Терминологический анализ слова «одиночество» | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/9

Терминологический анализ слова «одиночество»

В настоящее время интерес к феномену социального одиночества вполне естествен. Его можно считать серьезной социальной проблемой, способной повлиять на уровень межличностных отношений в обществе и на саму сущность человека. Многие используют данное понятие, но мало кто задумывается об особенностях его возникновения и возможностях использования. Следовательно, актуальным считается выяснение специфики его появления и анализ особенностей его употребления в языках разных народов и со схожими по смыслу словами и выражениями.

The terminological analysis of the word “loneliness”.pdf Каждый, слыша слово «одиночество», знает, о чем идет речь, или, по крайней мере, думает, что знает. Одно поколение передает это слово другому как некий символ, ценность и образ которого никто не оспаривает и не ставит под сомнение. Если один произносит слово «одиночество», а другой его слышит, то они сразу понимают друг друга. Естественным в данном случае считается вопрос о степени их единодушия при его обсуждении и трактовке. Одиночество нельзя видеть и осязать, воспринимать органами чувств. Не стоит понимать его и как некое явление, одинаково представленное в любую историческую эпоху, для которого можно применять равнозначные понятия и определения. Следовательно, об одиночестве нельзя сказать, что оно существует и является действительным в той мере, в какой это можно сказать об одиноко проживающих людях, отнесенных обывателями к данной категории лишь по признаку наличия или отсутствия кого-либо рядом. Допущение «вольностей» в понимании данного явления отражается в последующем на неправильной трактовке понятия одиночества и схожих с ним понятий и выражений, что приводит к еще большему искажению смысла и неверному познанию сути данного явления. Избежать подобного возможно лишь в процессе определения истинного его значения, которое, несомненно, будет способствовать всестороннему рассмотрению его сути и особенностей. Для этого обратимся к толковым словарям и проведем терминологический анализ слова «одиночество». Согласно словообразовательному словарю под редакцией А.Н. Тихонова [1. С. 318, 319] в основе образования существительного «одиночество» лежит местоимение «один». «Один» впервые встречается в греческом и латинском языках, символизирует первичную цельность, основу и источник жизни. В представлении пифагорейцев означает первичный пункт любого исчисления, первоначальную сущность, нечто неделимое, из которого произошло все сущее. Впоследствии в различных философских учениях оно стало обозначать основополагающие элементы бытия. В данных языках упоминаемое местоимение легло в основу образования прилагательных «одинокий» и «одиночный», стало причиной появления слов и выражений, призванных описать их специфичность и отличие при употреблении в речи. В латинском и греческом языках [2. С. 442; 3. С. 12] слово «одиночный» используют для характеристики отдельно стоящих, единичных, единственных в своем роде, исключительных предметов и людей, тогда как «одинокий» - для описания покинутых, пустынных и безлюдных мест, необщительных и склонных к одиночеству людей. «Одиночество» образовано ввиду языковых изменений, в ходе которых данные прилагательные преобразовались в существительные, характеризующие не столько самого человека, сколько степень его близости с другими. Так, в латинском языке одиночество -это состояние запустения, опустошенности, в греческом - отлучения, изоляции. Следовательно, всестороннее описание одиночества не может быть отделено от познания специфичности слов «один», «одинокий», «одиночный». Их понимание вошло в обиход и прочно закрепилось в языках разных народов. К примеру, во французском языке слова «одинокий» и «одиночный» выражаются словами «solitaire» и «unique», а «одиночество» - словом «solitude», в немецком соответственно словами «einsam», «single» и «einsamkeit», в испанском - словами «solitario», «solo» и «soledad», в шведском - «ensam», «single» и «ensamhet» и т.д. Таким образом, в европейских языках «одинокий» и «одиночество» имеют единую основу и выражают общий смысл, тогда как «одиночный» стоит в стороне и лишь косвенно может быть отнесено в предложенную для изучения группу слов. В.В. Виноградов [4. С. 29] считает, что «одиночество» появилось в древнерусском письменном языке XI-XII вв. под влиянием старославянских моделей и упоминается в произведениях того времени [5]. Общая схема образования слов в русском языке такова: «один» - «одинехонек», «одинешенек», «одиночный», «одинокий». Последнее, в свою очередь, служит основой образования существительных «одиночка» и «одиночество». Сопоставим и охарактеризуем слова «одинокий», «одиночество» и «одиночка». И.И. Срезневский утверждает, что «одиночество» есть синоним «уединения» [6. С. 614-616]. Позднее к этому утверждению приходят и другие исследователи. При переводе «Повести временных лет» вместо слова «одиночество» они употребляют понятия «затворничество» и «монашество» [7]. В документах XV-XVII вв. [8] встречаются слова «одиначение», «одиначество» (в значении «проживание в одиночестве, без семьи и близких, без помощников»), «одинакий», «одинецъ», «одинцовый», «одинчик», «одиный», «одиначитися», «одинако», «одиначный» (в значении: одиночный, отдельный, не разделенный на части; стоящий особняком; бессемейный), «одинокий», «одиночный», «одиночество». «Одиначество» и «одиночество», «одинакий» и «одинокий» понимаются как синонимы. К примеру, в «Соборном уложении царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах» слово «одинакий» используется в значении одиночного, находящегося отдельно от других, одинокого, бессемейного, живущего бобылем, без детей [9. С. 589]. В словарях XI-XIX вв. «одиночество» представлено как «состояние одинокого, бессемейного, удаленного от общества человека; состояние приобретенное, не полученное при рождении» [10. С. 277-284; 11. С. 618; 12. С. 216]. Исключение составляют некоторые летописные сборники, в которых слова «одиначество» и «одина-читься» употребляются в значении «согласие», «соглашение», «единение», «союз», а «одиный» как «общий», «единый», «составляющий одно целое», «нераздельный» [6. С. 8]. Подобное несоответствие можно встретить и в ряде источников более позднего периода, в которых нашли отражение стилистические изменения. Начиная с 1847 г. употребляемые слова «одинакий», «одиначка», «одиначный» стали признаваться общелитературными и их значения обособились от «одинокий», «одиночка», «одиночный», «одинехонек», «одинешенек», «одиночествовать», «одиночиться». Трактовка понятий «одиночество» и «одиначество» стала различаться. Последнее начало употребляться в значении «едино -мыслия»; «взаимного соглашения, замысла», тогда как «одиночество» - как состояние одинокого, проживающего или находящегося отдельно от других. В толковом словаре В.И. Даля [13. С. 1229-1231] одинокий охарактеризован как обособленный и живущий уединенно человек, прячущийся от людей. Он намеренно ищет одиночества, живет одиноковато, т.е. скучновато, безлюдно. Состояние одинакого человека - общность, тогда как одинокого - отдельность, одиночность, обособленность, скрытость и разрозненность. В словарях под редакцией Д.Н. Ушакова [14. С. 761, 762], С.А. Кузнецова [15. С. 700, 701], Д.В. Дмитриева и В.В. Лопатина [16. С. 746-748; 17. С. 321] одинокий - человек, отчуждающий себя от общества и от общественных интересов, отделенный от других, чуждый им, изолированный и замкнутый. Постепенно к анализу слов «одиночество» и «одинокий» добавилось сопоставление их значений со смыслом других понятий. Синонимами стали признаваться «одиночество» и «отчуждение» - встречается в толковых словарях под ред. В.И. Даля, С.А. Кузнецова, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Д. Н. Ушакова, З.Е. Александровой и Т.Ф. Ефремовой; «одиночество» и «уединение» - в словарях под ред. Н.К. Абрамова, К.В. Габучана, С.А. Кузнецова, В.В. Лопатина, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой и др.; «одиночество» и «сиротливость», «сиротство» - в словаре З.Е. Александровой; «одиночество» и «отшельничество», «затворничество» - в толково-понятийном словаре А.А. Шушкова; «одиночество», «одиночная камера», «изоляция» - в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой и др.; «одинокий», «одиный», «единый» и «единение» - в словообразовательных словарях А. Н. Тихонова, Г.П. Цыганенко; «одиночество», «одинокий», «одиночный» и «одиночка» - в словарях В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Т.Ф. Ефремовой. В толковом словаре под ред. Л.И. Скворцова [18. С. 518] также даются определения вышеназванных слов, утверждается, что их не нужно объединять в единое целое, а стоит разводить и использовать отдельно. «Одиночный», «одинокий», «одинокость» и «одиночка» - понятия, характеризующие что-либо, свойственное одному или предназначенное для одного; что-либо отдельное, обособленное. Их значения, хотя и предполагают отсутствие кого-либо рядом, но не способны передать эмоциональный аспект утраты, всего того, что может пережить одинокий. Следовательно, необходимо выявить саму возможность передачи данными словами подобных аспектов. Для этого обратимся к междисциплинарным словарям (утверждения получены в ходе анализа статей, размещенных в российских философских, психологических, социологических и педагогических словарях. Основной критерий отбора - наличие термина в издании. Выборку составили 412 словарей и энциклопедических изданий. Лишь в 21-м словаре дается определение слова «одиночество») и выделен ряд определений «одиночества», трактовка которых, как правило, осуществляется в рамках психологического, социального и философского дискурсов. Отметим при этом тот факт, что при его формулировке авторы в какой-то степени подвергаются: - стереотипному восприятию действительности (например, в рамках психологического дискурса описание одиночества, как правило, связано с внутрилич-ностными переживаниями и состоянием неудовлетворенности); - влиянию направления исследования (например, в социологии одиночество часто характеризуется в рамках «дисбаланса», возникающего при межличностном и межгрупповом взаимодействии); - соблазну субъективной оценки и описания одиночества (как это часто происходит в ряде работ, в которых описание рассматриваемого явления основывается отчасти и на личном субъективном опыте, зачастую негативном, что не дозволительно) и т. д. Так, психологический дискурс повествует не сколько о самом одиночестве, сколько о неких возможных серьезных психологических отклонениях, способных возникнуть ввиду ограничения, а в ряде случаев и лишения человека значимых связей и отношений, дискомфорта и эмоциональных переживаний, полного погружения в самого себя. Среди определений выделим такие, как: 1. Состояние человека, возникающее ввиду вынужденной внешней и внутренней отдаленности от других людей, долгой и практически абсолютной социально-коммуникативной изоляции [19]. Последняя есть нехватка полноценного, доверительного общения ввиду нарушения, разрыва или отсутствия значимых социальных связей и отношений личности. 2. Обездоленность личности ввиду возникшего жизненного дискомфорта [20. С. 423, 424]. 3. Субъективное, сугубо индивидуальное чувство [21] полной погруженности в самого себя, эмоциональное переживание. Сопровождается осознанием неудовлетворения субъективно значимой потребности в общении со значимыми другими, способной привести к отчуждению и серьезным психическим отклонениям. 4. Деструктивная форма самовосприятия, способствующая построению одиноким человеком различного рода барьеров и интерпретации своего существующего положения как катастрофы [22. С. 867, 868]. 5. Акт самосознания индивида, в ходе которого он осознает, чувствует и оценивает состояние собственной неудовлетворенности, вызывающее у него возмущение и интерпретируемое им как одиночество. Философский дискурс представляет одиночество как естественный, осознанный выбор [23. С. 88, 89; 24. С. 183], необходимый человеку для познания собственной независимости, для выполнения серьезной работы. Обладание им важно настолько, что при утрате заменяется лишь страданием. В социальном плане рассуждения об одиночестве сводятся к анализу социальных условий, при которых разрушение социальных связей и отношений приводит к осознанию разобщенности, протесту, «бегству от действительности» и «внутренней эмиграции»: 1. Естественное следствие негативных социальных потрясений, состояние, предполагающее отдаленность от других, но не всегда физическую отдельность от них. В данном контексте рассматриваемое понятие как бы условно «отделяется» от терминов «одиночка» и «одинокий» [25. С. 320]. 2. Следствие влияния социальных преобразований как на общество в целом, так и на отдельного человека в конкретный исторический промежуток времени, под влиянием определенных социальных условий. Состояние, принявшее на индивидуальном уровне форму физической отстраненности, а в ряде случаев - изоляции с элементами морального дискомфорта и тягостных переживаний. 3. Социальное явление, характеризующее частоту и интенсивность социального взаимодействия, «крепость» социальных связей человека с другими членами общества. 4. Ощущение человека, явление социального порядка и проблема, получившая широкое распространение в современном мире. Оно существенно изменило систему социальных связей, заменив непосредственное общение людей различного рода суррогатами (например, опосредованным общением через Интернет). 5. Оно есть результат отсутствия доступного круга общения и чувства общности [26], значимых дружеских и любовных связей; наличия каких-либо физических недостатков, инвалидности [23. С. 88, 89]. Подводя итог всему сказанному выше, отметим следующее. Анализ представленных в словарях характеристик, как самого одиночества, так и схожих понятий, позволил понять специфичность изучаемого явления и ту суть, которую оно в себе несет. Несомненно, все наши рассуждения об одиночестве сводятся преимущественно к логическим обобщениям. Однако именно последние, а также наблюдение за подобными людьми, их действиями и поступками позволили автору сформулировать определение, которое в дальнейшем может быть успешно апробировано на практике. В частности, на наш взгляд, социальное одиночество есть своеобразный социальный регулятор, воспроизводимый обществом для поддержания некоторого постоянства либо изменчивости отношений в обществе, способствующий прогрессивному или регрессивному развитию в определенное время и на некотором пространстве. Вследствие сказанного одиноким в обществе становится человек, чьи взгляды и поведение идут вразрез с общепринятыми убеждениями. У него возникают «проблемы» в отношениях между людьми (недоверие к людям, отсутствие чувства общности, значимых дружеских и любовных связей), приводящие к двойственному состоянию осознанного выбора и вынужденного пребывания вне желаемого социального окружения.

Ключевые слова

retreat, shared vision, singular, единомыслие, затворничество, lonely, single, единичный, одиночный, одиночество

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каштанова Ольга ВладимировнаКазанский технологический университетст. преподаватель кафедры социальной и политической конфликтологииolgak2002@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб. : Питер, 2006. 1096 с.
Словарь-справочник по социальной геронтологии. Самара : Самар. ун-т, 2003. 208 с.
Рассел Б. Философский словарь разума, материи, морали / пер. с англ. К. : Port-Royal, 1996. 368 с.
Курицына О.В. Социальный аспект одиночества // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 320-324.
Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы. URL: http://voluntary.ru /dictionary/853 (дата обращения: 10.01.2013).
Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М. : Когито-Центр, 2011. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/1095 (дата обращения: 10.01.2013).
Безрукова В.С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.
Психологический словарь / под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. М. : ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. 800 с.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. М. : Оникс ; Мир и образование, 2009. 1101 с.
Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. М. : Астрель: АСТ, 2003. 1582 с.
Толковый словарь русского языка : в 4 т. Т. 2 : Л - Ояловеть / под ред. Д.Н. Ушакова ; сост. В.В. Виноградов и др. М. : Астрель: АСТ, 2000. 1040 с.
Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1993. 704 с.
Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2000. 1534 с.
Словарь Академии Российской. СПб., 1793. Ч. 4. 639 с.
Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный. СПб., 1822. Ч. 4. 770 с.
Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. М. : Типография Лазаревского института восточных языков, 1865. Ч. 2. 1351 с.
Словарь русского языка XI-XVII вв. / под ред. Г.Я. Романова. М. : Наука, 1987. Вып. 12. 386 с.
Летопись по Воскресенскому списку. Продолжение. Т. 8 // Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографической комиссией. СПб. : Типография Э. Праца, 1859. 312 с.
Соборное уложение царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах // Памятники русского права периода укрепления русского центра лизованного государства XV-XVII вв. / под ред. Л.В. Черепнина. М. : Гос. изд-во юрид. лит., 1956. 633 с.
Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ ; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб. : Наука, 1997. Т. 1 : XI-XII века. URL: http://pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 4863 (дата обращения: 11.01.2013).
Повесть временных лет / под ред. В.И. Адриановой-Перетц. М.; Л. : Изд-во Акад. наук, 1950. Ч. 2. 405 с.
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб. : Типография Императорской Акаде мии наук, 1902. Т. 2. 1802 с.
Виноградов В.В. История слов / РАН. Отделение литературы и языка: Научный совет «Русский язык». Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. М. : РАН, 1999. 1139 с.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М. : Культура и традиции, 1996. 576 с.
Сальнова А.В. Греческо-русский и русско-греческий словарь. М. : Рус. яз., 2000. 586 с.
Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М. : Рус. яз., 1976. 1096 с.
 Терминологический анализ слова «одиночество» | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/9

Терминологический анализ слова «одиночество» | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/9