Представлен анализ фольклорного стереотипа «дом» в различных типах дискурса. Общекультурный стереотип как ментальная единица отображает обобщенный образ реалии действительности, характерный для любого носителя культуры. Дискурсивные варианты актуализируют особенности стереотипного восприятия реалий в соответствии с задачами дискурса. Рекламный стереотип «дом» отображает представление об активной роли человека относительно реалии, актуализируется фасета «функция» предмета. Фольклорный стереотип «дом» в традиционной загадке представлен фасетами «внешний вид» предмета и его «структурные элементы». Современная загадка о доме отображает расширение значимых характеристик реалии, включая фасету «функция» предмета, «локус» и «внутренняя потребность» в предмете со стороны человека.
Stereotype ''home'' in different types of discourse.pdf В современной лингвистике, как и в других гуманитарных науках, активно исследуется вопрос восприятия и отображения в сознании человека окружающей его действительности, что находит свое воплощение в языковых формах, языковой картине мира (ЯКМ): «Отражённый средствами языка образ сознания - реальности, модель интегрального знания о концептуальной системе представлений, репрезентируемых языком» (курсив здесь и далее мой. - Д.П.) [1. С. 44]. Интерес лингвистов сосредоточен на рассмотрении отдельных фрагментов ЯКМ, отдельных, наиболее значимых единиц ЯКМ, отображающих принципы категориального членения мышления человека. Существуют различные подходы к изучению единиц ЯКМ, одним из способов исследования является реконструкция стереотипов восприятия отдельных предметов и явлений ЯКМ, отображающих типизированное представление большинства носителей языка об этих предметах и явлениях. Цель работы - выявить специфику дискурсивных вариантов стереотипа «дом» (на материале рекламного и фольклорного дискурсов). Материалом для исследования послужили тексты традиционных и современных загадок, собранных автором в сети Интернет: http://www.ruskid.ru/zagadki/, http://crazymama.ru, http://kid-game.ru, http://flaminguru. narod.ru, http://zagadki.tel/, http://www.proza.ru/ 2013/06/ 16/379, http://neposed.net/kidsliterature/zagadki/zagadki-o-predmetnom-mire/zagadki-pro-dom.html, а также тексты рекламы, собранные на сайтах сети Интернет: http://goodsforhome.ru/, http://brands-home.ru/about, http://dom-postroim.com/, http://www.po-stroim-dom44.ru/, http://ekaterinburg.mirstroek.ru/com-pany/35890/ и др. В лингвистике активно исследуются варианты воплощения картины мира, характерной для различных социальных групп или участников определенной ситуации, что обусловливает систему когнитивных координат, формирующую специфику мировосприятия в рамках этой ситуации. Данный подход аспектирует подход к анализу ЯКМ, актуализируя изучение функционально обусловленных вариантов языковой картины мира -дискурсивные картины мира (ДКМ): «Динамическая подвижная система, формируемая в координируемых коммуникативных действиях адресантов и адресатов в соответствии с системой их ценностей и интересов и включенных в социальные практики» [2. С. 43]. ДКМ, в свою очередь, может быть представлена совокупностью моделей восприятия действительности, характерных для отдельных жанров, функционирующих в том или ином дискурсе. В данной статье рассматривается вариант дискурсивной фольклорной картины мира (ФКМ), характеризующийся следующими признаками: традиционность, символичность, идеальность картины мира и аксиоло-гичность (А.К. Байбурин, С.Ю. Неклюдов, Н.И. Толстой, В.Н. Топоров, И.В. Тубалова, А.Т. Хроленко, Т.В. Ци-вьян, Ю.А. Эмер). Мы рассматриваем вариант ФКМ, отображенный в жанре загадки. Одним из актуальных направлений исследования ЯКМ в целом и отдельных ДКМ в частности становится изучение отдельных единиц категоризации действительности и хранения информации о тех или иных значимых фрагментах картины мира. В зависимости от задач исследования используются различные типы когнитивно-языковых конструктов, отображающих ми-ромоделирующие механизмы языка и сознания: концепт, фрейм, стереотип и др. Особенности фольклорного жанра загадки обусловливают использование понятия стереотип для исследования миромоделирующей функции этого жанра: загадка направлена на передачу обобщенного представления о предметах окружающего мира последующим поколениям. Стереотип характеризует сам способ восприятия информации о фрагменте ЯКМ, способ обработки этой информации, при котором человек выбирает из всех свойств предметов и явлений наиболее общие, типичные для данного социума характеристики реалии. В данной работе мы рассматриваем стереотип как ментальную единицу, являющуюся способом восприятия и хранения информации о фрагменте ЯКМ, отображающую некую общепринятую, типовую для данного социума модель восприятия того или иного явления действительности. Стереотип может быть представлен в виде набора отдельных фасет, характеризующих значимые свойства реалии. Термин «стереотип» как ментальная единица оказывается близок к понятиям концепта и фрейма. Под стереотипом мы понимаем ментальную единицу, более узко направленную, характеризующую реалию с позиции наиболее общих, типичных признаков, отображающую усредненный взгляд на предметы и реалии действительности: «В стереотипе отражается стихийно сформировавшееся усредненное представление о предметах и явлениях окружающего мира» [3. С. 54]. Например, концепт «дом» будет отображать максимально широкую сферу характеристик реалии и связанных с ней ассоциаций: от прямого значения самой лексемы «дом» (жилище, строение) до всех переносных и коннотативных значений, всех взаимосвязанных понятий, образующих поле концепта «дом». Данный концепт является одним из базовых для русской ЯКМ (В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Б.Г. Глозман, Ю.С. Степано, А.А. Плотникова, Е.А. Потураева и др.). Он связан с представлениями о «своем» и «чужом» пространстве, организует пространственное представление человека о мире. Концепт «дом» характеризуется очень широким полем ассоциаций и характеристик, образующих его ядро и периферию: «Концепт "дом" включает в себя несколько смысловых граней, основными из них являются внешний аспект строения (дом - это здание) и группировки людей по внутренним основаниям (дом -это семья, дом - это нация)» [4. С. 61]. Стереотип «дом» актуализирует только ряд признаков из общей структуры концепта, отображает обобщенное представление о реалии: дом - место жизни человека, обладает значимостью, ценностью для людей, характеризуется наличием постоянных структурных элементов: стены, окна, двери и т. д. Стереотип как единица языковой картины мира является конструктом, характерным для любого носителя данной культуры. В данном случае мы говорим об общекультурном стереотипе. Так, общекультурное стереотипное представление о «доме» будет включать в свою структуру свойства, воспринимающиеся как наиболее значимые для всех представителей данного социума: «свое» пространство, ограниченность / замкнутость пространства, защита, семья и т.д. Общекультурный стереотип может быть представлен дискурсивными вариантами стереотипа, обусловленными особенностями дискурсивной картины мира. Коммуникативные условия речевой деятельности влияют на различную акцентуацию характеристик отображаемого стереотипа. Например, стереотип «дом» оказывается по-разному представлен в различных дискурсах, в соответствии со спецификой данных дискурсов на первый план выдвигаются различные характеристики общекультурного стереотипа. Для того чтобы выявить специфику фольклорного стереотипа, обратимся к анализу данного дискурсивного варианта стереотипа в сравнении с рекламным, отображенным в текстах рекламного дискурса. Представление о доме в текстах рекламы, в первую очередь, основано на отображении творческой активности человека по отношению к реалии: дом можно строить, обустраивать, создавать уют и т.д.: «Мы проектируем и строи дома для Вас»; «Для создания уютной атмосферы в Вашем жилище мы предлагаем бытовые товары для дома высокого качества»; «Мы рады быть одними из первых, кто может помочь Вам наполнить свой дом яркими, красивыми и полезными вещами»; «Торговый дом "Лазурит" реализует высококачественную мебель, подходящую для обустройства всего жилого пространства дома: будь то кухня или гостиная, спальня, детская, прихожая или кабинет». Представление о доме в этих текстах основано на активной роли человека в его создании: проектируем и строим дом, для создания атмосферы в жилище, наполнить свой дом вещами, обустройство жилого пространства дома. Дом является жилищем человека, неотъемлемой частью его жизни: используется оценочная лексика, описывающая сам дом или предметы, его наполняющие: уютный, высокое качество, яркий, полезный, красивый. При этом акцент делается на прагматической стороне, на функции дома, который служит жилищем человека, служит созданию хорошего самочувствия, настроения и т.д.: «Большинство людей хотят сегодня иметь тёплый и комфортный дом. Собственное жильё - признак достатка и личного успеха. Как и любая одежда, дом должен быть уютным, красивым и практичным». Стереотип «дом» в рекламном дискурсе представлен фасетами: функция (лексемы комфортный, практичный), внешний вид (лексемы красивый, уютный), составные элементы (дом как система комнат, жилого / нежилого пространства и т.д.). Также значение придается статусу человека, обладающего домом, такой человек наделяется соответствующими характеристиками: признак достатка и личного успеха. Данный стереотип обусловлен как общекультурными представлениями о пространстве дома, так и дискурсивными особенностями: рекламный дискурс ориентирован на психологическое воздействие, которое в конечном счете должно привести к продаже товара или предоставлению платных услуг, т.е. к активным действиям человека по отношению к описываемой реалии. Дом выступает в рекламных текстах в роли объекта воздействия человека. Фольклорный стереотип «дом» также отображает представление о важности и ценности реалии, однако на первый план выходит ее роль в объединении людей, центре семейного очага, чего фактически нет в рекламном дискурсе, где дом - объект приложения сил человека. «Понятие "дом " включает в себя представления не только о жилище человека, но и о семье, о народе, о связи поколений, о единстве, о труде и отдыхе, т.е. охватывает всю сферу бытования человека» [5. С. 7]; Мило тому, у кого много всего в дому (пословица). В добром житье сами кудри вьются, в худом секутся (пословица). Различные жанры фольклора также характеризуются разными вариантами репрезентации одного стереотипа. В фольклорном жанре загадки пространство дома представлено как текстами о самом жилище, так и загадками, описывающими его составные элементы и предметы в доме. Традиционные загадки (созданные до второй половины XX в.), отображающие стереотип «дом», посвящены, прежде всего, деревенской избе, они отображают дом / избу как целостный объект, здание: Стоит бычище, / Проклёваны бочищи; У дуба-дубища / Проклёваны бочищи; Дуб дыроват, / в дубу говорят. В данных загадках актуализируются фасеты внешний вид и составные элементы [6]. При этом «дом» оказывается в одном ряду с образами быка и дуба - символами основания мира, «космофорами» в славянской картине мира [7. С. 141-146; 8. С. 272-274]. Стереотип «дом» в данных загадках отображает представление о доме как о целостном объекте больших размеров, обладающем некими элементами, привнесенными в изначально существовавшую реалию: окна, двери (проклеванные бо-чищи, дуб дыроват). В ряде загадок может быть более подробно представлена фасета составные элементы стереотипа «дом»: Книга-раздвига о четыре листа (вариант: два листа), / А середка пуста. В этой загадке присутствует описание пространственной организации дома: четыре стены, образующие замкнутое помещение, либо два листа - крыша дома, состоящая из двух скатов. Загадка также отображает фасеты внешний вид и структурные элементы. Наиболее значимой характеристикой дома оказывается отгороженность внутреннего пространства от окружающего мира, домом являются сами границы (стены), структурирующие и упорядочивающие пространство мира (книга-раздвига о четыре листа). Отметим, что в последней загадке «дом» сопоставляется уже не с натурфактом (дуб, бык), а с артефактом (книга-раздвига), что свидетельствует о большем значении роли человека в картине мира. Однако жилище представлено самоценным, отсутствует фасета функция предмета. Человек не является активным началом по отношению «дому», в отличие от рекламного дискурса, где именно человеческой творческой активности отводится одна из наиболее важных ролей. Напротив, в загадке наличие людей в доме оказывается настолько непринципиальным фактором с точки зрения организации пространства, что присутствие человека обозначается либо косвенно (в дому говорят - принципиальна звуковая наполненность пространства жилища), либо дом вообще наделяется характеристикой пустоты (а середка пуста). Таким образом, фольклорный стереотип «дом» в традиционных загадках представлен как самоценный объект принципиально больших размеров, характеризующийся наличием структурных элементов: границы дома (стены), отверстия во внешний мир (окна, двери). Современные загадки (созданные после значительных перемен в социокультурной жизни, произошедших в середине XX в.) подробнее описывают реалию. С одной стороны, загадка оформляется в стихотворную форму, где на первый план выходит художественный образ, характеристики предмета теряют емкость и краткость, присущую описаниям традиционной загадки. Символичность фольклорного слова, представлявшего некогда систему, код, знакомый каждому участнику дискурса, постепенно размывается, теряет свое значение, что связано с рядом социокультурных изменений [9. С. 90-114]. С другой стороны, меняется принцип отгадывания загадки: традиционные загадки в большинстве своем основаны на сопоставлении загаданной и описываемой реалии по внешнему сходству (дом / раскрытая книга, «поставленная» страницами вниз), современные загадки перечисляют большое количество признаков предмета, суммируя которые, можно прийти к отгадке. Он стоит, простой и строгий / В однотонном пиджаке, / У него карманов много, / Провода в его руке, / И глаза его, как блюдца, / То потухнут, то мигают. / И до неба дотянуться / Он пытается руками (Дом с балконами). Стереотип «дом» в современной загадке включает в себя фасету внешний вид предмета (цвет: в однотонном пиджаке, размер: карманов много, глаза как блюдца, до неба дотянуться он пытается) и его структурные элементы (карманы - балконы, глаза - окна, руки - антенны). В загадке отображается стереотипное представление о доме как о большом объекте, включающем ряд отдельных элементов. Загадка построена на олицетворении, сопоставление строения дома с человеком является в большей степени художественным приемом, позволяющим подробно охарактеризовать свойства предмета. При этом фасеты, актуализирующие стереотип дом в современной загадке, остаются теми же, что и в традиционной загадке: внешний вид и структурные элементы, однако каждая из этих фасет получает более подробное наполнение. В рекламном и фольклорном дискурсе стереотип «дом» представлен фасетами внешний вид и составные элементы. И в том и в другом дискурсах дом признается ценностно нагруженным объектом: в рекламном дискурсе используется лексика с положительной оценкой по отношению к дому и предметам, наполняющим домашнее пространство, в фольклорном же дискурсе само существование текста о данной реалии говорит о ее значимости в мировоззрении человека. При этих общекультурных характеристиках стереотипа «дом», отображается ряд особенностей, обусловленных спецификой дискурса, в котором существует вариант общекультурного стереотипа. Так, в рекламном дискурсе дом рассматривается, прежде всего, как объект, который создает или видоизменяет человек, и первостепенной оказывается фасета функция, тогда как в фольклорном дискурсе «дом» представлен как нечто существующее изначально, вне зависимости от человека и его деятельности. Фольклорный стереотип глубоко символичен, он отображает традиционный взгляд на мир, в котором человек является не центром вселенной, а лишь ее частью, наравне с иными предметами и реалиями, наполняющими мир. Фольклорный стереотип «дом» претерпевает изменения в ряде текстов современных загадок, посвященных данной реалии. В связи с изменениями самого фольклорного дискурса и активным заимствованием жанра загадки другими дискурсами (педагогическим, интернет-дискурсом и т.д.) происходит включение в фольклорный стереотип «дом» не характерных для него фасет функция и значимость для человека. Современные загадки о доме описывают, в первую очередь, городской многоквартирный дом или небоскреб как его разновидность. При этом на первом плане оказывается человек, активно воздействующий на мир вокруг него и способный на создание собственного жилища: Друг на дружке ровно в ряд / Эти кубики стоят, / В каждом есть окно и вход, / В каждом кто-нибудь живет (Дом); Домик строят - чудеса, / Спинку небесам чесать! /Вот он в полный рост встаёт... /Всё равно не достаёт (Небоскреб); Улица ведёт на небо, / А вдоль не ходят и не едут, / Что это? (Небоскреб). Данные загадки отображают фасеты, характерные для фольклорного стереотипа «дом»: внешний вид (ровно в ряд эти кубики стоят - многоструктурность как внешняя характеристика, также характеристика объема, спинку небесам чесать, улица ведет на небо - степень размеров реалии) и структурные элементы предмета (друг на дружке кубики стоят, в каждом есть окно и вход; сопоставление с улицей: небоскреб состоит из отдельных квартир, напоминающих самостоятельные дома на улице): «Формируется стереотип дома как многосоставной сложной системы, обладающей набором идентичных элементов» [6]. Однако одной из важных характеристик реалии оказывается его функция, выполнение которой принципиально значимо для человека: в каждом кто-нибудь живет. Пространство дома организовано вокруг жизни человека. Дом и его элементы соотносится с артефактами или явлениями, созданными человеком: кубики, расческа (спинку небесам чесать), улица. Исчезает мифологичность образов, характерная для традиционной загадки. Стереотипное представление о доме в современных загадках включает характеристику практического назначения: дом - это место жизни людей. Создаются загадки, описывающие разные типы жилища, в зависимости от функции этого жилища: Быстро, временно, в длину / Был построен он в войну (Барак, или Окоп, или Ров); Ходит дом в широком поле, / Он, чудной, боится моли (Юрта). Барак как дом, созданный для жизни людей во время войны (временно, построен в войну). Загадка о юрте описывает реалию, актуализируя фасеты локус (ходит в широком поле: глагол ходит передает незакрепленность данного типа жилища за конкретным местом, способность перемещаться в пространстве) и материал, из которого состоит реалия (эта характеристика представлена косвенно: боится моли). Несмотря на то, что вторая загадка не отображает характеристику функции реалии, упоминание о способности юрты менять место расположения свидетельствует о назначении этого предмета для людей (ведущих кочевой образ жизни). Загадки отображают классификацию жилых домов на основе их функции, оказывающейся первостепенной характеристикой реалии в современном обществе. Отметим, что в некоторых современных загадках прослеживается противопоставление многоквартирного высотного дома дому одноэтажному: использование уменьшительно-ласкательной лексемы «домик» по отношению к небоскребу (домик строя - чудеса, спинку небесам чесать) - в игровой форме подчеркивается разница между высотными домами и небольшими «домиками», строившимися ранее. Деревенская шуба - / С одной-двумя пуговицами. / А у городской / Бывает и по сто (Дом, двери или замки дверные). В этой загадке присутствует прямое противопоставление деревенской одноэтажной избы городскому многоэтажному дому на основании признаков внешнего вида и количества структурных элементов (большее количество дверей в городском доме). Таким образом, стереотип «дом» в современных загадках, помимо фасет внешний вид, структурные элементы и функция, включает в свою структуру фасету локус (город / деревня). Подобная характеристика пространства, в котором располагается жилище, не была столь принципиальной для традиционных текстов. Это связано с тем, что «дом» в мифологическом сознании, свойственном носителю традиционной культуры, представлялся некой основой мироздания, самой границей деления этого пространства на «свое» и «чужое», более конкретные характеристики пространства были неуместны по отношению к этой реалии. В единичном встреченном нами случае современная загадка о доме актуализирует переносное значение слова «дом»: В нём живёт моя родня, / Мне без неё не жить ни дня. / В него стремлюсь всегда и всюду, / К нему дорогу не забуду. / Я без него дышу с трудом, / Мой кров, родимый, тёплый... (Дом). Загадка описывает дом как место жизни семьи человека, его кров. Она строится в виде перечисления характеристик реалии. В данной загадке актуализируется фасета, не свойственная этому жанру: внутренняя потребность в предмете, необходимость этого предмета (обусловленная не прагматической ролью предмета, а духовной ценностью для человека). Формируется стереотип дома как исключительно важного объекта в жизни человека, в качестве одного из основных показателей ценности дома оказывается его связь с родными людьми (в нем живет моя родня). Упоминается синоним слова «дом» в значении «кров». Значимость образа дома усиливается с помощью употребления определений родимый, теплый, обладающих положительной коннотацией. Жанр загадки традиционно ориентирован на отображение предметного мира, внутренний мир человека чаще всего не входит в сферу отображения загадок. Появление загадок, актуализирующих фасету эмоциональной потребности человека в реалии, свидетельствует о некотором размывании границ жанра, постепенном включении в сферу его отображения внутренних переживаний человека. Сравнение фасетного наполнения, отображаемого в загадках в стереотипе «дом», позволяет говорить о смещении акцента представления о реалии: добавление функциональной характеристики и «внутренних» характеристик дома как места жизни человека, его родины. Общекультурный стереотип «дом» по-разному реализуется в различных дискурсах. Рекламный дискурс направлен, в первую очередь, на побуждение человека к активным действиям в отношении услуг или товаров. В связи с этим стереотип «дом» в дискурсе рекламы будет представлен фасетой функция предмета, а также фасетами внешний вид предмета и его структурные элементы. Фольклорный стереотип «дом» в текстах загадок, прежде всего, актуализирует представление о предметных характеристиках реалии: его внешний вид и структурные элементы. В отличие от рекламного стереотипа, фольклорный не актуализирует представление о центральной роли человека в отношении описываемой реалии. В традиционной картине мира человек включается в систему предметного мира «на равных» с остальными ее «компонентами». Однако современные тексты загадок описывают больше свойств загаданного объекта, фольклорный стереотип «дом» начинает включать в свою структуру несвойственные ранее фасеты функции предмета, локуса и в единичных случаях внутренней потребности человека в реалии как сущностной черты предмета. Происходит переоценка роли человека в отношении окружающего мира. Предметы существуют для удовлетворения человеческих потребностей. Данные изменения связаны с социокультурными переменами, произошедшими во второй половине XX в. и повлиявшими на переоценку места существования фольклорного жанра загадки в частно-человека в картине мира в целом и изменения условий сти.
Эмер Ю.А. Миромоделирование в современном песенном фольклоре: когнитивно-дискурсивный анализ : дис.. д-ра филол. наук. Томск, 2011. 458 с.
Агапкина Т.А. Дуб // Славянские древности. М., 2004. Т. 2. С. 141-146.
Толстой Н.И. Бык // Славянские древности. М., 2004. Т. 1. С. 272-274.
Житникова М.Л. Дом как базовое понятие народного мировидения (лингвокультурологический аспект) : автореф. дис.. канд. филол. наук. Томск, 2006. 27 с.
Перевалова Д.А. Стереотип «дом» в жанре загадки // Наука вчера, сегодня, завтра : сб. ст. по материалам XI науч.-практ. конф. Новосибирск, 2014. № 4 (11). URL: http://www.sibac.info/14209 (дата обращения: 15.05.2014).
Картины русского мира: современный медиадискурс / З.И. Резанова, Л.И. Ермоленкина, Е.А. Костяшина и др. Томск, 2010. 287 с.
Абдрашитова М.О. Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе : дис.. канд. филол наук. Томск, 2012. 176 с.
Потураева Е.А. Метафорические обозначения концепта «дом» в русской языковой картине мира // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 58-73.
Манакин В.Н. Сопоставительная лексикология. М., 2004. 326 с.