Представлены анализ взаимоотношения Джунгарского и Казахского ханств в XVI в., процесс их присоединения к Московскому государству. Особое внимание уделено рассмотрению установления русско-ойратских отношений и консолидации части ойратских племен, перекочевавших в Россию, в самостоятельную новую монголоязычную народность - калмыцкую. На основе архивных материалов показаны причины военных столкновений между Джунгарским и Казахским ханствами и их желания получить протекторат от Российского государства.
On the relations between Zunghar and Kazakh Khanates and their sovereignty of the Russian state.pdf Первоначально ойраты, или калмыки, обитали в горно-таежных районах Монголии и в верховьях рек Иртыш и Или. В 1204 г. отдельные племена ойратов были захвачены Чингисханом и вошли в состав его владений. В составе войска монголов они составляли отборную гвардию императора, от этого название «тор-гоуыт» - охрана кагана, а во время завоевательных походов ойраты всегда составляли левое крыло армии, что по-монгольски означает «зюнгар»; впоследствии территория, которую они заняли, стала называться Джунгария. К началу XVI в. ойратские кочевья оказались зажатыми между Казахским ханством и Восточной Монголией. Ойратам приходилось выдерживать тяжелую борьбу с соседями, стремившимися расширить свои пастбища за счет земель ойратов и оттеснить ойратов от рынков оседлых стран [1. С. 134-135]. В середине XVI в. ойраты были вынуждены вести борьбу одновременно на западе - против Турфанского султаната, на севере - против Казахского ханства, на востоке - против восточномонгольских и южномонгольских правителей. Неравенство сил приводило к тому, что ойраты терпели в этой борьбе серьезные неудачи. Конец XVI в. характеризуется ухудшением положения ойратских племен. Ойратское общество вступило в полосу кризиса, вызванного недостатком пастбищ и ослаблением ойратских владений, неизбежным в условиях все углублявшейся раздробленности и измельчания улусов. Причина измельчания улусов заключалась в том, что владетельные князья закрепляли за своими сыновьями определенные части улуса в наследственное владение. Так происходило дробление улусов на более мелкие. В этих условиях ойратские князья не могли не думать о поисках новых, свободных территорий, куда они могли бы откочевать. В это время часть ойратских улусов стала продвигаться в пределы Южной и Западной Сибири. Происходят контакты ойратов с народами Западной Сибири. После похода в 1581-1585 гг. Ермака и начала присоединения Западной Сибири к Российскому государству ойратский фактор играл большую роль в западносибирских событиях. Сибирские воеводы были заинтересованы в поддержании мирных отношений с ойратами, несмотря на междоусобную борьбу в их среде и отсутствие у них сильной единой власти. Их привлекало то, что ойраты в 20-х гг. XVII в. обладали большой военной мощью и могли выставить в общей сложности 120 тысяч всадников. Улусы торгутского предводителя Хо-Урлюка (ум. 1644 г.) и дербетовского Далай-Батыра в 16051606 гг. появились у сибирских границ Российского государства. Ойраты наладили торговлю в сибирских городах и приграничных районах. Иногда помимо торговых контактов, по всей видимости, происходили и военные столкновения. Новые соседи пробовали друг друга на крепость. Силы были примерно равны. Ойра-ты не имели возможности штурмовать хорошо укрепленные сибирские города, а сравнительно немногочисленные гарнизоны этих крепостей не могли разгромить многочисленную ойратскую конницу в открытом, полевом сражении. Сложившийся паритет сил потребовал искать выхода в мирных переговорах [1. С. 143-144]. В январе 1607 г. воевода г. Тара отправил к ойратам своих представителей с предложением принести шерть (присягу) и войти в российское подданство. В ответ в Тару прибыло посольство от дербетовских вождей для продолжения переговоров. Вести о переговорах с ойра-тами были сообщены в Москву. Правительство одобрило их и согласилось на разрешение льготной, беспошлинной торговли для ойратов. Кроме того, тарскому воеводе вменялось в обязанность приветливо встречать и провожать посланцев ойратских князей. С 1607 г. правительство России разрешило кочевать дербетскому тайше Далай-Батыру вверх по Иртышу и Тоболу. Сибирским воеводам приказывалось помогать ойратам, чтобы отражать нападения казахов и ногайцев, кочевавших в междуречье Яика и Волги, и пропускать калмыков для торговли в сибирские города. На протяжении 1608-1609 гг. дербетский тайша Далай-Батыр и торгутский тайша Хо-Урлюк со своими подвластными людьми несколько раз давали русским властям в Таре и Тобольске устную присягу о принятии русского подданства и получали право свободно кочевать под сибирскими городами Тара, Тюмень и Тобольск, торговать на рынках городов Уфы, Казани вплоть до Москвы. Очередная ойратская делегация была направлена уже для переговоров в Москву, где 14 февраля 1608 г. послы были приняты царем Василием Шуйским (1552-1612 гг.). От имени части ойратских князей послы просили принять их в российское подданство. Так установились русско-ойратские посольские и торговые отношения, положившие начало процессу добровольного вхождения части ойратских племен в состав России [2. С. 224-225]. Переговоры 1608-1609 гг. создали основу тесной связи русского и калмыцкого народов. В грамоте от 20 августа 1609 г., в которой были сформулированы условия подданства, российское правительство обращалось ко всем калмыкам независимо от улусной принадлежности. Поэтому 20 августа 1609 г. считается официальной датой вхождения калмыцкого народа в состав России. Именно принятием нового самоназвания «калмыки» завершился процесс консолидации части ойратских племен, перекочевавших в Россию, в самостоятельную новую монголоязычную народность - калмыцкую. Однако не только калмыки стремились присоединиться к России, Казахское ханство также хотело, чтобы государство Московское ему покровительствовало. Рассмотрим, например, документы из Центрального государственного архива древних актов - «Запись беседы царевича Ураз-Мухаммеда с послом хана Тевеккеля Кул-Мухаммедом о подданстве казахов Московскому государству и военном союзе с ним» 1594 г. и ответную «Грамоту царя Федора Ивановича хану Тевеккелю о принятии в подданство Московского государства» 1595 г. Первые серьезные претензии на господство в Центральной Азии были предъявлены ойратами в 1457 г., когда войска правителя «государства кочевых узбеков» Абулхаира потерпели тяжелое поражение от ойратского хана Уз-Тимура. В середине XV в. в результате отделения части тюркоязычных племен под предводительством султанов Джанибека и Гирея из состава государства Абулхаира образовывается новое политическое объединение - Казахское ханство [3. С. 15-16]. Быстрое укрепление Казахского ханства за счет притока родственных кочевых племен, активная внешняя политика первых казахских ханов по расширению своей территории неизбежно привели к столкновению с ойратами. В военных столкновениях между казахами и джунгарами в XV-XVI вв. перевес сил был на стороне казахов. Так, при казахском хане Тауекеле (15821598 гг.) часть калмыкских племен была подчинена Казахскому ханству. В 1594 г. Тауекель отправил посла Кул-Мухаммеда к русскому царю Фёдору Ивановичу (1557-1598 гг.) с просьбой принять его в качестве подданного Московского государства. Посольство было отправлено с целью вызволить из русского плена племянника Тауекеля - Ураз-Мухаммеда (ум. 1610 г.), который был захвачен в 1580 г. во время войны с Кучу-мом. Казахские послы передали русскому царю ряд интересных сведений о состоянии Казахского ханства под управлением Тауекель-хана: 20 января 1594 г. казахский хан Ураз-Мухаммед встретился с послом Кул-Мухаммедом, чтобы узнать о делах в Казахской орде. Посол доложил, что дядя хана Тауекель возглавляет Казахскую орду, а его брат Шах-Мухаммед - калмыков. Они со всеми поддерживают дружеские отношения: «З бухарским царем тепере в миру на время, а и с ногаи со шти браты в миру, и с Тенехматовыми детьми да с Урусовыми - ни так ни сяк» [4. Л. 6]. Как только они узнали, что хан Ураз-Мухаммед у великого князя Московского Федора Ивановича на хорошем счету, сразу решили сплотиться с ним. Кул-Мухаммед предупредил хана, чтобы он не доверял ни бухарскому хану, ни ногайцам, так как «бухарской царь ныне Ургенского Азима-царя согнал, Юргенч взял под себя, а ныне, с ногаи соединясь, хочет поставить в Сарайчике город; как в Сарайчике город поставит, тогды будет и Астроханю прихлашати» [Там же]. По словам посла, им только бы добиться, чтобы Федор Иванович взял их «под свою царьскую руку», тогда вновь начнется война. Хан Ураз-Мухаммед был уверен, что его дядя Тауекель и братья достигнут своей цели, потому что знали, что великому князю Московскому подчиняются многие орды и он дает защиту иноземцам. И если на них нападут бухарцы или ногайцы, то Федор Иванович им и рать готов дать. Кул-Мухаммед согласился, что Тауекель и его братья «подлинно так учинят», поэтому сейчас надо попросить князя Бориса Годунова, чтобы освободил туркменского посла, с которым бухарский хан не ладил. «Яз бы ныне с ними переговоря, с ними в Кизылбаш своего товары-ша послал, а посол бы кизылбаской со мною одного шахова человека послал, чтоб дяде твоему Тевкелю-царю быть с кизылбаским в ссылке» [4. Л. 11]. Хан Ураз-Мухаммед пообещал поговорить с дьяком царя всея Руси Василием Щелкаловым и 27 января приказал дьяку явиться ко двору. На следующий день Ураз-Мухаммед попросил дьяка, чтобы тот передал все слова царю, а великий князь Московский в свою очередь велел бы послу из Казахской орды встретиться с туркменским послом, туркменский бы посол отправил человека в Казахскую орду, а казахский посол - к Шаху-Мухаммеду. Василий Щелкалов пообещал доложить царю о просьбе. В 1595 г. послу была вручена ответная царская грамота, в которой великий князь сообщил, что принимает Казахское ханство «под свою царьскую руку» и обещал прислать «царю и царевичам огненного бою», также высказывалось желание, чтобы Тауекель, «будучи под нашею царьскою рукою и по нашему царьскому повелению, будет воевать бухарского царя и изменника нашего Кучюма-царя сибирского изымав, к нашему царьского величества порогу пришлете», т.е. что Тауе-кель-хан сам должен был смирить Абдаллаха II и Ку-чума. Племянника Тауекеля царь согласился отпустить, если он «взамен пришлет в аманаты своего собственного сына Усейна-царевича». Рассмотрим более подробно эту грамоту. В марте 1595 г. переводчик сын боярский Вельямин Степанов изложил хану Тауекелю царскую грамоту о принятии казахов в подданство государства Московского. В ней царь всея Руси Федор Иванович говорил, что получил ханскую грамоту от посла Кул-Мухаммеда, в которой казахские послы заверяли: тот факт, что ногайцы разоряли их орды, - в прошлом; на данный момент хан Та-уекель владеет и Казахской и Калмыцкой ордой, поэтому великому князю было бы выгодно присоединить казахов к Московскому государству. На это предложение Федор Иванович напомнил хану, что после того как казахи отбились от войск сибирского хана Кучума, хан Ураз-Мухаммед попал к царским «ратным людем». Тауекель же обрадовался этой новости, думая, что великий князь будет теперь покровительствовать Ураз-Мухаммеду. Однако Федор Иванович пригрозил Тауе-келю, что если он не оставит в залог своих братьев и детей, которые «у нашего царьского величества, были в нашем жалованье», то царь вернет Ураз-Мухаммеда обратно на казахские земли. А хан Тауекель, желая освободить своих братьев и детей, захватил бы бухарского хана и изменника сибирского хана Кучума и привел бы их к царскому двору. Федор Иванович также сообщил, что от Бориса Годунова получил «и выше челобитье и прошенье» и готов «и тебя, Тевкеля-царя, и братью твою Шахмагметя-царевича и Кучюма-царевича в своем царь-ском жалованье и во обороне держати хотим ото всех ваших недругов» [5. Л. 7]. Хану Ураз-Мухаммеду от имени царя подарены вотчины, поместья, деньги. По словам царя, если Тауекель-хан тоже хочет такой роскошной жизни, как его брат, то обязан будет схватить бухарского и сибирского ханов. Теперь все зависело от решения Тау-екеля: как только он прислал бы царю своего сына Усеи-на, то Федор Иванович отпустил бы Ураз-Мухаммеда с его родственниками и жалованьем, а также в Самару отправил бы с ним войско, с помощью которого Тауекель захватил бы обоих ханов. Одновременно с казахским послом Кул-Мухаммедом к царю прибыл Гадибек - посол туркменского шаха Аббаса, просивший великого князя «о дружбе и о любви и о ссылке для доброго дела» [5. С. 8]. Кул-Мухаммед, воспользовавшись моментом, попросил Бориса Годунова встретиться с послом. Борис Федорович с разрешения царя организовал встречу, после которой послы обменялись людьми: человек казахского посла поехал к Аббас-шаху, а туркменский гонец - к хану Тауекелю. На основании вышесказанного можно сделать выводы о том, что в XVI в. оба ханства - и Казахское, и Джунгарское - стремились присоединиться к Российскому государству, обрести его защиту. Однако казахи и не подозревали, что спустя век с 1698 г. джунгарское нашествие будет представлять главную угрозу для них, и что еще больше подтолкнет Казахское ханство на сближение с Россией с целью обретения военно-политического покровительства и помощи. В конце XVII в. с воцарением хунтайши Цэван-Рабдана вторжения ойратских войск приняли характер постоянного противоборства. А в первой четверти XVIII в. Джунгария представляла реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, но и для России.
ЦГАДА. Ф. 122. 1595. Оп. 2. Д. 1.
Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА). Ф. 122. 1595 г. Оп. 1. Д. 2.
Феоктистов А.Л. Русские, казахи и Алтай. М. : Альфа и Омега, 1992.
Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста : Калмык. кн. изд-во, 1998.
Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). М. : Наука, 1964.