Основные тенденции деятельности земства Вологодской губернии по развитию школьного образования в регионе в 1870-1918 гг. | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/31

Основные тенденции деятельности земства Вологодской губернии по развитию школьного образования в регионе в 1870-1918 гг.

Рассмотрена деятельность Вологодского земства по развитию школьного образования, выявлены ее этапы и тенденции, определены основные трудности в достижении губернским и уездными земствами всеобщего обучения, охарактеризованы проблемы начального и среднего образования в регионе.

The main tendencies in activities of the Vologda Province zemstvo for development of school education in the region in 1.pdf В истории российского государства неоднократно предпринимались попытки создания системы народного образования, соответствующей запросам социально-экономического развития страны. Изучение деятельности земских органов самоуправления в области школьного образования способствует определению места социальных институтов в структуре формирующегося гражданского общества. Исторический обзор деятельности земств позволяет по-новому взглянуть на явления и процессы, происходившие в обществе, дать им оценку и перенять позитивный опыт для решения важнейших государственных задач. В этом смысле неоценимый материал представляет деятельность земских учреждений в истории отечественного образования. Анализируя деятельность Вологодского земства в развитии школьного образования, мы выделили следующие этапы в его работе: первый этап (1870-1890 гг.) связан с началом работы земств в сфере подготовки учителей, строительства начальных школ, передачей ряда земских школ церкви, преодолением негативного отношения населения к земской школе. Второй этап деятельности Вологодского земства (1890-1918 гг.) характеризуется дальнейшим ростом земской деятельности по развитию начального и среднего образования, осознанием Вологодским губернским земством своей активной роли во введении всеобщего обучения, увеличением объема финансирования учебных заведений. Охарактеризуем тенденции каждого этапа. Основными тенденциями первого этапа, на наш взгляд, являются: привлечение сельских обществ к строительству новых школ; ходатайства уездов о назначении инспекторов народных училищ в уезды; передача земских школ духовенству; содержание земских стипендиатов; открытие приготовительных классов. Рассмотрим подробно тенденции, существовавшие на первом этапе. К началу деятельности земских учреждений Вологодской губернии начальное образование находилось в крайне тяжелом состоянии. Число сельских школ во всех уездах уступало количеству церковно-приходских школ, но на практике оказывалось, что и эти школы существовали только на бумаге или работали не регулярно. Количество учащихся мальчиков в разы превосходило количество девочек, и эта особенность характерна для всех уездов. Общее количество детей, учащихся в церковно-приходских школах, было несколько выше количества учеников сельских школ, так как школы духовного ведомства располагались в самых труднодоступных районах еще до появления земских школ. Тем не менее общий процент учащихся детей ко всему населению оставался неизмеримо низким по всей Вологодской губернии. Для общей популяризации грамоты и привлечения учащихся в школы уездные земства начали строить новые или приспосабливать готовые помещения под начальные училища. В 70-80-е гг. Х1Х в. крестьяне строили, приспосабливали или нанимали помещения, содержали сторожей, а земства снабжали школы учебными пособиями и руководствами, устраивали библиотеки [1. С. 133]. Но крестьяне не понимали важности обучения своих детей, халатно относясь к своим обязанностям, поэтому предоставляемые ими помещения, не отвечали всем необходимым требованиям. В конце Х1Х - начале ХХ в. уездные управы стали жестко очерчивать определенные правила и условия открытия и содержания училищ, стремясь улучшить их качественные характеристики, при этом четко определяя обязанности земства и сельских обществ. Теперь земства открывали новые училища только в том случае, если крестьяне строили или нанимали помещение на свои средства [2. С. 83-89]. Предпринятые меры позволили обеспечить начальными школами те волости, сельское население которых пожелало содержать данные учреждения. Сложные географические и климатические условия в Вологодской губернии создавали для земства проблему и с недостаточным кадровым составом инспекторов народных училищ. В 1872 г. один инспектор народных училищ Е.Е. Тимофеев физически не мог посетить все народные училища, расположенные в самых труднодоступных уголках губернии. Губернское земство ассигновало 500 рублей на разъезды инспектора по земским школам и ходатайствовало перед Министерством народного просвещения о том, что одного инспектора на Вологодскую губернию из-за ее большой протяженности и значительного числа школ недостаточно [3. С. 201]. В 1874 г. по просьбе министерства Государственный совет назначил для Вологодской губернии одного директора и двух инспекторов народных училищ, при этом ходатайство Вологодского земства было принято во внимание [4. С. 146, 147]. Однако полностью проблему дальности расстоянии между школами в уездах эта мера не решила, поэтому уездные земства продолжали просить о назначении инспекторов народных училищ в уезды. Интерес, по нашему мнению, представляет тот факт, что Министерство народного просвещения отвечало на просьбу уездных земств положительно только в случае готовности последних содержать инспектора народных училищ на свои средства. В итоге Вологодская губерния разделилась на 8 инспекторских районов, из которых 7 охватывали по одному уезду: Вологодский, Грязовец-кий, Кадниковский, Вельский, Тотемский, Никольский и Устьсысольский и один - 3 уезда: Устюгский, Соль-вычегодский и Яренский. Из 8 инспекторских должностей 4 содержались за счет казны, а 4 на земские суммы: Кадниковский, Тотемский, Никольский и Устьсы-сольский [5. Л. 58]. Содержание инспекторов народных училищ не защитило земские учреждения от противоборства с правительством и церковью. В 80-х гг. Х1Х в. политика правительства была направлена на поддержку школ духовного ведомства в ущерб школам земским. Велась усиленная агитация уездных земств передавать свои школы церкви, и многие из них последовали этому призыву. В результате в 80-х - начале 90-х гг. Х1Х в. почти все уезды Вологодской губернии (кроме Никольского) передали полностью или частично земские школы духовенству [6. Л. 43, 58]. Позже некоторыми уездными земствами были предприняты попытки возвращения школ, но они оказались безуспешными [7. С. 72]. В этот период наблюдался постоянный рост числа церковно-приходских школ за счет удовлетворения уездными земствами ходатайства губернатора М.Н. Кормилицина, ярого сторонника цер-ковно-приходской школы, выступавшего за организацию данных школ в губернии, а также об увеличении пособия и значительных субсидий для образцовых цер-ковно-приходских школ в ущерб школам земским. Передавая школы духовенству, земские учреждения руководствовались экономическими соображениями, а также стремлением к открытию более дешевых школ. Однако подобные стремления не способствовали привлечению в Вологодскую губернию квалифицированных учительских кадров. Из-за существующих климатических и географических условий, тяжелых условий труда и низких зарплат в Вологодскую губернию был затруднен приток учителей начальных народных училищ из других губерний [8. Л. 15]. Еще один выход губернское и уездные земства нашли в содержании стипендиатов из числа детей наиболее успешных и беднейших земских плательщиков и лиц, служащих по земству, которые не имели возможности оплачивать свое обучение. Стипендии выплачивались с условием возврата затраченных на обучение средств определенным количеством лет службы в земстве с производством 20% вычетов из жалования после окончания обучения [9. С. 62, 63]. Стипендии было принято учреждать в честь наиболее значимых событий из жизни царской семьи (в память выздоровления, бракосочетания), существовали именные стипендии (имени П.А. Столыпина в Тотем-ском реальном училище). Обучение земских стипендиатов являлось для губернского и уездных земств Вологодской губернии достаточно выгодным вложением средств, позволяющим подготовить квалифицированных специалистов для работы за короткий срок, поэтому земства достаточно активно его использовали. Губернское земство старалось облегчить доступ детям из крестьянской среды к получению среднего образования. В частности земство обеспечивало им возможность к поступлению в средние учебные заведения путем открытия приготовительных классов за счет их содержания из собственных средств. Такие классы были открыты по просьбе губернского земства в Тотемской учительской семинарии в 1878 г. с ежегодным пособием в 1 200 руб., с 1885 г. - 1 380 руб. в течение 32 лет, и в Вологодском Александровском реальном училище в 1890 г. [10. С. 110]. С учетом того факта, что в семи уездах Вологодской губернии доминирующим сословием являлись именно крестьяне, открытие приготовительных классов стало для них необходимой ступенькой для повышения их образовательного уровня. Основными тенденциями второго этапа деятельности Вологодского губернского земства, по нашему мнению, были: выдача ссуд и пособий уездам на постройку школ; включение Вологодского губернского земства в процесс подготовки введения всеобщего обучения; замещение церковно-приходских школ земскими; введение четырехгодичного курса обучения в земских школах; строительство и расширение учебных корпусов средних учебных заведений; содержание общежитий и интернатов при гимназиях и училищах; преобразование прогимназий в гимназии; учреждение при женских гимназиях педагогических курсов. Охарактеризуем их более подробно. В последнем десятилетии Х1Х - начале ХХ в. проблема строительства начальных школ беспокоила уездные земства Вологодской губернии все сильнее. Степень осознания крестьянами необходимости обучения своих детей постепенно возрастала, но темпы прироста начальных школ были достаточно медленными. Поэтому уездные земства прибегали к самым разным способам стимулирования деятельности сельских обществ по строительству и найму помещений для училищ. Управы убеждали сельские общества уступить учебные здания и провести ремонт на земские средства, иногда сами селяне передавали построенные здания земству, уездные земства субсидировали лиц, желающих выстроить здания. Проблема недостатка средств у уездных земств губернии на строительство начальных школ получила разрешение в начале ХХ в. В 1900 г. Вологодское губернское земство организовало особый фонд в размере 150 000 руб., позаимствованный из страхового капитала, из которого и выдавали ссуды уездным земствам на устройство школьных помещений, не свыше 20 000 руб. каждому сроком на 20 лет с постепенным погашением по равной части [11. С. 36, 37]. Параллельно губернское земство занималось подготовкой к введению обязательного обучения в губернии. Несмотря на то что вопрос о необходимости введения всеобщего обучения в Вологодской губернии возник уже в первые годы деятельности земских учреждений, практическое разрешение он получил только с 1902 г., когда губернская управа начала определять количество школьных комплектов (1 237) и селений, в которых должны быть открыты эти школы (все уезды губернии), а также стоимости их содержания (650 руб. для однокомплектной школы). В 1903 г. число учащихся исчислялось из 7% от общего числа сельского населения губернии; школьный район определялся радиусом в 3 версты; число учащихся на одного учителя принято в 42 человека; минимальное количество учащихся 20 человек. Уездные и губернское земские собрания утвердили окончательно выработанные нормы школьной сети. В большинстве уездов школьная сеть была разработана и утверждена в Министерстве народного просвещения за период с 1894 по 1909 г. [12. С. 637, 638]. При проведении работ, связанных с разработкой школьных сетей, большую часть нагрузки взяли на себя уездные земства Вологодской губернии. Это было связано с территориальной протяженностью уездов и незнанием губернским земством специфики расположения начальных школ в селениях, их посещаемости и прочих региональных факторов. Вологодское губернское земство помогало уездным в составлении карт и планов местностей, подготовке документов для представления в министерство. С получением от министерства и губернского земства безвозвратного пособия и ссуд на школьное строительство соответственно земские учреждения губернии приступили к постройке собственных зданий, полностью устранив от этого сельские общества. Но уездные земства стали весьма неаккуратно возвращать взятые из губернского фонда ссуды, что повлекло за собой ограничение наличности запасного капитала и лишало возможности удовлетворять даже самые неотложные нужды. Поэтому губернское собрание 1906 г. прекратило выдачу займов из капиталов запасного и обязательного страхования. Результатом этого решения стали отказы уездным земствам в ассигновании средств на расширение и строительство зданий [13. С. 46, 47]. После этого некоторые уездные земства применяли субсидирование лиц, желающих выстроить здания по особому плану, а наиболее богатые уездные земства образовывали особый капитал для выдачи частным лицам ссуды на постройку. Расчет губернского земства на аккуратное возращение кредитов на строительство уездными земствами не оправдался, поскольку у последних просто не было средств для его возвращения. Поэтому темпы строительства начальных школ в Вологодской губернии не могли отличаться своей быстротой. Единственным выходом были безвозвратные пособия на строительство, выделяемые Министерством народного просвещения уездным земствам. В 1910 г. школьные сети, карты и финансовые планы были составлены по всем (кроме Грязовецкого) уездам Вологодской губернии и представлены в министерство, а Никольскому уезду казною уже отпущены средства. К 1911 г. все школьные сети уездов были утверждены, и число начальных училищ губернии заметно возросло, но для введения всеобщего обучения в губернии требовалось открыть еще 667 школ [14. С. 13]. В 1913 г. земским учреждениям губернии нужно было открыть еще 351 школу, в 1916 г. - 114 с 668 комплектами. В 1911, 1912, 1913 гг. некоторые уездные земства губернии завершали заполнение школьной сети (Вологодское, Грязовецкое, Тотемское). Однако при условии продолжения заполнения школьных сетей уездными земствами Вологодской губернии с сохранением темпов прироста школ и после 1918 г. достижение всеобщего обучения населения возможно было бы только в 20-30 гг. ХХ в. Негласная конкуренция, существовавшая между церковно-приходскими и земскими школами, после 1890 г. перешла на новый уровень своего развития. Еще в начале второго десятилетия ХХ в. в Вологодской губернии отмечалось увеличение числа церковноприходских школ одновременно с ростом расходов уездных земств на хозяйственное обеспечение данных школ. Но уже в начале ХХ столетия из-за того, что церковно-приходские школы не улучшали существующую систему обучения, уездными земствами было признано необходимым постепенно замещать эти школы земскими [15. С. 295]. В итоге в 1910 г. Вологодское губернское земство отклонило ходатайство Епархиального училищного совета об ассигновании дополнительного пособия духовным школам, поскольку денежная помощь, полученная из государственного казначейства духовным ведомством, почти в два раза превышала сумму, полученную Вологодским уездным земством. Таким образом, церковно-приходские школы и школы грамоты Вологодской губернии постепенно перестали получать значительную материальную помощь от уездных земств и начинали замещаться земскими училищами, что существенно улучшило общее качество подготовки выпускников последних. Вопрос усложнения учебных программ, в отличие от школ духовного ведомства, не был обойден школами земскими. Опыт показал, что 3-годичный срок обучения в школах недостаточен для основательного изучения предметов, входящих в программу начальных училищ, поэтому некоторые уездные земства Вологодской губернии перешли к введению 4-годичного курса обучения, ограничиваясь пока школами 2- и 3-комплектными вследствие тесноты школьных помещений и недостатка учительского персонала в училищах с 1-м комплектом. Вологодское уездное собрание в 1910 г. постановило: ввести 4-годичный курс во всех 2-и 3-комплектных земских училищах уезда и в одно-комплектных училищах там, где это возможно. В Кад-никовском уезде в 1909/10 учебном году был введен 4-годичный курс в десяти земских училищах, а в Устюг-ском уезде - в девяти. Во всех одноклассных училищах, за исключением Яренского женского приходского училища, а также в первых классах одноклассных училищ в 1909 г. был введен четырехлетний курс обучения [16. Л. 57]. Интерес представляет тот факт, что многие крестьяне, уже осознавшие значение грамотности для своих детей, сами начинали настаивать на введении в земских школах их волости 4-годичного курса обучения. Необходимым и востребованным становилось не только получение начального, но и среднего образования. В конце Х1Х и начале ХХ в. в связи с массовым увеличением числа учащихся в средних учебных заведениях Вологодское губернское земство уделяло особенное внимание облегчению доступа в них наибольшему количеству детей. Для этих целей расширялись помещения училищ и строились новые, при гимназиях и училищах устраивались общежития и интернаты, женские прогимназии преобразовывались в гимназии. Предпринятые губернским земством меры позволили привлечь к получению среднего образования детей из отдаленных уездов Вологодской губернии и из соседних с ней губерний, значительно сократить число отказов в приеме из-за недостатка мест в классах и обеспечить контингентом учительского персонала многочисленные начальные школы. Высокая стоимость обучения в Вологодских гимназиях и училищах не снижала общей популярности среднего образования, и из-за переполнения классных комнат учащимися возникла острая необходимость в расширении учебных корпусов и строительстве новых зданий. Губернское земство было вынуждено поддержать ходатайства директоров Мариинской женской гимназии в 1897 г. об отпуске ссуды на сумму в 25 000 руб. на строительство нового здания гимназии, в 1899 г. Вологодской классической гимназии - безвозвратное пособие в 25 000 руб. на пристройку параллельных классов, в 1901 г. - на расширение здания Александровского реального училища отпущена сумма 23 000 руб. на безвозвратной основе [17. С. 147, 148]. Уездные земства также расходовали на постройку зданий училищ достаточно крупные суммы. Например, Тотемское реальное училище с 1912 г. помещалось в доме, выстроенном уездным земством, на постройку которого было израсходовано свыше 25 000 руб. Финансирование строительства новых зданий требовало от губернского и уездных земств Вологодской губернии капитальных затрат и вложений, меньшие суммы земские учреждения вкладывали в обустройство и содержание общежитий. Обеспечение возможности удобного проживания учащихся из других уездов и губерний вынуждало губернское земство строить общежития или интернаты при средних учебных заведениях. Например, на содержание общежития Вологодской мужской классической гимназии в 1895 г. губернское земство перечисляло ежегодную субсидию в размере 1 000 руб. в течение десяти лет; а в 1897 г. гимназии единовременно было выдано пособие в 5 000 руб. на безвозвратной основе [18. С. 19]. С 1899/00 учебного года Александровскому реальному училищу ежегодно в течение 10 лет губернским земством ассигновалось пособие в 1 000 руб. и вносилась плата за 15 учеников, живущих в интернате (1450 руб.), с тем чтобы выбор места службы для них был предоставлен Вологодскому губернскому земству. Губернское земское собрание с 1983 г. в течение 10 лет отпускало по 1 000 руб. пособия на содержание общежития Мариинской женской гимназии [19. С. 432, 433]. Помимо устройства общежитий в женском образовании Вологодской губернии наметилась другая крупная проблема. Суть ее заключалась в том, что беднейшие выпускницы женских прогимназий не могли продолжать образование в гимназии из-за отсутствия вакансий и не имели возможности найти работу. С учетом большого количества девушек-выпускниц прогимназий она приобретала массовый характер. Поэтому во втором десятилетии ХХ в. губернское земство удовлетворило ходатайства попечительных советов женских прогимназий о преобразовании последних в гимназии [20. С. 57]. К тому же многочисленный контингент учительского персонала народных школ в основном состоял из выпускниц гимназий, а прогимназии были лишены помощи губернского земства, в то время как гимназии ее получали. Например, в 1907/8 учебном году в гимназию была преобразована Грязовецкая прогимназия (с пособием 1 500 руб.), в 1906 г. в городе Вологда была открыта вторая женская гимназия (с пособием 2 000 руб.), в 1911 г. была преобразована Вельская женская прогимназия (с пособием 1 500 руб.), в 1913 г. городе Вологда была открыта третья женская гимназия (с пособием 1 500 руб.), в 1916 г. была преобразована Яренская женская прогимназия (с пособием 1 500 руб.) [21. С. 75]. Преобразование прогимназий в гимназии в губернском и уездных городах Вологодской губернии, открытие новых гимназий позволили готовить квалифицированных специалистов и пополнять штат учительниц множества начальных школ. Однако практическая и методическая подготовка выпускниц гимназий оставалась на очень низком уровне, поскольку они получали лишь теоретические знания без практического опыта. В 1910 г. на совещании при губернской земской управе, посвященном этому вопросу, было принято решение учредить при женских гимназиях губернии параллельно 8-му классу дополнительные педагогические курсы с 12 уроками в неделю [22. Л. 8-12]. В 1913/14 учебном году при Вологодской второй женской гимназии было открыто младшее отделение при приготовительном классе, названное образцовой начальной школой, в которой ученицы старших классов гимназии учились использовать свои педагогические знания на практике. Данные действия губернского земства позволили, с одной стороны, ввести обязательную практическую подготовку в курс обучения, с другой -готовить квалифицированных специалистов, владеющих теоретическими и методологическими знаниями, практическими умениями и навыками. Таким образом, социокультурное влияние Вологодского земства во многом способствовало развитию начального и среднего образования региона. Условия, создаваемые земством (содержание приготовительных классов, обустройство общежитий, повышение качества обучения), позволили привлечь к образовательному процессу наибольшее количество детей. Рост общего количества промышленных предприятий и развитие торговли стимулировали крестьян к получению начального образования. Если в 70-80-х гг. Х1Х в. привлечение крестьянских детей к обучению и строительство школ было принудительным, то в первых десятилетиях ХХ в. многие сельские общества сами ходатайствовали о введении четырехлетнего курса обучения в земских школах. Заслуга земства заключалась в общей просветительской и огромной подготовительной работе, проделанной для введения общего начального образования советской властью.

Ключевые слова

школьное образование, Вологодское земство, начальное образование, среднее образование, земские школы, церковно-приходские школы, земские стипендиаты, всеобщее обучение, Vologda zemstvo, school education, primary education, secondary education, territorial schools, parish schools, territorial scholars, general education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пазгалова Екатерина СергеевнаВологодский государственный педагогический университетассистент кафедры социальной работы и социальной педагогики, аспирант кафедры педагогикиekaterina.pazgalova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Соколов В. Вологда. История строительства и благоустройства города. Архангельск : Сев.-зап. кн. изд-во, 1977. 159 с.
ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 2562. Л. 8-12.
Нагибина О.В. Развитие среднего образования на северо-западе России во второй половине ХГХ - начале ХХ веков : дис.. канд. пед. наук. Вологда: [б. и.], 2006. 220 с.
Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, первой очередной сессии, девятаго трехлетия. Вологда : Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1895. 848 с.
Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, первой очередной сессии ХП трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Зем ской Управы и приложения к ним. Вологда : Типолитография Шахова и Клыкова, 1904. 895 с.
Веселовский Б. История земства: [в 4 т.]. Т. 3. СПб. : О.Н. Попова, 1911. 708 с.
ГАВО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 64. Л. 57.
Систематический сборник постановлений Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания за 1870-1901 гг.: [в 2 т.]. Т. II: (V. Народное образование. - VI. Народное здравие. - VII. Ветеринария. - VIII. Общественное призрение и благотворительность). М. : Тов-во типолитографии Владимир Чичерин, 1905. 922 с.
Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, третьей очередной сессии ХГУ трехлетия. Вологда : Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1911. 1590 с.
Веселовский Б. История земства: [в 4 т.]. Т. 4. СПб. : О.Н. Попова, 1911. 821 с.
Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, второй очередной сессии ХГУ трехлетия. Вологда : Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1910. 1050 с.
ГАВО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 64. Л. 58.
ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 573. Л. 43, 58.
Вайровская С.В. Земство Коми края (1869-1918 гг.). Сыктывкар, 2001. 132 с.
ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 3422. Л. 15.
Иванович К. Деятельность Вологодского губернского земства по народному образованию за последние годы // Русская мысль. 1904. Кн. 1. С. 51-54.
Петранцова И.А. Развитие среднего педагогического образования на Северо-Западе России во второй половине ХГХ - начале ХХ вв. : дис.. канд. пед. наук. Вологда : [б. и.], 1999. 222 с.
Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, первой очередной сессии ХП трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Зем ской Управы и приложения к ним. Вологда : Типолитография Шахова и Клыкова, 1904. 895 с.
Х.П. Деятельность Вологодского Губернского земства по народному образованию // Вологжанин : лит.-науч. сб. / авт. С.А. Дилакторский, Н.А. Иваницкий, А.А. Карелин [и др.]. Вологда : Типография А.В. Гудкова-Белякова, 1895. С. 141-160.
Систематический сборник постановлений Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания за 1870-1901 гг.: [в 2 т.]. Т. II: (V. Народное обра зование. - VI. Народное здравие. - VII. Ветеринария. - VIII. Общественное призрение и благотворительность). М. : Тов-во типолитографии Владимир Чичерин, 1905. 922 с.
Макеева И.А. Развитие начального образования на Северо-Западе России во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. : дис.. канд. пед. наук. Вологда: [б. и.], 1998. 313 с.
Голикова Н.И., Рубцова Т.И. Деятельность Вологодского губернского земства по народному образованию (1870-1917 гг.) // Культура Рус ского Севера : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Н. Башенькин. Вологда : Русь, 1994. С. 131-140.
 Основные тенденции деятельности земства Вологодской губернии по развитию школьного образования в регионе в 1870-1918 гг. | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/31

Основные тенденции деятельности земства Вологодской губернии по развитию школьного образования в регионе в 1870-1918 гг. | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. DOI: 10.17223/15617793/384/31