в нихучаствовало более 5 тыс. человек. Через подобные ме-роприятия у молодых зарубежных китайцев усиливает-ся чувство национальной гордости и интерес к китай-ской культуре [9].В связи с активными программами привлеченияпрофессионалов на родину, проводимыми правитель-ством Китая, появился феномен «тайкунжень» («астро-навты», китайские мигранты, вне зависимости от граж-данства проживающие и работающие одновременно внескольких странах), т.е. частой становится картинаодновременного проживания в двух странах, когда се-мья живет в США, а один из членов семьи совершаетрегулярные поездки в Китай (или проживает там дополугода). Профессор Айва Он называет данную си-туацию «гибким гражданством» [10. С. 6]. Австралий-ские и новозеландский исследователи Ип, Инглис и Вувводят понятие «инструментальное гражданство», т.е.гражданство, которое является инструментом достиже-ния неких профессиональных и бизнес-целей [11.С. 374]. Подобного рода гражданство не имеет ничегообщего с гражданской лояльностью, в данном случаелояльность принадлежит исторической родине. Граж-данство человека определяется документами установ-ленного образца и наличием собственности. В этихусловиях «новые» мигранты оказываются значительноболее лояльными к Китаю. Хотя данные характеристи-ки применимы в первую очередь к деловым и профес-сиональным мигрантам, в целом это стало новой широ-ко распространяющейся тенденцией в среде зарубеж-ных китайцев.Волна «новой» миграции привела к расцвету китай-ских школ и СМИ за рубежом. Подобных СМИ в миренасчитывается порядка 500 [12]. Китайские теле- и ра-диоканалы начали вещать на Европу и Америку.70% китайских газет в Канаде основаны «новыми» ми-грантами [13. С. 302]. Огромное количество китайскихсайтов имеют хостинг и наполняются за рубежом. Вла-сти Китая активно сотрудничают со СМИ зарубежныхкитайцев. Через СМИ они распространяют информа-цию о Китае, его регионах, успехах страны в разныхсферах, открывающихся возможностях для зарубежныхкитайцев. СМИ используются как инструмент воспита-ния и поддержания патриотизма и лояльности к исто-рической родине.Выросло значение и диверсифицировался спектркитайских ассоциаций за рубежом. Ранее они былиорганизованы по принципу принадлежности к опреде-ленной «цяосян» (родная земля эмигрантов, места зна-чительного по объемам исхода эмигрантов), диалекто-вой группе или коммерческой области. Ассоциации,созданные «новыми» мигрантами, сформированы наболее широкой социальной и географической базе.В основном это профессиональные и бизнес-ассоци-ации. Основная характеристика новых ассоциаций -это вовлеченность в транснациональную деятельность,т.е. регулярное взаимодействие с ассоциациями в дру-гих странах и Китаем. Они более активно взаимодейст-вуют с китайскими властями разного уровня, в то вре-мя как представители и лидеры старых ассоциаций,покинувшие Китай до 1949 г. или являющиеся «хуаи»,гораздо менее лояльны к Пекину. Данное транснацио-нальное взаимодействие ведет к формированию гло-бальных китайских сетей, которые во многом находят-ся под контролем Пекина. Власти Китая добиваютсявсестороннего объединения зарубежных соплеменни-ков в различного рода организации и ассоциации. Поя-вилась тенденция укрупнения, институционализации ицентрализации ассоциаций зарубежных китайцев.В 2002 г. Китай принимает 3-летний план «Помогаяхуацяо, развиваем родину и выигрываем». План пред-полагал усиление взаимодействия между старыми иновыми мигрантами и мигрантскими сообществами,т.е. между «хуажень» (этнические китайцы, натурали-зованные в других странах), «хуаи» и «синь иминь»(«новые» мигранты) в глобальном масштабе. Предпо-лагалось побратимство китайских ассоциаций Север-ной Америки и Юго-Восточной Азии и их более плот-ное взаимодействие.Другим ключевым компонентом было усилениевзаимодействия ассоциаций и объединений с Китаем.Констатировалась необходимость привлекать в ассоциа-ции молодежь, а также усиливать деятельность ассоциа-ций. В рамках реализации данного пункта Китай регу-лярно проводит различные мероприятия для зарубежныхкитайцев (форумы, выставки и т.д.). Китайские чинов-ники разного уровня также начали более активно кон-тактировать с представителями зарубежных китайскихассоциаций и сообществ. В этой связи Пекин всесторон-не поддерживает увеличившуюся в последние десятиле-тия общественную, экономическую и культурную ак-тивность зарубежных китайцев. На них начали возлагатьфункции народной дипломатии, связывать с ними воз-можности продвижения китайской культуры за рубе-жом. В декабре 1989 г. Цзян Цзэминь на 4-м всекитай-ском съезде представителей реэмигрантов подчеркнул:«Китаю надо больше узнать о внешнем мире, а внешне-му мире - о Китае, большое количество зарубежныхкитайцев, проживающих на 5 континентах, могут по-мочь людям в других странах лучше узнать Китай» [14].Пекин призывает зарубежных китайцев проявлятьактивную жизненную позицию в странах проживания:соблюдать законы стран проживания; открывать встранах пребывания бизнес; создавать организации«хуацяо», добиваться признания местных властей итаким образом формировать базу для жизни и работы;распространять культуру Китая, способствовать болееблизкому знакомству и глубокому пониманию культу-ры и традиций Китая за рубежом; активно участвоватьв общественной жизни местных сообществ, повышатьсвою роль и влияние; активно участвовать в местнойполитической жизни, добиваться права голоса и от-стаивать интересы малых национальностей в странахпроживания [7, 8]. Подобными методами Пекин фор-мирует не только экономически мощную диаспору, нои надеется на увеличение ее влияния в общественных иполитических сферах в странах проживания. Сегоднякитайская диаспора Северной Америки является вто-рой по численности в мире (после китайской диаспорыЮго-Восточной Азии). Значительное влияние не толь-ко на численность, но и на структуру диаспоры оказала«новая» миграция. Волна «новой» китайской миграциизначительно изменила лицо традиционной диаспоры,глобализировала и диверсифицировала китайские со-общества и ассоциации и усилила их взаимодействие сКитаем. Более широкая социально-экономическая игеографическая структура «новой» миграции внесласущественные изменения в традиционные китайскиедиаспоры, сделав их внутренне менее однородными иболее сложными и расширив спектр экономическойдеятельности зарубежных китайцев. Увеличившаясямобильность в мире способствовала формированиюустойчивых каналов взаимодействия с историческойродиной и росту патриотизма среди зарубежных ки-тайцев, поддерживаемого экономическими успехами иполитикой правительства КНР.
Hong Liu. New Migrants and the Revival of Overseas Chinese Nationalism // Journal of Contemporary China. 2005. Vol. 43.
Jian Zemin tongzhi guanyu qiaowu gongzuo de lunshu (Рассуждения Цзян Цземиня о работе с зарубежными китайцами) // Shanghai shi guiguo huaqiao lianhehui. URL: http://www.shanghaiql.org/renda/node7406/node7412/node7435/u1a1288802.html (дата обращения: 22.05.2009 г.).
Li Haifeng. Zhengque chuli qiaowu gongzuo de ruogan gaunxi. Guowuyuan qiaowu bangongshi zhuren (Определенные моменты, касающиеся правильного руководства работы с хуацяо. Глава Канцелярии Госсовета по делам хуацяо) // Qiushi lilun wang. 01.08.2009. URL: http://www.qsjournal.com.cn/zxdk/2009/200915/200907/t20090728_8102.htm (дата обращения: 12.09.2009 г.).
Ong А. Flexible Citizenship: The Cultural Logics of Transnationality. London, Durham, 1999.
Ip D., Inglis C., Wu C.T. Concepts of Citizenship and Identity among Recent Asian Immigrants in Australia // Asian and Pacific Migration Journal. 1997. № 3/4.
Hemu xiangyong hezuo gongying Guojian yige chongman holi de huaqiao huaren shehui (Взаимная гармония и сотрудничество с выигрышем для всех, построим исполненное живой силы сообщество для зарубежных китайцев) // Zhongguo qiao wang. URL: http://www.chinaqw.com/ news/200707/03/78232.shtml (дата обращения: 14.01.2009 г.).
Wang S., Lo L. Chinese immigrants in Canada: their changing composition and economic performance // CERIS Working paper № 30. March 2004.
Geguo huaren renkou zhuanji (Китайское население стран мира). Taiwan, 2005. 129 p.
Li Xingwen, Zhao Guanghui. Haiwai huaren xin yimin xianzhuang fenxie (Анализ ситуации новой миграции китайцев за рубеж) // Kexue zhongguoren wang. 30.11.2005. URL: http://www.scichi.com/new/duzhe/Article/28.html (дата обращения: 26.06.2007 г.).
Li Haifeng: Shiqidahou qiaowu gongzuo jiang yinlai xin jiyuqi (Ли Хайфэн: новые возможности в работе с хуацяо, открывшиеся после 17 съезда КПК) // China Review News. 12.10.2007. URL: http://cn.chinareviewnews.com/doc/1004/6/7/4/100467404.html?coluid=7&kindid=0&docid= 100467404&mdate=1012122901 (дата обращения: 10.03.2009 г.).
Meiguo huaren renkou tongji tuigu (Анализ статистики китайцев в США) // Сайт Тайваньской комиссии по делам зарубежных китайцев. URL: http://www.ocac.gov.tw/ (дата обращения: 12.03.2011 г.).
Meizhou huaqiao huaren shi (История китайцев Америки) / Li Chuhui, Yang Shengmao zhu bian. Beijing, 1990.
Jianada huaren renkou tongji tuigu (Анализ статистики китайцев в Канаде) // Сайт Тайваньской комиссии по делам зарубежных китайцев. URL: http://www.ocac.gov.tw/ (дата обращения: 12.03.2011 г.).
Qiaowu tongji nianbao 2009 (Статистический ежегодник комиссии по делам зарубежных китайцев 2009). Taiwan, 2009.