Историография французской системы социального обеспечения | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/23

Историография французской системы социального обеспечения

Предлагается краткий обзор современной аналитической литературы в области системы социального обеспечения во Франции, которая, согласно ряду исследователей, основана на принципах универсализма и солидарности и не входит ни в один из классических типов европейского «государства всеобщего благосостояния», а ее ключевые элементы могли бы лечь в основу «европейской социальной модели». Целью современных аналитиков является всесторонний анализ особенностей, достоинств и недостатков французской социальной системы с тем, чтобы определить степень ее адаптации к новым экономическим и социальным вызовам и роль в процессе социальной интеграции Евросоюза.

Historiography of the French social security system.pdf Французская система социального обеспечения (systeme national frangais de protection sociale), сформировавшаяся после Второй мировой войны, является одним из типов европейского «государства всеобщего благосостояния». Многие европейские исследователи и политики считают, что в основе потенциальной «социальной модели ЕС» должны лежать краеугольные элементы французской социальной системы: координация пенсионных схем, здравоохранительных программ, принцип расчета минимального уровня заработной платы и др. Одним из наиболее комплексных научных трудов в области социального обеспечения во Франции является работа «Французская система социального обеспечения» социолога Жана-Клода Барбье, аналитика Национального центра научных исследований, профессора Сорбонны [1]. В центре научных интересов Барбье находится эпистемологический анализ социального обеспечения в Европе и европейской интеграции в области социальной политики, культуры и языка. Барбье считает, что французская система социального обеспечения не была подорвана принципами экономического неолиберализма и сохраняет свою оригинальность и «гибридность», в отличие от других европейских стран, в частности от британской модели «workfare»1 [Там же. С. 22]. Барбье критикует современных исследователей французской социальной политики за их приверженность к принципам универсализма и функционализма, за отсутствие обоснованных аргументов в противовес современному либерализму, а также за подмену понятий «национальная система социального обеспечения» и «государство всеобщего благосостояния» [2. С. 1-4]. Согласно Барбье, французская система социального обеспечения демонстрирует удивительную внутреннюю способность к адаптации и инновации благодаря многочисленным институтам, регулирующим и оптимизирующим трудовые отношения2 [1. С. 109]. Автор утверждает, что из трех синонимичных понятий -«государство всеобщего благосостояния», «социальная безопасность» и «система социальной защиты» - последнее лучше всего выражает сложную систему социальных отношений во Франции, разделенную на многочисленные схемы по профессиональному принципу. Унификация терминологии является особенно важной для поддержания принципа солидарности, составляющего основу французской социальной модели, следуя принципам Революции 1789-1794 гг. [Там же. С. 6]. Ж.-К. Барбье оспаривает классификацию социальных моделей в Европе - англо-саксонской, социал-демократической и корпоративно-консервативной, -предлагаемую датским социологом Г. Эспин-Андер-сеном, и утверждает, что Франция близка по типу к «бевериджской» и «бисмарковской» системам социального регулирования, но не входит ни в одну из них [Там же. С. 16-18]. Барбье полагает, что в настоящий момент конвергенция или координация европейской социальной политики невозможна и что в ближайшем будущем эта тенденция вряд ли изменится, так как национальная экономическая политика не совпадает с общеевропейским экономическим циклом. Политика социального обеспечения зависит от внутриэкономиче-ских факторов в большей степени, чем от внешних [3. С. 108]. Европейская социальная политика, таким образом, должна быть «приспособлена» к экономическим и финансовым циклам стран ЕС. Об этом также свидетельствует коммюнике Еврокомиссии 2 октября 2013 г., в котором предлагается включить социальные показатели стран Евросоюза в «открытый метод координации» (ОМК), наравне с существующими экономическими критериями [4]. Работы следующих исследователей позволяют получить комплексное представление об организации социального обеспечения во Франции. Б. Палье [5], сотрудник парижского Центра политических исследований (Centre de Recherche politique de Science Po, CEVIPOF-CNRS) и парижского Центра европейских исследований (Centre d'etudes europeennes, CEE), анализирует социальное обеспечение во Франции (securite sociale) как символ приверженности к общегражданским ценностям, сформировавшимся в ходе Французской революции и получившим широкое развитие в послевоенный период. Значительный вклад в исследование французского «государства всеобщего благосостояния» составляют административные отчеты и исследовательские статьи М. Ларок [6], генерального инспектора по социальным делам, президента административного совета Центра по европейским и международным связям в области социального обеспечения. П. Пено [7], генеральный инспектор по социальным вопросам, профессор Университета Пари-Нантерр, является соавтором издания «Социальная политика», которое охватывает широкий спектр отраслей: политику здравоохранения, политику занятости, профессиональное образование, пенсионное обеспечение, коллективные переговоры. П. Пено подробно анализирует сложную систему социального обеспечения во Франции, взаимодействие французского и европейского социального права, а также предлагает собственное определение «социальному обеспечению». Б. Фрагонар [8], бывший советник Министра по социальным делам и советник при Счетной палате Франции, характеризует французское «государство всеобщего благосостояния» как цельное, но несоответствующее современному экономическому развитию Европы явление. М. Хирш [9], бывший президент ассоциации «Эм-маюс Франс» (Emmaus France) по борьбе с бедностью, автор термина «доход активной солидарности» (revenu de solidarite active, RSA), предлагает ввести международную систему социального обеспечения, которая бы повсеместно гарантировала социальную справедливость и экономический прогресс. Ф. Кесслер [10], преподаватель Сорбонны, анализирует программы социального обеспечения в мире и взаимодействие французского административного права с европейским социальным правом. Кесслер также является автором сборника правовых документов европейских стран, Евросоюза и Совета Европы в области свободного движения товаров, услуг, работников и капитала, а также в сфере общеевропейской координации систем социального обеспечения [11]. Под редакцией А.-М. Гийемар в 2008 г. вышел сборник «Куда ведет политика социального обеспечения?», включающий статьи Ж.-К. Барбье, Б. Палье, Р. Кастель, М. Миссу по проблемам социальной политики Франции и ее взаимодействия с «европейской социальной моделью» [12]. Р. Кастель, в частности, предлагает «универсальную» концепцию социального обеспечения, основанную на антропологическом анализе общественных отношений [12. С. 101-119]. Жан Писани-Ферри, основатель европейского исследовательского института Брюгель (Bruegel), директор по кадрам в области экономической политики при Премьер-министре Франции, профессор в университете Пари-Дофен, критикует французскую социальную политику, называя ее неэффективной, и считает, что «европейская социальная модель» могла бы помочь странам ЕС выйти из экономического кризиса [13]. В 2013 г. Писани-Ферри участвовал в подготовке доклада «Какой будет Франция через 10 лет?» для Генерального Комиссариата по планированию и исследованию (Commissariat general a la Strategie et a la Prospective, CGSP), консультативного института при Премьер-министре Франции, ответственного за выработку стратегий в сфере экономической, социальной и культурной политики в средне- и долгосрочной перспективе и за подготовку соответствующих реформ. Доклад представляет собой проект реформирования французской политической и экономической модели в пяти сферах: производительность труда, система социального обеспечения, экономический рост, эволюция французского общества и роль Франции в Евросоюзе [14]. Европейская социальная политика и французское «государство всеобщего благосостояния» являются главными объектами исследований Ж. Готши [15], члена парижского Национального центра научных исследований (Centre National de la recherche scientifique, CNRS), профессора социологии. Ее работы посвящены трудовым отношениям в Европе с опорой на теории политической и производственной демократии и неокорпоративизма, процессу управления производством и участию работников в принятии решений и коллективных переговорах. В рамках исторического обзора французского трудового права стоит отметить сборник документов «Социальное обеспечение сквозь исторические тексты», начатый в 1945 г. П. Ларок (1907-1997 гг.), членом кабинета Министра труда и социального обеспечения, основателем французского «государства всеобщего благосостояния». В настоящее время документы публикуются под редакцией Комитета по истории социального обеспечения (Comite d'histoire de la Securite sociale, CHSS). Сборник разделен на шесть томов: 1780-1870 гг. - становление идей социальной защиты; 1870-1945 гг. - социальная политика Франции довоенного периода; 1945-1981 гг. - восстановление французской экономики после Второй мировой войны; 1919-1981 гг. - принятие программ социального обеспечения в аграрном секторе; том, посвященный истории международного социального права; 1981-2005 гг. - период создания пособия по безработице. Последний том вышел в 2005 г. и был приурочен к 60-ле-тию французской системы социальной защиты [16]. 16-е издание книги «Право социального обеспечения» (2008 г.) французского юриста, редактора журнала «Социальное право» (Droit Social) Ж.-Ж. Дюпейру [17] представляет собой оригинальный юридический обзор исторической эволюции системы социального обеспечения во Франции и анализирует влияющий на нее национальный и международный социально-экономический контекст. Работа «Право социального обеспечения» К. Прето [18], генерального инспектора МВД, советника Кассационного суда и профессора в университете Пантеон-Ассас, анализирует основные принципы французской системы социального обеспечения, ее устройство и финансирование. Среди ассоциаций по исследованиям французской социальной политики стоит отметить административный центр «Французская документация» (La Documentation frangaise), работающий под эгидой Директората по правовым и информационным вопросам (Direction de l'information legale et administrative) при кабинете Премьер-министра Франции. Центр публикует доклады и отчеты правительства и других административных институтов в сфере экономики, финансов, общества, права, культуры, политики Евросоюза [19]. Цитируемый выше Генеральный Комиссариат по планированию и исследованиям (Commissariat general a la Strategie et a la Prospective, CGSP), еще один консультативный институт при кабинете Премьер-министра, выступает в качестве «посредника» в коллективных переговорах между административными органами и социальными партнерами. Комитет по истории социального обеспечения (Comite d'histoire de la Securite sociale, CHSS), также упоминаемый выше, предоставляет доступ к национальным архивам в области истории французского трудового права с 1945 г. Европейский центр социологии и политических наук при университете Пантеон-Сорбонна (Centre europeen de sociologie et de science politique de l'Universite, CESSP) объединяет академические круги и публикует исследования по проблемам глобализации, европеизации, исторической социологии, экономики, государственной организации и социального диалога. Парижский Центр исследований в области политики занятости (Unite de recherche Emploi et protection sociale - Centre de l'etude de l'emploi), общественное учреждение при Министерстве труда и Министерстве высшего образования и научных исследований Франции, занимается анализом социальной политики под эгидой правительства и ведет самостоятельную научную работу в данной области [20]. В целом большое число авторов сходится во мнении о том, что французская система социального обеспечения находится в процессе постоянной эволюции и носит особый характер. Исследователи критикуют классический подход в сравнительной методологии и определении социальной политики и утверждают, что французская модель лишь частично входит в общепринятую классификацию социальных режимов в Европе. Многие авторы полагают, что французское «государство всеобщего благосостояния» имеет ригидную организацию, которая трудно адаптируется к общественным переменам и переживает глубокий кризис. Исследователи сходятся в том, что французская социальная модель нуждается в реформировании, в первую очередь, в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, социального обеспечения в государственном секторе, коллективных переговоров, институтов по предоставлению социальных услуг [21. С. 91-100]. Все чаще звучат мнения о том, что французское правительство должно активнее участвовать в переговорных процессах Евросоюза и брать пример с других, более успешных в области социальной политики стран ЕС, а также выполнять ежегодные национальные рекомендации Еврокомиссии [22. С. 309-327]. ПРИМЕЧАНИЯ 1 «Workfare» - политика социального обеспечения, стимулирующая получающих пособие принимать любую работу, предлагаемую на рынке труда. Изначально получила распространение в Соединенных Штатах в период президентства Р. Никсона (1969-1974 гг.). 2 Ж.-К. Барбье называет следующие институты социального обеспечения во Франции: contribution sociale generalisee (CSG) - единый социальный взнос; revenu minimum d'insertion (RMI) - минимальный доход; couverture maladie universelle (CMU) - всеобщая система страхования от болезней; commission des comptes de la securite sociale (CCSS) - комиссия по социальному аудиту; loi de financement de la securite sociale (LFSS) - закон о финансировании системы социального обеспечения; objectif national des depenses d'assurance maladie (ONDAM) - национальная стратегия по расходам на здравоохранение; allocation unique degressive (AUD) - единое дегрессивное пособие; allocation de solidarite specifique (ASS) - пособие солидарности; contrat d'emploi solidarite (CES) - трудовой договор на основе солидарности; plan d'aide au retour a l'emploi (PARE) - план помощи по возврату к работе; allocationpersonnalisee d'autonomie (APA) - персональное пособие по автономии.

Ключевые слова

European social model, labour law, French social security system, welfare state, трудовое право, «европейская социальная модель», «государство всеобщего благосостояния», французская система социального обеспечения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фирсова Юлия АлександровнаТомский государственный университетаспирант кафедры мировой политикиyulia.firsova87@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Klarsfeld A., Ng E., Tatli A. Social regulation and diversity management: A comparative study of France, Canada and the UK // European Journal of Industrial Relations. October 2012.
Stephens J.D., van Kersbergen K., Hassel A., and Palier B. (ed.) A Long Goodbye to Bismark? The Politics of Welfare Reform in Continentl Europe // Journal of European Social policy. Amsterdam, Amsterdam University Press, 2012. № 22 (1).
Dupeyroux J.-J., Borgetto M., Lafore R. Droit de la securite sociale. 16e ed. Dalloz, 2008.
PretotX. Droit de la Securite sociale. Dalloz, ed. 13, 2011.
Qui sommes-nous ? La Documentation Frangaise - la librairie du citoyen. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/informations/qui-sommes-nous (дата обращения: 22.12.2013).
Presentation // CEE - Centre d'etudes de l'emploi. URL: http://www.cee-recherche.fr/le-cee/presentation (дата обращения: 19.12.2013).
Goetschy J., Seul O. Participation par delegation et participation directe des salaries dans l'entreprise : aspects juridiques et socio-economiques de la modernisation des relations industrielles en Allemagne, en France et dans d'autres pays de l'UE. Chlorofeuille, 1994.
Comite d'histoire de la Securite sociale (CHSS). La Securite sociale. Son histoire a travers les textes, tomes I-VI. Association pour l'etude de l'histoire de la securite sociale, 1980-2005.
Quelle France dans dix ans ? Contribution au seminaire gouvernemental. Paris, 19 aout 2013//Commissariat general a la strategie et a la prospective. URL: http://www.strategie.gouv.fr/blog/wp-content/uploads/2013/08/Quelle-France-dans-dix-ans_CGSP_20130819_final_WEB_3.pdf (дата обращения: 10.11.2013).
Guillemard A.-M. (ed.), Ou va la protection sociale? Broche, 2008.
Jean Pisani-Ferry: «Notre modele social n'est pas efficace» // France Info. 17 octobre 2013. URL: http://www.franceinfo.fr/economie/un-monde-d-idees/jean-pisani-ferry-notre-modele-social-n-est-pas-efficace-1179781-2013-10-17 (дата обращения: 15.11.2013).
FrangonardB. Vive la protection sociale! Paris, Odile Jacob, 2012.
HirschM. Secu: objectif monde. Le defi universel de la protection sociale. Stock, 2011.
Kessler F. Droit de la Protection sociale (2eme ed.). Dalloz coll., 2005.
Kessler F., Lhernould J.-P. Code annote europeen de la protection sociale, 2eme ed. Revue fiduciaire, 2004.
Laroque M. Guide de la protection sociale. Dunod, 2001.
Penaud P., Amghar Y.-G., Bourdais J.-F., Deumie B., Dupays S., Laloue F., Leost H., Moleux M., Scotton C. Politiques sociales. 2e ed., presses de Sciences Po, Amphi-Dalloz, 2013.
Avenir de l'Union economique et monetaire : les pistes proposees par la Commission pour approfondir l'integration sociale// Site de la Commission europeenne. 2 octobre 2013. URL: http://www.europa.eu/rapid/press-release_IP_13_893_fr.htm (дата обращения: 3.10.2013).
Palier B. Gouverner la Securite sociale : les reformes du systeme frangais de protection sociale depuis 1945. Quadridge, Presses Universitaires de France, 2005.
Barbier J.-C. La longue marche vers l'Europe sociale, Paris, PUF, 2008// Politiques sociales et familiales, no. 98. Decembre 2009.
Barbier J.-C., Theret B. Le systeme frangais de protection sociale. La Decouverte, Reperes, Paris, 2009, 2eme ed.
Barbier J.-C., Theret B. Le nouveau systeme frangais de protection sociale// La lettre de la regulation, no. 49, juillet 2004.
 Историография французской системы социального обеспечения | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/23

Историография французской системы социального обеспечения | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/23