Представлены данные о личностных особенностях предпринимателей малых и крупных городов. Приведены результаты сравнительного исследования ценностей, жизнестойкости и толерантности к неопределенности, свойственные предпринимателям пгт. Шира Республики Хакасия (малый город) и предпринимателям г. Томска (крупный город). Выдвинуто предположение о разрушении традиционной системы ценностей как условия развития предпринимательских качеств личности.
Factor structure of personality characteristics of entrepreneurs of small towns and big cities.pdf Введение. Актуальность проблемы предпринимательства как предмета исследования российских ученых, в первую очередь, определяется приоритетными направлениями государственной политики, одной из задач которой является развитие малого и среднего бизнеса [1]. Проблема предпринимательства изучается в рамках философии, экономики, социологии [2-8] и психологии [9-12]. Следует отметить, что большинство исследований направлено на изучение личностных особенностей предпринимателей, поскольку именно они являются психологическими условиями развития предпринимательства. В ранних работах, посвященных предпринимательству, экономисты и социологи вводят понятие «личностный синдром предпринимательства». Й.А. Шумпетер [8] считает, что личность предпринимателя и его характерные особенности становятся стержнем системы, которая создает экономику в целом. Таким образом, предпринимательство рассматривается не столько как экономическая, сколько как психологическая категория, которая обеспечивается личностными особенностями предпринимателя. Среди важных личностных особенностей предпринимателя исследователи называют: готовность к риску [6], организаторские и творческие способности [7], духовную свободу, волю и энергию, упорство и постоянство, лидерские способности [3], самостоятельность [10], высокую мотивацию достижения [9, 13], высокий уровень интернальности [12], склонность к умеренному риску [11], интеллектуальность, инновативность, способности к партнерству, образовательную мобильность [5]. Предметом изучения современных исследователей проблемы предпринимательства становятся параметры личностного потенциала предпринимателей [14], неотъемлемыми характеристиками которого выступают жизнестойкость, толерантность к неопределенности и др. [14-16]. Принимая во внимание тот факт, что личностный потенциал опосредуется ценностями [14], необходимо изучать и ценностные ориентации предпринимателей, которые являются важным элементом структуры личности. Материалы и методы исследования. Цель данного эмпирического исследования заключается в определении структуры личностных особенностей предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом и осуществляющих свою деятельность в малых и крупных городах. В исследовании приняли участие 60 предпринимателей (в возрасте от 22 до 57 лет) поселка городского типа (пгт.) Шира Республики Хакасия, имеющего статус малого города (согласно Федеральному закону Российской Федерации № 131-ФЗ [17], современные города делятся на малые (до 50 тысяч жителей); средние (50-100 тысяч); большие (100-250 тысяч); крупные (250-500 тысяч); крупнейшие (500 тысяч - 1 миллион); города-миллионеры (свыше 1 миллиона жителей)) и 60 предпринимателей г. Томска (в возрасте от 22 до 56 лет), относящегося к категории крупных городов. Были исследованы такие личностные особенности предпринимателей, как жизнестойкость и толерантность к неопределенности, а также особенности ценностей. Сбор данных производился с помощью опросных методов. Для определения особенностей жизнестойкости применялся «Опросник жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой [15], для изучения толерантности к неопределенности - «Шкала толерантности к неопределенности» STAT-I Д. Маклейна, адаптированная Е.Г. Луковицкой [16], для выявления ценностей -«Ценностный опросник» Ш. Шварца, адаптированный В.Н. Карандашевым [18]. Статистическая обработка данных была реализована с помощью метода факторного анализа по главным характеристикам, благодаря которому была получена информация о структуре личностных особенностей предпринимателей малых и крупных городов -жизнестойкости, толерантности к неопределенности и ценностям. Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим результаты, полученные в группе предпринимателей малого города - пгт. Шира (табл. 1). Как видно из табл. 1, первый фактор объединил параметры ценностей только на уровне нормативных идеалов; второй - параметры таких личностных особенностей, как жизнестойкость и толерантность к неопределенности; в третий фактор, имеющий наименьшую долю общей дисперсии, вошел только один параметр - самостоятельность на уровне индивидуальных приоритетов. Ш. Шварц [18] выделяет два уровня ценностей: уровень нормативных идеалов - ценности как внутренние ориентиры, идеалы и убеждения - и уровень индивидуальных приоритетов - ценности, которые проявляются в реальном поведении. Первый уровень является более стабильным и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его принципы поведения. Второй уровень является более зависимым от внешней среды, например от группового давления, и соотносится с конкретными поступками человека. Т а б л и ц а 1 Результаты факторного анализа жизнестойкости, толерантности к неопределенности и ценностей в группе предпринимателей пгт. I Мира Factor Loadings (Varimax raw) Extraction: Principal components Отмеченные нагрузки > ,500000 Показатель Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Вовлеченность -0,07 0,84 -0,06 Контроль 0,08 0,80 -0,16 Принятие риска 0,06 0,80 0,16 Суммарный показатель жизнестойкости 0,02 0,93 -0,05 Толерантность к неопределенности 0,04 0,69 0,06 Конформность (УНИ) 0,78 -0,07 -0,26 Традиции (УНИ) 0,77 0,09 -0,19 Доброта (УНИ) 0,85 0,02 0,01 Универсализм (УНИ) 0,62 -0,25 -0,44 Самостоятельность (УНИ) 0,77 0,13 0,22 Стимуляция (УНИ) 0,69 0,19 0,12 Гедонизм (УНИ) 0,51 0,32 0,24 Достижение (УНИ) 0,57 -0,05 0,11 Власть (УНИ) 0,37 -0,18 0,32 Безопасность (УНИ) 0,84 0,05 0,12 Конформность (УИП) 0,02 -0,25 0,40 Традиции (УИП) -0,22 -0,41 -0,21 Доброта (УИП) 0,06 0,04 -0,44 Универсализм (УИП) -0,11 0,31 -0,43 Самостоятельность (УИП) -0,34 -0,10 0,54 Стимуляция (УИП) 0,36 0,52 -0,06 Гедонизм (УИП) 0,10 0,09 -0,01 Достижение (УИП) 0,27 -0,22 0,40 Власть (УИП) 0,26 0,26 0,17 Безопасность (УИП) -0,22 -0,08 -0,36 Общая дисперсия фактора 5,33 4,34 1,80 Доля общей дисперсии 0,21 0,17 0,07 Примечание. Жирным шрифтом выделены шкалы, имеющие статистически значимую факторную нагрузку. УНИ - уровень нормативных идеалов. УИП - уровень индивидуальных приоритетов. В этой связи можно заключить, что вошедшие в первый фактор ценности (конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижение и безопасность) являются у предпринимателей пгт. Шира более стабильными. Параметры, вошедшие во второй фактор, свидетельствуют о том, что предприниматели пгт. Шира убеждены в значении вовлеченности и контроля, поскольку это дает возможность повлиять на процесс и результат деятельности. Кроме того, предприниматели пгт. Шира готовы к риску, не склонны рассматривать неопределенные ситуации как потенциально угрожающие, наоборот, как возможность получения нового опыта. Обобщая результаты факторного анализа в группе предпринимателей пгт. Шира, можно утверждать, что, во-первых, ценности и другие личностные особенности, а именно параметры личностного потенциала (жизнестойкость и толерантность к неопределенности), не зависят друг от друга. Во-вторых, именно ценности, а не параметры личностного потенциала являются более существенными структурными компонентами, определяющими личность. Параметры жизнестойкости и толерантность к неопределенности являются для предпринимателей пгт. Шира менее значимыми динамическими характеристиками. Такое соотношение структурных компонентов отвечает адекватной внутриличностной иерархии. Именно «личностная ценность проявляет себя как стабильный источник смыслообразования и мотиво-образования» [19. С. 125]. Другая факторная структура обнаруживается в группе предпринимателей г. Томска (табл. 2). В первый фактор с высокой положительной факторной нагрузкой вошли показатели личностного потенциала. На основании этого можно говорить, что иерархически более высокое значение в личностной структуре предпринимателей г. Томска занимают параметры личностного потенциала, а не ценностей. Кроме того, самостоятельный фактор ценностей в группе предпринимателей г. Томска не выделился вообще. Т а б л и ц а 2 Результаты факторного анализа жизнестойкости, толерантности к неопределенности и ценностей в группе предпринимателей г. Томска Factor Loadings (Varimax raw) Extraction: Principal components Отмеченные нагрузки > ,500000 Показатель Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Вовлеченность 0,86 -0,02 0,12 Контроль 0,82 0,10 -0,03 Принятие риска 0,41 0,14 -0,38 Суммарный показатель жизнестойкости 0,96 0,06 -0,01 Толерантность к неопределенности 0,42 0,60 0,27 Конформность (УНИ) -0,18 -0,70 -0,04 Традиции (УНИ) -0,41 -0,36 0,33 Доброта (УНИ) -0,19 -0,39 0,01 Универсализм (УНИ) 0,05 -0,61 0,15 Самостоятельность (УНИ) -0,03 -0,21 0,15 Стимуляция (УНИ) -0,17 0,02 -0,50 Гедонизм (УНИ) 0,11 0,06 0,48 Достижение (УНИ) 0,06 -0,49 -0,11 Власть (УНИ) 0,18 -0,01 -0,02 Безопасность (УНИ) 0,02 -0,65 0,36 Конформность (УИП) -0,12 0,05 -0,58 Традиции (УИП) 0,07 0,33 -0,13 Доброта (УИП) -0,10 0,26 -0,19 Универсализм (УИП) 0,05 -0,36 0,33 Самостоятельность (УИП) 0,30 -0,23 -0,32 Стимуляция (УИП) 0,17 0,39 0,33 Гедонизм (УИП) -0,39 0,38 0,16 Достижение (УИП) 0,19 0,03 -0,44 Власть (УИП) -0,06 0,37 0,17 Безопасность (УИП) -0,26 -0,04 -0,12 Общая дисперсия фактора 3,40 3,05 1,98 Доля общей дисперсии 0,14 0,12 0,08 Примечание. Жирным шрифтом выделены шкалы, имеющие статистически значимую факторную нагрузку. УНИ - уровень нормативных идеалов. УИП - уровень индивидуальных приоритетов. Во второй фактор с положительным значением вошел показатель толерантности к неопределенности, а с отрицательными значениями - ценности конформности, безопасности и универсализма на уровне нормативных идеалов, но не вошли те же ценности на уровне индивидуальных поведенческих приоритетов. На основании этого можно говорить, что стремление предпринимателей г. Томска сохранять спокойствие в ситуациях напряженности обеспечивается не столько усилением важных ценностей, сколько их отрицанием. Возможно, в данном исследовании удалось «уловить» определенный этап трансформации личностной структуры людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. Предпринимательство требует от человека быть устойчивым в ситуациях неопределенности, а значит, человек должен развивать в себе способность воспринимать неопределенные ситуации не как источник угрозы, а как источник нового опыта и новых перспектив, и не бояться трудностей и проблем, которые могут быть с этим связаны. Причем эта способность может не соответствовать ценностям предпринимателя и реализовываться только за счет его сознательных усилий. Поэтому эта способность «поддерживается» не столько «усилением» соответствующих ей ценностей, таких как самостоятельность, стимуляция, достижения, сколько отвержением ценностей, мешающих ее развитию - конформности, безопасности и универсализма. Иначе говоря, для того чтобы быть готовым к деятельности в ситуациях, связанных с неопределенностью, противоречивостью и дефицитом информации, множественностью выборов и решений, предприниматели г. Томска вынуждены отказываться от идеалов безопасности и стабильности, ценностей понимания других людей, толерантности, защиты благополучия людей и сдерживания действий, которые могут иметь негативные социальные последствия. Можно заключить, что в основе личности предпринимателей г. Томска лежат не ценности, а те личностные параметры, которые обеспечивают возможность адаптации к трудным условиям жизни. Учитывая полученные результаты, можно сделать предположение о разрушении ценностного фактора под влиянием необходимости выполнения определенных видов деятельности, вероятно, не совпадающих с ценностями самих предпринимателей. Кроме того, полученные результаты позволяют выдвинуть еще одно предположение - о разрушении традиционной системы ценностей как необходимом условии развития предпринимательских качеств личности. Обобщая все полученные в данном исследовании результаты, можно сделать выводы: 1. Предприниматели малых городов обладают адекватной внутриличностной иерархией: Ценности и такие параметры личностного потенциала, как жизнестойкость и толерантность к неопределенности, не зависят друг от друга. Именно ценности, а не параметры личностного потенциала являются важными структурными компонентами, определяющими личность предпринимателей малых городов. 2. Предприниматели крупных городов не обладают позитивным психологическим потенциалом развития предпринимательства, поскольку в основе их личности лежат не ценности, а те личностные параметры, которые обеспечивают возможность адаптации к трудным условиям жизни. У предпринимателей крупных городов происходит трансформация личности в направлении соответствия их психологических особенностей требованиям осуществляемой ими деятельности.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.
Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.
Леонтьев Д.А., РассказоваЕ.И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности : автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1998. 19 с.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.
Маккелланд Д. Мотивация человека. СПб. : Питер, 2007. 669 с.
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М. : Директ-Медиа, 2007. 400 с.
Дружинин В.Н. Психология : учеб. для эконом. вузов. СПб. : Питер, 2002. 672 с.
Журавлев А.Л., Поздняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : ИП РАН, 1995. 58 с.
Brockhause R.H. The psychology of the entrepreneur // Encyclopaedia of entrepreneurship / C.A. Kent, D.L. Sexton, K.H. Vesper. NJ : Prentice Hall, 1982. P. 39-56.
Rotter J. Generalized expectation for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. № 80 (608). P. 1-27.
Тюрго А.Р.Ж., Кенэ Ф., Дюпон деНемурП.С. Физиократы. Избранные экономические произведения. М. : Эксмо, 2008. 1200 с.
Лутохина Э.А. Модель человека в новой экономике // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. № 2. С. 85-89.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Эксмо, 2007. 960 с.
Кузнецова Т.Е. Малые города России: экономический аспект // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского простран ства / под ред. Т.И. Заславской. М., 1996. С. 384-388.
О развитии малого и среднего предпринимательства: Федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Российская газета. 2007. 31 июля.
Ефремова Ж.Д. Формирование и функционирование менталитета населения малого провинциального города : автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 2006. 24 с.
Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М. : Наука, 1994. 442 с.