Показана преемственность идей сквозь полтора тысячелетия. Аврелий Августин выдвинул идею «двух градов»: «града земного» и «града небесного». К этой идее он шел большую часть своей жизни. Ее воспринял и выразил в поэтической форме теоретик искусства В.И. Иванов. В его поэме «Человек» мы находим непосредственные отсылки к идеям Августина Блаженного. Делается вывод, что только мыслитель, понимающий культуру как череду символических откровений, мог показать связь времен сквозь века. Такой личностью был Вячеслав Иванович Иванов.
Aurelius Augustine and Vyacheslav Ivanov: concept of «Two Cities».pdf Аврелий Августин (354-430 гг.) прожил долгую,богатую событиями жизнь и в зрелом возрасте сменили мировоззрение, и систему ценностей, перестав бытьязычником и приняв христианство. Литературное на-следие Августина велико. Мы рассмотрим две его кни-ги: «Исповедь» (401 г.) [1] и «О граде Божием» (427 г.)[2]. В первой он пишет о себе, о тайнах собственнойдуши, о своем духовном пути, во второй - о пути к Бо-гу любого достойного человека. В этой книге он рас-сматривает мир как состоящий из двух градов: градаБожьего и града земного.Он пишет: «Итак, два града созданы двумя родамилюбви: земной - любовью к себе, доведенною до пре-зрения к Богу, а небесный - любовью к Богу, доведен-ною до презрения к самому себе» [2. С. 63]. Жителиграда земного стремятся к славе, наживе, удовлетворе-нию похоти. Те же, чье место в граде небесном, любятБога и себе подобных, стремясь к духовному блажен-ству. Смысл жизни людей в граде земном - сделатьвсе, чтобы оказаться в граде Божием.Итак, град Божий населен праведниками, людьми,живущими по слову Господа, град земной - грешника-ми, живущими по установлению человеческой морали,не соответствующей Божественному установлению.Следует отметить, что эти два вида морали сплетенытак тесно, что человек может в себе сочетать элементыи той, и другой, редко они присутствуют в человеке вчистом виде. Между ними ведется борьба в течениевсей мировой истории - от грехопадения до воздаяния.В качестве символов двух градов Августин ис-пользует библейские образы Каина и Авеля. В основеустановления земного града лежит братоубийствен-ный акт, поэтому он изначально грешен. Образомграда Божьего является Авель, символически пред-ставляющий гонимую Небесную Церковь [3. С. 310].История есть борьба двух градов, и ее итог предсказу-ем: грешники попадут в Ад, обреченные на вечныемуки, праведники - в Рай, где будут пребывать в без-мятежности и блаженстве.Таким образом, существуют люди, живущие «подуху» и «по плоти». Смысл культуры в том, что онадолжна сделать людей лучше, очистить их от скверны.История человечества, по Августину, идет двумяпутями. Первый путь - путь бесчинства, позора, раз-врата, убийств. Второй путь менее заметен, но онпредставляет собой движение к добру и истине, при-зван остановить зло путем нравственной проповеди[3. С. 314].В этом процессе главную роль Августин отводиткатолической церкви, призванной исправлять и улуч-шать нравственность. Кто из людей пойдет по этойстезе, того ожидает град Божий, и наоборот - откло-нение от праведного пути ведет человека в град зем-ной.Августин выстраивает иерархию ценностей: внизунее находятся чувственные, греховные блага, наверху -духовные, приносящие блаженство. Часто люди оши-баются в выборе ценностей и сбиваются с истинногопути. Тогда они не «наслаждаются» миром, но «поль-зуются» им [3. С. 321].Философ формулирует вопрос: должен ли человек,призванный любить другого человека, наслаждатьсяили пользоваться им? Августин отвечает на этот во-прос так: если мы любим человека ради него самого, тоиспытываем наслаждение и блаженство. Если же мыпользуемся человеком, блаженства нам не достичь.Высшей ступенью блаженства является любовь к Богукак окончательной цели наслаждения.В чем сущность блаженной жизни, по Августину?Изначально «блаженство» Августин связывал с по-нятием знания: блажен тот, кто знает истину, т.е.мудрец. Он обладает «полным душевным изобили-ем» и через истину соединяется с Богом. Таковыидеи раннего Августина. Однако, вступив на путьхристианства, философ в «Исповеди» пишет, чтоблажен тот, кто знает Бога, даже если больше не зна-ет ничего [3. С. 325].Таким образом, если в ранних трудах Августин от-дает приоритет философии как знанию, то в болеепоздних произведениях на первый план выступаетвера. Обращаясь к Богу, Августин пишет: «Есть ра-дость, которой не дано нечестивцам, но только тем, кточтит Тебя бескорыстно: их радость - Ты сам. И самаблаженная жизнь состоит в том, чтобы радоваться То-бой, о Тебе, ради Тебя» (Цит. по: [3. С. 325]).Бычков полагает, что идея наслаждения и блажен-ства имеет эстетический характер, так как ее суть -бескорыстное созерцание. Чувственные удовольствиямогут быть признаны значимыми, но лишь как ступеник наслаждению духовному.Однако все телесное, греховное, порочное не по-падает в «блаженный» мир. В град Небесный ведуттолько три пути: бескорыстное познание истины (фи-лософия), неутилитарная нравственная жизнь (этика)и незаинтересованное любование красотой (эстетика).Так представляет себе Августин путь человеческойистории.В 1915 г. В.И. Иванов начинает писать мелопею«Человек», состоящую из четырех частей и эпилога.Дописывает он ее в 1919 г. Опубликована она была вПариже в 1939 г. Мы будем анализировать текст поизданию [4].Поэма имеет посвящение: «Памяти Льва Шестова,который, услышав начальные стихи "Человека", опре-делил орбиту лирического цикла произнесенными напамять словами Св. Августина (De Civ. Dei, XIV, 28):"Fecerunt igitur civitates duas amores duo: terrenam scilicetamor sui usque ad contemptum dei; caelestem veroamor dei usque ad contemptum sui" ("Создали две любвидва града: град земной любовь к себе до презрения кБогу; град же небесный любовь к Богу до презрения ксебе")» [4. С. 195].По этому поводу О. Дешарт писала, что посвящениеимеет странный характер: Вячеслав Иванов и Лев Шес-тов общались, но особо никогда не дружили. КогдаШестов процитировал Августина, он попросил Ивано-ва посвятить всю поэму ему, Шестову, хотя цитата изАвгустина соответствует лишь III части «Человека» -«Два града» [5. С. 738]. Иванов пообещал, когда же онготовил к изданию полный вариант книги, Шестов ужескончался, и Иванов не мог нарушить данного обеща-ния. Так или иначе, Шестов был глубоко прав: словагиппонского епископа символизируют замысел и сутьпоэмы «Человек».Поэма начинается с идеи самоутверждения челове-ка: Бог сотворил его, и он провозгласил: «Аз есмь»(первая часть поэмы). Тем самым человек пытался ут-вердить собственную личность, притязая на всемогу-щество. После этого, изгнанный из Рая и принявшийтяжелейшие страдания, он понял, что сначала есть Бог(«Ты еси» - вторая часть поэмы), а потом уже он - че-ловек.Покорность пред Богом и любовь к нему, с однойстороны, и ненависть к божественной жизни - с дру-гой, заполняют содержание третьей части - «Два гра-да». Торжество истины, добра и красоты достигается вчетвертой части мелопеи («Человек един») и в «Эпило-ге».Третья часть - «Два града» - написана как «веноксонетов»: четырнадцать стихотворений, соединенных впятнадцатом, состоящем из первых строк предыдущихсонетов. Эта сложная поэтическая форма, на нашвзгляд, не случайна. Она позволяет обозревать Свя-щенную историю символически: шаг за шагом, словоза словом, идет процесс религиозного возобновлениячеловека, и ни один шаг, ни одна мысль не забываютсяв истории. Человеческая история, которая, по замыслуН.А. Бердяева (1874-1948), имеет смысл в том, чтодолжна иметь конец, важна в любой период, в любомместе, в каждом деянии человека. Никто не забывается,и за все воздается.Десятый сонет содержит слова:Воздвигла ярость любящих себяДо зависти к Творцу - на кряж утесы…Крепит поднесь (еще вкруг стен - леса!)Любовь к себе, златой личине смрада,До ненависти к Богу - крепость Ада[4. С. 228].Это прямая цитата из Августина, принявшая сти-хотворную форму. Автор «Исповеди», видимо, неслучайно обратился к идее «Двух градов». Будучи вмолодости язычником и прекрасно зная античнуюкультуру во всем ее великолепии, он все же отрексяот манихейства и принял христианство в зрелом воз-расте.Согрешить легко, гораздо сложнее - покаяться. В«Исповеди» Августин описывает момент своего детст-ва, когда он с друзьями ночью оказался в чужом саду,где росла груша, ничем особым не примечательная.Дети собрали груши не потому, что были голодны, апотому, что у них была страсть к запретному деянию[1. С. 79].Августин расценивает этот поступок как примергрехопадения. В своей беседе с Богом он кается вомногих действиях, которые осудил, приняв христиан-ство. Возможно, что книга эта была преддверием ктрактату «О граде Божием», пафос которого состоял внеобходимости перехода от плотского состояния к ду-ховному, от грешного - к праведному.Люди воцерковленные не ищут чувственных благ,не строят башен до Небес: «Ущелье, стогна - им равноприют» [4. С. 229]. Они выбирают светлую, благост-ную, духовную жизнь вопреки стараниям Денницы.Они призывают пришествие Бога, который разрушитхрам Дьявольский, воздвигнув «нерукотворныйХрам» - град Божий.Пятнадцатый, заключительный, сонет имеет сле-дующие строки:Ревнуют строить две любви два града:Воздвигла ярость любящих себяДо ненависти к Богу крепость Ада;Селенья Мира зиждут Божьи чада,Самозабвенно Агнца возлюбя.Тот умер, в ком ни жара нет, ни хлада[4. С. 231].Один из семи смертных грехов - гордыня - показанздесь во всей своей жуткой наглядности. Одна из доб-родетелей - послушание - описана как цель человече-ских стремлений. Особо плохо тому человеку, которыйне определился со своим жизненным выбором.Четвертая часть мелопеи «Человек» называется«Человек един». Здесь он противопоставляет Человекус большой буквы, Богочеловеку, обычного человека -грешника:Толпе на радость озверелойЯ Человека вывожуИ на него рукою белой,Пилат Понтийский, укажу Что ж я не Он, Кому, как гроздьеЖивой лозе, принадлежу,В Кого вхожу, как в длани гвоздье,На Чьей груди я возлежу?[4. С. 237].В этом сонете содержится идея предательства ирасплаты. Человеческая натура испорчена, поругана,греховна. Чем сплоченнее люди, тем век страшнее ибезбожней. Сначала человек был искушен Дьяволом,потом, после грехопадения, он почувствовал любовь кБогу, уверовал в него, и появилась надежда на духов-ное возрождение:Повеет… Дрогнет сердце - льдина,Упорнейшая горных льдин…И как Душа Земли едина,Так будет Человек един.[4. С. 238].Августин пишет о двух родах «человеческого племе-ни», судьбы которых расходятся в разные стороны - оплемени Каина (земном, телесном) и племени Авеля(духовном). Каин построил город во грехе, Авель,странник, телесного города не построил, его град - это«Град Святых», «Град вышний» [2. С. 67]. Придет вре-мя, праведники воскреснут и обретут Царство Обето-ванное и будут править со своим Отцом вечно [2. С. 67].Мы видим связь строк русского поэта и гиппонско-го епископа. Раскол людей на праведников и грешни-ков будет преодолен. Божьи люди воскреснут, люди,влекомые демоном, попадут в Ад. Богочеловек и лю-бящие его люди будут править миром во все времена.Не будет рождения, но не будет и смерти. Дьявольскоеначало будет попрано, человек своей свободной волейвыберет град Божий.Что ж, как говорил Лютер, «только верою». Толькорелигиозный человек мог написать такую поэму.Только поэт, прекрасно разбирающийся в духовномнаследии, мог сложить такой гимн человечеству.Только мыслитель, понимающий культуру как чередусимволических откровений, мог показать связь вре-мен сквозь тысячелетия. Такой личностью был Вяче-слав Иванович Иванов.
Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М. : Renaissance, 1991. 488 с.
Блаженный Августин. О граде Божием : в 4 т. М. : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 3. 283 с.
Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. М. : Ладомир, 1995. 593 с.
Иванов В.И. Человек // Собр. соч. : в 6 т. Брюссель : Fouer oriental chretien, 1979. Т. 3. С. 195-242.
Дешарт О. Комментарии к поэме «Человек» // Собр. соч. : в 6 т. Брюссель : Fouer oriental chretien, 1979. Т. 3. С. 737-740.