Эффективность тренинга развития актерских способностейу студентов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Эффективность тренинга развития актерских способностейу студентов

Рассмотрена программа тренинга развития актерских способностей с обратной связью в структуре образовательного процессастудентов-первокурсников и изучена ее эффективность в процессе экспериментальной работы. В психологическом обследовании студентов актерского факультета Института современного искусства (г. Москва) установлена положительная динамикапоказателей внимания, памяти, ассоциативного мышления, стрессоустойчивости, направленности на достижение. Результатысвидетельствуют о полезности использования психологической программы в качестве дополнительной в учебной подготовкебудущих актеров.

Assessment of efficacy of training of students' acting skills development.pdf Первичное исследование психологических особен-ностей студентов первого курса актерского отделениясвидетельствует о необходимости тренировки творче-ских способностей с учетом их индивидуальности, атакже осуществления психологической помощи вплане повышения стрессоустойчивости, формирова-ния навыков саморегуляции, развития произвольноговнимания [1, 2].Исследователи отмечают, что базовой характери-стикой сценических способностей актеров являетсяспособность к перевоплощению, так называемая сце-ническая эмпатия. В ее основе - феномен идентифи-кации (сознательной или неосознаваемой, скрытойили явной). Он проявляется в том, что с помощью во-ображения, мнестических процессов, вчувствования вмир другого человека у актера формируется модельличности персонажа, его неповторимой индивидуаль-ности.Кроме того, важным качеством является способ-ность к драматической экспрессии - созданию яркогопсихологического портрета изображаемого героя [3,4]. Таким образом, важными психическими механиз-мами реализации процесса актерского перевоплоще-ния являются воображение, способность многократнопереживать различные эмоциональные состояния,чувствовать своего персонажа, сохраняя при этом кон-троль собственного поведения на сцене. Актеру необ-ходимо сохранять веру в сценическую иллюзию, пе-реносить собственное прочтение роли в контекст пье-сы, а также преобразовывать собственные эмоцио-нальные проявления в переживания героя.На основании этого разработана программа тре-нинга развития актерских способностей. Она включа-ет упражнения и техники, составленные с опорой наанализ развития методик актерского тренингаК.С. Станиславского, С.В. Гиппиуса, Л.В. Грачевой[5-9]. Тренинг подготовлен с учетом первичного те-стирования познавательных особенностей, уровнястрессоустойчивости, творческих способностей инаправлен на комплексное развитие когнитивных,эмоциональных и поведенческих проявлений у сту-дентов. Основными целями при его проведении явля-лись развитие произвольного внимания, воображения,памяти, ассоциативного мышления, координация дви-жения и ритма, снятие эмоциональных зажимов, пре-одоление психологических барьеров при взаимодей-ствии с другими, усиление чувства партнера, развитиенавыков и умений, необходимых для уверенного пове-дения на сцене.Важные задачи психологической работы со студен-тами - развитие фантазии, самоконтроля, творческихподходов в сценических ситуациях, преодоление не-уверенности, формирование мотивации саморазвития.При реализации данной программы студенты имеютвозможность позитивно изменить представление о се-бе, развить реалистичную самооценку в конкретныхвидах актерской деятельности, что благоприятно ска-зывается не только на профессиональной самореализа-ции, но и на личностном развитии будущих актеров.Перед реализацией программы тренинга развитияактерских способностей желательно провести специ-альные занятия с использованием элементов психогим-настики, направленные на развитие мимической экс-прессии, мелкой моторики, снятие эмоциональных за-жимов [10].Во время занятий необходимо ориентироваться напринципы социально-психологической работы, при-меняемые для различных тренингов: осуществлятьпсихологическую поддержку студентов в прямой икосвенной форме, поощрять естественность, изобре-тательность, стремление к самостоятельности, рече-вой и мимической выразительности, гибкости в пове-дении.Необходимо прерывать избыточно демонстратив-ное поведение отдельных студентов, стремление «тя-нуть одеяло на себя», оценивать другого участникапри отсутствии обсуждения, склонность к резонер-ству. В конце занятия осуществляется обратная связь скаждым участником группы, предлагаются домашниезадания.В процессе проведения тренинга студенты приобре-тают новый опыт в разных направлениях. Во-первых,это приобретение новой психологической информации,касающейся особенностей личности, процессов взаи-модействия в составе группы, при вступлении в кон-такт с партнером, приемов эффективного общения.Во-вторых, это реализация новых умений и навыковобщения в парном взаимодействии, в составе группы, т.е.развитие техник профессионального взаимодействия.В-третьих, это развитие широкого спектра эмоцио-нальных проявлений, обретение опыта передавать с по-мощью мимики и тела различные душевные состояния.В-четвертых, это развитие адекватного восприятиясебя и других в ситуациях сценического взаимодей-ствия.Коррекция коммуникативных партнерских устано-вок, разработка собственных, авторских стратегий об-щения способствуют личностному и профессиональ-ному развитию студентов - будущих актеров, разреше-нию глубинных экзистенциальных проблем.Перечисленные направления психологической рабо-ты в процессе тренинга развития актерских способно-стей отражают основу профессиональной деятельностибудущих драматических артистов. Атмосфера психоло-гической безопасности и комфорта, создающаяся в ходетренинга, позволяет участникам проявить набор пове-денческих и эмоциональных стереотипов и, получивобратную связь, осознать вероятные ошибки в сцени-ческом взаимодействии с партнерами, изучить возмож-ности других, приобрести новые навыки сценическойкоммуникации.Психологическая работа со студентами осуществля-ется с помощью игровых методов-упражнений, дискус-сии, проективных методов рисуночного и вербальноготипов, а также методов «репетиции поведения» и пси-хогимнастики.Тренинговая программа для студентов включаетблоки, направленные на развитие познавательных,коммуникативных и эмоциональных проявлений. Вструктуре каждого блока присутствуют как вербальные,так и невербальные методы.Большая группа упражнений направлена на разви-тие внимания. Например, упражнение «Один, два, "ой",где студенты по очереди произносят числа, при этомвместо числа, кратного трем или содержащего тройку,говорят "ой"».Упражнение «Полочки» основано на том, что праваяи левая рука студента в пространстве по очереди отсчи-тывают воображаемые тридцать полочек, причем однарука движется снизу вверх, отсчитывая от одного дотридцати, а левая, наоборот, сверху вниз.Вторым по значимости блоком являются упражне-ния на преодоление психологических барьеров взаимо-действия с партнерами, тревожности и страхов. Так,упражнения на развитие доверительных отношенийвключают различные варианты, когда участник не ви-дит партнера. Это падения спиной на партнера, со сто-ла или бег с завязанными глазами в сторону барьера.Не менее важными являются упражнения, позволяю-щие отреагировать заблокированные эмоции. Например, вупражнении «Гнев» в образной форме студентам предо-ставляется возможность выразить социально неприемле-мые или заблокированные эмоции и переживания.Для тренировки творческого и ассоциативногомышления используется упражнение «Три глагола».При его выполнении преподаватель называет глаголы, астуденты выполняют эти действия по очереди и не по-вторяясь. В упражнении «Мяч и слова» в определенномритме студенты перекидывают друг другу мяч. Тот, ктобросает мяч, называет существительное, тот, кто ловит,подбирает к этому существительному подходящий гла-гол или прилагательное.Следует отметить, что упражнения, применяемые вактерском тренинге, как правило, воздействуют на че-ловека комплексно, развивая сразу несколько психофи-зических качеств, имея при этом главное направление.К примеру, упражнение на тренировку внимания«Счетная машинка» также развивает координациюдвижений, чувство партнера и чувство ритма. На пер-вых занятиях студентам предлагаются более простыевиды упражнений, затем программа постепенно услож-няется.Тренинг развития актерских способностей базиро-вался на принципах активности и обратной связи. Приреализации принципа активности предметом изучения ианализа являются различные аспекты сценической дея-тельности, воспроизводимые студентами в игровыхупражнениях.Общение в ситуациях, моделирующих действие раз-личных персонажей, стратегии их взаимодействия ста-новятся осознаваемыми при решении психологическойзадачи, связанной с общением. Все члены группы долж-ны активно участвовать в тренинговой работе, чтобыполучить новую информацию о себе и о том, как реаги-руют, мыслят, чувствуют и общаются другие участникигруппы, что можно сделать для оптимизации личност-ной страгегии взаимодействия.Принцип обратной связи реализуется в кратком, ар-гументированном и конструктивном высказываниикаждым участником тренинга и преподавателем о ре-зультатах, полученных студентами в процессе занятий,возможных способах разрешения поставленных задач,о сравнительной эффективности тех или иных упраж-нений и техник в специально смоделированных игро-вых ситуациях. Благодаря активному использованиюобратной связи участники тренинга получают уникаль-ную возможность узнать, как их действия восприни-маются партнерами.Программа тренинга реализуется в течение восьмизанятий общей продолжительностью 16 академическихчасов. Следует отметить, что для всех студентов актер-ского отделения в учебном процессе проводится тре-нинг развития актерского мастерства. Данная програм-ма разработана в соответствии с этическими нормами,предусмотренными при проведении психологическихпроектов в качестве дополнительного курса. Ее участ-никами стали студенты-первокурсники, всего 10 че-ловек: 5 мужчин и 5 женщин (экспериментальная груп-па). В составе контрольной группы - студенты, не при-нимавшие участия в дополнительном тренинге -15 человек: 4 мужчины и 11 женщин. Возрастной со-став выборки исследования - 16-27 лет. Все являютсястудентами первого курса актерского факультета Ин-ститута современного искусства г. Москвы.Целью настоящего исследования является изучениединамики психологических особенностей студентовпосле проведения дополнительной психологическойработы. Программа психодиагностики включала мето-ды, позволяющие получить объективную информацию,направленную на изучение психологических проявле-ний до и после реализации программы в эксперимен-тальной группе в сравнении с показателями контроль-ной группы.Психологическое обследование проводилось черезнеделю после проведения дополнительного тренинга состудентами экспериментальной группы. Применялисьметодики «10 слов» А.Р. Лурия, Горбова - Шульте,«Исключение предметов», «Ответные ассоциации» [11,12], метод цветовых выборов Люшера [13]. Данныеметоды использовались как в традиционном варианте,так и с изменениями инструкции для исследованиятворческих возможностей студентов.Исследование памяти и внимания. Результаты, по-лученные с помощью методики «10 слов», проведен-ной перед экспериментом (первый диагностическийсрез), свидетельствуют об одинаковых показателяхоперативной и долговременной памяти в обеих груп-пах. При этом выявляются достаточно высокие показа-тели запоминания. Только в 30% случаев отмечаютсярезультаты в пределах низкой нормы. Аналогичныепоказатели отмечаются при изучении произвольноговнимания (таблицы Горбова - Шульте).Результаты повторного исследования свидетель-ствуют о повышении эффективности запоминания в43% случаев в экспериментальной группе и в 60% - вконтрольной группе. Однако стоит отметить, что по-ложительная динамика отмечалась в тех случаях, когдау студентов изначально были показатели в пределахсредней нормы либо ниже средней. Остальные не ис-пытывали проблем с запоминанием, поэтому их пока-затели, будучи достаточно высокими, не могли суще-ственно улучшиться.При исследовании внимания было выявлено, что вовсей выборке эти характеристики улучшились в экспе-риментальной группе в 63%, в контрольной группе в46% случаев, что свидетельствует о результативностидополнительной психологической работы.Исследование ассоциаций. Исследование ассоциа-тивных процессов в проведенном эксперименте былонаправлено на изучение оригинального ассоциативно-го мышления. Средний результат экспериментальнойгруппы составил 32,2 балла. В то же время в кон-трольной группе усредненные показатели - 29,4 бал-ла. Эти данные свидетельствуют о более высокомуровне ассоциативного мышления в эксперименталь-ной группе. После проведения дополнительного тре-нинга в экспериментальной группе - 34,5 балла, вконтрольной группе - 30,6 балла. Показатели ориги-нальности ассоциативных процессов в обеих группахсвидетельствуют о наличии положительной динамикиразвития творческих проявлений, что обусловленоучастием в образовательном процессе будущих акте-ров. При этом уровень творческих заданий выше устудентов, включенных в дополнительную психоло-гическую работу.Исследование мышления. Результаты, полученные спомощью методики «Четвертый лишний», до проведе-ния тренинга в экспериментальной группе составили31,4 балла, в контрольной - 34,6. Изначально в кон-трольной группе наблюдается большее количество не-стандартных ответов. После второго диагностическогосреза отмечается увеличение среднего показателя вобеих группах. Так, в контрольной группе среднийбалл за выполнение упражнения составляет 36,4, в экс-периментальной - 34,3 балла. Таким образом, тенден-ция положительной динамики в большей степени ха-рактерна для экспериментальной группы по сравнениюс испытуемыми, не принимавшими участия в дополни-тельной психологической работе.При вычислении итоговых количественных показа-телей с помощью разных методик получены следую-щие результаты. Первый диагностический срез в экс-периментальной группе - 73,3 балла, второй диагно-стический срез - 77,1 балла. В контрольной группе этипоказатели составляют 72,0 и 74,8 балла. Эти данныетакже отражают бо́льшую положительную динамику устудентов, участвующих в дополнительной психологи-ческой работе.Исследование актуального состояния и потребно-стей. Результаты цветового теста Люшера выявляютосновные тенденции актуальных потребностей группы,а также особенности их психофизического состояния.Можно отметить, что в выборке исследования послепервого диагностического среза наблюдается доста-точно выраженный разброс показателей. Однако присравнении контрольной и экспериментальной группможно отметить некоторые тенденции. Так, у испыту-емых обеих групп отмечается средний уровень выра-женности стресса, приближающийся к 3 баллам, за ис-ключением отдельных случаев, в которых этот уровеньдостигал 9 баллов. В экспериментальной группе припроведении тренинга этим студентам оказывалась ин-дивидуальная психологическая поддержка. При по-вторном проведении исследования была выявлена по-зитивная динамика их состояния.Кроме того, в первомти, усиление произвольного внимания, развитие ассо-циативного мышления и творческих подходов при вы-полнении заданий, повышение стрессоустойчивости инаправленности на достижение.Самоотчеты студентов так же, как и эксперимен-тальная работа, свидетельствуют о целесообразностипроведения подобной психологической работы в даль-нейшем, на последующих этапах учебного процесса.

Ключевые слова

программа психологической работы, развитие способностей, личностные особенности, ассоциативное мышление, память, внимание, стрессоустойчивость, актуальные потребности, мотивация достижения, program of psychological work, development of skills, personality traits, associative thinking, memory, attention, stress resistance, relevant needs, motivation of achievement

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лисецкий Василий ВладимировичИнститут современного искусства(г. Москва)аспирант кафедры театрального искусстваlislisvas@mail.ru
Стоянова Ирина ЯковлевнаНациональный исследовательский Томский государственный университет; НИИ психического здоровья (г. Томск)д-р психол. наук, профессор кафедры психологического консультирования и психотерапии; внсIthka1948@mail.ru
Митченкова Елена АлександровнаРоссийский университет театрального искусства ГИТИС; Института современного искусства (г. Москва)доцент кафедры актерского мастерствадоцент кафедры актерского мастерства и кафедры режиссуры массовых действий и шоу-программe.olenina@yandex.ru
Чимитова Эржени БадмаевнаПсихиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева(г. Москва)клинический психологaplombir@gmail.com
Всего: 4

Ссылки

Стоянова И.Я., Лисецкий В.В., Чимитова Э.Б. Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357. С. 159-163.
Стоянова И.Я., Лисецкий В.В., Чимитова Э.Б. Личностные проблемы студентов актерского факультета в аспекте психологического сопровождения // Тезисы Международной конференции «Стратегические вопросы мировой науки». Перемысль, 2012. Т. 21. С. 24-27.
Александровская М.Б. Азбука актерской профессии // Азы актерского мастерства. СПб., 2002. 246 с.
Собкин В.С. Опыт исследования сценического перевоплощения студента-актера // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984. С. 112-119.
Лисецкий В.В., Радомысленский Е.В. Упражнения актерского тренинга в книге К.С. Станиславского «Работа актера над собой» // Искусство глазами молодых : материалы III Междунар. (VII Всероссийской) науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (30-31 ма
Лисецкий В.В. Развитие систем и упражнений актерского тренинга для улучшения психофизических качеств актёра в процессе работы над собой // Театр. Живопись. Кино. Музыка : альманах (в печати).
Симонов П.В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в системе К.С. Станиславского // Бессознательное. Тбилиси, 1978. Т. 2.
Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001.
Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы: актуализация творческого потенциала. СПб., 2006.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000. 518 с.
Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология. М. : МЕДпресс, 1998. 587 с.
Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. Практикум по психодиагностике. СПб. : Речь, 2005. 180 с.
Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб., 2002. 46 с.
 Эффективность тренинга развития актерских способностейу студентов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Эффективность тренинга развития актерских способностейу студентов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Полнотекстовая версия