Общественные музеи Томской области: начальный период истории (1960-1980-е гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/18

Общественные музеи Томской области: начальный период истории (1960-1980-е гг.)

Период начальной истории общественных музеев на территории Томской области полностью совпадает с общегосударственными тенденциями. В период «развитого социализма» в Томской области было создано пять общественных музеев. В статье представлено авторское видение типологии общественных музеев.

Public museums of Tomsk Oblast: the early history (1960-1980s).pdf Музейная сеть страны складывалась из государственных музеев Министерства культуры и его местных подразделений, государственных музеев системы Академии наук СССР и Министерства высшего и среднего специального образования и так называемых общественных музеев. В 1960-1970-е гг. она переживала бурный рост, так называемый музейный взрыв [1. С. 143], или музейный бум, именно за счет роста общественных музеев [2. С. 27; 3. С. 157; 4. С. 9]. Музейная сеть Томской области имела те же тенденции, хотя первые общественные музеи в Томской области были открыты еще в 1950-х гг.: историко краеведческий музей в томской школе № 7 (позднее -школа № 12) и краеведческий музей в с. Кривошеино. Массовое создание общественных музеев в стране началось, по мнению ряда авторов [1. С. 147-148; 4. С. 10; 5. С. 253], после 1959 г., когда Министерством культуры РСФСР был положительно оценен опыт Пермской области по созданию общественных (тогда они назывались народными) музеев. Стоит отметить, что пермские общественные музеи стали известны всей стране благодаря активной организационной и информационной поддержке со стороны местных партийных и советских органов. В других регионах к концу 1950-х гг. также возникали общественные музеи [6. С. 245; 7; 8. С. 221-222; 9; 10; 11. С. 44], но информация о них не была так широко распространена в силу отсутствия поддержки со стороны местных властей. Деятельность по созданию общественных музеев активизировалась после принятия в мае 1964 г. Постановления ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся». Значительное место в Постановлении уделялось упорядочению музейной сети (уточнение классификации музеев по профилям и типам, объединение однотипных музеев, существующих в одних городах / регионах), выдвигалась задача создания единой системы музеев. Был определен порядок открытия новых музеев, новый музей разрешалось открывать лишь в тех случаях, когда это действительно было необходимо и имелись в наличии экспозиционные помещения и подлинные ценные материалы. Кроме того, Постановлением ставились следующие задачи укрепления связи музеев с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, учебными заведениями, научными и творческими обществами, расширения всех форм музейной работы, особенно на селе, расширения краеведческого движения [12]. Ответом на партийное постановление стало разработанное Министерством культуры СССР Типовое положение о народном музее, принятие которого в 1965 г. вызвало создание сети общественных музеев. После издания Типового положения о музее, работающем на общественных началах, утвержденного Министерством культуры СССР по согласованию с ВЦСПС 12 апреля 1978 г. [13], создание общественных музеев еще более активизировалось. Для усовершенствования деятельности общественных музеев с целью создания из них действительно резерва для сети государственных музеев в 1980 г. было решено присваивать наиболее достойным из них почетное звание «Народный музей» [14]. Звание присваивалось в результате ходатайства местных (республиканских или областных) органов культуры и должно было подтверждаться через каждые 5 лет. Общественные музеи и сегодня составляют мощнейший пласт музейной сети страны. На современном этапе это негосударственная музейная сеть, включающая музеи школ, предприятий, училищ, техникумов, университетов, различных организаций и др. В.Е. Туманов, один из ведущих исследователей общественных музеев, в 1985 г. предложил подразделять музеи на 3 группы: 1) музеи, создаваемые по инициативе советских и партийных органов, отделов культуры районных и городских исполкомов и работающие под их непосредственным руководством; 2) музеи промышленных предприятий, различных учреждений или организаций, колхозов, совхозов, научных учреждений и средних и высших профессиональных учебных заведений, создаваемые по инициативе профсоюзных организаций, научных или учебных советов и т.д.; 3) школьные музеи [1. С. 147, 148; 15. С. 44]. На наш взгляд, более органичной представляется следующая группировка общественных музеев: 1) общественные музеи, создаваемые по инициативе общественности при поддержке вышестоящих инстанций в лице советских и партийных органов, отделов культуры районных и городских исполкомов; 2) музеи предприятий, колхозов и организаций, создаваемые по инициативе активистов-сотрудников или профсоюзных организаций; 3) музеи учебных учреждений (школ, училищ, техникумов, университетов), создаваемые по инициативе представителей педагогических коллективов. Рассмотрим каждую группу общественных музеев, созданных в Томской области в период с начала 1960-х до середины 1980-х гг. Музеев, созданных по инициативе краеведов-энтузиастов и поддержанных местными советскими и партийными органами, а также отделами культуры, до 1990-х гг. было открыто немного. Так, в 1969 г. был открыт уникальный художественный музей - Чаинская картинная галерея, - не имеющий до сих пор аналогов в Томской области [16]. Открытие галереи было предложено местной интеллигенцией, художниками, общественностью, так как идея создания в Томской области художественного музея зрела уже давно, однако все упиралось в отсутствие помещения. В результате по инициативе художников Я.Я. Панова и А.Н. Либерова было предложено в одном из помещений строившегося Дома культуры в с. Подгорном открыть картинную галерею. Идею поддержали местные власти в лице председателя райисполкома Я.Ф. Коробенко, первого секретаря райкома КПСС Н.М. Лысанова и заведующего отделом культуры Чаинского райисполкома А. К. Лы-зенко. В результате совместных усилий 15 января 1969 г. состоялось торжественное открытие галереи. Уже на первой выставке были представлены работы 25 художников из 11 городов страны: Томска, Москвы, Казани, Рязани, Свердловска, Омска, Красноярска и др. Сейчас картинная галерея имеет более 500 живописных и графических работ. Галерея до 1984 г. являлась общественным музеем и находилась в структуре районного Дома культуры. В мае 1984 г. ей было присвоено почетное звание «Народный музей» (свидетельство Министерства культуры РСФСР № 148 от 18 мая 1984 г. [17]). А через 10 лет галерея стала филиалом Томского областного художественного музея [18, 19]. По такому же сценарию развивались события и в Асиновском районе, где по инициативе местных краеведов Геннадия Ивановича Игнатова, Василия Тимофеевича Кеменова и других было решено создать музей. Их почин был поддержан районной администрацией. В результате 1 декабря 1985 г. в с. Новокусково был создан небольшой литературный музей, посвященный творчеству известного местного писателя Г.М. Маркова. Основой литературного музея послужили коллекции самого писателя, а также местных краеведов Г.И. Игнатова и Н.Г. Шатохиной - краеведа и собирателя старины. Первая выставка была посвящена героям литературных произведений Г.М. Маркова и их местным прототипам [20]. После открытия в 1989 г. Асиновского краеведческого музея Литературный музей в с. Новокусково стал его филиалом [21]. Из-за отсутствия финансирования музей был закрыт в 2000 г., а его фонды переданы в Асиновский краеведческий музей. В 2004 г. дом семьи Марковых в Новокусково сгорел [22]. В 1982 г. в с. Белый Яр Верхнекетского района в Доме пионеров открылся краеведческий музей. Первая попытка создать подобный музей была предпринята за 10 лет до этого. Так, в одной из комнат районной детской библиотеки в 1972 г. были выставлены экспонаты, связанные с историей района, его людьми и их работой в периоды становления советской власти, Великой Отечественной войны и послевоенного устройства. Отдельное место было отведено экспонатам, освещавшим жизнь и деятельность Я.М. Свердлова в Томской области, приведены протоколы его допросов, фотографии дома в с. Максимкин Яр, где Свердлов отбывал ссылку. Музейная комната содержала и материалы, посвященные местному населению - селькупам, их традициям, нравам, быту. Кроме этого, в музее имелось значительное количество археологических и палеонтологических экспонатов, найденных в период поисково-туристских походов. Инициаторами музея были заместитель заведующего отдела пропаганды и агитации Верхнекетского райкома КПСС К. А. Галанова, заведующая районной детской библиотекой М.А. Дубонос, сотрудники архива, школы и многие другие [23]. Из-за сложной ситуации с помещениями музей был законсервирован и восстановлен лишь в 1982 г. благодаря позиции заведующего отделом пропаганды райкома партии Ю.К. Рыжикова. Директором музея была назначена К. А. Галанова, стоявшая у истоков создания музея. Экспозиция вновь открытого музея включала предметы, составлявшие основу первого музея Верхнекетья. К ним добавились предметы, документы и фотографии, характеризующие судьбы белоярцев-участников Великой Отечественной войны, а также историю строительства железной дороги Асино - Белый Яр, развитие народного хозяйства района [24]. В конце 1980-х гг. музей переживал не самые лучшие времена: при условии расширения площадей в музее отсутствовало освещение, а также были утеряны уникальные предметы (эвенкийский костюм, вещи из дома Свердлова в с. Максимкин Яр), получение новых, в частности от промышленных предприятий, требовало финансовых затрат [25] (хотя еще в 1958 г. по распоряжению Совета министров РСФСР предприятия были обязаны предоставлять в музеи образцы продукции, модели и макеты на безвозмездной основе [5. С. 251]). В 1990-х гг. музей расширил свои помещения на базе районного Дома творчества юных (бывший Дом пионеров) и стал не только центром школьной жизни, где проводились различные исторические, краеведческие и экологические мероприятия, но и настоящим центром культуры Верхнекетского района [26; 27. С. 22]. Несколько особняком в этом ряду стоит комната-музей истории и боевой славы 348-й дивизии, располагавшаяся на территории закрытого городского поселения Томск-7. Идея создания такого музея возникла в 1971 г. (к этому времен история дивизии насчитывала уже без малого 20 лет). Главной целью комнаты-музея стало воспитание гордости за свою дивизию и патриотизма. Для экспозиции было выделено специальное помещение площадью 96 кв.м, она состояла из разделов, повествующих о разных сторонах жизни военнослужащих войсковых частей, размещенных на территории Томск-7. История и современность, будни и боевая служба, ветераны и молодежь, достойные быть образцом для подражания, - вот то, о чем рассказывали и рассказывают экспонаты выставки и что является неотъемлемой частью воспитательной работы с личным составом. Кроме этого, следует отметить музей истории Томской комсомольской организации, созданный по инициативе Ленинского райисполкома Томска, выделившего для этого здание по ул. К. Макса, 18. В инициативную группу в 1976 г. вошел П. А. Ли-пухин, который активно взялся за работу. Музей был открыт 28 октября 1978 г. [28-30]. В ноябре 1978 г. Ленинский райком КПСС и Совет депутатов трудящихся наградили грамотой П. А. Липухина «за активную работу по созданию музея истории томской комсомольской организации» [29. Л. 85]. До 1980 г. Павел Афанасьевич был директором музея, после - экскурсоводом. С 1980 г. он занялся созданием нового музея - музея истории Томского речного порта. Музей истории Томской комсомольской организации просуществовал до конца 1980-х гг., когда подобные музеи начали закрывать. В результате в период с середины 1960-х до конца 1980-х гг. на территории Томской области было открыто 4 общественных музея и 1 комната-музей. Данные учреждения были инициированы общественностью и поддержаны партийными органами, чему способствовали в том числе постановления ЦК КПСС от 1964 и 1982 гг. [12] и Совета министров РСФСР от 1983 г. [31]. Все перечисленные общественные музеи были различных профилей: в Томске - историко-революционного, в Подгорном районе - искусствоведческого, в Асинов-ском - литературного, в Верхнекетском - историко-краевед-ческого, в Томске-7 (совр. Северск) - военно-исторического профилей.

Ключевые слова

Tomsk Oblast, National Museum, Томская область, public museum, народный музей, общественный музей

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сизова Ирина АлексеевнаТомский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры музеологии, культурного и природного наследияsizova_i@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Коновалова Н. Музей при лучине? // Заря Севера. Белый Яр. 1987. 14 нояб.
Коновалова Н. Времен связующая нить // Заря Севера. Белый Яр. 1997. 17 мая.
Школьный комплексный краеведческий музей Верхнекетского районного Дома творчества юных // Мы нашу память сохраним. Томск, 2006.С. 22.
ЦДНИ ТО. Ф. 5655. Оп. 1. Д. 10. Л. 5.
ГАТО. Ф. Р-1641. Оп. 1. Д. 101. Л. 81-85.
Зайцев С. От истории к современности // Молодой ленинец. Томск. 1978. 2 нояб.
Постановление Совета министров РСФСР от 11 февраля 1983 г. № 77 «О мерах по дальнейшему улучшению работы музеев в РСФСР» // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_11459.htm (дата обращения: 18.10.2014).
Колеров О. Сохранить историю, сохранить память! // Причулымская правда. Асино, 1989. 28 июня.
Георгий Мокеевич Марков: Библиографический указатель. Томск, 2006. С. 20.
Из опыта работы Асиновского краеведческого музея с детьми // Труды Томского государственного объединенного историкоархитектурного музея : сб. статей / отв. ред. Я.А. Яковлев. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1996. Т. IX. С. 278.
Ларионов М. Переступи порог музея // Заря Севера. Белый Яр. 1982. 30 дек.
Любовский Г. Белоярский «арсенал» // Красное знамя. Томск. 1973. 24 февр.
Амельянчик Н.А. Панов Яков Яковлевич // Энциклопедия Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. Т. 2. С. 552.
Веснина Т. Нечаянная радость // Томский вестник. Томск. 2009. 3 нояб.
Пенькова Н.В. Единственные и неповторимые // Земля Чаинская: Сборник научно-популярных очерков к 100-летию с. Подгорного. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. С. 289.
Дмитриенко Н.М. Подгорное // Энциклопедия Томской области. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. Т. 2. С. 583.
Поправко Е.А. Музейное дело в Приморском крае (1941-1985 гг.). Владивосток, 2006. С. 44-73.
Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 10. М., 1986. С. 416-417.
Типовое положение о музеях РСФСР, работающих на общественных началах // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980. С. 95-101.
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев / под ред. А.Б. Закс и Л.Е. Янбых. М., 1980. 103 с.
Хохлов В.В. Общественные музеи в СССР // Museum International. 1985. № 1. С. 43-46.
Общественные музеи в системе музеев РСФСР // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980. С. 9.
Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.) // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII - нач. XX в.). 1985. С. 226-298.
Труевцева О.Н. Общественные музеи Алтая: история становления и развития // Алтайский сборник. Вып. XVI. Барнаул, 1995. С. 244-251.
Казаев И.В., Кисилева Л.В. Музейная сеть Нижегородской области // Нижегородский музей. 2000.
Решетников Н.И. Школьные музеи // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985. С. 152-161.
Будюкина Н.Н. Проблемы сохранения и актуализации историко-культурного наследия региона (на примере негосударственных музеев Тамбовской области) // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций. М., 2010. С. 403-407.
Хрусталева Л.М., Эдельман И.С. Музеи Красноярска: история, развитие, потенциал // Научно-исторический и культурно образовательный потенциал сибирских музеев. Новосибирск, 2010. С. 96-105.
Сальникова И.В. Музейная сеть Новосибирской области: новации и традиции // Музейные фонды и экспозиции в научно образовательном процессе. Томск, 2002. С. 221-224.
Туманов В.Е. Общественные музеи // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985. С. 143-152.
Егоров Ю.С. Развитие музейной сети в условиях зрелого социализма // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершен ствования на современном этапе. М., 1985. С. 22-39.
 Общественные музеи Томской области: начальный период истории (1960-1980-е гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/18

Общественные музеи Томской области: начальный период истории (1960-1980-е гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/18