Эмоциональный компонент самостоятельности молодых научно-педагогических работников, успешных в научно-педагогической деятельности на разных этапах профессионального становления | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 392.

Эмоциональный компонент самостоятельности молодых научно-педагогических работников, успешных в научно-педагогической деятельности на разных этапах профессионального становления

Отражены результаты эмпирического исследования эмоционального компонента самостоятельности во взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности научно-педагогических кадров на разных этапах профессионального становления. В ходе проведённого исследования были обнаружены эмоциональные особенности, отличающие научно-педагогических работников с высокой эффективностью профессиональной деятельности, характеризующие эмоциональный компонент самостоятельности.

The emotional component of independence of young academic staff successful in research and education activities at diffe.pdf На современном этапе развития российского общества высшее образование, с одной стороны, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса, с другой стороны, можно констатировать тот факт, что система высшего образования нашей страны оказалась слабо приспособлена к функционированию в условиях рыночной экономики, что привело к системному кризису высших учебных заведений. Прежде всего, кризисные явления отразились на кадровой ситуации в высшей школе. Особенность нынешней кадровой политики в сфере образования заключается в ее стихийности и отсутствии каких-либо четких принципов отбора преподавательского состава. Между тем негативные тенденции, проявившиеся в последнее время (старение профессорско-преподавательского состава; отток молодых преподавателей в коммерческие структуры, за рубеж; разрыв преемственности поколений и т.д.), обусловили необходимость изменения кадровой политики в системе высшего образования. Проблемы формирования кадрового потенциала высшей школы являются приоритетными для реализации инновационной стратегии развития Российской Федерации. Это подтверждает актуальность заявленной в статье проблемы. С целью формирования кадрового потенциала вузу необходимо взращивать и сохранять молодых, успешных и перспективных научно-педагогических работников. Успешность молодых специалистов в научно-педагогической деятельности, от которой зависит их закрепление в сфере науки и образования, обусловлено многими факторами, при этом важную роль играют личностные особенности молодых ученых, уровень их эмоциональной устойчивости, умение справляться со стрессовыми ситуациями, сохраняя эмоциональное благополучие. Одним из конструктов, адекватно отражающих способность личности к успешному осуществлению профессиональной научно-педагогической деятельности, является самостоятельность, которая рассматривается как одна из ключевых характеристик субъекта. В концепции личностной беспомощности (Д.А. Циринг [1]) самостоятельность рассматривается как феномен, противоположный личностной беспомощности, обеспечивающий способность человека эффективно справляться с самыми разными задачами, возникающими в его деятельности. Как показывают результаты проведённых в рамках указанной концепции исследований (ДА. Циринг, Е.В. Веденеева, Ю.В. Яковлева (Честюнина), Е.В. Забелина [1-5]), самостоятельность проявляется в поведении и деятельности человека, в том числе более эффективных стратегиях и успешности деятельности, а также в благополучных взаимоотношениях с другими людьми. Таким образом, представляется актуальным выявить те составляющие сложной, комплексной характеристики самостоятельности, от которых существенным образом зависит успешность научно-педагогической деятельности молодых учёных. Исследование личностных особенностей, составляющих самостоятельность (её мотивационный, волевой, когнитивный и эмоциональный компоненты), проводится в рамках концепции личностной беспомощности, которая рассматривает самостоятельность и личностную беспомощность как образования, лежащие на двух полюсах одного континуума и определяющие уровень субъектности человека (Д.А. Циринг [1, 7]). Самостоятельность понимается как целостное качество, включающее в себя единство специфических личностных особенностей, составляющих её эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой компоненты, определяющее высокую способность субъекта преобразовывать действительность и собственную жизнедеятельность [1, 6-8]. Покомпонентное изучение самостоятельности как системного качества субъекта позволило выделить в каждом из этих компонентов доминирующие психологические характеристики субъекта: в эмоциональном - уверенность, эмоциональную устойчивость, жизнерадостность, в мотивационном - выраженные ценностные ориентации, мотивацию достижения, высокий уровень притязаний, интернальный локус контроля, в волевом - целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержку, ответственность, в когнитивном - оптимистический атрибутивный стиль, гибкость мышления, креативность. Самостоятельность в поведении выражается высокой активностью, энергичностью, инициативностью, стремлением к лидерству, настойчивостью в реализации цели, уверенностью в своих силах и способностях [8]. Самостоятельность может быть охарактеризована как основной интегральный личностный предиктор успешности профессиональной деятельности молодых научно-педагогических работников, а также активизирующее звено их личностного развития [5]. В данной статье отражены результаты исследования эмоционального компонента самостоятельности во взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности научно-педагогических работников на разных этапах профессионального становления, на этапе обучения в аспирантуре, после защиты кандидатской или докторской диссертации. Процессы профессионального становления личности в связи с их высокой социальной значимостью постоянно находятся в фокусе общественного внимания. При этом, в отличие от классических исследований, выделяющих, прежде всего, этапы, связанные с развитием человека в его собственно возрастном аспекте, в настоящей статье при изучении научно-педагогических работников приоритетное значение придается этапам продвижения в социальной сфере: на этапе обучения в аспирантуре, в процессе подготовки к преподавательской или научной работе; после успешной защиты кандидатской диссертации, которая даёт право участвовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научного сотрудника, заведующего кафедрой, лабораторией и др. в вузе и защищать диссертацию на соискание учёной степени доктора наук; после успешной защиты докторской диссертации и получения учёной степени высшей ступени. Для выявления взаимосвязи особенностей эмоциональной сферы личности, составляющих эмоциональный компонент самостоятельности молодых научно-педагогических работников и успешности профессиональной деятельности, было проведено эмпирическое исследование с 2010 по 2013 г. Гипотезы исследования: 1. Существуют значимые различия в составляющих эмоционального компонента самостоятельности у научно-педагогических сотрудников с разной степенью успешности. 2. Эмоциональный компонент самостоятельности научно-педагогических работников имеет качественное своеобразие на разных этапах профессионального становления (на этапе обучения в аспирантуре, в процессе подготовки к преподавательской или научной работе; после успешной защиты кандидатской диссертации). Выборка представлена молодыми научно-педагогическими работниками Челябинского государственного университета и других вузов: аспиранты (55 человек), кандидаты в возрасте до 35 лет (32 человека) и доктора наук в возрасте до 40 лет (26 человек). Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности включает в себя такие характеристики, как лёгкость в общении, эмоциональная устойчивость, выраженный контроль эмоций, низкие показатели тревожности (спокойствие), склонность к эмпатии, ответственность, отсутствие фрустрированности, враждебности и депрессивности. С целью исследования самостоятельности и ее эмоционального компонента использовались следующие методики: тест Кеттелла, методика Басса-Дарки, методика «Личностная шкала проявления тревоги» в адаптации Т.А. Немчина и В.Г. Норакидзе, методика на определение уровня депрессивных состояний В. Зунга, адаптация Т.И. Балашовой. С целью исследования успешности научно -педагогической деятельности молодых научно-педагогических кадров использовались объективные показатели результативности испытуемых (общее количество публикаций (статей и тезисов), индивидуальный индекс цитирования, количество изданных работ (монографий, учебников, учебных пособий и др.), количество конференций, в которых принималось участие, количество финансируемых проектов), а также экспертные оценки научно-педагогической деятельности испытуемых, оценивающих сформиро-ванность различных компонентов научно-педагогической деятельности [4]. Оценка успешности научно-педагогической деятельности проводилась по блокам, объединенным в пять компонентов (гностический, проектировочно-конструктивный, коммуникативный, организационный, информационно-обучающий). Итоговый показатель успешности представляет собой математическую сумму предыдущих показателей. На первом этапе с помощью кластерного анализа испытуемые были разделены на три группы: с низкой, средней и высокой степенью профессиональной успешности по описанным выше критериям. Далее с целью изучения связи самостоятельности и успешности применялся критерий хи-квадрат (х2 = 0,58; р = 0,000), с помощью которого было определено, что аспиранты со сформированной самостоятельностью статистически чаще являются более успешными. Аналогичные тенденции были выявлены на выборке молодых кандидатов наук (х2 = 0,87; р = 0,000). Группа молодых докторов наук не разделялась нами по критериям успешности, так как само по себе наличие учёной степени доктора наук в возрасте до 40 лет свидетельствует о высоком уровне профессиональной успешности. По данным описательной статистики выборки молодых докторов наук, можно констатировать, что для этих испытуемых характерен умеренный оптимистический атрибутивный стиль, отсутствует депрессия (средний показатель 33,2 баллов, по нормам методики результаты до 50 баллов диагностируются как состояние без депрессии) и нормальная тревожность. Полученные данные согласуются с результатами других исследований (Д. А. Циринг, Е.В Веденеева, Е.В. Забелина, Е.А. Евстафеева, Ю.В. Яковлева (Честюни-на)), в которых обнаружено, что самостоятельность связана с эффективностью и успешностью различных видов деятельности. Следующей задачей исследования стало выявление личностных особенностей молодых ученых (аспирантов, молодых кандидатов и молодых докторов наук) с высокой степенью успешности, которые в соответствии со структурой самостоятельности (Д.А. Циринг, Ю.В. Яковлева (Честюнина)) отражают содержание эмоционального компонента. В итоге сравнения групп более успешных и менее успешных аспирантов и кандидатов наук по показателям эмоционального компонента самостоятельности были получены результаты, представленные в табл. 1, 2. Т а б л и ц а 1 Достоверность различий показателей эмоционального компонента в группах более успешных (самостоятельных) и менее успешных аспирантов Показатель Средние значения U-критерий Уровень значимости Более успешные Менее успешные Манна-Уитни Депрессия 31,1 38,3 6,000 0,001 Тревога 14,6 21,8 2,500 0,002 Фактор C 7 5 10,500 0,023 Фактор G 6 4 26,000 0,012 Фактор I 8 6 14,500 0,019 Подозрительность 3,2 4,4 17,500 0,035 Т а б л и ц а 2 Достоверность различий показателей эмоционального компонента в группах более успешных (самостоятельных) и менее успешных кандидатов наук Показатель Средние значения U-критерий Манна-Уитни Уровень значимости Более успешные Менее успешные Подозрительность 3,2 3,4 17,500 0,001 Раздражительность 4,3 6,4 16,500 0,001 Негативизм 2 2,4 33,000 0,027 Обида 3,1 4,4 24,500 0,005 Чувство вины 5,9 7,2 32,000 0,023 Депрессия 30,5 39 7,000 0,000 Тревога 13 22 2,000 0,000 Фактор C 9 8,2 9,500 0,000 Фактор H 7,6 8 31,000 0,014 Фактор O 5,2 5,5 15,000 0,001 По методике Басса-Дарки были получены значимые различия между более успешными и менее успешными молодыми научно-педагогическими работниками - аспирантами и кандидатами наук по показателю подозрительности, это свидетельствует о том, что они чаще доверяют окружающим людям. Менее успешные научно-педагогические работники чаще испытывают недоверие и осторожность по отношению к людям, убежденным, что окружающие намерены причинить вред. Также получены значимые различия между более успешными и менее успешными кандидатами наук по показателю раздражительности, негативизму, чувству вины и обиды. Более успешные самостоятельные молодые кандидаты наук более оптимистично настроены, реже испытывают чувство вины и обиды. Менее успешные научно-педагогические работники более раздражительны, чаще испытывают обиду и вину, негативно настроены по отношению к окружающим. На основе результатов исследования эмоционального компонента самостоятельности с помощью методики Басса-Дарки у молодых докторов наук можно сделать следующие выводы: агрессия по всем видам находится в пределах нормы на достаточно низком уровне, индекс враждебности и агрессивности также соответствует норме. Далее рассмотрим результаты, полученные по шкале депрессии В. Зунга. Состояние депрессии ни в одной группе испытуемых выявлено не было, однако, основываясь на данных описательной статистики, можно сделать вывод о том, что у менее успешных аспирантов и кандидатов наук чаще встречаются апатия, тоскливость, дисфория, растерянность и тревога. Получены значимые различия проявлений тревоги по методике Дж. Тейлора между более успешными и менее успешными аспирантами и кандидатами наук. Данные описательной статистики свидетельствуют о том, что у менее успешных научно-педагогических работников показатели личностной тревоги выше. У людей с тенденцией к повышению уровня тревоги снижаются пороги возбуждения по отношению к различным стимулам, появляются нерешительность, нетерпеливость, непоследовательность действий. В группе успешных молодых докторов наук уровень тревоги также соответствует оптимальному. Рассмотрим статистически достоверные различия между группами более успешных и менее успешных аспирантов и молодых кандидатов наук по опроснику 16PF Кеттела, а также личностные особенности в группе докторов наук. В группах аспирантов и молодых кандидатов наук были получены значимые различия по фактору C (уверенность - эмоциональная неустойчивость) опросника 16PF Кеттела. Это позволяет говорить о том, что для более успешных аспирантов, кандидатов наук характерны эмоциональная устойчивость и выдержанность, это люди более эмоционально зрелые, устойчивые в интересах, работоспособные, ориентированные на реальность. В то время как менее успешные научно-педагогические работники являются менее эмоционально устойчивыми, они более импульсивны, чаще находятся под влиянием чувств, переменчивы в настроениях, легче расстраиваются, более неустойчивы в интересах, имеют более низкую толерантность по отношению к фрустрации, повышенную раздражительность, утомляемость. Стоить отметить, что и у успешных аспирантов более выражены показатели по фактору I (мягкость - твёрдость характера) опросника 16PF Кеттела, т.е. они достаточно впечатлительны, имеют богатые эмоциональные переживания, развитые эстетические интересы, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. В отличие от них менее успешные аспиранты чаще несентиментальны, самоуверенны, суровы, гибки в суждениях. В каждой группе есть специфические особенности, характерные только для них. Так, в группе аспирантов выявлены различия по фактору G (ответственность -безответственность) опросника 16PF Кеттела. Более успешные аспиранты отличаются большей добросовестностью, ответственностью, стабильностью, уравновешенностью, настойчивостью, склонностью к морализированию. Они имеют более развитое чувство долга и ответственности, осознанно соблюдают общепринятые моральные правила и нормы, настойчивы в достижении цели. Менее успешные аспиранты склонны к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств. Они чаще потворствуют своим желаниям, не делают усилий по выполнению групповых требований и норм, чаще негибки по отношению к социальным нормам. В группе молодых кандидатов наук между успешными и менее успешными испытуемыми добавляются различия по факторам Н (робость - смелость) и О (тревожность - спокойствие) опросника 16PF Кеттела. Более успешные научно-педагогические работники проявляют напористость, независимость, они более смелые, склонны к риску, самостоятельны, уверенны в себе (Фактор H (робость - смелость) опросника 16PF Кеттела). Менее успешные научно-педагогические работники более робкие, застенчивые, сдержанные, нерешительные, они чаще смущаются в присутствии других, не могут проявить свою силу при определенных обстоятельствах, не уверены в себе. Более успешные молодые кандидаты наук отличаются спокойствием и самоуверенностью, они более веселы и жизнерадостны (Фактор О (тревожность -спокойствие) опросника 16PF Кеттела). Менее успешные научно-педагогические работники более тревожны, чаще имеют сниженный фон настроения, у них более развито чувство вины. Наиболее выражены у докторов наук факторы A (замкнутость - общительность), С (уверенность -эмоциональная неустойчивость), I (мягкость - твёрдость характера), Q1 («консерватизм - радикализм»). Можно говорить о том, что молодые доктора наук ориентированы на общение, взаимодействие с другими людьми, общаются с легкостью, проявляют эмоции в общении; готовы к сотрудничеству, внимательны к людям, добры, приспособляемы. Предпочитают ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением, не боятся критики (фактор А (замкнутость - общительность)). Для молодых докторов наук характерны эмоциональная устойчивость и выдержанность, это люди более эмоционально зрелые, устойчивые в интересах, работоспособные, ориентированные на реальность (фактор С (уверенность - эмоциональная неустойчивость)). Научно-педагогические работники достаточно впечатлительны, имеют богатые эмоциональные переживания, развитые эстетические интересы, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей (Фактор I (мягкость - твёрдость характера)). Можно говорить о том, что молодые доктора наук поглощены интеллектуальными проблемами, имеют сомнения по различным фундаментальным вопросам. Они скептичны и стараются вникнуть в сущность идей старых и новых, терпимы к несообразностям и изменениям (Фактор Q1 («консерватизм - радикализм»)). Эмоциональный компонент самостоятельности у успешных аспирантов характеризуется отсутствием депрессии, оптимальным уровнем тревоги, высоким уровнем доверия, стабильностью, уравновешенностью, эмоциональной устойчивостью, впечатлительностью, склонностью к эмпатии. Эмоциональный компонент самостоятельности у молодых кандидатов наук характеризуется отсутствием депрессии, оптимальным уровнем тревоги, эмоциональной устойчивостью, спокойствием и жизнерадостностью. У молодых докторов наук эмоциональный компонент самостоятельности характеризуется отсутствием депрессии, оптимальным уровнем тревоги и агрессии, общительностью, эмоциональной стабильностью, впечатлительностью. Таким образом, в ходе исследования были обнаружены эмоциональные особенности, отличающие научно-педагогических работников с высокой эффективностью профессиональной деятельности на этапе обучения в аспирантуре и после защиты кандидатской и докторской диссертации, характеризующие эмоциональный компонент самостоятельности, который представлен такими характеристиками, как: отсутствие депрессии, позволяющее сохранять работоспособность; оптимальный уровень тревожности, терпеливости, последовательности действий; средний уровень агрессивности; эмоциональная устойчивость, которая уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Благодаря эмоциональной устойчивости как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности: такая перестройка побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности; склонность к эмпатии, позволяющая лучше понимать других людей. Сходство эмоциональных особенностей успешных научно-педагогических работников на разных этапах профессионального становления (на этапе обучения в аспирантуре, после защиты кандидатской и докторской диссертации) свидетельствует об устойчивости связей эмоционального компонента самостоятельности с успешностью в профессиональной деятельности. Следует отметить и специфические особенности эмоциональной сферы, выявленные в проведенном исследовании. Так, для молодых кандидатов наук, успешных в научно-педагогической деятельности, характерны напористость, независимость, смелость, склонность к риску, самостоятельность и уверенность в себе. Молодые доктора наук, успешные в профессиональной деятельности, в свою очередь, характеризуются ориентацией на общение в совокупности с развитой эмпатией, позволяющей лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними. Они общаются с легкостью, проявляют эмоции в общении, готовы к сотрудничеству, внимательны к людям, приспособляемы, не боятся критики. Результаты данного исследования можно использовать в системе высшего профессионального образования при работе с молодыми научно-педагогическими работниками. Выявленные взаимосвязи эмоционального компонента самостоятельности с успешностью на разных этапах профессионального становления могут послужить базой для психологического сопровождения профессионально-личностного становления и развития научно-педагогических кадров высшей школы. Выявленные взаимосвязи эмоционального компонента самостоятельности с успешностью в научно-педагогической деятельности могут быть учтены при психологическом отборе и прогнозировании профессиональной успешности научных работников и аспирантов, планирующих свою карьеру в высшей школе.

Ключевые слова

профессиональная деятельность, успешность в научно-педагогической деятельности, самостоятельность, эмоциональный компонент самостоятельности, success in research and education activity, emotional component of independence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Циринг Диана АлександровнаЧелябинский государственный университетд-р психол. наук, зав. кафедрой психологииL-di@yandex.ru
Веденеева Екатерина ВладимировнаЧелябинский государственный университетканд. психол. наук, и.о. зав. кафедрой психологииkotia2882@mail.ru
Честюнина Юлия ВладимировнаЧелябинский государственный университетканд. психол. наук, доцент кафедры психологииchestyunina@list.ru
Всего: 3

Ссылки

Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности [Текст]: исследование уровней субъектности. М. : Академия, 2010. 410 с.
Циринг Д.А., Веденеева Е.В. Исследование успешности ведущей деятельности у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С. 81-84.
Забелина Е.В. Беспомощность в структуре индивидуальности и ее связь с коммуникативной активностью: на материале исследования подростков : дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 176 с.
Циринг Д.А., Овчинников М.В. Критерии успешности научно-педагогической деятельности // Образование и наука. 2013. № 2. С. 28-36.
Циринг Д.А., Яковлева Ю.В., Крылова М.О. Влияние самостоятельности на успешность научно-педагогической деятельности (субъектнодеятельностный подход) // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: www.science-education.ru/105-7032 (дата обращения: 04.10.2013).
Яковлева Ю.В. Психологическое содержание, структура и особенности самостоятельности : дис.. канд. психол. наук. Челябинск, 2011. 194 с.
Циринг Д.А. Самостоятельность и беспомощность у студентов высших учебных заведений // Высшее образование сегодня. 2008. № 6. С. 48-50.
Яковлева Ю.В. Самостоятельность в студенческом возрасте (аксиологический аспект) // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 333. С. 153-156.
 Эмоциональный компонент самостоятельности молодых научно-педагогических работников, успешных в научно-педагогической деятельности на разных этапах профессионального становления | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 392.

Эмоциональный компонент самостоятельности молодых научно-педагогических работников, успешных в научно-педагогической деятельности на разных этапах профессионального становления | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 392.