Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам

Рассматривается социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-типологическая характеристика личности лица, совершившего преступление, является одним из составных элементов криминологической характеристики личности преступника, наряду с социально-психологической и социально-ролевой характеристиками. Социально-типологические признаки личности несовершеннолетнего преступника включают социально-демографические признаки личности (пол, возраст, род занятий, место жительства и т.п.). Социально-демографические свойства личности преступника сами по себе не криминогенны. Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника являются существенным компонентом обобщенного представления о личности несовершеннолетнего преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики преступного поведения со стороны рассматриваемой возрастной категории.

Social-typological description of the personality of a juvenile criminal sentenced to correctional works.pdf В криминологической литературе нет единствамнений среди ученых относительно криминологиче-ской характеристики лиц, совершавших преступления.Одни исследователи считают, что указанная характе-ристика должна включать три блока признаков: соци-ально-типологические, социально-ролевые, нравствен-но-психологические; другие - социально-демографи-ческие, нравственно-психологические, биологические иуголовно-правовые признаки [1. С. 85-91]; третьи об-ращают внимание на один конкретный признак - от-чуждение от общества, не рассматривая иные [2. С. 80];А.И. Долгова выделяет пять блоков признаков, дающихкриминологическую характеристику личности пре-ступника: социально-демографическая, уголовно-пра-вовая, социальные проявления в реальных сферах жиз-недеятельности, нравственные свойства, физические(биологические) характеристики [3. С. 233].Социально-типологические признаки личности не-совершеннолетнего преступника включают социально-демографические признаки (пол, возраст, род занятий,место жительства и т.п.).Социально-демографические свойства личности пре-ступника сами по себе не криминогенны. Но они связа-ны с условиями формирования личности и ее жизнедея-тельности, взаимодействуют с ними, с потребностями имотивацией, с социальными ролями личности. Поэтомусоциально-демографические признаки личности несо-вершеннолетнего преступника являются существеннымкомпонентом обобщенного представления о личностинесовершеннолетнего преступника и имеют важное зна-чение для разработки и осуществления мер профилакти-ки преступного поведения со стороны рассматриваемойвозрастной категории [4. С. 125].По половому признаку несовершеннолетние, осуж-денные к исправительным работам, подразделяются налиц мужского и женского пола. По результатам нашегоисследования большинство несовершеннолетних, осу-жденных к исправительным работам, - лица мужскогопола (78,7 % - в Томской области, 96,8% - в Кемеров-ской области и 85,5% - в Новосибирской области).Таким образом, указанные данные подтверждаютхорошо известное в криминологии положение, что пре-ступность является преимущественно мужским явле-нием, обусловленным большей социальной активно-стью мужской части населения.Возраст преступника во многом определяет по-требности, жизненные цели лица, круг его интересов,образ жизни, что не может не сказываться на противо-правных действиях [5. С. 20]. Справедливо указываетЛ.М. Прозументов: «С изменением возраста, естест-венно, происходит изменение самой личности, меня-ются ее социальные позиции, роли и функции, опыт,привычки, мотивация поступков, реакция на различныеконфликтные ситуации и т.д.; все это оказывает значи-тельное влияние на поведение несовершеннолетнеголица. Возрастные особенности позволяют делать выво-ды о криминологической активности и особенностяхпреступного поведения лиц рассматриваемой возрас-тной категории» [6. С. 58].Возраст несовершеннолетних, осужденных к испра-вительным работам, выглядит в нашем исследованииследующим образом. Так, криминальная активность вбольшей степени характерна для лиц младшего юноше-ского возраста (16-17 лет) (в Кемеровской области с2003 по 2009 г. в общей массе несовершеннолетних,осужденных к исправительным работам, они составляют97,38%, в Томской области за аналогичный период -96,78%).В этом плане обращает на себя внимание и то об-стоятельство, что удельный вес лиц старшего подрост-кового возраста (14-15 лет) за период с 2003 по 2009 г.составляет в Кемеровской области - 2,62%, в Томскойобласти - 3,22%.Семейное положение. Большое влияние на формиро-вание личности несовершеннолетнего, осужденного кисправительным работам, оказывает семья. Влияние се-мьи на преступность несовершеннолетних рассматрива-лись в работах таких ученых, как Ю.М. Антонян,Н.П. Грабовская, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, Г.М. Минь-ковский, Л.М. Прозументов, Д.А. Шестаков и др.Семья - «…исключительно сложное и специфиче-ское общественное образование, в котором проявляют-ся моральные, психические, психологические, физио-логические, сексуальные и хозяйственно-бытовые свя-зи между небольшим кругом лиц (членов семьи), по-рождающих общность их судьбы, жизни и интересов»[7. С. 14].Влияние семьи на личность несовершеннолетнегоможет быть как позитивным, так и негативным. Нега-тивное влияние семьи на личность несовершеннолетне-го выражается в ее десоциализации и конфликтности[8. С. 77].Семейная десоциализация может быть связана либос отрицательным влиянием семьи на несовершенно-летнего в форме целенаправленного формирования унего антиобщественных свойств или представлениянегативных стандартов поведения, либо в форме бес-контрольности со стороны семьи [9. С. 65].Семейный конфликт следует рассматривать какразновидность межличностного конфликта, сущностьюкоторого является столкновение противоположныхпозиций членов семьи.Семейное положение несовершеннолетних лиц,осужденных к исправительным работам, выглядит сле-дующим образом. Основная масса несовершеннолет-них (61,0%) воспитывалась в семьях, где были удовле-творительные жилищные и материально-бытовые ус-ловия (например: «у несовершеннолетнего была своякомната с необходимой мебелью, компьютер»). Около17% несовершеннолетних преступников указывали наотрицательное влияние на них родителей: они показы-вают им дурной пример, пьянствуют, скандалят, ссо-рятся, устраивают драки, «имеют холодные отношенияс несовершеннолетним». Почти в каждой четвертой изтаких семей один из родителей был ранее судим, в ка-ждой третьей - отец или мать, а иногда оба родителя незанимались общественно-полезным трудом, аморальновели себя в быту.Большинство изученных нами несовершеннолетних,осужденных к исправительным работам, воспитывалисьс отцом и матерью - 57,0%; с матерью и отчимом (либотолько с матерью) - 38,7%; с отцом и мачехой (либотолько с отцом) - 3,6%; у остальных несовершеннолет-них (0,7%) не было законных представителей.Таким образом, для большинства несовершенно-летних, осужденных к исправительным работам, харак-терно то, что они воспитывались в неблагополучныхсемьях. Воспитание несовершеннолетнего в неполнойсемье является более сложным и трудным, чем в пол-ной. Это стало особенно очевидно в последние годы,когда процесс воспитания детей стал более длитель-ным и сложным [10. С. 30].Семейное неблагополучие представляет собой со-циально отклоняющееся поведение. Чем более небла-гополучным является семейное воспитание, тем боль-ше у несовершеннолетнего шансов встать на преступ-ных путь и совершить преступления, за которое преду-смотрено наказание в виде исправительных работ.В.М. Кормщиков по признаку криминогенности всенеблагоприятные семьи разделяет на три типа, приэтом характеризуя каждый из них:1) активно-криминогенная семья (криминогеннымиявляются практически все сферы жизнедеятельностисемьи; семьи данного типа отличаются крайне низкимуровнем правосознания родителей; общественно опас-ный образ жизни родителей; основным признаком де-градации и последующей криминализации являетсяхарактерное для обоих родителей хроническое пьянст-во; ярко выраженная деформация половой этики у ро-дителей);2) ординарно-криминогенный тип (явное выраже-ние частно-собственнические и эгоистические пози-ций родителей; образ жизни родителей не распро-страняется дальше денежного расчета и собственныхудовольствий; полное равнодушие ко всем социаль-ным мероприятиям общества; стремление получить отобщества как можно больше за меньший труд или,если возможно, то и без труда; родители предпочита-ют нелегальный способ удовлетворения своих по-требностей);3) частично-криминогенный тип семьи (кримино-генным элементом выступает только один из родите-лей (главным образом отец); неблагополучие такихсемей складывается из хронического употребленияспиртных напитков с аморальным или противоправ-ным поведением одного из родителей) [11. С. 18-27].Характеристика уровня образования несовершенно-летнего преступника имеет криминологическое значе-ние, поскольку связана с культурой личности, ее соци-альным статусом, кругом контактов, жизненными пла-нами и возможностями ее реализации.Образование играет важную роль в формированиисоциально-положительных качеств личности, в значи-тельной степени определяя ее интеллектуальный икультурный уровень. Высокий уровень образования всвоей основе является антикриминогенным фактором.Он благоприятствует расширению круга полезныхинтересов, самосознания и ответственности личности,ее самоутверждению и тем самым способствует пре-дупреждению вовлечения лица в преступную дея-тельность.Недостаточный образовательный уровень ограни-чивает возможности несовершеннолетнего лица в при-нятии правильных решений в повседневном общении сокружающими людьми, препятствует формированию изакреплению у них общественно-полезных навыковповедения.Уровень образования несовершеннолетних, осуж-денных к исправительным работам, можно ранжиро-вать следующим образом:- начальное общее образование (более 6 классов, номенее 9 классов) - 7,3%;- основное общее образование - 49,5%;- среднее (полное) общее образование (11 классов) -22,1%;- неоконченное начальное или среднее профессио-нальное образование (ПУ, ПТУ) - 21,1%.В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от10 июня 1992 г. № 3266-1 (ред. от 29 декабря 2010 г.)[12] первые три вида образования относятся к основ-ным образовательным программам, остальные виды - косновным профессиональным программам. Таким об-разом, как видно из представленных данных, только22,1% несовершеннолетних, осужденных к исправи-тельным работам, имели полное общее образование(11 классов).Схожие данные были получены в 2004 г. Е.В. Рого-вой по соответствующим группам:- неполное среднее (до 11 класса) - 59,5%;- среднее (11 классов) - 27,6%;- среднее специальное (ПУ, ПТУ) - 12,9% [13.С. 95].В процессе исследования мы пришли к выводу, чтов некоторых неполных семьях существует проблеманехватки денежных средств и несовершеннолетним изэтих семей приходится работать уже после окончания8 классов.Например, из материалов уголовного дела: «…несо-вершеннолетний А. (образование 8 классов), нигде неучился, не работал, но неофициально подрабатывалкондуктором на маршрутном автобусе» [14].Во многом такое распределение по уровню образо-вания и определило характер общественно полезнойзанятости изученных нами несовершеннолетних, осуж-денных к исправительным работам. Так, на моментпостановки на учет в уголовно-исполнительную ин-спекцию 17,6% несовершеннолетних учились в про-фессионально-технических училищах, 26% - в образо-вательных школах, 10% - в средних специальных учеб-ных заведениях, 10% работали (как официально, так ине официально), 36,4% не были заняты общественнополезной деятельностью.

Ключевые слова

social-demographic description, age, formation, marital status, minors, семейное положение, образование, возраст, социально-демографическая характеристика, несовершеннолетние

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мартышева Светлана МаратовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии Юридического институтаmartysheva_s@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Архив Ленинского районного суда г. Томска. Дело № 1-207 (05).
Кормщиков В.М. Криминология семейного неблагополучия. Пермь : Перм. кн. изд-во, 1987. 209 с.
Собрание законодательства РФ. 15.01.1996 г. № 3. Ст. 150.
Рогова Е.В. Исправительные работы и особенности их применения к несовершеннолетним : дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. 196 с.
Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск : Изд-во ТГПУ, 1999. 198 с.
Прозументов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 183 с.
Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1996. 206 с.
Прозументов Л.М. Криминологическая характеристика и предупреждение наркопреступности. Томск : Изд-во НТЛ, 2009. 156 с.
Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений : дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. 196 с.
Криминология / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2010. 1070 с.
Криминология : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.И. Гуров и др.; науч. ред. Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев. М. : Волтерс Клувер, 2005. 645 с.
Антонян Ю.М., Эминов В.Е., Еникеев М.И. Психология преступления и наказания. М. : Юристъ, 2000. 123 с.
Алексеев А.И. Криминология : курс лекций. М. : Щит-М, 1990. 340 с.
Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М. : Юристъ, 1995. 799 с.
 Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Полнотекстовая версия