Рассматривается содержание олимпийского образования школьников и результаты его влияния на их нравственную культуру. Показана возможность применения идеалов и принципов олимпизма в нравственном воспитании школьников. Олимпийское образование представлено как процесс приобщения школьников к идеалам и ценностям олимпизма, в качестве главного средства формирования нравственной культуры школьников рассматриваются олимпийские уроки. Приводятся положительные результаты применения олимпийского образования в процессе учебной и физкультурно-спортивной деятельности школьников.
Olympic education as a means of forming the moral culture of schoolchildren.pdf В настоящее время у детей и подростков наблюдается ухудшение не только физического, но и нравственного здоровья. Среди подрастающего поколения отмечено усиление нигилизма, индивидуализма и прагматизма и совершенное отсутствие альтруизма. У современных школьников несколько искажено представление о таких ценностях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. Видимо, поэтому в среде школьников наблюдается высокий уровень агрессивности и жестокости, что провоцирует общий рост преступности в обществе. Современная молодежь ориентируется на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных ценностей. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. В дальнейшем все это может привести к полному крушению ценностного потенциала нации, так как человек, не обладающий нравственной культурой, не способен привить истинные идеалы и ценности подрастающему поколению. В связи с этим, в школьном возрасте необходимо более серьезно подходить к формированию нравственной культуры учащихся, так как именно в этот период происходят становление личности, ориентация в понятиях «хорошо» и «плохо», определение «Я» в современных реалиях жизни. Существует большое количество методик, направленных на формирование нравственной культуры личности школьников в процессе физкультурно-спор-тивной деятельности. Однако пока наблюдается низкий уровень такой культуры среди школьников, что подтверждается результатами нашего исследования. Например, «толерантность к взглядам и мнению других, умение прощать их ошибки и заблуждения» хотя и являются ценностью для большого числа респондентов (45%), однако для значительного количества школьников данная ценность либо не имеет значения, либо они затруднились с ответом. Такая ценность как «стремление к достижению высоких результатов в жизни» является значимой для 15% опрошенных школьников, а для 55% это вообще не имеет значения, 9% не смогли ответить на данный вопрос. 44% респондентов обладают трудолюбием, тогда как 34% стремятся к этому и 14% мечтают об этом, 8% затруднились дать оценку данному качеству Таким образом, можно отметить, что в современных условиях необходим поиск средств и методов формирования нравственной культуры школьников [1]. Известно, что физическая культура и спорт являются средством развития не только физических качеств, но и способствуют формированию духовной культуры человека. Школьники в период обучения посещают различные секции не только в рамках школы, но и в учреждениях дополнительного образования, одной из задач которых является развитие гармоничной личности. Однако именно воспитанию личности школьников не уделяется должного внимания в настоящее время в учебно-тренировочном процессе, который преимущественно направлен только на развитие физических и умственных способностей занимающихся, игнорируются их мотивы и физкуль-турно-спортивные потребности, оставляя, тем самым, в стороне личностное развитие. На наш взгляд, одним из действенных средств решения воспитательных задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности является философия олим-пизма, идеалы и ценности олимпийского движения, отраженные в кодексе спортивной этики и принципах «Фэйр Плэй» (честной игры). Олимпизм является таким философским течением, которое базируется на общечеловеческих и спортивных идеалах и ценностях. По мнению специалистов, олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физкультурного воспитания и спортивной подготовки философией гуманизма, нравственности, культуры. В свою очередь, это дает возможность состояться олимпизму как социально-культурному явлению и создать серьезное основание для формирования олимпийской культуры [2, 3]. В связи с этим, актуальной является разработка содержания олимпийского образования, направленного на формирование нравственной культуры личности школьников в процессе физкультурно-спортивной деятельности, что и являлось целью нашего исследования. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 1 436 школьников 411 классов (9-17 лет) г. Томска. В исследовании применялись следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы, анкетирование, беседы, интервью, педагогический эксперимент. Результаты и их обсуждение. В ходе исследования установлено, что олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что нельзя цели и задачи олимпийского образования сводить лишь к формированию у детей и молодежи определенных знаний. Необходимо создавать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять собственные усилия на их воплощение в жизнь. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению, разработке и практической реализации олимпийского образования как определенной системы в воспитательной работе со школьниками. Системообразующим фактором здесь выступает цель ее функционирования - формирование нравственной культуры школьников на основе приобщения их к ценностям и идеалам олимпизма (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Составляющие олимпийского образования школьников Цель: приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма Задачи Образовательные Воспитательные Оздоровительные Формирование знаний о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности. Формирование знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (о принципах «честной игры», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.). Формирование знаний о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей Воспитание интереса к Олимпийским играм и олимпийскому движению, желания участвовать в спортивных состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»). Воспитание стремления быть активным участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию. Воспитание чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения. Воспитание эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности и т.д. Воспитание привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях. Воспитание эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства. Воспитание умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями, умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма Содействие правильному физическому развитию школьников, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья на основе приобщения их к регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Формирование потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей. Формирование умения использовать средства спорта и физической культуры в рамках здорового образа жизни для достижения личностно и общественно значимых целей Средства Применение межпредметных связей Познавательная активность школьников Олимпийские уроки География: проведение занятий, посвященных столицам Олимпийских игр. Музыка: разучивание песен, побуждающих к занятиям физической культурой и спортом и ориентированных на жизненно важные ценности человека. Иностранный язык: изучение слов по олимпийской тематике и т.д. Агитационно-пропагандистская деятельность школьников в области олимпийского движения: - создание учениками различных видеофильмов, постеров, газет, новостных колонок, отражающих истинные идеалы и ценности олимпизма; - организация олимпийского дня, а также проведение конкурсов рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику, «олимпийский КВН», конференции, викторины по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; - организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный отличник», создание олимпийских музеев; - организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения Ознакомление школьников с историей возникновения Олимпийских игр в Древней Греции и основными видами спорта этих игр, уделяется большое внимание дате возникновения Олимпийских игр в Древней Греции и дате их отмены, а также олимпийской атрибутике и символике (факел и церемония его зажжения, олимпийский флаг с пятью кольцами и обозначение этих символов в олимпийском движении). Изучение личности Пьера де Кубер-тена, истории возникновения и проведения первых Олимпийских игр современности и т.д. Из данных табл. 1 видно, что в олимпийском образовании школьников можно выделить три тесно связанных между собой группы задач, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи определенной системы: а) знаний (образовательные задачи); б) мотивации, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.д. (воспитательные задачи); в) двигательных способностей, умений и навыков (оздоровительные задачи). Создание системы олимпийского образования школьников предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей других учебных дисциплин. Кроме этого, на наш взгляд, необходимо значительное повышение творческой активности детей и молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма. В качестве одного из главных средств формирования нравственной культуры школьников на основе идей и ценностей олимпизма нами рассматриваются олимпийские уроки, тематический план которых представлен в табл. 2. Т а б л и ц а 2 Тематический план олимпийских уроков Тема Кол-во часов Теория Практика История возникновения и развития Олимпийских игр и современного олимпийского движения 4 4 Пьер де Кубертен как инициатор возрождения Олимпийских игр современности 2 2 Первые отечественные чемпионы и призеры Олимпийских игр и выдающиеся спортсмены-олимпийцы современности. Спортсмены-олимпийцы Томской области 2 4 Идеалы и ценности олимпизма. Принципы «честной игры» как основа спортивной культуры личности спортсмена 2 4 Олимпизм как философия жизни (применение принципов олимпизма в повседневной жизни) 2 6 Всего 12 20 В качестве примера кратко рассмотрим содержание олимпийского урока для учащихся 5-7-х классов. В начале урока рассматриваются история возникновения Олимпийских игр, страны-участники и основные виды спорта, входящие в программу игр, обращается внимание на дату возникновения Олимпийских игр в Древней Греции, дату их отмены и того, кто отменил. Большое внимание уделяется личности Пьера де Кубертена, так как именно он на конгрессе во Франции в 1894 г. предложил возобновить Олимпийские игры. Через два года, в 1896 г., состоялись первые Олимпийские игры современности, которые решили провести в Греции - на Родине Олимпийских игр. В ходе обсуждения истории возникновения и проведения первых Олимпийских игр современности, создания Международного олимпийского комитета (МОК), Национального олимпийского комитета (НОК) дореволюционной и послереволюционной России происходит ознакомление школьников с олимпийской атрибутикой и символикой (факел и церемония его зажжения, олимпийский флаг с пятью кольцами и обозначения этих символов в олимпийском движении). На основе материалов видеосъемок школьники знакомятся с первыми российскими олимпийскими чемпионами и призёрами, выдающимися спортсменами современности. Далее речь идет об олимпизме как философии жизни, включающей в себя Олимпийские игры, олимпийское движение, спорт в любых его проявлениях, такие жизненно важные качества, как взаимопонимание, взаимовыручка, дружба и базирующейся на принципах «честной игры». На уроке подробно рассматривается содержание данных принципов (свод моральных и этических законов): - уважение к сопернику; - уважение к правилам соревнований и решениям судей; - допинг и любое стимулирование не могут быть использованы; - равные шансы; - самоконтроль спортсмена. Со школьниками обсуждается возможность использования данных принципов и в повседневной жизни, например: - все люди должны уважать друг друга; - являясь гражданами Российской Федерации, необходимо уважать и соблюдать законы РФ; - необходимо вести здоровый образ жизни; - все люди равны друг перед другом; - каждый человек в повседневной жизни должен контролировать своё психоэмоциональное состояние. Олимпийские уроки включают в себя и практическую часть, которая посвящена созданию педагогических ситуаций, направленных на приобретение школьниками опыта нравственного поведения в условиях учебной и физкультурно-спортивной деятельности (физкультурно-спортивные соревнования, викторины на олимпийскую тематику и т.д.). Изучение влияния олимпийских уроков на формирование нравственной культуры школьников проводилось в течение одного года, в табл. 3 представлены результаты исследования. Представленные в таблице данные позволяют говорить об эффективности применения олимпийских уроков для формирования нравственной культуры школьников в процессе физкультурно-спортивной деятельности. После их проведения 96% из числа опрошенных школьников отметили, что олимпийские уроки им понравились, и только 4% не были в них заинтересо-ваных. На вопрос «Узнали ли Вы что-то новое из "олимпийских уроков"?», 98% респондентов дали положительный ответ, из них 4% получили новые знания только о теории спорта, 7% школьников выделили для себя из олимпийских уроков морально-этические аспекты спорта, 5% получили новые двигательные навыки, 84% указали, что они получили новые знания во всех вышеобозначенных аспектах олимпийских уроков. И только 2% из числа опрошенных школьников отметили, что уроки им не понравились, аргументируя это тем, что им хотелось бы видеть больше визуального материала, больше узнавать о различных видах спорта. 3% школьников считают, что в настоящее время олимпийские уроки не имеет смысла проводить в общеобразовательном учреждении, однако 97% респондентов указали, что такие уроки необходимо проводить как можно чаще. В заключение можно отметить следующее: в современных условиях учителя и тренеры по видам спорта в профессионально-педагогической деятельности уделяют недостаточно внимания развитию духовной сферы своих воспитанников, давая лишь минимум образовательных знаний, что не способствует правильному направлению в нравственном развитии личности подрастающего поколения. Олимпийские уроки можно применять на занятиях по физической культуре в образовательных учреждениях, на учебно-тренировочных занятиях в спортивных школах, в учреждениях дополнительного образования, а также в детских образовательно-оздоровительных лагерях. Т а б л и ц а 3 Показатели влияния олимпийских уроков на отношение школьников к жизненным и спортивным ценностям Ценность Ответы школьников, % Реальность Стремление Мечты Не имеет значения Не знаю Твердая воля 49 59 43 37 0 2 3 0 5 2 Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями 76 87 11 9 0 0 5 2 8 2 Толерантность 43 59 27 35 8 4 8 0 14 2 Культура поведения 70 59 16 32 3 9 3 0 8 0 Образованность 16 33 70 59 6 6 3 2 5 0 Высокие результаты в спорте 6 28 16 57 16 9 54 2 8 4 Красота действий, поступков 35 42 30 43 8 9 11 2 16 4 Ответственность 68 78 24 22 0 0 3 0 5 0 Трудолюбие 43 57 35 41 14 2 0 0 8 0 Дисциплинированность 54 57 22 30 11 11 8 0 5 2 Чувство прекрасного 70 59 11 28 5 5 0 6 14 1 Забота и внимание к ближнему 76 85 16 13 0 0 3 2 5 0 Честность в повседневной жизни 45 54 38 40 0 6 6 0 11 0 Примечание. В числителе показаны результаты до педагогического эксперимента, в знаменателе - после эксперимента.
Столяров В.И., Баринов С.Ю. Понятие и формы спортивной культуры личности: проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. Омск : Изд-во СибГУФК, 2009. С. 366-370.
Лубышева Л.И. Спортивная культура в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 2009.№ 3. С. 7-9.
Сосуновский В.С., Загревская А.И. Принципы Фэйр Плэй в современном юношеском спорте : сб. тез. докл. конф. междунар. федерации студенческого спорта «Университетский и Олимпийский спорт: две модели - одна цель?» 14-17 июля 2013 года. Россия, Казань. С. 289.