Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/37

Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности

У 39 практически здоровых добровольцев (21 мужчина и 18 женщин) в возрасте от 18 до 30 лет определяли уровень вербального и невербального интеллекта, а также исследовали связанные с событиями потенциалы мозга (ССП) при решении когнитивных задач по восприятию времени разной сложности. Было установлено, что показатели успешности выполнения заданий по восприятию времени, а также амплитуда компонентов ССП у мужчин и женщин по-разному связаны с уровнем интеллекта. У мужчин с высоким уровнем интеллекта наблюдаются меньшие амплитуды негативных компонентов ССП в процессе выполнения задания, и они лучше выполняют задачи по восприятию времени. Женщины менее точно выполняют задачи на восприятие времени. Взаимосвязи амплитуд выделенных компонентов ССП от уровня интеллекта у женщин зависит от структуры интеллекта.

Sex differences in the implementation of cognitive tasks of different complexity.pdf Введение. Решение любой когнитивной задачи в условиях ограниченного времени - вождение автомобиля, деятельность человека-оператора и т.д. - требует точного распределения движений во времени. Поэтому процесс восприятия и воспроизведения интервалов времени может быть использован в качестве модели решения когнитивных задач в условиях необходимости точно контролировать свои действия во времени. Анализ литературы [1, 2] и результаты наших исследований [3-5] показали, что точность выполнения задач на время существенно зависит от индивидуальных особенностей человека, в том числе от уровня интеллекта [5]. Известно, что на успешность решения подобных задач влияют и половые различия [5-9]. Немногочисленные работы, посвященные влиянию фактора пола на восприятие времени, в целом свидетельствуют об учащении хода «внутренних часов» у женщин по сравнению с мужчинами. Так, исследованиями В.А. Москвина и В.В. Поповича [1] показано, что женщины более склонны переоценивать и недоотмеривать объективно-заданные интервалы времени. Мужчины, напротив, более склонны недооценивать и переотмеривать длительности. В работах Э.Б. Арушаняна с соавт. [6] отмечается большая величина индивидуальной минуты у мужчин по сравнению с женщинами. В обзорной статье Блока, Хэнкока и Закай [2] проанализированы результаты 87 исследований, посвященных восприятию времени, с участием 4 794 женщин и 4 688 мужчин. Авторы сделали вывод о наличии небольших, но статистически значимых различий в восприятии времени у мужчин и женщин. Во-первых, женщины склонны субъективно оценивать интервал как более длительный (приблизительно на 10%), по сравнению с объективным интервалом, тогда как для мужчин эти различия не существенны. Во-вторых, вариабельность оценки интервалов на 15% больше у женщин по сравнению с мужчинами. Существуют также данные о связи интеллектуальных способностей с полом, при этом различия имеются не по показателям общего интеллекта, а по различным его составляющим [8-11]. Известно, что у мужчин выше невербальные и математические способности, у женщин - вербальные [8-10]. Показана большая лате-рализация речевых функций у мужчин по сравнению с женщинами, кроме того, от пола зависит используемая стратегия запоминания слов. Так, у женщин это право-полушарная стратегия образного опосредования, в то время как мужчины при запоминании вербального материала используют ресурсы левого полушария [8-10]. Есть также данные, свидетельствующие о гендерных различиях восприятия пространственных характеристик объектов [12], запоминания и узнавания лиц [13] и более ранних процессов автоматической обработки информации [14, 15]. Имеются единичные работы, в которых целенаправленно изучались половые различия связанных с событиями потенциалов в различных экспериментальных парадигмах [16, 4, 12-15]. Литературные данные о гендерных различиях ССП противоречивы. Значительная часть работ посвящена исследованию ранних, автоматических процессов обработки информации, в частности компоненту «негативность рассогласования» (НР). Так, в работе S. Ikezawa с соавт., посвященной исследованию половых различий НР в задаче дихоти-ческого прослушивания слов, амплитуда негативности рассогласования (НР) на фонетическое изменение слова была больше у женщин по сравнению с мужчинами, особенно в правом полушарии [14]. В то же время половые различия НР на изменение высоты «чистого» тона не были обнаружены [14]. Противоположные данные получены К. Kasai с соавт.: не обнаружено половых различий НР ни на фонетическое изменение, ни на изменение «чистого» тона [11]. В работе [15] также не было обнаружено связанных с полом различий амплитуды НР на девиацию тонов по частоте на участке 80180 мс от начала стимула, однако на более поздних этапах обработки информации (180-340 мс) ССП у мужчин были более негативны, чем у женщин. Автор интерпретирует этот факт как половой диморфизм адаптивных изменений ССП, отражающих восприятие новых стимулов. Работы, в которых с помощью ССП анализируются гендерные различия когнитивных процессов, единичны. В недавних исследованиях А.В. Славуцкой (2009) в ССП при опознании зрительных образов наиболее четкие и статистически значимые половые различия были обнаружены для позитивной волны Р1, т. е. для ранних этапов переработки информации о зрительном стимуле [16]. Показано, что у женщин амплитуда волны Р1 выше, чем у мужчин, как на целые, так и на разгруппированные изображения. Для амплитуды более поздних волн N1 и Р3 получены менее отчетливые связанные с полом различия, чем для волны Р1. Сходно с Р1, они проявлялись в более высокой амплитуде у женщин по сравнению с мужчинами. Исследования F. Guillem и M. Mograss [13] свидетельствуют о наличии гендерных различий ССП при распознавании лиц, связанных с большей выраженностью изменений поздних компонентов N400 и Р600 во фронтально-центральных областях у женщин при распознавании новых и ранее предъявленных лиц. Проведенных исследований явно недостаточно, чтобы с уверенностью судить о влиянии фактора пола на когнитивные процессы. Поэтому целью работы стало изучение половых различий электрофизиологических коррелят, в частности связанных с событиями потенциалов мозга при выполнении когнитивных заданий разной сложности. Материалы и методики исследования. В исследовании принимали участие практически здоровые испытуемые-добровольцы: 39 испытуемых (21 мужчина и 18 женщин) в возрасте от 18 до 30 лет, студенты томских вузов. Все испытуемые дали письменное информированное согласие на участие в эксперименте. Для 21 (9 женщин и 12 мужчин) из 39 человек первой частью эксперимента являлось психологическое тестирование, включающее тесты Г. Айзенка для определения коэффициента интеллекта. При этом отдельно определялся уровень невербального (графический тест, О-IQ) и вербального (математический - M-IQ и лингвистический - L-IQ тесты) интеллекта. В ходе второй части эксперимента у всех испытуемых регистрировали электрофизиологические показатели, предварительно оценив состояние испытуемых (измерение АД, ЧСС, опрос о самочувствии). ЭЭГ регистрировалась монополярно в следующих отведениях: Cz, Fz, Pz, F3, F4, C3, C4, P3, P4, T3, T4, T5, T6, O1, O2 по международной системе 10-20%. Земляной электрод устанавливался на запястье левой руки, объединенный референтный - на мочки ушей. Запись ЭЭГ производилась на энцефалографе-анализаторе ЭЭГА 21/26 «Энцефалан 131-03», модификация 09 (фирмы НКПФ «Медиком МТД», Россия). Частота дискретизации составляла 250 Гц, полоса пропускания - 0,1670 Гц, режекторный фильтр - 50 Гц. Для исключения артефактов, связанных с движением глаз, регистрировали электроокулограмму (ЭОГ). ЭЭГ регистрировалась в состоянии спокойного бодрствования (закрытые и открытые глаза) в начале и в конце эксперимента и при выполнении когнитивных заданий разной сложности: 1. Сложное задание «отмеривание и воспроизведение интервалов времени». Испытуемому предъявлялись в центре экрана квадраты четырех разных цветов, время экспозиции для синих квадратов - 1000 и 400 мс, для остальных - 400 мс. Испытуемый получал инструкцию отмеривать интервал времени, равный 1 с двойным нажатием на клавишу «пробел» в случае, если предъявляемые квадраты были красного цвета, воспроизводить интервал, соответствующий времени экспозиции квадрата на экране, если они были синего цвета, на остальные (белые и зеленые) испытуемый должен был делать двойное нажатие на клавишу «пробел». Всего предъявлялось 150 стимулов по 30 стимулов каждого цвета в случайном порядке с условием: между стимулами красного цвета должно быть не меньше трех стимулов других цветов с межстимульным интервалом 1 000 мс. 2. Простое задание «выбор цвета». Испытуемому предъявлялись в центре экрана квадраты четырех разных цветов, время экспозиции для синих квадратов -1 000 и 400 мс, для остальных - 400 мс. Испытуемый получал инструкцию нажимать на клавишу «пробел», если квадрат был белым, остальные цвета (красный, синий, зеленый) игнорировать. Всего предъявлялось 150 стимулов по 30 стимулов каждого цвета в случайном порядке с межстимульным интервалом 1 000 мс. В обеих сериях выделяли связанные с событиями потенциалы мозга (ССП). При обработке использовали лишенные артефактов участки ЭЭГ, которые выделялись визуально. На основе предстимульного фрагмента длительностью 100 мс определяли базовую линию, по отношению к которой измеряли амплитуду соответствующих компонентов ССП. Для выделения ССП использовали программу «ERP», разработанную в лаборатории физиологии высшей нервной деятельности НИИ биологии и биофизики ТГУ. После усреднения ССП фильтровали с целью удаления высокочастотных составляющих (окно Хэмминга, полоса пропускания до 30 Гц). Эпоха анализа для зрительных стимулов составила 800 мс; для первого нажатия на клавишу «пробел» при отмеривании, воспроизведении, двойном нажатии - 1 000 мс (500 мс до и 500 мс после нажатия на клавишу). По результатам теста определяли ССП, зарегистрированные в ответ на предъявление зрительных стимулов разного типа, и ССП, зарегистрированные в ответ на первое нажатие клавиши «пробел» при отмеривании, воспроизведении интервалов времени. Математическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ для статистического анализа «Statsoft STATISTICA for Windows 6.0.» и приложения «Eeglab 4.5» для «Matlab 6.5». Для статистической обработки использовали дисперсионный, корреляционный анализ и непараметрические критерии. Различия между связанными с событиями потенциалами на разные типы стимулов оценивали с помощью непараметрического критерия Вилкоксона поточечно для каждого отведения. Индивидуальные амплитуды компонента выделяли автоматически как максимальное негативное или позитивное значение в выбранном временном окне. Результаты исследования и обсуждение. Гендер-ные различия эффективности выполнения задания. В целом женщины хуже мужчин справлялись с заданием: они показали большее время реакции при воспроизведении интервалов (p < 0,05, критерий Колмагоро-ва-Смирнова), большую длительность и дисперсию воспроизводимых интервалов (p < 0,05, критерий Кол-магорова-Смирнова) (табл. 1). По результатам всех трех тестов IQ статистически значимых различий между мужчинами и женщинами не отмечено. Не наблюдается также статистически значимых корреляций между показателями интеллекта и успешностью выполнения задания для общей выборки. Однако анализ тех же корреляционных связей отдельно для мужчин и женщин показывает, что уровень интеллекта связан с разными показателями успешности выполнения задания у мужчин и женщин. Так, у мужчин обнаружены отрицательные корреляции между уровнем образного IQ (O-IQ) и временем реакции при выполнении задания (r = -0,61-0,67, p < 0,05), а также отрицательная корреляция вербального интеллекта (по результатам математического теста) с воспроизведением интервала 1 с (т. е. более точным воспроизведением, ближе к реальному интервалу времени, r = -0,85, p < 0,01). У женщин, напротив, наблюдаются положительные корреляции уровня О-IQ c воспроизведением интервала 1 с (менее точное воспроизведение, r = 0,67, p < 0,05), а также положительные корреляции О-IQ, L-IQ, M-IQ c дисперсией воспроизводимых и отмериваемых интервалов (r = 0,67-0,80, p < 0,05-0,01). Таким образом, женщины с более высоким интеллектом менее успешно справлялись с заданием, воспроизводили и отмеривали интервалы, которые сильнее отличались от реальных, и менее стабильно. Половые различия эффективности выполнения задания Т а б л и ц а 1 Показатель Задание Мужчины Женщины Латентный период моторного ответа, мс Отмеривание 1 с 488,04±24,65 552,72±31,82 Воспроизведение 1 с 550,11±26,03 673,50±49,89 Воспроизведение 0,4 с 542,75±25,74* 604,62±33,78* Простое двойное нажатие 392,19±27,54 383,171±43,92 Выбор цвета 119,12±26,49 133,75±23,74 Интервал между нажатиями, мс Отмеривание 1 с 996,01±47,08 1008,43±101,81 Воспроизведение 1 с 1318,22±60,08 1653,59±179,71 Воспроизведение 0,4 с 642,60±45,46* 940,69±125,48* Простое двойное нажатие 247,48±32,25* 416,95±52,08* Дисперсия, мс2 Отмеривание 1 с 115534,65±29338,07 331126,72±184650,16 Воспроизведение 1 с 455525,45±125906,62 1966151,10±1408757,55 Воспроизведение 0,4 с 124054,92±60077,77 348275,90±196598,02 Простое двойное нажатие 210620,60±145792,22 326532,96±123350,57 Примечание. Отмечены статистически значимые различия между мужчинами и женщинами по эффективности: * р < 0,05, критерий Колмогорова-Смирнова. Различия ССП при выполнении простого и сложного когнитивного задания. При сравнении ССП на стимулы - квадраты красного цвета, требующие отмеривания секундного интервала, и ССП на такой же стимул при выполнении легкого задания получили следующие результаты (рис. 1). Статистически значимые различия с латентным периодом (ЛП) от 100 до 200 мс выявлены в отведениях: F3 (160-215 мс), Fz (140-220 мс), F4 (160-195 мс), Т3 (180-215 мс), Т5 (140-155 мс), Рz (140-285 мс), причем во фронтальных и центральных отведениях отмечены негативные различия, а в Рz и Т5 - позитивные. На участке 400 мс выявлены статистически значимые негативные различия в отведениях О2 (380-425 мс) и Т5 (385-395 мс). Более поздние статистически значимые различия с латентным периодом 500-600 мс и максимальной амплитудой около 2 мкВ наблюдались во всех фронтальных, центральных, затылочных и височных отведениях: F3 (520-585 мс), Fz (580 мс), Т3 (525-625 мс), С3 (505595 мс) и Р3 (520-595 мс). В отведениях Т6 и О2 наблюдались также поздние негативные статистически значимые различия с ЛП 680-700 мс для ССП на стимул, требующий отмеривания, по сравнению с контролем. Рис. 1. Среднегрупповые ССП (N = 39) на предъявление стимулов квадратов красного (А) и синего (Б) цвета в отведении Fz. Серым цветом отмечены статистически значимые результаты (р < 0,05, критерий Вилкоксона) При сравнении ССП на стимулы - квадраты синего цвета, задающие интервал для воспроизведения интервалов при выполнении сложного задания, и такие же стимулы при выборе цвета получены следующие результаты. Ранние негативные различия с максимальной амплитудой около 1 мкВ и латентным периодом от 0 до 200 мс после предъявления зрительного стимула выявлены практически во всех отведениях: F4 (85-105 мс), С3 (80-135 мс), Сz (80-125 мс), С4 (95-100 мс), Т4 (170-175 мс), Т5 (80-145 мс), Р3 (100130 мс), Рz (80-140 мс), Р4 (100-115 мс), Т6 (80-135 мс), О1 (120-145, 155 мс) и О2 (5-35, 45, 65-115 мс). На участке около 200 мс (180-230 мс) выявлены позитивные волновые различия в F3 (180-235 мс), Fz (200-230 мс), F4 (200-215 мс) и Сz (200-215 мс). Также выявлены более поздние негативные различия с максимальной амплитудой 3 мкВ на участке от 400 до 700 мс от начала стимула в отведениях F3 (635 мс), Fz (660-700 мс), Т3 (620-700 мс), С3 (630-645 мс), Сz (620-700 мс), С4 (460-500, 640-700 мс), Т4 (675700 мс), Т5 (635 мс), Р4 (660-700 мс) и О1 (445-450 и 460-480 мс). Рис. 2. Среднегрупповые ССП (N = 39) на предъявление стимулов - квадратов красного цвета и первое нажатие при предъявлении квадратов красного цвета в серии отмеривание - воспроизведение. Здесь и далее жирной линией обозначены ССП в серии отмеривание - воспроизведение, тонкой - при выполнении контрольного задания. Серым цветом отмечены статистически значимые результаты (р < 0,05, критерий Вилкоксона) Рис. 3. Среднегрупповые ССП (N = 39) на предъявление стимулов - квадратов синего цвета и первое нажатие при предъявлении квадратов синего цвета в серии отмеривание - воспроизведение Различия ССП при выполнении сложного (отмеривание, воспроизведение интервалов) и легкого конкурирующих заданий. Проведен анализ ССП на разные типы стимулов в серии «отмеривание и воспроизведение интервалов времени», требующих выполнения разных заданий (см. рис. 2, 3). Сравнение ССП на первое нажатие при отмеривании интервалов времени (предъявление красного квадрата) и при выполнении наиболее легкого конкурирующего задания - двойного нажатия на клавишу (предъявление квадратов всех цветов, за исключением красного и синего) (см. рис. 2) показало статистически значимые волновые различия ССП на участке за 360100 мс до нажатия (в отведениях F4 (295-175 мс), Т3 (105-70 мс), Т4 (285-235, 195-170 мс), Т5 (375 мс), Т6 (360-240 мс) и Р3 (125-115 мс)). Причем волновые различия между ССП на отмеривание и выполнение легкого задания позитивны в отведениях F4, Т3, Р3 и негативны в Т4, Т5, Т6. Начиная со 140 мс до первого нажатия на клавишу и до 400 мс после него выявлены только негативные волновые различия в отведениях Р7 (за 140 мс от нажатия и до 85-160 мс после него), F4 (15-35 мс после нажатия), С3 (за 40-15 мс до нажатия и 90-105 мс после него), Т5 (20-55 после нажатия), Т6 (0-45 мс после нажатия), О2 (за 20 мс до нажатия и 25 и 350-410 мс после него), Р4 (10-30 мс после него). Проанализированы также ССП на первое нажатие в процессе воспроизведения интервалов времени (предъявление синего квадрата) и при выполнении легкого конкурирующего задания - двойного нажатия на клавишу (предъявление квадратов всех цветов, за исключением красного и синего). Выявлены негативные волновые различия с максимальной амплитудой 3 мкВ с 450 мс до первого нажатия и вплоть до моторного ответа практически во всех отведениях: в Т3 (430-235 мс), Т4 (455270 мс), С7 (405-400 мс), С3 (435-125 мс), Т5 (390115 мс), Т6 (365-295 мс), Р7 (340-295 мс), Р3 (200 мс, 185 мс, 175 мс), Р4 (340-310 мс) и О1 (370-150 мс), а также негативные различия после нажатия на клавишу «пробел» в отведениях F3, Fz, F4, С3, Т4, Т5, Т6, Р4, О1, О2 с максимальной амплитудой 2,5 мкВ (см. рис. 3). Поскольку негативные компоненты N500-0 до нажатия на клавишу и N0-500 после нажатия оказались наиболее специфическими для выполнения когнитивных заданий отмеривания и воспроизведения интервалов времени, они были выделены как максимальная негативность на указанных участках и проанализированы с точки зрения половых различий и взаимосвязи с уровнем интеллекта. Половые различия компонентов ССП и их связь с уровнем интеллекта. По результатам дисперсионного анализа половые различия негативных компонентов, возникающих непосредственно перед нажатием (N500-0) при выполнении сложного когнитивного задания и в промежутке между нажатиями (N0-500), не выявлены. Наиболее интересные результаты получены при анализе корреляционных связей амплитуды этих компонентов с уровнем интеллекта у мужчин и женщин (табл. 2). Как следует из табл. 2, наиболее сильные корреляционные связи уровня интеллекта с амплитудой обоих компонентов при отмеривании, воспроизведении интервалов времени и выполнении простого двойного нажатия наблюдаются у женщин. При этом корреляционные связи M-IQ с амплитудой компонентов положительные, а с L-IQ и O-IQ - отрицательные. Т а б л и ц а 2 Статистически значимые корреляционные связи амплитуды компонентов N500-0 и N0-500 при отмеривании и воспроизведении интервалов с уровнем интеллекта у мужчин и женщин Задание Компоненты Мужчины Женщины O-IQ L-IQ M-IQ O-IQ L-IQ M-IQ Отмеривание N500-0 -0,69-0,83 F4, C3, Pz -0,61 F4 - -0,81-0,90 F3, Cz, T6 -0,74-0,90 F3, Cz, T6 +0,76 F4 N0-500 -0,64 C3 - - -0,71-0,90 F3, F4, C3, C4, Cz, T5, T6, P3 -0,74-0,90 F3, F4, C3, C4, Cz, T5, T6, P3 - Воспроизведение N500-0 - - -0,61-0,62 T3, Pz -0,72-0,90 F3, Fz, C3, C4, Cz, P3 -0,74-0,90 F3, F4, Fz, C3, C4, Cz, P3 +0,72 O1 N0-500 - - - -0,74-0,85 F3, T3 -0,74-0,85 F3, T3 - Двойное нажатие N500-0 -0,69-0,71 F3, T3, Pz, P4 +0,62+ 0,71 T3, T5 - - - - N0-500 -0,78 Fz +0,62 T6 - - -0,80-0,86 F3, Cz, P4 -0,74-0,79 F3, Cz, P4 +0,69 T6 Сравнение ССП на стимулы одного цвета в случае, когда требуется выполнить задачу на время (сложное когнитивное задание), и в случае, когда требуется только различение цветов (простое когнитивное задание), позволяет отделить модально специфические компоненты и компоненты, связанные с выбором цвета, от компонентов, отражающих когнитивные процессы, связанные с обработкой временной информации. Позитивно-негативные волновые различия ССП на стимул около 200 мс от начала стимула, вероятно, относятся к выбору моторной программы, которая связана с анализом цвета. На этом участке сходные различия наблюдаются как при отмеривании, так и при воспроизведении интервалов времени. Более поздние компоненты на участке 500-700 мс отличаются по своей полярности для отмеривания и воспроизведения, что может быть связано как с формированием моторной программы, так и с обращением к памяти. Обсуждение результатов. В серии «отмеривание и воспроизведение», где от испытуемого требовалось отмерить, воспроизвести и выполнить простое моторное задание - двойное нажатие на клавишу «пробел», предполагали выделить наиболее специфические к выполняемой когнитивной задаче компоненты ССП, связанные с обращением к кратковременной (воспроизведение интервала на стимулы синего цвета) и долговременной (отмеривание интервала на стимулы красного цвета) памяти. При сравнении ССП на первое нажатие при отмеривании и воспроизведении по сравнению с более простым заданием (простое двойное нажатие), выделяются разные компоненты (N500-0 и N0-500). При воспроизведении выделяется негативный компонент с широким пространственным распределением и максимумом во фронтально-центральных областях. При отмеривании выделяется позитивный компонент во фронтальных отведениях и негативный - в теменно-затылочных. Таким образом, были получены разнонаправленные изменения ССП для обращения к долговременной (отмеривание интервала) и кратковременной (воспроизведение интервала) памяти. Половых различий по этим компонентам не выявлено, хотя эффективность выполнения задания была разной у мужчин и женщин: мужчины лучше и быстрее, чем женщины, справлялись с заданием. Обнаруженные различия, вероятно, отражают лучшую способность мужчин ориентироваться в ситуации в условиях ограниченного времени. Некоторые литературные данные также свидетельствуют о более точной оценке времени у мужчин по сравнению с женщинами. Так, в работе [2] сделан вывод о более точных субъективных оценках интервалов времени и меньшей вариабельности оценок у мужчин по сравнению с женщинами. В то же время абсолютные значения амплитуд когнитивных компонентов ССП не отражают выявленные гендерные различия в успешности выполнения задания. Несколько неожиданными оказались обнаруженные нами разнонаправленные корреляционные связи успешности выполнения задания с интеллектом у мужчин и женщин. У мужчин высокий уровень интеллекта сочетается с более успешным выполнением задания, у женщин высокий интеллект сочетается с менее успешным выполнением задания. У мужчин и женщин с высоким уровнем интеллекта по результатам образного и лингвистического тестов наблюдаются менее негативные амплитуды компонентов N500-0 и N0-500. Высокий уровень интеллекта по результатам математического теста сочетается с низкими значениями амплитуд N500-0 у мужчин и высокими значениями амплитуд N500-0 у женщин. Прежде всего, обращают на себя внимание корреляционные связи разного знака между M-IQ и амплитудой N500-0 при воспроизведении у мужчин и женщин. Воспроизведение интервалов было наиболее сложной из предложенных когнитивных задач, о чем свидетельствует наибольшее время реакции при выполнении этого задания. Мужчины с высоким M-IQ показали меньшие амплитуды N500-0 и большую точность выполнения задания, женщины с высокими L-IQ и O-IQ - низкие амплитуды N500-0 и меньшую точность, женщины с высоким M-IQ -более высокие амплитуды N500-0 и меньшую точность. Вероятно, для мужчин с высоким интеллектом предложенная когнитивная задача была проще, и полученная корреляция отражает меньшую субъективную сложность задания и меньший уровень активации этой группы лиц. У женщин ситуация сложнее. Результаты свидетельствуют о том, что женщинам с высоким IQ сложнее сосредоточиться, поскольку они показывают меньшую точность выполнения задания как по сравнению с мужчинами, так и по сравнению с женщинами с более низким IQ. Однако положительная корреляция амплитуд компонентов ССП с высоким уровнем M-IQ может отражать больший уровень активации, попытку сосредоточиться для женщин с высокими показателями именно математического теста. Вероятно, обнаруженные закономерности отражают лучшую способность мужчин ориентироваться в условиях ограниченного времени, в более широком смысле - в критической ситуации. Заключение Выявлены половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности в условиях ограниченного времени. Мужчины лучше и быстрее, чем женщины, справляются с подобными задачами. Взаимосвязь успешности выполнения задания с уровнем интеллекта у мужчин и женщин различна. Мужчины с высоким интеллектом успешнее справляются с заданием, женщины с высоким интеллектом - менее успешно. Негативные компоненты ССП, появляющиеся непосредственно перед моторным выполнением задания (N0-500) и в процессе его выполнения (N500-0), наиболее специфичны к задачам, связанным с обработкой временной информации. Амплитуда этих компонентов у мужчин и женщин по-разному связана с уровнем и особенностями интеллекта. Высокий уровень интеллекта у мужчин сочетается с низкими амплитудами компонентов N0-500 и N500-0. У женщин высокий уровень образного и лингвистического интеллекта сочетается с низкими, а высокий уровень математического интеллекта - с более высокими амплитудами компонентов N0-500 и N500-0.

Ключевые слова

связанные с событиями потенциалы мозга, интеллект, индивидуальные особенности, восприятие времени, event-related potentials, intelligence, individual features, timing

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ходанович Марина ЮрьевнаТомский государственный университетд-р биол. наук, зав. лабораторией физиологии высшей нервной деятельности НИИ биологии и биофизикиkhodanovich@mail.tsu.ru
Есипенко Елена АлександровнаТомский государственный университетканд. биол. наук, ст. науч. сотр. лаборатории физиологии высшей нервной деятельности НИИ биологии и биофизикиesipenkoelena@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Москвин В.А., Попович В.В. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции у здоровых лиц // I Международная конфе ренция памяти А.Р. Лурия : сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М. : Изд-во РПО, 1998. С. 160-166.
Block R.A., Hancock P.A., Zakay D. Sex differences in duration judgments: A meta-analytic review // Memory and Cognition. 2000. Vol. 28, № 8. P. 1333-1346.
Бушов Ю.В., Ходанович М.Ю., Иванов А.С., Рябова Г.А. ЭЭГ-корреляты точности воспроизведения временных интервалов // Физиология человека. 2003. T. 29, № 4. С. 189-191.
Ходанович М.Ю. Анализ связанных с событиями потенциалов мозга при восприятии околосекундных интервалов времени человеком : автореф. дис.. канд. биол. наук. Томск, 2000.
Ходанович М.Ю. Связанные с событиями потенциалы мозга при отмеривании интервалов времени человеком. II. Индивидуальные и поло вые различия // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 297. С. 217-222.
Арушанян Э.Б., Мастягина О.А., Мастягин С.С., Попова А.П. Половые различия в субъективном восприятии времени и чувствительности людей к противотревожным средствам // Физиология человека. 2005. T. 31, № 6. С. 126-130.
Espinosa-Fernandez L., Miro E., Cano M., Buela-Casal G. Age-related changes and gender differences in time estimation // Acta Psychologica. 2003. Vol. 112, № 3. P. 221-232.
Вольф Н.В. Половые различия при запоминании дихотически предъявляемых слов // Журнал высшей нервной деятельности. 1994. T. 44, № 1. С. 18-23.
Вольф Н.В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации. Ростов н/Д : ЦВВР, 2000. 240 с.
Вольф Н.В., Разумникова О.М. Половые различия полушарных пространственно-временных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербаль ной информации // Физиология человека. 2004. T. 30, № 3. С. 27-34.
Kasai K., Nakagome K., Iwanami A., Fukuda M., Itoh K., Koshida I., Kato N. No effect of gender on tonal and phonetic mismatch negativity in normal adults assessed by a high-resolution EEG recording // Cogn. Brain Res. 2002. Vol. 13. P. 305-312.
Yu Q., Tang Y., Li J., Lu Q., Wang H., Sui D., Zhou L., Wang Y., Heil M. Sex differences of event-related potential effects during three-dimensional mental rotation // NeuroReport. 2009. Vol. 20. P. 43-47.
Guillem F., Mograss M. Gender differences in memory processing: Evidence from event-related potentials to faces // Brain and Cognition. 2005. Vol. 57. P. 84-92.
Ikezawa S., Nakagome K., Mimura M., Shinoda J., Itoh K., Homma I., Kamijima K. Gender differences in lateralization of mismatch negativity in dichotic listening tasks // Int. J. Psychophysiol. 2008. Vol. 68. P. 41-50.
Nagy E, Potts G.F., LovelandK.A. Sex-related ERP differences in deviance detection // Int. J. Psychophysiol. 2003. Vol. 48. P. 285-292.
Славуцкая А.В. Вызванные потенциалы зрительной коры мозга человека при экспозиции целых фигур и составляющих их элементов : автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 2009. 25 c.
 Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/37

Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/37