Рассматривается методика применения тренажерных устройств на занятиях со студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата. Особенностью экспериментальной методики является применение силовых упражнений на тренажерах в комплексе с оздоровительным плаванием. Показано положительное влияние экспериментальной методики на физическое состояние студентов с ослабленным здоровьем, что подтверждается достоверным повышением функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем, скоростно-силовых качеств занимающихся.
Exercise machine application at classes with students with musculoskeletal system disorders.pdf В настоящее время наблюдается увеличение количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, что отмечается в большинстве научных работ, посвященных физическому воспитанию учащихся. Одним из путей решения данной проблемы может стать применение новых организационных форм построения занятий, использование на них популярных у молодежи средств физической культуры, не увеличивая общее количество часов (400 ч), отводимых ФГОС на дисциплину «Физическая культура». Оздоровительные занятия с использованием силовых тренажеров пользуются большой популярностью у молодежи. Положительное воздействие силовых упражнений на организм человека установлено многими исследователями [1-3]. Однако вопросы, связанные с применением данных упражнений в рамках академических занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы, требуют дальнейшего изучения и уточнения. Тренажеры различных конструкций широко применяют в период восстановления и поддержания физического состояния [4, 5]. Использование тренажеров в вузах на занятиях со студентами специальной медицинской группы позволит существенно расширить диапазон средств и методов ЛФК и при этом повысить не только оздоровительную, но и лечебную эффективность упражнений. Оздоровительный эффект занятий на тренажерах заключается в повышении уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата. Общеукрепляющее воздействие упражнений достигается за счет их выполнения с сопротивлением, обеспечивая поддержание уровня силовых способностей мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса. Применяются упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, а также на растягивание мышц передней поверхности бедра и туловища (при увеличении физиологических изгибов). Занятия построены на сочетании различных видов упражнений: общеразвивающих, дыхательных, на расслабление и вытяжение, укрепляющих мышечный корсет. Главная ценность занятий на тренажёрах состоит в том, чтобы воздействовать на мышцы спины путём систематических тренировок, но при этом избегая осевой нагрузки непосредственно на позвоночник. Большой ошибкой являются оздоровительные комплексы исключительно с симметричными упражнениями, предполагающими статическую нагрузку, в том числе на мышцы спины. Главной целью применения силовых упражнений является укрепление мышц спины и восстановление симметричности их структуры. Необходимо сочетать занятия в тренажерном зале с плаванием. Оно снимает напряжение и вытягивает позвоночник, развивает мышцы плечевого пояса и ног, заставляет работать мышцы спины в различных режимах, не перегружая их. Основным стилем плавания при сколиозе является брасс на груди с применением удлиненной паузы скольжения. При сколиозе не рекомендуют баттерфляй и кроль, так как такие стили увеличивают не только подвижность позвоночника, но и скручивание позвонков. Целью исследования являлись разработка методики занятий на тренажерах в учебно-тренировочном процессе студентов вуза, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, и экспериментальное подтверждение эффективности ее применения в условиях педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проводился с февраля по декабрь 2013 г. В нем принимали участие 20 студентов (юноши), имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: 10 человек в экспериментальной и 10 - в контрольной группах. Контрольная группа занималась 2 раза в неделю: 1 раз в бассейне, 1 раз - в спортивном зале, где применялись общеразвивающие упражнения с предметами и без них, подвижные игры, ходьба, бег. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике, которая заключалась в следующем. Занятия проводились 2 раза в неделю, 1 раз - в бассейне и 1 - в тренажерном зале. Выполнялись упражнения для укрепления мышц спины, поясничного отдела, брюшного пресса, ягодичных мышц: разгибания ног в тренажере - для изолированной нагрузки на четырехглавые мышцы бедра; сгибание ног лежа - на развитие икроножных мышц; пуловер с гантелью - для укрепления широчайшей мышцы спины; сведение ног в положении сидя - для укрепления мышц внутренней части бедра; силовые упражнения с внешним сопротивлением - для укрепления мышц брюшного пресса; тяга к груди - укрепление широчайшей и трапециевидной мышц спины; баттерфляй - укрепление большой грудной мышцы; в положении сидя сгибание и разгибание ног с сопротивлением - воздействие на мышцы бедра и икроножные мышцы; разгибание голени, сидя - развитие камбало-видных мышц. Кроме этого, применялись упражнения в сгибании и разгибании рук в широком упоре на полу, которые укрепляют мышцы груди, рук, спины и т.д. При незначительных нарушениях осанки необходимо выполнять 4-5 подходов, с отдыхом между ними 1-1,5 мин. Длительность выполнения каждого силового упражнения - 35 с. Время отдыха между упражнениями составляло при двухминутных интервалах между подходами 85 с, при трехминутных - 145 с и т.д. По количеству повторений использовались непредельные регламентированные (с различным количеством повторений) и повторные (выполняемые несколько раз или подходов) нагрузки. Величина нагрузки соответствовала средней - напряжение от 40 до 60% от максимального. Количество повторений упражнений зависело от задач, решаемых на занятиях. При развитии функциональных возможностей организма нагрузка составляла 60% за счет такого количества повторений, которое вызывало наибольшее утомление. При решении задач коррекции имеющейся деформации и дисбаланса тонуса вертебральных мышц нагрузка составляла 40%, поскольку ее превышение негативно влияло бы на достижения ожидаемого результата из-за нарастающего утомления. По интенсивности нагрузка соответствовала умеренной зоне мощности (частота сердечных сокращений (ЧСС) 120140 уд/мин). Величина нагрузки и корригирующие упражнения подбирались для каждого студента индивидуально. 85% от общего объема физической нагрузки корригирующей направленности приходилось на симметричные упражнения, 15% - на асимметричные [6]. Во время занятия после выполнения упражнений и в период отдыха регистрировалась ЧСС. Контроль ЧСС в ходе занятия, позволил оценить адекватность нагрузки и эффективность паузы отдыха между подходами. На занятиях в бассейне мы применяли методику лечебно-оздоровительного плавания для студентов больных сколиозом [7]. Результаты и их обсуждение. Для оценки эффективности экспериментальной методики использовались методы педагогического тестирования физического состояния до и после эксперимента (Гарвардский степ-тест, спирометрия, пробы Штанге и Генчи, экскурсия грудной клетки, динамометрия, тестирование силовых, скоростно-силовых способностей). Эффективность применения упражнений на тренажерах в учебном процессе студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата экспериментально подтверждена на основе достоверных различий физического состояния студентов контрольной и экспериментальной групп после ее применения (таблица). Результаты исследования физического состояния студентов специальной медицинской группы Показатели Группа Контрольная группа Экспериментальная группа Р X ± тх X ± mK Кистевая динамометрия правой руки, кг До эксперимента 35,80 ± 1,71 35,70 ± 2,95 > 0,05 После эксперимента 36,80 ± 1,80 39,60 ± 3,07 > 0,05 Кистевая динамометрия левой руки, кг До эксперимента 32,00 ± 2,20 31,90 ± 1,99 > 0,05 После эксперимента 33,20 ± 2,14 36,20 ± 1,88 > 0,05 Скоростно-силовая подготовленность, см До эксперимента 203,30 ± 3,89 203,6 ± 4,07 > 0,05 После эксперимента 207,00 ± 3,83 220,2 ± 4,80 < 0,05 Приседания за 20 с, кол-во раз До эксперимента 17,70 ± 1,39 17,00 ± 0,60 > 0,05 После эксперимента 18,40 ± 1,34 21,70 ± 0,57 < 0,05 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз До эксперимента 30,70 ± 1,42 28,60 ± 1,89 > 0,05 После эксперимента 38,70 ± 1,59 52,00 ± 1,06 < 0,05 Жизненная емкость легких, л До эксперимента 3,51 ± 1,19 3,64 ± 0,24 > 0,05 После эксперимента 3,61 ± 0,19 3,75 ± 0,22 > 0,05 Проба Штанге, с До эксперимента 54,30 ± 7,45 54,80 ± 7,58 > 0,05 После эксперимента 57,50 ± 7,63 61,50 ± 7,69 < 0,05 Проба Генчи, с До эксперимента 19,80 ± 1,97 20,50 ± 2,91 > 0,05 После эксперимента 21,10 ± 1,92 27,65 ± 2,89 < 0,05 Экскурсия грудной клетки, см До эксперимента 8,14 ± 0,92 8,24 ± 0,88 > 0,05 После эксперимента 9,24 ± 0,94 11,39 ± 0,83 < 0,05 Индекс Гарвардского степ-теста До эксперимента 68,51 ± 2,58 68,68 ± 2,13 > 0,05 После эксперимента 69,99 ± 2,73 73,70 ± 2,44 < 0,05 Из данных таблицы видно, что во всех тестах наблюдается улучшение показателей по сравнению с исходными. Достоверные улучшения выявлены в шести тестах. Оздоровительный эффект занятий выразился в положительной динамике уровня физической работоспособности по результатам Гарвардского степ-теста. Улучшились показатели проб Штанге и Генчи. Увеличилась экскурсия грудной клетки. Жизненная емкость легких не изменилась за период эксперимента. Повысился уровень силовых и скоростно-силовых качеств у студентов. В заключение можно отметить следующее. Результаты эксперимента, в котором приняли участие студенты, имеющие заболевания опорно-дви-гательного аппарата, продолжавшегося в течение 10 месяцев, подтвердили эффективность разработанной методики тренировки с применением тренажерных устройств, которая выразилась в улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышении уровня силовых качеств студентов. Дальнейшее исследование предполагается продолжить в изучении методики применения тренажерных устройств на занятиях со студентами, имеющими другие заболевания.
Баламутова Н.М. Гидропедагогика и гидрокинезиотерапия как средство реабилитации студентов, больных сколиозом // Физическое воспитание студентов. 2012. Вып. 1. С. 13-16.
Яшина Т.А. Оптимизация нагрузок при рекреационных занятиях с отягощениями : автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. 22 с.
Спирин В.К., Болдышев Д.Н. Диагностика функциональных нарушений осанки на основе показателей силовой выносливости мышц по обе стороны позвоночного столба // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. Вып. 4 (86). С. 149-153.
Лейкин М.Г. Научное обоснование и создание спортивно-оздоровительных тренажеров : дис.. д-ра пед. наук в виде науч. докл. М., 1999. 120 с.
Яновский И.Ю. Особенности влияния средств атлетической гимнастики на физическое состояние мужчин разного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2007. 22 с.
Водлозеров В.Е. Тренажеры локально направленного действия. Киев : Издательский центр КГМУ, 2003. 102 с.
Виноградов Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации (на примере занятий с отягощениями) : автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. 48 с.