Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей

Проведено психологическое обследование 25 студентов первого курса актерского факультета Института современного искусства (г. Москва) с целью изучения психологических особенностей, которые связаны с реализацией актерских способностей. Выявлены особенности характера, состояния, познавательной деятельности, творческие возможности. Результаты свидетельствуют о необходимости создания психологической программы развития актерских способностей.

Psychological traits of students in perspective of acting skills development.pdf В современных условиях остаётся проблемнойсфера психологической поддержки студентов с учетомспецифики их образования. В зависимости от профиляобучения студентам необходимы разные формы пси-хологической помощи как для успешного вхождения вобразовательный процесс, так и для освоения профес-сиональных навыков. Так, студенты технических ву-зов нуждаются в развитии коммуникативных способ-ностей, студенты гуманитарных вузов - в развитиисистемного мышления. И те, и другие нуждаются всовершенствовании саморегуляции, самоорганизации[1]. Кроме того, на разных этапах обучения у студен-тов могут возникнуть различные психологическиепроблемы.Таким образом, при организации психологическойслужбы в образовательном учреждении необходимоучитывать специфику вуза. Все вышесказанное отно-сится и к высшим учебным заведениям, оказывающимобразовательные услуги будущим актерам, где в пер-вую очередь ощущается недостаточность психологиче-ской помощи [2].Изучение актерских способностей основывается наобщих положениях теории способностей, разработан-ной в трудах отечественных психологов (С.Л. Рубин-штейна, Б.М. Теплова, К.К. Платонова, Н.Л. Лейтеса,Т.И. Артемьевой, В.Д. Шадрикова, Э.А. Голубевой идр.). Изложим в краткой форме эти положения:1) способности формируются и реализуются тольков деятельности, поэтому их можно изучать по проявле-ниям в профессиональной деятельности;2) специальные способности к соответствующимвидам деятельности развиваются на основе общих спо-собностей. Последние можно рассматривать как высо-кий уровень саморегуляции личности, обеспечиваю-щий реализацию творческого потенциала, т.е. как сис-тему интеллектуальных, эмоциональных и волевыхкачеств личности;3) специальные и общие способности формируютсяна основе задатков - наследуемых особенностей анали-заторов и свойств нервной системы;4) на основе задатков в соответствии с требова-ниями деятельности образуется качественно-количественное своеобразие психических процессов,которое и формирует профессионально важные каче-ства специалиста;5) способности находятся в постоянном развитии,меняющем соотношения между отдельными их ком-понентами. Индивидуальные особенности личностис ее подструктурами (мотивация, система отношенийи ценностей, интеллектуальные, волевые, эмоцио-нальные свойства) и способности взаимосвязаны ивлияют друг на друга, т.е. образуют единую систему.Профессиональные и общие способности актераформируются на основе задатков, которые обеспечива-ют развитие психических процессов в соответствии стребованиями сценической деятельности. Условия ра-боты на сцене и подготовки роли во время репетицийпредъявляют специальные требования к личности ак-тера, включая особенности ощущений, восприятия,памяти, воображения, мышления. Они же определяютсвоеобразие внимания, эмоций, воли, речевой продук-ции, психомоторики [3-5].Развитие специальных способностей осуществляет-ся как приспособление отдельных психических про-цессов к условиям профессиональной деятельности.Любой психический процесс реализуется за счет фор-мирования определенных функциональных систем го-ловного мозга. Характеристики этих функциональныхсистем и есть способности [6].Способности развиваются при наличии по крайнеймере трех обязательных условий:1) потребностей и мотивов, направляющих творче-скую активность личности в определенную сферу дея-тельности;2) задатков;3) знаний, умений, навыков, позволяющих овладетьсредствами деятельности (в нашем случае - языкомискусства).В процессе развития способностей при усвоениипрофессиональных навыков (в рамках той или иной«школы») формируются профессионально важныекачества актера. Иными словами, профессиональныеактерские способности не существуют изолированно,а включаются в систему личностных свойств и ка-честв, из которых важнейшими являются общая ху-дожественная одаренность, творческий потенциалличности, система ее отношений, ценностей и чертхарактера [7].Таким образом, одной из функций психологическойпомощи студентам становится создание программ, ори-ентированных на развитие актерского мастерства с уче-том индивидуальных особенностей каждого. В сочета-нии задатков (психофизиологический уровень), спо-собностей (психологический уровень), общей художе-ственной направленности, интеллекта и культуры, мо-тивации и сверхсознания художника (термин П.В. Си-монова) формируется талант актера как высшее прояв-ление его одаренности [8].Целью настоящего исследования является изучениепсихологических особенностей студентов, с учетомкоторых будет сформирована программа развития ак-терского мастерства.Для описания психологического портрета студентовпервого курса, который является значимым в аспектеразвития актерских способностей, использоваласьклассификация личностных акцентуаций К. Леонгарда.Исследование базируется на концепции, в которой ак-центуированная личность рассматривается как вариантнормы, включающей особенности черт характера, эмо-циональной сферы, направленности интересов исклонностей, а также индивидуальных черт. Автор об-ращает внимание на то, что акцентуация всегда пред-полагает усиление определенной черты.Кроме того, исследовались особенности протеканияпсихических процессов, включая память, внимание,ассоциации. В нашей работе мы использовали широкоизвестные методики, часть из которых применялась втрадиционном варианте для изучения познавательныхспособностей («10 слов», методика Горбова - Шульте).Другие методики, такие как «4-й лишний», «пикто-граммы», применялись в нетрадиционной форме. Приэтом инструкция была направлена на поиск нестан-дартных ответов, стимулировала формирование не-стандартных ассоциативных связей. С помощью данно-го подхода мы предполагали получить представление отворческом потенциале студентов.Материалы и методы. В исследовании использо-вались следующие методики. Методика «10 слов»,(А.Р. Лурия), направленная на исследование слуховойпамяти. Испытуемому трижды предъявляется 10 слов,не связанных между собой. После каждого предъявле-ния он должен повторить все запомнившиеся слова.Отсроченное воспроизведение - через полчаса.Методика Горбова - Шульте на исследование вни-мания с использованием двухцветной таблицы, где изо-бражены в случайном порядке черные числа от 1 до 25и красные от 1 до 24. Требовалось как можно быстреепопеременно отыскать одну черную цифру в порядкевозрастания и одну красную в порядке убывания. Вре-мя измеряется при помощи секундомера и фиксируетсяв протоколе [9].Методика «Исключение предметов», или «4-й лиш-ний», с изменениями инструкции для исследованиявоображения. В оригинальной методике испытуемыедолжны исключить один предмет из 4, изображенныхна карточке, используя категориальные, существенныепризнаки объектов. Мы использовали вариант с изме-нением инструкции, чтобы испытуемые старались оты-скать как можно более оригинальное решение, наибо-лее необычные способы исключения предмета [10].Методика «Ответные ассоциации» направлена наисследование ассоциативных процессов. Мы использо-вали укороченный вариант методики: вместо 60 словэкспериментатор называет 20 слов испытуемому, накаждое из которых необходимо привести ассоциацию.Фиксируется латентный период ответов и сами ответыиспытуемых.Методика «Пиктограммы» А.Р. Лурия также направленана исследование ассоциативных процессов и воображения.Используя новую инструкцию, студенты должны былинарисовать в воображении на предъявляемые пять словлюбую картинку, приходящую на ум, и описать ее.Опросник Леонгарда - Шмишека использовался длявыявления акцентуаций. С его помощью изучалисьособенности гипертимности, педантичности, эмотив-ности, застреваемости, тревожности, дистимности, де-монстративности, циклотимности, экзальтированности,возбудимости [11].Методика цветового выбора Люшера - проективныйтест, основанный на предположении о том, что пред-почтения одних цветов другим связаны с устойчивымиличностными характеристиками испытуемого и осо-бенностями его переживания актуальной ситуации.Процедура состоит в последовательном выборе наибо-лее предпочтительного цвета по мере убывания степе-ни привлекательности для испытуемого [12].Для обработки результатов использовался сравни-тельный и статистический анализ. Количественная ин-терпретация таких методик, как «Исключение предме-тов», «Ассоциации», «Пиктограммы», осуществляласьследующим образом. Каждый ответ оценивался по 3-балльной шкале. В методике «Исключение предметов»ответы с использованием стандартных, конкретных,функциональных, простых ситуативных признаковобъектов оценивались в 1 балл. Более необычные отве-ты с использованием второстепенных, внешних, субъ-ективных признаков с краткими объяснениями - 2 бал-ла. Наиболее оригинальные, нестандартные, субъек-тивные, с подробными объяснениями - 3 балла. В итогевсе баллы суммировались, в результате чего складыва-лось представление о творческих способностях иссле-дуемого.В «Ассоциациях» применялся похожий метод обра-ботки результатов: наиболее нестандартным ответамприсваивалось 3 балла, средним, отдаленным ассоциа-циям - 2, простым, понятным - 1. В «Пиктограмме»оценивалось описание образов, насколько они былиподробны, развернуты и оригинальны или схематичны,кратки. В конечном итоге получалась сумма баллов,которую испытуемый набрал в результате проведениявсех исследований. При этом высокие значения показа-телей свидетельствуют о благополучии испытуемых всферах психической деятельности, низкие показатели -о необходимости тренинговой работы.Выборку исследования составляют 25 человек в воз-расте от 16 до 27 лет, 9 юношей и 16 девушек. Все яв-ляются студентами первого курса актерского факульте-та Института современного искусства г. Москвы.Результаты исследования. С помощью опросникаЛеонгарда - Шмишека получены следующие данные.По всей выборке преимущественно высокие показате-ли (от 18 до 24 баллов) выявлены по шкалам гипер-тимности, эмотивности, демонстративности и экзаль-тированности. Средние значения (от 12 до 16 баллов)отмечаются по шкалам тревожности, возбудимости,циклотимности. Низкие значения (от 8 до 12 баллов)характерны для шкал дистимности, застреваемости,педантичности. Обобщая эти данные, можно отме-тить, что большинству студентов свойственны акцен-туированные черты эмотивности (68%), демонстра-тивности (64%), экзальтированности (52%) и гипер-тимности (48%).В отдельных случаях отмечаются высокие показате-ли по нескольким шкалам. Так, у О. (жен., 19 лет) от-мечаются максимальные показатели по шкалам эмо-тивности, тревожности и демонстративности (24 бал-ла). У большинства испытуемых преобладали две шка-лы с высокими показателями акцентуаций при низкихили средних значениях остальных шкал. В то же времянаблюдались случаи достаточно низких значений повсем шкалам. Например, у К. (муж., 19 лет) наиболеевысокий показатель по шкале демонстративности со-ставляет 11 баллов, по всем другим шкалам отмечаютсяеще более низкие значения.По результатам цветового теста Люшера выявленыосновные тенденции актуальных потребностей испы-туемых, а также особенности их психофизического со-стояния. В целом по выборке получился достаточносильный разброс по результатам данного теста. Сред-ний уровень выраженности стресса у испытуемых со-ставляет 3 балла. В двух случаях отмечается 9 баллов,что свидетельствует о достаточно выраженном стрес-совом состоянии испытуемых. Эти показатели свиде-тельствуют о необходимости оказания психологическойпомощи студентам.При интерпретации цветового ряда можно отме-тить, что большинство испытуемых предпочитают зе-леный (2), желтый (4) и фиолетовый цвет (5). В основ-ном преобладают сочетания цветов зеленого и желтогои фиолетового и желтого. В первом случае это тенден-ция выражается в стремлении к самоутверждению, ак-тивному отстаиванию своих позиций, опоре на собст-венное мнение и жизненный опыт при принятии реше-ний, потребности в признании, честолюбии, желаниипроизвести впечатление, стремлении к привлечениювнимания со стороны окружающих и уменьшению дис-танции с другими (+2+4).Другая тенденция (предпочтения сочетания фиоле-тового и желтого цветов (+5+4)) означает повышеннуючувствительность, сентиментальность, романтизм,стремление к интересным событиям, потребность виспытании необычных и сильных ощущений и пере-живаний, стремление нравиться окружающим, разви-тое воображение, мечтательность.В некоторых случаях отдается предпочтение неосновным, а дополнительным цветам. Так, например,когда обнаруживался достаточно высокий уровеньстресса, испытуемые предпочитали сочетания цветов07 и 17, что свидетельствует о негативных тенденци-ях. В первом случае ведущей потребностью являетсяпротест против сложившихся обстоятельств, негатив-ное отношение к актуальной ситуации, агрессивность,крайний субъективизм, чувство обособленности отокружающих (+0+7). При этом основными блокиро-ванными потребностями являются впечатлительностьи эмоциональность, их подавление приводит к со-стоянию разочарования, нарастанию одиночества,уходу от контактов, недоверчивости (-5-4). Наличиена первом месте цветового ряда серого цвета (+0)свидетельствует о проявлении дискомфорта, неблаго-получном состоянии.У некоторых студентов отмечается нарастаниесубъективного ощущения крайней усталости. Неблаго-приятные внешние воздействия воспринимаются какудручающие или мучительные, им оказывается силь-ное противодействие, выявлена потребность в отдыхе(+7+1). Кроме того, отмечается блокада потребности вуважении и признании со стороны окружающих, необ-ходимость поддержания чувства собственного досто-инства и устранения неуверенности, подавление физи-ческих потребностей (-0-6). В этих случаях необходи-ма психологическая поддержка, направленная на по-вышение стрессоустойчивости, гармонизацию актуаль-ного состояния.По результатам методики «10 слов» у большинствастудентов выявляются высокие значения как при непо-средственном, так и при отсроченном запоминании.Только в 30% отмечаются результаты в пределах низ-кой нормы. Не отмечается случаев сниженного уровнязапоминания. Те же тенденции можно отметить отно-сительно показателей произвольного внимания, кото-рые измерялись с помощью методики Горбова -Шульте. При применении этой методики отмечалисьединичные случаи низких показателей, что свидетель-ствует о необходимости развития этой сферы.Исследование ассоциативных процессов в нашемэксперименте было направлено на изучение ориги-нального ассоциативного мышления, воображения,связанных с развитием творческих способностей.Выявлены значительные различия в уровне ориги-нальности ответов испытуемых. Показатели боль-шинства студентов расположены в континууме от 20до 44 баллов. Среднегрупповое значение составляет31 балл. Большинство испытуемых, 17 человек(68%), набрали баллы ниже среднего значения, от 20до 30. Только 8 человек (32%) показали более высо-кий результат. Это свидетельствует о необходимостиразвития творческого мышления у студентов, буду-щих актеров.Похожие результаты получены с помощью методики«Пиктограммы». Разброс баллов в группе - от 6 до15 баллов, среднее значение - 8 баллов. У 17 человек(68%) показатели ниже средних значений, только у8 человек (32%) - выше. Лишь в двух случаях отмеча-ются высокие результаты по обеим методикам.После выполнения методики «4-й лишний» мы по-лучили несколько иные данные. Всего группа получилаот 19 до 41 балла. Средний балл составляет 33. Доляиспытуемых, получивших балл выше среднего, состав-ляет 56% от выборки (14 человек), что превышает до-лю испытуемых, получивших высокий балл после про-ведения тестов «Ассоциации» и «Пиктограммы», на24%. Показатели ниже средних значений отмечаются у11 человек (44% от выборки).Возможно, эти данные связаны с тренировкой ассо-циативного мышления, воображения, которая спонтан-но сложилась в ходе выполнения предыдущих заданий.Полученная информация свидетельствует о необхо-димости применения развернутой программы развитияактерских способностей у студентов.Таким образом, при составлении развивающей про-граммы тренинга для студентов-первокурсников актер-ского отделения по результатам проведенного исследо-вания необходимо сформировать следующие направ-ления психологической работы:- включить в программу упражнения, способст-вующие гармонизации состояния, повышающие стрес-соустойчивость, формирующие навыки саморегуляции;- сформировать блок, направленный на развитиепроизвольного внимания;- расширить формы тренировки творческих спо-собностей;- учитывать личностные и характерологическиеособенности каждого студента для обеспечения мак-симального эффекта в развитии актерских способно-стей.

Ключевые слова

способности, одаренность, личностные особенности, ассоциативное мышление, воображение, стрессоустойчивость, саморегуляция, развитие актерских способностей, skills, talent, personality traits, associative thinking, imagination, stress resistance, self-regulation, development of acting skills

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Стоянова Ирина ЯковлевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор психологических наук, профессор кафедры психологического консультирования и психотерапии факультета психологии университета, ведущий научный сотрудник ФГБУ «НИИПЗ» СО РАМН (г. Томск)Ithka1948@mail.ru
Лисецкий Василий ВладимировичИнститут современного искусства (г. Москва)аспирант кафедры театрального искусстваlislisvas@mail.ru
Чимитова Эржени БадмаевнаПсихиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева (г. Москва)клинический психолог, сотрудникaplombir@gmail.com
Всего: 3

Ссылки

Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб., 2002. 46 с.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д : Феникс, 2000. 544 с.
Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. Практикум по психодиагностике. СПб. : Речь, 2005. 180 с.
Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология. М. : МЕДпресс, 1998. 587 с.
Симонов П.В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в системе К.С. Станиславского // Бессознательное. Тбилиси, 1978. Т. 2.
Собкин В.С. Опыт исследования сценического перевоплощения студента-актера // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984. С. 112-119.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 147 с.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. 285 с.
Александровская М.Б. Азбука актерской профессии // Азы актерского мастерства. СПб., 2002. 246 с.
Абрамян Д.Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. Ереван, 1985. 217 с.
Алексеев А.В. Психическая саморегуляция в процессе обучения мастерству актера // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. 178 с.
Гройсман А., Оксень В., Смирнов Н. и др. Системный подход к организации психологической службы в творческом вузе // Психолого- педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984. С. 89-95.
 Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия