Применение терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/31

Применение терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры

Исследовались возможности применения терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры. Показано, что терренкур сочетает в себе несколько эффективных методов восстановительной медицины: кинезиотерапию с мультисуставными движениями и соответствующими им сенсорными притоками, доминирование аэробной и компоненты анаэробной нагрузки, гипоксемию; климатотерапию, которые оказывают закаливающий и другие оздоровительные эффекты. Разработанный маршрут терренкура является оптимальным по сложности и нагрузочности для студентов отделения ЛФК и может использоваться в процессе физического воспитания студентов данной группы.

The use of terrainkur in the physical education class for therapeutic physical education groups.pdf В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Особое внимание необходимо уделять физическому воспитанию студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это связано с тем, что с каждым годом растет число студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по физической культуре. По некоторым данным, численность студентов с ослабленным здоровьем в разных регионах страны колеблется от 20 до 40% [1]. Эффективность применения физических упражнений на занятиях со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, во многом зависит от организации занятий, подбора адекватных средств и методов физического воспитания. В процессе занятий в специальном учебном отделении особую роль играет оздоровительная направленность. В ее основе лежит построение учебного процесса таким образом, чтобы достичь максимального оздоровительного эффекта, обеспечить улучшение функционального состояния организма занимающихся и повышение уровня проявления двигательных качеств, способствовать правильному физическому развитию [2]. Уровень заболеваемости в студенческой среде постоянно растет. Заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, зрительного аппарата и желудочно-кишечного тракта имеет каждый пятый молодой человек. Студенческая молодежь, имеющая хронические заболевания, освобождается от занятий по физическому воспитанию. Однако дозированные физические нагрузки для таких студентов могут оказать неоценимую услугу в плане поддержания их здоровья, физической и умственной работоспособности. Студент становится активным участником оптимизации своего функционального состояния. Среди средств, применяемых на занятиях, важное место занимает дозированная лечебная ходьба, или терренкур. Ценность ее заключается в том, что она осуществляется на свежем воздухе. Терренкур стимулирует мотивацию к движению и формирует доминанту оздоровления [3]. Во время прогулок используются упражнения в ходьбе, оказывающие общеукрепляющее влияние на весь организм. Прогулки, особенно регулярные, воздействуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, пищеварительный процесс, обмен веществ и опорно-двигательный аппарат. Следует подчеркнуть, что особенная ценность прогулок выражается в их влиянии на нервно-психическую сферу студентов [4-6]. Цель исследования - обосновать возможность и разработать методику применения терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры. Исследование проводилось в весенний период на стадионе «Политехник». Стадион расположен в промежутке между Богашевским трактом и берегом Томи и со всех сторон окружён лесопосадками, что является положительным фактором для проведения терренкуров. В исследовании принимали участие 16 человек: 8 девушек и 8 юношей (студенты Томского государственного университета) в возрасте 21-23 года, поделенных на две группы: 1-я группа - студенты группы ЛФК и 2-я группа - студенты-спортсмены. Все спортсмены, принимавшие участие в исследовании, имеют спортивный разряд не ниже 1-го взрослого. У студентов группы ЛФК диагносцированы заболевания опорно-двигательного аппарата. Маршрут терренкура проходит по пересеченной местности стадиона «Политехник» с небольшим подъемом и спуском. Длина маршрута составила 1 000 м, время прохождения - 20 мин. На маршруте было предусмотрено 4 остановки через каждые 250 м продолжительностью 1-2 мин, на которых студенты выполняли дыхательные упражнения. На первом участке высота над уровнем моря составила 141,75 м; на втором - 142,01 м (небольшой подъем); на третьем -143,07 м (небольшой спуск) и на четвертом участке движение выполнялось по прямой ровной местности, высота 141,23 м. Основным методом исследования пульса является пальпация периферических артерий. Частоту пульса определяли пальпаторно, на сонной или лучевой артерии. На основе полученных данных пульсометрии (таблица) была построена графическая зависимость ЧСС (уд./мин) у студентов группы ЛФК и у спортсменов во время прохождения дистанции. Также по результатам пульсометрии была построена динамика изменения ЧСС по ходу маршрута у группы ЛФК и группы спортсменов (рис. 1). Анализируя данную зависимость, мы можем видеть что максимальные значения ЧСС у обеих групп достигаются на первой половине дистанции (на 1-м и 2-м участках), вследствие того что достигается максимальный перепад высот - 1,84 м. На второй же части дистанции наблюдаются равномерные изменения ЧСС, что соответствует уменьшению перепада и угла наклона трассы. Необходимо отметить, что времени, затраченного на отдых для обеих групп, хватает для восстановления. Результаты пульсометрии у студентов на этапах терренкура Группа испытуемых ЧСС перед нач. экс-та, уд./мин Номера остановок на маршруте 1 2 3 4 ЧСС в движении (ср.) ЧСС после остановки (ср.) ЧСС в движении (ср.) ЧСС после остановки (ср.) ЧСС в движении (ср.) ЧСС после остановки (ср.) ЧСС в движении (ср.) ЧСС после остановки (ср.) ЛФК 75,5 ± 3,8 87,5 ± 2,6*# 80,5 ± 1,2* 94,5 ± 2,6*# 85,2 ± 2,6*# 91,7 ± 3,7*# 85,5 ± 2,6*# 92 ± 2,1*# 83,5 ± 1,2*# Спортсмены 62,7 ± 7,1 73,7 ± 5,8# 66,7 ± 5,3 75,5 ± 4,7# 68,7 ± 5,3 74,25 ± 5,44# 67,5 ± 5,0 75,0 ± 5,4# 67,7 ± 5,9 Примечание. * - достоверность различий между группами (p < 0,05); # - достоверность прироста ЧСС от исходного уровня (p < 0,05). - Е г : : щ = Е - Е - = 0 -- 3 - - = = -- - =р < R- _ -- _ ц - Е 1 • 1 1 1 = ш 1 -_ 44 гЧгЬ =н= Ф gl =E = = - - Ф EE zp = Щ =i _ s - | - - -I- Щ E11 - - - - z - _ z - - Р 1-- = - - 11 | -\-I- -i-1- _ * z - _ S = = _ 1 _ - _ _ _ - - _ - - -- щ ЕЕ =F - ■ J! S 5 | 3z 1 = = - _!_ 1 -|- zt -A- _ z _j_ 1 1 i _ f _ - _ _ ; _ z - - _ ■ z - - = 1 1 1 V HOJJTC it -i--- -|-|- ZjZiZ --- -j-j- - z ZI | 1 : =F : z Z Z =iZ m : z z ¥ : z z ZjH : z =рр = =F=F - - =п= ™ =R=F = = 1- 44 =h - =F= -H - =p - -I-1- - - -Г" -|- -1- -j- - -1-1- _ _ _ = = -1- _ = = -н- =1= =т=М= =t= -м- BE = =M =1= -1- И = = = =t= = = = = -г = = =1= = = = = -H- - = = j=p - -1-1- =FF - =H= =F = F - Ф = - - = - --- zt±= -j-1- z = = z - ... Z Щ -1- zp # | ... z - 1 -j- -j- : = - - -\-I- -1-|- - - - ьы= 1 _L_L ш -r-H _ i - ; - - - z ■ -|- -- ■ Z z | I z =F z Z Z Z =F =iZ z : ¥ z z z ZjH z z 1участок отдои 2 участок отдыж 3 участок ОТДШЖ Дучаеток отдыь: Рис. 1. Динамика изменения ЧСС по ходу маршрута, уд./мин Из рис. 1 видно, что величина изменений ЧСС в группе ЛФК и группе спортсменов не совпадает. При прохождении маршрута терренкура отмечается выраженное увеличение ЧСС у студентов группы ЛФК, а в группе спортсменов ЧСС на порядок ниже, чем у ЛФК. Это связано с тем, что уровень подготовки и уровень адаптационных способностей спортсменов выше, чем у группы ЛФК. Динамика ЧСС у студентов обеих групп во время прохождения маршрута терренкура носит однонаправленный характер, который тесно связан с рельефом местности и перепадом высот на трассе. На основании полученных результатов можно сказать, что данный маршрут для группы спортсменов не является тренировочным, о чем свидетельствуют результаты пульсомет-рии, но его можно рекомендовать для группы ЛФК -это подтверждается тем, что ЧСС в данной группе повышается, но остается в пределах допустимого (т. е. не более 50% от максимального). Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности использования терренкура в структуре занятий группы отделения ЛФК. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Терренкур сочетает в себе несколько эффективных методов восстановительной медицины: кинезиоте-рапию с мультисуставными движениями и соответствующими им сенсорными притоками, доминирование аэробной и компоненты анаэробной нагрузки, ги-поксемию; климатотерапию с ее составляющими (ге-лио-, аэро-, арома- и ландшафтотерапия), все они оказывают закаливающий и другие оздоровительные эффекты. 2. Разработанный маршрут терренкура является оптимальным по сложности и нагрузочности для студентов отделения ЛФК и может использоваться в процессе физического воспитания студентов данной группы.

Ключевые слова

студенты, физическое воспитание, лечебная физическая культура, терренкур, students, physical education, therapeutic physical education, terrainkur

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кряжевских Наталья СергеевнаТомский государственный университетстудентка факультета физической культурыstasya@sibmail.com
Капилевич Леонид ВладимировичТомский государственный университет; Томский политехнический университетд-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины; профессор кафедры спортивных дисциплинkapil@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Терренкур. URL: http://sankurtur.ru/methods/368/ (дата обращения: 15.05.13).
Дозированная ходьба как надежный метод оздоровления и реабилитации. URL: http://www.bsmu.by/index.php?option=com_content&view= article&id=4187:2010-12-07-07-54-57&catid=296:32010-&Itemid=196 (дата обращения: 16.05.13).
Дозированная ходьба. URL: http://www.medn.ru/yxod_za_bolnimi/19.htm (дата обращения: 15.05.13).
Капилевич Л.В., Радаева С.В., Лим М.С. Лечебная физическая культура. Томск : Том. гос. ун-т, 2011. 13 с.
Загревская А.И. Физическая культура студентов специальной медицинской группы педагогического вуза. Томск : Том. гос. ун-т, 2004. 568 с.
Федякин А.А., Тумасян Ю.А., Федякина Л.К. Организация занятий по физическому воспитанию студентов специального отделения вуза // Адаптивная физическая культура. 2005. № 3. С. 25-28.
 Применение терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/31

Применение терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/31