Формы и способы мотивации студентов к занятиямфизической культурой
Представлены результаты анализа ведущих форм и способов мотивации студентов к занятиям физической культурой. Показано, что одна из причин их низкой двигательной активности - отсутствие оптимального мотивационного комплекса. Формирование потребности в движении является приоритетным в учебно-физкультурной деятельности, что возможно на основе систематических занятий. Учет исходных мотивов к занятиям физическими упражнениями помогает скорректировать направление мотивов, не обладающих достаточной устойчивостью, обеспечить перемещение мотива с результата на саму деятельность. Определенные в процессе анализа литературы недостатки формирования физической культуры личности студентов, такие как непонимание взаимозависимости абсолютных и частных ценностей физической культуры, несформированность валеологического мышления, неадекватное оценивание собственного уровня здоровья, нерациональная организация жизнедеятельности, свидетельствуют о низком уровне знаний. В этой связи одним из основополагающих факторов процесса физического воспитания студентов является обеспечение оптимальной теоретической и методико-практической подготовки.
Forms and methods of motivating students to physical training.pdf В условиях качественного преобразования всех сто-рон жизни общества возрастают требования к физиче-ской подготовленности молодежи, необходимой дляуспешной трудовой деятельности. Перестройка системыобразования поставила перед высшей школой задачукоренного и всестороннего улучшения профессиональ-ной подготовки и физического воспитания будущихспециалистов. Изменение целевой направленности фи-зического воспитания, суть которого сводится к форми-рованию физической культуры личности, требует по-вышения качества обучения, разработки новых педаго-гических и организационных основ, обеспечивающихличностно-ориентированное обучение и воспитание.Целью проведенного исследования было определе-ние ведущих форм и способов мотивации студентов кзанятиям физической культурой.Основной причиной низкой двигательной активно-сти студентов Н.С. Кончиц [1] считает несформиро-ванность устойчивых привычек. Помимо этого, отсут-ствие оптимального жизненного стереотипа, которыйскладывается на протяжении дошкольного и школьно-го периодов, свидетельствует о нивелировании потреб-ности в движении на уровень социальных потребно-стей, т.е. удовлетворение потребности в движении за-висит от сознания. Так, если у детей существует врож-денная мотивация к двигательной активности, то увзрослого человека двигательная активность проявля-ется только на основе сознательного побуждения [2-4].Одно из важных условий учебной деятельности - соз-дание у человека осознанных устойчивых мотивов [5].В физкультурной деятельности, таким образом, прин-цип сознательности в период активного развития ин-теллекта приобретает основополагающее значение вформировании мотивации.Посредством деятельности, исходящей из опреде-ленных мотивов, преследующей некоторую цель и ре-шающей некую задачу, человек выражает свое отно-шение к окружающему миру; это отношение (поведе-ние) соотносится как с внутренним, так и с внешним(субъективным и объективным). Изучая мотивы дея-тельности, мы понимаем не только степень заинтересо-ванности в ней, но можем предполагать и уровень ак-тивности в данной сфере, и ее направленность. Еслирассматривать проблему в приложении к физическойдеятельности, то, определив мотивы студентов, можнопредположить, будут ли они заниматься самостоятель-но или их конечная цель - сдача зачета. Однако мотивможет иметь конечную цель, а может переместиться насаму деятельность или какой-либо результат деятель-ности (например, в игре - на процесс игры). Таким об-разом, посредством учета исходных мотивов физкуль-турной деятельности можно путем применения коррек-тирующих элементов в методике преподавания сме-нить временные мотивы получения результата (поло-жительной отметки) на более устойчивые мотивы про-цесса занятий физическими упражнениями [6].В учебной деятельности проявляются следующие мо-тивы: познавательные, направленные на содержаниепредмета и процесс учения (овладение знаниями и спосо-бами деятельности, потребности в интеллектуальной ак-тивности, решении трудных задач и др.); социальные (мо-тивы долга, ответственности, самоопределения, самосо-вершенствования) и узколичные (мотивы благополучия,избегания неприятностей, престижа). Познавательныемотивы являются наиболее важными в учебной деятель-ности, они могут актуализироваться, если содержаниепредмета имеет личностную значимость для индивида.Физкультурная деятельность будет значимой, если еесвязывать с возможностями самореализации в будущейпрофессиональной и семейной жизни через осознаниевлияния физических упражнений на организм человека сточки зрения физиологии, возможностей техническогороста и т.д., что может иметь значение в виде уже осоз-нанных целей и «подсказанных» преподавателем [7-9].Физкультурная деятельность студентов вузов имеетследующую классификацию побуждающих мотивов:- внутренние мотивы, связанные с удовлетворениемпроцессом деятельности (эмоциональность, новизна,динамичность, любимые упражнения и т.д.);- внешние положительные мотивы, основанные нарезультатах деятельности (приобретение знаний, уме-ний, навыков, активный отдых и т.д.);- мотивы, связанные с перспективой (укреплениездоровья, развитие физических качеств, коррекция фи-гуры и т.д.);- внешние отрицательные мотивы (страх перед на-смешками из-за неумения выполнять какое-либо дви-жение, получить низкую отметку и т.д.).Однако наиболее важным мотивом для решения ос-новных задач физического воспитания является укреп-ление здоровья, важны также подкрепляющие его мо-тивы: обеспечить потребность в движении; приобрестидополнительные знания, умения и навыки; улучшитьработоспособность и двигательные качества; расши-рить свои физические возможности с целью улучшениякачества жизни.Оптимальный мотивационный комплекс можнопредставить в следующем виде: ВМ, ВПМ, ВОМ илиВМ = ВПМ = ВОМ, где ВМ - внутренняя мотивация,ВПМ - внешняя положительная мотивация, ВОМ -внешняя отрицательная мотивация [10]. Внутренняямотивация должна соответствовать внешней положи-тельной мотивации или преобладать, т.е. быть гораздосильнее внешней отрицательной. При таком соотноше-нии видов мотивации возможно успешное решениезадач физического воспитания в вузе.Мотивация человека зависит и от оценки окружаю-щих, и от самооценки. Этот фактор позволяет педагогувлиять на развитие личности, направлять деятельностьиндивида. Одним из условий формирования устойчи-вой мотивации является взаимопомощь на занятияхмежду субъектом и объектами воспитания, а также ме-жду объектами.В работах [11-13] рассматриваются побудительныемотивы к занятиям физической культурой, делаетсявывод о том, что у студентов ведущими мотивами вы-ступают такие, которые не являются устойчивыми (на-пример, удовлетворение каких-либо моральных и ма-териальных потребностей, установка на спортивныйрезультат, контрольный норматив, зачет и т.д.). Моти-вация к занятиям физической культурой в ряду другихвидов деятельности проявляется наиболее слабо и име-ет тенденцию к снижению от курса к курсу. Это можетсвидетельствовать о неэффективной методике препо-давания физической культуры в вузе, не учитывающеймотивы и потребностиНа основе знаний осуществляется самопознание,в частности собственных интересов, стремлений,переживаний [19]. Необходимый уровень знаний,позволяющий оптимально оценивать собственныевозможности, оказывает непосредственное влияниена формирование убеждений, потребностей, моти-вов, интересов. Таким образом, формирование лич-ностно значимой потребности в совершении целена-правленной двигательной активности происходитчерез овладение занимающимися необходимой сис-темой знаний, подкрепленной положительными эмо-циями от занятий.Эффективно формировать мотивацию можно черезцелеполагание учебной деятельности, обеспечив ана-лиз и обсуждение условий достижения конкретной це-ли между студентами. Такой подход позволяет разви-вать творческое мышление и активно вовлекать зани-мающихся в учебный процесс.При формировании здорового образа жизни необ-ходимо учитывать следующие компоненты [2]:- потребностно-мотивационный, отражающий по-требности, мотивы, интересы и желания, направленныена здоровый образ жизни:- содержательный, направленный на овладение не-обходимой системой знаний;- практическо-деятельностный, подразумевающийумение студентов самостоятельно решать задачи физи-ческого воспитания;- творческий, характеризующийся умением моде-лировать здоровый образ жизни;- рефлексивный, обусловливающий сознательнуюдеятельность.Каждый из компонентов требует учета многих ус-ловий и применения определенных мер педагогиче-ской деятельности. Так, на формирование потребно-стно-мотивационного компонента влияют ряд факто-ров и условий:- убеждения, потребность, мотивы, интересы обла-дают направляющей и побуждающей силой к активно-сти. Поскольку потребности и интересы тесно связаныс эмоциями, большое значение имеют психологическийкомфорт и позитивное настроение, на основе которыхформируется положительное отношение к занятиямфизическими упражнениями. Важной задачей совре-менной системы образования стала задача формирова-ния умений самостоятельного получения знаний итворческого их применения. В то же время творческаядеятельность наилучшим образом осуществляется вблагоприятной психологической обстановке. Система-тическое подкрепление какой-либо цели, идеи, предме-та положительными эмоциями приводит к формирова-нию самостоятельного мотива, иначе говоря, происхо-дит «сдвиг» мотива на цель;- снятие оценки и временных ограничений, демо-кратический стиль общения, ситуация выбора, лично-стная значимость;- воспитать потребность в занятиях физическойкультурой командными методами невозможно, по-скольку это противоречит природному сопротивлениюпринуждению, происходит ущербная трансформациямотивационной сферы, поэтому нужно руководство-ваться подлинным интересом к занятиям;- для поддержания интереса к занятиям физически-ми упражнениями должны использоваться задания оп-тимальной сложности, так как чрезмерно легкие и тя-желые задания угнетают активность в достижении ре-зультатов деятельности;- использование проблемных задач наилучшим об-разом соответствует особенностям интеллекта в сту-денческом возрасте;- эффективно использование соревновательной дея-тельности в занятиях физической культурой для воз-действия на мотивационно-ценностное отношение сту-дентов [14]. Данный подход позволяет активизироватьих деятельность в овладении двигательными умения-ми, навыками и в развитии физических качеств. Однакосоревновательные упражнения, тесты должны бытьдоступными, выполняться без негативных эмоций, вкомфортных условиях и стимулировать таким образомк физическому совершенствованию;- необходимо учитывать предпочтения студентов ввыборе вида физкультурно-спортивной деятельности [20];- слабое физическое развитие и недостаточная дви-гательная подготовленность могут объясняться недос-таточной мотивацией, которая не является побуждаю-щим фактором к физическому совершенствованию.Возникает замкнутый круг. Однако с ростом уровнязнаний, физических качеств, двигательных умений инавыков увеличивается потребность в занятиях, фор-мируется положительная мотивация. А это, в своюочередь, осуществляется в ходе непрерывных, система-тических занятий;- на основе привычки возникает потребность, ко-торая воздействует на мотивационную сферу, а та, всвою очередь, побуждает к активности. Привычкиявляются разновидностью автоматизированных дей-ствий и побуждают человека поступать определеннымобразом; невозможность ее проявить вызывает неудо-вольствие; при рассогласованности между прогнози-руемой ситуацией и афферентацией, поступившейизвне, возникает отрицательная эмоция [21]. Привыч-ка может сформироваться на основе постоянного идлительного повторения, поэтому систематическиезанятия становятся привычными и могут превратитьсяв потребность.Содержательный компонент здорового стиля жиз-ни, предполагающий приобретение знаний, которыезатем могут переходить в убеждения, играет важнуюроль. На основе знаний и убеждений формируютсяпотребности, мотивы, интересы. Общеизвестно, чтонедостаток соответствующих знаний и методическихумений не позволяет студентам самостоятельно рас-поряжаться своим психофизическим потенциалом,поддерживать оптимальную работоспособность издоровье.Практическо-деятельностный компонент обуслов-ливает решение наиболее важной задачи физическоговоспитания в вузе, которая подразумевает приобрете-ние навыков самостоятельных занятий физическимиупражнениями на базе сознательного, ценностного от-ношения к средствам физической культуры, их творче-скому использованию.Только при осуществлении самонаблюдения, са-моанализа, самооценки собственных достоинств инедостатков возможно формирование оптимальногомотивационного комплекса, что, в свою очередь, дос-тижимо при овладении системой знаний [22]. Уменияи навыки учебной работы, приемы самообразования,самоконтроля и формирования культуры движенийвоспитывают потребность в систематических заняти-ях физическими упражнениями, что является важнымусловием самостоятельного применения средств фи-зической культуры. Самостоятельная работа способ-ствует расширению знаний в области физическойкультуры и спорта, закрепляет навыки примененияполучаемой информации (как теоретического, так ипрактического характера), позволяет актуализироватьтворческие процессы, удовлетворяет ряд потребно-стей (в том числе такие важные, как потребность вдвижении и информации), решает проблему дефицитадвигательной активности. В период трудовой дея-тельности после окончания вуза физическое воспита-ние становится самодеятельным, поэтому студентыдолжны получить необходимые знания и умения вобласти физической культуры, навыки самостоятель-ного использования средств и методов оздоровления иподдержания работоспособности.Творческий и рефлексивный компоненты форми-руются во взаимосвязи с другими компонентами, на-пример, творческие задания способствуют лучшемуусвоению материала, подкрепляя, таким образом, со-держательный и практическо-деятельный компоненты,в то же время вызывая повышенный интерес к предме-ту исследования и воздействуя на потребностно-мотивационный компонент, побуждают исключитель-но к сознательной деятельности.Тесное взаимодействие всех компонентов здоровогостиля жизни должно проявляться непосредственно вфизическом воспитании студентов: теоретической под-готовке, которая позволяет формировать мировоззрен-ческую систему научно-практических знаний и отно-шение к физической культуре, а также методико-практической подготовке, обеспечивающей овладениеметодами и способами физкультурно-спортивной дея-тельности для достижения учебных, профессиональныхи жизненных целей личности.Теоретическую и методико-практическую подго-товку студентов целесообразно осуществлять при по-мощи комплекса средств, методов, форм обучения:лекций, бесед, опросов, написания рефератов, методи-ко-практических занятий, анализа результатов тестиро-вания уровня функциональных показателей и физиче-ской подготовленности, домашних заданий, ведениядневников самоконтроля.Выводы:1. Одна из причин низкой двигательной активностистудентов - отсутствие оптимального мотивационногокомплекса.2. Формирование потребности в движении являетсяприоритетным в учебно-физкультурной деятельности,что возможно на основе систематических занятий.3. Учет исходных мотивов к занятиям физическимиупражнениями помогает скорректировать направлениемотивов, не обладающих достаточной устойчивостью,обеспечить перемещение мотива с результата на самудеятельность. Поэтому на основе классификации по-буждающих мотивов следует определить ведущие мо-тивы физической деятельности.4. На формирование оптимального мотивационногокомплекса к занятиям физической культурой влияют:следование в обучении принципу сознательности, ис-пользование проблемных задач, психологический ком-форт, демократический стиль общения, ситуация выбо-ра, использование заданий оптимальной сложности,учет предпочтения занятий физическими упражнения-ми с игровой направленностью, систематическое по-сещение занятий, повышение личностной значимостиучебно-физкультурной деятельности, соревновательнаядеятельность.5. Обозначенные посредством литературного ана-лиза недостатки в формировании физической культу-ры личности студентов, такие как непонимание взаи-мозависимости абсолютных и частных ценностей фи-зической культуры, несформированность валеологи-ческого мышления, неадекватное оценивание собст-венного уровня здоровья, нерациональная организа-ция жизнедеятельности, свидетельствуют о низкомуровне знаний.6. Знания формирующим образом влияют на моти-вы и интересы и являются, таким образом, одним изфакторов направления учебно-физкультурной деятель-ности студентов. Овладение системой знаний помогаетстудентам самостоятельно использовать средства фи-зической культуры, обеспечивать адекватные само-оценку и самоконтроль. Поэтому одним из основопола-гающих факторов процесса физического воспитания ввузе является обеспечение оптимальной теоретическойи методико-практической подготовки.
Ключевые слова
студенты,
физическое воспитание,
мотивация,
здоровый образ жизни,
students,
physical education,
motivation,
healthy lifestyleАвторы
Ильин Александр Александрович | Томский университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физического воспитания и спорта | sport@rk.tusur.ru |
Марченко Ксения Александровна | Томский университет систем управления и радиоэлектроники | старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта | sport@rk.tusur.ru |
Капилевич Леонид Владимирович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой спортивно-оздоровительноготуризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культуры | kapil@yandex.ru |
Давлетьярова Ксения Валентиновна | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры | kapil@yandex.ru |
Всего: 4
Ссылки
Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма : автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 1990. 48 с.
Кокшаров А.А. Формирование здорового стиля жизни студентов средствами физической культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2003. 22 с.
Наталов Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9. С. 40-42.
Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 2-10.
Штейнебрейс А.А., Кольвинковский Е.В., Григорьев А.В. Изменения побудительной мотивации к занятиям физической культурой студентов КГМА // Физическая культура в системе образования. Красноярск : Издательский центр КГУ, 2001. С. 9-12.
Овсянкин В.А., Еншин М.М., Маськов Л.И. Социально-психологические предпосылки формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи : тезисы докладов
Шилько В.Г. Педагогические основы формирования физической культуры студентов. Томск : Томский гос. ун-т, 2001. 188 с.
Пешкова Н.В., Алькова С.Ю. Организация личностно-ориентированного образовательного процесса по физической культуре в вузе // Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Тюмень, 2000. С. 11-13.
Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. 217 с.
Филимонова С.И. Физическая культура, спорт и современное студенчество // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М. : Полиграф-сервис, 2002. С. 140-151.
Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно- деятельного подхода : автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2001. 21 с.
Малоземов О.Ю. Проблемы здоровьесбережения и физического воспитания молодежи в аспекте представления о здоровье и жизненных реалиях // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой. Томск : ТГПУ, 2003. С. 268-273.
Иванов В.В., Берестнева О.Г., Иванкина Л.И., Шаропин К.А. Использование оздоровительных технологий в педагогическом процессе со студентами ТПУ : метод. пособие. Томск : Изд-во ТПУ, 2006. 32 с.
Белова Т.Ю. Комплексный подход в формировании мотивационно-ценностных ориентаций в учебно-тренировочном процессе студентов специализации «Легкая атлетика» в техническом вузе // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической ку
Кривцун-Левшина Л.Н. Мотивация физкультурной активности студенческой молодежи // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи. Минск, 1995. С. 52-53.
Ларионова Н.Н. Уровень здоровья физической подготовленности и мотивы оздоровительной деятельности студентов вузов // Валеология. 2000. № 2. С. 65-68.
Койносов П.Г. Формирование у студентов потребностей в физическом совершенствовании // Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Тюмень, 2000. С. 8-10.
Рейзин В.М., Макаревич С.В., Кряж В.Н. О совершенствовании физического воспитания в высшей школе // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи. Минск, 1995. С. 53-55.
Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1998. 48 с.
Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. М., 2003. 320 с.
Купавцева Е.В. Воспитание привычек здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 20 с.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Самовоспитание и самосовершенствование студентов в процессе физического воспитания // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М. : Полиграф-сервис, 2002. С. 152-159.