Рассматриваются вопросы создания новых интеграционных объединений финансово-кредитных учреждений. Обозначены особенности, специфические черты и принципы финансового кластера. Приведены теоретические, методологические и организационные основы формирования кластеров на финансовых рынках, а также способы объединения участников рынка финансовых услуг и преимущества от такого сотрудничества для каждого финансового учреждения. Предложена организационная модель финансового кластера.
Clustering in financial markets: theoretical, methodological and organizational framework.pdf Цель статьи - определение нового для нашей экономики понятия финансового кластера, а также выделение теоретических, методологических и организационных основ его формирования. В статье рассмотрены особенности организации финансовых кластеров. Актуальность создания кластеров на финансовом рынке, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между самими финансовыми учреждениями, между государством и финансовыми учреждениями, между финансовыми учреждениями и субъектами бизнеса. На сегодняшний день поиск путей увеличения конкурентоспособности финансовых учреждений становится более актуальным. В условиях увеличения уровня концентрации капитала, требований к достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности становится очевидным, что проблема развития рынка финансовых услуг не может быть решена путем ведения отдельными финансовыми учреждениями самостоятельной политики в данном направлении. Поэтому для получения ощутимого эффекта необходимым становится объединение участников рынка в финансовый кластер. Прежде чем перейти к кластеризации на финансовых рынках, дадим общее определение понятию «кластер», раскроем его особенности и основные характеристики. В процессе эволюции происходят постепенное развитие и совершенствование организационно-производственных структур, переход от простых формирований к более сложным. В последнее время в России осознается значимость кластерного подхода в решении задач развития экономики и в практическом внедрении институциональных структур, сетевых и кластерных образований. Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира [1. С. 83]. Кластеризация позволяет повышать конкурентоспособность экономики, стимулируя рост за счет новых инвестиций, обновлений, инноваций и технологического прогресса. Формирование и развитие кластеров являются эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Этому способствует необходимая концентрация капитала, кадров, соответствующих условий инфраструктуры и др. [2. С. 50]. Понятие «кластер» вошло в российскую экономику сравнительно недавно - 7-8 лет назад. Исследование современных взглядов на кластеры как способы повышения конкурентоспособности экономики позволяет сделать вывод, что основоположником собственно кластерной теории в ее нынешнем понимании стал американский экономист Майкл Портер. Он первым наиболее законченно концептуализировал феномен кластера и определил его как «сконцентрированную по географическому признаку группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу» [3. С. 140]. Природу кластера может раскрыть обращение к этимологии слова. Английское слово cluster - кисть, пучок, гроздь, куст - используется для обозначения какой-либо конфигурации (формы) элементов, связанных или расположенных близко вместе [1. С. 83]. Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга. В настоящее время применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий. Конкурентное пространство кластера декомпозируется на внутреннее и внешнее. Внутренняя конкуренция имеет место в пределах самого кластера между его участниками, выполняющими один вид деятельности, за потребителя. Конкуренция внутри кластера превращается в механизм активного распространения конкурентных преимуществ [4. С. 91]. Внешняя конкуренция представляет кластер в качестве единого образования с особой идентичностью, который вступает в соперничество с иными кластерами и крупными корпорациями на глобальном рынке. В данном контексте целостность кластера в мировом масштабе, в глобальной конкуренции за потребителя и ресурсы, создает основания для развития тесной кооперации внутри кластера и увеличения производительности всех его участников с целью повышения конкурентоспособности конечного продукта кластера на мировом рынке. В рамках кластера фирмы-участники могут оптимизировать свою деятельность и усиливать рыночные позиции как за счет конкуренции (например, захват доли рынка конкурентов), так и посредством кооперации (достижение экономии на общих для всех игроков отрасли издержках) [5]. Особенность кластера состоит в том, что он открывает возможности для решения проблем местного значения, для реализации различных региональных проектов: диверсификации структуры экономики, увеличения занятости, роста уровня жизни населения и т.д. за счет возможности использовать продукт одной отрасли для нужд других, возникновения устойчивых связей между несколькими отраслями в одном регионе. Основными характеристиками кластеров являются: 1) географическая концентрация (близко расположенные фирмы привлекает возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения); 2) специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники или авторы имеют отношение); 3) множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации и т.д.); 4) конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами - членами кластера); 5) жизнеспособность кластеров (рассчитаны на долгосрочную перспективу); 6) вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций) [3. С. 141]. Также существует такое понятие, как «кластерный капитал». Он представляет собой объединенные экономические отношения хозяйствующих субъектов по поводу получения добавленной стоимости, взаимодействие которых обусловлено долговременным соединением промышленного, финансово-кредитного, человеческого, коммуникативного капиталов. Можно выделить 4 формы кластерного капитала: 1) структурный - это нефинансовые активы участников, сети; 2) когнитивный - общие ценности, коды, язык, взаимодействие; 3) взаимосвязывающий - финансовые активы, доверие, нормы, обязательства, идентификация и контроль; 4) инновационный - генерация результатов инновационного взаимодействия и развитие валового регионального продукта территории, где он создан [6. С. 27]. В кластере выделяют 4 группы участников: «ядро» кластера, дополняющие, обслуживающие и вспомогательные участники. «Ядро» кластера составляют компании - производители основной продукции, вокруг которых центрируются остальные участники. Дополняющие виды деятельности осуществляют компании, функционирование которых направлено на обеспечение деятельности основных производителей. «Обслуживающие» компании предоставляют сервисное обслуживание основных фирм - производителей кластера: финансовые, маркетинговые, консультационные, ремонтные и прочие услуги. Вспомогательные участники - компании, наличие которых желательно для обеспечения экономического успеха кластера, но не является обязательным. К данной группе могут быть отнесены организации по сотрудничеству, в некоторых случаях таковыми могут являться НИИ и образовательные учреждения. Особую роль в кластере играет государство, представленное федеральными и региональными органами власти, которые формируют институционально-правовые условия для реализации кластерных инициатив, организуют площадку для диалога и согласования интересов участников, предоставляют финансовую поддержку отдельным кластерным инициативам [5]. Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. Если в прошлом десятилетии большинство кластеров специализировалось на производстве потребительских товаров и создавалось с целью повышения конкурентоспособности отдельных регионов и территорий, то на рубеже XXI в. стали появляться промышленные кластеры нового поколения, занимающиеся информатикой, дизайном, экологией, логистикой и т. п. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира. В США в рамках кластеров работает более половины предприятий. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы. Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность. На промышленные кластеры Италии приходится 43% численности занятых в отрасли и более 30% объема национального экспорта [3. С. 141]. Примером сильных международных кластеров являются сети Лондона. Перечень их видов деятельности включает предоставление финансовых и деловых услуг, туризм, рекламу, фармацевтику, изготовление одежды и т.п. Наиболее мощный в Великобритании кластер построен на предоставлении финансовых услуг. Основой Лондонского финансового кластера являются фондовые биржи и внебиржевая торговля (ВТБ), развивается электронная торговля. Кластер включает все виды финансовой деятельности (посредничество, консалтинг, менеджмент и пр.). Кластер является одним из ведущих мировых страховых рынков, получая почти 10% премий общемирового уровня, также он имеет третий наибольший фондовый рынок [7. С. 102]. Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в условиях глобализации мировой экономики и развития рынка финансовых услуг актуальность приобретает формирование качественно новых интеграционных объединений финансово-кредитных учреждений, осуществляемое на основе кластерного подхода. Под финансовым кластером понимают объединение банковских и небанковских финансовых учреждений, которые составляют его основу и инфраструктуру, чья деятельность направлена на достижение положительного эффекта. Так как создание и функционирование кластера предусматривает отношения сотрудничества и партнерства, для определения основных мотивов и особенностей формирования финансового кластера целесообразно проанализировать преимущества от такого сотрудничества для каждого финансового учреждения. Объединение банка со страховой компанией приводит к получению следующих преимуществ: увеличению каналов сбыта, расширению клиентурной базы, разработке и внедрению новых совместных финансовых продуктов. Объединение банка с банком способствует: увеличению капитала, расширению клиентурной базы и территориальной деятельности. Итог совместной деятельности банка и факторинговой компании приведет к увеличению кредитного портфеля и клиентурной базы, расширению перечня услуг и увеличению их качества. При объединении банка и лизинговой компании в финансовый кластер возможны такие преимущества: увеличение кредитного портфеля, расширение клиентурной базы, перечня и качества услуг [8]. Теоретическими основами формирования финансовых кластеров является сущность, виды и их роль на финансовых рынках. На финансовых рынках банковские кластеры исполняют особую роль, а именно роль драйверов роста. Внутренняя конкурентоспособность кредитной организации в целом увеличивается, что обеспечивается сильными позициями отдельных кластеров. Кластеры варьируются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Модель кластеризации позволяет изменять их границы с развитием и изменением условий осуществления банковского бизнеса. В состав кластера может входить от одного до нескольких десятков сервисных подразделений банков. Так, в банковской группе «Лайф» сформировано 7 кластеров, в которые входят от 10 до 50 подразделений. Кластеры обслуживают все 7 банков группы. Кластеры имеют повышенный экономический и инновационный потенциал. Это, например, активное участие в проектах, направленных на создание единых процессов в банке. Благодаря кластеризации оптимизируются процессы обслуживания клиентов, вследствие чего операционные расходы на сопровождение процессов снижаются, а операционные доходы растут [9. С. 59]. В Нью-Йорке существует свой финансовый кластер - Уолл-стрит. Один из центральных районов города стал местом торговли ценными бумагами еще в конце XVIII в. В конце XIX - начале XX в., когда в нем началось активное строительство небоскребов, здесь обосновались многие крупные финансовые институты. Главной достопримечательностью Уолл-стрит является здание Нью-Йоркской фондовой биржи, а сама улица благодаря этому давно уже стала символом финансового могущества и огромных денег. В современной России до сих пор не существовало примера банковского кластера. Годы советской власти не способствовали развитию этого бизнеса. Не сформировался пул банкиров по территориальному принципу и в последующие годы. Банки размещались довольно разрозненно, поскольку проекты качественных офисов были достаточно широко «разбросаны» по городу. Попыткой создать финансовый кластер можно назвать строительство московского делового центра «Москва-Сити». Но сегодня представители банковской отрасли все чаще концентрируются на площадках крупных бизнес-центров. К примеру, на территории бизнес-парка Nagatino i-Land находятся офисы пяти кредитных организаций: Ландесбанка Баден-Вюр-темберг (LBBW), Инвестторгбанка, ЮниКредит Банка, Райффайзенбанка и Альфа-Банка [10]. При определении методологических основ целесообразно выделить следующие принципы, присущие финансовому кластеру: 1. Отсутствие товарно-материальных потоков внутри кластера. 2. Основу и инфраструктуру финансового кластера составляют финансовые учреждения, входящие в его состав. 3. Наличие банка как обязательного члена финансового кластера и основы его ядра. 4. Наличие конкуренции внутри кластера при взаимодействии в его составе финансовых учреждений одного вида. 5. Основными мотивами объединения финансовых учреждений являются увеличение капитала, расширение клиентурной базы и направлений деятельности [11]. Также можно выделить два основных способа формирования объединений участников рынка финансовых услуг: 1) объединение исключительно финансовых учреждений; 2) объединение финансовых учреждений и субъектов хозяйствования различных отраслей экономики. Второе направление объединения предусматривает образование производственных кластеров с участием финансовых учреждений. Банк в сотрудничестве с предпринимательским кластером находит постоянных клиентов и получает надежного партнера с большим финансовыми потоками. При осуществлении кредитования субъектов бизнеса, которые входят в предпринимательский кластер, банку легче оценивать деятельность этих заемщиков. Относительно первого направления одними из основных участников стратегических альянсов в мире являются страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и банки. При формировании финансового кластера банкам и другим финансовым учреждениям выгодно сотрудничать с компаниями по управлению активами, что является важным условием успешной реализации кластерной модели. На рис. 1 представлена организационная модель финансового кластера, отображающая движение финансовых потоков между субъектами кластера, чьи информационные потоки расширяются во всех направлениях. Определенные взаимоотношения формируются не только с ядром кластера, но и между отдельными его субъектами. В состав финансового кластера может входить как одно финансовое учреждение, так и несколько однотипных, что в полной мере отвечает сущности кластера. Ядром кластера могут выступать банк, объединение банка и страховой компании или же структуры, которая состоит из банка, страховой компании и компании по управлению активами [8]. Мегакластер - это совокупность кластеров (базовых и инфраструктурных), которые относятся к разным секторам экономики и используют общую инфраструктуру, научно-исследовательскую базу, систему взаимодействия с финансовыми институтами, согласованную и взаимовыгодную стратегию развития. Современные мегакластеры, в состав которых входят и финансовые, постепенно превращаются в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы со значительным кредитным потенциалом [7. С. 107]. Главный офис (ядро кластера) Банк Депо- Кредитзитный ный отдел отдел Страховая компания КУА > Трастовые компании Лизинговые компании Страховые компании Факторинговые компании К К Д. Банк Распределение средств Банк Банк Д Д Банк К Негосударствен Компания по ные пенсионные управлению фонды активами Управление средствами Рис. 1. Модель финансового кластера Создание финансового мегакластера будет содействовать развитию отдельной территории и экономики государства. Однако процесс его формирования во многом зависит от экономического климата и государственной региональной политики. Формирование современной финансовой системы, отвечающей международным стандартам и положительно влияющей на все сектора экономики, увеличит поступления в бюджет, улучшит бизнес--инфра-структуру, благополучие и условия проживания населения. Изменчивость характера услуг и увеличение конкуренции на финансовых рынках способствуют постоянной работе над диверсификацией источников своих доходов, разработке новых, нетрадиционных систем обслуживания. Поэтому, на наш взгляд, для достижения положительного эффекта целесообразным становится объединение участников рынка в финансовый кластер. Выгоды, присущи такому сотрудничеству, могут быть следующими: 1) создание совместного продукта с учетом всех потребностей клиента; 2) возможность позиционировать себя как универсального поставщика финансовых услуг; 3) получение синергетического эффекта от объединения, разработка эффективного комплекса маркетинга, рассчитанного на новый клиентурный сегмент. Таким образом, исходя из того что финансовый кластер является объединением банковских и небанковских финансовых учреждений, деятельность которых направлена на достижение положительного эффекта, можно сделать вывод, что применение кластерного подхода на финансовых рынках является залогом развития высокоразвитой системы хозяйствования, а также закономерным этапом в развитии современной экономики. Создание кластеров может стать для банков одним из надежных средств сохранения собственных конкурентных преимуществ на рынке. Однако, как показывает действительность, существует ряд проблем, препятствующих созданию и развитию финансовой кластеризации, к числу которых можно отнести недоверие между потенциальными участниками кластера, недостаточную базу финансирования, отсутствие культуры информационной открытости и т.п. [12. С. 167]. Поэтому мы считаем, что государство должно активно способствовать развитию подобных объединений, так как решение этих проблем может вывести национальную экономику на новый уровень развития.
Кушбоков А.А. Кластерный подход к управлению экономикой // Проблемы современной науки. 2012. № 4. С. 140-145.
Шубина Т.И. Кластеризация как форма привлечения инвестиций в региональную экономику // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 30. С. 48-52.
Иванова Е.И. О сущности и видах кластеров в экономике // Организатор производства. 2012. № 3. С. 83-88.
Царьков А.Н., Умников В.Н., Заводчикова М.Г. Современная кластеризация как комплементно развивающийся управляемый системно инно вационный социально-экономический процесс // Известия Института инженерной физики. 2013. № 1 (27). С. 89-94. Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
Кластерный подход - основа повышения конкурентоспособности региональной экономики // Стратегия и Управление.™. М., 2013. URL: http://www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/klastemyj-podhod-osnova-povyshenija-konkurentosposobnosti-regionalnoj-ekonomiki.html (дата обращения: 15.10.2013).
Захматов В.Ю. Кластеризация как инновационная форма развития хозяйственных систем и фактор повышения конкурентоспособности экономики // Казанский экономический вестник. 2012. № 1. С. 25-30.
Внукова Н.Н. Концептуальные основы формирования трансграничных финансовых кластеров // Экономическое возрождение России. 2010. № 1(23). С. 100-107.
Кластер: понятие, сущность, виды, условия возникновения и функционирования // Энциклопедия знаний. М., 2013. URL: http://www.pandia.ru/text/77/149/4469.php (дата обращения: 04.10.2013).
Коняев А.А. Кластеризация сервисных подразделений как фактор повышения эффективности // Банковское дело. 2011. № 11. С. 58-60.
Банковский кластер // Банки.ру. М., 2013. URL: http://www.banki.ru/wikibank/bankovskiy_klaster (дата обращения: 20.10.2013).
Кластер в экономике // Деньги. Кредит. Банки. М., 2013. URL: http://aaa-konsalting.ru/klofoe-daigxeoveo-gor/Кластер_(экономика) (дата обращения: 20.10.2013).
Карпенко К.В. Роль кластерных структур в социально-экономическом развитии экономики мезоуровня // Экономика развития и региона. 2011. № 12. С. 161-169.