Рассматривается вопрос о пенсионном обеспечении и развитии пенсионного законодательства для служебного персонала промышленных предприятий дореволюционной России на примере служащих золотопромышленных организаций Восточной Сибири. Золотопромышленность являлась доминирующей отраслью в экономике всего сибирского края, в которой была задействована большая часть рабочих и служебных кадров. Со второй половины XIX в. центром золотодобычи в Российской империи становится район Восточной Сибири, где были расположены самые крупные золотопромышленные компании (прежде всего «Ленское золотопромышленное товарищество» и «Компания промышленности в разных местах Восточной Сибири»), на долю которых приходилась большая часть добываемого золота в России. Имея многочисленный штат работников, эти компании первыми в золотопромышленном мире приступили к разработке проекта пенсионного обеспечения своего персонала.
Formation of industrial workers pension in pre-revolutionary Russia by example of employees of large gold mining compani.pdf Социальная защита как рабочего, так и служебного персонала, занятого в промышленной сфере в дореволюционной России, находилась на крайне низком уровне. Рабочее законодательство, регламентирующее социальное и правовое положение промышленных работников, начало оформляться в последней четверти XIX в. В Российской империи также долгое время отсутствовали организации взаимопомощи, страховые и пенсионные учреждения для различных категорий наемных работников в промышленной и торговой среде, наличие которых способствовало бы улучшению социального положения работников. Появление подобных организаций в России наблюдалось только в середине XIX в., в то время как в Европе их существование насчитывало не одно столетие. Первой пенсионной организацией в частном промышленном секторе можно считать возникшее в 1859 г. в среде торговых приказчиков Риги общество взаимовыручки. В горной промышленности, одной из главных отраслей дореволюционной отечественной экономики, аналогичные организации стали создаваться в то же время [1. С. 34-38]. По указу 1861 г. на каждом крупном промышленном предприятии Урала следовало создать горнозаводские товарищества, выполняющие роль взаимовыручки и взаимопомощи [2. С. 441-442]. Однако в других горных областях, в том числе и в Сибири, такого рода кассы были большой редкостью, а на частных золотопромышленных предприятиях, составлявших основу местной экономики, они отсутствовали вплоть до конца XIX в. Вопрос о степени социальной защищенности служебного персонала промышленных предприятий в дореволюционной России практически не рассматривался в отечественной историографии. Автор уже затрагивал данную проблематику, рассматривая в целом состояние социальной защиты служебного персонала золотопромышленных предприятий в Сибири в дореволюционное время [3]. В статье предпринята попытка исследования вопроса пенсионного обеспечения служащих крупных золотопромышленных компаний Восточной Сибири, основного района золотодобычи, на рубеже XIX-XX вв. Необходимо отметить, что фактически с момента возникновения золотодобычи за Уралом вопрос о необходимости социального страхования работников золотопромышленной сферы всегда имел особую актуальность, при том что инициатива создания страховых и пенсионных касс исходила из среды самих работников золотодобывающей сферы. Особую актуальность вопрос о страховании приисковых служащих получил на страницах периодической печати Сибири. Предлагались различные варианты создания пенсионных касс и касс взаимовыручки для служащих на золотых промыслах. Выдвигались идеи создания общества взаимопомощи, схожего по структуре с обществом приказчиков в Иркутске, или простого общества на артельных началах с небольшим на первое время капиталом и круговой порукой между участниками объединения [4. С. 4]. К концу XIX в. с возникновением крупных золотопромышленных компаний с большим штатом служащих (прежде всего, в Восточной Сибири) вопрос о социальном страховании этой категории приисковых тружеников сдвинулся с мертвой точки. Одной из первых золотопромышленных компаний Восточной Сибири, которая стала разрабатывать вопрос о создании пенсионной кассы своего служебного персонала, была «Компания промышленности», образованная в 1865 г. и являвшаяся одной из самых успешных организаций по добыче золота в Российской империи во второй половине XIX в. В 1885 г. «Компания промышленности» приобрела паи другой крупной золотопромышленной фирмы региона - «Прибрежно-Витимской компании». С этого времени новое название объединенных компаний стало звучать как «Компания промышленности в разных местах Восточной Сибири» (далее «Компания промышленности...»), а вместе с тем новая компания к концу XIX в. вышла в лидеры по добыче золота в Восточной Сибири: в 18801888 гг. на ее предприятиях было добыто 2 954 пуд., или 48,38 т, золота, т.е. в среднем 328,2 пуд., или 5,3 т, золота за год, а с 1889 по 1898 г. было извлечено 2 815 пуд., или 46,1 т, золота, в то время как среднегодовая добыча «Ленского золотопромышленного товарищества», основного конкурента «Компании промышленности...», в 90-е гг. XIX в. не превышала 150 пуд., или 2,4 т золота [5. Т. 2. С. 96-104, 122-130]. Исходя из приведенных объемов добычи золота, можно сделать вывод о большом количестве рабочей команды на предприятиях «Компании промышленности.». Так, в 1893 г. на приисках фирмы находилось 2 958 рабочих и 216 служащих, в 1895 г. число служащих выросло до 292, а в 1898 г. - до 318 человек [5. Т. 1. С. 89; 6. С. 286; 7. С. 423] Тем самым, имея большой штат служебного персонала, вопрос о его социальной защищенности, в том числе создание пенсионной кассы, приобретал особую актуальность. История создания кассы взаимопомощи служебного персонала «Компании промышленности.» начинается с 1880 г., когда инициативу её создания, исходившую из среды приисковых служащих, поддержал главноуправляющий всех промыслов Н.Н. Стрижев. В 1880 г. владельцы «Компании промышленности.» создали специальный фонд, формировавшийся из ежегодных отчислений от жалованья самих служащих, взносов владельцев компании и дивидендов от размещения различных ценных бумаг. Однако начавшиеся вскоре разногласия среди владельцев предприятия поставили под сомнение создание в ближайшем будущем пенсионной кассы для своего служебного персонала. Так, Н.А. Сиверс, главный распорядитель всех дел компании в 80-е гг. XIX в., не только не поддержал перед власть имущими ходатайство о создании пенсионной кассы, но и перестал вносить от себя ежегодные платежи в размере 13 тыс. руб. в созданный фонд, посчитав, что он уже достаточно поучаствовал в создании «первоначального капитала» будущей пенсионной кассы служебного персонала. Только после его смерти новое руководство компании возобновило ходатайства о создании пенсионной кассы [8. С. 265]. В итоге, 11 мая 1896 г. устав пенсионной кассы служащих «Компании промышленности.» утвердил министр Земледелия и Государственных Имуществ [9. С. 146-150]. Положение пенсионной кассы заслуживало того, чтобы на нее обратили соответствующее внимание, так как больше подобных организаций в золотопромышленном мире Сибири в дореволюционное время так и не будет создано. В уставе пенсионной кассы указывалось четыре источника формирования оборотного капитала: непосредственно сам капитал, образованный из взносов владельцев предприятий и взносов из других источников; проценты с указанного капитала; ежегодные вычеты из жалованья служебного персонала компаний в размере 2% и из наград в размере 5%; ежегодный взнос двух компаний в размере не менее 10 тыс. руб. Для увеличения средств уставного капитала свободные наличные суммы кассы разрешалось потратить на государственные ценные бумаги или облигации, а также размещать в казенные кредитные учреждения. Все пенсии имели пожизненный характер и делились по размеру жалованья служащих на три разряда: первый - до 900 руб. годового жалованья служащих; второй - до 600 руб. и третий составлял 300 руб. На получение первого разряда могли претендовать следующие категории служебного персонала золотопромышленных предприятий: главноуправляющий всеми приисками, его помощники, механик и приисковый врач. Ко второму разряду относились: управляющие отдельными приисками, конторщик главной приисковой конторы и старший чертежник. И, наконец, третий разряд включал в себя многочисленных представителей приискового служебного персонала среднего и низшего звена - становых смотрителей, кассиров, материальных, конторщиков, а также учителей и священников. Для получения полного содержания пенсии необходимо было прослужить в компании не менее 20 лет, для получения 75%-го оклада - 15 лет, отслуживший на золотых промыслах компании 10 лет получал половину размера пенсии. Выслуга пенсии отсчитывалась с 25 июля 1880 г., со дня постановления владельцами двух компаний об образовании фонда для вспомоществования служебному персоналу этих компаний. При этом служебный персонал, прекративший работу в компании до утверждения устава, имел право претендовать на получение пенсии, если не получал какой-либо другой пенсии. Пенсии выдавались служебному персоналу пожизненно при условии достижения указанного рабочего стажа на предприятиях компании и обязательном уходе со службы. Служащие, выслужившие необходимое количество лет, но рассчитанные за какие-либо злоупотребления, не имели право получать пенсию. Правление позаботилось и об увечных: получившему увечье и неспособному более к труду служащему 7 лет стажа в компании засчитывались за 10 лет, 10 - за 15 и 15 - за 20 лет. В случае смерти пенсионера его вдова имела право на получение пенсии в размере от 2/3 от пенсии покойного, а если пенсионер помогал своим родителям, то они после его смерти получали 1/3 от его пенсии. Пенсии могли быть лишены представители служебного персонала, уволенные со службы названных компаний за различного рода злоупотребления и растраты. Сама касса располагалась в Иркутске, где каждый месяц производилась выдача пенсий, а для управления делами кассы создавался комитет, который подчинялся главной промысловой конторе двух компаний. В состав комитета входили 14 человек (все -представители служебного персонала), 7 из которых назначались владельцами компании, а оставшиеся выбирались из среды приисковых служащих. При этом никто из выбранных в состав комитета был не вправе отказаться от исполнения обязанностей члена комитета. Председателем комитета автоматически становился главноуправляющий всеми промыслами с правом решающего голоса при равенстве голосов при решении любого вопроса [9. С. 147]. Не позднее 1 декабря каждого года комитет обязывался на рассмотрение промыслового управления подавать отчет о финансовом состоянии пенсионной кассы и общем ведении дел за отчетный период. Функции ближайшего надзора и право ревизии лежали на начальнике Иркутского горного управления, в чью юрисдикцию входили местности, на которых велась добыча золота компаниями, а право высшего надзора сохранялось за министром Земледелия и Государственных Имуществ, кому также компания обязывалась отправлять ежегодный отчет о финансовом балансе кассы, числе пенсионеров и количестве служебного персонала на предприятиях указанных компаний. К 11 мая 1897 г. в кассе находилось 166 886,23 руб. К 10 сентября 1898 г. на счета кассы поступило 17 872,9 руб., в том числе 3 521,45 руб. составили взносы с жалованья служащих. За указанный промежуток времени было израсходовано на пенсии 12 000 и 2 100 руб. выдано в качестве единовременных пособий. К 10 сентября 1899 г. в кассе находилось уже 224 229,81 руб. С этого времени и по 10 сентября 1900 г. было выдано пенсий 55 лицам на общую сумму 12 961,48 руб. (в среднем 235 руб. на человека), а пособий - 1 100 руб. 5 лицам (в среднем - 220 руб. на человека) [10. С. 571; 11. С. 294]. Как видно из приведенных сумм, пенсионеры получали незначительные по размеру пенсии. Создание этой кассы вспомоществования представлялось несомненным прогрессивным шагом в области социальной защиты служащих на сибирских золотопромышленных предприятиях, который стимулировал разработку проектов пенсионных касс для своих сотрудников в других золотопромышленных фирмах. В «Ленском золотопромышленном товариществе» («Лензото»), другой крупной золотопромышленной организации Восточной Сибири, которая по штату работников и объему добычи золота конкурировала с «Компанией промышленности...», также актуальным был вопрос о создании кассы вспомоществования. С 1 ноября 1893 г. в «Лензото» начала действовать подоходная касса, куда принимались вклады как рабочих, так и служащих от 25 руб. по 6% годовых. На сентябрь 1895 г. среди вкладчиков кассы было 27 служащих (7,5% от общего числа служебного персонала компании) с общим капиталом сбережений в 22 118,66 руб. [12. С. 206]. Однако созданная касса еще не являлась пенсионной, что видно из ее названия. Созданию касс страхования и взаимопомощи в крупных золотопромышленных предприятиях Восточной Сибири способствовал закон от 13 июня 1897 г. о разрешении формирования пенсионных касс служащих и рабочих в частных заведениях. По этому закону уставы страховых обществ для указанных работников утверждались либо министром финансов, либо министром внутренних дел исходя из выполнения двух главных условий: владельцы предприятия берут на себя всю полноту гарантии состоятельности будущих касс, а также непременном финансовом благополучии предприятия. В управлении делами кассы должны были принимать участие представители администрации предприятия, рабочие и служащие в количестве, пропорциональном суммам их взносов в капитал кассы [13. С. 409-410]. Тем самым указанный законопроект давал зеленый цвет всем сибирским приискателям в деле создания страховых и пенсионных касс. В начале ХХ в. с распространением монополизации «Лензото» золотодобычи в Ленском золотоносном районе резко увеличивается штат работников компании, в том числе и служебного персонала, а также активизируется процесс разработки устава пенсионной кассы для них. В 1909 г. была закончена работа над проектом устава, который был создан силами самих служащих компании. Если сравнивать его с уставом пенсионной кассы «Компании промышленности.», то можно найти немало схожих моментов, которые возможно отнести к прямым заимствованиям. Так, в уставах обеих компаний были те же источники формирования капитала кассы, выслуга лет также привязывалась к стажу работы в компании, всеми делами пенсионной кассы заведовал специально созданный комитет, члены которого избирались из числа служащих, а во главе стоял главноуправляющий всеми промыслами. Отличия состояли в следующем. В проекте «Лензото» выслуга лет засчитывалась с момента первого взноса в кассу. В случае смерти пенсионера его вдова, если у нее на руках были дети, имела право на получение 3/4 от получаемой ее супругом пенсии, в случае бездетности она могла рассчитывать только на половину размера от пенсии покойного мужа, служащие, относящиеся к третьему разряду, должны были получать не 300 руб., как в «Компании промышленности.», а 480 [14. С. 377-380]. Однако предложенный проект пенсионной кассы для служебного персонала в «Лензото» так и не был воплощен в жизнь, скорее всего, из-за произошедших вскоре событий, известных под названием «Ленский расстрел» (1912 г.), и последовавших за ними разбирательств. Тем не менее пенсионная касса все-таки появилась в названной компании. После приобретения «Лензото» всех предприятий «Компании промышленности.» (1911 г.) в распоряжении первой оказалась и пенсионная касса последней (в уставе пенсионной кассы «Компании промышленности.» было указано, что в случае продажи промыслов другой организации касса по-прежнему продолжает действовать, при том что на новых владельцев ложится обязанность ежегодного внесения в кассу 10 тыс. руб.) [9. С. 146]. В 1913 г. управление делами кассы приняло решение передать руководство над всеми делами кассы в ведение «Лен-зото» и образовать единую пенсионную кассу служащих на приисках. Председателем комитета по управлению новой кассы избрали И.М. Гавриловича, одного из самых высокопоставленных служащих в администрации «Лензото» [15. С. 2]. Окончательное юридическое оформление касс взаимопомощи на частных предприятиях произошло с принятием «Временных правил о создании обществ и союзов» от 4 марта 1906 г. Согласно этому законопроекту во всех частных промышленных заведениях разрешалось создание профессиональных обществ, ставивших перед собой различные цели, в том числе направленные на вспомоществование своим членам: выдача пособий нуждающимся членам общества, устройство касс взаимопомощи, оказание помощи в поисках работы уволенным с предприятия, оказание различной юридической помощи. Для открытия профессионального общества необходимо было обратиться с письменным заявлением к окружному горному инженеру или фабричному инспектору округа, а также заверить у нотариуса два экземпляра устава общества [16. С. 204-205]. На I Всероссийском съезде золото- и платинопро-мышленников, проходившем в 1907 г. в Санкт-Петербурге, поднимался вопрос о необходимости создания и распространения ссудосберегательных касс для служебного персонала золотопромышленных предприятий. Л.Ф. Грауман, занимавший в конце XIX в. должность главноуправляющего «Ленского золотопромышленного товарищества» и с именем которого во многом связаны успехи компании в добыче золота, в своем докладе предложил пенсионные или вспомогательные кассы приисковых служащих организовать при съездах золотопромышленников горных округов, которые бы объединялись в одно центральное учреждение. Другой выступающий, И.Н. Белозеров, в то время главноуправляющий всех золотопромышленных предприятий «Лензото», настаивал на одобренном правительством создании кассы, общей для какого-нибудь золотопромышленного района, с обязательным участием как владельцев золотых промыслов, так и самих служащих [17. С. 4-5]. Однако все предложения так и остались на бумаге - в дальнейшем больше не будет создано пенсионных касс в золотопромышленных компаниях Восточной Сибири, что во многом связано с прежним нежеланием владельцев предприятий заниматься вопросом пенсионного обеспечения своих работников, с известным Ленским расстрелом 1912 г. и последовавшим расследованием случившегося, а также начавшейся вскоре Первой мировой войной, в условиях которой властям было не до дальнейшего развития пенсионного законодательства работников промышленности. Резюмируя вышесказанное, можно прийти к следующим выводам. Пенсионных касс в крупных золотопромышленных компаниях Восточной Сибири - центре золотодобычи в дореволюционной России - было немного. Основными причинами этого явления можно считать неразвитость пенсионного законодательства в рассматриваемое время и отсутствие у владельцев промышленных предприятий желания создавать пенсионные и другие кассы вспомоществования. Определенную роль здесь сыграла и отдаленность Сибирского региона от европейской части Российской империи. Из этого можно предположить, что у политической и экономической элит страны сформировалось мнение о ненужности улучшения социально-правового положения работников сибирской промышленности в связи с отдаленностью и в целом неразвитостью Азиатской России (именно так с 1898 г. официально стали называть территории за Уралом) по сравнению с центральными и западными промышленными районами Российской империи. Инициатива формирования и развития пенсионных и страховых касс исходила исключительно из среды промышленного служебного персонала, которому приходилось настойчиво добиваться от власть имущих разрешения на открытие касс, разрабатывать проекты устава касс, на что уходило немало времени и сил. В целом можно прийти к заключению, что социальная защищенность служебного персонала на золотопромышленных предприятиях в Сибири находилась на довольно низком уровне.
Именной Высочайший указ, данный Сенату «Об временных Обществах и Союзах» (4 марта 1906 г.) [№ 27479] // ПСЗРИ. Собр. 3-е. СПб., 1909. Т. 26. Отд. 1.
Первый Всероссийский съезд золото- и платинопромышленников. СПб., 1908. Т. 1. С. 4-5.
15. Сибирь. 1913. № 121.
Проект пенсионной кассы служащих Ленского золотопромышленного товарищества // Золото и платина. 1909. № 16.
Вестник золотопромышленности. 1896. № 10.
Высочайше утвержденное положение о пенсионных кассах служащих и рабочих в частных кредитных учреждениях, торговопромышленных предприятиях и страховых обществах (13 июня 1897 г.) [№ 14306] // ПСЗРИ. Собр. 3-е. СПб., 1900. Т. 17.
Вестник золотопромышленности. 1899. № 24.
Вестник золотопромышленности. 1902. № 1.
Утвержденный 11 мая 1896 г. Министром Земледелия и Государственных Имуществ Устав пенсионной кассы служащих по управлению золотыми приисками Прибрежно-Витимской компании и Компании промышленности в различных местах Восточной Сибири (11 мая 1896 г.) [№ 12834] // ПСЗРИ. Собр. 3-е. СПб., 1899. Т. 16. Отд. 2-е.
Вестник золотопромышленности. 1894. № 15.
Вестник золотопромышленности. 1905. № 15.
Горные и золотопромышленные известия. 1905. № 17.
Восточное обозрение. 1897. № 13.
Горбачев М.Ф. Отчет по статистико-экономическому и техническому исследованию золотопромышленности Ленского горного округа. СПб., 1905.
Румянцев П.П. К вопросу о социальной защищенности технического персонала промышленных предприятий в конце XIX - начале ХХ в. (на примере служащих сибирских золотых промыслов в Сибири) // Четвертые университетские социально-гуманитарные чтения 2010 года : в 3 т. Иркутск, 2010. Т. 2.
Высочайше утвержденное Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства Финансов (8 марта 1861 г.) [№ 36719] // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 2-е. СПб., 1863. Т. 36. Отд. 1.
Святловский В.В. Из истории касс взаимопомощи рабочих // Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 4.