Анализируются биомеханические аспекты техники сложнокоординационных гимнастических упражнений на перекладине с выраженной фазой полета. На основе полученных данных автором сформирован комплекс специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие мышц-сгибателей и разгибателей в плечевых и в тазобедренных суставах. В ходе исследования определены упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, овладение навыком динамической осанки, рабочих положений и отработки управляющих движений.
Methods of training ''Tkachev Flight'' gymnastic element on bar.pdf На основе анализа кинематических характеристикгруппы перелетовых упражнений на перекладине [1-3]нами был разработан комплекс подготовительных уп-ражнений, направленных на развитие скоростно-сило-вых качеств, и комплекс подводящих упражнений, на-правленных на совершенствование технических дейст-вий в главных управляющих движениях гимнастиче-ского элемента «перелет Ткачева». Рабочие движенияпри отработке комплекса упражнений на тренировоч-ных занятиях выполнялись в диапазоне изменения уг-лов в плечевых (180-150°) и тазобедренных (180-130°)суставах.При разработке комплекса упражнений, направ-ленных на повышение уровня требуемых физическихкачеств, учитывалось, что методика воспитания силывключает в себя совокупность средств, методов и ре-жимов мышечной работы [4, 5]. Для развития скоро-стно-силовых качеств использовались упражнения смаксимальной скоростью броскового движения в изо-тоническом и изокинетическом режимах работымышц. Изокинетический режим работы мышц пред-полагает использование спортивных тренажерныхустройств, которые позволяют проявлять максималь-ные усилия в любой фазе движения. Эффективностьданного режима заключается [6]:- в большом количестве участвующих в работемышц;- ограничении активности мышц-антагонистов;- рациональной последовательности включения вработу мышц кинематической цепи;- усилении активности мышц;- выборе оптимальной амплитуды;- согласовании акцентов усилий в разных кинема-тических цепях.Для оценки эффективности обучения гимнастиче-скому элементу «перелет Ткачева» в упражнениях наперекладине был проведен педагогический экспери-мент. На первом этапе решалась задача повышенияуровня физической подготовленности гимнастов, а навтором - задача совершенствования технических дей-ствий в главных управляющих движениях элемента«перелет Ткачева».Комплекс подготовительных упражненийдля развития скоростно-силовых качеств1. Исходное положение (И.П.) - лежа на спине, рукивверх. Взмах руками вперед - вернуться в И.П. (с отя-гощением, вес отягощения 2,5-3 кг, с резиновыми бин-тами).2. И.П. - то же. Бросок набивного мяча вперед-вверх на дальность.3. И.П. - лежа на животе, руки вверх. Взмах рукаминазад - вернуться в И.П. (с отягощением 2,5-3 кг, срезиновыми бинтами).4. И.П. - то же. Бросок набивного мяча назад -вверх на дальность.5. И.П. - лежа на спине на гимнастическом коне,руками обхватить коня за головой, ноги вперед. Парт-нер держит за стопы и активным движением рук броса-ет ноги вниз в прогнутое положение тела. Гимнаст,преодолевая сопротивление, возвращается в И.П.6. И.П. - лежа на животе на гимнастическом коне,руками захватить коня, ноги назад. Партнер держит застопы и активным движением рук бросает ноги вниз всогнутое положение тела. Гимнаст, преодолевая сопро-тивление, возвращается в И.П.7. И.П. - лежа на животе на гимнастическом коне,руками захватить коня, ноги вперед (согнутое положе-ние тела). Набивной мяч зажат между стопами ног.Бросок набивного мяча вперед - вверх (через себя) надальность, партнер ловит мяч.8. И.П. - лежа на спине на гимнастическом коне, но-ги назад (прогнутое положение тела). Набивной мяч за-жат между стопами ног. Бросок набивного мяча назад -вверх (через себя) на дальность, партнер ловит мяч.9. И.П. - вис на перекладине, набивной мяч зажатмежду стопами ног. Бросок набивного мяча вверх -назад через перекладину на максимальную дальность.10. И.П. - лежа на спине на доске, находящейся подуклоном, скольжение вниз, руки вверху, держась загимнастическую палку, соединенную через трос с рей-кой гимнастической стенки. Силой, сгибая руки в пле-чевых суставах, вернуться в И.П. Обратить вниманиена выпрямленное положение рук при возвращении висходное положение.11. И.П. - лежа на спине между гимнастическимискамейками, руки вверх, плечи - на одной, ноги - надругой скамейке, сгибание и разгибание в плечевых итазобедренных суставах (тренер увеличивает расстоя-ние между скамейками). Упражнение выполнять безотягощения и с отягощением 3-4 кг.12. Из положения виса быстрым сгибанием ног уда-рить мяч, подвешенный впереди на высоте пояса.13. То же самое, но из положения замаха (размахи-вания изгибами) как можно сильнее ударить ногами помячу, постепенно увеличивая высоту его подвеса.Упражнения выполняют за 2 подхода, 5-6 раз в ка-ждом. Отдых между подходами - до полного восста-новления.В табл. 1 приведены показатели моментов мышеч-ных сил гимнастов экспериментальной группы до ипосле выполнения подготовительных упражнений, на-правленных на развитие скоростно-силовых качеств.Т а б л и ц а 1Показатели моментов мышечных сил в плечевых и тазобедренных суставах спортсменов экспериментальной группыдо и после экспериментаЭкспериментальнаягруппаСтатистическийпоказательСгибателиплеч (126.) Н·мСгибатели бедер(137.) Н·мРазгибатели плеч(175.) Н·мРазгибатели бедер(205.) Н·мX 273,76 187,66 97,83 263,5X 5,72 9,89 12,51 До эксперимента 51 22,31±m 2,33 4,03 5,10 9,10X 295,83 202,6 112,11 289,91X После эксперимента 9,02 8,33 4,28 12,13±m 3,68 3,40 1,74 4,95Сравнение по t-критерию Стьюдента t = 5,05;р < 0,001t = 2,82;р < 0,05t = 2,64;р < 0,05t = 2,54;р < 0,05Сравнение результатов по t-критерию Стьюдента по-казывает статистически значимый прирост показателей,что свидетельствует об эффективности использования вучебно-тренировочном процессе гимнастов комплексаспециальных подготовительных упражнений при освое-нии структурной группы упражнений «перелет Ткачева».Так как гимнасты контрольной группы не исполь-зовали в учебно-тренировочном процессе комплексподготовительных упражнений, представлялось ин-тересным сравнить их результаты с аналогичнымипоказателями гимнастов экспериментальной группы(табл. 2).Т а б л и ц а 2Показатели моментов мышечных сил в плечевых и тазобедренных суставах гимнастовконтрольной и экспериментальной групп после педагогического экспериментаГруппа СтатистическийпоказательСгибатели плеч(126.) Н·мСгибатели бедер(137.) Н·мРазгибатели плеч(175.) Н·мРазгибатели бедер(205.) Н·мX 279,33 187,18 99,8 270,83X Контрольная 5,26 40,80 14,80 16,64±m 2,14 1,96 6,04 6,79X 295,83 205,21 114,18 292,83X Экспериментальная 9,02 4,51 3,56 7,53±m 3,68 1,84 1,45 3,07Сравнение по t-критерию Стьюдента t = 3,86;р < 0,05t = 6,70;р < 0,001t = 2,31;р < 0,05t = 2,94р < 0,05Результаты испытуемых экспериментальной группы вконце педагогического эксперимента достоверно отлича-ются от соответствующих показателей спортсменов кон-трольной группы. Прирост результатов по всем показате-лям у спортсменов экспериментальной группы в 1,8-2,0 раза больше, чем у гимнастов контрольной группы.Эти данные свидетельствуют о том, что разработанныйкомплекс подготовительных упражнений положительновлияет на опорно-двигательный аппарат гимнастов.Методическое решение второй задачи педагогическо-го эксперимента основывалось на том, что для качествен-ного усвоения упражнений целесообразно сначала осво-ить навык динамической осанки, затем отработать управ-ляющие движения и после этого соединить приобретен-ные навыки вместе [7]. В соответствии с этим положени-ем и на основании результатов биомеханического анализатехники упражнения «перелет Ткачева ноги врозь» [2, 3]была разработана методическая последовательность сис-темы подводящих упражнений, способствующих овладе-нию элементами рабочих положений, динамическойосанки и управляющих движений спортсмена в суставах,специфичных для исследуемого упражнения.Комплекс подводящих упражнений, направленныхна совершенствование технических действийв гимнастическом элементе «перелет Ткачева»Упражнения для освоения рабочих положений:- вис на гимнастической стенке с максимальной от-тяжкой в плечевых суставах;вис на перекладине с максимальной оттяжкой вплечевых суставах;- вис на гимнастической стенке с максимальнымподниманием тела за счет подтягивающих движений вплечевых суставах;- вис на перекладине с максимальным подниманиемтела за счет подтягивающих движений в плечевых сус-тавах;- стойка на руках на низкой перекладине с макси-мальной оттяжкой в плечевых суставах. Выполнять спомощью тренера;- стойка на руках на низкой перекладине с макси-мальным провисанием в плечевых суставах. Выполнятьс помощью тренера;- вис лежа на полу на низкой перекладине (животомк полу). Можно использовать гимнастическую стоялку;- вис лежа на полу на низкой перекладине (спинойк полу). Можно использовать гимнастическую стоялку;- упор согнувшись на полу на низкой перекладине;- вис лежа согнувшись на полу на низкой перекла-дине (спиной к полу);- упражнения выполняются за два подхода (по од-ному в подходе);- упражнения для овладения навыком динамиче-ской осанки.Одним из главных средств в обучении гимнастовявляются упражнения для формирования навыков ди-намической осанки в различных условиях [8-10]. От-сутствие прочного навыка динамической осанки при-водит к появлению различных ошибок [10]. В связи сэтим был разработан комплекс упражнений, способст-вующих удержанию необходимой позы в различныхусловиях.1. И.П. - вис на перекладине. Тренер легкими толч-ками рук (в туловище, бедра, голень, стопы) выводитгимнаста из положения равновесия. Гимнаст сохраняетпозу неизменной.2. И.П. - лежа на спине (животе, боком). Тренерподнимает гимнаста за стопы и волнообразными дви-жениями старается изменить его позу. Гимнаст сохра-няет ее неизменной.3. И.П. - лежа на спине (животе, боком) между ус-тановленными параллельно скамейками, опираясь го-ловой и плечами на одну скамейку, а ногами - на дру-гую. Тренер постепенно увеличивает расстояние междускамейками, перемещая одну из скамеек от бедер кголени.4. То же, с отягощением 3-5 кг (пояс с песком, ган-тели).5. Выполнение схода из положения стойки на рукахдо горизонтального положения, сохраняя неизменнуюосанку:- на полу с помощью тренера или прихода в вислежа на маты;- из стойки на руках на гимнастической стоялке илижерди, находящихся на высоте 20 см от опоры, приходв вис лежа на маты.6. И.П. - лежа на спине, руки хватом за гриф на вы-соте 20 см. Тренер держит гимнаста за стопы ног иброском вверх - вперед посылает спортсмена черезгриф. Спортсмен проходит через вертикальное поло-жение над грифом перекладины со значительными уг-лами в плечевых и в тазобедренных суставах, не меняяпозы до касания матов.7. На перекладине, с привязанными к грифу с по-мощью лямок руками, с отмаха сход - махи вперед иназад без изменения позы до затухания.Упражнения выполняются за 2 подхода. Упражне-ния № 3, 4, 7 выполняют 1 раз за 1 подход, упражнения№ 5, 6 - 3-4 раза, упражнения № 1, 2 - 5-6 раз.Упражнения для отработки управляющих движенийВ фазе разгона спортсмены максимально оттягива-ются в первой половине оборота и провисают под вер-тикалью внизу. Наибольшая роль в провисании при-надлежит плечевым суставам. Нагрузка во время пере-сечения вертикали внизу на мышечно-связочный аппа-рат плечевого пояса достигает четырехкратного весаспортсмена. Необходимо укреплять мышцы рук плече-вого пояса и в равной мере развивать их подвижность.С этой целью в учебно-тренировочном процессе гим-настов экспериментальной группы мы использовалиследующие упражнения.1. Максимальное вытягивание и сжимание в плече-вых суставах в положении лежа на спине, держась зарейку гимнастической стенки.2. Максимальное поднимание и опускание тела вупоре лежа и в стойке на руках за счет движений в пле-чевых суставах.3. Максимальное поднимание и опускание тела засчет провисания в плечевых суставах в упоре набрусьях и в висе на перекладине. Упражнение выпол-няется с отягощением (партнер обхватывает ногиспортсмена и висит вместе с ним) и без дополнитель-ной нагрузки.4. Максимальное провисание в нижней вертикалипри больших оборотах вперед и назад с отягощением400-500 г (мешочки с песком привязывают к стопамног или надевают обувь соответствующего веса).Упражнения выполняют за 2 подхода, 5-6 раз в ка-ждом.Упражнения для отработки управляющихдвижений с использованием упругих свойствгрифа перекладиныДля подъема вверх и перехода в полетную фазуспортсмены, кроме мышечных сил, используют упру-гость грифа перекладины. Здесь большое значениеимеет умение спортсмена взаимодействовать со снаря-дом в резонансном режиме, что позволяет увеличитьпараметры движения в момент перехода из опорного вбезопорный период. Применяемые нами упражнения вучебно-тренировочном процессе гимнастов экспери-ментальной группы приведены ниже.1. В висе на перекладине махи изгибами, постоянноувеличивая амплитуду и попадая в единую ритмиче-скую структуру с пружинящими колебаниями грифа.При пересечении ногами нижней вертикали макси-мально провиснуть, а в конечных фазах маха поднятьсяв плечевых суставах.2. Подъемы двумя в упор махом изгибами с попада-нием в резонанс с колебаниями грифа перекладины.3. Размахивания в висе на перекладине. При пересе-чении ногами нижней вертикали максимально провис-нуть, а в конечных фазах маха подняться в плечевыхсуставах.Упражнения выполняют за 2 подхода, 5-6 раз в ка-ждом.Упражнения для овладения хлестообразным способомсгибания ног в тазобедренных суставахДополнительно в экспериментальной группе ис-пользовались упражнения для овладения хлестообраз-ным способом сгибания ног в тазобедренных суставахпри выполнении полетных элементов.1. В упоре на низкой перекладине отмах в стойку наруках.2. Размахивания в висе на перекладине. Выйти встойку на руках на третьем махе, на втором махе с пер-вого маха из размахиваний изгибами.3. Вис на перекладине. Выполнять хлестообразныедвижения в один акт (замах и акцентированный бросокногами), постоянно изменяя высоту броска ногами.4. Выполнение хлестообразных движений в два акта,т.е. после броска ногами вперед активное разгибаниетела (рывок) с одновременным движением рук назад инадавливанием кистями рук на гриф перекладины.5. Размахивания в висе на перекладине махом впе-ред, бросковым движением ног, подлет в поролоновуюяму на спину; сальто назад в основную стойку; подлетс противовращением в основную стойку.6. Размахивания в висе на перекладине махом впе-ред, поворот на 180. с попеременным перехватом рук -санжировка с увеличением высоты маха за счет актив-ного броска ногами.7. На махе вперед подлеты с поворотом на 180. иувеличением скорости броскового движения ногами.Акцентированное сгибательное движение ног в тазо-бедренных суставах выполняется ускоренно.Упражнения выполняют за 2 подхода. Упражнения№ 2, 5 выполняют по одному разу за подход, осталь-ные - 3-4 раза за подход.Особенности реализации управляющихдвижений в «разгонном» обороте назадна перекладинеДля выполнения «разгонного» оборота назад на пе-рекладине с максимальной скоростью вращения гимна-стам давали установку:1) при сходе максимально оттянуться от грифа пе-рекладины;2) сохранять неизменную закрытую осанку почти донижней вертикали;3) от вертикали
Загревский В.И. Расчетные модели кинематики и динамики биомеханических систем. Томск : ТГУ, 1999. 156 с.
Загревский В.И., Шерин В.С. Биомеханический анализ техники группы перелетовых упражнений «Ткачев» по материалам оптической регистрации движений / Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на современном этапе:
Загревский В.И., Шерин В.С. Сравнительный анализ параметров основных биомеханических показателей техники структурной группы перелетовых упражнений «Ткачев» на перекладине // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 133-139.
Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М. : Физкультура и спорт, 1970. 208 с.
Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М. : Советская Россия, 1975. 192 с.
Пак Сун Джин. Силовая подготовка элитных дзюдоистов к соревнованиям. Изокинетический режим тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 37 с.
Назаров В.Т. Упражнения на перекладине (механика, техника выполнения, методика обучения). Рига : РПИ, 1970. 68 с.
Евсеев С.П., Малеев А.И. Формирование динамической осанки у гимнастов // Гимнастика. М. : Физкультура и спорт, 1978. Вып. 1. С. 17-20.
Загревский О.И. Исследование максимальных мышечных моментов у гимнастов 11-13 лет // Совершенствование методов и средств физического воспитания и спортивной тренировки : сб. науч. тр. Л., 1979. С. 74.
Халилов А.А. Обучение сложным упражнениям на брусьях, выполняемых большим махом вперед на основе анализа их биомеханической структуры : дис. … канд. пед. наук. Л., 1988. 168 с.