Куклы обских угров как фактор формирования этнокультурных смыслов и компетенций | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/12

Куклы обских угров как фактор формирования этнокультурных смыслов и компетенций

Статья посвящена анализу кукол коренных народов Западной Сибири - обских угров. Раскрыта значимость кукол в формировании смыслового поля культуры. Выявлены психологическая, педагогическая, деятельностная, социальная и мировоззренческая функции кукол. Доказано, что смена материалов, используемых для изготовления кукол, отразила эволюцию отношений человека с окружающим миром. Выявлено, что через конструктивные особенности в куклах раскрывается идея психосоматического единства человека. Сделан вывод о том, что куклы обских угров полисимволичны и играют важную роль в процессе инкультурации.

Dolls of the Ob-Ugric peoples as a factor of forming ethnic and cultural meanings and competencies.pdf Процессы глобализации стирают и унифицируют самобытную культуру народов. Вместе с тем в последнее время наблюдается рост национального самосознания, стремление этнических сообществ возродить базовые блоки своей культуры. Указанные процессы активно идут и в Западной Сибири. В связи с этим появляется потребность в исследовании различных элементов культуры, сохранивших в себе основные мировоззренческие установки этноса, и вовлечении их в процесс формирования этнокультурных компетенций у подрастающих поколений. Одним из таких элементов у обских угров (хантов и манси) являются куклы, аккумулирующие психологическую, педагогическую, мировоззренческую функции и выступающие в традиционном обществе в качестве атрибута первичной инкультурации ребенка. Изучая роль традиционной куклы в процессе социализации ребенка, исследователи, как правило, рассматривают ее только как часть игровой деятельности. Однако кукла может приобщать ребенка к ценностям культуры только в том случае, если она сама наделена смыслами, выражающими эти ценности. С куклой связана игра девочки. В играх она отображает жизнь, занятия бабушки, мамы, сестры. Статус девочки в будущем - хранительница очага, мать, хозяйка, поэтому посредством игры в ней воспитываются такие качества, как хозяйственность, женственность, доброта, терпение. Ухаживая за куклой-дочкой, девочка познает правила ухода за ребенком. Отец или дедушка изготавливает для этого маленькую детскую деревянную колыбельку. От старших родственниц девочки узнают способы изготовления кукол, так как сначала кукол делают бабушка, мама или старшая сестра [1. С. 59, 61]. Гендерно-половая дифференциация кукол способствовала выработке у девочек в процессе игры определенных моделей поведения. А ролевые игры готовили их к вхождению в общество, построенное на определенных типах отношений между определенными социальными группами. Как видим, игра с куклой способствует выработке у девочки определенных личностных характеристик и трудовых навыков, в чем проявляются психологические и педагогические функции куклы. Куклы у хантов различаются по половым и возрастным признакам. Есть «куклы-мужчины», «куклы-женщины» и «куклы-дети» (рис. 1). При этом оформление кукол различается в зависимости и от возраста куклы. Данное обстоятельство подчеркивает точность, с которой хантыйские дети воспроизводят половозрастные особенности окружающих людей. Изготавливая куклу, ребенок отмечает определенные особенности человека, оформляя куклу соответственно им [2. С. 43]. Главным различием кукол по мужским и женским половым признакам служит одежда, аналогичная традиционным костюмам взрослых. Подборка материалов - меха, лоскутков, лент, бисера, бус - и деталировка украшений производились настолько тщательно, что одетая кукла становилась живым отражением человека, доступным пониманию ребенка, удовлетворявшим его игровые требования и наталкивающим его на активную игровую деятельность [3. С. 122, 123]. При этом куклы-женщины выглядели нарядно и красочно, а куклы-мужчины намного скромнее [2. С. 44], что обусловливалось гендерной спецификой традиционного костюма. В условиях значительной трансформации современной этнической культуры обских угров особое значение в плане изучения кукол играют музейные коллекции. Автор статьи подробно изучила коллекционные описи и отдельные предметы из собраний Российского этнографического музея (РЭМ) и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамеры) (МАЭ РАН), что позволило получить дополнительный материал для анализа. Как пример различия кукол в одежде, связанного с половозрастным признаком, приведем описания экземпляров, хранящихся в фондах РЭМ. Куклы были собраны С. И. Руденко у березовских хантов во время экспедиции 1909-1910 гг. «Куклы-мужчины» одеты в малицу (1711-321, 325, 327). «Куклы-женщины» одеты в меховую шубу (1711-303, 304, 306, 307, 312, 319, 322, 326, 328, 330) или платье (1711-305). «Куклы-дети» одежды не имеют и находятся в берестяной люльке (№ 1711-302, 311) [4. С. 142-147]. Костюм кукол представлял собой мини-копию взрослого. В нем четко противопоставлялась глухая (мужская) и распашная (женская) одежда, особо подчеркивались платок и накосные украшения женщин. Следует отметить, что «среди атрибутики женской одежды на первом месте стоял платок. Он маркировал статус женщины и выступал явной оппозицией девичеству, символом которого являлись косы» [5. С. 241]. Накосные украшения как знак символизировали статус девичества, а как магическое средство выполняли креативную, коммуникативную и охранительно-очистительную функции [Там же. С. 259]. Таким образом, в куклах через материальный образ человека подчеркивались гендерная характеристика, оппозиция мужское - женское, а также особый магический статус женщины. Рис. 1. Куклы юганских хантов (Финно-угорский мир в играх и игрушках А.М. Тахтуевой. Фотоальбом. Ханты-Мансийск, 2006. С. 46) Для выявления смыслов, заложенных в куклах, рассмотрим их конструктивные характеристики. С учетом данного признака кукол можно разделить на два вида. Наиболее архаичными признаны куклы с головкой из клювика птицы [6. С. 63]. Такие куклы имеются у северных хантов и зафиксированы в этнографической литературе у восточных хантов на Са-лыме, Васюгане (рис. 2). Что касается манси, то данных кукол у них не выявлено. Трактовка кукол первого вида в литературе неоднозначна. Согласно одной точке зрения, образ, во Рис. 2. Куклы из клювиков птиц (Финно-угорский мир в играх и игрушках А.М. Тахтуевой. Фотоальбом. Ханты-Мансийск, 2006. С. 57) площаемый в кукле, зависит от выбора клюва водоплавающей птицы. Так, голова из клюва лебедя означает шамана; большого гуся - мужчину; маленького гуся со светлым клювом - «главную», т.е. почитаемую женщину, или маму; уточки - невестку, молодую хозяйку; с темным клювом - бабушку [Там же]. Согласно другой трактовке, с утиными носами шили кукол мужского пола [1. С. 62]. «Туловом», своего рода конструктивной основой этих кукол, служит прилегающая к клюву шкурка птицы. На нее нашиваются цветные полосы сукна, а сверху надевается одежда, имитирующая взрослую [7. С. 14]. Кукла-женщина обдорских хантов имеется в фондах МАЭ РАН (592-7). Ее основу составляет утиный клюв с пришитым к нему прямоугольным куском черного сукна [8. С. 4]. В фондах РЭМ аналогичные куклы хранятся в двух коллекциях: № 1711 (березовские ханты) и № 4047 (аганские ханты). Это «куклы-мужчины» с головой из гусиного (1711-321, 327) или утиного (1711-325) клюва, с туловом из полосок сукна, а также «куклы-женщины» с головой из клюва гуся (1711-303, 312, 322, 328), утки (1711-306, 307, 326, 330; 4047-369) или лебедя (4047-365), с суконным туловищем [4. С. 142-147; 9. С. 139, 140]. Другой вид кукол - это куклы, сделанные из ткани (рис. 3). Главным конструктивным элементом таких кукол, встречающихся у хантов и манси, является вертикальный стержень «тулова» из свернутой в несколько слоев полосы ткани, согнутой посередине. Верхняя часть свернутой ткани считается головой и по сути заменяет клюв утки. В рамках второго вида зафиксировано несколько подвидов, различающихся оформлением лица. Один из них - это куклы, лицо которых сделано из однотонной материи. Такой подвид кукол, встречавшийся у тобольских хантов, имеется в фондах МАЭ РАН в коллекции № 1151, поступившей в музей в 1907 г. от А.В. Журавского. Это «куклы-женщины», голова которых представляет собой лоскутки, обернутые красной (1151-1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 15, 17, 19, 20, 21), розовой (1151-10, 23), оранжевой (1151-13) или малиновой тканью (1151-22) [10. С. 1-6]. Рис. 3. Куклы из ткани (казымские ханты) (Финно-угорский мир в играх и игрушках А.М. Тахтуевой. Фотоальбом. Ханты-Мансийск, 2006. С. 35) Приведем описания хантыйских кукол из коллекций МАЭ РАН. Кукла-женщина из коллекции № 1151-7 с лицом из красной материи, с косами из розовой ткани, обмотанной коричневыми шерстяными нитками, соединенными посредине ниткой черного бисера. Спереди имеется украшение из такого же бисера. Одета кукла в шубу, состоящую из спинки и двух полок, надставленную по подолу мехом контрастного цвета. Кукла из коллекции № 2383-102, привезенная в 1914 г. студентом И.Н. Шуховым от хантов р. Казым [11. С. 1], представляет собой мужчину с лицом из красной с черной полосой материи. Одета в меховую одежду с капюшоном. У восточных хантов наблюдалось большее разнообразие в оформлении лица у кукол (рис. 4, 5). На р. Юган скрученные полосы цветной ткани, обозначающие лицо, образуют овал или полуовал, на р. Аган и р. Тромъеган - сердечко, на р. Пим - концентрические круги [6. С. 63, 64; 12. С. 20]. Рис. 4. Кукла пимских хантов (Финно-угорский мир в играх и игрушках А.М. Тахтуевой. Фотоальбом. Ханты-Мансийск, 2006. С. 40) Рис. 5. Куклы юганских хантов (Финно-угорский мир в играх и игрушках А.М. Тахтуевой. Фотоальбом. Ханты-Мансийск, 2006. С. 47) Рис. 6. Кукла манси (Финно-угорский мир в играх и игрушках А.М. Тахтуевой. Фотоальбом. Ханты-Мансийск, 2006. С. 20) Следует отметить, что манси изготавливали куклы только из ткани (рис. 6). По литературным данным, они имели характерную особенность - туловище из тряпок с довольно большой, круглой тряпичной головой [3. С. 120]. По вещественным источникам, голова данных кукол не отличалась большим размером. Этот вид иллюстрируют куклы, хранящиеся в фондах РЭМ. «Куклы-мужчины», обнаруженные С.И. Руденко в 19091910 гг. у манси на рр. Сосьве, Сыгве, имеют тулово из одной или нескольких тряпочек. Они одеты в меховые парки (1710-314, 316, 321, 322). «Куклы-женщины», приобретенные у манси на рр. Лозьве, Сыгве, Сосьве, сшиты из ткани, имеют длинные косы, обмотанные шерстяными нитками. Одеты куклы в меховые шубы и платки (1710-311, 312, 313, 315, 318, 319, 320). «Кукла-ребенок», найденная у манси на р. Обь, изготовлена из тряпок. Она лежит в колыбели, сделанной из горловой кости гуся (1710-317) [13. С. 79-82]. Рис. 7. Игрушки девочек - олени, изготовленные из клювиков птиц (Финно-угорский мир в играх и игрушках А.М. Тахтуевой. Фотоальбом. Ханты-Мансийск, 2006. С. 91) Точкой отсчета в эволюции обско-угорских кукол следует признать куклы, изготовленные из шкурки с птичьим клювом. Образ куклы-человека выражался через часть тела птицы. Данное обстоятельство представляется неслучайным. Его трактовка предполагает обращение к глубинным мифологическим основам человеческого мышления. Одним из его признаков является то, что «первобытный» человек не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства [14. С. 164-165]. Характерной чертой в понимании хантами животного мира было полное или частичное уподобление его человеку [15. С. 155, 156]. Очевидно, использование для создания основы куклы-человека шкурки птицы иллюстрирует архаичный пласт в воззрениях обских угров. При этом важно подчеркнуть, что птичий клюв становился куклой и приобретал значение человека только в том случае, если на нем появлялась одежда. Следует отметить, что у хантов зафиксирована игрушка-олень с туловом из клюва водоплавающей птицы, а рога имитирует вставленная в носовое отверстие изогнутая грудная косточка птицы (рис. 7). Характерно, что олени из «клювиков» предназначались для девочек, ими изготавливались и хранились [16. С. 234]. Таким образом, «голый» утиный клюв мог изображать оленя, но клюв, обернутый в ткань, олицетворял только человека. Следовательно, первым, что отделяло в игрушках «человека» от «животного», являлось не создание антропоморфного облика, а введение материала, созданного человеком [17. С. 243]. Большое внимание, уделяемое одежде кукол, неслучайно. Как было отмечено выше, одежда куклы подчеркивала самые характерные черты в социальном статусе человека. Кроме того, в рамках мифологического сознания особенно тесные отношения связывали человека с одеждой. Одежда была семантически эквивалентна таким понятиям, как кожа, шкура. В более широком смысле одежда являлась воплощением внешнего образа человека, его материализованной субстанцией [18. С. 134]. На всех обско-угорских куклах присутствует комплект одежды, повторяющий взрослую, - сак или шуба, платок, накосные украшения. Однако процесс одевания кукол был, видимо, длительным, и одежда, имитирующая подлинный костюм, - явление довольно позднее. Вначале это была не игрушечная одежда, а ее символ - кусочки ровдуги, ткани. Достаточно было символически обозначить одежду, чтобы подчеркнуть в игрушке образ человека, отделить его от животного мира [17. С. 243, 244]. Дальнейшее развитие куклы шло в русле вытеснения из куклы её «природной» основы. Она полностью входила в рукотворный мир людей. Появились куклы из кусочков цветных тканей. Указанные превращения кукол, видимо, отразили формирование новой парадигмы в человеческом мышлении - разделение человека и природы, установление между ними субъектно-объектных отношений. Таким образом, куклы обских угров отразили эволюцию отношений человека с окружающим миром от их слитности до полного разделения. Еще один выход игры с куклой в сферу этнокультурных смыслов сопряжен с подготовкой ребенка к восприятию мифологической картины мира, т.е. ин-культурацией. Для мифологического сознания события первотворения представляются реальными и определяющими реальность. Мифологическая картина мира мозаична, она складывается из разных кусочков, а структурирующую функцию выполняет ритуал. Один из таких кусочков мировоззренческой панорамы формируется с помощью кукол. При его реконструкции путеводной нитью служит конструктивная специфика наиболее архаичного вида кукол - из птичьих клювов со шкуркой. Образ человека в кукле передается через шкурку птицы, и тем самым отождествляются две разновидности живых существ. Согласно традиционным представлениям манси, душа умершего человека попадала на землю предков (в загробный мир. - Н.З.) в образе птицы, и только птицы могли попадать туда, вернуться же в мир людей возможно было лишь через вселение в тело новорожденного ребенка. Ханты на гробе рисовали птицу, чтобы крепче привязать душу покойного к месту погребения [19. С. 88, 89; 20. С. 154]. Как видим, образ птицы нес в себе большую символическую нагрузку. С птицей были связаны пути в иной мир и обратно, птица была связующим звеном между человеком и богами. А самое главное, птица выступала символом души. Образ птицы в мифологии обских угров многогранный. Птица служит воплощением демиурга: кулика - у хантов и гагары - у манси, эманацией верховного владыки Торума и его сыновей, включая Мир-сусне-хума, богини земли Калтась-эквы, преобразованным обликом культурного героя Эква-пырись [21. С. 63, 272, 172, 298, 299, 353]. Разносторонность мифологического образа птицы, наделение его различными ипостасями естественного и сверхъестественного свойства, очевидно, несли идею единства окружающего мира в разных формах его бытия. Кукла способствовала усвоению этой идеи, своей материальной основой она незаметно подготавливала детское сознание для этого важного мировоззренческого вывода. До сих пор речь шла об игрушке в плане реального содержания игры. Попытаемся посмотреть на нее с точки зрения плана возможного. В указанном ракурсе ключевым понятием становится модель. Исследовательница хантыйской культуры А.М. Тахтуева определила игрушки как «набор предметов будущих занятий в миниатюре» [1. С. 62], т.е. уменьшенных копий реальных предметов. Данное количественное преобразование, по мнению классика этнологии К. Леви-Строса, имеет далеко идущие последствия. Оно делает многообразной власть человека над подобием вещи [22. С. 132]. Во-первых, человек становится субъектом - активным деятельностным началом, влияющим на процессы, явления, вещи. Статус субъекта, или, по выражению В.Н. Топорова, «творца», человеку придает процесс изготовления им вещи, точнее, его толкование мифологическим мышлением. Доведя человека до определенной черты, т.е. способности создавать вещи, демиург передает свою «творящую» функцию самому человеку [23. С. 9]. Созидательность процесса усиливается при создании не просто аналога образцу, но его уменьшенной копии, модели. Сюжет с включением всех рассматриваемых категорий - творец, человек, кукла, игра - неоднократно обыгрывается в обско-угорской мифологии. В ней отождествляются люди и куклы, первые определяются через вторых как «кукольнолицые». Переход от мифического времени к «человеческому» характеризуется так: «В дальнейшем настанет на свете кукольный век, настанет на составляющую. Но не стоит забывать о древнейшем свете кукольное время, до окончания песни, до окон- материале, используемом для изготовления основы чания сказки» [21. С. 118]. Составитель и автор ввод- куклы - шкурке птицы. Птица в мировоззрении обной статьи к указанному изданию Н.В. Лукина трак- ских угров являлась символом души. Если соединить тует текст следующим образом: люди - это куклы полученные смыслы, то получается, что кукла отрабогов, которыми они забавляются [24. С. 43]. Мысль жала психосоматическое единство человека в традиследует продолжить: девочка превращалась в творца, ционной культуре обских угров. когда играла в куклы. В обоих случаях речь идет о Как видим, куклы обских угров полисимволичны и моделировании будущего устройства жизни, в одном наделены глубоким мировоззренческим содержанием. случае в качестве субъекта выступают боги, в дру- Кроме психологической и социальной функций, выдегом - дети [25. С. 189]. ляемых исследователями применительно к куклам, они Во-вторых, обращение к модели, по мнению выполняли и другую важную функцию, предполагав- К. Леви-Строса, предоставляет возможность перейти шую подготовку к восприятию мифологической картиот чувственного восприятия к «умопостягаемым из- ны мира. Идея первомодели реализовывалась через кукмерениям», при этом в уменьшенной модели позна- лу, изготовленную из шкурки водоплавающей птицы, ние целого предшествует познанию частей [22. С. 132, символизировавшей акт первотворения. Таким образом, 133]. Поскольку кукла служит моделью человека, она в традиционной культуре проявляла себя идея единства должна нести существенную информацию о нем са- окружающего мира в разных формах его бытия. Кукла мом. Подсказкой для реконструкции «умопостягаемо- способствовала усвоению этой идеи. Кроме того, кукла го измерения» человека через куклу служит одна тра- служила средством моделирования окружающей дейдиционная норма - запрет на изображение лица. Объ- ствительности: девочки становились сопричастны яснение этого табу, универсального для всех видов и функции творца, когда играли в куклы. Возращение в подвидов кукол, звучит так: чтобы в куклу не всели- обиход традиционной куклы позволит возродить традилась душа. Следовательно, кукла олицетворяла не ционные нормы и приобщить подрастающее поколение всего человека, а лишь его телесную, соматическую к мировоззренческим установкам народа.

Ключевые слова

outlook, enculturation, dolls, ethnic and cultural meanings and competence, инкультурация, мировоззрение, этнокультурные смыслы и компетенции, куклы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Золотарева Наталья ВладимировнаТомский государственный университетканд. ист. наук, инженер-исследователь научно-инновационной лаборатории «Современные музейные и экскурсионно-туристические технологии»atashik@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Рындина О.М., Золотарева Н.В. Кукла обских угров в дихотомии реального и возможного // Этнокультурное наследие народов Севера России : к юбилею доктора исторических наук, профессора З.П. Соколовой. М., 2010. С. 183-190.
Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990. 568 с.
Леви-Строс К. Неприрученная мысль // Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999. С. 112-336.
Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 7-11.
Лукина Н.В. Введение // Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990. С. 5-58.
Соколова З.П. Ханты. Семейная обрядность // Народы Западной Сибири. М., 2005. С. 142-166.
Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды. Томск, 2008. 138 с.
Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 222-252.
Рындина О.М. «Философия вещей» как универсалия традиционного мировоззрения // Традиционное сознание: проблемы реконструкции. Томск, 2004. С. 127-139.
Федорова Н.Н. Традиционная игрушка хантов - олень и ее синкретичный характер // Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современности. Теория, методология, практика. Томск, 1998. С. 232-234.
РЭМ. Коллекционная опись № 115. 116 с.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000. 408 с.
Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984. 192 с.
Тахтуева А.М. Хантыйская колыбель, детская одежда и кукла // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1994. Вып. 1. С. 15-20.
РЭМ. Коллекционная опись № 141а. 386 с.
МАЭ РАН. Опись коллекции № 1151. 6 листов.
МАЭ РАН. Опись коллекции № 2383. 12 листов.
Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX - первой половины XX в. Л., 1970. 296 с.
МАЭ РАН. Опись коллекции № 592. 18 листов.
Федорова Н.Н. Традиционная игрушка Обского Севера: куклы, олени. Синкретический характер игры и игрушки // Космос Севера. Екатеринбург, 2002. Вып. 3. С. 59-65.
РЭМ. Коллекционная опись № 141. 216 с.
Рындина О.М. Украшения из металла. Семиотический статус // Ханты Салымского края: культура в археолого-этнографической ретроспективе. Томск, 2008. С. 233-259.
Оберталлер П.М. Материалы о хантыйских куклах // Советская этнография. 1935. № 3. С. 42-49.
Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография. 1949. № 3. С. 109-132.
Тахтуева А.М. Игры и игрушки в традиционном воспитании хантыйской семьи // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1996. Вып. 3. С. 58-65.
 Куклы обских угров как фактор формирования этнокультурных смыслов и компетенций | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/12

Куклы обских угров как фактор формирования этнокультурных смыслов и компетенций | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/12