Установление процессуальных обязанностей и запретов на осуществление определенной деятельности как гарантия ограничения свободы поведения должностных лиц государственных органов в уголовном судопроизводстве | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Установление процессуальных обязанностей и запретов на осуществление определенной деятельности как гарантия ограничения свободы поведения должностных лиц государственных органов в уголовном судопроизводстве

Уголовно-процессуальное законодательство возложило на уполномоченных должностных лиц обязанности, ограничивающие свободу их деятельности и способствующие решению задач уголовного судопроизводства, направленные на обеспечение прав и свобод участников уголовного судопроизводства и на урегулирование правоотношений с иными уполномоченными должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование и судебное разбирательство. В УПК РФ должен содержаться механизм обеспечения исполнения обязанностей, включающий закрепленный в законе порядок исполнения обязанности, условия соблюдения прав и свобод обязанных лиц, обеспечение их безопасности, а также возможные последствия, в том числе стимулирующие исполнение обязанности, и ответственность за неисполнение обязанности.

The ascertainment of procedural liabilities and injunctions on the exercising of certain activity as a safeguard of rest.pdf Реализация полномочий государственных органов идолжностных лиц в уголовном судопроизводстве огра-ничивается:1) необходимостью соблюдать и обеспечивать осу-ществление прав участников уголовного судопроиз-водства;2) возможностью действовать только в пределах,разрешенных законом, при четком соблюдении нормматериального и процессуального права;3) установлением в законе обязанностей и запретовна осуществление определенной деятельности;4) осуществлением контроля или наличием возмож-ности обжаловать действия (бездействие) и принятыерешения должностных лиц.Таким образом, в механизме правового регулирова-ния важная роль принадлежит не только юридическимвозможностям субъектов, но и установленным запре-там и обязанностям последних, которые также ограни-чивают свободу поведения государственных органов идолжностных лиц в уголовном судопроизводстве, вво-дят активное поведение субъектов в строго определен-ное русло.В теории права обязанность определяется как «объ-ективно необходимое, должное поведение лица» [1.С. 230], как закрепленная в юридических источникахобщая мера должного поведения, являющаяся средст-вом обеспечения прав и свобод человека и гражданинаи поддерживаемая, в том числе, мерами государствен-ного принуждения [2. С. 9].Государство, устанавливая обязанности должност-ных лиц, указывает целесообразный и необходимыйвариант поведения обязанного лица при осуществле-нии возложенной на него функции и во взаимоотноше-ниях с участниками уголовного судопроизводства, об-ращает на него особое внимание.Уголовно-процессуальное законодательство возло-жило на уполномоченных должностных лиц государст-венных органов обязанности:- направляющие их деятельность и способствую-щие решению задач уголовного судопроизводства;- направленные на обеспечение прав и свобод уча-стников уголовного судопроизводства;- направленные на урегулирование правоотноше-ний с иными уполномоченными должностными лица-ми, осуществляющими предварительное расследованиеи судебное разбирательство.К первой группе можно отнести следующие обя-занности должностных лиц государственных органов,осуществляющих предварительное расследование илиправосудие:- принять, проверить сообщение о любом совер-шенном или готовящемся преступлении и в пределахкомпетенции, установленной настоящим Кодексом,принять по нему решение в срок не позднее 3 сут содня поступления указанного сообщения (ст. 144);- рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного де-ла за заведомо ложный донос в отношении лица, зая-вившего или распространившего ложное сообщение опреступлении при вынесении постановления об отказе ввозбуждении уголовного дела по результатам проверкисообщения о преступлении, связанного с подозрением вего совершении конкретного лица или лиц (ст. 148);- рассмотреть каждое заявленное по уголовномуделу ходатайство в порядке, установленном гл. 15 УПКРФ (ст. 159);- при наличии оснований для отвода устраниться отучастия в производстве по уголовному делу (ст. 62);- сообщить в учреждение или орган, на которыевозложено исполнение наказания, о решении, приня-том в отношении лица, содержащегося под стражей(ст. 393);- решить вопрос о возможности освобождения несо-вершеннолетнего подсудимого от наказания в случаях,предусмотренных ст. 92 УК РФ, либо условного осуж-дения, либо назначения ему наказания, не связанного слишением свободы при постановлении приговора в от-ношении несовершеннолетнего подсудимого (ст. 430).Предписывая должностным лицам государственныхорганов в уголовном судопроизводстве действоватьопределенным образом, законодатель указал порядоких деятельности и только в конкретных случаях акцен-тировал внимание на обязанностях.В то же время по вопросу о том, в каких случаях ус-танавливается процессуальная обязанность участниковуголовного судопроизводства, среди ученых нет еди-ного мнения. В соответствии с позицией, имеющейместо в теории государства и права, праву должна со-ответствовать обязанность, и, наоборот, если есть обя-занность, то должно быть предоставлено и право [3.С. 4]. По мнению В.М. Волженкиной, наделение пра-вами и обязанностями возможно, исходя из анализаКонституции РФ и международно-правовых норм [4.С. 18]. Существует и чисто практический (опытный)подход, когда обязанности определяются из необходи-мости на практике урегулировать те или иные правоот-ношения между участниками уголовного судопроиз-водства (сторонником этой позиции является рабочаягруппа по мониторингу введения в действие УПК РФ)[5. С. 15-16].На наш взгляд, все изложенные позиции имеютправо на существование как учитывающие разные сто-роны одного явления.Не вызывает сомнений, что совокупность обязанно-стей должностных лиц, осуществляющих предвари-тельное расследование, поддерживающих обвинение иосуществляющих правосудие, должна быть закрепленав законе. Между тем установление круга обязанностейгосударственных органов и должностных лиц в уго-ловном судопроизводстве, так же как и определеннойсовокупности прав, не может быть произвольным.Совокупность обязанностей должна быть направ-лена на решение должностными лицами задач уголов-ного судопроизводства в рамках осуществляемой имифункции.В этой связи обращает на себя внимание формули-ровка принципа законности при производстве по уго-ловному делу (ст. 7 УПК РФ), предусматривающая, что«суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознава-тель не вправе применять федеральный закон, проти-воречащий настоящему Кодексу», тогда как, исходя изсодержания ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Феде-рации, следует, что «органы государственной власти,органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Кон-ституцию Российской Федерации и законы».Кроме того, способствовала бы реализации назна-чения уголовного судопроизводства закрепленная взаконе обязанность следователя, дознавателя ex officioпринять все предусмотренные законом меры для все-стороннего, полного и объективного исследования об-стоятельств дела, установления всех фактических об-стоятельств, имеющих значение для квалификациидеяния и разрешения дела в отношении обвиняемого. Внастоящее время ч. 4 ст. 152 УПК РФ лишь косвенноуказывает на то, что предварительное расследованиедолжно быть полным и объективным, осуществлятьсявсесторонне (ч. 2 ст. 154 УПК РФ).Исходя из смысла конституционных норм (ст. 2, 17,18 Конституции РФ), содержание обязанностей госу-дарственных органов и должностных лиц в уголовномсудопроизводстве должно быть оценено сквозь призмуправ человека.Личность в уголовном процессе обладает опреде-ленной совокупностью прав, которые должны бытьреализованы. Так как за государственными органами идолжностными лицами в уголовном процессе стоитгосударство с его возможностями, которые не совпа-дают с возможностями частных лиц, то вполне естест-венно, что государство должно брать на себя защитуправ указанных лиц путем возложения обязанности науполномоченные органы способствовать реализацииими прав и законных интересов.Уголовно-процессуальное законодательство в этойсвязи закрепляет следующие обязанности должност-ных лиц государственных органов:- осуществлять в разумный срок уголовное пресле-дование, назначение наказания и прекращение уголов-ного преследования (ст. 6.1);- немедленно освободить всякого незаконно задер-жанного, или лишенного свободы, или незаконно по-мещенного в медицинский или психиатрический ста-ционар, или содержащегося под стражей свыше срока,предусмотренного УПК РФ (ст. 10);- предупредить указанных лиц о том, что их пока-зания могут использоваться в качестве доказательств входе дальнейшего производства по уголовному делу(ст. 11);- разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потер-певшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчи-ку, а также другим участникам уголовного судопроиз-водства их права, обязанности и ответственность иобеспечивать возможность осуществления этих прав(ст. 11);- сообщить прокурору в письменном виде в течение12 ч с момента задержания подозреваемого о произве-денном задержании (ст. 92);- обеспечить непосредственное участие осужденно-го в судебном заседании при наличии ходатайства егооб этом либо предоставить ему возможность изложитьсвою позицию путем использования систем видеокон-ференц-связи (ст. 399).Между тем в целях обеспечения прав и законныхинтересов личности в уголовном процессе требуетуточнения формулировка принципа презумпции неви-новности (ст. 14 УПК РФ) путем закрепления обязан-ности должностных лиц государственных органов от-носиться к лицу подозреваемому (обвиняемому) как кневиновному.Кроме того, следует согласиться с предложениемД.Н. Соловьева, утверждающим, что эффективность, втом числе предписаний, зависит от правильности иполноты языкового их выражения и полагающего не-обходимым слова «принимает», «рассматривает»,«проверяет», «разъясняет», «обеспечивает» заменитьобязанностью принять, рассмотреть, проверить, разъ-яснить, обеспечить [6. С. 10].В уголовно-процессуальном законодательстве мож-но выделить и обязанности, направленные на урегули-рование правоотношений с иными уполномоченнымидолжностными лицами, осуществляющими предвари-тельное расследование и судебное разбирательство. Ктаковым относятся прямо поименованные обязанности:- следователя представить свои письменные возра-жения руководителю следственного органа в случаенесогласия с требованиями прокурора об устранениинарушений федерального законодательства, допущен-ных в ходе предварительного следствия, который ин-формирует об этом прокурора (ст. 38);- следователя занести отведенные вопросы защит-ника в протокол (ст. 53);- дознавателя или следователя выполнить поруче-ние следователя о необходимости производства след-ственных или розыскных действий в другом месте всрок не позднее 10 сут (ст. 152);- органа дознания принимать розыскные и опера-тивно-розыскные меры для установления лица, совер-шившего преступление, уведомляя следователя об ихрезультатах в случае направления руководителю след-ственного органа уголовного дела, по которому не об-наружено лицо, совершившее преступление (ст. 157).Обязанности должностных лиц, установленные за-коном, не должны, на наш взгляд, способствовать утра-те заинтересованности правоприменителя в проявле-нии активности в реализации ими своих полномочий иустановлению повышенных требований к государст-венным органам и должностным лицам.По нашему мнению, оптимальное соотношениеправ и обязанностей государства и личности должностимулировать активную деятельность должностныхлиц, осуществляющих предварительное расследованиеи правосудие, направленную на реализацию их прав изаконных интересов. В связи с этим хочется обратитьвнимание на установленный уголовно-процессуальнымзаконодательством порядок вручения обвиняемомукопии обвинительного заключения (обвинительногоакта) в случае уклонения обвиняемого от его получе-ния. Ст. 222 (ч. 2) УПК РФ закрепила обязанность про-курора вручить обвиняемому копию обвинительногозаключения с приложениями.Не вызывает сомнения, что вручение копии обвини-тельного заключения обвиняемому способствует обес-печению реализации права на защиту, но только в томслучае, если обвиняемый намерен активно защищатьсяот предъявленного обвинения самостоятельно или спомощью защитника. В противном случае исполнениеобязанности должностным лицом, на наш взгляд, нетолько бесполезно, но и может способствовать нару-шению прав личности в уголовном процессе, превра-щать права личности в их обязанность. Часть 4 ст. 222УПК РФ предусматривает, что в случае, если обвиняе-мый отказался от получения копии обвинительногозаключения (обвинительного акта) либо не явился повызову или иным образом уклонился от получения ко-пии обвинительного заключения, прокурор долженнаправить уголовное дело в суд с указанием причин, покоторым копия обвинительного заключения не былавручена обвиняемому.Таким образом, законодатель, с одной стороны,предоставил обвиняемому свободу распоряжения пра-вом, а с другой - освободил прокурора от возложеннойобязанности в силу волеизъявления лица. В то же вре-мя ч. 2 ст. 237 УПК РФ предусматривает возвращениеуголовного дела судом прокурору, если копия обвини-тельного заключения или обвинительного акта не былавручена обвиняемому, за исключением случаев, еслисуд признает законным и обоснованным решение про-курора, принятое им в порядке, установленном ч. 4ст. 222 или ч. 3 ст. 226 УПК РФ. Отсюда следует, чтоесли судьей будет установлено, что прокурор направилуголовное дело в суд, не вручив копии обвинительногозаключения по причине того, что обвиняемый отказал-ся от получения копии обвинительного заключения(обвинительного акта) либо не явился по вызову илииным образом уклонился от получения копии обвини-тельного заключения, то он не вправе вернуть уголов-ное дело прокурору. Установить и проверить иссле-дуемые обстоятельства судья может в ходе предвари-тельного слушания. В том случае, если суд не признаетпринятое решение прокурора законным и обоснован-ным, он должен будет вернуть уголовное дело проку-рору для устранения препятствий его рассмотрения,т.е. вручения копии обвинительного заключения (об-винительного акта).Вместе с тем законодатель не предусмотрел, какдолжен поступить судья или прокурор в том случае,если обвиняемый (подсудимый) подтвердит свое неже-лание получать копию обвинительного заключения.С учетом системного применения УПК РФ, требо-ваний ст. 265 УПК РФ, предусматривающей обязан-ность председательствующего в подготовительнойчасти судебного заседания выяснить у подсудимого,была ли ему вручена и когда именно копия обвини-тельного заключения (обвинительного акта), а такжетребований начать судебное разбирательство уголов-ного дела не ранее 7 сут сo дня вручения обвиняемо-му копии обвинительного заключения (обвинительно-го акта), судья должен принудительно вручить ука-занный документ, что и происходило на практике довынесения постановления Пленума Верховного СудаРФ. Как следствие, право обвиняемого (подсудимого)получить копию обвинительного заключения превра-тилось в обязанность.Проблемы, возникшие на практике, требовали вме-шательства законодателя. Однако пока только Вер-ховный Суд Российской Федерации дал разъясненияпо требующему практического решения вопросу, приэтом фактически взял на себя функцию законодателя,практически внеся изменения в УПК РФ [7]. Как по-яснил в постановлении Пленум Верховного Суда РФ,если обвиняемый отказался от получения копии обви-нительного заключения или обвинительного акта (ч. 4ст. 222 и ч. 3 ст. 226 УПК РФ) и дело поступило в судс указанием прокурором причин, по которым копияобвинительного заключения (обвинительного акта) небыла вручена обвиняемому, суд принимает одно изрешений, указанных в п. 1-3 ч. 1 ст. 227 УПК РФ. Приназначении по такому делу судебного заседания судпроводит его подготовительную часть с соблюдениемправил, предусмотренных главой 36 УПК РФ, за ис-ключением изложенных в ч. 2 ст. 265 УПК РФ поло-жений, установивших, что судебное разбирательствоможет быть начато не ранее 7 сут со дня врученияобвиняемому копии обвинительного заключения (об-винительного акта).На наш взгляд, установление чрезмерных обязанно-стей препятствует эффективному осуществлению уго-ловно-процессуальной деятельности, ограничиваетсвободу поведения самого носителя обязанности, атакже нарушает свободу правоприменителя. Правоваярегламентация обязанностей государственных органови должностных лиц в уголовном судопроизводствеслужит гарантией как для реализации прав участниковуголовного судопроизводства, так и для исключения непредусмотренного законом ограничения свободы пове-дения самого носителя обязанности.Между тем одно только закрепление в законе обя-занностей должностных лиц государственных органовне является достаточным. В УПК РФ должен содер-жаться целый механизм обеспечения исполнения обя-занностей, который должен включать закрепленный взаконе порядок исполнения обязанности, условия со-блюдения прав и свобод обязанных лиц, обеспечениеих безопасности, а также возможные последствия, втом числе стимулирующие исполнение обязанности, иответственность за неисполнение обязанности.Кроме того, участники уголовного процесса - част-ные лица − должны быть наделены возможностью воз-действовать на должностных лиц при невыполнениипоследними процессуальных обязанностей с цельюзаставить их исполнить обязанности по соблюдению иобеспечению их прав и законных интересов. При этомучастник процесса, наделенный правом требовать вы-полнения обязанности, может прибегнуть к принужде-нию при ее невыполнении посредством обжалованиябездействия должностного лица в государственныйорган или суд.Таким образом, под юридической обязанностьюдолжностных лиц в уголовном судопроизводстве по-нимается установленное законом объективно необхо-димое и должное поведение, которому лицо должноследовать, осуществляя возложенные на него функции,с учетом прав и законных интересов управомоченного,обеспеченное механизмом реализации и возложеннойответственностью.Свобода реализации полномочий государственнымиорганами и должностными лицами в уголовном судо-производстве ограничивается установлением в законезапретов на совершение определенных действий ипринятие решений.Как правило, запрету и установлению ответствен-ности должностных лиц должны подлежать наиболеетипичные злоупотребления, нарушения прав, имеющиеместо в сфере уголовного судопроизводства. Напри-мер, закрепленный в УПК Российской Федерации за-прет в ходе уголовного судопроизводства осуществ-лять действия и принимать решения, унижающие честьучастника уголовного судопроизводства, а также об-ращение, унижающее его человеческое достоинстволибо создающее опасность для его жизни и здоровья(ст. 9 УПК РФ). Таким образом, всякий запрет в правеявляется юридической обязанностью.Юридические запреты находят опосредование в за-прещающих нормах, их гарантирование происходит восновном при помощи юридической ответственности,их реализация имеет особую форму - они реализуютсяпутем соблюдения. Юридические запреты содержатсяне только в УПК Российской Федерации, но и в УКРоссийской Федерации.Прямой запрет на выполнение определенных дейст-вий органами, осуществляющими предварительноерасследование, содержится лишь в трех статьях УПКРоссийской Федерации, а именно:1) в ст. 9, устанавливающей запрет осуществлениядействий и принятия решений, унижающих честь уча-стника уголовного судопроизводства, а также запрет наобращение, унижающее его человеческое достоинстволибо создающее опасность для его жизни и здоровья;2) в ст. 89, предусматривающей запрет использоватьрезультаты ОРД, если они не отвечают требованиям,предъявляемым к доказательствам УПК РФ;3) в ст. 189, устанавливающей запрет для следова-теля задавать наводящие вопросы.Что касается ограничения полномочий суда, тоУПК Российской Федерации прямо запрещает:1) в ходе судебного следствия в присутствии при-сяжных заседателей исследовать факты прежней суди-мости, признания подсудимого хроническим алкоголи-ком или наркоманом, а также иные данные, способныевызвать предубеждение присяжных в отношении под-судимого (п. 8 ст. 335 УПК РФ);2) при произнесении напутственного слова предсе-дательствующему в какой-либо форме выражать своемнение по вопросам, поставленным перед коллегиейприсяжных заседателей (ч. 2 ст. 340 УПК РФ).Помимо прямо установленного запрета, УПК Рос-сийской Федерации предусматривает такие формыправового регулирования деятельности государствен-ных органов, устанавливающие ограничения, как недо-пущение определенных действий (ст. 164, 178, 181,193, 194), невозможность осуществлять определенныедействия (ст. 113, 115, 193, 205, 217, 233). В отличие отпрямого запрета указанные формы правового регули-рования предусматривают возможность при опреде-ленных условиях осуществлять необходимые действия.Например, ст. 193 УПК Российской Федерации преду-сматривает, что «не может проводиться повторное опо-знание лица или предмета тем же опознающим и потем же признакам». Таким образом, УПК РоссийскойФедерации предусматривает возможность проведенияповторного опознания тем же лицом, но по другимпризнакам, что может в некоторых случаях привести,на наш взгляд, к злоупотреблениям со стороны орга-нов, осуществляющих предварительное расследование.О наличии юридического запрета свидетельствуетпомещенная в тексте закона формула «не вправе». От-сутствие права - констатация того, что возможностьданного поведения просто не предусмотрена дейст-вующими правовыми положениями. Например, ст. 7УПК РФ предусматривает, что суд, прокурор, следова-тель, орган дознания и дознаватель не вправе приме-нять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.Введение юридических запретов оказывается необ-ходимым в случаях, когда «в социальной действитель-ности существуют реально или в виде возможностифакты нарушений пределов дозволенного, в связи сэтим возникает опасность для общества и требуетсяобеспечить при помощи юридического запрета типич-ные массовидные процессы жизнедеятельности» [8.С. 74].Обязывание, как уже отмечалось, вводит активноеповедение субъектов в строго определенное русло.Как всякая юридическая обязанность, запрет долженбыть четко сформулирован и зафиксирован в законе,чтобы избежать двоякого толкования. И здесь боль-шое значение придается форме обеспечения исполне-ния обязанности.Кроме того, запрет должен быть направлен на со-блюдение прав лиц, участвующих в уголовном судо-производстве, и на недопущение злоупотреблений состороны органов и должностных лиц, осуществляющихпредварительное расследование и правосудие. В каче-стве гарантии исполнения юридической обязанности занарушение запрета должна быть установлена юридиче-ская ответственность.Вместе с тем закон должен содержать как формыконтроля со стороны суда, так и возможность обжало-вать действия (бездействие) должностных лиц, не со-блюдающих запреты, со стороны участников процес-са, чьи права и законные интересы нарушаются в ре-зультате несоблюдения обязанности. Таким образом,если закон содержит запрет, то всегда должны быть узаинтересованных лиц правомочия потребовать егособлюдения.Необходимо стремиться к тому, чтобы все запретыбыли четко изложены в нормативном правовом акте.В уголовном процессе должны быть исключены про-цессуальные возможности бесконтрольного использова-ния властных полномочий должностными лицами [9.С. 8]. Причем должна быть предусмотрена возможностьосуществления контроля не только со стороны государ-ственных органов (суда, вышестоящих органов и др.), нои со стороны общества, а также личности, считающей,что ее права и законные интересы нарушены в результа-те действий (бездействия) должностного лица.

Ключевые слова

ensuring of rights, realization of duties, restriction of freedom, prohibitions, procedural liability, ensuring of rights, realization of duties, restriction of freedom, prohibitions, procedural liability, обеспечение прав, ограничение свободы реализации полномочий, запреты, процессуальные обязанности

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Андреева Ольга ИвановнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического институтаuniver_tgu@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М. : Юрид. лит., 1989. 288 с.
Тарасов А.А. Антикоррупционный аспект некоторых теоретических проблем современного уголовного процесса России // Правовые проблемы укрепления российской государственности / под ред. М.К. Свиридова. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. Ч. 29. С. 8-13.
О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05. 03. 2004. № 1. п. 15 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Соловьев Д.Н. Актуальные вопросы языкового выражения дозволений, запретов и предписаний в уголовно-процессуальном праве : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 2011. 30 с.
Реформа уголовного правосудия в России: год после принятия нового УПК РФ (второй промежуточный доклад по результатам мониторинга). М., 2002. 339 с.
Волженкина В.М. Европейская конвенция о защите прав человека и российский уголовный процесс. Сер. Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе / под ред. Б.В. Волженкина. СПб., 1998. 47 с.
Рудаков А.А. Права и обязанности как парные юридические категории: Вопросы теории : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. 28 с.
Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права : учеб. / под ред. С.С. Алексеева. М. : Юрид. лит., 1987. 446 с.
Проблемы общей теории права и государства : учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М. : НОРМА, 2002. 401 с.
 Установление процессуальных обязанностей и запретов на осуществление определенной деятельности как гарантия ограничения свободы поведения должностных лиц государственных органов в уголовном судопроизводстве | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Установление процессуальных обязанностей и запретов на осуществление определенной деятельности как гарантия ограничения свободы поведения должностных лиц государственных органов в уголовном судопроизводстве | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия