Влияние олимпийского образования на самооценку детей в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392.

Влияние олимпийского образования на самооценку детей в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря

Рассматриваются результаты применения олимпийского образования детей среднего школьного возраста в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря. Показана возможность применения олимпийского образования для повышения самооценки детей. В качестве главного средства формирования самооценки детей рассматриваются олимпийские уроки. Приводятся результаты положительного влияния олимпийского образования на формирование адекватной самооценки в процессе учебной и физкультурно-спортивной деятельности детей среднего школьного возраста в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря.

Effects of the Olympic education on the self-esteem of children in children's educational and health camps.pdf Проблема становления самосознания и самооценки личности является одной из самых значительных и актуальных. Самооценка - это центральное звено произвольной саморегуляции, которая определяет направление и уровень активности человека, его отношения с окружающим миром, людьми, с самим собой [1. С. 116-126]. Средний школьный возраст по многим аспектам является ключевым для формирования личности. Во многом от эффективности организации учебно-воспитательной деятельности будет зависеть успешность дальнейшего обучения в школе, наличие уверенности в собственных силах, желание и умение достигать поставленные цели. В работах ряда исследователей самооценка интерпретируется как образование личности, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее главный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отображающий своеобразие ее внутреннего мира [2-5]. В психолого-педагогической литературе выделяют особенности формирования самооценки у детей среднего школьного возраста. Школьники в основном адекватно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам [6. С. 294]. Формирование самооценки в этом возрасте динамично и обычно идет по трем основным направлениям: самооценка становится частной, т. е. дифференцированной; возрастает число качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком; возникает оценка себя во времени. Самооценка участвует во всех механизмах адаптации человека к условиям жизни. Кроме того, самооценка участвует в процессах активной перестройки как своей жизни, так и условий среды, т. е. является «внутренним двигателем» человека [7. С. 115]. В качестве результата самооценки исследователи выделяют следующие характеристики: в результате осуществления самооценки индивид узнает, превосходит ли его исполнение стандарт, равняется ему или не достигает его; личность сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольна или недовольна собой; констатация личностью качественных, содержательных особенностей своего «Я», своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и к себе [8. С. 96]. В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Физкультурно-спортивная деятельность способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение взаимодействовать и общаться с людьми с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности. В связи с этим нами разработана и внедрена в практику общеобразовательных школ г. Томска и Томской области Программа олимпийского образования школьников и показана ее эффективность в формировании их нравственной культуры средствами олимпизма. Олимпийское образование школьников осуществлялось в форме олимпийских уроков [10. C. 163-167]. Одной из главных задач олимпийских уроков является формирование нормальной (адекватной) самооценки личности детей. В качестве нормы самооценки применяются такие параметры, как ценностные ориентации, идеалы личности, уровень притязаний, требования, предъявляемые коллективом, и др. Сопоставление объективных показателей развития характеристик и их самооценки позволяют говорить об адекватности самооценки: нормальная самооценка, завышенная и заниженная [9. С. 68]. Цель исследования заключалась в экспериментальной проверке влияния олимпийского образования на формирование самооценки школьников в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря (ДООЛ). Организация и методы исследования. Для реализации данной цели в ДООЛ «Лукоморье» г. Томска в рамках эксперимента в 2014 г. программа сезона включала в себя проведение у школьников олимпийских уроков. На данных уроках детей знакомили с историей создания Олимпийских игр, особенностями, целями и задачами Олимпийского движения. В ходе обсуждения истории возникновения и проведения первых Олимпийских игр современности, создания Международного олимпийского комитета, Национального олимпийского комитета дореволюционной и послереволюционной России происходит ознакомление школьников с олимпийской атрибутикой и символикой (факел и церемония его зажжения, олимпийский флаг с пятью кольцами и обозначения этих символов в Олимпийском движении). На основе материалов видеосъемок школьники знакомятся с первыми российскими олимпийскими чемпионами и призёрами, выдающимися спортсменами современности, с томскими спортсменами-олимпийцами и т. д. На реализацию теоретической части олимпийских уроков уходило 1,5 ч в день в течение сезона отдыха. К практическим средствам Программы олимпийского образования относятся: физические упражнения, непосредственное участие в соревнованиях и их организации, ознакомительные выезды на городские соревнования, знакомство с известными спортсменами Томской области, оздоровительно-рекреационные походы, совместное участие в подготовке соревновательной деятельности с использованием творческого подхода, взаимопомощь и моральная поддержка товарищей во время соревнований, посещение мастер-классов спортсменов Томской области, самоконтроль и самоанализ в тренировочном процессе. На их реализацию уходило 2,5 ч в день в течение сезона отдыха [10. С. 163-167]. Для оценки эффективности олимпийских уроков в условиях ДООЛ в начале и конце сезона проводилось исследование, направленное на формирование нормального уровня самооценки детей среднего школьного возраста. Для выявления уровня самооценки до и после эксперимента использовался опросник Г.Н. Казанцевой, который включает 32 суждения. Предлагается пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме: очень часто - 4 балла; часто - 3 балла; иногда - 2 балла; редко - 1 балл; никогда - 0 баллов. Затем подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям и оценивается по следующей шкале: 0-25 баллов - высокий уровень самооценки; 26-45 баллов - средний уровень самооценки; 46128 баллов - низкий уровень самооценки [11. C. 15]. В педагогическом эксперименте приняли участие 117 человек в возрасте 11-12 лет. Из них 57 детей контрольной группы (28 мальчиков и 29 девочек) и 60 экспериментальной (23 мальчика и 37 девочек). Результаты и их обсуждение. Результаты анкетирования детей, направленного на выявление уровня их самооценки, до и после введения олимпийских уроков, представлены в таблице. В ходе анкетирования в начале сезона было выявлено, что у детей контрольной и экспериментальной групп в уровне самооценки различий не обнаружено (50-52% - высокая самооценка, 48-50% - нормальная самооценка, 0% - низкая самооценка). Положительным фактом является то, что в исследуемых группах не оказалось детей с заниженной самооценкой. Известно, что заниженная самооценка может способствовать развитию «комплекса неполноценности», неуверенности в своих силах, повышению уровня тревожности, что в целом может негативно отразиться на физическом и психическом здоровье ребенка. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать свои возможности, часто ставит себе недостижимые, нереальные цели, это может привести к заниженной самооценке. Нормальная самооценка важна в среднем школьном возрасте, так как у детей с завышенной или заниженной самооценкой могут возникнуть трудности в установлении контактов со сверстниками, часто бывает, что коллектив не принимает таких детей. Показатели детей экспериментальной (n = 60 чел.) и контрольной групп (n = 57 чел.) до и после эксперимента, % Контрольная группа Экспериментальная группа Этап эксперимента Заниженная самооценка Нормальная самооценка Высокая самооценка Заниженная самооценка Нормальная самооценка Высокая самооценка До эксперимента 0 48 52 0 50 50 После экспери 0 60 40 0 75 25 мента В конце сезона было проведено анкетирование школьников, направленное на определение самооценки после применения в экспериментальной группе Программы олимпийского образования. В результате анкетирования установлено, что уровень нормальной самооценки у детей контрольной группы повысился на 12%, тогда как в экспериментальной группе после применения Программы олимпийского образования уровень нормальной самооценки повысился на 25%. Мы считаем, что увеличение количества детей с нормальной самооценкой в экспериментальной группе связано с применением разработанной нами Программы олимпийского образования, в которой важное значение имеет организация встреч со спортсменами-олимпийцами. В ходе этих встреч в процессе общения с детьми экспериментальной группы спортсмены делились своим опытом спортивной деятельности, рассказывали о процессе самовоспитания моральных и волевых качеств, о негативных последствиях «звездной болезни» и т.д. Кроме этого, в Программе олимпийского образования присутствует психорегулирующая тренировка, которая направлена на мобилизацию эмоциональных, интеллектуальных и волевых ресурсов человека. Способность к саморегуляции своего эмоционального состояния, поведения и деятельности также способствует формированию адекватной самооценки детей среднего школьного возраста. Выводы. Проведенное исследование показало положительное влияние Программы олимпийского образования на формирование самооценки детей в экспериментальной группе, уровень нормальной самооценки по сравнению с детьми контрольной группы значительно повысился (на 25 и 12% соответственно). Дети экспериментальной группы стали больше рассчитывать на успех в своих делах, повысилась уверенность в себе, дети научились находить компромиссы, стали более лояльно относиться к своим неудачам, научились преодолевать различные препятствия в выполнении поручений или дел, а также перестали бояться трудностей. Поэтому необходимо более широкое внедрение программы Олимпийского образования школьников как в общеобразовательных школах в течение учебного года, так и в период летнего отдыха детей.

Ключевые слова

олимпийское образование, самооценка, дети среднего школьного возраста, физкультурно-спортивная деятельность, Olympic education, self-esteem, children of secondary school age, sports activities

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сосуновский Вадим СергеевичТомский государственный университетстудент факультета физической культурыvadim_sergeevich@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 116-126.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
Эриксон Э.Х. Детство и общество. Нью-Йорк, 1963. 44 с.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2007. 294 с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 115 с.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М. : ФиС, 2006. 96 с.
Шибупшни Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара : Бахрах-М, 2003. 68 с.
Сосуновский В.С., Дурас Е.Е., Загревская А.И. Олимпийское образование как средство формирования нравственной культуры школьников // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 385. C. 163-167.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. М., 2002. 15 с.
 Влияние олимпийского образования на самооценку детей в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392.

Влияние олимпийского образования на самооценку детей в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392.