Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования

На этапе перехода к экономике знаний учреждения высшего профессионального образования рассматриваются в качестве базовых элементов экономической системы, которые обладают потенциалом для обеспечения мультипликативного приращения знаний и ориентированы на индивидуализацию, непрерывность образования и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Автор уделяет внимание вопросам организации современных форм интеграционного взаимодействия субъектов научно-образовательно-производственной системы. Рассматривается возможность применения различных вариантов интеграционных преобразований в сфере профессионального образования, определены их основные формы и характеристики.

Modern approaches to integration process management in higher education.pdf Происходящие преобразования в системе высшегопрофессионального образования связаны с переходомРоссии на новый этап социально-экономического раз-вития общества. В связи с этим изменяются характер иструктура современной экономики, а также факторы еероста и развития. Происходит структурный сдвиг,представляющий собой переход от экономики, бази-рующейся на природных ресурсах к инновационнойэкономике, экономике знаний, в которой знания, ин-теллектуальная собственность и интеллектуальная ак-тивность человека рассматриваются в качестве ключе-вых факторов развития производства. При этом разви-тие инновационных систем, способность создавать но-вые знания и применять их на практике являются важ-нейшими базовыми условиями, позволяющими обеспе-чить конкурентоспособность страны, регионов, от-дельных организаций и общества в целом.В настоящее время выделяются различные подхо-ды, определяющие основу концепции современногоэтапа социально-экономического развития общества:теория «постиндустриального общества» Э. Тоффлера,Д. Белла; «информационного общества» Ф. Махлупа,Т. Умесао; теории «глобальных сетей и потоков»М. Кастельса и экономического развития Й. Шумпете-ра. Все они рассматривают знания, информацию, инно-вации, интеллектуальный и социальный капитал в ка-честве ключевых факторов формирования и развитиянового типа экономики.Анализ различных подходов позволил выделитьследующие основные черты, характеризующие новыйэтап социально-экономического развития:1. Отмечается повышение роли тех видов деятельно-сти, которые связаны с производством интеллектуаль-ных услуг и, соответственно, переходом от доминирова-ния промышленности к доминированию сферы услуг,развитию отраслей «новой» экономики. К ним относятсявысокотехнологичные и наукоемкие отрасли, как прави-ло, возникающие на основе использования результатовфундаментальных и прикладных научных исследований,создания инновационной инфраструктуры как важней-шего элемента национальной инновационной системы.2. Знания и творческий потенциал работников ста-новятся главным фактором эффективности развитияпроизводства, что означает переход от чисто техниче-ских навыков к интеллектуальным.3. Наука перестает быть автономно функциони-рующей отраслью и становится частью комплекснойсистемы, способной содействовать производству зна-ний, а также преобразовывать его в новые технологии,продукты и услуги, востребованные на национальном иглобальном рынках. В этих условиях большая значи-мость отводится интеграционным процессам в системе«наука - образование - производство», а инновации врезультате ее эффективного функционирования стано-вятся основным источником экономического роста иконкурентоспособности предприятия, региона и на-циональной экономики.4. Происходят развитие и широкомасштабное ис-пользование новых информационно-коммуникацион-ных технологий, так как только объективная, полная иоперативная информация может обеспечить точныйанализ и последующую выработку необходимых реко-мендаций и решений. Это связано с тем, что в иннова-ционной экономике конкурентным преимуществомстановятся скорость получения новых знаний и их во-площение в товарах и технологиях. Следовательно,интеграция, создание новых гибких организационныхформ, способных быстро реагировать на происходящиеизменения, становятся важными условиями развитияэкономики.В связи с этим одной из приоритетных задач являет-ся построение инновационной экономики, где основнымресурсом выступают знания, генерацию, обновление,распространение и применение которых большинствоисследователей связывают с университетами как глав-ными институтами их производства и сосредоточения.Развитие национальных инновационных систем вомногих странах связывают с интеграционными процес-сами, позволяющими достигать синергетического эф-фекта за счет объединения целей и комплементарныхресурсов учреждений высшего профессионального об-разования, научных организаций и бизнес-структур.Однако объединение целей и ресурсов только любыхдвух элементов целостной системы «наука - образова-ние - производство» приводит к возникновению суще-ственных недостатков их функционирования и неэф-фективности работы всей системы. Так, недостаткоминтеграционного процесса при объединении тольконауки и производства является отсутствие системыподготовки высококвалифицированных кадров, спо-собных внедрять инновационную разработку и осуще-ствлять ее дальнейшее производство.При интеграции образования и производства недос-татком может стать несоответствие инновационнойактивности и структуры подготовки кадров требовани-ям современной экономики. Подготовка кадров осуще-ствляется под существующие устаревающие техноло-гии. Также при интеграции только науки и образованиясущественным недостатком является несоответствиенаучно-исследовательской деятельности, содержатель-ных и структурных компонентов подготовки кадровтребованиям современной экономики. Следует отме-тить, что обособленное существование научных и об-разовательных структур снижает потенциал их разви-тия, уменьшает их вклад в преобразование экономики.В процессе интеграции науки, образования и производ-ства происходит формирование базы взаимодопол-няющих ресурсов и компетенций, обеспечивается син-хронизация действий, решений, ресурсных и информа-ционных потоков.Все это определяет необходимость выстраиваниятакой системы, которая позволит максимально сокра-тить время разработки и внедрения новых инновацион-ных продуктов и технологий. Поэтому считаем, чторазвитие комплексной системы реализации интеграци-онного процесса, объединяющей все три основныхэлемента, обеспечит синергетический эффект, дости-гаемый в результате согласованности целей и страте-гий развития субъектов, комплементарности ресурсов,что в результате будет способствовать повышениютемпов создания и внедрения инноваций.Для определения современных моделей организа-ции интеграционных процессов и адекватных им фи-нансово-экономических механизмов необходимо рас-смотреть сущность и содержание интеграционныхпроцессов. В настоящее время многие ученые занима-ются исследованиями как интеграции в целом, так иотдельных ее элементов, форм реализации. В связи стем что этот термин приобрел широкое применение вразных областях науки и знаний, отмечается отсутст-вие единого теоретического подхода к толкованию егоприроды и содержания.Термин «интеграция» впервые был применен в30-х гг. XX в. немецкими и шведскими учеными. В пе-реводе с латинского (integration - восстановление, вос-полнение, от integer - целый) интеграция означает объе-динение в целое каких-либо частей, элементов [1. С. 560].Многие исследователи придерживаются точкизрения классика теории интеграции Б. Балашшей ипри определении содержания экономической инте-грации различают следующие ее характеристики. Во-первых, интеграция - это есть состояние связанностиотдельных дифференцированных частей и функцийсистемы в единое целое; во-вторых, интеграция пред-ставляет собой процесс, ведущий к такому состоянию[Там же. С. 561].Современный экономический словарь Б.А. Райзбер-га, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой дает следую-щее определение интеграции: «…объединение эконо-мических субъектов, углубление их взаимодействия,развитие связей между ними. Экономическая интегра-ция имеет место как на уровне национальных хозяйствцелых стран, так и между предприятиями, фирмами,компаниями, корпорациями. Экономическая интегра-ция проявляется как в расширении и углублении про-изводственно-технологических связей, совместномиспользовании ресурсов, объединении капиталов, так ив создании друг другу благоприятных условий осуще-ствления экономической деятельности, снятии взаим-ных барьеров» [2. С. 479].На основании проведенного анализа российскойпрактики организации экономической интеграцииможно сделать вывод, что классическим проявлениеминтеграции является объединение организаций в про-цессе слияния и присоединения, что характеризуетсяустановлением контроля как над собственностью акти-вов, так и над их управлением и приводит к формиро-ванию иерархических систем взаимодействия черезукрупнение организаций.Во многих европейских странах, в частности вФинляндии, Нидерландах и Швеции, государство по-ощряет процесс слияния отдельных высших учебныхзаведений в целях повышения их конкурентоспособно-сти, сокращения дублирования программ или дисцип-лин, повышения эффективности использования имею-щегося у вузов потенциала или финансовых средств,выделяемых государством. В странах Латинской Аме-рики слияние в значительной степени связано с разви-тием приватизации высшего образования, начатого поддавлением Всемирного банка. Примером данного типаинтеграции в системе высшего профессионального об-разования в России является создание федеральныхуниверситетов.Направление интеграции на основе присоединенияосуществляется в системе российского образованиясогласно приказам Министерства образования и наукиРФ о реорганизации образовательных учреждений иприсоединении к базовому вузу иных учреждений вкачестве структурных подразделений или в качествеобособленных структурных подразделений (филиалов).В 2011 г. было опубликовано около 30 приказов по ор-ганизации интеграции учреждений высшего профес-сионального образования. Следует отметить, что дан-ные интеграционные процессы прежде всего направле-ны на организацию системы непрерывного обучения,так как целью деятельности вузов становится осущест-вление образовательной деятельности по программамразного уровня подготовки: начального, среднего,высшего, послевузовского и дополнительного профес-сионального образования.Построение таких форм интеграционного взаимо-действия в системе высшего профессионального обра-зования ограничивается тем, что традиционные акцио-нерные способы слияния и поглощения в данной сферене применимы в связи с невозможностью проведенияимущественной интеграции, интеграции ресурсногопотенциала за исключением ряда рассмотренных слу-чаев, имеющих нормативно-правовую базу. При этомнельзя не согласиться с точкой зрения Х. Дуранда, что«попытка рассматривать слияние университетов какпростую форму интеграции, используемую в различ-ных отраслях экономики, является заблуждением. Раз-личия в традициях и организационных культурах объе-диняемых вузов могут привести к столкновениям ипородить внутренние конфликты. Подобные операциитребуют проведения предварительной работы по соз-данию механизмов объединения и согласования раз-личных позиций» [3. С. 115-116]. В то же время обост-ряющаяся глобальная конкуренция делает такие слож-но управляемые структуры неэффективными и в со-временной экономике возникает потребность в том,чтобы отказаться от комплексной внутренней иерархи-ческой структуры и перейти на иные формы интегра-ции, обеспечивающие гибкость в управлении.Следует отметить, что интегрирование не всегдапредполагает увеличение активов за счет слияния илипоглощения. В случае, когда структура состоит не изподразделений, находящихся в составе одного юри-дического лица, а из формально независимых эконо-мических субъектов могут быть также созданы усло-вия для реализации интеграционных процессов. Так,наряду с традиционными интегрированными структу-рами, играющими высокую роль на современных от-раслевых рынках, в информационном обществе появ-ляются интегрированные структуры нового типа, ко-торые состоят из формально автономных экономиче-ских субъектов и обладают при этом взаимодопол-няющими свойствами, не сводимыми к сумме свойствкаждого из них.В этом случае наряду с понятием «классическаяинтеграция» используется термин «квазиинтеграция»(«квази» от лат. quasi - как будто) - приставка, озна-чающая «почти», «близко». Основная их отличитель-ная особенность состоит в том, что классическая ин-теграция предполагает установление полного контро-ля как над собственностью, так и над управлениемобъединенными активами, в то время как в квазиинте-грации имеет место наличие контроля над поведениемформально самостоятельных организаций при отсут-ствии юридического контроля над их собственностью[4. С. 3].Квазиинтеграция является достаточно новым поня-тием в экономической литературе и в связи с этим неполучило большого распространения. Этому аспектуорганизации интеграционных процессов в России уде-ляется внимание в работах В. Деменьтьева, К.Н. Ру-мянцева, В.П. Третьяка, М.Ю. Шерешевой.По мнению М.Ю. Шерешевой, под квазиинтегра-цией следует понимать «объединение экономическихсубъектов, предполагающее развитие устойчивыхдолгосрочных связей между ними и делегированиеконтроля над управлением совместной деятельностьюпри отсутствии юридически оформленного трансфераправ собственности» [5. С. 67]. Результатом квазиин-теграции является создание структуры, в рамках ко-торой устанавливаются более длительные контракт-ные отношения, сохраняющие автономность сторон,но предполагающие создание специфических мерпредосторожности, препятствующих оппортунистиче-скому поведению участников и обеспечивающихадаптацию к изменяющимся обстоятельствам в усло-виях неопределенности.Таким образом, при квазиинтеграции большое зна-чение имеет социальный капитал, который представля-ет собой капитал общения, сотрудничества, взаимодей-ствия, взаимного доверия, формируемого в простран-стве межличностных и межорганизационных экономи-ческих отношений. При этом укреплению социальногокапитала способствует ряд факторов: одинаковое по-нимание разрабатываемой темы; единство целей, об-щее видение стоящих задач; конфиденциальность припередаче знаний; доступность необходимых сведений идр. Для активизации и развития социального капиталанеобходимо создавать условия для вовлечения допол-нительных участников в интеграционный процесс, со-вершенствовать формальные и неформальные институ-ты социального взаимодействия.Анализ различных подходов к исследованию инте-грационных процессов в экономике позволил выявитьосновные формы и характеристики «классической ин-теграции» и «квазиинтеграции» (см. таблицу). Приэтом в квазиинтеграции, так же как и классическойинтеграции, выделяются вертикальная, горизонтальнаяи диагональная интеграции. Рассмотрим данную типо-логию с учетом применения в сфере образования.Вертикальная интеграция в сфере образования мо-жет рассматриваться в двух направлениях. С однойстороны, в рамках образовательной деятельности вер-тикальная интеграция объединяет все хозяйствующиесубъекты, которые участвуют в подготовке кадров оп-ределенной квалификации. При этом интеграция можетбыть как полной, представляющей объединение после-довательно учреждений разного уровня подготовкикадров и работодателей, так и частичной, включающейобъединение учреждений определенного уровня и ра-ботодателей. На основе данного типа интеграции вы-страивается система непрерывного образования. С дру-гой стороны, вертикальная интеграция в научно-исследовательской и инновационной деятельностипредставляет собой объединение всех хозяйствующихсубъектов (структур, если в рамках одного хозяйст-вующего субъекта), задействованных в создании инно-вационного продукта (технологии) от стадии идеи достадии ее коммерциализации.Горизонтальная интеграция в системе высшегопрофессионального образования представляет собой:объединение вузов (структурных подразделений, ка-федр) с целью подготовки (переподготовки) кадров поконкретному направлению, а также объединение вузов(структурных подразделений, научных школ, лабора-торий и т.д.) с целью проведения совместных фунда-ментальных и прикладных исследований.В системе высшего профессионального образованиядиагональная интеграция будет представлять собойобъединение образовательных, научно-исследователь-ских учреждений и компаний с целью подготовки кад-ров и проведения совместных НИОКТР.Таким образом, на основании вышеизложенногоможно сделать вывод о том, что в рассматриваемойсфере возможны различные варианты интеграционныхпреобразований. Во-первых, классическая интеграция,предполагающая объединение на основе слияний ипоглощений. Во-вторых, квазиинтеграция, представ-ляющая объединение ресурсов независимых юридиче-ских лиц с целью реализации совместных проектов.При этом каждый из вариантов предполагает, что впроцессе интеграции характер отношений между хо-зяйствующими субъектами меняется, происходит со-гласование взаимодополняющих ресурсов и ключевыхкомпетенций и в дальнейшем их использование.Основные формы и характеристики «классической интеграции» и «квазиинтеграции»Классическая интеграция КвазиинтеграцияОсновные формы интеграцииФинансово-промышленные группыХолдингиКонцерныИные формы слияний и поглощенийСтратегические альянсыКластерыСоюзы, ассоциацииКонсорциумы и иные формы сетевых формированийОсновные характеристики, обеспечивающие дифференциациюОбъединение экономических субъектов в одно юри-дическое лицо в качестве структурных подразделе-ний (филиалов)Объединение двух и более юридически самостоятельных экономических субъектовпри сохранении их юридической самостоятельностиНаличие единой стратегии развития, закрепленнойв Программе стратегического развития организацииНаличие общих стратегических целей и проектов, обязательства сторон,которые закрепляются специальными договорамиНаличие полного контроля как над собственностью,так и над управлением объединенными активамиНаличие контроля над поведением формально самостоятельных организаций(в рамках совместных программ и проектов) при отсутствии юридического контро-ля над их собственностьюВзаимодействия экономических субъектов и прави-ла их поведения регулируются Уставом организацииОрганизация длительных взаимоотношений, при этом формируются определенныенормы, учитывающие интересы всех участников и регулирующие правила их пове-дения с целью создания стабильно функционирующей структуры, отраженныев соглашениях о стратегическом сотрудничествеЖесткая иерархическая структура управления Гибкость в управлении и способность к быстрой адаптации в условиях быстроменяющейся внешней среды, сетевая структураЦентрализация в принятии решений Децентрализация в принятии решенийВысокаядинамичность изменений в структуреОбщие характеристикиДиверсификация деятельности и снижение рисковПривлечение дополнительных финансовых и иных ресурсовКонцентрация усилий каждого из участников на ключевых компетенциях и основных направлениях развитияВозможность получения синергетического эффектаОрганизация сложных НИОКР и выход на новые рынкиНаибольшее распространение в системе высшегопрофессионального образования с учетом требованийинновационной экономики должна получить квазиин-теграция. При этом системообразующим признакомстановится организованная совместная деятельностьвсех субъектов, объединенных общими целями по томуили иному направлению деятельности, при которойсохраняется юридическая автономность сотрудничаю-щих организаций, выступающих как партнеры, стре-мящихся достичь своих целей через участие в общихпроектах, реализация которых предусматривает объе-динение ресурсов и ключевых компетенций каждого изучастников.Квазиинтеграция позволяет получить такие допол-нительные материальные, интеллектуальные и иныересурсы, которыми не обладает ни один из участников,действуя автономно. Таким образом, в общем планепод «квазиинтегрированной структурой» следует по-нимать группу самостоятельных предприятий, ведущихсовместную деятельность на основе объединения ре-сурсов или договорных отношений для достиженияобщих целей.

Ключевые слова

education-science-business integration, economic integration, quasi integration, knowledge economy, integration processes, интеграция образования, науки и бизнеса, квазиинтеграция, экономическая интеграция, экономика знаний, интеграционные процессы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маковеева Виктория ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдиректор Центра маркетинговых исследований и коммуникаций, старший преподаватель кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаvika_makoveeva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М. : ИНФРА-М, 1999. 479 с.
Дуранд Х. Слияние и поглощение: рынки и университеты // Экономика образования. 2010. № 3. С. 114-116.
Румянцев К.Н. Новейшие проявления интеграционных процессов // Наука. Образование. Инновации. Вып. 7. Кластеризация предприятий: состояние и перспективы. 2008. С. 52-71.
Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. М. : ИД Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 339 с.
Полушкина И.Н. Содержание и объективные основы экономической интеграции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 560-564.
 Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Полнотекстовая версия