«Томские епархиальные ведомости» об организации санитарного просвещения в Томской губернии в XIX - начале XX в | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/24

«Томские епархиальные ведомости» об организации санитарного просвещения в Томской губернии в XIX - начале XX в

На основании фактического материала, опубликованного в газете «Томские епархиальные ведомости», рассматриваются организация санитарного просвещения в Томской губернии в XIX - начале ХХ в. и участие священников в распространении медицинских знаний среди населения. Объясняются причины, по которым духовенство занималось медикопросветительской работой, описываются способы формирования санитарной культуры населения, освещается участие священников в борьбе с эпидемией холеры, распространившейся в Томской губернии в 1892 г.

Tomsk Diocesan Sheets about health education organization in Tomsk Province in the 19th - early 20th centuries.pdf Организация санитарного просвещения - важная составная часть социальной политики государства, поскольку позволяет предотвратить распространение заболеваний и, таким образом, является превентивной мерой в деле охраны здоровья населения. Особенность организации санитарного просвещения в дореволюционной России состояла в том, что распространением медицинских знаний занимались не только врачи, но и служители церкви. Так, во Врачебном уставе 1857 г. говорилось, что в случае распространения эпидемий священники могут объяснять населению необходимость и пользу проводимых врачами мер, убеждать людей оставаться спокойными, полагаясь на «благость Божию и попечение начальства», прислушиваться к «советам и приказаниям врача» [1. С. 166]. В статьях Врачебного устава издания 1892 г. указывалось, что представители духовенства могли участвовать в заседаниях медицинских комитетов, распространять среди прихожан постановления начальства по вопросам, касавшимся охраны народного здравия [2. С. 159, 160]. Указанные законоположения действовали на практике. Так, в состав Томского губернского оспенного комитета входил представитель духовенства [3. Л. 4]. Сотрудничество профессиональных медиков с церковью в деле распространения медицинских знаний объясняется ее высоким авторитетом среди населения, особенно среди крестьянства, а также и недоверием к врачам, фельдшерам и оспопрививателям. Вот что об этом писали в одном из медицинских отчетов 1880-х гг.: «Немало людей-простолюдинов, которые отказываются от медицинской помощи, даже если есть возможность обратиться к медику, частью по невежеству и по предрассудкам, частью по врожденной склонности прибегать к обставленному разными таинственными приемами врачеванию знахарей и знахарок. Нельзя оставить без внимания и характера деятельности, присвоенного окружным и городским врачам, - судебно-медицинская и медико-поли цейская обязанности. Крестьянин не может примириться с мыслью, что врач, который производит вскрытие трупов, может с любовью относиться к страждущему. Такая двойственность. отделяет врача официального, судебного и полицейского от врача врачующего» [4. С. 37, 38]. В сложившихся условиях привлечение священников к работе по распространению санитарно-гигиенических знаний среди населения имело большое значение. В этом отношении представляют интерес публикации в «Томских епархиальных ведомостях», официальном издании Томского епархиального управления, выходившем в 1880-1917 гг. Материалы «Томских епархиальных ведомостей» позволяют проследить участие священнослужителей в работе по распространению санитарной культуры. Так, во время холерной эпидемии, свирепствовавшей в Томской губернии в 1892 г., было опубликовано обращение Святейшего синода к духовенству с призывом знакомить прихожан с «предостережениями против холеры» и «при всяком удобном случае удостоверять сомневающихся из народа, что болезнь, называемая холерою, точно в настоящее время появилась и распространяется в некоторых местностях нашего отечества и что болезнь эта действительно заразительна. внушать недоразумевающим, чтобы занемогающих в домах не утаивали, а объявляли о них, кому от начальства приказано, и чем скорее, тем лучше: сего требует польза больного, потому что чем скорее употреблены будут врачебные пособия, тем надежнее выздоровление; сего требует и польза всего семейства, потому что когда в доме. у скрываемого недуг усилится, тогда и другие члены семейства. могут заразиться» [5. 1992. 15 авг.]. Глава Томской епархии епископ Макарий (Невский) опубликовал воззвание к жителям, в котором призывал соблюдать правила гигиены и обращаться за медицинской помощью к врачам: «Истинный христианин, уповая на Бога, и сам себя бережет. Он. исполняет все то, что требует наука о сохранении здоровья, ибо помнит слова Писания: почитай врача че-стию по надобности в нем, ибо Господь создал его. Он верит, что Господь создал из земли врачевства и что благоразумный человек не пренебрегает ими» [5. 1892. 15 сент.]. По сведениям «Томских епархиальных ведомостей», благочинные рассылали подведомственным им причтам документы Медицинского департамента о соблюдении санитарных требований при погребении умерших от холеры, наставления о том, как уберечься от заболевания холерой [5. 1893. 15 янв.]. Приходские священники читали и раздавали народу брошюры, статьи и наставления о способах борьбы с холерой, убеждали исполнять все советы и требования, исходившие от местной администрации, санитарного комитета, медицинского персонала, давали советы, как ухаживать за больным, какие средства принимать до прибытия врача [5. 1893. 15 февр., 15 мая]. Нужно отметить, что наставления и рекомендации, касающиеся вопросов гигиены, публиковались не только во время эпидемий. Так, в 1883 г. в газете было опубликовано «Наставление и указание мер к прекращению дифтерита». В нем указывалось, что священники должны совершать церковные требы больным на дому, чтобы предотвратить появление инфекции в церкви, запрещалось отпевание умерших от дифтерита в церквах, устройство поминок, предписывалось выносить тела покойных в наглухо заколоченных гробах, хоронить в могилах глубиной не менее трех аршин. Для причащения больных дифтеритом священникам предписывалось иметь особые предметы - чашу, пелену для обтирания рта, которая после обряда сжигалась. Кроме того, духовные лица, «как люди просвещенные и пользующиеся доверием и уважением своих прихожан», обязаны были знакомить население с мерами предохранения детей от заражения, способами первоначальной подачи медицинской помощи заболевшим и внушать доверие к деятельности врачей [5. 1883. 1 сен.]. Подобные публикации «Томских епархиальных ведомостей» имели цель повысить уровень санитарно-гигиенических знаний священников, прививать населению представления о правилах гигиены, формировать доверительное отношение к врачам. Однако не все священнослужители были способны к выполнению этих важных задач. В 1888 г., например, в «Томских епархиальных ведомостях» было опубликовано сообщение о том, что заболел корью маленький ребенок священника В. Островзорова. И, поскольку «доктора жили за 100 верст от села, а сам он в медицине ничего не понимал», семья обратилась за советом к местной повитухе. Получив совет вымазать ребенка дегтем и потом выпарить в бане, родители приступили к «лечению», однако мать по ошибке вместо дегтя взяла смолы, сварила ее в кастрюле и вымазала этим ребенка. Закончился инцидент благополучно, но он свидетельствовал о крайней степени невежества даже самих священников и их близких. Потому-то рассказ был помещен в газете с целью привлечения внимания к проблеме распространения медицинских знаний среди священнослужителей [5. 1888. 1 мая]. С такой же целью в газете сообщалось о том, что в Томском епархиальном женском училище читался курс гигиены, а профессор Томского университета А.И. Судаков прочитал 10 лекций по гигиене на летних учительских курсах Томской епархии, открытых в 1898 г. В рамках лекционного курса учителям церковных школ было рассказано о составе воздуха, о необходимости проветривания школьных помещений, 0 пищевых продуктах, о том, как распознавать серьезное заболевание [5. 1901. 15 янв.; 1899. 15 янв.]. Еще одним способом распространения медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения стала публикация статей и заметок о лечении и профилактике в домашних условиях холеры, дифтерита, туберкулеза и других заболеваний [5. 1892. 1 марта, 1 авг.; 1883. 1 сент.; 1882. 1 сент.; 1884. 15 июня; 1908. 1 апр.; 1911. 1 февр.]. При этом источник позволяет проследить, что некоторые из публикуемых способов священники действительно пытались применять на практике. Так, после выхода заметки о лечении лихорадки раствором горячей воды с обжаренной поваренной солью алтайский миссионер опубликовал опровержение, в котором указал, что данное средство не приносит облегчения больным. Вместо этого он предложил собственные проверенные средства - употребление горчицы, настоя корней шиповника и диету [5. 1883. 1 марта]. В «Томских епархиальных ведомостях» публиковались материалы, посвященные проблеме предотвращения заболеваний и здоровому образу жизни, в частности о вреде браков в близком кровном родстве, о губительном влиянии табака, о положительном влиянии пения на здоровье, о пользе меда и др. [5. 1884. 15 авг.; 1880. 1 дек.; 1890. 15 марта]. Как правило, эти заметки перепечатывались из других периодических изданий и были предназначены прежде всего духовенству. Всего в «Томских епархиальных ведомостях» было опубликовано более 30 подобных заметок. В то же время в газете печатались статьи о «чудесных исцелениях», описывавших выздоровление больных после обращения к святым [5. 1884. 15 мая; 1908. 1 сент.; 1888. 1 мая]. Подобные публикации могли способствовать отказу от обращения к медицинской помощи, тем более что у многих людей наблюдалось недоверчивое отношение к врачам. И действительно, в отчете об организации миссионерской работы на Алтае за 1885 г. упоминается, что «не редко больные прежде искания помощи у врача, обращаются с молитвой за целебной помощью к благодатным врачествам, подаваемым в святых таинствах или к богопрославленным в крае святым: целебнику Пантелеимону и святителю Николаю» [1886. 1 апр.]. В Европейской России бытовала практика систематического освещения вопросов санитарии и гигиены в проповедях и беседах священников. Так, в 1880-х гг. в Виленской губернии проводились воскресные беседы в начальных школах, на которых, помимо религиозных, постоянно рассматривались вопросы естественной истории и гигиены [5. 1884. 15 февр.]. В Томской губернии подобная практика не получила широкого распространения. Однако некоторые священники в своих проповедях и беседах обращались к указанным вопросам. Например, священник Е. Ландышев проводил со своей паствой беседы о необходимости строить гигиеничные дома, о правильном воспитании детей, о вреде табака и вина и публиковал их тексты в газете [5. 1899. 1 нояб.; 1900. 1 фев.]. Известно также, что в 1907 г. благочинные на Алтае, с целью снижения детской смертности, читали пастве брошюру о правилах кормления грудных детей [5. 1907. 15 сент.]. Таким образом, редакция газеты «Томские епархиальные ведомости» проводила немалую работу по формированию гигиенической культуры населения Томской губернии. Точно определить объемы этой работы и ее результативность затруднительно, но нельзя отрицать ее положительного значения в деле санитарного просвещения в России.

Ключевые слова

hygiene, Tomsk province, health education, Томская губерния, гигиена, санитарное просвещение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тартаковская Ксения АнатольевнаТомский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры этики, эстетики и культурологииkseniya.s@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Памятная книжка Томской губернии на 1884 год. Томск, 1884. 175 с.
Томские епархиальные ведомости (Томск).
Государственный архив Томской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 7.
Устав врачебный: издание 1892 года // Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 13. 341 с.
Устав врачебный: издание 1857 года // Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 13. Тетр. 3. 387 с.
 «Томские епархиальные ведомости» об организации санитарного просвещения в Томской губернии в XIX - начале XX в | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/24

«Томские епархиальные ведомости» об организации санитарного просвещения в Томской губернии в XIX - начале XX в | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. DOI: 10.17223/15617793/386/24