Изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа в другую группу психических явлений позволит разработать универсальную, независимо от специфики условий и содержания профессиональной деятельности, модель его регуляции.
Laws of burnout transformation into the personal properties of representatives of the trades of the helping type.pdf Общая оценка исследовательского пространства психического выгорания свидетельствует о том, что научный интерес в основном сосредоточен на изучении феноменологии, структуры, генеза, социально-психологической и индивидуально-личностной детерминации [1-3]. При этом проблема регуляции состояния психического выгорания, его взаимосвязей с личностными свойствами характеризуется малой изученностью [4-6]. Кроме того, следует отметить, что, несмотря на стабильно возрастающий интерес к проблеме психического выгорания, структурный и процессуальный подходы не позволяют составить единого представления о психологических механизмах его регуляции. Согласно предлагаемому нами структурно-процессуальному подходу под регуляцией состояния психического выгорания понимаем процесс, реализующийся в закономерностях возникновения его фаз: «напряжение», «резистенция» и «истощение», а также тенденциях и закономерностях структурно-динамических изменений в каждой фазе, которые обеспечиваются психологическими механизмами. Опираясь на результаты исследований А.О. Прохорова [7-9] о существовании взаимосвязей между психическими состояниями и свойствами и следуя структурно-процессуальной логике, мы выдвинули предположение о том, что с каждым переходом состояния психического выгорания из одной фазы в другую проявляется, с одной стороны, увеличение степени интегрированно-сти взаимосвязей между всеми его структурными элементами, а с другой - взаимосвязей структурных элементов с личностными свойствами. В фазе «истощение» состояния психического выгорания ожидается наличие самой высокой степени интегрированности взаимосвязей его структурных элементов между собой и с личностными свойствами, влияние высокой выраженности состояния психического выгорания на личностные свойства, что может привести к его трансформации в другую группу психических явлений - личностные свойства. Под закономерностями трансформации состояния психического выгорания в личностные свойства рассматриваем повторяющиеся в каждой фазе у всех представителей профессий помогающего типа его структурно-динамические изменения. Целью настоящего исследования явилось изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа в личностные свойства, что позволит разработать универсальную модель его регуляции. Для реализации цели исследования на базах медицинских и общеобразовательных, а также центров социального обслуживания г. Курска и Курской области были обследованы медицинские (184 человека), педагогические (240 человек) и социальные работники (138 человек) с использованием следующих психодиагностических методик: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [9]; опросник психического выгорания В.Е. Орла [10]; опросник психического выгорания А.А. Рукавишникова [11], 16-фак-торный личностный опросник Р. Кэттелла [9]. В исследованиях, посвященных изучению соотно-симости состояния психического выгорания и длительности профессиональной деятельности, наблюдаются противоречивые результаты: в одних исследованиях указана зависимость нарастания его выраженности [12, 13], в других - отсутствие [14, 15], в третьих - наличие U-образной инвертированной зависимости [3]. Именно поэтому в исследовательский контекст мы включили изучение влияния длительности профессиональной деятельности на трансформацию состояния психического выгорания. Средние значения показателей состояния психического выгорания, полученные по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко [9], достигли уровня диагностируемых значений во всех его фазах у педагогических работников, только в фазах «резистенция» и «истощение» - у медицинских и социальных работников (табл. 1). Изучение динамики состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) в аспекте межпрофессиональной дифференциации указало на значимость различий в уровнях выраженности средних значений показателей фаз «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение». Полученные результаты свидетельствуют о несоотносимости фаз состояния психического выгорания с этапами длительности профессиональной деятельности (табл. 2-4). Изучение средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания у медицинских работников осуществлялось с использованием опросника психического выгорания В.Е. Орла [10], согласно которому в содержании изучаемого состояния выделяют три элемента: «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности»; у педагогических и социальных работников - с помощью опросника психического выгорания А.А. Рукавишникова [11], в соответствии с которым в состоянии рассматривают следующие элементы: «психоэмоциональное истощение», «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация». Т а б л и ц а 1 Средние значения показателей состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) Представители профессий помогающего типа Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение» Хср ± о, Качественный показатель Хср ± о, Качественный показатель Хср ± о, Качественный показатель Медицинские работники 32,03 ± 4,74 Не сформирована 53,43 ± 4,87 В стадии формирования 39,02 ± 4,82 В стадии формирования Педагогические работники 41,47 ± 4,56 В стадии формирования 54,43 ± 4,69 В стадии формирования 42,10 ± 4,55 В стадии формирования Социальные работники 36,08 ± 4,87 Не сформирована 49,76 ± 4,86 В стадии формирования 37,66 ± 4,98 В стадии формирования Примечание. Хср - среднее значение показателя; о, - стандартное отклонение. Т а б л и ц а 2 Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания медицинских работников с различной длительностью профессиональной деятельности (U-критерий Манна - Уитни; р < 0,05; U эмп < икр) Этапы длительности Фаза «напряжение» -«резистенция» «резистенция» -«истощение» «напряжение» «резистенция» «истощение» Хср ± о, Качественный показатель Хср ± о, Качественный показатель Хср ± о, Качестен-ный показатель иэмп Р иэмп Р До 5 лет 29,05 ± 4,35 Не сформирована 46,87 ± 4,61 В стадии формирования 33,70 ± 4,27 Не сформирована 717,0** 0,000 872,0** 0,0007 От 5 до 10 лет 24,38 ± 4,35 Не сформирована 50,33 ± 5,18 В стадии формирования 35,33 ± 4,71 Не сформирована 414,5** 1,0Е-6 630,0** 0,020 Свыше 10 лет 37,87 ± 4,98 В стадии формирования 59,10 ± 4,71 В стадии формирования 44,22 ± 5,05 В стадии формирования 1895,0** 0,000 2335,5** 3,0Е-5 Примечание. Здесь и далее в таблицах звездочками показана значимость различий. Т а б л и ц а 3 Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания педагогических работников с различной длительностью профессиональной деятельности (U-критерий Манна - Уитни; р < 0,05; и эмп < икр) Этапы длительности Фаза «напряжение» -«резистенция» «резистенция» -«истощение» «напряжение» «резистенция» «истощение» Хср ± о, Качественный показатель Хср ± о, Качественный показатель Хср ± о, Качестен-ный показатель иэмп Р иэмп Р До 5 лет 32,38 ± 3,74 Не сформирована 50,00 ± 4,20 В стадии формирования 33,93 ± 3,75 В стадии формирования 421,0* 1,0Е-6 487,5* 1,0Е-5 От 5 до 10 лет 39,25 ± 4,10 В стадии формирования 60,66 ± 4,46 Сформирована 45,22 ± 4,48 В стадии формирования 697,0* 4,73E-9 1055,5* 0,0002 Свыше 10 лет 43,56 ± 3,34 В стадии формирования 53,78 ± 4,79 В стадии формирования 42,81 ± 4,65 В стадии формирования 25052,0* 2,0Е-6 23932,0* 6,63E-8 Т а б л и ц а 4 Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания социальных работников с различной длительностью профессиональной деятельности (U-критерий Манна - Уитни; р < 0,05; U эмп < икр) Этапы длительности Фаза «напряжение» -«резистенция» «резистенция» -«истощение» «напряжение» «резистенция» «истощение» Хср ± о, Качественный показатель Хср ± о, Качественный показатель Хср ± о, Качестен-ный показатель иэмп Р иэмп Р До 5 лет 28,04 ± 4,68 Не сформирована 35,23 ± 4,31 Не сформирована 25,23 ± 3,85 Не сформирована 1976,0* 0,007 1809,5* 0,001 От 5 до 10 лет 31,79 ± 4,37 Не сформирована 48,39 ± 4,14 В стадии формирования 37,16 ± 4,80 В стадии формирования 1498,5* 0,000 1797,0* 0,000 Свыше 10 лет 51,81 ± 4,93 В стадии формирования 69,84 ± 4,77 Сформирована 53,95 ± 5,27 В стадии формирования 959,5* 0,000 1068,5* 0,0007 Анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания указал на средний уровень их выраженности у всех представителей профессий помогающего типа: - у медицинских работников: «психоэмоциональное истощение» - Хср = 32,94 ± 3,63 балла; «деперсонализация» - Хср = 27,22 ± 3,13 балла; «самооценка профессиональной эффективности» - Хср = 29,29 ± 3,57 балла; - у педагогических и социальных работников: «психоэмоциональное истощение» - Хср = 33,64 ± 3,86; Хср = 29,52 ± 3,80 балла соответственно; «личностное отдаление» - Хср = 32,01 ± 3,86; Хср = 32,52 ± 3,52 балла соответственно, «профессиональная мотивация» -Хср = 24,88 ± 3,60; Хср = 24,44 ± 3,53 балла соответственно. Проведенный с помощью U-критерия Манна - Уит-ни попарный сравнительный анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у всех представителей профессий помогающего типа позволил установить следующие общие тенденции в его динамике (см. табл. 5-7): - средние значения показателей структурных элементов состояния психического выгорания соответствуют умеренному уровню выраженности; - нарастание уровня выраженности средних значений показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «личностное отдаление», «профессиональная мотивация» во всех фазах состояния психического выгорания и достижение максимальных значений в фазе «истощение» у педагогических и социальных работников, а также нарастание уровня выраженности средних значений показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» и убывание уровня выраженности структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» состояния психического выгорания у медицинских работников; - преобладание более высоких средних значений показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» («личностное отдаление»), «профессиональная мотивация» и более низкого среднего значения структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» в фазе «истощение» состояния психического выгорания; - статистически значимые различия в уровнях выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех его фазах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в каждой последующей фазе состояния психического выгорания, в сравнении с предыдущей, значимо усиливается уровень истощения эмоциональных, физических и энергетических ресурсов представителей профессий помогающего типа, характеризующийся снижением эмоционального фона, равнодушным или эмоциональным перенасыщением. Также значимо увеличивается уровень дезадаптации, проявляющейся в уменьшении количества контактов, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к коллегам, клиентам, ученикам или пациентам, возрастает ощущение неуспеха в профессиональной деятельности, своей профессиональной некомпетентности в работе с людьми. Т а б л и ц а 5 Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у медицинских работников (U-критерий Манна - Уитни; р < 0,05; U эмп < икр) Структурные элементы Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) Хср ± О, Качественный показатель (1)-(2) Хср ± О, Качественный показатель (2)-(3) Хср ± О, Качественный показатель (1)-(3) иэмп р иэмп р иэмп р «Пси-хоэмоци-ональное истощение» 29,25 ± ± 3,72 Средний уровень выраженности 1114,0* 0,00001 32,11 ± ± 3,56 Средний уровень выраженности 1352,0* 0,00001 32,73 ± ± 3,73 Средний уровень выра-женно-сти 1177,5* 0,032 «Деперсонализация» 20,08 ± ± 3,6 Средний уровень выраженности 1608,5* 0,050 21,08 ± ± 3,52 Средний уровень выраженности 1802,5* 0,013 22,34 ± ± 3,50 Средний уровень выра-женно-сти 1179,5* 0,033 «Самооценка профес-сиональ-ной эф-фектив-ности» 27,36 ± ± 2,6 Средний уровень выраженности 1595,0* 0,042 22,35 ± ± 2,66 Средний уровень выраженности 1686,0* 0,020 16,49 ± ± 2,60 Средний уровень выра-женно-сти 1208,0* 0,049 Изучение динамики взаимосвязей структурных элементов состояния психического выгорания между собой и с показателями личностных свойств, измеряемых с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла [9], в его различных фазах у представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) осуществлялось с использованием корреляционного анализа Пирсона. По результатам анализа были выявлены следующие общие закономерности: - у всех представителей профессий помогающего типа взаимосвязи показателей структурных элементов состояния психического выгорания отличаются во всех его фазах по тесноте и уровню значимости; - в фазе «напряжение» выявлена значимая корреляционная взаимосвязь между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» у медицинских работников (r = 0,53*), «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» у педагогических работников (r = 0,43*); «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» у социальных работников (r = 0,63*); Т а б л и ц а 6 Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у педагогических работников (U-критерий Манна - Уитни; р < 0,05; и*эмп. < икр.) Структурные элементы Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) Хср ± О, Качествен-ный показатель (1)-(2) Хср ± О, Качественный показатель (2)-(3) Хср ± О, Качественный показатель (1)-(3) иэмп р иэмп р иэмп р «Пси-хоэмоци-ональное истощение» 30,10 ± ± 3,79 Средний уровень выраженности 10846,5* 0,047 32,62 ± ± 3,45 Средний уровень выраженности 11570,5* 0,000 36,69 ± ± 3,74 Средний уровень выраженности 12105,5* 0,000012 «Личностное отдаление» 27,46 ± ± 3,48 Средний уровень выраженности 10817,0* 0,043 29,42 ± ± 3,36 Средний уровень выраженности 11737,5* 0,000 31,15 ± ± 3,49 Средний уровень выраженности 12993,5* 0,0005 «Профес-сиональ-ная мотивация» 13,64 ± ± 3,66 Средний уровень выражен-ности 9631,0* 0,001 19,19 ± ± 3,64 Средний уровень выраженности 15209,0* 0,008 24,23 ± ± 3,53 Средний уровень выраженности 14517,5* 0,046 Т а б л и ц а 7 Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у социальных работников (U-критерий Манна - Уитни; р < 0,05; U эмп < икр) Структурные элементы Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) Хср ± О, Качественный показатель (1)-(2) Хср ± О, Качественный показатель (2)-(3) Хср ± О, Качественный показатель (1)-(3) иэмп р иэмп р иэмп р «Пси-хоэмоцио-нальное истощение» 31,14 ± ± 3,85 Средний уровень выраженности 307,0* 0,005 32,12 ± ± 3,85 Средний уровень выраженности 445,0* 0,049 32,53± ± 3,79 Средний уровень выраженности 473,0* 0,000 «Личностное отдаление» 32,32 ± ± 3,46 Средний уровень выраженности 336,5* 0,001 35,64 ± ± 3,49 Средний уровень выраженности 279,0* 0,017 39,78± ± 3,41 Средний уровень выраженности 466,5* 0,000 «Профес-сиональ-ная мотивация» 16,87 ± ± 3,07 Средний уровень выраженности 667,5* 0,000 19,69 ± ± 3,06 Средний уровень выраженности 394,5* 0,010 23,32± ± 2,79 Средний уровень выраженности 618,5* 0,031 - в фазе «резистенция» установлены значимые и высокозначимые корреляционные взаимосвязи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (r = 0,71**), «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» (r = 0,68*) у медицинских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (r = 0,81**), «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» у педагогических работников (r = 0,68*); «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (r = 0,71**), «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» у социальных работников (r = 0,68*); - в фазе «истощение» у всех представителей профессий помогающего типа обнаружены значимые и высокозначимые корреляционные взаимосвязи между всеми структурными элементами состояния психического выгорания; - самые тесные взаимосвязи во всех трех фазах зафиксированы между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (в фазе «напряжение» r = 0,53*, в фазе «резистенция» r = 0,71**, в фазе «истощение» r = 0,85**) у медицинских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (в фазе «напряжение» r = 0,43*, в фазе «резистенция» r = 0,81**, в фазе «истощение» r = 0,95**) у педагогических работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (в фазе «напряжение» r = 0,63*, в фазе «резистенция» r = 0,71**, в фазе «истощение» r = 0,75**) у социальных работников; - с каждым переходом из одной фазы в другую состояния психического выгорания проявляется усиление взаимосвязей между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация», «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» у медицинских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление», «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» у педагогических и социальных работников; - степень интегрированности взаимосвязей показателей структурных элементов состояния психического выгорания между собой и с личностными свойствами (моральной нормативностью и самодисциплиной) у всех представителей профессий помогающего типа является самой высокой в фазе «истощение» (табл. 8-10). Т а б л и ц а 8 Значимые корреляции показателей элементов состояния психического выгорания и личностных свойств в различных фазах у медицинских работников Показатель Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение» ПИ Д СПЭ ПИ Д СПЭ ПИ Д СПЭ G - - -0,73" -0,27" - -0,69" -0,93** -0,72** -0,93** Q3 - - - - - -0,35* -0,87** -0,64** -0,81** Примечание. Здесь и далее в таблицах: * - статистическая достоверность при уровне значимости р < 0,05; ** - статистическая достоверность при уровне значимости р < 0,001; Д - деперсонализация; СПЭ -самооценка профессиональной эффективности; G - моральная нормативность; ЛО - личностное отдаление; Q3 - самодисциплина; ПМ - профессиональная мотивация; ПИ - психоэмоциональное истощение. Т а б л и ц а 9 Значимые корреляции показателей элементов состояния психического выгорания и личностных свойств в различных фазах у педагогических работников Показатель Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение» ПИ ЛО ПМ ПИ ЛО ПМ ПИ ЛО ПМ G -0,90** -0,33** -0,17* -0,20** -0,93** -0,43** -0,79** Q3 -0,95** -0,43** 0,88** -0,95** -0,49** -0,95** Т а б л и ц а 10 Значимые корреляции показателей элементов состояния психического выгорания и личностных свойств в различных фазах у социальных работников Показатель Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение» ПИ ЛО ПМ ПИ ЛО ПМ ПИ ЛО ПМ G -0,72** -0,52** -0,62** -0,38** -0,92** -0,95** -0,58** -0,86** Q3 -0,39** -0,96** -0,96** -0,47** -0,61** Анализ средних значений показателей личностных свойств у представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) в различных фазах состояния психического выгорания указал на следующие общие тенденции в фазе «истощение»: низкий уровень выраженности показателей моральной нормативности (G) и самодисциплины (Q3) (у медицинских работников: G^) = 3,92 ± 2,57 балла и Qb^) = 3,93 ± 0,73 балла; у педагогических работников: G^^) = 3,99 ± ± 1,58 балла и Qs^^) = 3,76 ± 1,94 балла; у социальных работников: G(Xcp) = 3,95 ± 0,22 балла и Qs^) = 3,90 ± 1,95 балла), что свидетельствует о проявлениях безответственности и неорганизованности; статистическую достоверность различий в уровнях выраженности показателей моральной нормативности: иэмп = 1,5 при р = 0,000 и самодисциплины иэмп = 72,0 при р = 0,000 у медицинских работников; у педагогических работников: моральной нормативности: иэмп = 469,0 при р = 0,000 и самодисциплины иэмп = 424,0 при р = 0,000, у социальных работников: моральной нормативности: иэмп = 0,0 при р = = 0,000 и самодисциплины иэмп = 0,0 при р = 0,000, что свидетельствует о влиянии психического выгорания на возникновение безответственности и неорганизованности. Таким образом, у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) в аспекте межпрофессиональной дифференциации наблюдаются одинаковые тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в фазе «истощение»: значимое увеличение уровня выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение», наличие наиболее тесных и интегрированных взаимосвязей между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» («личностное отдаление»), а также наиболее интегрированных взаимосвязей всех структурных элементов между собой и с личностными свойствами (моральная нормативность и самодисциплина), влияние состояния психического выгорания на личностные свойства (моральная нормативность и самодисциплина). Выявленные тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в фазе «истощение» свидетельствуют о его трансформации в личностные свойства (моральная нормативность и самодисциплина).
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 336 с.
Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности : автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 25 с.
Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. М. : Институт психологии РАН, 2005. 330 с.
Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб. : Питер, 2005. 412 с.
Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы) : автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М. : Наука, 1998. 152 с.
Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань : Из-во Казанского ун-та, 1994. 146 с.
Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 3. С. 9-17.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара : БАХРАХ-М, 2007. 672 с.
Орел В.Е., Сенин И.Г. Опросник психического выгорания для работников социальных профессий. Ярославль : Психодиагностика, 2005. 12 с.
Рукавишников А.А. Опросник «психического выгорания» для учителей. Ярославль : Психодиагностика, 2001. 14 с.
Елькин И.О., Алиева Н.Ф. Возрастные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов-дефектологов // Системная интеграция в здра воохранении. 2011. № 4(15). С. 39-51. URL: http://www.sys.int.ru
Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) : сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С. А. Подсадного. Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. С. 100-102.
Гредюшко О.П. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы // Вестник ТГППУ. 2009. № 2-3 (17-18). С. 29-34.
Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34(1). P. 22-26.