Статья посвящена всестороннему изучению и теоретическому обоснованию функций механических компонентов исполнительского процесса при игре на вибрафоне. Большое внимание уделено малоисследованной в научно-методической литературе проблеме функциональной дифференциации основных и дополнительных системообразующих конструктивных элементов инструмента. Теоретические вопросы освещаются в тесной взаимосвязи с исполнительской практикой.
Mechanical components of the performing process when playing the vibraphone.pdf Практически за свою столетнюю историю вибрафон занял прочное место как в джазовой, так и в академической музыке, как в оркестровом, так и в ансамблевом и сольном исполнительстве. Этому процессу способствует создание новых, более усовершенствованных конструкций инструментов, обладающих широким спектром художественно-выразительных возможностей [1]. В современной музыкальной исполнительской палитре наблюдается перенос акцента с оркестрового исполнительства на ударных инструментах на ансамблевое и сольное, где удельный вес использования звуковысотных ударных инструментов достаточно значительный. Исполнительство на вибрафоне на сегодняшний день развивается бурными темпами, создан обширный инструктивный и художественный материал, появилась целая плеяда блестящих исполнителей, но теоретическая база, необходимая для наиболее полного осмысления этого движения, пока остается, по меткому высказыванию Ю. Усова [2. С. 3], «белым пятном». В связи с этим проведение всестороннего анализа механических компонентов исполнительского процесса при игре на вибрафоне является актуальным. Необходимо раскрыть суть и функциональную дифференциацию отдельных конструктивных элементов инструмента во взаимосвязи с музыкальной теорией и исполнительской практикой. Современный вибрафон представляет собой набор металлических пластин, расположенных в два ряда (по принципу фортепианной клавиатуры) [3]. Под каждой из них находится трубка-резонатор. В верхней части, внутри ее, помещен «лепесток» - тонкая металлическая пластинка. Все они жестко закреплены на двух специальных стержнях, которые могут вращаться с помощью электромотора. В результате данного вращения изменяются резонансные характеристики трубок - возникают периодические модуляции тембра и громкости звука, характеризуемые как вибрато [4]. Прием игры с вибрато в нотном тексте обозначается con vibrato, отмена его - senza vibrato [5. C. 143]. Д. Фридман пишет: «Под пластинами вибрафона находится демпферная планка, которая управляется педалью. Деталь рычажного устройства, управляемая ногами, имеет конструкцию и функцию, аналогичную правой педали фортепиано» [6. C. 3]. В ее верхнем положении планка слегка соприкасается с пластинами и тем самым сокращает продолжительность их звучания. Если нажать на педаль (con pedale; существуют различные обозначения взятия и снятия педали, однако в нотной литературе последних десяти лет используют обычно это обозначение), то демпфер отходит от пластин, и после удара они звучат до полного затухания колебаний. В процессе эволюции конструкции инструмента его звуковысотный диапазон претерпевал изменения. В частности, вибрафон, предложенный Ю. Лиди, охватывает три октавы (f - f3). Инструмент, известный как вибро-челеста, сконструированный в 1929 г. Уильямом Людвигом, обладает таким же звуковысотным диапазоном, но с регистром, несколько смещенным / 1 4\ вверх (с - с ). Следуя запросам практики, Джон Деган создал свою конструкцию вибрафона, которую назвал виброарфой. Она существовала в двух трехоктавных вариантах: в одном звукоряд начинался от фа малой октавы, в другом - от до первой. Современная конструкция вибрафона в полной мере соответствует основным положениям теории Н. Гарбузова [7. С. 34], согласно которой «каждый музыкальный инструмент, независимо от его устройства, может состоять в основном из следующих главных частей: а) звучащего тела - основной части инструмента, издающей звук. Иногда его называют латинским словом «вибратор», подразумевая при этом тело, которое возбуждает звуковые волны в окружающей нас воздушной среде. Возбуждение этих волн может происходить либо путем непосредственной передачи, либо с участием промежуточных излучателей энергии; б) возбудителя колебаний звучащего тела. Для передачи энергии звучащему телу и для возбуждения его колебаний во многих случаях применяются более или менее сложные механизмы. Их устройство и форма варьируют в зависимости от способа возбуждения колебаний и природы звучащего тела; в) усилителя громкости звука, необходимого во всех тех случаях, когда отдача энергии звучащего тела окружающим его массам воздуха слишком мала... В таких случаях колебания звучащего тела должны быть переданы другому телу, которое тогда явится преимущественным излучателем его колебаний в открытое воздушное пространство». Вибрафон в полной мере соответствует данному описанию. Звучащее тело (вибратор) - пластины вибрафона, будучи возбуждены посредством удара палкой, издают звуки, имеющие сложную форму колебаний, возникающую в результате суммарного звучания основного тона (колебаний основной частоты) и частичных колебаний (колебаний частей пластины), частоты которых соотносятся с частотой колебаний основного тона, как ряд натуральных чисел: 1, 2, 3, 4, 5... и т.д. (иначе говоря, частота второй гармоники в два раза выше первой, третьей - в три и т.п.). Музыкальные звуки, издаваемые звуковысотными ударными инструментами, имеют сложный состав, представляя собой созвучие большого количества тонов, каждый из которых имеет свою частоту и свою амплитуду. «Наличие этих частичных тонов, - как указывает Н. Гарбузов, - их высота и громкость обусловливают качество звуков, характеризующих их тембр» [7. С. 39]. Б. Теплов так характеризует звуковые ощущения, связанные с тембровой стороной и ее характеристикой: «Тембром обычно называют ту сторону звукового ощущения, которая отражает акустический состав сложных звуков, т. е. относительную силу входящих в их состав частичных тонов (гармонических и негармонических)» [8. С. 63]. При звучании основного тона колеблющееся тело (пластина) разделяется двумя узлами на три участка. Центральный участок равен примерно 5/9 длины, а два конечных - по 2/9 длины всей пластины. Для наибольшей свободы колебаний той или иной пластины точки ее опоры (крепежные шнуры) располагаются в местах, соответствующих узлам колебаний. Н. Гарбузов пишет, что «положение точек опоры, при котором конечные участки имеют длину около 3/9 длины всего бруска, способствует ослаблению частичных тонов, число колебаний которых находится в весьма сложных отношениях к числу колебаний основного тона» [7. С. 40]. Однако в спектре звука вибрафона имеется небольшое количество негармонических частичных тонов, возникающих вследствие удара палкой. Вышеуказанное крепление пластин является принципиальным при конструировании ряда инструментов и оказывает весомое влияние на локализацию места удара в процессе игры. В связи с данным обстоятельством необходимо учитывать, что «спектр звука, извлеченный посредством удара палкой, нанесенного в районе прохождения соединительного шнура, сильно отличается от такового, полученного от удара по центру. Звучание пластины, возбужденной в районе шнура, характеризуется значительным фоном негармонических составляющих. В пике усиления находится обертон, который не имеет целократного соотношения с частотой основного тона. Он и вовсе походит на шумовой» [9. C. 31]. Конечно, удары по различным участкам пластин приводят к некоторому различию в амплитудно-частотных характеристиках звучания, но спектры звуков, возбужденных в центре и на краю пластины, очень близки между собой. При ударе по краю пластины первая гармоника превалирует, хотя в спектре и присутствует некоторый фон негармонических составляющих. Это обстоятельство позволяет устранить некоторые неудобства в процессе игры, используя край пластины как одно из мест локализации удара. Однако подобное возможно начиная со звуков первой октавы. Как следствие, претерпевают изменения аппликатура и положение рук играющего в процессе исполнения. Открывается возможность позиционной игры и рационализации игровых движений исполнителя. Возбудитель звучащего тела - палки. При игре на ударных инструментах без определенной высоты звучания существует целый ряд способов звукоизвлече-ния: удар палкой, удар рукой, встряхивание инструмента, потирание его пальцем и т.д. [5]. На вибрафоне основной способ звукоизвлечения - один: удар палкой, при котором в арсенале музыканта имеется большое многообразие исполнительских приемов, влияющих на характер звучания инструмента. Палки непосредственно влияют на три качества: громкость, тембр и длительность звука, при этом громкость зависит от тембра и силы, а последняя - от величины амплитуды колебаний звучащего тела, их выбор зависит от характера, динамики, штрихов исполняемого произведения и способа игры. Звук вибрафона, образованный вследствие удара палкой, характеризуется весьма значительной примесью непериодических (шумовых) составляющих. Именно это обстоятельство, характерное для других ударных инструментов, которые производят достаточно много шума, не обладающего музыкальными свойствами, играет значительную роль в слуховом распознавании звучания звуковысотных ударных инструментов. Роль данных шумов весьма важна для подчеркивания ритмов и эмоционального воздействия музыки. Ведущие фирмы-производители звуковысотных ударных инструментов предлагают большое многообразие различных палок для вибрафона. Они различаются в весе, длине, материале и конфигурации головок. Тем не менее все это разнообразие конструкций укладывается в три типа по степени жесткости головок (мягкие, средние, жесткие) и три вида в зависимости от материала обмотки [10]. Существует также разделение на палки с деревянными и ратановыми держаками. Прошло около ста лет, прежде чем они приняли современный вид. Это были длительные поиски приемлемого веса, формы и материала для их изготовления. Каждый тип палок имеет отличительные особенности и употребляется для решения тех или иных исполнительских задач. Модели с крученой нитью: - м.1. - сверхмягкая «яйцевидная» головка, незаменимая при исполнении звуков нижнего регистра в нюансе p или pp; - м.2 - мягкая круглая головка для игры в нюансах p и mp на протяжении всего звуковысотного диапазона инструмента; - м.3. - более жесткая круглая головка средней величины, употребляется при игре в различных нюансах; - м.4. - средней жесткости грибовидная головка для общей разноплановой игры. Модели не перевитые нитью: - м.1. - средней жесткости резиновая головка, предназначена для ежедневных занятий и упражнений, она позволяет добиться ясности звучания верхнего регистра; - м.2. - твердый феноликовый шарик (размер -один дюйм), пригодный для игры во всех нюансах; - м.3. - твердый феноликовый шарик размером 11/8 дюйма, незаменим при игре f Модели с кордовой нитью: - м.1. - жесткая грибовидная головка для игры в нюансах mf и f; - м.2. - очень жесткая круглая головка позволяет извлекать максимально громкие звуки. В исполнительской практике музыканты используют очень большое количество различных типов палок. Однако объективные данные о воздействии разного рода обмоток, имеющихся на палочных головках, на звучание вибрафона отсутствуют в научно-методической литературе. И потому музыканты руководствуются в выборе палок для игры того или иного музыкального произведения или его фрагмента только своим исполнительским чутьем, точнее, ощущениями, которые не всегда бывают точными, т. е. не отражают реальности звучания. Анализ звуковых частот [9. C. 86] при использовании различных типов палок показывает, что при игре мягкими палками весь частотный диапазон не выходит за рамки 14-й гармоники. Удар палкой средней жесткости дает ровный спектр звука. Ясно выделяется частота основного тона, которая в громкости равна первой и второй формантам. Исполнение жесткими палками приводит к увеличению фона негармонических составляющих. Следовательно, палки влияют на изменение тембровых характеристик звучания инструмента. В частности, мягкие палки придают звуку большую весомость, объемность и полноту. При игре средними палками звук можно характеризовать как округленный и насыщенный. По мере повышения жесткости головок звучание приобретает шумовой характер. Использование разновидностей палок приводит к изменению осязательных характеристик тембра. При исполнении мягкими палками звук приобретает мягкий и нежный оттенок, а при игре жесткими - сухой и острый. Пластины вибрафона звучат достаточно долго, более 10 секунд. В процессе затухания звука происходит угасание всех гармонических составляющих сигнала. В конечном итоге амплитудно-частотная характеристика звука походит на синусоиду, что не позволяет определить тембр инструмента. В связи с этим использование различных типов палок влияет только на фазу атаки, ибо даже при малейшем затухании колебаний невозможно понять, какой палкой был нанесен удар. Для исполнения произведений кантиленного характера музыканты применяют палки с гибкими ратано-выми держаками. Они позволяют сделать соприкосновение с пластинами более мягким и амортизировать отдачу, которая возникает вследствие отскока палки. Фирмы-производители ударных инструментов изготавливают и «именные» модели палок. В их разработке принимают непосредственное участие ведущие мировые вибрафонисты. Данные конструкции создаются с учётом требований конкретных музыкантов к тембровым характеристикам. Предпосылкой для появления новых палок является стремление к изменению звучания и поиск новых колористических свойств. Усилитель громкости звука - это резонаторы инструмента. В вибрафоне применяются единичные резонаторы, которые настроены на одну частоту с пластиной [4]. Они используются главным образом для усиления звучания и формирования нужного тембра. Пластины вибрафона издают сравнительно тихие звуки. Причина относительно слабого звучания заключается в том, что площадь излучения звуковой энергии слишком мала. Следовательно, передачу энергии непосредственно в воздушное пространство нужно усиливать посредством дополнительных рассеивающих устройств, в качестве которых и служат резонаторы. Материал, из которого изготовлены резонансные трубки, также оказывает влияние на качество звучания. Как правило, их делают из разных сплавов металла, но в очень дорогих конструкциях применяют медь в качестве исходного материала. Особое место в процессе игры на вибрафоне занимает использование педали, которая открывает богатейшие художественные возможности [11]. Несмотря на то что действие педали всегда носит комплексный характер, можно выделить две основные ее функции. Одна из них - «связующая» [5]. При нажатой педали звук приобретает большую продолжительность, что позволяет соединить различные элементы музыкальной ткани, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, связать звуки в единый гармонический комплекс - мелодию и сопровождение [Там же. C. 143]. Применяя «гармоническую педаль», надо, однако, остерегаться того, чтобы она не нарушила чистоты голосоведения. Вторая функция педали - динамическая. При нажатой педали увеличивается громкость и обогащается тембр звука. Конструкция демпферной планки и педального механизма в основном позволяют ее использовать в виде «прямой» педали, если пользоваться пианистической терминологией. В этом случае демпферная планка опускается одновременно в момент удара, как следствие мы получаем эффект продления звука, затем синхронно выполняются два действия: наносится следующий удар и вместе с ним нажимается педаль. Однако следует учитывать, что процесс колебаний возбужденной пластины имеет ограничения во времени, а в динамическом отношении акустический процесс представлен в виде затухания звука с пиком в момент атаки. Следовательно, если временное расстояние между звуками превышает колебательный процесс, то нет необходимости использовать педаль как основное средство демпфера пластин. В исполнительской практике встречается немало случаев, когда применяется и «запаздывающая» педаль, это тот случай, когда она нажимается после удара. Звук при этом получается достаточно специфический. Подобный прием, как правило, употребляется в эстрадной и джазовой музыке. В тех случаях, когда есть необходимость исполнить гаммообразные пассажи, музыканты играют на приглушенных педалью пластинах. Звучание приобретает суховато-металлический оттенок. Педаль позволяет удобно и с абсолютной точностью регулировать следующие параметры игры: 1) момент отрыва демпферной планки от пластин; 2) глушение пластин демпферной планкой; 3) различные виды глушения пластин, а именно: быстрое отпускание рычажного механизма позволяет резко прервать звучание, постепенное -дает возможность угасать звуку с необходимой скоростью и плавностью. Смена педали дает исполнителю почувствовать и передать моменты «дыхания» - цезуры между отдельными фразами. Дыхание есть основной «нерв» человеческой речи, а следовательно, и музыкальной. Надо всегда помнить, что педаль следует употреблять не там, где это можно, а там, где это нужно. Веерное устройство механического вибрато выполняет функцию, которая отвечает за периодическую модуляцию высоты, громкости и тембра. Вибрато - от ит. vibrato, от лат. vibro - колеблю. В отличие от звука без вибрато («белого», «прямого», «холодного»), звук с вибрато приобретает новые тембровые качества, становится теплым, эмоционально напряженным, динамичным. Эти качества могут варьироваться путем незначительных изменений таких параметров, как частота и размах. Нормальная частота вибрато - ок. 5-7 Гц. Вибрато меньшей частоты оценивается как качание звука; большей - как тремолирование. Ухо воспринимает абсолютно устойчивые звуки как утомительные, а при весьма продолжительном звучании - как очень неприятные. Б. Теплов отмечает, что «при частоте меньше 4-5 колебаний в секунду слух воспринимает неприятное "качание" голоса, при частоте больше 8 колебаний в секунду слышится тремолирование голоса» [8. C. 68]. Устройство современных конструкций вибрафона позволяет изменять частоту модуляций воздушного столба, заключенного в резонаторной трубке. Таким образом, исполнитель овладевает механизмом слуховой развертки звукового образа посредством вибрато. Легкое импульсивное колебание звука при вибрато значительно увеличивает концентрацию слушательского внимания. Следует также отметить, что применение механического вибрато на вибрафоне содействует значительному обогащению тембра звука. Естественно, в рамках нашей статьи не представляется возможным охватить в полной мере все вопросы, связанные с изучением такого феномена, как исполнительство на вибрафоне. Поэтому в ходе работы мы рассмотрели лишь функции конструктивных деталей инструмента, исследовали механические компоненты исполнительского процесса, его акустические особенности. Все перечисленное освещается в единстве теоретических и методико-практических аспектов с учетом последних достижений отечественной и зарубежной музыковедческой науки.
Огородников А. Ударные инструменты в современном оркестре // Советская музыка. 1966. № 6. С. 84-89.
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Музыка, 1986. 191 с., нот.
Андреева Е. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. Киев : Музична Укра1на, 1980. 77 с.
Музыкальная акустика. 2-е. изд. / ред. Н. Гарбузова. М. : Музыка, 1972. 236 с.
Kotonsky W. Leksykon wspolczesnej perkusji. Krakow : PWM, 1999. 176 s.
Friedman D. Vibraphone technique: dampening and pedaling. Boston : Berklee press publication, 1973. 52 s.
Гарбузов Н. - музыкант, исследователь, педагог : сб. статей. М. : Музыка, 1980. 303 с.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М. ; Л. : АПН СССР, 1947. 335 с.
Рало А.Н. Теоретические основы игры на звуковысотных ударных инструментах. Астрахань : Изд-во Астрахан. гос. консерватории, 2002. 126 с.
Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. М. : Советский композитор, 1973. 136 с.
Ракул Ю. Мистецтво педашзацй як один з основних засобiв виразносп фортешанного виконавства. Одеса : Фотосинтетика, 2007. 159 с.