Теоретико-методологические основы социально-экономического прогнозирования реформ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Теоретико-методологические основы социально-экономического прогнозирования реформ

Освещается важность прогнозов социально-экономического развития общества. Рассмотрены вычислительные и логические приемы социально-экономического предвидения направления экономического развития. Изучены научные разработки отечественных и зарубежных ученых в развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов. Рассмотрены различные классификационные принципы методов прогнозирования, а также дана характеристика методов прогнозирования социально-экономических процессов.

Teoretiko-methodological bases of social and economic forecasting of reforms.pdf Общественные преобразования последнего временив нашей стране актуализировали проблему прогности-ческих исследований в социальной сфере. Выход Рос-сии из кризиса, обоснование стратегии социальногоразвития, определение ближайших и дальнесрочныхпрограмм требуют инновационных действий и широ-кого современного мышления, основанного на инте-грации наук. Прогнозирование занимает здесь особоважное место как высокотехнологичный метод научно-го анализа и предвидения.Интерес общества к социальному прогнозированиюисторически связан с попытками предвидения наступле-ния тех или иных событий, а также развития различныхпроцессов. В условиях глобальных войн и локальныхвоенных конфликтов, экономических и политическихпотрясений, которыми была насыщена вся мировая ис-тория ХХ в., обращение к социальному прогнозирова-нию носило преимущественно чрезвычайный характер.В развитии прогнозирования можно выделить ос-новные временные этапы.Начало прогностических исследований относится к1950-м гг., когда стали широко использоваться простыепрогнозные модели. В 1960-1970-е гг. наблюдался свое-образный «бум прогнозирования» - разработаны теоре-тические вопросы, новые методы, созданы сложныепрогнозные модели. С конца 1970 - начала 1980-х гг.наступает следующий этап развития научного прогнози-рования, достижения прогностики используются в дея-тельности предприятий и организаций разного профиля.Сегодня социально-экономическое прогнозирова-ние является важнейшей технологией социальной ра-боты.Прогнозирование представляет собой один из важ-нейших этапов проектной деятельности. Прогнозиро-вание в широком смысле - предвидение, вообще полу-чение любой информации о будущем; в узком смысле -специальное научное исследование, предметом которо-го выступают перспективы развития явлений.Социальное прогнозирование - это предвидениетенденций и перспектив возможного развития соци-альных систем, объектов, общественных явлений, про-цессов (трудовых коллективов, регионов, процессовмиграции населения, деторождения и т.п.). Объектомсоциального прогнозирования могут быть все социаль-ные системы, все явления, протекающие в обществе.Рассмотрим процесс организации прогнозированиясоциально-экономических явлений более подробно(рис. 1). Прогнозирование предполагает: выбор объектапрогнозирования; анализ и синтез объекта прогноза;адаптацию методов прогнозирования к объекту про-гноза; построение алгоритма процесса производствапрогнозов [1. C. 140].Рис. 1. Процесс организации прогнозирования социально-экономических явленийПосле проведения краткого анализа, на втором эта-пе происходит описание состояния объекта на моменторганизации прогноза. Кроме того, на данном этапеосуществляется сравнительный анализ наблюдаемыхтенденций в отечественном и зарубежном опыте. Натретьем этапе выявляются проблемы:а) уже теоретически решенных, но их внедрение иреализация только начинаются;б) тех проблем, которые теоретически решены, ноне нашли практического использования;в) оценки экспертов по ведущим научным исследо-ваниям в данной области.Главная задача прогнозирования - научная разра-ботка прогнозов [2. C. 398]. Прогноз - это научнообоснованное суждение о возможных состояниях объ-ектов в будущем или об альтернативных путях и сро-ках их осуществления. Прогноз описывает будущеесостояние системы. Прогноз как познавательная мо-дель носит дескриптивный (описательный) характер.В основе прогнозирования лежат три взаимодопол-няющих источника информации о будущем (рис. 2).Таким образом, государственное прогнозированиесоциально-экономических реформ представляет собойсистему научно обоснованных представлений о на-правлениях социально-экономического развития, ре-зультаты которых используются при принятии реше-ний [3. C. 1]. На государственном уровне учитываетсяинформация: демографические и научно-техническиеданные; национальное богатство, природные ресурсы;социальная структура и внешнее положение РФ и т.д.,перспективы их изменения (используют количествен-ные и качественные характеристики).В развитии методологии прогнозирования социаль-но-экономических процессов большую роль сыгралинаучные разработки отечественных и зарубежных уче-ных: А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клей-на, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматрива-ются значение, сущность и функции прогнозирования,его роль и место в системе планирования, исследуютсявопросы методологии и организации социального про-гнозирования, показываются особенности научного про-гнозирования [4. C. 259]. Развитие исследований, осве-щающих проблемы прогнозирования, происходит последующим основным направлениям: углубление теоре-тических и прикладных разработок нескольких группметодик, отвечающих требованиям разных объектов иразных видов работ по прогнозированию; разработка иреализация на практике специальных способов и проце-дур использования различных методических приемов входе конкретного прогнозного исследования; поиск пу-тей и способов алгоритмизации методик прогнозирова-ния и реализация их с использованием ЭВМ.Рис. 2. Методики прогнозирования социально-экономических процессовПри прогнозировании используют качественные иколичественные методы исследования. Метод прогно-зирования - это способ исследования объекта прогно-зирования, направленный на разработку прогноза. Со-вокупность специальных правил, приемов и методовсоставляет методику прогнозирования.По оценкам отечественных и зарубежных ученых, внастоящее время насчитывается свыше 20 методов про-гнозирования, однако число базовых значительноменьше. Многие из этих методов относятся скорее котдельным приемам и процедурам, учитывающим ню-ансы объекта прогнозирования. Другие представляютсобой набор отдельных приемов, отличающихся отбазовых или друг от друга количеством частных прие-мов и последовательностью их применения.В существующих источниках представлены различ-ные классификационные принципы методов прогнози-рования. Одним из наиболее важных классификацион-ных признаков методов прогнозирования является сте-пень формализации, которая достаточно полно охваты-вает прогностические методы. Вторым классификаци-онным признаком можно назвать общий принцип дей-ствия методов прогнозирования, третьим - способ по-лучения прогнозной информации. На рис. 3 представ-лена классификационная схема методов прогнозирова-ния [5. C. 138].Рис. 3. Классификационная схема методов прогнозированияМетоды прогнозированияпо степени формализацииМетоды прогнознойэкстраполяцииМетодымоделированияКоллективныеэкспертные оценкиИндивидуальныеэкспертные оценкиИнтуитивные ФормализованныеИнтервьюМатричный методМетод «Дельфи»Метод генерацииидейМетод комиссийИмитационноеМатричноеСетевоеСтруктурноеМетод адаптивно-го сглаживанияМетод скользящихсреднихМетод экспоненци-ального сглаживанияМетод наименьшихквадратовАналитическийПостроениесценариевГенерация идейМетодики прогнозированиясоциально-экономических процессовЛогический анализи аналогияОпрос мненияспециалистов и ученыхЭкстраполяция тенденцийКак свидетельствует схема, представленная нарис. 3, по степени формализации (по первому класси-фикационному признаку) методы экономического про-гнозирования можно разделить на интуитивные и фор-мализованные. Интуитивные методы прогнозированияиспользуются, когда невозможно учесть влияние мно-гих факторов из-за значительной сложности объектапрогнозирования. В этом случае используются оценкиэкспертов. Различают индивидуальные и коллективныеэкспертные оценки.В состав индивидуальных экспертных оценок вхо-дят: метод «интервью», при котором осуществляетсянепосредственный контакт эксперта со специалистомпо схеме «вопрос - ответ»;- аналитический метод, при котором осуществляетсялогический анализ какой-либо прогнозируемой ситуа-ции, составляются аналитические докладные записки;- метод написания сценария, который основан наопределении логики процесса или явления во временипри различных условиях.Методы коллективных экспертных оценок включа-ют в себя методы «комиссий», «коллективной генера-ции идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», мат-ричный метод. Эта группа методов основана на том,что при коллективном мышлении:- во-первых, выше точность результата,- во-вторых, при обработке индивидуальных неза-висимых оценок, выносимых экспертами, по меньшеймере, могут возникнуть продуктивные идеи.Рассмотренные классы интуитивных и формализо-ванных методов схожи по своему составу с экспертны-ми и фактографическими методами. Фактографическиеметоды основаны на фактически имеющейся информа-ции об объекте прогнозирования и его прошлом разви-тии; экспертные базируются на информации, получен-ной по оценкам специалистов-экспертов.В класс экспертных методов прогнозирования входитметод эвристического прогнозирования (эвристика -наука, изучающая продуктивно творческое мышление).Это аналитический метод, суть которого заключается впостроении и последующем усечении «дерева поиска»экспертной оценки с использованием какой-либо эври-стики. При этом методе осуществляется специализиро-ванная обработка прогнозных экспертных оценок, полу-чаемых путем систематизированного опроса высококва-лифицированных специалистов. Он применяется дляразработки прогнозов научно-технических проблем иобъектов, анализ развития которых либо полностью,либо частично не поддается формализации.В имеющейся литературе представлено значительноеколичество классификационных схем по методам про-гнозирования. Основная погрешность таких схем - на-рушение принципов классификации, к числу которыхотносятся:- достаточная полнота охвата методов прогнозиро-вания;- единство классификационного признака на каждомуровне членения (при многоуровневой классификации);- непересекаемость разделов классификации, откры-тость классификационной схемы (т.е. возможность до-полнения новыми методами) [4. C. 251].В большинстве классификационных схем методыпрогнозирования разделяются на три основных класса:методы экстраполяции, экспертных оценок и модели-рования. При таком разделении методам экстраполя-ции противопоставляются как самостоятельный классметоды моделирования.С одной стороны, построение моделей преследуетцель вскрыть закономерность развития изучаемогообъекта или процесса на некотором ретроспективномучастке. И если модель построена правильно или аде-кватно отражает связи и свойства реального объекта,она может служить основой для экстраполяции, т.е.для перенесения некоторых выводов о поведении мо-дели на объект. Это и есть прогнозирование поведе-ния объекта путем экстраполяции тенденций, выяв-ляемых на модели.С другой стороны, методы экстраполяции - не чтоиное, как использование теоретических и эмпирическихмоделей для нахождения переменных вне ретроспектив-ного участка наблюдений по данным зависимостей меж-ду ними на ретроспективном участке. Таким образом,применение экстраполяции в прогнозировании всегдапредполагает использование каких-либо моделей. По-этому любое моделирование является основой для экст-раполяции. Можно сделать вывод, что социально-экономическое прогнозирование обладает следующимиспецифическими методами:- сложной экстраполяцией;- моделированием;- возможностью проведения эксперимента.Обобщая вышесказанное, необходимо отметить,что обычно разработка прогноза социально-экономических реформ зависит от сложности и пер-воочередности поставленных задач, от сроков, впределах которых требуется осуществить замысел, атакже от материальных, трудовых и финансовых ре-сурсов. Просчитывая варианты из этих переменных,можно определить наиболее эффективный путь реа-лизации проекта в заданных условиях. Сегодня лю-бая социально-экономическая реформа требует учетаинтересов и желаний людей, а это лучше достигает-ся, когда проектировщик внимательно изучает усло-вия, в которых протекает процесс. Особенности со-циально-экономического прогнозирования:а) формулировка цели здесь носит сравнительно об-щий и абстрактный характер: она допускает большуюстепень вероятности. Цель прогнозирования - на основеанализа состояния и поведения системы в прошлом иизучения возможных тенденций изменения факторов,влияющих на рассматриваемую систему, правильно оп-ределить вероятностные количественные и качествен-ные параметры ее развития в перспективе, раскрыть ва-рианты ситуации, в которой окажется система;б) социальное прогнозирование не обладает дирек-тивным характером, качественное отличие вариантногопрогноза от конкретного плана состоит в том, что про-гноз дает информацию для обоснования решения и вы-бора методов планирования. Он указывает на возмож-ность того или иного пути развития в будущем, а вплане выражено решение о том, какую из возможно-стей общество реализует.В качестве основных объектов социального проекти-рования выступают социальные системы. Каждая соци-альная система обладает спецификой, особенными чер-тами, имеет различные, часто очень сложные элементы,блоки, структуру. Поэтому применение методики про-гнозирования должно учитывать специфику социально-экономического объекта прогнозирования, а именно:а) противоречивость социального объекта;б) многовекторность развития социального объекта;в) невозможность описания социального объектаконечным числом терминов любой социальной теории(принципиальная неформализуемость);г) многофакторность бытия социального объекта;д) наличие множества субъективных составляющих,определяющих соотношение должного и сущего в от-ношении развития социального объекта;е) субъективные факторы формирования социаль-ного ожидания, социального прогноза и социальногопроектирования;ж) факторы, определяющие разные критерии оцен-ки зрелости развития социального объекта.Перечисленные выше факторы не являются конеч-ным списком причин, определяющих специфику соци-ального прогнозирования. Они лишь являются системойтех параметрических черт, которые характеризуют то,что проектирование социально-экономических объектовкоренным образом отличается от проектирования такихобъектов, которые не обладают указанными чертами.Следовательно, в процессе систематизированногонаучно обоснованного прогнозирования развития со-циально-экономических процессов происходило разви-тие методологии прогнозирования как совокупностиметодов, приемов и способов мышления, позволяющихна основе анализа ретроспективных данных, экзоген-ных и эндогенных связей объекта прогнозирования, атакже их измерений в рамках рассматриваемого явле-ния или процесса вывести суждения определенной дос-товерности относительно его будущего развития.

Ключевые слова

прогноз, социально-экономическое прогнозирование, методы прогнозирования, forecast, social and economic forecasting, forecasting methods

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никитина Валентина ВячеславовнаИркутский государственный университет путей сообщенияаспирант кафедры финансов и антикризисного регулирования факультета экономики и управленияvalentina86_07@bk.ru
Всего: 1

Ссылки

Кузьмин Б.В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке : учеб. пособие по антикризисному управлению экономикой и обществом. М. : ПРИОР, 2002.
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2006.
Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г.
Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2006.
Бархатов В.И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие. Челябинск : ЮУрГУ, 2001.
 Теоретико-методологические основы социально-экономического прогнозирования реформ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Теоретико-методологические основы социально-экономического прогнозирования реформ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия