Рассматривается проблема взаимоотношений королевской власти и университета в период раннего Нового времени. На примере Саламанкского университета, главной кузницы кадров для королевской администрации, показано, как со времени правления католических королей и на протяжении всего XVI в., при Карле V и Филиппе II, усиливается влияние на университет со стороны испанских монархов.
University and Royal Power in Spain in 16 century (on evolution of relations).pdf XVI в. в Испании отмечен значительным ростомчисла университетов. Если в последней четвертипредшествующего столетия на территории Пиреней-ского полуострова их насчитывалось менее десяти, то кконцу XVI в. - уже более тридцати, причем к этомувремени, помимо Кастилии и Арагона, университетысуществовали и на других испанских территориях. Ли-дирующие позиции занимала Кастилия с ее старейшимуниверситетом Испании - Саламанкским. По подсче-там Р.Л. Кагана, к концу века в Кастилии с почти се-мимиллионным населением ежегодно насчитывалосьоколо 20 000 студентов, что позволяет говорить об ис-панцах этого времени как об одной из наиболее про-свещенных европейских наций, проявившей мощныйпотенциал в культуре своего Золотого века, а также вспособности создать мировую империю с ее мощнымбюрократическим аппаратом [1. С. 357-362].Выпускники наиболее авторитетных кастильскихуниверситетов - Саламанки, Вальядолида и Алькала-де-Энарес - были широко представлены в королевскойадминистрации, в провинциальных органах юстиции,на высших церковных должностях. Университеты и ихпитомцы, как отмечает М. Песет, играли существеннуюроль в самом процессе укрепления королевской властив эпоху раннего Нового времени. Юристы являлисьключевыми фигурами всей структуры этой власти, атеологи занимали не только высшие церковные, но изначимые государственные должности, зачастую ока-зывая огромное влияние на политику, проводимую ко-ролями [2. С. 148-150]. Заинтересованность монархиив специалистах закономерно вела к ослаблению стольважной еще со Средневековья роли духовных властей вжизни университетской корпорации и к перераспреде-лению силы влияния в этой сфере в пользу королев-ской власти. С наибольшей полнотой этот процессможно проследить на примере старейшего и главногоуниверситета Испании - Саламанкского.Саламанкский университет, основанный королемАльфонсом IX в начале XIII в., к середине XV в. нахо-дился под очевидным папским влиянием. Универси-тетские уставы Саламанки 1411, 1422 гг. были утвер-ждены папами Бенедиктом XIII и Мартином V. В даль-нейшем при ослаблении папского влияния и слабостикастильской королевской власти имел место непро-должительный период усиления университетской авто-номии. Однако с началом эпохи католических королейситуация значительно изменилась. В новом государ-стве, которое создавали Изабелла и Фердинанд и стро-ительство которого продолжили Карл V и Филипп II,значение университета заметно возрастает. Королев-ская власть проявляет заинтересованность в модерни-зации этого средневекового института, поставляющегомонархии необходимые ей управленческие и юридиче-ские кадры, стремясь при этом к усилению своего кон-троля в сфере университетской жизни.Именно со времени правления католических коро-лей участие испанских монархов в разрешении про-блем университетской жизни активизируется, соперни-чая и зачастую превышая значимость деятельностипапы в этом направлении. Не случайно столь зримой вэтот период становится идея, согласно которой королизащищают университет, а университет служит коро-лям. Материально-художественное воплощение этогопринципа можно увидеть на фасаде главного зданияСаламанкского университета, который украшает меда-льон с изображением Фердинанда и Изабеллы, обрам-ленный сделанной по-гречески надписью: «Универси-тет - для королей, короли - для университета».В свою очередь университетское сообщество в лицесвоих наиболее значительных представителей - членовученого совета - выражает свою верность монархии,что находит документальное подтверждение. Так,11 марта 1475 г. по указанию коррехидора Саламанкиученый совет Саламанкского университета клятвенноподтвердил свою преданность и подчинение католиче-ским королям. В протоколе заседания зафиксировано,что в означенный день в присутствии коррехидора Гар-сии Манрике как представителя королевской админи-страции ректор, магистры, все члены совета, а такжеисполняющий обязанности канцлера «каждый лично отсебя и от имени университета и всех членов универси-тетской корпорации… со всем желанием подтверждает,что признавал и признает в качестве своих правителейкоролей - донью Изабеллу и дона Фердинанда, ее за-конного супруга, коим выражал и выражает свое под-чинение, почтение и верность, которые подобает испы-тывать по отношению к законным королям…» [3.С. 69]. По просьбе коррехидора каждый член советадал клятву, осенив себя крестным знамением. Отметим,что королевский служащий в обращении к универси-тетскому собранию подтвердил свое намерение со всейполнотой выполнять королевское поручение по под-держанию законности и порядка во вверенном ему го-роде, неукоснительно уважая при этом привилегии,свободы и юрисдикцию университета.С укреплением власти королевской четы, с усиле-нием амбициозных планов создания монархии какглавной силы христианского мира Саламанкский уни-верситет неизбежно вовлекается в орбиту историческо-го процесса, исполняя роль кузницы управленческихкадров, а также теологов для католической монархии.Университет отныне представлен во многих главней-ших для государства событиях - от подписания дого-вора с Португалией в Тордесильясе о разграничениизон заморского влияния до освоения Нового света. Не-удивительно, что и создание первой кастильской грам-матики в Саламанке вполне вписывается в этот госу-дарственный контекст. По словам ее автора, А. Небри-хи, «Язык - это сотоварищ Империи» [4. С. 68].В эпоху правления Карла V и впоследствии приФилиппе II Саламанкский университет обретает ещебольший вес и значение для испанского государства,что находит свое отражение в оформлении его главно-го фасада и изображении имперского двуглавого орланад входом в Патио Младших Коллегий. Архитектур-ная символика университетских строений призванабыла напоминать о той роли, которую выпало игратьсаламанкской школе в событиях мирового масштаба,главным действующим лицом которых становится ис-панская монархия, осваивающая Новый свет и активнопредставленная на Тридентском соборе как реакции наРеформацию [5. С. 78].При Карле V университет переживает эпоху разви-тия и не остается в стороне от важнейших идеологиче-ских и духовных движений. При этом далеко не чуж-дыми, как известно, явились для Саламанки и полити-ческие события начала царствования Карла, связанныес восстанием комунерос. Ряд представителей саламанк-ской университетской корпорации, в числе которыхбыли профессора, студенты, служащие, во время собы-тий 1520-1522 гг. оказались в лагере, оппозиционномкоролевской власти. Последняя после подавления вос-стания стремится выстроить систему эффективноговзаимодействия с университетом с целью устраненияситуации противостояния [6. С. 243].В период правления Карла V значительно усилива-ется вмешательство государства в дела Саламанкскогоуниверситета. Заметным становится падение властиуниверситетского канцлера как представителя духов-ной власти. Происходят перемены и в статусе ректора,традиционно представлявшего в Саламанке студенче-ский слой университетского сообщества. В 1555/56 учебном году, вопреки положению университетско-го устава о выборе ректора из числа жителей Кастилиии Леона, впервые имело место избрание ректором уро-женца Арагона. Это означало, что Саламанка воспри-нималась отныне не университетом Кастильской коро-ны, но университетом Испании, ибо еще при Ферди-нанде Католическом обе короны - Кастилии и Араго-на - были объединены.Университетский совет в вопросах выбора ректоране всегда и сам выражал единодушие, но в новых усло-виях серьезные разногласия становятся предметом раз-бирательства королевской власти. Так произошло в1528-1529 гг., когда в связи с избранием Педро Гарсииде Лагаски возникла напряженная ситуация, о чемнезамедлительно стало известно при дворе, находив-шемся тогда неподалеку в Вальядолиде. Решением Ко-ролевского совета в Саламанку были посланы два ин-спектора - священник из Сантьяго Педро Пачеко и то-ледский каноник Альваро Мексия. Королевские по-сланники решительно настояли на изгнании избранно-го ректора, против чего выступили члены университет-ского совета. Последние создали комиссию во главе сопальным ректором и направили с протестом к королюавторитетного ученого Франсиско де Виторию. Миссияне удалась, и университет вынужден был выполнитьраспоряжение инспекторов, которые назначили новыевыборы и не без серьезного нажима провели на ректор-скую должность Эрнана Переса де Оливу. Ректорстводе Оливы было отмечено значительным вмешатель-ством королевской власти в дела университета.Со временем происходило все большее сближениеуниверситета и короны. Королевский совет разрешалтакие проблемы и конфликты внутриуниверситетскойжизни, которые были связаны, например, с вопросамизамещения вакантных должностей, выдачи лицензии надеятельность вне университета определенным препо-давателям с сохранением кафедры. В силу амбициоз-ности властных структур, а также личных психологи-ческих качеств заинтересованных персон довольно ча-стыми были столкновения между ректором и канцле-ром, между университетом и капитулом или еписко-пом. Это неизбежно имело резонанс в Королевскомсовете и, в свою очередь, делало необходимым присут-ствие при дворе кого-либо из уважаемых профессоровуниверситета, хорошо при этом оплачиваемых и про-пускающих занятия. (Университету двухмесячное пре-бывание его представителя при королевском дворе об-ходилось в 50 000 мараведи, притом что годовое жало-вание преподавателя составляло 30 000.)Наиболее очевидным образом усиление влияниясветской власти на университетскую жизнь страныпроисходило посредством королевских инспекций,олицетворявших прямой контроль над университетом.Начало подобной практике положили католическиекороли, направившие в 1480 г. в Саламанку толедскогоархидьякона Тельо де Буэндиа с целью рассмотрениявопросов, связанных с ректорской должностью и со-держанием кафедр. В дальнейшем деятельность коро-левских инспекторов на протяжении XVI в. имела це-лью не только разрешение текущих конфликтов и задачуниверситетской жизни, но и реформирование ее, атакже обновление университетского устава.Первая королевская инспекция была направлена вСаламанку от имени королевы Хуаны в 1512 г. Уни-верситет, впервые столкнувшийся с такого рода внеш-ним вмешательством в свои дела, попытался ему вос-противиться, аргументируя свою позицию тем, что ко-ролева не является патроном или основателем универ-ситета, а потому не имеет права вмешиваться в делакорпорации. Интенсивная переписка между королев-ским двором и Саламанкой прояснила позиции сторон.Ссылаясь на свои традиционные привилегии и историюи признавая вместе с тем королевское право посещатьего, университет рассматривал это посещение лишь какконсультационное и не имеющее права ставить своейцелью ни реформирование его устава, ни осуждениеего членов.Вынужденная вместе с тем согласиться на инспек-тирование, Саламанка приняла своего первого коро-левского инспектора - Диего Рамиреса де Вильяэскусу,чей визит стал прецедентом и обозначил собой две по-зиции на весь XVI в. - позицию монархии, котораясчитала своей задачей реформировать университет, ипозицию самого университета, хотя и стремившегосявоспротивиться этому, но пришедшего в конечном ито-ге к необходимости приспосабливаться к реформам состороны королевской власти. Отметим, что выступив-ший в роли инспектора епископ Малаги Диего Рамиресде Вильяэскуса был выпускником коллегии СвятогоВарфоломея Саламанкского университета. Питомцыименно этой коллегии в большей степени, чем всехостальных именитых университетских коллегий Испа-нии, попадали в управленческие сферы государства ицеркви.Уже описанная выше вторая королевская инспек-ция, направленная в Саламанку в 1529 г., также прохо-дила в атмосфере напряженности, царившей во взаи-моотношениях между реформаторами и университет-ской корпорацией.Инспекция Пачеко и Мексии, продлившаяся восемьмесяцев, имела целью разработку нового устава с уча-стием выбранного ректора и комиссии, созданной сэтой целью университетским советом. Отметим, чтоновые положения устава предлагались «от имени уни-верситета», однако к тому времени это уже превраща-лось в пустую формальность, отражавшую, как указы-вает П. Валеро Гарсия, стремление университетскойкорпорации подчеркнуть свою роль, а не королевскойвласти в реформаторской деятельности [7. С. 61]. Од-нако в документах университетского совета 1529 г.присутствуют формулировки, со всей очевидностьюуказывающие на главенствующую роль королевскихинспекторов в деле разработки положений универси-тетского устава. В частности, 26 октября 1529 г. «сень-оры дон Пачеко и лиценциат Мексия, королевские ин-спекторы, заявили университету на его совете, что раз-работали новый устав для наилучшего управленияуниверситетом… Однако в силу занятости также дру-гими делами работу не закончили, вследствие чего дляее совершенствования увозят подготовленный доку-мент с собою» [7. С. 62]. Отъезд инспекторов с уста-вом, еще не принятым ученым советом, породил нема-лую тревогу университетской корпорации, обеспоко-енной перспективой получить важнейший документ,утвержденный за ее спиной, т.е. в королевской админи-страции.Предложенные инспекцией положения устава небыли приняты университетским советом, и лишь ин-спекция 1538 г. смогла получить его одобрение. Стольже тщательным и долгим по времени было изучениеуниверситетским сообществом положений устава,предложенных инспекцией 1551 г.Что же стремились реформировать и каким образомкоролевские посланники? В докладе инспектора Ра-миреса де Вильяэскусы в 1512 г. были представлены теизменения, которые, по его мнению, были необходимыдля эффективного функционирования университета.Прежде всего эти изменения касались внутренних уни-верситетских властей. Ректор, по убеждению инспек-тора, должен был избираться не на один год, как этопредусматривалось университетским уставом, а на тригода и не из студентов, как требовал тот же устав, а излиценциатов, магистров или докторов. При этом ректо-ра, по предложению Вильяэскусы, должен назначатькоролевский инспектор. Реформированию подлежал исовет представителей, избиравшийся, по уставу, ректо-ром. Словом, избрание университетских властей, какпредлагалось реформатором, должно было стать деломкоролевских инспекторов. Изменению подлежали про-цедуры замещения кафедр, а также присуждения сте-пеней с уменьшением их количества и оплаты. К голо-сованию по вопросу замещения кафедр предусматри-валось допускать не только студентов, но и преподава-телей. В плане содержания обучения среди прочегопредлагалось ввести обязательный экзамен по латин-скому языку для поступающих на высшие факульте-ты - теологический и юридический.Имелись предложения и по упорядочению расселе-ния студентов в коллегиях и оплаты за проживание. Вцелом проект реформы 1512 г. был явно направлен наослабление власти студенчества и ограничение авто-номии внутренних университетских властей. Последу-ющие усилия, предпринятые в этом направлении коро-левскими инспекторами в XVI в., развивали эти поло-жения и претворяли их в жизнь.При Филиппе II наступает эпоха максимального во-влечения королевской власти в дела университета. Ви-зиты королевских инспекторов полностью замещаютсобою практически ушедшие в прошлое папские ини-циативы по вопросам функционирования университета,и в первую очередь - соблюдения его устава. Как заме-чает исследователь университетских реформ XVI в. вИспании Ф.Х. Алехо Монтес, многочисленные инспек-ции, многие из которых выливались в кратковремен-ные и весьма поверхностные визиты, «создают такоевпечатление, что приезжали инспекторы единственнодля того, чтобы оставить ощущение весомости коро-левской власти» [8. С. 187]. Только с проверкой со-блюдения университетского устава в Саламанкунаправлялись доктора Кано, Эрнан Перес в 1557 г.,лиценциат Монтальво в 1559 г., доктор Анайя в 1560 г.,лиценциаты Педро Лопес де Аррьета в 1562 г. и Вилья-гомес в 1564 г., доктор Симанкас в 1566 г. и многиедругие.Ряд деятелей, проверявших при Филиппе II универ-ситет, были уполномочены королем проводить рефор-мирование университета путем разработки его новыхуставов. Какие-то из подобных начинаний остались безкоролевского утверждения, как, например, нововведе-ния, подготовленные в 1574 г. П. Веларде. Другие увен-чались принятием нового устава, как это произошло врезультате инспекции Д. де Коваррубиаса в 1560 г.Реформы, проведенные в Саламанке в XVI в.,большая часть из которых приходится на время прав-ления Филиппа II, вошли в историю по именам коро-левских инспекторов, их проводивших. Наиболее важ-ными из них были реформы Диего Энрикеса де Алман-сы (1560), Диего де Коваррубиаса (1561) и Хуана деСуньиги (1594) и в первую очередь - реформа, прове-денная в 1561 г.Коваррубиас прибыл инспектировать Саламанкскийуниверситет в 1560 г., получив утвержденные королемпредложения, представленные по результатам инспек-ции еще 1551 г. Уже одобренные положения устава ста-ли предметом дискуссий с университетом. В феврале1561 г. Коваррубиас предложил новую реформу членамуниверситетского совета, которую те детально обсужда-ли более месяца, оспаривая все, что сочли нужным.В июне того же года Коваррубиас отбыл в Королевскийсовет для утверждения положений устава.При ознакомлении членов совета с проектом уставаприсутствовали два доктора Саламанки. 15 октября1561 г. устав с некоторыми изменениями был одобренКоролевским советом, и 24 октября было предписановвести его в действие. Впоследствии некоторые положе-ния устава 1561 г. были изменены или дополнены новы-ми в ходе реформы, проведенной Хуаном де Суньигой в1594 г. [8. С. 189]. Следует отметить, что в 1561 г. уни-верситет не был уже так оппозиционно единодушен пе-ред лицом королевского реформатора. Его визит дажеиспользовали, чтобы утихомирить внутренние раздоры,имевшие место внутри университетского сообщества.В условиях явно обозначившегося различия интере-сов среди различных групп университетской корпора-ции монархия стала рассматриваться как своего родаарбитр. Университет начинает воспринимать монархиюкак власть, санкционирующую его деятельность. Приэтом почти все решения университетского сообществастановятся подлежащими королевскому утверждению. Ккоролевской власти университет обращается и как к га-ранту соблюдения университетских привилегий.Испанская королевская власть, заинтересованная вразвитии и реформировании университета как кузницыуправленческих кадров, на протяжении всего XVI в.демонстрирует свою активную вовлеченность в делауниверситетской корпорации. Таким образом, проис-ходит очевидная эволюция в области взаимоотношенийуниверситета и властных структур, в силу чего универ-ситетское сообщество в Испании становится сферойвлияния и покровительства светской власти.
The university in society. Vol. 1: Oxford and Cambridge from the fourteenth to the early nineteenth century; Vol. 2: Europe, Scotland, and the United States from the sixteenth to the twentieth century / Lawrence Stone (editor). Princeton, N. J. : Princeto
Peset Mariano. La monarquia absoluta y las universidades // Revista de Historia. Oporto, 1985. № 6. P. 145. 172.
Beltran de Heredia V. Cartulario de la Universidad de Salamanca (1218-1600). Volumen 1: Periodo medieval. Salamanca: Ediciones Universidad de Salamanca, 1970. 702 p.
Historia de la Universidad de Salamanca. Vol. 1: Trayectoria historica e instituciones vinculadas / Luis E. Rodriguez-San Pedro Bezares (coord.). Salamanca : Ediciones Universidad de Salamanca, 2002. 750 p.
Gabaudan P. La iconografia de la Universidad de Salamanca: el mito imperial // Cuadernos de arte e iconografia. 1998. Tomo 7, № 13. P. 39-98.
Moller C. La pedagogia del poder // Historia de la educacion. 2002. Vol. 21. P. 241-260.
Valero Garcia Pilar. Un aspecto del rectorado de Fernan Perez de Oliva: pretendidos estatutos de la Universidad de Salamanca bajo su mandato // Studia Historica. Historia Moderna. 1986. Vol. 4. P. 51-74.
Alejo Montes F.J. La reforma educativa de Juan de Zuniga en la Universidad de Salamanca // Historia de la educacion. 1990. Vol. 9. P. 183-196.