Криминалистическая характеристика содержательности как структурного элемента устной речи | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. DOI: 10.17223/15617793/378/27

Криминалистическая характеристика содержательности как структурного элемента устной речи

Рассматриваются понятие и структурные особенности устной речи, ее криминалистическое значение. Выделены элементы устной речи: вокальность, тональность и содержательность. Дана характеристика содержательности как одного из элементов устной речи. Содержательность устной речи рассмотрена как личностно значимая информация, выраженная в символах. Обозначена зависимость содержательных характеристик речи от принадлежности человека к определенному психологическому типу. Описан механизм определения символов в устной речи различных психологических типов.

The criminalistic description of richness of content as a structural element of speech.pdf Речь представляет собой сложную систему, состоящую из трех элементов: вокальность (громкость, темп, стабильность); тональность (интонация, речевые паузы, диапазон); содержательность (отражение индивидуальных символов в речи, личностно значимая информация). Несомненно, следователь при проведении допроса чаще обращается к анализу содержательной стороны речи, чтобы определить информацию, имеющую значение для дела, противоречия или ложь в показаниях допрашиваемого лица. В то же время существует проблема трактовки показаний допрашиваемого следователем, так как слово может предполагать большое количество смысловых вариантов, и каждый человек вкладывает свой смысл в произнесенные им слова. Получить сведения о типе личности допрашиваемого можно с помощью анализа символов, которые употребляются в речи. Традиционно содержательность речи определяется как количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности [1. С. 147]. Запас слов позволяет человеку адекватно выразить самые различные мысли, является необходимым условием содержательности его речи [2. С. 46]. Мы будем рассматривать содержательность речи с точки зрения личностного смысла и символов, которые отображаются в речи допрашиваемого. Впервые на эту особенность обратил внимание Ф. де Соссюр, сформулировав постулат о том, что «слово не столько обозначает, сколько обладает ценностью» [3. С. 83], в котором отразился личностный подход в изучении устной речи. Развивая идею Ф. де Соссюра, В.П. Белянин рассматривает речь как отражение субъективного мира его автора, как высшую единицу человеческого мышления. Он утверждает, что за каждым речевым текстом стоит личность, познать которую возможно посредством изучения текстов, и формулирует следующие постулаты: - за языком (речью) стоит не только система языка (речи), но и психология. Каждый языковой (речевой) элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими закономерностями; - за разными речевыми текстами стоят психологические особенности человека. Разнообразие психологических типов людей рождает разнообразие речевых текстов; - структуры речевого текста взаимосвязаны со структурами сознания личности. Текст является результатом порождения личностного сознания [4. С. 7-12]. Личностное значение речи проявляется посредством символов, которые присутствуют в устной речи человека как в привычных условиях, так и в ситуации допроса. Слово «символ» (от гр. «знак, опознавательная примета») - это знак, т.е. любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе значением, смыслом является личностная ценность. Значение символов указывает на значимость, ценность явлений для человека (индивидуальные символы) [5. С. 176]. В данном случае нас интересуют символы, выраженные в устной форме непосредственно во время поведения допроса. Возникает вопрос: как определить символьное значение слов для каждого допрашиваемого? Решить эту проблему возможно при помощи типологического подхода, основанного на выделении акцентуированных типов личности. Согласно этому подходу выделяют десять психологических типов: эпилеп-тоид, истероид, гипертим, циклоид, застревающий, параноид, сензитив, конформный, шизоид и гипотим [6. С. 73-75]. Определить психологический тип допрашиваемого, тем самым расположить его к себе, следователю поможет подстраивание под речь лица при помощи тех же слов-символов, что употребляет и сам допрашиваемый. Это обусловливается гипотезой Геннекена - Рубакина [7. С. 43], согласно которой люди с большей охотой воспринимают ту информацию, которая соответствует их собственному мировосприятию, психологическим особенностям. Следовательно, необходимо раскрыть механизм определения символов в речи, который можно описать в виде трех этапов: 1. Каждому из указанных психологических типов соответствует наиболее выраженная акцентуированная черта характера - направленность личности. Эпилептоид - сверхимпульсивность. Истероид - сверхдемонстративность. Гипертим - гиперактивность (сверхконцентрация вовне). Циклоид - цикличность личности. Застревающий - сверхконцентрация. Параноид - склонность к формированию сверхценных идей. Сензитив - сверхчувствительность. Конформный - зависимость. Шизоид - сверхпогруженность в себя (сверхконцентрация внутри). Гипотим - гипоактивность. 2. Следующим шагом является детализация направленности личности путем выделения типовых свойств, присущих каждому психологическому типу. Эпилептоид - возбудимость, агрессивность, склонность к эмоциональным взрывам, мстительность, организаторские способности. Истероид - эгоцентризм, аморальность, лживость, беспринципиальность. Гипертим - активность, общительность, безответственность, способность к быстрому реагированию и адаптации, экстравертность. Циклоид - амбивалентность, нестабильность, соединение противоположностей, интеллектуальность, циничность. Застревающий - неспособность к быстрому переключению как в мыслях, так и в действиях, дисциплинированность, педантичность. Параноид - воля, подозрительность, фанатичность, принципиальность, преданность идее. Сензитив - сострадание, эмпатия, эмоциональность, гиперкомпенсация. Конформный - слабовольность, нерешительность, необходимость в лидере, поддержке, универсальность (все качества выше среднего), возможность развития в любом направлении, в зависимости от человека, который оказывает влияние. Шизоид - глубинность мышления, аналитический склад ума, малоэмоциональность, невысокая социальная активность. Гипотим - пассивность, пессимизм, интроверт-ность. Символы в речи не сколько обозначают предмет (несут информационную функцию), сколько имеют символическое, абстрактное значение, выполняют функцию художественного определения или сравнения (например, одно и то же слово может иметь разное символьное значение у каждого психологического типа). Для удобства определения символов в устной речи выделим среди них две группы: символы-образы и символы-идеи. Символы-образы представляют собой отдельные слова, имеющие не понятийное значение, а образное. Символы-идеи имеют абстрактное значение и выражаются в предложениях, устных текстах в целом, включая в себя символы-образы. Наши исследования показали, что для эпилептоида характерны символы-идеи: доминирование, контроль, действие, императив, подчинение; символы-образы: большой - маленький, борьба, месть, статус, обида. Символы-идеи, присущие гипертиму, - активность, авантюризм, оптимизм, движение; символы-образы -толпа, шутка, приключение, смех, друзья, веселье, развлечение, алкоголь. Содержательность речи истероида характеризуется символами-идеями: избранность, исключительность, популярность, превосходство, необоснованные претензии; и символами-образами: «я», игра, сцена, маска, театр, мода, независимость. Содержательная сторона характерная для устной речи циклоида сводится к таким символа-идеям, как противоречие, противоположность, глобальность, вселенность, космичность, безграничность, абстрагирование, неодно -значность, и символам-образам: жизнь и смерть, свобода, инь / янь, мечта (процесс) / реальность, быт / волшебство, небо / земля, эмоциональная отстраненность. Символы-идеи, присущие застревающему, - это дисциплина, конкретность, порядок, правила, надежность, основа, описание события, действия. Символы-образы - это долг, обязательства, честь, преданность, ответственность, факт. Содержательный элемент речи параноида состоит из следующих символов-идей: единство, самопожертвование, самоограничение, противостояние, предательство, целенаправленная борьба, связь с родителями, свои / чужие, идейность, и символов-образов: щит, меч, стая, дело, путь, воля, соратники, судьба - предназначение, поиск себя. Символы-идеи в речи конформного: зависимость, нерешительность, отстраненность от жизни; символы-образы: судьба - как символ безысходности, отсутствия права выбора, мечта (что-то конкретное, но недосягаемое, несбыточное), образ «наблюдателя со стороны». Шизоиду свойственны такие символы-идеи, как отсутствие границ, странность, противопоставление себя и окружающего мира, обособленность; и символы-образы: глубина, ширина, омут, бесконечность, одиночество, знак, символ. Содержательная сторона речи сензитива характеризуется такими символами-идеями, как гармония (гармоничность), поливариантность, единение, любовь к ближнему, связь с семьей; символами-образами: чувства, цвета, дорога (символ соединения чего-то, кого-то), ветер (движение, свежий ветер), природа. Символы-идеи в речи гипотима: пессимизм, безысходность, отрицание, бессмысленность; символы-образы: падение, усталость, грусть, трудности, беда, дно, недостатки. Соотносим направленность личности и типовые свойства личности с символами в устной речи на предмет совместимости - качественный показатель. Слова-символы представляют собой отображение психологических особенностей каждого человека, в некотором роде они являются бессознательными «про-говорками», тем, что представляет для лица особое личностное значение. Кроме того, в символах речи непосредственно отображаются качества и психологические особенности типа личности. Используя типологический подход и отнеся допрашиваемого к определенному психологическому типу, у следователя появляется возможность не только сузить толкования символьного значения слов, но и определить при этом тактику проведения допроса с каждым допрашиваемым. 3. Учитываем частоту встречаемых слов-символов. Если символ употребляется один раз, то, скорее всего, он не является личностно значимой информацией, если несколько раз, то его необходимо учесть при определении символьного ряда - количественный показатель. Определение символьного значения речи будет способствовать не только получению дополнительной информации о личности допрашиваемого, но и поможет следователю через употребление значимых для допрашиваемого слов-символов произвести правомерное воздействие, определить дальнейшую тактику при производстве допроса и других следственных действий. Выражение особенностей устной речи в символах как неотъемлемого свойства устной речи является источником дополнительной информации для следователя о личности допрашиваемого. Использование знаний о психологическом типе допрашиваемого, его речевых особенностях позволит индивидуализировать тактические приемы при производстве коммуникативных следственных действий, что обеспечит более эффективное проведение как следственных действий, так и самого процесса расследования преступления в целом.

Ключевые слова

устная речь, содержательность, символ, психологический тип, speech, richness of content, symbol, psychological type

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Алексеева Татьяна АлександровнаТомский государственный университетаспирант кафедры криминалистикиtanyaalek@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Шафф А. Введение в семантику / пер. с пол. М.Я. Гловинской, Н.Г. Комлева, В.Ф. Конновой. М. : Изд-во иностранной литературы, 1963. 376 с.
Ахмедшин Р.Л. Юридическая психология: курс лекций. Томск : Эль Контент, 2011. 226 с.
Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка : учеб. пособие. М. : Наука, 2010. 284 с.
Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / пер. с фр. А.М. Сухотина ; под ред. Р.И. Шор. М. : Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе). М. : Тривола, 2000. 323 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М. : Наука, 1982. 160 с.
 Криминалистическая характеристика содержательности как структурного элемента устной речи | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. DOI: 10.17223/15617793/378/27

Криминалистическая характеристика содержательности как структурного элемента устной речи | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. DOI: 10.17223/15617793/378/27