Рассмотрена программа тренинга развития актерских способностей с обратной связью в структуре образовательного процессастудентов-первокурсников и изучена ее эффективность в процессе экспериментальной работы. В психологическом обследовании студентов актерского факультета Института современного искусства (г. Москва) установлена положительная динамикапоказателей внимания, памяти, ассоциативного мышления, стрессоустойчивости, направленности на достижение. Результатысвидетельствуют о полезности использования психологической программы в качестве дополнительной в учебной подготовкебудущих актеров.
Assessment of efficacy of training of students' acting skills development.pdf Первичное исследование психологических особен-ностей студентов первого курса актерского отделениясвидетельствует о необходимости тренировки творче-ских способностей с учетом их индивидуальности, атакже осуществления психологической помощи вплане повышения стрессоустойчивости, формирова-ния навыков саморегуляции, развития произвольноговнимания [1, 2].Исследователи отмечают, что базовой характери-стикой сценических способностей актеров являетсяспособность к перевоплощению, так называемая сце-ническая эмпатия. В ее основе - феномен идентифи-кации (сознательной или неосознаваемой, скрытойили явной). Он проявляется в том, что с помощью во-ображения, мнестических процессов, вчувствования вмир другого человека у актера формируется модельличности персонажа, его неповторимой индивидуаль-ности.Кроме того, важным качеством является способ-ность к драматической экспрессии - созданию яркогопсихологического портрета изображаемого героя [3,4]. Таким образом, важными психическими механиз-мами реализации процесса актерского перевоплоще-ния являются воображение, способность многократнопереживать различные эмоциональные состояния,чувствовать своего персонажа, сохраняя при этом кон-троль собственного поведения на сцене. Актеру необ-ходимо сохранять веру в сценическую иллюзию, пе-реносить собственное прочтение роли в контекст пье-сы, а также преобразовывать собственные эмоцио-нальные проявления в переживания героя.На основании этого разработана программа тре-нинга развития актерских способностей. Она включа-ет упражнения и техники, составленные с опорой наанализ развития методик актерского тренингаК.С. Станиславского, С.В. Гиппиуса, Л.В. Грачевой[5-9]. Тренинг подготовлен с учетом первичного те-стирования познавательных особенностей, уровнястрессоустойчивости, творческих способностей инаправлен на комплексное развитие когнитивных,эмоциональных и поведенческих проявлений у сту-дентов. Основными целями при его проведении явля-лись развитие произвольного внимания, воображения,памяти, ассоциативного мышления, координация дви-жения и ритма, снятие эмоциональных зажимов, пре-одоление психологических барьеров при взаимодей-ствии с другими, усиление чувства партнера, развитиенавыков и умений, необходимых для уверенного пове-дения на сцене.Важные задачи психологической работы со студен-тами - развитие фантазии, самоконтроля, творческихподходов в сценических ситуациях, преодоление не-уверенности, формирование мотивации саморазвития.При реализации данной программы студенты имеютвозможность позитивно изменить представление о се-бе, развить реалистичную самооценку в конкретныхвидах актерской деятельности, что благоприятно ска-зывается не только на профессиональной самореализа-ции, но и на личностном развитии будущих актеров.Перед реализацией программы тренинга развитияактерских способностей желательно провести специ-альные занятия с использованием элементов психогим-настики, направленные на развитие мимической экс-прессии, мелкой моторики, снятие эмоциональных за-жимов [10].Во время занятий необходимо ориентироваться напринципы социально-психологической работы, при-меняемые для различных тренингов: осуществлятьпсихологическую поддержку студентов в прямой икосвенной форме, поощрять естественность, изобре-тательность, стремление к самостоятельности, рече-вой и мимической выразительности, гибкости в пове-дении.Необходимо прерывать избыточно демонстратив-ное поведение отдельных студентов, стремление «тя-нуть одеяло на себя», оценивать другого участникапри отсутствии обсуждения, склонность к резонер-ству. В конце занятия осуществляется обратная связь скаждым участником группы, предлагаются домашниезадания.В процессе проведения тренинга студенты приобре-тают новый опыт в разных направлениях. Во-первых,это приобретение новой психологической информации,касающейся особенностей личности, процессов взаи-модействия в составе группы, при вступлении в кон-такт с партнером, приемов эффективного общения.Во-вторых, это реализация новых умений и навыковобщения в парном взаимодействии, в составе группы, т.е.развитие техник профессионального взаимодействия.В-третьих, это развитие широкого спектра эмоцио-нальных проявлений, обретение опыта передавать с по-мощью мимики и тела различные душевные состояния.В-четвертых, это развитие адекватного восприятиясебя и других в ситуациях сценического взаимодей-ствия.Коррекция коммуникативных партнерских устано-вок, разработка собственных, авторских стратегий об-щения способствуют личностному и профессиональ-ному развитию студентов - будущих актеров, разреше-нию глубинных экзистенциальных проблем.Перечисленные направления психологической рабо-ты в процессе тренинга развития актерских способно-стей отражают основу профессиональной деятельностибудущих драматических артистов. Атмосфера психоло-гической безопасности и комфорта, создающаяся в ходетренинга, позволяет участникам проявить набор пове-денческих и эмоциональных стереотипов и, получивобратную связь, осознать вероятные ошибки в сцени-ческом взаимодействии с партнерами, изучить возмож-ности других, приобрести новые навыки сценическойкоммуникации.Психологическая работа со студентами осуществля-ется с помощью игровых методов-упражнений, дискус-сии, проективных методов рисуночного и вербальноготипов, а также методов «репетиции поведения» и пси-хогимнастики.Тренинговая программа для студентов включаетблоки, направленные на развитие познавательных,коммуникативных и эмоциональных проявлений. Вструктуре каждого блока присутствуют как вербальные,так и невербальные методы.Большая группа упражнений направлена на разви-тие внимания. Например, упражнение «Один, два, "ой",где студенты по очереди произносят числа, при этомвместо числа, кратного трем или содержащего тройку,говорят "ой"».Упражнение «Полочки» основано на том, что праваяи левая рука студента в пространстве по очереди отсчи-тывают воображаемые тридцать полочек, причем однарука движется снизу вверх, отсчитывая от одного дотридцати, а левая, наоборот, сверху вниз.Вторым по значимости блоком являются упражне-ния на преодоление психологических барьеров взаимо-действия с партнерами, тревожности и страхов. Так,упражнения на развитие доверительных отношенийвключают различные варианты, когда участник не ви-дит партнера. Это падения спиной на партнера, со сто-ла или бег с завязанными глазами в сторону барьера.Не менее важными являются упражнения, позволяю-щие отреагировать заблокированные эмоции. Например, вупражнении «Гнев» в образной форме студентам предо-ставляется возможность выразить социально неприемле-мые или заблокированные эмоции и переживания.Для тренировки творческого и ассоциативногомышления используется упражнение «Три глагола».При его выполнении преподаватель называет глаголы, астуденты выполняют эти действия по очереди и не по-вторяясь. В упражнении «Мяч и слова» в определенномритме студенты перекидывают друг другу мяч. Тот, ктобросает мяч, называет существительное, тот, кто ловит,подбирает к этому существительному подходящий гла-гол или прилагательное.Следует отметить, что упражнения, применяемые вактерском тренинге, как правило, воздействуют на че-ловека комплексно, развивая сразу несколько психофи-зических качеств, имея при этом главное направление.К примеру, упражнение на тренировку внимания«Счетная машинка» также развивает координациюдвижений, чувство партнера и чувство ритма. На пер-вых занятиях студентам предлагаются более простыевиды упражнений, затем программа постепенно услож-няется.Тренинг развития актерских способностей базиро-вался на принципах активности и обратной связи. Приреализации принципа активности предметом изучения ианализа являются различные аспекты сценической дея-тельности, воспроизводимые студентами в игровыхупражнениях.Общение в ситуациях, моделирующих действие раз-личных персонажей, стратегии их взаимодействия ста-новятся осознаваемыми при решении психологическойзадачи, связанной с общением. Все члены группы долж-ны активно участвовать в тренинговой работе, чтобыполучить новую информацию о себе и о том, как реаги-руют, мыслят, чувствуют и общаются другие участникигруппы, что можно сделать для оптимизации личност-ной страгегии взаимодействия.Принцип обратной связи реализуется в кратком, ар-гументированном и конструктивном высказываниикаждым участником тренинга и преподавателем о ре-зультатах, полученных студентами в процессе занятий,возможных способах разрешения поставленных задач,о сравнительной эффективности тех или иных упраж-нений и техник в специально смоделированных игро-вых ситуациях. Благодаря активному использованиюобратной связи участники тренинга получают уникаль-ную возможность узнать, как их действия восприни-маются партнерами.Программа тренинга реализуется в течение восьмизанятий общей продолжительностью 16 академическихчасов. Следует отметить, что для всех студентов актер-ского отделения в учебном процессе проводится тре-нинг развития актерского мастерства. Данная програм-ма разработана в соответствии с этическими нормами,предусмотренными при проведении психологическихпроектов в качестве дополнительного курса. Ее участ-никами стали студенты-первокурсники, всего 10 че-ловек: 5 мужчин и 5 женщин (экспериментальная груп-па). В составе контрольной группы - студенты, не при-нимавшие участия в дополнительном тренинге -15 человек: 4 мужчины и 11 женщин. Возрастной со-став выборки исследования - 16-27 лет. Все являютсястудентами первого курса актерского факультета Ин-ститута современного искусства г. Москвы.Целью настоящего исследования является изучениединамики психологических особенностей студентовпосле проведения дополнительной психологическойработы. Программа психодиагностики включала мето-ды, позволяющие получить объективную информацию,направленную на изучение психологических проявле-ний до и после реализации программы в эксперимен-тальной группе в сравнении с показателями контроль-ной группы.Психологическое обследование проводилось черезнеделю после проведения дополнительного тренинга состудентами экспериментальной группы. Применялисьметодики «10 слов» А.Р. Лурия, Горбова - Шульте,«Исключение предметов», «Ответные ассоциации» [11,12], метод цветовых выборов Люшера [13]. Данныеметоды использовались как в традиционном варианте,так и с изменениями инструкции для исследованиятворческих возможностей студентов.Исследование памяти и внимания. Результаты, по-лученные с помощью методики «10 слов», проведен-ной перед экспериментом (первый диагностическийсрез), свидетельствуют об одинаковых показателяхоперативной и долговременной памяти в обеих груп-пах. При этом выявляются достаточно высокие показа-тели запоминания. Только в 30% случаев отмечаютсярезультаты в пределах низкой нормы. Аналогичныепоказатели отмечаются при изучении произвольноговнимания (таблицы Горбова - Шульте).Результаты повторного исследования свидетель-ствуют о повышении эффективности запоминания в43% случаев в экспериментальной группе и в 60% - вконтрольной группе. Однако стоит отметить, что по-ложительная динамика отмечалась в тех случаях, когдау студентов изначально были показатели в пределахсредней нормы либо ниже средней. Остальные не ис-пытывали проблем с запоминанием, поэтому их пока-затели, будучи достаточно высокими, не могли суще-ственно улучшиться.При исследовании внимания было выявлено, что вовсей выборке эти характеристики улучшились в экспе-риментальной группе в 63%, в контрольной группе в46% случаев, что свидетельствует о результативностидополнительной психологической работы.Исследование ассоциаций. Исследование ассоциа-тивных процессов в проведенном эксперименте былонаправлено на изучение оригинального ассоциативно-го мышления. Средний результат экспериментальнойгруппы составил 32,2 балла. В то же время в кон-трольной группе усредненные показатели - 29,4 бал-ла. Эти данные свидетельствуют о более высокомуровне ассоциативного мышления в эксперименталь-ной группе. После проведения дополнительного тре-нинга в экспериментальной группе - 34,5 балла, вконтрольной группе - 30,6 балла. Показатели ориги-нальности ассоциативных процессов в обеих группахсвидетельствуют о наличии положительной динамикиразвития творческих проявлений, что обусловленоучастием в образовательном процессе будущих акте-ров. При этом уровень творческих заданий выше устудентов, включенных в дополнительную психоло-гическую работу.Исследование мышления. Результаты, полученные спомощью методики «Четвертый лишний», до проведе-ния тренинга в экспериментальной группе составили31,4 балла, в контрольной - 34,6. Изначально в кон-трольной группе наблюдается большее количество не-стандартных ответов. После второго диагностическогосреза отмечается увеличение среднего показателя вобеих группах. Так, в контрольной группе среднийбалл за выполнение упражнения составляет 36,4, в экс-периментальной - 34,3 балла. Таким образом, тенден-ция положительной динамики в большей степени ха-рактерна для экспериментальной группы по сравнениюс испытуемыми, не принимавшими участия в дополни-тельной психологической работе.При вычислении итоговых количественных показа-телей с помощью разных методик получены следую-щие результаты. Первый диагностический срез в экс-периментальной группе - 73,3 балла, второй диагно-стический срез - 77,1 балла. В контрольной группе этипоказатели составляют 72,0 и 74,8 балла. Эти данныетакже отражают бо́льшую положительную динамику устудентов, участвующих в дополнительной психологи-ческой работе.Исследование актуального состояния и потребно-стей. Результаты цветового теста Люшера выявляютосновные тенденции актуальных потребностей группы,а также особенности их психофизического состояния.Можно отметить, что в выборке исследования послепервого диагностического среза наблюдается доста-точно выраженный разброс показателей. Однако присравнении контрольной и экспериментальной группможно отметить некоторые тенденции. Так, у испыту-емых обеих групп отмечается средний уровень выра-женности стресса, приближающийся к 3 баллам, за ис-ключением отдельных случаев, в которых этот уровеньдостигал 9 баллов. В экспериментальной группе припроведении тренинга этим студентам оказывалась ин-дивидуальная психологическая поддержка. При по-вторном проведении исследования была выявлена по-зитивная динамика их состояния.Кроме того, в первомти, усиление произвольного внимания, развитие ассо-циативного мышления и творческих подходов при вы-полнении заданий, повышение стрессоустойчивости инаправленности на достижение.Самоотчеты студентов так же, как и эксперимен-тальная работа, свидетельствуют о целесообразностипроведения подобной психологической работы в даль-нейшем, на последующих этапах учебного процесса.
Стоянова И.Я., Лисецкий В.В., Чимитова Э.Б. Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357. С. 159-163.
Стоянова И.Я., Лисецкий В.В., Чимитова Э.Б. Личностные проблемы студентов актерского факультета в аспекте психологического сопровождения // Тезисы Международной конференции «Стратегические вопросы мировой науки». Перемысль, 2012. Т. 21. С. 24-27.
Александровская М.Б. Азбука актерской профессии // Азы актерского мастерства. СПб., 2002. 246 с.
Собкин В.С. Опыт исследования сценического перевоплощения студента-актера // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984. С. 112-119.
Лисецкий В.В., Радомысленский Е.В. Упражнения актерского тренинга в книге К.С. Станиславского «Работа актера над собой» // Искусство глазами молодых : материалы III Междунар. (VII Всероссийской) науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (30-31 ма
Лисецкий В.В. Развитие систем и упражнений актерского тренинга для улучшения психофизических качеств актёра в процессе работы над собой // Театр. Живопись. Кино. Музыка : альманах (в печати).
Симонов П.В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в системе К.С. Станиславского // Бессознательное. Тбилиси, 1978. Т. 2.
Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001.
Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы: актуализация творческого потенциала. СПб., 2006.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000. 518 с.
Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология. М. : МЕДпресс, 1998. 587 с.
Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. Практикум по психодиагностике. СПб. : Речь, 2005. 180 с.
Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб., 2002. 46 с.