«Hidden curriculum» и продуктивность образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

«Hidden curriculum» и продуктивность образования

Анализируется понятие «скрытый учебный план», являющееся одной из центральных категорий современной критической педагогики. Представлен анализ его употребления в англо-, германо-, франко- и русскоязычной гуманитарных традициях. Высказывается предположение о продуктивности использования этого понятия для развития инновационного образования. Делается вывод о специфическом характере современных образовательных дескрипций, основной функцией которых становится перформация (социальная мобилизация и идентификация, креация новых значений).

«Hidden curriculum» and educational productivity.pdf Принято считать, что идея «hidden curriculum»(скрытого куррикулума, плана, программы) была впер-вые сформулирована последователем Э. Дюркгейма,американским социологом образования П. Джексоном[1]. Анализируя институциональное образование, Джек-сон выделил в нем две составные части: «формальныйучебный план» (formal curriculum), связанный с отрытоманифестируемыми целями и ценностями обучения, и«скрытый учебный план» (hidden curriculum), указы-вающий на область латентной трансмиссии культурныхпредметов. В передаче этих значений главную рольДжексон отводил не тематически ориентированномуформальному плану и целям учителей, а самой структу-ре обучения и организационному порядку учебного за-ведения. То есть результат работы школы рассматривал-ся им как нечто большее и иное, чем производное отреализации формальных учебных планов. Образова-тельное движение учащегося у Джексона, как пишетодин из его комментаторов, в большей мере напоминало«порхание бабочки, чем полет пули» [2. С. 1].Структура «скрытого куррикулума», по мнениюДжексона, слагается путем взаимодействия «Трех Р» -правил (rules), ритуалов (rutines) и инструкций(regulations). Ожидая, например, звонка к уроку, вызовак доске, перемены, все дети учатся терпению и подчи-нению. Постоянное оценивание научает их умениюсоответствовать социальным ожиданиям, а централи-зация власти на полюсе учителя - тактикам ускольза-ния от идентификации и избегания конфронтации [1].Все эти, равно как и некоторые другие социализа-ционные приобретения, описанные, как гласят анналы,в исследованиях Джексона, связаны с потерей качествареализации официальной программы и ее плачевнымиперспективами во внеобразовательной жизни учащих-ся. «Скрытый куррикулум» в версии П. Джексона уве-ренно маркируется отрицательным знаком.Развивая идею «hidden curriculum», немецкий мик-росоциолог Т. Хайнц сообразует «официальный учеб-ный план» с передачей знаний и техник, а «скрытый» -с незапланированными образовательными эффектами,«нерефлексируемыми способами поведения в школь-ном классе» [3. С. 38]. В своей работе Хайнц указываетна значимость детального наблюдения образователь-ной повседневности и тех ее форм, которые принимает«скрытый куррикулум».По мнению Хайнца, «hidden curriculum» продуци-руется не столько педагогом, хотя и им тоже, сколькоучениками, которые выступают главными поставщи-ками скрытых влияний, руководствуясь в этом кон-кретными обстоятельствами и самоощущениями (ком-форта / дискомфорта). Приобретенные школьникамиповеденческие схемы составляют практические страте-гии выживания в школе и наборы приемов социальноймимикрии (маскировка незаинтересованности и изо-бражение энтузиазма). Цитируя Джексона, Хайнс ут-верждает, что «ученик в гораздо меньшей степени под-вергается порицанию вследствие своей неспособностирешить ту или иную задачу, нежели в случае наруше-ния норм» [Там же. С. 34].Другой немецкий последователь Джексона Дж. Ген-ри, обращаясь к термину «hidden curriculum», отмечает,что человеку свойственна способность обучаться сразунескольким вещам. «Если сравнить учебное занятие ссистемой связи, то участники усваивают не толькоучебный материал, но и "шумы", т.е. не поддающиесяконтролю влияния. При этом то обстоятельство, чтоэти "шумы" ученики активно воспринимают и, соот-ветственно, "тайно" усваивают, большинство учителейне интересует» [4. С. 36].Исследования немецких ученых, акцентирующихвклад учащихся в производство «hidden curriculum»,обнаруживают его как феномен взаимодействия, коор-динаций и спонтанных реакций на учебные обстоя-тельства. Этот же аспект анализа свойствен и традицииконверсационного анализа, стремящегося показать ис-кусность учащихся в том, чтобы в ходе «институцио-нального взаимодействия реализовывать возможностидля установления собственных релевантностей и, ис-пользуя имеющиеся в их распоряжении институцио-нальные ресурсы, управлять ходом коммуникации назанятии» [5. С. 20].К идеологии «hidden curriculum» обращаются ипредставители структурно-функционального подходаП. Бурдье. «Hidden curriculum» они рассматривают вконтексте концепции культурного воспроизводства,фиксирующей политический контроль над системойобразования, в том числе и над западным университе-том. Исследования отношений полей политики и об-разования, произведенные французскими социолога-ми, показывают, что прокламация университетскойавтономии не исключает университет из игр власти,но делает их влияние на него более изощренным иглубоким.Бурдье, в частности, пишет, что в университете«существует целая серия согласованных делений.Внутри каждого факультета дисциплины… иерархизи-рованы. Например, социальное происхождение студен-тов [факультета] права или медицины выше, чем нафакультетах естественных наук, и, как показывает ста-тистика, социальное происхождение студентов гумани-тарных факультетов снижается при переходе от фило-софского к географическому. …Если взять преподава-телей, то увидим тот же процесс, но более яркий, по-скольку здесь действует эффект суперотбора. Такимобразом, учебные иерархии перекрывают скрытые со-циальные иерархии» [6. С. 18].Имплицитное обусловливание образования в иссле-дованиях ученых круга Бурдье, как и в разработкахДжексона, изображается как продукт межсистемныхили структурных взаимодействий, однако статус егоиной. Это уже не межличностные интеракции и акции,как в исходном случае, а скрещения макромасштабныхобстоятельств или контекстов образовательного инсти-тута. «Герои» скрытости - классовый порядок общест-ва, политические интересы доминирующих и подчи-ненных социальных групп, динамики полей образова-ния и культуры. Такое масштабирование образователь-ной проблематики, по мнению канадского аналитикаБ. Ридингса, ведет к тому, что «любое изменение в со-циальном порядке или в педагогической практике -лишь вторичный симптом… перестройки сети власт-ных позиций в рамках социальной тотальности» [7.С. 184].Скрытость в этой перспективе сообразуется нестолько с латентностью социальных влияний, сколькос неопределенностью их источника и каналов реали-зации. «Сокрытое есть в таком случае секретное, этохорошо хранимый секрет, даже когда никто не прихо-дит, чтобы охранять его, поскольку он способствуетвоспроизводству социального порядка, базирующего-ся на сокрытии самых действенных механизмов еговоспроизводства, и поскольку он служит интересамтех, кто заинтересован в сохранении этого порядка»[8. С. 219].Образование, определяющее во многом практиче-ский опыт (габитус) своих субъектов, инвестирует вних культурный капитал, оформленный нерефлекси-руемыми процессами и процедурами скрытых образо-вательных программ. Один из эффектов реализациискрытости заключается в том, что «благодаря почтиполной своей монополии, особенно в отношении самыхобездоленных, она лишает «обучаемых» пониманиялишения, т.е. всего того, что она им не дает» [6. С. 14].В рассматриваемом случае скрытыми являются не про-граммы самого образования, а культурные программы,действующие в образовании.К заслугам Бурдье исследователи его творчестваотносят обнаружение и описание двух механизмовреализации «hidden curriculum»: структурного доми-нирования и символического насилия [9. С. 104]. На-вязывание значений и интерпретаций символов акту-альной культуры происходит в процессе самых раз-ных образовательных действий: обращения к опреде-ленным текстам на занятиях, подбора педагогическихкадров, распределения доступного студентам и пре-подавателям пространства. «Скрытый куррикулум» уБурдье, как и в разработках Джексона, негативно мар-кируется, превращаясь в предмет идентификации иразоблачения.Последователи Бурдье, развивая положения еготеории, еще более драматизируют влияние «hiddencurriculum», утверждая, что «скрытая власть имеет ан-тиразвивающий характер, поскольку индивид подчиня-ется ей против своей воли, интересов, потребностей,возможностей самореализации» [Там же. С. 105].Для французского педагога Филиппа Перрену«hidden curriculum» (curriculum cache) являет собой«непроизвольные», «непредвиденные» эффекты дейст-вий педагогов и гуманитарных институций. Perrenoudакцентирует внимание на таких характеристиках скры-того куррикулума, как «связанность с государственнымидеологическим аппаратом», «способность быть инст-рументом символического насилия» или «механизмомоболванивания», а также «инстанцией социализации наслужбе социального конформизма» [10].В этих определениях несложно увидеть проявлениевполне конкретных либеральных ценностей, которыеполучают возможность социальной легитимации, заяв-ляя о себе борьбой против «скрытого насилия» и «офи-циального лицемерия». Вопрос о том, почему школаучит не тому, что провозглашает, является одним изосновных, на которые ученый пытается получить ответв своих исследованиях. В качестве жертв «hiddencurriculum» Перрену предстают прежде всего препода-ватели и учащиеся - те, кто более всего заинтересованв позитивных следствиях образования.Таким образом, французская гуманитарная мысль влице Перрену, равно как и американская в лице Джек-сона, тематизирует «hidden curriculum» как «дьяволь-ское порождение», предмет социальной критики ипрактической блокировки [11. С. 57]. «Hiddencurriculum» оказывается не имманентным условием,атрибутом самого образования, а привнесением, «чуж-дым голосом», неправильным обертоном, искажающимдолжное звучание педагогической мелодии.Тема «скрытого куррикулума» - проводника в обра-зование «сторонних» интересов - оказывается продук-тивной и для конкретных педагогических и социологи-ческих исследований, в частности изучения каналовтранспортировки этих интересов путем эксплуатациидидактических условий: учебных средств, методиче-ских пособий, текстов учебников. Авторы таких изы-сканий уже не просто указывают на фактор имплицит-ного влияния, но и изучают само его устройство, прин-цип действия.В статье российского социолога образованияЛ.А. Окольской работа «hidden curriculum» объясняетсяпутем привлечения категории интерпелляции (оклика-ния), сформулированной Л. Альтюссером (на окликанглийского полицейского «Эй, ты!» виновный обора-чивался). Фактор влияния - учебный текст, с ее точкизрения, выступает как оклик ученика. Ответ последне-го (оборачивание) означает формирование на полюсеобучающегося соответствующей субъективной конфи-гурации. Уже само присутствие в текстах определен-ных тематизмов «является способом предъявленияценностей и социальных норм, программирующим ак-тивность учащихся, уменьшающим их сопротивлениевлиянию школы» [13. С. 69-70].Анализ советских школьных учебников, апелли-рующих к представлениям о труде, обнаружил, что вних содержится повышенная оценка физического трудаи пониженная - умственного, акцентирование общест-венной полезности производственной деятельности ипринижение значимости предпринимательской дея-тельности вкупе с мотивацией получения прибыли изаработка. Скрытое действие содержания учебников висследовании трактуется как информационный про-текционизм, предрасполагающий учеников к опреде-ленному трудовому поведению [Там же. С. 74-77]. От-мечается, что информационный протекционизм, харак-терный для советских учебных пособий, с небольшимимодификациями сохраняется и в учебниках среднейшколы современной России.Влияние «hidden curriculum» (согласно Окольской)обнаруживает себя и в конфликте между практикойобразования и посланиями средств массовой информа-ции, поп-культуры. Масс-медиальное послание, на-пример, изображает педагогический труд как дело«немужское» и «ненастоящее». Следствием такогоскрытого обесценивания становится падение авторите-та учителей и изменение поведения подростков по от-ношению к ним. «"Парни" начинают грубить педаго-гам, пытаются их скомпрометировать, выставить всмешном свете в глазах класса и своих единомышлен-ников» [14. С. 165].В созданной автором интерпретации школьныхзатруднений изображено столкновение гетероном-ных влияний - скрытых программ масс-культуры - иимплицитных установок школьных учебных посо-бий. Так, «если учебники обычно транслируют цен-ности альтруизма, патриотизма и трудолюбия, [то]развлекательные медиа, напротив, приводят моделиэгоцентрического и гедонистического поведения»[15. С. 33-34].Окольская делает вывод: то, что традиционно опи-сывалось в терминах «педагогическая запущенностьучащихся» или «профессиональная дефицитарностьучителя», предстает теперь как проявление скрытогокультурного программирования и адресует педагоги-ческое действие в направлении идентификации и ней-трализации «нечеловеческих» факторов влияния наобразование.Вопрос об имплицитных условиях продуктивностиобразования поднимается и в рамках других россий-ских критических педагогических исследований. В нихскрытое содержание образования рассматривается пре-имущественно как характеристика образовательнойсреды, влияние которой действует в направлении, пря-мо противоположном явным ценностям и целям учеб-ного заведения.В содержание скрытого влияния аналитики вклю-чают специфическую атмосферу, дух школы, которые«не в меньшей степени определяют образование, чемнабор учебных предметов, предметные специализации,объем изученного материала и т.п.» [16. С. 177]. Сущ-ность скрытости А.Н. Тубельский определяет посред-ством термина «уклад», включающего следующие ха-рактеристики:- различного рода дифференциацию школьников поспособностям, включая классы коррекции и специаль-ные классы для одаренных детей (классы «дураков» иклассы «ботанов», как их называют сами дети);- структуру реальной власти в школе (тоталитар-ную или иерархическую, демократическую или либе-ральную);- язык класса или школы (разумеется, не по фор-мальному признаку, а по реально действующей семан-тике, тону, стилю и объему лексикона);- сложившуюся практику отвечать учителю то, чтоон ждет, а не то, что думает ученик;- умение действовать в ситуации контрольной ра-боты или экзамена (не культурные формы поведения вситуации испытания, а сложившиеся правила списыва-ния, подглядывания, угадывания и т.п.);- реальное распределение учебного времени (не поучебному плану или расписанию, а фактически исполь-зуемого учеником времени - у одних учебное времясоставляет 12 часов в день, у других не наберется иполучаса).Как парафраз выводов немецких ученых звучатслова автора о том, что негативные проявления скры-той программы «не находятся в поле внимания ни учи-телей практиков, ни школьных управленцев, ни иссле-дователей, ни армии различных инспекторов и экспер-тов, которые за последние годы наводнили школу»[Там же. С. 178]. Минимизацию и даже исключениенегативных последствий скрытого программированияавтор видит в оптимизации педагогической средышколы: формировании в ней демократического уклада,развитии внутришкольного самоуправления, либерали-зации стиля руководства, дифференциации обществен-ной инфраструктуры (создание свободных ассоциацийучащихся) [Там же. С. 180].И.Д. Фрумин в своих педагогических исследовани-ях несколько расширяет область определения скрытогопрограммирования. Акцентируя институциональныефакторы образования, автор делит их на макросоци-альные и микросоциальные, видя в них характеристикисреды, окружающей учебные институты [17. С. 15].При этом канал реализации скрытых влияний в интер-претации И.Д. Фрумина может обретать форму какпрямого образовательного воздействия, так и косвен-ного, «являясь условием для того или иного протека-ния процесса обучения и явных процессов организациидеятельности учителей и учеников в школе» [Там же.С. 32]. При этом структурная трактовка «hiddencurriculum» как активного контекста, чего-то внешнегопо отношению к содержанию образования является дляданного понимания решающим. Или, другими словами,есть деятельность учеников и учителей, и есть консти-туирующие ее условия (факторы влияния). Сама дея-тельность образовательных субъектов в качестве об-стоятельства, генерирующего непланируемые эффектыобразования, в фокус анализа И.Д. Фруминым не по-мещается.В этой связи мы бы хотели указать на еще одну об-ласть определения феномена «hidden curriculum», кото-рая, как следует из наших наблюдений, периферийнадля отечественных и зарубежных исследований. Речьидет об использовании в аналитиках образования рядапредставлений, связанных прежде всего с именемМ. Маклюэна, о семиотическом опосредовании про-цессов культурной трансляции. В их исследовании уче-ный сделал акцент на способе передачи информации, ане на его тематическом содержании, что выразилось визвестном афоризме: «средство коммуникации естьсообщение» [18. С. 6].Маклюэн создал следующую типологию коммуни-кативных медиаторов: устная речь, письменный текст,аудиовизуальный код. Каждое из этих средств в ходесвоей реализации производит, как правило, незаметнуюработу. Незаметную потому, что мы - участники ин-формационного обмена - ангажированы содержатель-но. Вследствие этого важнейшие элементы сообщения,относящиеся к характеристикам средства коммуника-ции (формы масштабирования реальности, принципывключения / исключения смыслов, технические усло-вия и социальное позиционирование, например, конфи-гурация реципиента информации), транслируются под-спудно. Или, другими словами, образуют область«hidden curriculum». С этой точки зрения любое сооб-щение самим фактом своего осуществления неминуемоотбрасывает «тень», реализует определенную скрытуюпрограмму, вызывает непредвиденные и разнообразныеследствия.«Hidden curriculum» оказывается не внешним по-бочным эффектом, влияющим на качество образова-ния, а неустранимым внутренним структурным эле-ментом символического обмена, его конститутивной,хотя и неявной, характеристикой. В образовательномисследовании это аналитическое наблюдение транс-формируется в методологический императив: приори-тет изучения способа и формы сообщения перед егосодержанием.Из нашего контурного анализа следует, что привле-чение категории «hidden curriculum», выступающей,скорее, категориальной сетью или «семейным сходст-вом» (Л. Витгенштейн), чем строгим понятием, можетбыть продуктивно как для генерации самых разнооб-разных образовательных исследований, так и для свя-занных с ними педагогических практик.Примером последних может послужить движениепольских учителей «Учителя против скрытой про-граммы в образовании», которые, участвуя в нем, нетолько переориентировали свое индивидуальное по-ведение в учебных обстоятельствах, но и сформиро-вали новую социальную инфраструктуру - качест-венно специфичное профессиональное сообщество,символизирующее себя как разнообразными публи-кациями, так и регулярными переговорами в сетиInternet [19].Сказанное выше, с учетом каналов распространенияинформации о «hidden curriculum», позволяет нам рас-сматривать данную категорию как продуктивную ме-тафору, кросскультурная трансмиссия которой породи-ла многочисленные и качественно отличные образова-тельные инновации, выходящие в ряде случаев за рам-ки собственно педагогического производства. В этомкачестве она не является простым добавлением к педа-гогическому лексикону, частным лингвистическим но-вообразованием, а выступает в роли специфическойноминации образовательной реальности, иначе, чем этобыло принято раньше, организующей педагогическийпорядок.Речь идет о репрезентации образовательных фено-менов, среди которых приоритетное место получаютуже не индивиды с их когнитивными и личностнымихарактеристиками, а интерсубъективные и информаци-онно-коммуникативные акторы, средовые и иные ме-диативные условия. В качестве лингвистической инно-вации «hidden curriculum» обеспечивает децентрациювосприятия образования, создает качественно инуюпедагогическую предметность, онтологию образова-ния, его новую дефиницию. Одним из следствий дейст-вия (этой по природе своей образной сущности) можетстать распад тотальности, а также частичная или пол-ная делегитимация действующего педагогическогоязыка.Вполне возможно, что мы являемся свидетелями иучастниками процесса дифференциации педагогиче-ского дискурса, одна из частей которого специализиру-ется на использовании и воспроизводстве ресурсов ду-ховной культуры, в то время как вторая ориентируетсяна строительство, создание, умножение, развитие, обо-гащение ее новых форм. Это значит, как считает авторэтой идеи польский философ образования П. Шульц,что для ее полноценного функционирования необхо-дима скорейшая концептуализация релевантных ново-му дискурсивному образованию «операций, знания,категорий информации, новых показателей учения,новых плодов познания, заключающихся, очевидно, встатусе определенных суждений, взглядов, утвержде-ний, мнений» [20. С. 214-215].При этом следует учитывать, что формирующийсякатегориальный ряд должен обладать «мягкой» дефи-нитивной структурой, отличной от парадигмы естест-веннонаучных понятий, открывающей его пользовате-лям достаточно широкий простор для смысложизнен-ного творчества. Не исключено, что указанная диффе-ренциация педагогического языка повлечет за собой исоответствующую специализацию педагогическихпрактик, их методического и управленческого обеспе-чения.Привлечение категории «hidden curriculum» позво-ляет, как нам кажется, более сложным образом пред-ставлять инновационный процесс в современном обра-зовании, а также направлять усилия педагогическихноваторов на предметы традиционной методическойбесчувственности. В этом отношении мы выступаемсторонниками идеи Р. Рорти, полагавшего, что научное(прежде всего в области наук об образовании) развитиеследует рассматривать не с точки зрения пониманиятого, каковы вещи на самом деле, а как «историю по-лезных метафор» [21. С. 30].В то же время само явление этой категории позво-ляет нам предположить, что в педагогическом языке,наряду с «hidden curriculum», возникает и реализуетсясегодня определенное множество подобных квазипоня-тий, основными функциями которых выступает необобщение тех или иных предметных содержаний, асоциальная идентификация и мобилизация, а такжесоздание символических условий для генерации сооб-ществом новых значений. Обращение к этим культур-ным реалиям имеет решающее значение для развитияинновационных образовательных практик, использую-щих в качестве своего базового механизма коммуника-тивные предпосылки.

Ключевые слова

официальный учебный план, скрытый учебный план, культурное программирование, социальное влияние, педагогическая практика, продуктивность образования, образовательная инновация, official curriculum, hidden curriculum, cultural programming, social influence, pedagogical practice, educational productivity, educational innovation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Полонников Александр АндреевичБелорусский государственный университет (г. Минск)кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Центра проблем развития образованияpolonn@bsu.by
Всего: 1

Ссылки

Hidden curriculum. URL: http://www.enotes.com/oxsoc-encyclopedia/hidden-curriculum
Hamilton D. Bread and Circuses: some Challenges to educational research in the 1980s // British Educational Research Journal. Vol. 11, № 1. 1985. P. 1-11.
Heinze T. Schulertaktiken. Munchen, 1980.
Henry J. Lernziel Entfremdung. Analysen von Unterrichtsszenen in Grundschulen // Der heimliche Lehrplan - Untersuchungen zum Schulunterricht. Weinheim, 1975. S. 35-71.
Тягунова Т.В. «Что, черт возьми, там происходит?»: образовательные практики и политики их исследования // Дискурс университета : мате- риалы Международных научно-практических конференций. Минск, 2010, 2011 гг. / БГУ ; Центр проблем развития образования БГ
Бурдьe П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений. М. : Socio-Logos, 1996. С. 8-31.
Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута. Минск : БГУ, 2009. 248 c.
Бурдьe П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М. : Просвещение, 2007. 267 с.
Wesołowska A. Ukryty program szkoły jako przejaw wladzy symbolicznej w koncepcji Pierre'a Bourdieu // Kultura i Edukacja. 2003. № 2. S. 104-117.
Perrenoud P. Curriculum: le formel, le reel, le cache. URL: http://www.unige.ch/fapse/SSE/teachers/perrenoud/php_main/php_1993/1993_21.html
Jabłońska B. Krytyczna analiza dyskursu: refleksje teoretyczno-metodologiczne // Przegląd Socjologii Jakościowej. 2006. Tom II, Numer 1. S. 53-67.
Интерпелляция как концепция, предложенная Альтюссером. URL: http://ru.wikipedia.org
Окольская Л.А. Трудовые ценности и нормы в содержании учебников для начальной школы: сегодня и 20 лет назад // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 68-85.
Окольская Л.А. От школы к фабрике (Пол Уиллис. Приобщение к трудовой культуре: как дети рабочих становятся рабочими). Археорецензия // Отечественные записки. 2006. № 3(30). С. 160-166.
Окольская Л.А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. 2010. № 1(2). С. 25-33.
Тубельский А.Н. Уклад школьной жизни - скрытое содержание образования // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 177-180.
Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах. Красноярск : КГУ, 1999.
Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В.Н. Николаева. М. : Канон-пресс-Ц, 2003. 464 с.
Nauczyciele wobec ukrytogo programu w edukacji. URL: http://pl.shvoong.com/social-sciences/education/1924165-nauczyciele-wobec-ukrytegoprogramu- edukacji
Schulz P. Wykłady z pedagogiki ogolnej. Logos edukacji. Toruń, 2009. T. III. 400 s.
Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / пер. с англ. И.В. Хестановой, Р.З. Хестанова. М. : Русское феноменологическое общество, 1996. 280 с.
 «Hidden curriculum» и продуктивность образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

«Hidden curriculum» и продуктивность образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Полнотекстовая версия