Аграрные рынки стран БРИКС: условия совместного инновационного развития | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 391.

Аграрные рынки стран БРИКС: условия совместного инновационного развития

Анализируются аграрные рынки БРИКС, имеющие наибольшее значение для развития экономики этих стран и для мирового хозяйства в целом, а также обосновывается необходимость разработки и внедрения межгосударственного института, обеспечивающего эффективное продвижение инноваций в сельском хозяйстве, на аграрных рынках стран БРИКС.

BRICS agricultural markets: conditions for cooperative innovation development.pdf С целью выделения аграрных рынков при обобщении статистических данных применяются методы классификации, группировки, экономико-статисти-ческого, общего экономического анализа. Для разработки модели института используются методология системного подхода (направления, кибернетики и синергетики), а также модель самоорганизующейся системы. Анализ аграрных рынков БРИКС необходим для того, чтобы определить, в каких рынках в наибольшей степени заинтересованы все страны БРИКС и, соответственно, на каких из них наиболее целесообразно осуществление совместного регулирования и совместного внедрения инноваций. Аграрный сектор любой страны в сложных международных политико-экономических ситуациях зачастую оказывается наиболее уязвимым и одним из первых принимает на себя удар изменившейся конъюнктуры мировой экономики и политики. В то же время аграрный сектор является стратегически важным сектором экономики, большая часть продукции которого удовлетворяет базовые потребности населения. Следовательно, одной из приоритетных задач для всех экономических агентов должно стать обеспечение стабильности и условий для инновационного развития аграрного сектора. Сегодня для Российской Федерации одним из приоритетных направлений взаимодействия в сельском хозяйстве является интеграция со странами БРИКС, что обосновывается не только принятыми санкциями, но, прежде всего, тем, что по многим видам сельскохозяйственной продукции суммарное производство стран БРИКС достигает 30-50% от мирового объема, активно усиливается совместное сотрудничество в других сферах деятельности. Исследования стран БРИКС, проводимые М.А Беком, Т.А. Ланьшиной, И.Г. Чирковой и другими учеными, показывают, что до последнего времени на аграрных рынках БРИКС не проводилось единой скоординированной инновационной политики [1-3]. Сложившаяся в 2014 г. политико-экономическая ситуация в мире, а также итоги шестого саммита стран БРИКС, проходившего в июне 2014 г. в г. Фор-талеза (Бразилия), дают основания говорить о новых перспективах совместного развития стран БРИКС, в том числе в аграрном секторе. Можно выделить несколько ключевых положений, способствующих интеграции стран БРИКС. Во-первых, в Форталезской декларации объявляется о подписании Соглашения о создании Нового банка развития (НБР) в целях мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах [4. П. 11]. Во-вторых, лидеры стран БРИКС заявили о необходимости развития диалога в рамках БРИКС в целях поощрения международного обмена и сотрудничества и содействия инновациям, научным исследованиям и разработкам [4. П. 23]. В-третьих, в Форталезской декларации говорится о намерении развивать сотрудничество в области сельского хозяйства и обмениваться информацией, касающейся стратегии обеспечения доступа к продовольствию для наиболее уязвимых слоев населения, ослабления негативных последствий изменения климата для продовольственной безопасности и адаптации сельского хозяйства к изменению климата [4. П. 61]. На основе данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization, ФАО) можно ранжировать производство сельскохозяйственной продукции по объемам выпуска в стоимостном выражении (табл. 1). К десятке лидеров в мировом производстве относятся следующие продукты: молоко, рис, мясо (КРС, свинина, курица), пшеница, соевые бобы, томаты, тростниковый сахар, куриные яйца. Для обеспечения совместного развития, связанного с продвижением инноваций на аграрных рынках стран БРИКС, необходимо определить, какие аграрные рынки наиболее важны для всех стран БРИКС, какие особенности развития аграрного сектора есть у каждой страны. В табл. 2 приведены данные по БРИКС по десяти лидирующим в мировом производстве продуктам питания и сельскохозяйственной продукции. Расчеты доли БРИКС в мировом производстве аграрных продуктов произведены на основе стоимостной оценки, при этом доля БРИКС в мировом производстве в тоннах отличается незначительно. Мы можем отметить, что по всем лидирующим аграрным рынкам в мировой экономике доля производства БРИКС превышает 25%, а по четырем (рис, свинина, тростниковый сахар, куриные яйца) составляет около 50% мирового выпуска. Получается, что БРИКС выступают значимыми или доминирующими производителями на этих рынках. При этом для БРИКС наибольшее значение по стоимости имеет производство риса, на втором месте - производство свинины, на третьем - мясо КРС, на четвертом - молоко коровье, на пятом - мясо курицы. Хотя в разрезе стран не все рынки являются таковыми. Например, производство риса входит в топ 20 для всех стран БРИКС, кроме ЮАР, а производство свинины - для всех стран БРИКС, кроме Индии, что связано с климатическими и религиозными факторами. Производство сельскохозяйственной п] Т а б л и ц а 1 укции в мировой экономике, 2012 г. [5] Ранг в мире Продукт Производство, тыс. долл. Производство, т 1 Молоко, коровье цельное 187 277 186 625 753 801 2 Рис-сырец 185 579 591 738 187 642 3 Мясо КРС, местное 169 476 916 62 737 255 4 Свинина, местная 166 801 086 108 506 790 5 Мясо курицы, местное 132 085 858 92 730 419 6 Пшеница 79 285 036 671 496 872 7 Соя 60 692 327 241 142 197 8 Томаты 59 108 521 161 793 834 9 Сахар тростниковый 57 858 551 1 842 266 284 10 Яйца куриные в скорлупе 54 987 685 66 372 549 Т а б л и ц а 2 Аграрные рынки стран БРИКС Ранг в мире Продукт (рынок) Значимость продукта для стран БРИКС (продукт входит в топ 20 по объему производства в каждой страны) Производство БРИКС в 2012 г., тыс. долл. Доля БРИКС в мировом производстве по стоимости в 2012 г., % 1 Молоко коровье, цельное Да, для всех стран БРИКС 48 025 626 25,6 2 Рис-сырец Для всех стран БРИКС, кроме ЮАР 94 697 002 51,0 3 Мясо КРС, местное Да, для всех стран БРИКС 51 718 464 30,5 4 Свинина, местная Для всех стран БРИКС, кроме Индии 84 999 041 51,0 5 Мясо курицы, местное Да, для всех стран БРИКС 37 710 209 28,5 6 Пшеница Для всех стран БРИКС, кроме Бразилии 31 856 221 40,2 7 Соя Для всех стран БРИКС, кроме Китая и России 20 934 253 34,5 8 Томаты Да, для всех стран БРИКС 27 493 649 46,5 9 Сахар тростниковый Для всех стран БРИКС, кроме Китая и России 34 645 478 59,9 10 Яйца куриные в скорлупе Да, для всех стран БРИКС 27 413 297 49,9 Примечание. Показатели таблицы рассчитаны авторами на основе данных ФАО [5]. Относительно рынка молока можно отметить, что хотя для всех стран БРИКС он является одним из ключевых, тем не менее, только Индия и ЮАР за счет внутреннего производства полностью удовлетворяют внутренний спрос. Бразилия покрывает свои текущие потребности за счет внутреннего производства на 97%, Китай - на 88%, Россия - на 80%, соответственно эти страны являются импортерами молока (на 2013 г.). Рассмотрев лидирующие в мировом производстве аграрные рынки, мы смогли выделить только пять аграрных, которые для каждой из стран БРИКС включены в топ 20 наиболее важных продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, а именно: мясо КРС местное, молоко коровье цельное, мясо курицы местное, томаты, яйца куриные в скорлупе. Однако данные табл. 2, показывающие существенные доли БРИКС в мировом сельскохозяйственном производстве на отдельных рынках, предопределяют расширение указанного списка до 10 позиций с точки зрения совместного их регулирования и создания институтов для совместного внедрения инноваций - это рынки молока, зерновых (риса, пшеницы, сои), мяса (КРС, свинина, курица), томатов, куриных яиц, тростникового сахара. Развитие аграрного сектора развивающихся стран, в том числе стран БРИКС, в современных условиях связано с необходимостью решения целого комплекса проблем, так как указанные факторы влияют и на инновационную активность хозяйствующих на них субъектов: - истощение и деградация земли и воды, негативное воздействие на окружающую среду; - увеличивающееся население земли и соответственно необходимость увеличения сельскохозяйственного производства; - проблема голода. По данным ФАО ООН, более 842 млн человек на 2014 г. хронически голодают, при этом 70% голодающих проживают в сельских районах развивающихся стран [6]; - нехватка капитала у малых и средних фермерских хозяйств [7]; - низкая производительность труда в сельском хозяйстве; - разрыв в ценах на продукцию сельского хозяйства и других отраслей не в пользу сельского хозяйства и аграрных стран; - неразвитость аграрной инфраструктуры отдельных стран; - растущая зависимость сельского хозяйства и аграрных рынков от функционирования агропромышленных транснациональных компаний; - проблема биологической безопасности. Использование генетически модифицированных организмов (ГМО) и синтетически модифицированных организмов (СМО), используемых в пищевых и сельскохозяйственных продуктах, представляющих риски для здоровья человека и окружающей среды [8]; - заимствование инноваций у развитых стран и отставание в их внедрении, особенно на уровне малых фермерских хозяйств. Проблемы аграрного сектора развивающихся стран сегодня носят международный характер, поэтому их уже невозможно решить только в рамках национального регулирования, необходимы международные институты. Одним из таких институтов является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая осуществляет поддержку аграрного сектора стран - членов ФАО через различные фонды и программы, в том числе совместные программы ФАО и правительств, направленные на достижение следующих целей: - устранение голода и недоедания, обеспечение продовольственной безопасности; - увеличение и улучшение обеспеченности товарами и услугами сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства; - сокращение бедности в сельской местности; - включение инклюзивных и эффективных сельскохозяйственных и продовольственных систем на местном, национальном и международном уровнях; - повышение устойчивости источников жизнеобеспечения к угрозам и кризисам; - поддержка семейного фермерства; - борьба с вирусами и др. Одна из ключевых программ ФАО - Программа технического сотрудничества (The Technical Cooperation Programme (TCP)) - была запущена в 1976 г. и является частью регулярной программы ФАО, финансируемой за счет взносов ее членов. Она поддерживает целевые, краткосрочные и стимулирующие проекты, которые решают технические проблемы в области сельского хозяйства, рыболовства, лесоводства и сельского населения. Проекты, поддерживаемые TCP, должны давать реальные немедленные и экономически эффективные результаты, содействуя повышению продовольственной безопасности и снижению уровня бедности, а также стимулируя изменения в долгосрочном развитии [9]. Важным источником финансирования развития сельского хозяйства являются целевые фонды ФАО, основная деятельность которых сосредоточена на стимулирующих проектах по решению долгосрочных структурных проблем бедного населения (70% которого находится в сельском секторе) - в сферах создания новых рабочих мест и получения доходов. Кроме того, действует созданный ФАО Целевой фонд продовольственной безопасности, целью которого является обеспечение продовольственной безопасности и предотвращение чрезвычайных ситуаций от трансграничных вредителей и болезней животных и растений. В табл. 3 приведены суммы поддержки по текущим проектам ФАО, доступные для стран БРИКС на 01 января 2014. Основная часть проектов рассчитана на период до 2015-2017 гг., отдельные - до 2019-2021 гг. Безусловным лидером по получению поддержки является Бразилия, аккумулировав 48% суммы, доступной для всех стран БРИКС. Меньше всего на развитие сельского хозяйства предназначено для России: чуть менее 8% от агрегированного показателя. Т а б л и ц а 3 Поддержка Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН проектов, направленных на развитие аграрного сектора стран БРИКС [9] Страна Суммы поддержки по текущим проектам, доступные на 01.01.2014, долл. Бразилия 97 374 096 Россия 15 990 022 Индия 46 643 138 Китай 25 863 366 ЮАР 16 927 358 Анализ проектов и программ ФАО, с одной стороны, показал, что хотя многие проекты направлены на стимулирование инноваций в отдельных областях сельского хозяйства, но среди них нет комплексных проектов или программ, направленных на развитие инновационной активности в целом в аграрном секторе. С другой стороны, проблемы аграрного сектора стран БРИКС настолько сложны, что для их решения нужны именно инновационные проекты, внедряемые на уровне наднациональных институтов. На сегодняшний день саммиты и встречи министров стран БРИКС служат площадкой для достижения двусторонних и многосторонних договоренностей между странами [10]. Тем не менее страны БРИКС пока не являются интеграционной группировкой и не имеют наднациональных органов регулирования. Соответственно, и аграрная политика стран БРИКС, проводимая национальными правительствами, и конкретные политические меры, принимаемые для решения аграрных проблем, остаются разрозненными. Это приводит к выводу о необходимости создания некоего межгосударственного института и связанных с ним внутригосударственных институтов, которые бы способствовали развитию аграрного сектора стран БРИКС и обеспечили эффективное продвижение новаций в нем как на уровне каждой страны, так и на уровне всей группы. Наличие такого института позволит организовать качественное развитие аграрного сектора в экономике стран БРИКС. Дадим ему условное название: Институт развития аграрных рынков стран БРИКС (далее Аграрный институт развития БРИКС). Возникает вопрос о методологии построения Аграрного института развития БРИКС. В совместном заявлении лидеров стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) (г. Екатеринбург, 2009 г.) подчеркивается позиция в пользу более демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправии, взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами [11. П. 12]. В Форталезской декларации 2014 г. БРИКС рассматривают как важную движущую силу процесса постепенного преобразования и реформирования нынешних институтов в рамках перехода к более представительной и справедливой системе управления, способной генерировать более инклюзивный глобальный рост и содействовать обеспечению стабильности, мира и процветания во всем мире [4. П. 5]. По нашему мнению, для реализации заявленной позиции о построении взаимоотношений между странами БРИКС, в том числе в области инноваций и сельского хозяйства, на принципах справедливости, равноправия и сотрудничества может быть целесообразным использование модели самоорганизующейся системы системного подхода [12, 13]. Использование модели самоорганизующейся системы предполагает не только исполнение, но и возможность изменения норм и правил (институтов) самими элементами системы в условиях постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, что обеспечивает эффективную адаптацию и качественное развитие системы. Привлечённые эксперты с правом совещательного голоса, носители новаций 9 Аграрный институт развития БРИКС - некоммерческая организация Общее собрание членов(носители новаций): утверждение внутренних норм, выбор органов управления Субъекты, связанные с аграрным сектором экономики: власть, аграрные кластеры и парки, объединения, отдельные предприятия и физические лица 5 1 Действующие эксперты с правом голоса 5 7 Правление: разрабатывает нормы института, курирует проекты, ведёт коллегии Коллегия инженеров: экспертиза новаций и проектов постоянно действующими и привлечёнными экспертами 2 4 Совет: постоянно действующий орган управления 8 Коллегия конструкторов: экспертиза новаций в отношении самого Института действующими и привлечёнными экспертами 6 Действующие эксперты с правом голоса 6 3 Исполнительный директор: обеспечивает текущую работу Привлечённые эксперты с правом совещательного голоса, носители новаций 10 Рис. 1. Структура Аграрного института развития БРИКС Исходя из тезиса о перспективах перехода БРИКС на другую модель экономического управления, в основе которой лежат принципы справедливого управления, и из принципов самоорганизации системного подхода, нами разработаны требования к Аграрному институту развития БРИКС: Аграрный институт развития БРИКС должен обеспечивать самоорганизацию и кооперацию всех заинтересованных участников на паритетных началах для реализации социально и экономически значимых инноваций. Аграрный институт развития БРИКС необходимо создавать на базе организации, целью и основной функцией которой являются выявление, продвижение, кураторство (попечение), аутсорсинг новаций и проектов в аграрном секторе, в том числе на рынках сельхозпродукции и продуктов питания. Аграрный институт развития БРИКС должен быть связан с отраслевыми объединениями сельскохозяйственных производителей, фермеров, участников аграрного рынка и агропромышленными кластерами (парками) для привлечения максимального широкого круга участников процесса продвижения новаций, а также для ответственного размещения работ и услуг для реализации этих новаций и проектов. Аграрный институт развития БРИКС должен регулировать взаимодействие по поводу продвижения новаций как на основе общих внутренних норм, к которым присоединились участники, так в перспективе на основе совместных норм (законов) стран БРИКС, регулирующих деятельность данного Аграрного института развития. Страны БРИКС должны присоединиться к общей норме (межгосударственному соглашению), которое описывает принципы работы института развития. Участниками Аграрного института развития БРИКС могут быть те физические лица и организации, которые занимаются или участвуют в проектной деятельности в аграрном секторе, т. е. в том или ином качестве участвуют в реализации новаций и проектов. Структура Аграрного института развития БРИКС представлена на рис. 1. Потенциальными участниками Аграрного института развития БРИКС могут быть любые субъекты, связанные с аграрным сектором экономики (рис. 1, стрелка 1 ). Сам Аграрный институт развития БРИКС должен быть организован на основе некоммерческой организации, имеющей членство. Равноправными членами данной некоммерческой организации должны быть субъекты, связанные с аграрным сектором экономики, которые участвуют в проектной инновационной деятельности в качестве носителей проектов, разработчиков, инвесторов, экспертов и т. д. Общее собрание некоммерческой организации избирает из своего состава членов и председателя Совета (стрелка 2) и руководителей и председателя Правления (стрелка 4). В соответствии с требованиями к самоорганизующейся системе председатель, члены Совета и руководители Правления должны периодически переизбираться. Совет осуществляет управление деятельностью Аграрного института развития БРИКС в период между проведением общих собраний. Председатель Совета формирует Исполнительную дирекцию, которая осуществляет хозяйственную деятельность в некоммерческой организации (стрелка 3). Правление осуществляет кураторство проектов и новаций, организует и проводит работу коллегий (см. рис. 1, стрелки 7 и 8). Все члены Аграрного института развития БРИКС имеют право голоса в Коллегии инженеров (стрелка 5). Члены Совета имеют право голоса в Коллегии конструкторов (стрелка 6). Коллегия инженеров осуществляет экспертизу новаций и проектов силами постоянно действующих экспертов от Правления и членов института развития (стрелки 5 и 7), а также силами привлечённых экспертов, которые не являются членами института, но имеют право совещательного голоса (стрелка 9). Коллегия конструкторов осуществляет экспертизу проектов и новаций в отношении самого Аграрного института развития БРИКС силами постоянно действующих экспертов от членов Совета и Правления (стрелки 6 и 8), а также силами привлечённых экспертов, которые не являются членами НКО с правом совещательного голоса (стрелка 10). На выходе (стрелка 11) результат деятельности Аграрного института развития БРИКС - введённые в опытную и рабочую эксплуатацию проекты и реализованные на аграрных рынках новации. На рис. 2 представлена концепция технологии работы Аграрного института развития БРИКС. В Аграрном институте развития БРИКС должны быть приняты нормы, регулирующие состав структуры организации (института) и регламент взаимодействия участников института. Соответственно, став членами института, субъекты присоединяются к нормам данного института. Носители (разработчики) представляют свои новации на различных стадиях готовности в Аграрный институт развития БРИКС. Правление совместно с носителем новации или руководителем проекта доводит описание проекта до принятых в институте требований. Правление организует заседание Коллегии конструкторов и предварительно осуществляет рассылку материалов новации (проекта) среди членов Коллегии конструкторов, приглашает сторонних интересантов принять участие в экспертизе проекта или новации. По факту экспертизы проекта (новации) принимается решение о его дальнейшем продвижении. Проект попадает в открытый список значимых проектов и новаций, который может быть организован как «электронное табло» по стадиям готовности, по приоритетам, с кратким описанием. Аграрный институт развития БРИКС создаёт условия, чтобы это табло проектов и новаций было общеизвестным в аграрном секторе с тем, чтобы свести носителей новаций (проектов) с необходимыми разработчиками, инвесторами, заказчиками, потенциальными потребителями. Сам Аграрный институт развития БРИКС оказывает консалтинговую помощь по разработке бизнес-плана проекта (новации), ведёт работу с инвесторами. По ходу движения от этапа к этапу разработки проект проходит подробную экспертизу Коллегии инженеров, т. е. каждый раз принимается решение о дальнейшем сопровождении проекта Аграрным институтом развития БРИКС. Таким образом, для всех заинтересованных сторон процесс развития проекта (новации) открыт и к моменту его внедрения потенциальный потребитель будет готов его воспринять. Чтобы реализовать описанную выше технологию работы международного Аграрного института развития БРИКС в электронном виде в сети Интернет в режиме реального времени, необходимо внедрение электронной системы внешнего юридически значимого документооборота между странами БРИКС, что, в свою очередь, требует единого правового поля в области электронной подписи и электронного взаимодействия. 1,1 1.1 I Идея Предв. исслед. НИР ОКР новация новация н -[ 1 Опыт, эксплуят. Доработка Внедрение IP новация новация Носители представляют новации и проекты в Аграрный институт развития 11 Институт осуществляет регистрацию, экспертизу и курирует новации, делая ик оценку на каждом этапе реализации. Экспертная оценка и описание новаций и проектов размещается на открытом «табло» Открытое «табло» проектов по каждому этапу реализации с экспертной оценкой и предложениями по инвестированию, сотрудничеству, будущим заказам и продажам Инвесторы, соисполнители, эксперты, заказчики, потенциальные потребители по согласованию с носителями включаются в реализацию новаций либо в рамках, либо за рамками Аграрного института развитии Рис. 2. Технология работы Аграрного института развития БРИКС Межгосударственное сотрудничество стран БРИКС на основе Аграрного института развития БРИКС может способствовать продвижению инноваций на аграрных рынках, где наибольший совместный интерес представляют рынки молока, зерновых (риса, пшеницы, сои), мяса (КРС, свинина, курица), томатов, куриных яиц, тростникового сахара. Создание Аграрного института развития БРИКС позволит повысить производительность аграрного сектора стран БРИКС, снизить транзакционные издержки на аграрных рынках, степень монополизации аграрных рынков, повысить качество производимого сырья и продуктов питания. Аграрный институт развития БРИКС, с одной стороны, будет способен выявлять и способствовать продвижению и реализации новаций и проектов с учётом интересов как носителей проектов, так инвесторов и потребителей. С другой стороны, наличие такого института развития снизит до минимума влияние монополий и власти на принятие решений по внедрению инноваций в аграрный сектор стран БРИКС.

Ключевые слова

development, self-organization, innovations, institute, самоорганизация, BRICS countries, agricultural markets, инновации, институт, развитие, аграрные рынки, страны БРИКС

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Редчикова Наталия АлександровнаТомский государственный университетканд. экон. наук, доцент кафедры экономики и агробизнесаnatako@yandex.ru
Фомина Юлия АндреевнаОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогоканд. экон. наук, доцент кафедры инновационного и проектного управленияFomina-u-a@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Фомин Э.В. Общий системный подход и социально-экономические системы (от управления к самоорганизации). Кн. 1: Общий системный подход / Э.В. Фомин, Ю.А. Фомина. М. : ЛЕН АНД, 2014. 160 с.
Редчикова Н.А., Фомина Ю.А. Инновационная деятельность на аграрных рынках стран БРИКС : Экономика России в XXI веке : сб. науч. тр. Х1 Междунар. науч.-практ. конф. «Экономические науки и прикладные исследования : фундаментальные проблемы модернизации экономики России», посвященной 110-летию экономического образования в Томском политехническом университете / под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. Томск : Изд-во Том. политехн. ун-та, 2014. Т. I. С. 253-261.
Россия в БРИКС // Официальный интернет-сайт Министерства иностранных дел РФ. М., 2014. URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf (дата обращения: 17.10.2014).
Совместное заявление лидеров стран БРИК, 2009 // Официальный интернет-сайт Министерства иностранных дел РФ. М., 2014. URL: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBsamBric/F204322D9ED6118EC3257853003F4BD2 (дата обращения: 17.10.2014).
Technical Cooperation Programme // Food and Agriculture Organization of the United Nations. FAO, 2014. URL: http://www.fao.org/tc/tcp (ac cess date: 01.11.2014).
Suppan Steve From GMO to SMO: How Synthetic Biology Evades Regulation // Institute for Agriculture and Trade Policy. USA, July 2014. URL: http://www.iatp.org/documents/from-gmo-to-smo-how-synthetic-biology-evades-regulation (access date: 08.11.2014).
Положение дел в области сельского хозяйства и продовольствия // Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединен ных наций. Рим, 2012. URL: http://www.fao.org/docrep/017/i3028r/i3028r.pdf (access date: 26.09.2014).
Food and Agricultural ^mmodities Production, 2012 // Food and Agriculture Organization of the United Nations. FaoStat. 2014. URL: http://faostat.fao.org/site/339/default.aspx (access date: 29.09.2014).
The State of Food and Agriculture. Innovation in family farming // Food and Agriculture Organization of the United Nations. Rome, 2014. URL: http://www.fao.org/3Za-i4040e.pdf (access date: 05.11.2014).
Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС, г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года). Форталезская де кларация и Форталезский план действий // Официальный интернет-сайт Администрации Президента РФ. М., 2014. URL: http://kremlin.ru/news/46227 (дата обращения: 15.10.2014).
Чирикова И.Г., Грибанова Ю.А. Комплексное развитие сельских территорий России в контексте международной трудовой интеграции // Вестник НГАУ. 2014. № 31. С. 208-214.
Бек М.А., Бек Н.Н. Сравнительный анализ экономического развития стран БРИКС: роль инвестиций, инноваций, менеджмента и институ тов // Менеджмент инноваций. 2013. № 3. С. 190-204.
Ланьшина Т.А. Инновационное развитие стран БРИКС // Международная экономика. 2013. № 6. С. 82-89.
 Аграрные рынки стран БРИКС: условия совместного инновационного развития | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 391.

Аграрные рынки стран БРИКС: условия совместного инновационного развития | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 391.