Личность преступника в криминалистике и криминологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/26

Личность преступника в криминалистике и криминологии

Рассматриваются понятия «личность» и «личность преступника», место и значение исследований о личности преступника в криминалистике и других юридических дисциплинах. Производится соотношение понятий «человек», «личность», «личность преступника». Описывается понятие «личность преступника» с точки зрения биологического, социального и психологического факторов. Дано понятие и особенности деятельностного подхода к изучению личности преступника. Сделан вывод о необходимости учета статуса личности и социальной роли преступника при производстве следственных действий.

The identity of the offender in criminalistics and criminology.pdf Познание человека, проблема человеческой личности издавна являлась и является одной из актуальных проблем науки, в особенности таких ее отраслей, как философия, медицина, психология, история, правоведение. Трудности в познании человеческой личности обусловлены как сложностью мироустройства этого объекта познания, так и тем, что человек при этом стремится познать себе подобного, по существу, самого себя, что, конечно, непросто. Непросто при этом соблюсти личную отстраненность от объекта познания и одновременно обеспечить объективность познания; достаточно сложным является также стремление охватить личность того или иного человека во всей ее многомерности с тем, чтобы обеспечить в итоге целостное представление о ней. В юридических науках криминального цикла интерес к личности объясняется тем, что человек выступает в них как автор, «творец» всех противоправных деяний, и потому проблема познания личности через изучение совершенного ею, проблема воздействия на личность с целью невозможности совершения ею аналогичных деяний в будущем является определяющей для самого предмета той или иной из этих наук. Так, в уголовном праве учение о субъекте преступления определяет, имеется ли объект для действия его (уголовного права) институтов, является ли этот объект воздействия надлежащим, соответствующим его необходимым и достаточным признакам или же применение институтов уголовного права к данному субъекту является беспредметным с самого начала. В уголовном процессе, призванном по самой своей природе обеспечивать реализацию норм материального уголовного права, встает задача не только определить параметры предмета изучения личности обвиняемого, но и обеспечить его установление в объеме, необходимом и достаточном для решения всех возникающих правовых вопросов по тому или иному уголовному делу. В криминалистике личность субъекта, совершившего преступление, устанавливается через познание ее отдельных свойств и качеств, получающих отражение в следах преступления, с тем, чтобы затем использовать эти знания в качестве средств воздействия на данную личность при производстве следственных действий. В юридической психологии поиск наилучших способов воздействия на личность обвиняемого идет через изучение его характерологических свойств. В криминологии личность преступника является одним из основных компонентов самого предмета данной науки с вытекающими из этого следствиями по ее изучению. В уголовно-исполнительном праве, одной из основных задач которого является достижение целей наказания, выполнение данной задачи невозможно без «переделывания» личности осужденного. При изучении личности субъекта, совершившего преступление, трудности возникают уже при избрании самого термина, которым можно обозначить объект нашего познания. Эти трудности могут быть сведены к двум моментам: трудности фактического изучения личности субъекта, привлекаемого к уголовной ответственности, и трудности юридического оформления процесса этого изучения. По существу, на протяжении всего периода интереса к личности преступника изучается одно и то же лицо, а именно тот, кто совершил противоправное, уголовно наказуемое деяние. На первый взгляд кажется, что здесь все ясно. Но это только на первый взгляд. В действительности же в абсолютном большинстве случаев на начальном этапе производства по уголовному делу нередко не только достоверно не известно, кто же именно совершил это противоправное деяние, но даже то, имело ли место в действительности само это деяние и насколько оно противоправно. Для нашего исследования важно то, что при этом оценивается не только деяние, но и сама личность виновного. Все установленное о личности преступника до момента постановления приговора реализуется (должно реализовываться) в данном итоговом документе уголовного судопроизводства по конкретному делу. Однако на этапе расследования преступления, судебного разбирательства уголовного дела и исполнения приговора субъект, совершивший преступление, носит разные наименования, за которыми стоят весьма существенные правовые различия его статуса: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, и лишь после вступления приговора в законную силу осужденный «полноправно» может быть назван преступником. Различия правового статуса названных процессуальных фигур являются предметом исследования уголовного процесса. В криминалистике же традиционно сложилось так, что, изучая различного рода следы как результат отражения пребывания или действий субъекта на том или ином месте, в той или иной обстановке, этого субъекта называют преступником, хотя, конечно же, в процессуальном смысле это не преступник, а подозреваемый или обвиняемый. Понятие личности преступника следует рассматривать как частный случай общефилософского и правового понимания личности. Поэтому представляется целесообразным и необходимым прежде чем подойти к разработке понятия личности преступника рассмотреть общефилософские методологические основы понимания личности человека. В общефилософском смысле под личностью обычно понимается конкретный человеческий индивид, выступающий субъектом социальных отношений и сознательной созидательной деятельности, при этом личность рассматривается также в качестве устойчивой системы социальных черт, характеризующих индивида как члена общества. Одновременно личность может быть представлена и как интегральное социальное качество человека, формируемое у него в процессе его участия во всей совокупности общественных отношений. В любом определении понятия «личность», которых в настоящее время насчитывается не один десяток, подчеркивается, что личность - это социальный срез человека, совокупность его социально значимых качеств и свойств. Понятие «личность» никогда не отделялось от понятия «человек», но в отличие от понятия «личность» в понятие «человек», помимо социальных качеств и свойств индивида, включается его биологическая, «телесная» основа [1. С. 226]. Причем если социальные качества индивида относят обычно к сущности личности, то его биологические свойства - к природе человека, и на этом основании утверждается, что природа человека и его сущность не тождественные понятия, а сведение сущности человека к социальному не отрицает совсем его биологического начала [2. С. 45]. Более того, в литературе встречаются утверждения, что и личность не является чисто социальным феноменом, «в личности любого человека проявляется в какой-то мере и биологическая, а не только общественная природа человека» [3. С. 18]. Из сказанного можно заключить, что между понятиями «человек» и «личность» нет непреодолимой стены или пропасти, как и настолько существенного различия, чтобы можно было, рассматривая одно из них, совершенно абстрагироваться от другого. В тех случаях, когда это делается, это делается в целях более глубокого исследования той или иной стороны, той или иной совокупности качеств и свойств этого единого по сути объекта исследования, каковым является человеческая личность. Можно заметить, что в познании человеческой личности наблюдается действие двух, на первый взгляд, взаимоисключающих, но на самом деле взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов - дифференциации и интеграции знаний. Процесс дифференциации приводит к дроблению предмета исследования, что позволяет осуществлять более глубокое и целенаправленное исследование и ведет к появлению новых направлений в исследовании личности, а процесс интеграции позволяет синтезировать знания об этом объекте и на этой основе отыскивать не только новые методы познания, но и новые способы и приемы воздействия на человеческую личность. Оба названных процесса в познании человеческой личности идут постоянно, что не только углубляет наше познание ее отдельных качеств и свойств, но и обогащает наше знание о личности в целом как едином объекте познания. В наше время в силу отсутствия какой-либо идеологической заданности в подходах к изучению человеческой личности следует смелее исходить из того, что носителем качеств и человека и личности выступает один и тот же субъект. Говоря образно, социальные свойства, характеризующие конкретную личность, могут быть «нанизаны» лишь на человеческую, телесную субстанцию единого же субъекта. Конечно, определяющими в формировании личности выступают общественные отношения и ее микросреда, что ведет к появлению определенного социального типа личности, но одновременно личность как конкретный индивид представляет собой субъект, у которого социальные свойства выражаются в индивидуально своеобразной форме, равно как и по-разному проявляются вовне. С позиций современной науки в подходе к понятию личности весьма плодотворными и перспективными для целей нашего исследования могут быть признаны системный подход и рассмотрение деятельности личности с позиций ее социальных ролей. Социальная роль определяется обычно как функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Категория социальных ролей и ролевых ожиданий может служить методологическим ключом к социологическому пониманию и изучению личности. Личность в социологии изучается как звено определенной общественной системы, а это значит, что понимание и знание законов развития общества являются необходимым условием правильного понимания самой личности. Деятельность личности определяется в первую очередь ее местом в системе общественных отношений. Место же личности в системе общественных отношений определяется вхождением ее в различные социальные общности, структурные подразделения общества (класс, нация, социальная группа и т.п.). Факт вхождения личности в ту или иную социальную общность создает определенную позицию (положение, статус) личности, которая требует определенного поведения, предписываемого данной позицией. Это и есть социальная роль личности. Объективно, таким образом, положение личности в обществе можно представить в виде совокупности позиций и вытекающих из них ролей как «ожидаемого» поведения по реализации той или иной позиции. В зависимости от того, какой областью отношений (политической, нравственной, правовой, религиозной) регулируется та или иная сфера человеческой жизни, содержание статуса будет регулироваться нормами данной области отношений. Эти отношения могут быть выражены как в форме писаных законов, так и в форме обычаев, правил, традиций, установлений, принятых в обществе в целом или в отдельной местности. Нормы, содержание права и обязанности обрисовывают главные контуры соответствующей роли личности. Они не зависят от данного индивида, а являются внешними требованиями для него, исходят от общества или социальной группы. Содержание всякого статуса личности может быть выражено совокупностью прав и обязанностей, которые очертят границы, пределы действия данного статуса, его предмет. Это вовсе не означает, что права и обязанности должны быть зафиксированы лишь в нормах права. В нормах права закрепляются обычно права и обязанности, регулирующие наиболее важные, с точки зрения государства и общества, статусы личности. Причем различается единый правовой статус гражданина государства и правовой статус граждан, являющихся членами той или иной социальной группы (рабочий, фермер, ученый, солдат, студент, пенсионер и т.д.). Уже фактом своего рождения человек приобретает ряд статусов: принадлежность к тому или иному классу, нации, семье, социальной группе и т.д. Причем эти статусы он как бы получает в наследство от родителей. По мере развития личности, проявления ею свойств и социальной активности число конкретных статусов увеличивается. В то же время личность может иметь некоторые статусы, но не принимать участия в их исполнении, не проявлять себя в них, не реализовывать их. Выразив в правах и обязанностях свои требования к той или иной роли, общество вправе ожидать их исполнения. Это так называемые «ролевые ожидания», т.е. «ожидаемое» исполнение роли. Следует заметить, что ролевое ожидание определяется не только описанием параметров роли, но в некоторой степени и предшествующим поведением, исполнением ее данным субъектом. Ролевое ожидание выступает по отношению к личности как требование среды и не зависит от сознания отдельного лица. Они (требования) являются внешним, объективным по отношению к личности. Наиболее важным моментом в теории ролей является исполнение роли, реализация ее в конкретных формах поведения. Было бы недопустимым упрощением представлять реализацию статусов как какой-то механический процесс исполнения личностью различных ролей в зависимости от той или иной ситуации или времени. Исполнение ролей - сложный диалектический процесс. Первый момент, который имеет, пожалуй, решающее значение для процесса исполнения социальной роли, - это внутреннее усвоение ее личностью, выработка к ней отношения и определение путей реализации, т.е. то, что получило название процесса интерна-лизации роли. Интернализованная роль является итогом взаимодействия индивидуально-психологических особенностей личности (характера, темперамента и т.д.) и ее интересов, установок, ценностных ориента-ций. После этого с учетом своих оценок личность приступает к практической реализации роли. Любая личность не может существовать в обществе, не исполняя в каждый момент социальной роли, причем, как правило, личность одновременно реализует не одну, а несколько ролей. При этом нередко создаются ролевые конфликты (несовместимые ожидания), которые могут носить как межролевой, так и внутрироле-вой характер. Это второй момент, влияющий на исполнение роли. Средством проявления социальной роли личности, выражения ее вовне, реализации является человеческая деятельность. Личность не имеет другой возможности проявить свои отношения, кроме как выразить их в различных актах своего поведения [4. С. 25]. Реализация социальной роли требует от личности активной деятельности. По своей сути социальная роль не может быть выполнена, «сыграна», если она не будет выражена в том или ином виде социальной деятельности. Поэтому деятельность по исполнению социальной роли по праву может быть названа динамическим аспектом социального положения личности. Совершаемые действия ни в коем случае не являются ответной реакцией на внешнее воздействие по формуле «стимул - реакция», это результат деятельности сознания, они осуществляются с учетом установок, убеждений и оценок личности, т.е. все виды деятельности личности проходят под жестким контролем внутреннего мира личности, ее сознания и самосознания. Особенностью сознания является способность личности воспринимать те или иные общественные установки и делать их условием своего собственного поведения. Но при этом духовный мир личности также не является «слепком» внешних условий среды. Не разделяя целиком такого крайнего подхода к личности, когда она, по существу, полностью отождествляется с деятельностью, следует отметить, что изучение личности путем изучения ее деятельности открывает перспективу построения социальной структуры личности по видам деятельности с последующим собиранием сведений о проявлениях личности в этих областях, сферах деятельности. Отрицательным моментом деятельностного подхода к личности является, на наш взгляд, то, что при этом появляется угроза утраты своеобразия, индивидуальности личности. Происходит как бы «растворение» личности в видах деятельности. Но в то же время деятельностный подход к построению структуры и раскрытию содержания личности дает возможность собрать объективно характеризующую ее информацию. Несмотря на многообразие видов деятельности, совокупность которых позволяет собрать информацию о проявлениях всех свойств личности, в каждый момент мы располагаем информацией об одном или ряде видов деятельности, причем чаще всего познание личности другого человека осуществляется не непосредственно, а путем собирания и синтезирования оценок, данных другими людьми. Это выдвигает задачу, с одной стороны, избрания наиболее важных видов деятельности, в которых выражалось бы основное, наиболее характерное для данной личности, и, с другой, собирания информации, исходящей из разных источников, чтобы уменьшить вероятность случайных оценок. Каковы же виды деятельности, в которых проявляются наиболее важные, сущностные свойства личности? Обращение к выяснению сфер деятельности, в которых развертывается общественная жизнь человека, приводит нас к другой весьма большой и имеющей самостоятельное значение проблеме - проблеме образа жизни и воспитания человека. Понятие образа жизни включает в себя характеристику всей социальной действительности на уровне общества, группы и отдельного человека, это интегральная характеристика общества, его культуры. При аналитическом рассмотрении образа жизни на уровне отдельного человека представляется возможным выделить несколько наиболее существенных, основных сфер деятельности, в которых проявляются типические, общественно значимые свойства личности - ее отношение к труду, обществу, другим людям. Таких сфер можно назвать три: сфера, связанная с участием в производительном труде; сфера, связанная с участием в различных видах общественно-политической деятельности, и сфера быта, досуга или культурной деятельности и свободного времяпрепровождения, т. е. предлагается рассмотреть человека как труженика, как гражданина и как частное лицо. Именно в названных сферах деятельности выявляется общественная сущность всякой личности, проявляются ее типические черты, стороны личности. Тесная взаимосвязь сфер деятельности личности, их взаимопереходы и взаимообусловленность указывают на необходимость собирания информации о проявлениях свойств личности во всех названных сферах. Таким образом, сферы деятельности определяют социальную структуру личности, поскольку в рассмотренных сферах выражаются основные стороны личности, проявляются ее качества и свойства. Собрав сведения об этих качествах и свойствах, мы получим объективную и всестороннюю характеристику личности. Исследователи теории социальных ролей личности отмечают значение свойств личности в деятельности по исполнению ролей [4. С. 32; 5. С. 52, 53]. Исполнение роли требует наличия в личности определенных свойств, навыков и умений. Одновременно при этом идет и обратный процесс - деятельность по исполнению роли ведет к сформированию и развитию у личности необходимых для этого качеств. Не следует также забывать о том, что особенности личности в определенной мере влияют на выбор ролей. Кроме этого, даже в рамках требований надлежащего исполнения роли индивидуальные особенности личности, в частности психологические свойства, сказываются на конкретных действиях, изменяя степень их выраженности, эмоциональную окраску и т.д. Поэтому в структуре конкретной личности должна найти отражение такая ее сторона, совокупность свойств, которая обусловливает индивидуальность поведения. В социологической структуре личности выражением индивидуальности ее поведения выступает направленность - «своеобразно переживаемое человеком избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность» [6. С. 36]. Направленность обычно понимается как «стержневое», определяющее качество личности, «генерализующее начало, охватывающее все сферы, "этажи" человеческой психики - от потребностей до идеалов». Имеющая в основе своей систему ценностных ориентации, направленность является психологической категорией, поэтому ее содержательный анализ предполагает выяснение психологических свойств личности, которые объясняли бы мотивы поведения данного человека. Отсюда становится ясным, что задача всестороннего изучения личности не может быть решена без установления ее основных психологических качеств. Главными признаками социальной деятельности личности являются ее предметный характер и активность. Активность подавляющего числа людей в нашей стране направлена на достижение социально полезных результатов. В то же время активность отдельных членов общества может носить отрицательный характер, иметь социально вредную направленность. При этом обеднение социально полезной деятельности личности нередко ведет к обеднению ее положительных связей, что может привести к росту числа связей с отрицательной направленностью. Такое явление мы, как правило, наблюдаем при анализе деятельности лиц, совершающих правонарушения.

Ключевые слова

social role of a criminal, activities, focus, status of the individual, identity of the perpetrator, деятельность, социальная роль преступника, направленность, статус личности, личность преступника

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ведерников Николай ТрофимовичТомский государственный университетд-р юрид. наук, профессор кафедры криминалистикиtsu-crime@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Левитов И.Д. Психология характера. М. : Просвещение, 1969. 98 с.
Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социальные аспекты. М. : Мысль, 1974. 192 с.
Кон И. С. Социология личности. М. : Политиздат, 1967. 383 с.
Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М. : Изд-во МГУ, 1968. 268 с.
Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974. 221 с.
Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. М. : Республика, 1995. 250 с.
 Личность преступника в криминалистике и криминологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/26

Личность преступника в криминалистике и криминологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/26