Об интеграции в российскую уголовноисполнительную систему расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя учреждений Государственной пенитенциарной службы Украины
Исследован комплекс организационно-правовых мер, направленных на интеграцию расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя учреждений Государственной пенитенциарной службы Украины в российскую уголовно-исполнительную систему. Совокупность рассматриваемых мер проанализирована как соответствующий механизм по реализации интеграции с их дифференциацией на мероприятия организационного и правового характера, а также исследованы итоги по ее реализации.
On the integration of the establishments of the State Penitentiary Service of Ukraine located in the territories of the .pdf В результате недавно произошедших событий на Крымском полуострове (проведение 16.03.2014 общекрымского референдума в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации; принятие Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь и др.) в состав России были включены два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - г. Севастополь). 18.03.2014 был подписан, а 21 марта ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов [1] (далее - Договор). Со дня вступления в силу Договора, т.е. с даты его ратификации 21.03.2014, вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ) [2]. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ со дня принятия в РФ Республики Крым и образования в составе России новых субъектов РФ и до 01.01.2015 действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ. В период с 21.03.2014 до 01.01.2015 интегрироваться в указанные системы России предстоит и учреждениям Г осударственной пенитенциарной службы Украины (далее - ГПтС Украины), расположенным на территориях Республики Крым и г. Севастополя. По состоянию на 17.07.2014 на официальном вебсайте ГПтС Украины в разделе «Территориальные органы» [3] размещена информация об областном территориальном отделении - Управление Государственной пенитенциарной службы в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, в составе которого обозначены четыре учреждения: Симферопольский следственный изолятор, Симферопольская исправительная колония № 102 (средний уровень безопасности для неоднократно судимых), Керченская исправительная колония № 126 (средний уровень безопасности для впервые осужденных), Керченский исправительный центр № 139. Остановимся на понятии интеграции. О.В. Буторина [4] под интеграцией в самом общем смысле понимает образование единого целого из разрозненных частей, вследствие чего возникает новое качество, которым отдельные части ранее не обладали. В словаре иностранных слов интеграция (лат. integratio - восстановление - восполнение, от integer -целый) разъясняется в следующих значениях: 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов (противоположное дезинтеграция); 2) процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух и более государств, форма интернационализации хозяйственной жизни [5. С. 306]. В целях создания соответствующего механизма по интеграции расположенных на территориях новых субъектов РФ учреждений ГПтС Украины в российскую уголовно-исполнительную систему (далее - интеграция) руководство страны, Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Федеральной службы исполнения наказаний (далее -ФСИН России) разработали и реализуют комплекс организационно-правовых мер. В рамках организационных мер по интеграции осуществлены следующие мероприятия. Министр юстиции РФ А. Коновалов посетил учреждения Управления ФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю. В ходе рабочей поездки его сопровождали первый заместитель Министра юстиции РФ А. Смирнов, заместитель директора ФСИН России В. Цатуров, исполняющий обязанности начальника Главного управления Минюста России по Республике Крым и г. Севастополю Андрей Чумаков и временно исполняющий обязанности начальника УФСИН Юрий Шокур. Целью визита министра в пенитенциарные учреждения Республики Крым было ознакомление с организацией деятельности уголовноисполнительной системы (далее - УИС) на полуострове. Во время поездки группа посетила СИЗО-1, где ознакомилось с условиями содержания несовершеннолетних и женщин, а также осмотрела жилые и служебные помещения, коммунально-бытовые объекты. В исправительной колонии № 1 министр ознакомился с условиями содержания осужденных в учреждении и организацией работы по их трудовой адаптации. Отдельное внимание в период посещения министр уделил вопросам прохождения службы в органах УИС Республики Крым [6]. Директор ФСИН России Г. Корниенко проинспектировал работу по включению колоний и следственных изоляторов Крыма в российскую систему исполнения наказаний. В период рабочего визита директор посетил исправительную колонию № 1 в Симферополе, проверил условия содержания осужденных, осмотрел производственные объекты. Проведя встречу с руководящим составом регионального ведомства, директор подвел итоги работы по созданию Управления ФСИН по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, уделив внимание вопросам прохождения службы и обеспечения социальных гарантий личному составу. Подводя итоги совещания, директор определил приоритетные задачи, стоящие перед УИС региона, а также дал несколько поручений по дальнейшему совершенствованию служебной деятельности [7]. В целях оценки состояния УИС в данный регион ранее выезжала рабочая группа ФСИН России во главе с заместителем директора В. Цатуровым, которая сделала вывод, что пока «подразделения уголовно -исполнительной системы Крыма не соответствуют современным пенитенциарным требованиям, на низком уровне материально-техническое состояние и коммунально-бытовые условия учреждений» [8]. Во ФСИН России был подготовлен и утвержден План организационно-штатных мероприятий по созданию в новом субъекте территориального органа. Согласно этому документу на базе существующих подразделений УИС создаются учреждения УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю. Так, в г. Симферополь создаются следственный изолятор № 1 с лимитом наполнения 951 место и исправительная колония № 1 с лимитом наполнения 1 470 мест (строгий режим), в г. Керчь - исправительная колония № 2 с лимитом наполнения 710 мест (общий режим) и колония-поселение № 3 с лимитом наполнения 150 мест [9]. Проведены мероприятия по разработке группы подзаконных правовых актов в области интеграции, а Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) подготовлен проект закона в сфере пенсионного обеспечения. Для содействия процессу интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансово-кредитную и правовую системы Российской Федерации было образовано Некоммерческое партнерство «Центр правовой поддержки интеграции и развития Крыма» [10]. Реализуя правовые меры, с учетом результатов организационных мероприятий, на основе и во исполнение законодательства, осуществлены мероприятия по изданию группы подзаконных правовых актов по вопросам интеграции. В целях организации деятельности учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности УИС, на территории нового субъекта РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [11], указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» [12], приказом ФСИН России [13]: - создано Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю с дислокацией в г. Симферополе (п. 1). Место нахождения (юридический адрес) территориального органа: Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гагарина, д. 18а; - утверждено Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (п. 2), включающее в себя следующие элементы (IV раздела): Общие положения (I), Задачи (II), Полномочия (III) и Организация деятельности (IV). В соответствии с Положением Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (сокращенное наименование: УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю) представляет собой территориальный орган ФСИН России, реализующий в пределах своих полномочий: - правоприменительные функции; - функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных; - функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию; - функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. Территориальный орган возглавляет руководитель (начальник). В настоящее время начальником УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю является полковник внутренней службы Вадим Викторович Булгаков, осуществляющий общее управление и организацию работы территориального органа, его взаимодействие с органами законодательной, судебной и исполнительной властей, образовательными и другими организациями и учреждениями [14]. 3. Руководство деятельностью Управления в сфере организации и координации оперативно-розыскной деятельности УИС области; оказания помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений; обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории учреждений УФСИН; организации режима содержания, надзора и учета осужденных; выявления и пресечения фактов предательства интересов службы сотрудниками УИС; организации противопожарной защиты объектов учреждений УИС реализует заместитель начальника Управления полковник внутренней службы Юрий Иванович Шокур. В ведении УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю созданы шесть подведомственных ему федеральных казенных учреждения. Распоряжениями Правительства РФ: - от 30.04.2014 № 737-р [15] в целях конвоирования по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях УИС осужденных и лиц, заключенных под стражу, «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю», с установлением предельной штатной численности в количестве 123 единицы (без увеличения предельной штатной численности ФСИН России); - от 20.05.2014 № 866-р [16] для организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ «Уголовноисполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» и установлена предельная штатная численностью в количестве 187 единиц (без увеличения предельной штатной численности ФСИН России). В состав уголовно-исполнительной инспекции входит 28 филиалов. Например, «Отдел исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера» (г. Симферополь, ул. Киевская, 110), «Филиал по г. Феодосия» (г. Феодосия, ул. Русская, 8) и др. «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю» (Республика Крым, г. Симферополь, бул. Ленина, 4). Три исправительных учреждения: «Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю» (Республика Крым, г. Керчь, ул. Кирова, 75). «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю» (Республика Крым, г. Симферополь, пер. Элеваторный, 4). «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю» (Республика Крым, г. Керчь, ул. Индустриальное шоссе, 17). Первостепенное внимание при реализации интеграции руководство страны уделило регулированию процесса приема на службу в УИС граждан России в Республике Крым и Севастополе, а также приведению в соответствие с законодательством РФ уровня социальной защищенности сотрудников и гражданского персонала (организация тылового, пенсионного и жилищного обеспечения, выплата денежного довольствия, обучение персонала и др.). Глава государства своими указами: 1) от 12.06.2014 № 421 [17] установил, что при приеме на службу (работу) в учреждения и органы УИС граждан РФ, ранее проходивших службу (работавших) в расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя учреждениях и органах ГПтС Украины или военную службу в расположенных на этих территориях подразделениях внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, осуществляющих функции по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, признаются: - их образование и квалификация, учитываются срок службы (работы) в учреждениях и органах ГПтС Украины, военной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины, имеющиеся у них специальные (воинские) звания и сроки выслуги в этих званиях; - действительными документы об их образовании и квалификации, о прохождении службы (о работе) в учреждениях и органах ГПтС Украины, военной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины, а также документы, подтверждающие специальные (воинские) звания и сроки выслуги в этих званиях; 2) от 31.03.2014 № 194 [18] в целях обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя, руководствуясь ст. 80 Конституции РФ [19], установил, в том числе сотрудникам правоохранительных органов, имеющим специальные звания, замещающим должности в указанных органах и формированиях на территориях Республики Крым и г. Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее -сотрудники), с 01.04.2014 в дополнение к установленному им денежному довольствию (денежному содержанию) ежемесячную надбавку (п. 1); 3) постановил сохранить сотрудникам выслугу лет (стаж службы), исчисленную (исчисленный) в установленном порядке на день поступления на службу в соответствующий федеральный государственный орган (п. 2). Финансирование расходов, связанных с реализацией указа, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных соответственно федеральным органам исполнительной власти, в том числе ФСИН России (п. 3). Реализуя указ Президента РФ от 31.03.2014 № 194 приказом ФСИН России от 18.04.2014 № 185 [20] предписано сотрудникам, имеющим специальные звания, замещающим должности в органах и формированиях пенитенциарной службы на территориях Республики Крым и г. Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в дополнение к установленному им денежному довольствию выплачивать ежемесячную надбавку в процентах от установленного размера денежного довольствия: с 01.04.2014 - 35; с 01.05.2014 - 70; с 01.06.2014 - 105; с 01.06.2014 - 140. Выплата ежемесячной надбавки сотрудникам прекращается с момента их назначения на должность сотрудника УИС. От 27.06.2014 № 480 [21] в п. 23 Перечня должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий [22] внесена должность начальника Управления ФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, которая соответствует специальному званию генерал-майор внутренней службы. В целях защиты прав граждан РФ из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе сотрудников пенитенциарных учреждений и членов их семей, постоянно проживающих на территориях новых субъектов, на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 [23], исходя из необходимости полного учета имеющихся у них периодов военной и приравненной к ней службы (службы) и сохранения приобретенных ими пенсионных прав, Минобороны России был подготовлен проект Федерального закона «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей в связи с принятием Федерального конституционного закона “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя”» [24]. Проект федерального закона направлен на установление с 01.01.2015 порядка реализации права граждан РФ, постоянно проживающих в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и урегулирование условий их пенсионного обеспечения на переходный период, установленный ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ. Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. В результате произошедших исторических событий на Крымском полуострове с 21.03.2014 в состав России были включены два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Законодательством с 21.03.2014 до 01.01.2015 закреплен переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов РФ в следующие системы РФ: экономическую, финансовую, кредитную, правовую и органов государственной власти. Интеграции в указанные период и российские системы подлежат расположенные на территориях новых субъектов РФ учреждения ГПтС Украины. В целях создания соответствующего механизма по реализации интеграции руководство страны, Минюста России, ФСИН России разработали и реализуют комплекс организационно-правовых мер. Проведенный анализ совокупности организационно-правовых мер по интеграции позволил выделить мероприятия организационного и правового характера. Организационные меры по интеграции объединили в себя совокупность мероприятий: - по посещению руководством органов юстиции учреждений ГПтС Украины, расположенных на территориях новых субъектов, для ознакомления с организацией деятельности УИС на полуострове, оценке ее состояния и др.; - подготовке Плана организационно-штатных мероприятий по созданию на территории новых субъектов РФ территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений; - разработке пакета проектов подзаконных правовых актов и др. Правовые меры по интеграции соединили в себе мероприятия по изданию следующей группы подзаконных правовых актов: 1) указов Президента РФ (например, по регулированию процесса приема на службу в УИС граждан России в Республике Крым и Севастополе); 2) распоряжений правительства (к примеру, установление предельной штатной численности отдела по конвоированию); 3) приказов ФСИН России (в частности, утверждение Положения об УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю и др.). Комплекс организационно-правовых мер по интеграции состоял в подготовке и реализации мероприятий по таким важным для УИС направлениям деятельности (вопросам), как: - организация деятельности УИС нового региона; - регулирование процесса приема на службу в УИС граждан России в Республике Крым и г. Севастополе; - обеспечение социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя; - пенсионное обеспечение на переходный период. В заключение почеркнем, что интеграция расположенных на территориях новых субъектов РФ учреждений ГПтС Украины в российскую УИС относится, без сомнения, к важной и весьма сложной задаче, не имеющей прецедентов в новейшей истории России. Решение задачи по интеграции (перехода) в УИС России расположенных на территориях новых субъектов РФ учреждений ГПтС Украины возможно исключительно совместными усилиями руководства страны и работников УИС, путем реализации вышеуказанного комплекса мер организационно-правового характера.
Ключевые слова
Republic of Crimea,
federal city of Sevastopol,
territorial body,
federal fiscal establishment,
criminal-executive inspection,
state penitentiary service of Ukraine,
Federal Penitentiary Service,
Russian Federation,
detention facilities,
integration,
criminal-executive system,
город федерального значения Севастополь,
территориальный орган,
Республика Крым,
Государственная пенитенциарная служба Украины,
уголовно-исполнительная инспекция,
федеральное казенное учреждение,
Федеральная служба исполнения наказаний,
Российская Федерация,
пенитенциарные учреждения,
уголовно-исполнительная система,
интеграцияАвторы
Каляшин Андрей Владимирович | Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний | канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры управления и административноправовых дисциплин | cav71@list.ru |
Всего: 1
Ссылки
Проект Федерального закона «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей в связи с принятием Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий : указ Президента РФ от 31.10.2009 № 1229 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 45, ст. 5318.
О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей : закон Рос. Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 : ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9, ст. 328; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (часть I), ст. 6962.
О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. № 317 «О некоторых вопросах Федеральной служ бы исполнения наказаний» и в перечень должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 г. № 1229» : указ Президента РФ от 27.06.2014 № 480 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.06.2014).
О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 № 194 «О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя : приказ ФСИН России от 18.04.2014 № 185 (Зарег. в Минюсте России 28.04.2014 № 32131) // Российская газета.2014. № 101.
О некоторых вопросах поступления на службу (работу) в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы : указ Президента РФ от 12.06.2014 № 421 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 24, ст. 3076.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации. 2014. № 9, ст. 851.
О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя : указ Президента РФ от 31.03.2014 № 194: в ред. от 20.04.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 14, ст. 1611.
О создании федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» : распоряжение Правительства РФ от 20.05.2014 № 866-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 21, ст. 2761.
Официальный сайт УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю. URL: http://www.krim.fsin.su/management
О создании федерального казенного учреждения «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» : распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 737-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 20, ст. 2547.
О создании Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю : приказ ФСИН России от 28.03.2014 № 147 // Российская газета. 2014. № 83.
Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 : в ред. от 23.06.2014 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42, ст. 4109; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.06.2014).
Центр правовой поддержки интеграции и развития Крыма. URL: http://np-crimea.ru/o-tsentre
Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1: в ред. от 02.04.2014 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33, ст. 1316; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 14, ст. 1550.
Пресс-бюро ФСИН России. URL: http://ufsin.com/topic/9175
ФСИН приступила к интеграции крымских СИЗО в российскую уголовно-исполнительную систему. URL: http://smartnewscrimea.ru/news/46553.html
Министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов посетил учреждения УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю // Пресс-служба УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю. URL: http://www.krim.fsin.su/news/de-tail.php?ELEMENT_ID=134987
Глава ФСИН проверил, как идет включение колоний и СИЗО Крыма в российскую систему исполнения наказаний. URL: http://www.rosbalt.ru/federal/2014/04/28/1262446.html
Европейская интеграция : учебник / под ред. О.В. Буториной. М. : Деловая литература, 2011. С. 31.
Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 сл. М., 2002.
Официальный веб-сайт Государственной пенитенциарной службы Украины. URL: http://www.kvs.gov.ua/peniten/control/main/ru/map
О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федер. конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ : в ред. от 27.05.2014 // Собрание законодательства Российйской Федерации. 2014. № 12, ст. 1201; 2014. № 22, ст. 2766.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Подписан в г. Москве 18.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 14, ст. 1570.