Роль «отвергнутых» положений Конституционной комиссии для науки конституционного права | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Роль «отвергнутых» положений Конституционной комиссии для науки конституционного права

Дается характеристика современного этапа развития науки конституционного права, конкретизируется ее проблематика. В свете решения стоящих перед конституционно-правовой наукой задач анализируется роль положений проектов Конституции России, подготовленных Конституционной комиссией и не вошедших в текст ныне действующей российской Конституции. Делается вывод, что обращение к проектам Конституционной комиссии позволяет не только понять состояние современного конституционного законодательства с позиции его соответствия потребностям общественного развития, но и в определенных случаях ориентироваться в решении конституционно-правовых задач на доктринальный потенциал этих материалов.

Role of rejected Constitutional Commission provisions for constitutional law science.pdf Современный этап развития науки конституционно-го права России характеризуется признанием ценностейдемократии, прав человека, верховенства права и закона[1. С. 67-68], при этом её задачи связаны с тем, чтобыза большим многообразием исследуемых явлений ипроцессов выявить и раскрыть глубинные закономер-ности организации и функционирования отношений, нележащие на поверхности общественной и государст-венной жизни. Поэтому для научного обоснования по-литико-правовой природы «государства, безусловнореализующего принцип верховенства закона и в этомсмысле признающего ведущую роль законодательнойвласти в системе разделения властей» [2. С. 342], важенвопрос о парламентском контроле.В то же время «Конституция Российской Федера-ции 1993 г. обошла молчанием большинство вопросовв этой сфере: в ней отсутствуют нормы о депутатскомзапросе, парламентском расследовании, парламентскихслушаниях, правительственном часе и т.п.» [3. С. 17].Все проекты Конституции, подготовленные Консти-туционной комиссией, исходили из достаточно сбаланси-рованной системы разделения властей, предусматриваю-щей действенные институты парламентского контроля заисполнительной властью. Например, в ст. 99 проектаКонституции Российской Федерации по состоянию на16 июля 1993 г. предусматривалось, что «ПравительствоРоссийской Федерации регулярно представляет отчетВерховному Совету РФ… Верховный Совет РФ можетпоставить вопрос об отставке Председателя, заместителяПредседателя, члена Правительства РФ, назначенногоПрезидентом РФ руководителя иного федерального орга-на исполнительной власти. Если Президент РФ не уволь-няет соответствующее должностное лицо в отставку, онобязан обосновать свое решение перед Верховным Сове-том РФ. Признание большинством голосов избранныхдепутатов в каждой его палате обоснования ПрезидентаРФ неудовлетворительным влечет увольнение Президен-том РФ указанного должностного лица в отставку» [4.С. 221-222]. С.А. Авакьян в числе основных постулатовразвития науки конституционного права указывает, чтовсе ее концепции основаны на фундаментальной ролиКонституции РФ [5. С. 257].Стоит отметить, что проект Конституционной ко-миссии «содержал отдельную статью «Верховенствоправа», причем она перемещалась по мере работы ближек началу текста. Это свидетельствовало о придании Кон-ституционной комиссией большого значения данномупринципу, в соответствии с которым декларировалисьпрямое действие Конституции, необходимость публика-ции правовых актов, общепризнанные принципы и нор-мы международного права рассматривались как состав-ная часть права Российской Федерации [5. С. 257]. Кро-ме того, в преамбуле проектов Конституционной комис-сии особо подчеркивалось, что многонациональный на-род Российской Федерации принимает КонституциюРоссийской Федерации и провозглашает ее высшим за-коном страны.Наука конституционного права направлена на содейст-вие формированию гражданского общества как обществаполитически сознательных и уважающих друг друга лично-стей [5. С. 131].Одной из отличительных черт проекта Конституци-онной комиссии считается «наличие специального раз-дела «Гражданское общество» [6. С. 71].Впрочем, о целесообразности такого раздела в Кон-ституции у разработчиков проекта Конституционнойкомиссии не было единого мнения. Например,Ф.В. Цанн-кай-си вспоминает: «Идея иметь такого родараздел принадлежала О. Румянцеву. Я тоже считал, чтотакой раздел нужен, и последовательно поддерживалО. Румянцева» [7. С. 985]. Однако у Л.Б. Волкова, в ча-стности, была иная позиция: «Я, несомненно, любил"гражданское общество", но сомневался в том, насколь-ко можно и насколько нужно "прописывать" граждан-ское общество в конституции… С моей точки зрения,прописывать, то есть предписывать в законодательномпорядке структуру гражданского общества, означало былишить его самой его независимой, "естественной" сути.А просто описывать, что есть такое гражданское обще-ство, - не дело конституции как закона» [7. С. 740-741].В то же время плюсы раздела «гражданское общест-во» в тексте Конституции очевидны, о них отмечено внаучной литературе. Так, по мнению С.А. Авакьяна, «этоодин из наиболее светлых блоков общественных идей,который зародился в команде экспертов Конституцион-ной комиссии под эгидой О.Г. Румянцева. Удалось уйтиот многих нереальных трактовок гражданского общества.От идущих еще с гегелевских времен попыток восприни-мать гражданское общество как отделенную от государ-ства структуру, это должно было освободить общество отгосударственной бюрократии» [7. С. 713].В.И. Лафитский к числу недостатков действующейКонституции относит отказ от разработанного Консти-туционной комиссией раздела о гражданском обществе,поскольку в этом разделе «был закреплен обширныйперечень обязательств государства в основных сферахобщественной жизни. Такой вакуум текущее законода-тельство по определению заполнить не может. Этот вы-вод подтверждает конституционное развитие не толькоРоссии, но и многих зарубежных стран» [7. С. 828].Как отмечает Ф.В. Цанн-кай-си, «демократическиепроцессы в современной России сталкиваются с темиже проблемами, над которыми мы бились в начале1990-х гг., и, как нам казалось тогда, нашли конститу-ционный вариант их решения. К сожалению, в нынедействующей Конституции Российской Федерациираздел "Гражданское общество" отсутствует. Это не-редко становится препятствием для разрешения право-вых коллизий, возникающих между государственнымиструктурами и формирующимися элементами граждан-ского общества» [8. С. 83].Действительно, многие вопросы гражданского об-щества в Конституции РФ 1993 г. вообще не затронутыдолжным образом (относительно воспитания, семьи ит.д.), несмотря на то что гражданское общество высту-пает «важным звеном между личностью и государст-вом, полем, в котором должна реализовываться боль-шая часть прав и свобод человека» [6. С. 72].А.В. Сигарев к числу сложных для научного осмыс-ления явлений относит прежде всего понятие «соци-альное государство» [9. С. 116].В Конституции Российской Федерации не даетсяразвернутого понятия «социальное государство», ноопределяются его базовые параметры в виде конкрет-ной социальной политики, материальных и юридиче-ских гарантий труда, здоровья, семьи и социальнойзащиты [3. С. 15-16].Во всех модификациях проектов Конституционной ко-миссии социальное государство рассматривается как осно-ва конституционного строя, закрепляются весьма подроб-ные его характеристики, что имеет значение для решениявопроса, касающегося обязанности государства в социаль-ной сфере, например, ограничивается ли эта обязанностьсоциальной защитой или касается и иных гарантий. Так,ст. 1.8 проекта Конституции Российской Федерации от12.11.1990 г. «Социальное государство» предусматрива-лось, что «государство проводит гуманную демографиче-скую политику, создает необходимые условия для соци-ально-экономического и культурного развития общества,обеспечивает экологическую безопасность и рациональноеприродопользование» [7. С. 600].В проектах Конституционной комиссии экономиче-ские основы отражались по-разному. Сначала быластатья «Рыночное хозяйство», но в конце концов раз-работчики остановились на варианте «Многообразиеэкономической деятельности». Первоначально говори-лось, что основа экономики - социальное рыночноехозяйство. Затем было записано, что в Российской Фе-дерации обеспечивается свобода экономической дея-тельности, предпринимательства и труда, разнообразиеи равноправие форм собственности, добросовестнаяконкуренция и общественная польза, единство эконо-мического пространства и т.д. Кроме того, была записьо том, что государство «участвует в регулированиихозяйственной жизни», однако после острой критикитакой формулировки, явно ослабляющей роль государ-ства, в окончательной редакции говорилось, что оно«регулирует хозяйственную жизнь в интересах челове-ка и общества» [5. С. 258].В настоящее время приходится констатировать, что«расхождение между конституционными принципами инормами с реальной действительностью имеет своимследствием последовательную девальвацию российскогоконституционализма» [10. С. 149]. Наука конституцион-ного права как отраслевая юридическая наука, соеди-няющая в себе совокупность знаний о закономерностях,основных направлениях, тенденциях развития конститу-ционно-правовой реальности, должна вывести из сущест-вующих общественных отношений адекватную модель ихорганизации. А это невозможно без выяснения причинывозникновения того или иного конституционно-правовогоявления. Соответственно, понять логику конституционно-правового развития современной России нельзя без обра-щения к материалам, характеризующим процесс приня-тия Конституции Российской Федерации 1993 г. В этойсвязи роль «отвергнутых» положений Конституционнойкомиссии для науки конституционного права огромна.Поэтому обращение к проектам Конституционной комис-сии позволяет не только понять состояние современногоконституционного законодательства с позиции его соот-ветствия потребностям общественного развития, но и вопределенных случаях руководствоваться в решении кон-ституционно-правовых задач доктринальным потенциа-лом этих материалов (концепции верховенства права,гражданского общества, парламентского контроля, соци-ального государства, рыночного хозяйства).

Ключевые слова

наука конституционного права, проекты Конституционной комиссии, Конституция РФ, science of constitutional law, draft by the Constitutional Commission, Constitution of the Russian Federation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Романов Евгений БорисовичНациональный исследовательский Томский государственный университетсоискатель кафедры конституционного и международного права Юридического институтаrom74@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Маликов М.Ф. Система науки конституционного права : учеб. пособие. Уфа : РИО БашГУ, 2005. 377 с.
Разделение властей: учеб. пособие / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М. : Изд-во МГУ, 2004. 428 с.
Митюков М.А. Конституция Российской Федерации : направления и способы ее преобразования // Государственная власть и права человека : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию со дня рождения проф. А.И. Кима, 14 декабря 2000 г. / отв. ред. В.Ф. Волови
Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия : стенограммы, материалы, документы (1990- 1993 гг.) : в 6 т. / под общ. ред. О.Г. Румянцева. М. : Волтерс Клувер, 2009. Т. 4 : 1993 год. Книга третья (июль-декабрь 1993 г.). 1
Авакьян С.А. Конституционное право России : учеб. курс : в 2 т. М. : Юристъ, 2010. Т. 1. 719 с.
Шишенина И.В. Права человека в российских конституционных проектах : 1990-1993 гг. : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 202 с.
Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия : стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.) : в 6 т. / под общ. ред. О.Г. Румянцева. М. : Волтерс Клувер, 2010. Т. 6 : Дополнительные, мемуарные, справочные материалы.
Цанн-кай-си Ф.В. Идея гражданского общества в Конституции Российской Федерации: история и перспективы // Конституционный вестник. 2010. № 2 (20). С. 82-100.
Сигарев А.В. Конституционно-правовой смысл понятия «социальное государство» // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. / под ред. В.Ф. Воловича, А.М. Барнашова, В.М. Зуева. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008. Ч. 40. С. 116-118.
Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М. : Норма, 2008. 544 с.
 Роль «отвергнутых» положений Конституционной комиссии для науки конституционного права | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Роль «отвергнутых» положений Конституционной комиссии для науки конституционного права | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.