Сравнительный анализ мер государственного регулирования венчурного бизнеса в России и Японии | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/22

Сравнительный анализ мер государственного регулирования венчурного бизнеса в России и Японии

Рассматривается политика государственного регулирования венчурного сектора России и Японии. На основании анализа источников и литературы выделяются основные критерии для сравнения официальных позиций государств в отношении венчурного бизнеса, а также приводятся примеры мер стимулирования венчурного сектора в государствах. Основное внимание уделяется проблемам государственного регулирования венчурного бизнеса, кроме того, исследуется возможность применения эффективных методов государственной политики регулирования венчурного сектора Японии в Российской Федерации.

The comparative analysis of venture business state regulation measures in Russia and Japan.pdf Венчурный капитал, а также его положение и значение в развитии экономики страны во многом зависят от политики государства, направленной на поддержку и стимулирование данного сектора. При сбалансированной политике поддержки венчурного предпринимательства государство выигрывает вместе с участниками процесса инвестирования. Построение максимально эффективной модели управления процессом оборота капитала в цепи «инвестор - разработка - прибыль - сверхприбыль» является индивидуальным для каждой страны, но в целом меры эффективной поддержки рисковых проектов разработаны развитыми государствами и являются основой для внедрения и модернизации в странах, догоняющих развитие венчурного сектора экономики. Актуальность заданной темы заключается в том, что венчурный капитал и венчурный бизнес в целом рассматриваются в качестве основных двигателей современного развития высокотехнологичного бизнеса. Анализ общих и различных характеристик в моделях регулирования сектора правительствами двух государств позволяет найти путь к оптимизации процесса венчурного инвестирования путем использования мирового опыта. Именно международный опыт в вопросе ведения венчурного бизнеса стал основой разрастания рынка игроков мировой венчурной индустрии и послужил стимулом для обмена существующими методами и формами ведения инвестиционного процесса, а также для формирования национальных (специфических) моделей развития венчурного бизнеса. При исследовании мер государственного регулирования венчурного бизнеса в России и Японии можно выделить несколько групп источников и имеющейся научной литературы. К первой категории источников относятся законодательные акты, регулирующие основные процессы ведения бизнеса в венчурном секторе России и Японии. Здесь в первую очередь имеются в виду следующие документы: Базовый закон о науке и технологиях Японии (1995 г.) [1], Федеральный закон об особых экономических зонах в Российской Федерации (2005 г.) [2], Закон о временных мерах по стимулированию творческой активности малых и средних предприятий Японии (1997 г.) [3] и др. Вторую группу составляют источники, при анализе которых можно проследить организацию процесса инвестирования венчурного капитала. Это стратегии, основные положения, концепции, разработанные органами исполнительной власти. К таковым источникам относятся: стратегия «Инновационная Россия - 2020» [4], Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций) [5], Основные положения стратегии развития ОАО «Российская венчурная компания» [6], Стратегия «Инновации 25» (Япония) [7] и др. Указанные источники отражают официальные позиции японского и российского правительств, содержат основные принципы политики стран в области продвижения и развития венчурного сектора, а также закрепляют намерения государств модернизировать механизмы инвестирования рисковых проектов. Среди российских авторов, занимающихся сравнительным анализом мер государственного регулирования венчурного бизнеса, можно выделить Н.Е. Бондаренко, чья статья «Общие принципы и инструменты государственной инновационной политики в мировой практике» [8] содержит описание основных механизмов регулирования венчурного сектора в разных странах. Исследование П.Г. Гулькина «Введение в венчурный бизнес России» [9] выявляет характерные черты развития венчурного бизнеса в нашей стране, а также определяет проблемы и перспективы развития данного процесса. Работа А.М. Смулова и Н.Е. Егоровой «Венчурный капитал в России и источники финансирования прогрессивных технологий и наукоемких производств» [10] поясняет важные экономические моменты венчурного инвестирования, а также дает представление о рисках, с которыми сталкиваются инноваторы и инвесторы в своей деятельности. Необходимо отметить исследования американских и европейских авторов: Р. Эберхарт «Венчурный капитал. Анализ инвестирования старт-апов в Силиконовой долине» [11], М. Корвер «Эволюция венчурного капитала» [12], Р. Бергер «Новости японского бизнеса» [13] и др. В работах указанных авторов прослеживается отождествление венчурной политики японского государства с американской моделью, при этом исследователи во многих случаях пытаются перенести указанную японскую модель путем проекции на другие страны. Среди исследований японских авторов можно выделить статьи «Венчурный бизнес в Японии» Я. Хамады [14], «Изменяющаяся среда для японского венчурного бизнеса» Д. Хигасино [15], «Инновации и предпринимательство. Обзор связи данных японского патентного ведомства и бизнеса» К. Мотохаси [16] и др. Японские авторы, в свою очередь, делают акцент на исключительности японской модели поддержки бизнеса, признавая заимствование опыта США, но после его значительного усовершенствования и адаптации к социально-экономическим и культурным аспектам страны. При анализе мер государственного регулирования венчурного бизнеса выявляются ключевые особенности каждой страны в венчурном секторе. При этом сравнивать государственные меры регулирования венчурного сектора необходимо, прежде всего, с позиции переноса эффективных механизмов одной страны на другую. В качестве критериев для отслеживания эффективности политики государственного регулирования венчурного сектора можно выделить следующие позиции: Законодательство - наличие законодательных актов, регулирующих взаимоотношения между всеми участниками инновационного проекта, с учетом возможности участия зарубежных инвесторов. Налогообложение - выработанная налоговая политика государства, направленная на облегчение налогового бремени для начинающего бизнеса, осуществляющего разработки в области IT-технологий, биотехнологий, коммуникаций, транспорта и др. Финансирование - присутствие национального капитала в венчурном секторе страны, повышающиеся объемы финансирования венчурного сектора экономики, наличие устойчивой и развитой финансовой системы. Образование - повышение качества образования за счет унификации правил приема и оценки знаний абитуриентов и студентов, смещение фокуса финансирования с гуманитарных на точные и естественные науки, разработка программ обучения менеджеров инновационного сектора, проведение политики соединения базовых технических знаний для будущих управленцев инновационными предприятиями, сближение технологического сектора с сектором управления, разработка методик управления предприятиями венчурного сектора. Защита интеллектуальной собственности - сжатые сроки регистрации патентов на промышленные образцы, полезные модели и изобретения, корреляция Гражданского кодекса РФ с международным правом в области защиты результатов интеллектуальной деятельности, обеспеченность страны патентными поверенными и обученными кадрами для оказания информационно-консультационных услуг в области регистрации патентов. Внутренний спрос - наличие заинтересованных в приобретении разработок и высокотехнологичных продуктов заказчиков внутри страны, стимулирование внутреннего спроса, опора на частных заказчиков, а не на государство. Инфраструктура - развитое информационное пространство, наличие необходимых структур в виде экспертных лабораторий и консалтинговых центров (предварительная экспертиза проектов). В венчурном секторе японское правительство четко обозначает цели развития науки и технологий. В частности, правительство Японии акцентирует внимание на социальном аспекте в документе «Взгляд на Японию 2050» [17], где выделяет деградацию окружающей среды в мировом масштабе, увеличение населения и ускоряющийся разрыв между развитием стран Севера и Юга в качестве основных проблем XXI в., угрожающих стабильному существованию человечества. Выход из этой ситуации японское правительство предлагает в виде достижения баланса окружающей среды и экономики. Развитие экономики интенсивным путем представляет наиболее приемлемый вариант для человеческого сообщества в долгосрочной перспективе. Именно переход на новейшие технологии в мировом масштабе позволит обеспечить безопасность мира и Японии в частности. В то же время российское правительство выдвигает в документе «Инновационное развитие 2020» [4] абстрактные лозунги повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, что затрудняет формирование единого понятийного пространства для участников венчурного сектора экономики. В частно -сти, основными терминами документа являются: инновационный бизнес, инновационный человек, государство, глобализация, инфраструктура, эффективная наука, территории инноваций, политика. Сравнивая механизмы государственного регулирования венчурного сектора экономики на фоне общей проблемы как для России, так и для Японии, а именно - слабой законодательной базы, возможно выделить следующие общие черты: слабая политика налогового стимулирования; высокая ставка на поддержку сферы интеллектуальной собственности, но отсутствие эффективной законодательной базы в сфере авторского права; финансирование в первую очередь рисковых проектов высокотехнологичного производства. Что касается позиции двух государств в области обеспечения необходимых условий для развития венчурного инвестирования, представляется очевидным вывод, по которому государственные меры японского правительства выражены в виде процесса реформирования (пенсионная реформа, реформа социального страхования, пересмотр законов в отношении малых и средних предприятий). В то же время в России меры государства носят в большей степени декларативный характер. Это отражается в концепциях, официальных заявлениях, проектах законов, но не имеет реального воплощения. Именно динамика процесса развития венчурного рынка позволяет определить ключевое расхождение характера государственной политики двух стран. В качестве общих проблем венчурного сектора государств можно выделить следующие: - несовершенство законодательной базы в обеих странах; - отсутствие благоприятной среды для активной деятельности бизнес-ангелов; - высокая зависимость венчурных рынков стран от иностранного капитала; - недостаток квалифицированных кадров (менеджеров инновационного сектора); - недостаток консалтинговых компаний по оценке возможных рисков проектов; - низкая результативность развития технопарков и бизнес-инкубаторов; - нацеленность инвесторов на поддержку стартапов на этапе экспансии, а не начала рискового проекта и др. Однако Япония обладает определенными преимуществами в вопросах положения венчурного капитала. Например, в Японии финансирование в первую очередь направлено на гражданские разработки, а соотношение долей в финансировании новых продуктов составляет пропорцию «20/80» (государство / крупнейшие национальные корпорации, которые имеют собственные научно-исследовательские подразделения) [18]. Для Российской Федерации, с учетом объективных тенденций развития экономики страны, оптимальным вариантом является модель опоры на собственный научно-технологический потенциал при использовании иностранного капитала и технологий. В этом случае необходима поддержка государства в финансировании приоритетных направлений, реформировании образовательной системы, создании и поддержке «особых экономических зон» для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, развитии крупных холдингов (интегрированных бизнес-групп, корпораций), развитии инновационной инфраструктуры (наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, университетских образовательных центров) создании венчурных фондов. Со стороны российского государства для ускорения темпов экономического роста необходимо осуществить меры по развитию системы венчурного инвестирования, поддержке малого инновационного бизнеса, снижению пошлин на технологическое оборудование, развитию технологических кластеров и др. Таким образом, развитие инновационной среды является важным элементом государственной политики каждого государства, но как Россия, так и Япония обладают специфическими ресурсами в процессе достижения цели. Эти ресурсы обусловлены как текущим состоянием экономики, так и накопленным опытом и историей развития капитала и бизнеса. Именно поэтому можно сделать вывод, что венчурный бизнес двух государств развивается по одинаковой хронологии, но с наличием национальных особенностей, в силу чего перенос элементов эффективной политики поддержки венчурного бизнеса из одного государства в другое представляется не только невозможным, но и экономически неэффективным ввиду неготовности российского бизнеса своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям и правилам поведения на рынке венчурного капитала. В то же время японский бизнес достаточно успешно заимствовал американскую модель развития венчурного сектора и продолжает свое развитие, несмотря на череду кризисов и нестабильное экономическое положение в стране.

Ключевые слова

venture sector, state regulation measures, венчурный сектор, venture business, венчурный бизнес, государственное регулирование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Путренко Дарья ВладимировнаТомский государственный университетаспирант кафедры мировой политикиputdarya@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Japan Vision 2050: Principles of Strategic Science and Technology Policy toward 2020. URL: http://www.scj.go.jp/en/vision2050.pdf, свобод ный (дата обращения: 06.05.2013).
Зверев В. Венчурный бизнес в России. URL: http://gaap.ru/articles/biz/, свободный (дата обращения: 19.04.2013).
Motohashi K. Innovation and Entrepreneurship: A first look at linkage data of Japanese patent and enterprise census // RIETI Discussion Paper Series 11-E-007, 2011. URL: http://www.rieti.go.jp/jp/publications/dp/11e007.pdf, свободный (дата обращения: 04.04.2013).
Berger R. Japanese business newsletter // Ra-Shin-Ban. Compass, April, 2005. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc= s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.rolandberger.co.jp%2Fmedia%2Fpdf%2FRoland_Berger_Rashinban_2 0120227.pdf&ei=osm4UbvYO-WC4ASSoICYBg&usg=AFQjCNG_-S54MpKkOF9dG1EJmAeY2YYWKw&bvm=bv.47810305,d.bGE&cad= rjt, свободный (дата обращения: 01.05.2013).
Hamada Y. Venture business in Japan / Econ. J. of Hokkaido Univ. Vol. 38 (2009). URL: http://eprints.lib.hokudai.ac.jp/dspace/bitstream/2115/39871/1/EJ38_001.pdf, свободный (дата обращения: 01.05.2013).
Higashino D. Changing environment for Japanese venture businesses // JETRO. Japanese economic monthly. May, 2005. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.jetro.go.jp%2Fen%2Fr eports%2Fmarket%2Fpdf%2F2005_31_m.pdf&ei=mse4Uc-iHqzW4ATv7YCgDA&usg=AFQjCNH0 NyJwhz5nIluGx2KiEJSi68YA&bvm= bv.47810305,d.bGE&cad=rjt, свободный (дата обращения: 06.06.2013).
Korver M. Evolution of Japanese Venture Capital // Global venture capital, April, 2008. URL: http://www.gvc.jp/en_gvc/images/Evolution%20of%20Japanese%20Venture%20Capital%20(v.2).pdf, свободный (дата обращения: 08.06.2013).
Eberhart R. Japanese venture Capital. An analysis of start-up investment patterns vs. Silicon Valley. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=An%2BAnalysis%2Bof%2BStart-up%2BInvestment%2BPatterns%2Bvs.%2BSilicon%2BValley& source=web&cd=1&ved=0CCgQFjAA&url=http%3A%2F%2Fiis-db.stanford.edu%2Fres%2F2323%2FSTAJE_Tokyo_Symposium_ VC_8.ppt&ei=nye5UYKQHeSu4QTur4DIDA&usg=AFQjCNE5oayGI1r2Awqhqn2INL8M4eE4tw&bvm=bv.47883778,d.bGE&cad=rjt, свободный (дата обращения: 05.04.2013).
Егорова Н.Е., Смулов А.М. Венчурный капитал в России и источники финансирования прогрессивных технологий и наукоемких произ водств. URL: http://auditfin.com/fin/2003/3/fin_2003_03_rus_03_01_Smulov/fin_2003_03_rus_03_01_Smulov.asp, свободный (дата обращения: 08.11.2012).
Гулькин П.Г. Введение в венчурный бизнес России. URL: http://transfer.eltech.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1/ 4b1f532c5321332ec32569ca004f3578?OpenDocument, свободный (дата обращения: 09.12.2012).
Бондаренко Н.Е. Общие принципы и инструменты государственной инновационной политики в мировой практике. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fsdo.rea.ru%2Fcde%2Fconfer ence%2F1%2Ffile.php%3FfileId%3D4&ei=_cq4Uan2C6z44QS074G4AQ&usg=AFQjCNHueX_ylcnXAD4_7J0BdbJI0wDzyA&bvm=bv.47810 305,d.bGE&cad=rjt, свободный (дата обращения: 07.05.2013).
Основные положения стратегии развития ОАО «Российская венчурная компания», 2009 г. URL: http://www.rusventure.ru/company/ legal_basis/strategy_rvc.pdf, свободный (дата обращения: 14.06.2013).
Innovation 25. Creating the Future, Challenging Unlimited Possibilities. Interim Report. Innovation 25 Strategy Council. URL: http://www.kantei.go.jp/foreign/innovation/interim_e.html, свободный (дата обращения: 18.07.2013).
Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций). URL: http://it4b.icsti.su/docs/concept.htm, свободный (дата обращения: 14.06.2013).
Инновационная Россия - 2020. Минэкономразвития РФ. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20101231_016?presentationtemplate=docHTMLTemplate1&presentationtemplateid=2dd7bc8044687de796f0f7af753c8a7e, свободный (дата обращения: 03.03.2012).
Law for facilitating the creation of new business. URL: http://www.meti.go.jp/english/report/data/gIP1102e.html, свободный (дата обращения: 10.06.2013).
The Science and Technology Basic Law (Act No.130 of 1995). URL: http://www.mext.go.jp/component/english/ icsFiles/afieldfile/ 2009/04/23/1260363_2.pdf, свободный (дата обращения: 12.06.2013).
Федеральный закон об особых экономических зонах в Российской Федерации // Официальная база «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142952, свободный (дата обращения: 07.04.2013).
 Сравнительный анализ мер государственного регулирования венчурного бизнеса в России и Японии | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/22

Сравнительный анализ мер государственного регулирования венчурного бизнеса в России и Японии | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/22